Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Чем грозит отсутствие Z-отчета в КУРО?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2008/№ 33
В избранном В избранное
Печать
Ответы на вопросы

Чем грозит отсутствие Z-отчета в КУРО?

 

На предприятии в марте 2008 года была проведена проверка соблюдения законодательства о применении РРО. В ходе проверки было выявлено, что 11.05.2007 г. не был распечатан и соответственно не сохранен в книге учета расчетных операций Z-отчет. Какие санкции могут быть применены к предприятию за это нарушение: одна — за нераспечатку, или две — за нераспечатку и за несохранение в КУРО?

(г. Тернополь)

 

Обязанность

ежедневно печатать на регистраторах расчетных операций (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг) фискальные отчетные чеки (далее — Z-отчет) и обеспечивать их хранение в КУРО возложена на субъектов предпринимательской деятельности, которые осуществляют расчетные операции в наличной и/или безналичной форме при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, в соответствии с п. 9 ст. 3 Закона об РРО. Данная обязанность будет считаться выполненной при условии, что фискальные отчетные чеки печатаются ежедневно и хранятся в КУРО.

Согласно

п. 4 ст. 17 Закона об РРО, в случае невыполнения ежедневной печати фискального отчетного чека либо его несохранения в КУРО, применяются финансовые санкции в размере 20 ннмдг (340 грн.).

Обращаем внимание: если Z-отчет не распечатан и не сохранен, к субъекту хозяйствования применяется

один штраф, а не два — отдельно за нераспечатку и отдельно — за несохранение. А потому, в случае если налоговики будут настаивать на иной трактовке и обосновывая факт совершения в этом случае двух отдельных нарушений, за каждое из которых должен быть применен штраф в размере 340 грн., поспорить с ними можно, используя такие аргументы:

1. Как нераспечатка Z-отчета, так и его несохранение в КУРО, приводят к нарушению одной и той же единой обязанности, закрепленной в

п. 9 ст. 3 Закона об РРО, — отчет должен печататься ежедневно и сохраняться в КУРО.

2. Невыполнение ежедневной печати Z-отчета автоматически означает, что он не сохранен в КУРО. Формулировка

п. 4 ст. 17 Закона об РРО подчеркивает лишь то, что только ежедневной печати Z-отчета недостаточно для выполнения обязанности, предусмотренной п. 9 ст. 3 Закона об РРО. В то же время установления факта такого невыполнения уже достаточно, чтобы применить санкцию в размере 20 ннмдг, так как в установлении факта несохранения Z-отчета в КУРО в этом случае нет никакой необходимости.

В споре можно сослаться и на позицию специалистов ГНАУ, высказанную на страницах журнала «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 23, с. 44. Так, в ней указано, что если фискальный чек распечатан, но не сохранен в КУРО, то к субъекту предпринимательской деятельности применяется только финансовая санкция за несохранение его в КУРО.

Если налоговики не согласятся с приведенными аргументами, повторно их изложить можно уже в суде. Суды в таких спорах признают обоснованным применение штрафа в размере 20 ннмдг (см., например,

постановление ВХСУ от 03.08.2005 г. в деле № 11/210).

Если факт нераспечатки или несохранения Z-отчета в КУРО установлен, то избежать необходимости уплаты штрафа с помощью составления объяснительной записки кассира (продавца), привлечения его к дисциплинарной ответственности уже не удастся.

Напомним также о том, что штраф за нарушение законодательства об РРО является административно-хозяйственным. Это означает, что он может быть применен

только в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения субъектом хозяйствования установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности. Так, в ситуации, описанной в вопросе, решение о применении штрафной санкции должно быть принято налоговым органом не позже 12.05.2008 г.

Если все же решение о применении штрафа было вынесено с соблюдением сроков и оснований обжаловать его у субъекта хозяйствования нет, штраф нужно в 10-дневный срок со дня принятия решения о его применении перечислить в Госбюджет (

ст. 25 Закона об РРО). Отметим, что в случае нарушения указанного срока применить штрафные санкции, предусмотренные Законом № 2181, налоговики не смогут, поскольку последний не распространяет свое действие на штрафные санкции, начисленные за нарушения требований Закона об РРО (см. письмо от 15.10.2006 г. № 18547/7/24-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 93). Это значит, что взыскание своевременно не уплаченных штрафных санкций, предусмотренных Законом об РРО, осуществляется исключительно в судебном порядке.

Есть еще один момент, о котором не нужно забывать: ответственность за невыполнение обязанности ежедневно печатать на РРО Z-отчеты и обеспечивать их хранение в книгах учета расчетных операций предусмотрена не только для субъектов хозяйствования, но и для его работников и должностных лиц (

ст. 26 Закона об РРО). Так, ст. 1551 КоАП предусматривает, что за нарушение порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг на лицо, осуществляющее расчетные операции, налагается штраф в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.), а на должностных лиц субъектов предпринимательской деятельности — от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.). При повторном нарушении порядка проведения расчетов в сфере торговли лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за то же нарушение, размер штрафа для лиц, осуществляющих расчетные операции, составит от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.), а для должностных лиц — от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.). Такие дела рассматриваются районными, районными в городе, городскими судами на основании административных протоколов, составленных налоговыми органами. При этом административный протокол составляется при выявлении любого из таких фактов — нераспечатывание Z-отчетов, неежедневное их распечатывание, несохранение Z-отчетов в КУРО (см. письмо ГНАУ от 17.07.2003 г. № 11190/7/23-2117). Но вот сроки, в течение которых могут быть применены штрафы из КоАП, отличаются от сроков применения административно-хозяйственных санкций: в соответствии со ст. 38 КоАП штраф к должностным лицам или другим работникам субъекта хозяйствования может быть применен только в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения. Это означает, что в рассматриваемом нами случае штрафы из КоАП уже не могут быть применены.

Елена Уварова, юрист

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно