Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об особенностях взимания в 2008 году платежей за пользование недрами и сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2008/№ 34
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 16.04.2008 г. № 7931/7/15-0917

Об особенностях взимания в 2008 году платежей за пользование недрами и сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 16.04.2008 г. № 7931/7/15-0917

(извлечение)

 

Государственная налоговая администрация Украины направляет для использования в работе Рекомендации по особенностям взимания в 2008 году сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в условиях действия Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины».

Заместитель председателя С. Чекашкин

 

 

Приложение

к письму ГНА Украины от 16 апреля 2008 г. № 7931/7/15-0917

Рекомендации

по особенностям взимания в 2008 году сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, и платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых

 

Взимание сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, регламентируется

Порядком установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 г. № 115 «Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания» (с изменениями и дополнениями, далее — Порядок № 115), и Инструкцией о порядке взимания сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденной совместным приказом Комитета Украины по вопросам геологии и использования недр и ГНА Украины от 23.06.99 г. № 105/309, зарегистрированным в Минюсте Украины 16.07.99 г. под № 474/3767 (с изменениями и дополнениями, далее — Инструкция № 105/309).

Согласно приложению к Порядку № 115

нормативы сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, установлены отдельно для каждого вида полезных ископаемых или группы близких по назначению полезных ископаемых в гривнях к единице добычи или погашения в недрах запасов полезных ископаемых.

Для плательщиков сбора за геологоразведочные работы

порядок подачи расчетов и уплаты сбора в государственный бюджет в 2008 г. не изменился. При этом согласно п.п. 3 п. 19 раздела II Закона Украины от 27.12.2007 г. № 107-VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее — Закон № 107-VI) к нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 г. № 115, применяется коэффициент 2,27.

Расчет

сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета (далее — Расчет сбора), составляется по форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции № 105/309, которая не предусматривает применения коэффициента 2,27 к нормативам сбора. В связи с этим в строке 4 «Норматив сбора» необходимо проставлять норматив сбора с учетом коэффициента 2,27, который должен содержать столько знаков после запятой, сколько содержала его начальная величина, установленная в приложении к Порядку № 115.

Кроме того

, п.п. 4.2 п. 4 Инструкции № 105/309 предусмотрено, что нормативы сбора подлежат индексации с учетом официально установленного и опубликованного индекса инфляции за последний месяц отчетного квартала и определяются в процентах к предыдущему месяцу с одним десятичным знаком после запятой.

При составлении Расчета сбора рекомендуем в

строке 06 «Проиндексированный норматив сбора» проставлять проиндексированные нормативы сбора, содержащие 5 (пять) десятичных знаков после запятой. Например, норматив сбора для минеральных подземных вод составляет 0,3 грн. за м3 воды, поэтому с учетом коэффициента 2,27 он будет составлять 0,7 грн. за м3 воды (с округлением по общеустановленным правилам 0,3 х 2,27 = 0,681 грн.). Следовательно, если индекс инфляции за последний месяц отчетного квартала будет составлять 102,3 процента, то в строке 6 норматив сбора за геологоразведочные работы с учетом индекса инфляции составит 0,7161 грн. за м3 воды (0,7 х 102,3 : 100 = 0,7161).

Расчеты

сбора, базовый налоговый (отчетный) период для которого равняется календарному кварталу, подаются недропользователями в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, а уплата сбора производится в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи расчета сбора.

Сбор за геологоразведочные работы уплачивается в государственный бюджет.

Что касается взимания

платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, то необходимо указать, что в 2008 г. порядок подачи налоговых расчетов и уплаты платежа не изменяется. Взимание платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, регламентируется Порядком взимания платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 08.11.2000 г. № 1682 «О плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых» (с изменениями и дополнениями, далее — постановление № 1682), и Инструкцией о порядке исчисления и взимания платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденной совместным приказом Минэкологии Украины, Минфина Украины, ГНА Украины и Минтруда Украины от 08.02.2001 г. № 37/45/73/44, зарегистрированным в Минюсте Украины 22.02.2001 г. под № 160/5351, с изменениями и дополнениями.

По плате за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых,

расчет платы подается по форме, приведенной в приложении 3 к п. 6.3 этой Инструкции.

В 2008 г. нормативы платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, утвержденные постановлением № 1682, подлежат

индексации согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 06.11.2003 г. № 1735 «О проведении индексации нормативов платы (сбора) за использование природных ресурсов».

В соответствии с информацией, предоставленной Государственным комитетом статистики Украины, индекс цен производителей промышленной продукции в 2003 г. составляет 111,1 процента, в 2004 г. — 124,1, в 2005 г. — 109,5, в 2006 г. — 114,1 и в 2007 г. — 123,3 процента.

Следует заметить, что

форма расчета платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, не предусматривает применения индекса цен производителей промышленной продукции к годовым нормативам платы за пользование недрами. Следовательно, в колонке 4 «Годовой норматив платы» рекомендуем проставлять норматив платы с учетом индекса цен производителей промышленной продукции. Проиндексированный норматив платы с учетом индекса цен производителей промышленной продукции должен содержать столько знаков после запятой, сколько содержала его начальная величина, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

Так, если норматив платы за выращивание грибов, овощей, цветов и других растений при использовании подземного пространства специально образованных и существующих горных выработок (отработанных и приспособленных), а также природных пустот составляет 0,08 грн. за м2, то в 2004 г. применялся норматив платы, который составлял 0,09 грн. за м2 (0,08 х 1,111 = 0,08888).

Указанный норматив является базовым при определении величины норматива на 2005 г. с учетом индекса цен производителей промышленной продукции, сложившегося за 2004 г. Поэтому в 2005 г. применялся норматив платы 0,11 грн. за м2 (0,09 х 1,241 = 0,11169), в 2006 г. — 0,12 грн. за м2 (0,11 х 1,095 = 0,12045), в 2007 г. — 0,14 грн. за м2 (0,12 х 1,141 = 0,1368), соответственно

в 2008 г. должен применяться норматив платы 0,17 грн. за м2 (0,14 х 1,233 = 0,1727).

Расчеты

платы за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, подаются в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, по местонахождению используемого участка недр, а уплата производится в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в бюджет по местонахождению участка недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. Эта плата, как и ранее, уплачивается в полном объеме в местные бюджеты.

В отношении платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых в 2008 г. необходимо учесть следующее

.

С целью приведения в соответствие с Кодексом Украины о недрах, законами Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI и от 25.06.91 г. № 1251-XII «О системе налогообложения» постановлением Кабинета Министров Украины от 26.03.2008 г. № 264 «О мерах по взиманию платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых» (далее — постановление № 264)

утвержден новый Порядок взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых. Этим Порядком установлены единые правила взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного и местного значения на территории Украины в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, определения плательщиков и объекта налогообложения платежей за пользование недрами, установления порядка определения стоимости единицы добытого полезного ископаемого и установления порядка исчисления налоговых обязательств.

Пунктом 2 Порядка № 264 установлено, что платежи взимаются с субъектов хозяйствования, осуществляющих добычу полезных ископаемых или геологическое изучение недр с дальнейшей опытно-промышленной разработкой.

Статьей 19 Кодекса Украины о недрах определено, что недра предоставляются в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам

только при наличии у них специального разрешения на пользование участком недр. Право на пользование недрами удостоверяется актом о предоставлении горного отвода.

Пользование недрами без получения специального разрешения на пользование недрами является нарушением ст. 19 Кодекса Украины о недрах независимо от наличия разрешений водоохранных организаций, местных органов исполнительной власти и т. п.

На 2008 г. постановлением Кабинета Министров Украины от 27.02.2008 г. № 273 «Об утверждении Порядка предоставления в 2008 году специальных разрешений на пользование недрами»

утвержден Порядок предоставления специальных разрешений на пользование недрами, предусматривающий процедуру предоставления специальных разрешений на все виды пользования недрами.

Согласно п. 3 Порядка № 264 объектом взимания платежей за пользование недрами является объем (количество) погашенных или добытых полезных ископаемых, который определяется плательщиком согласно соответствующей инструкции, утвержденной Минприроды.

Пунктом 4 этого Порядка указано, что стоимость добытых полезных ископаемых за отчетный (налоговый) период исчисляется плательщиком с учетом объема готовой продукции, находящейся на складе горнодобывающего предприятия, и большей ее величины, исчисленной по фактическим ценам реализации добытых полезных ископаемых или по их расчетной стоимости.

Стоимость единицы добытых полезных ископаемых определяется:

по

фактической цене реализации полезных ископаемых — согласно положениям пунктов 5 — 7 указанного Порядка;

по

расчетной стоимости — согласно положениям пунктов 8 — 13 Порядка № 264.

Налоговые обязательства по платежам за пользование недрами для добычи полезных ископаемых за отчетный период исчисляются согласно п. 14 Порядка № 264 по формуле в зависимости от применения базовых нормативов платежей (абсолютных (т. е. для добытых и погашенных запасов)) и относительных величин (в процентах к стоимости единицы добытых полезных ископаемых).

Следует отметить, что в Порядке № 264

не предусмотрена норма по освобождению от уплаты платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, как это было предусмотрено п. 16 Порядка взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 12.09.97 г. № 1014 «Об утверждении базовых нормативов платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и Порядка взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых», в частности:

добыча погашенных запасов, отнесенных в процессе разработки месторождений в установленном порядке к категории утраченных в недрах, в том числе повторной разработки месторождений;

использование горно-промышленных отходов, образующихся в процессе переработки полезных ископаемых (шламы, пыль, шлаки и т.п.);

использование вскрышных и сопутствующих пород, образующихся в процессе добычи полезных ископаемых, не взятых в установленном порядке на баланс.

Одновременно обращаем внимание, что постановлением Кабинета Министров Украины от 26.03.2008 г. № 264 также внесены изменения в постановление Кабинета Министров Украины от 05.05.97 г. № 432 «Об утверждении Классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых государственного фонда недр» в части определения товарной продукции, а именно: «

товарная продукция горнодобывающего предприятия — минеральное сырье, которое добыто горнодобывающим предприятием и отвечает установленным стандартам».

Подпунктом 4 п. 19 раздела II Закона Украины № 107-VI установлено, что в 2008 г. вводятся

базовые нормативы платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых согласно приложению 1 к разделу II Закона № 107-VI, исходя из объемов погашенных запасов полезных ископаемых, добытых полезных ископаемых, товарной продукции и стоимости добытых полезных ископаемых, товарной продукции.

В 2008 г. приложением 1 к Закону № 107-VI для некоторых полезных ископаемых установлены

новые базовые нормативы, в частности, для: газа (метана) угольных месторождений, сапропеля, соли каменной для пищевой промышленности, фосфоритов (агроруды).

Приложением 1 к Закону № 107-VI для некоторых полезных ископаемых

значительно увеличены базовые нормативы платы, в частности, для нефти и конденсата, каменного угля, доломита, песка формовочного, флюсового известняка, соли каменной, мела для производства соды, известняка для сахарной промышленности, мела и известняка на известь, мела строительного, гипса и сырья для химических мелиорантов почв.

Также внедрена

дифференциация нормативов платежей для глинистых пород, а именно для таких полезных ископаемых, как каолин первичный, каолин вторичный, глина огнеупорная, глина тугоплавкая, сырье керамзитовое, сырье кирпично-черепичное, базовые нормативы установлены в зависимости от содержания оксида алюминия в процентах (Al2O3) и делятся на следующие группы:

кислые — до 14 процентов —

3,0 грн.;

полукислые — 14 — 28 процентов —

4,0 грн.;

основные — 28 — 38 процентов —

9,0 грн.;

высокоосновные — 38 — 45 процентов —

13,5 грн.;

высокоглиноземистые — свыше 45 процентов —

20,0 грн. за одну тонну добытого сырья.

Обращаем внимание

, что согласно перечню полезных ископаемых, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 12.12.94 г. № 827 «Об утверждении перечней полезных ископаемых общегосударственного и местного значения», глинистые породы (каолин первичный, каолин вторичный, глина огнеупорная, глина тугоплавкая, сырье керамзитовое, сырье кирпично-черепичное) отнесены к полезным ископаемым общегосударственного значения.

На 2008 г. Законом № 107-VI для значительного количества полезных ископаемых

введены базовые нормативы платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых вместо нормативов в абсолютных величинах, как это было определено Законом № 398-V, установлены нормативы платежей в относительных величинах (процентах к стоимости минеральной продукции). Так, для кварцита и кварцевого песка для металлургии базовый норматив установлен в размере 7,5 процента к стоимости товарной продукции, калийно-магниевой соли — 3,0 процента, полевого шпата (пегматит) — 5,0 процентов, песка для производства стекла — 7,5 процента, сырья для пиленых стеновых материалов — 3,0 процента, сырья для производства минеральной ваты (андезит, андезито-базальт, базальт) — 7,5 процента, сырья для бутового камня (все виды горных пород, пригодность которых определяется государственными стандартами) — 7,5 процента, сырья песчано-гравийного — 5,0 процентов, сырья для облицовочных материалов — 3,0 процента, сырья поделочного — 4,0 процента, сырья ювелирно-поделочного — 4,0 процента, сырья ювелирного — 5,0 процентов.

Для урановой руды и золоторудного сырья

нормативы установлены в размере 0 процентов. Кроме этого, нулевые базовые нормативы платежей за пользование недрами установлены для бурого угля и железной руды для обогащения с содержанием магнетитового железа менее 20 процентов.

Обращаем внимание, что по цементному сырью и по глинистым породам (каолин первичный, каолин вторичный, глина огнеупорная, глина тугоплавкая, сырье керамзитовое, сырье кирпично-черепичное)

базовые нормативы установлены за объемы добытых полезных ископаемых.

Расчеты

платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых подаются пользователями недр в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала в органы государственной налоговой службы:

по местонахождению в пределах территории Украины участка недр, с которого добыты полезные ископаемые;

по месту учета плательщика в случае размещения участка недр, с которого добыты полезные ископаемые, в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Если место учета плательщика не совпадает с местонахождением

в пределах территории Украины участка недр, с которого добыты полезные ископаемые, копия налогового расчета по платежам подается органу государственной налоговой службы по месту учета плательщика.

Плательщик

в течение десяти календарных дней по окончании предельного срока подачи налогового расчета за налоговый (отчетный) период выполняет обязательство по внесению платежей в сумме, определенной в расчете по платежам, поданном им в орган государственной налоговой службы:

по местонахождению в пределах территории Украины участка недр, с которого добыты полезные ископаемые;

по месту учета плательщика в случае размещения участка недр, с которого добыты полезные ископаемые, в пределах континентального шельфа и/или исключительной (морской) экономической зоны Украины.

Заместитель директора Департамента налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей)
 А. Задорожный



комментарий редакции

Плательщики! К плате за пользование недрами готовы?
— Всегда готовы!

(но без рекомендаций ГНАУ все равно не обойтись)

Комментируемое письмо является традицион­ным ежегодным напутствием от ГНАУ всем недропользователям, которые обязаны уплачивать соответствующие ресурсные сборы (платежи) и подавать по ним налоговую отчетность. Остановимся кратко на основных положениях письма.

1.

Сбор за геологоразведку. Здесь по сравнению с прошлым годом практически ничего не изменилось, но если кто-то из плательщиков сбора что-нибудь подзабыл, советуем обратиться к статье на эту тему, опубликованной в сегодняшнем номере (см. с. 45). Для тех, кто полностью уверен в себе, вслед за авторами письма лишь напомним, что к нормативам сбора за геологоразведочные работы в 2008 году должен применяться коэффициент 2,27. Кроме того, обращаем внимание, что приведенное в письме значение индекса инфляции за март есть, судя по всему, величина условная, и на самом деле при индексации таких нормативов по результатам I квартала 2008 года следует применять коэффициент 1,038. Округлять результирующее значение проиндексированного норматива сбора рекомендуется до пяти десятичных знаков.

И еще одно замечание. Как и в своем прошлогоднем письме от 26.03.2007 г. № 5849/7/15-0917 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 34), ГНАУ снова посетовала на несоответствие отчетной формы требованиям действующего законодательства, но, скорее всего, плательщики и дальше будут продолжать пользоваться устаревшей формой, датированной началом 2002 года. По крайней мере, информацией о желании налоговиков привести эту форму к сегодняшним реалиям мы не располагаем.

2.

Плата за пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых. В отношении этого платежа на законодательном уровне также никаких изменений не произошло. По-прежнему годовые нормативы платы за пользование недрами подлежат ежегодной индексации на индекс цен производителей промышленной продукции, который за 2007 год составил 123,3 %. Как и раньше, отчетная форма не предусматривает применение такого индекса к указанным нормативам, поэтому выходить из ситуации следует традиционным путем — в колонке, предназначенной для отражения годового норматива, необходимо привести его значение с учетом последовательных индексов цен производителей промышленной продукции, начиная с 2003 года. И снова у ГНАУ есть целый год, чтобы утвердить правильную форму. Успеет ли? Вопрос, скорее, риторический.

3.

Платежи за пользование недрами для добычи полезных ископаемых. В этой части письма новостей больше всего, но и вопросов осталось не меньше. Дело в том, что постановлением Кабмина от 26.03.2008 г. № 264 принят новый Порядок исчисления платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых (далее — Порядок № 264), который принципиально отличается от существовавшего ранее. Как следствие, не представляется возможным использовать в дальнейшем применявшиеся ранее отчетные формы, содержащиеся в приложениях к п. 6.3 Инструкции о порядке исчисления и взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденной совместным приказом Минэкобезопасности Украины, Минтруда Украины, ГНАУ, Госкомгеологии Украины от 30.12.97 г. № 207/472/51/157. И это, безусловно, затрудняет правильное заполнение и своевременную подачу отчетности уже по результатам I квартала этого года.

Заметим, что существование указанной про­блемы открыто признается в консультации ведущего специалиста ГНАУ, опубликованной в «Вестнике налоговой службы Украины», 2008, № 16, однако в ком­ментируемом письме об этом даже не упоминается. Вместо этого содержание третьей части письма сводится к пересказу основных положений Порядка № 264, а практическая ценность рекомендаций главного налогового органа по исчислению платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых близится к нулю.

Между тем, в упомянутой выше консультации плательщикам предлагается, руководствуясь нормами абз. второго п.п. «з» п.п. 4.4.2 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III, подать отчетность по другой форме, если они считают, что утвержденная форма налоговой отчетности увеличивает или уменьшает их налоговые обязательства вопреки нормам действующего законодательства. Там же приведены примеры заполнения формы налогового расчета по платежам за пользование недрами для добычи полезных ископаемых и примеры расчета налоговых обязательств по этим платежам в соответствии с новым Порядком.

К сожалению, объем данного комментария не позволяет ознакомить заинтересованных читателей с упомянутыми рекомендациями налоговиков. Но уже в одном из ближайших номеров нашего издания мы обязательно вернемся к данной теме и подробно рассмотрим новации в исчислении платежей за пользование недрами, предусмотренные Порядком № 264, а также приведем свои советы по заполнению отчетности.

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно