Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Сбор за геологоразведочные работы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Апрель, 2008/№ 34
В избранном В избранное
Печать
Статья

Сбор за геологоразведочные работы

 

После предыдущих статей о ресурсных платежах, которые, образно говоря, были посвящены двум главным стихиям: воздуху (экосбор) и воде (сбор за спецводопользование), настал черед обратиться к третьей стихии — земле. Сегодня речь пойдет о сборах и платежах, связанных с недропользованием. И первый из них — сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

Кодекс о недрах

— Кодекс Украины о недрах от 27.07.94 г. № 132/94-ВР.

Закон № 1251

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 320

— Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV.

Закон № 1264

— Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25.06.91 г. № 1264-XII.

Закон № 107

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99).

Порядок № 115

— Порядок установления нормативов сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, и его взимания, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 29.01.99 г. № 115.

Инструкция № 105/309

— Инструкция о порядке взимания сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, утвержденная приказом Комитета Украины по вопросам геологии и использования недр, ГНА Украины от 23.06.99 г. № 105/309.

 

Сбор за геологоразведку — одна из составляющих платы за недра

Согласно

ст. 28 Кодекса о недрах пользование недрами в Украине является платным. Плата взимается за пользование недрами в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Одной из разновидностей такой платы Кодекс о недрах называет отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.

При этом

частью первой ст. 33 этого Кодекса установлено, что указанные отчисления взимаются с пользователей недр, осуществляющих добычу полезных ископаемых на ранее разведанных месторождениях, полностью поступают в госбюджет и направляются на развитие минерально-сырьевой базы. И хотя уже несколько лет подряд приведенная норма приостанавливается госбюджетными законами в части направления использования этих отчислений, сами отчисления остаются составной частью отечественной системы налогообложения. Правда, в Законе № 1251 (см. п. 12 части первой ст. 14) и ряде других нормативных актов такие отчисления названы сбором, но от этого суть данного ресурсного платежа не изменяется, хотя порой и вносит определенную путаницу (об этом речь пойдет дальше).

Единые правила взимания и исчисления сбора, а также составления расчетов и их предоставления в налоговые органы регламентируются

Порядком № 115 и разработанной на его основании Инструкцией № 105/309. Рассмотрим главные моменты перечисленных нормативно-правовых актов, делая упор на нюансах составления отчетности, поскольку традиционно эти нюансы вызывают наибольшее количество вопросов у плательщиков ресурсных налогов и сборов. Начнем же с определения круга плательщиков «геологического» сбора.

 

Плательщики и неплательщики

В соответствии с

п. 2.1 Инструкции № 105/309 плательщиками сбора за геологоразведочные работы являются все недропользователи, независимо от формы собственности, включая предприятия с иностранными инвестициями, добывающие полезные ископаемые на расположенных в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны месторождениях:

— ранее разведанных и переданных в установленном порядке для промышленного освоения;

— с предварительно оцененными запасами, которые по согласию заинтересованных недропользователей переданы им для опытно-промышленной разработки и промышленного освоения.

Если в состав предприятия

-недропользователя входят структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица и осуществляющие добычу полезных ископаемых (шахты, рудники, карьеры, цеха и т. п.), то плательщиком сбора является головное предприятие, в состав которого входят такие структурные подразделения.

От уплаты сбора за геологоразведочные работы освобождаются

землевладельцы и землепользователи, которые осуществляют в установленном порядке добычу полезных ископаемых местного значения для собственных потребностей (т. е. без реализации добытого минерального сырья или продукции его переработки) или пользуются недрами для хозяйственных и бытовых потребностей на предоставленных им в собственность или пользование земельных участках. Об этом говорится в п. 7.1 Инструкции № 105/309.

К полезным ископаемым местного значения

в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 12.12.94 г. № 827, в частности, относятся:

— известняки и мел для химической мелиорации почв и выжигания извести;

— сырье для бутового камня (граниты, мигматиты, известняки, песчаники);

— сырье песчано-гравийное (галька, гравий, песок);

— сырье кирпично-черепичное (суглинок, супесок, глина легкоплавкая).

Остальные полезные ископаемые, в том числе

природный газ, нефть, уголь, торф, металлические руды, а также все подземные воды (минеральные, столовые, пресные) имеют общегосударственное значение. Это означает, что «геологический» сбор при добыче таких ископаемых должен уплачиваться в любом случае.

В то же время

п. 12 Порядка № 115 содержит норму, в соответствии с которой сбор за выполненные геологоразведочные работы не взимается за добычу:

1) ранее погашенных запасов полезных ископаемых, отнесенных в процессе разработки месторождений в установленном порядке к категории утраченных в недрах;

2) углеводородного сырья из нерентабельных скважин с целью недопущения взрывоопасных газопроявлений в населенных пунктах нефтегазопромышленных районов;

3) подземных вод, не использующихся в народном хозяйстве:

— добыча которых является технологически вынужденной в связи с добычей других полезных ископаемых в объемах, согласованных с соответствующими органами государственного горного надзора, государственного геологического контроля и охраны окружающей природной среды;

— которые добываются из недр для устранения их загрязнения;

— которые добываются из недр для устранения их вредного воздействия (подтопления, засоления, заболачивания, загрязнения, возникновения сдвигов и т. п.).

Пунктом 1.3

Инструкции № 105/309 предусмотрено, что уплата сбора за геологоразведочные работы не освобождает пользователей недр от уплаты других обязательных платежей, если иное не установлено законодательными актами Украины и международными соглашениями. А в каких случаях действующее законодательство позволяет не уплачивать собственно сбор за геологоразведку? Входят ли в число неплательщиков сбора субъекты упрощенных систем налогообложения — плательщики единого и фиксированного сельскохозяйственного налога?

 

Упрощенцы и сбор за геологоразведку

Что касается последних, то им следует иметь в виду положения

Закона № 320, включающего сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета в перечень налогов и сборов (обязательных платежей), в счет которых уплачивается фиксированный сельскохозяйственный налог. Таким образом, плательщики ФСН не являются плательщиками указанного сбора.

Не все так однозначно с субъектами предпринимательства, избравшими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предполагающую уплату

единого налога. В Указе № 727, на сегодняшний день регламентирующем деятельность единоналожников, упоминания об освобождении таких субъектов от уплаты сбора за геологоразведочные работы нет. Между тем в ст. 6 данного Указа, содержащей перечень налогов и сборов (обязательных платежей), которые единаложники имеют право не уплачивать, можно встретить сбор за специальное использование природных ресурсов. При этом из ст. 5 Закона № 1264 следует, что к природным ресурсам относятся земля, недра, воды, атмосферный воздух, лес и другая растительность и животный мир. Кроме того, ст. 39 этого Закона определено, что полезные ископаемые, за исключением общераспространенных, являются природными ресурсами общегосударственного значения.

Как было сказано выше,

Кодекс о недрах рассматривает отчисления за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, как одну из разновидностей платы за пользование недрами, что дает определенные основания приравнять такие отчисления к сбору за специальное использование природных ресурсов. А раз так, то, казалось бы, единоналожники не должны уплачивать сбор за геологоразведку.

Однако и в этом случае, как и в случае со взносами в Фонд Украины социальной защиты инвалидов (превратившимися в ныне действующем законодательстве в административно-хозяйственные санкции) или в случае со сборами на обязательное государственное пенсионное страхование (которые теперь называются взносами), единоналожникам не повезло. И те и другие с некоторых пор должны платить, поскольку разные нормативно-правовые акты называют один и тот же платеж разными терминами, что приводит к разночтениям не в пользу налогоплательщиков. То же самое относится и к сбору за геологоразведку.

Так, в консультации специалистов ГНАУ, опубликованной в «Вестнике налоговой службы Украины», 2006, № 10, указывается, что сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета, и сбор за специальное использование природных ресурсов — суть разные платежи, поскольку отдельно встречаются в перечне общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) из

ст. 14 Закона № 1251. Поэтому первый из них единоналожники все-таки уплачивать должны, а вот от второго — освобождены (в том числе и от платежей за пользование недрами, о которых будет идти речь в следующей статье цикла, посвященного ресурсным платежам, а также от сбора за спецводопользование // см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 32).

 

Геологоразведка за свой счет: есть ли объект для уплаты сбора?

Не будем спорить с такой позицией налоговиков, а обсудим другой типичный вопрос, который зачастую возникает на практике у недропользователей: если геологоразведка проводилась предприятием самостоятельно и финансировалась полностью за счет собственных средств (бюджетные источники при этом вообще не привлекались), является ли такое предприятие плательщиком сбора за геологоразведочные работы?

Если исходить из семантики названия рассматриваемого сбора, то напрашивается однозначный вывод:

сбор уплачивается только при наличии госбюджетного финансирования геологоразведочных работ. Другими словами, не были потрачены бюджетные деньги на геологоразведку — нет и оснований для уплаты указанного сбора. Однако такой четкой формулировки нельзя встретить ни в одном из писем ГНАУ или консультаций специалистов налоговых органов, посвященных обсуждаемому вопросу (см., например, консультацию в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 10 или письма ГНАУ от 13.09.2006 г. № 10237/6/15-0816 и от 10.04.2006 г. № 3968/6/15-0816 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 41).

Традиционно в этих случаях налоговики опираются на

п. 5.4 Инструкции № 105/309, где говорится о необходимости применения понижающих коэффициентов недропользователями, осуществляющими добычу полезных ископаемых на месторождениях, разведка которых производилась частично за счет собственных средств. Тогда согласно указанной норме величину сбора, исчисленную по общим правилам, необходимо откорректировать на соответствующие коэффициенты, которые составляют для тех месторождений, где выполнены:

— общие и детальные изыскательские работы и предварительная разведка за счет государственного бюджета, а детальная разведка за счет собственных средств — 0,6;

— доразведка запасов полезных ископаемых за счет собственных средств — 0,6;

— общие и детальные изыскательские работы за счет государственного бюджета, а предварительная и детальная разведка за счет собственных средств — 0,4;

— общие изыскательские работы частично за счет государственного бюджета на стадии региональных работ, а детальные изыскательские работы, предварительная и детальная разведка за счет собственных средств — 0,2.

То же самое находим и в

п. 4 Порядка № 115, где уточняется, что основанием для применения коэффициентов при исчислении сбора является справка Минприроды, копия которой подается недропользователем в органы государственной налоговой службы и учитывается при исчислении сбора начиная с того квартала, в котором она была подана. Для получения такой справки недропользователь подает в Государственный информационный геологический фонд («Геоинформ») письмо-заявление на ее получение и заверенную копию документов или извлечения из них, которые подтверждают внебюджетное финансирование отдельных стадий выполненных геологоразведочных работ (извлечение из финансового плана предприятия, сметы расходов собственных средств, отчеты о выполненных геологоразведочных работах по формам № 01-гр и № 2-гр* и т. п.).

* Заметим, что приказом Госкомстата Украины от 02.01.2008 г. № 2 отменен приказ этого же ведомства от 25.01.2000 г. № 17, которым были утверждены формы государственной статистической отчетности № 1-гр и № 2-гр, а также инструкции по их заполнению.

Таким образом, как

Инструкцией № 105/309, так и Порядком № 115 предусмотрен пропорциональный принцип исчисления сбора за геологоразведочные работы: чем меньше бюджетных средств вложено в разведку месторождения полезных ископаемых, тем меньше сумма сбора, которую должен уплачивать недропользователь, осуществляющий их добычу. Однако ни в этом, ни в других нормативных документах, регулирующих механизм взимания сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, не говорится о полном освобождении плательщика от его уплаты на том основании, что в этих работах вовсе отсутствует доля госбюджетного финансирования.

Объясняется это тем, что «общие изыскания всех полезных ископаемых производились и производятся на стадии геологического картирования территории Украины, которое финансировалось ранее и финансируется сейчас исключительно за государственные средства» (цитата взята из консультации налоговиков, размещенной на официальном сайте ГНАУ по адресу: http://www.sta.gov.ua/tax/control/uk/faq/question?questionId=81040). Таким образом, в настоящее время нельзя утверждать, будто разведка полезных ископаемых полностью от начала до конца производилась за счет субъекта предпринимательской деятельности. Поэтому самое большое, на что может претендовать недропользователь, — это применение понижающего коэффициента, равного 0,2, в том случае, если за счет бюджета частично выполнялись только общие изыскательские работы на стадии региональных работ.

Кстати, многие недропользователи некорректно трансформируют ключевой вопрос этого раздела, превращая его, например, в такой: «следует ли уплачивать сбор за геологоразведочные работы, если работы по бурению артезианской скважины производились полностью за счет предприятия?». Как видим, в этом случае происходит подмена понятий «финансирование геологоразведочных работ» и «финансирование работ по добыче полезных ископаемых». Очевидно, что это разные вещи, и на это следует обращать внимание самим налогоплательщикам, чтобы не иметь проблем с проверяющими из-за неуплаты сбора за геологоразведку.

 

Платят ли сбор за геологоразведочные работы военные?

Говоря о плательщиках сбора за геологоразведку, нельзя не коснуться вопроса, являются ли ими воинские части Вооруженных Сил Украины, добывающие полезные ископаемые, в том числе подземную воду. Военные юристы, отстаивая в судах точку зрения об освобождении воинских формирований от уплаты этого сбора, традиционно ссылались при этом на

ст. 14 Закона Украины «О Вооруженных Силах Украины» от 06.12.91 г. № 1934-XII, которой было определено, что земля, воды и другие природные ресурсы, а также имущество, закрепленные за воинскими частями, учебными заведениями, учреждениями и организациями Вооруженных Сил Украины, являются государственной собственностью, принадлежат им на праве оперативного управления и освобождаются от всех видов налогов**.

** Законом № 107 эта статья с начала текущего года дополнена словами «в соответствии с законами о налогообложении», что должно, видимо, свести на нет необоснованные претензии предприятий Министерства обороны в отношении неуплаты ими тех или иных налогов (сборов).

Руководствуясь этой нормой, суды различных инстанций, бывало, даже принимали решения в пользу военных, причем не только по рассматриваемому сбору, но и по налогу с владельцев транспортных средств и прочим налогам и сборам. При этом как раньше, так и сейчас в

Законе № 1251 неизменно присутствовала и присутствует норма о том, что ставки, механизм взимания налогов и сборов (обязательных платежей), а также льготы по налогообложению не могут устанавливаться иными законами Украины, кроме законов о налогообложении.

В отношении сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета, можно, конечно, вспомнить, что механизм его взимания, а также ставки указанного сбора в действительности законами не определяются, после чего поставить вопрос глобально: а является ли вообще требование налоговиков о его уплате законным? Здесь суды на сегодняшний день выработали достаточно взвешенную позицию:

если сам налог (сбор, обязательный платеж) является согласно Закону № 1251 составной частью отечественной системы налогообложения, то обязательность его уплаты сомнению подвергаться не должна (см., например, постановление Высшего административного суда Украины от 22.06.2006 г. по делу № К-7153/06).

Сказанное означает: поскольку сбор за геологоразведку в

Законе № 1251 все же есть, а Кодексом о недрах определено, что порядок установления его нормативов и его взимания определяется Кабинетом Министров, то платить его должны все, в том числе и воинские части. Если, конечно, другие нормативно-правовые акты не говорят об обратном (как, например, в случае с субъектами упрощенных систем налогообложения, о чем шла речь выше).

 

Совместная деятельность и сбор за геологоразведку

Вопросы, связанные с практическим применением договоров совместной деятельности, не так давно уже рассматривались на страницах нашего издания (см. тематический выпуск газеты «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 34). Однако там не обсуждалась возможность использования этой формы хозяйствования при осуществлении добычи полезных ископаемых, а это волнует многих недропользователей.

Рассматривая указанную проблему, прежде всего следует иметь в виду, что согласно

ч. первой ст. 13 Конституции Украины недра, которые находятся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа. Это значит, что никто не может быть собственником того или иного участка недр, ими можно только пользоваться в порядке, установленном специальным законодательством.

К такому законодательству относится, в частности,

Кодекс о недрах, статьей 24 которого определено, что недропользователи — это субъекты хозяйствования, получившие специальное разрешение на пользование конкретным участком недр. Наличие такого разрешения предоставляет право осуществлять геологическое изучение этого участка, комплексную разработку месторождений полезных ископаемых и другие работы, указанные в специальном разрешении.

Другим специальным законом в сфере недропользования, а именно

Законом Украины «О нефти и газе» от 12.07.2001 г. № 2665-III (см. ч. четвертую ст. 14), предусмотрено, что собственник специального разрешения на пользование нефтегазоносными недрами не может дарить, продавать или как-нибудь иначе отчуждать права, предоставленные ему таким разрешением, другому юридическому или физическому лицу, в том числе передавать их в состав имущества совместной деятельности. На это обращается внимание в письме ГНАУ от 21.01.2008 г. № 851/7/15-0917. Здесь же налоговики подчеркивают, что плательщиками сбора за геологоразведочные работы могут быть только юридические или физические лица, получившие специальные разрешения на пользование недрами, а договоры о совместной деятельности не относятся ни к одной из указанных категорий субъектов гражданских правоотношений. Этот же подход закреплен и в письме ГНАУ от 04.04.2008 г. № 7012/7/15-0317 («Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 32).

Закончив обсуждение субъектного состава возможных плательщиков и неплательщиков рассматриваемого сбора, перейдем к изучению объекта для его исчисления, после чего подробно остановимся на порядке заполнения и предоставления соответствующего расчета.

 

Объект исчисления и нормативы сбора

Объектом исчисления сбора

за геологоразведочные работы является объем добытых полезных ископаемыхдля нефти, конденсата, газа природного, в том числе и метана угольных месторождений, торфа, сапропеля, сырья для изготовления оптической и пьезооптической продукции, сырья ювелирного и ювелирно-поделочного, подземных вод (пресных, минеральных, термальных, промышленных), рапы, минеральных грязей и ила и объем погашенных в недрах запасов полезных ископаемых — для других полезных
ископаемых
.

Объем погашенных запасов полезных ископаемых определяется как сумма объемов добытых полезных ископаемых и фактических их потерь в недрах во время добычи, за исключением предусмотренных протоколом Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых или техническими проектами на разработку месторождения потерь полезных ископаемых в охранных, барьерных целиках и вблизи некачественно затампонованных скважин, при условии согласования их объемов с органами государственного горного надзора.

Объемы

погашенных балансовых и внебалансовых запасов полезных ископаемых и объемы добытых полезных ископаемых определяются по данным государственной статистической отчетности, подтвержденной учетными материалами геолого-маркшейдерской документации. Обращаем внимание, что практически все из упоминаемых в Инструкции № 105/309 форм статотчетности по вопросам учета геологоразведочных работ (5-гр; 6-гр; 7-гр; 8-гр) были отменены тем же приказом Госкомстата Украины от 02.01.2008 г. № 2, о котором шла речь в сноске на с. 48, поэтому ориентироваться на них при исчислении сбора в настоящее время не представляется возможным.

Выход из такой ситуации предусмотрен в самой

Инструкции № 105/309 (см. абз. второй п. 3.2): объемы добытых (погашенных запасов) полезных ископаемых за квартал принимаются по данным оперативных обмеров или подсчетов (с уточнением по итогам года), которые осуществляет геолого-маркшейдерская служба недропользователя или другие службы, на которые возложены обязанности ведения учета объемов добытых (погашенных запасов) полезных ископаемых.

Нормативы сбора за геологоразведочные работы установлены отдельно для каждого вида полезных ископаемых или группы близких по назначению полезных ископаемых в гривнях к единице добычи или погашения в недрах запасов полезных ископаемых и приведены в

приложении к Порядку № 115.

Нормативы сбора подлежат индексации с учетом

официально установленного и опубликованного индекса инфляции. Индексация нормативов осуществляется при расчете сбора за отчетный квартал с учетом индекса инфляции за последний месяц отчетного квартала (п. 4.2 Инструкции № 105/309). Мы давно указывали на абсурдность такого механизма индексации (см. статью «Несгораемые» нормативы сбора за геологоразведку» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 43), но с тех пор, к сожалению, ничего не изменилось. Поэтому примем такое положение вещей как объективно существующее и напомним вкратце идею индексации «геологического» сбора. Это имеет смысл еще и потому, что во всех остальных статьях, посвященных ресурсным платежам, тема индексации в той или иной степени все равно будет затрагиваться.

Так вот, в подавляющем большинстве случаев, когда речь идет об индексации нормативов общегосударственных сборов, подразумевается одинаковый механизм индексации, согласно которому величина норматива, действующая в текущем бюджетном году, определяется на весь такой год с учетом индекса инфляции прошлого года и лет, прошедших с года установления величины норматива.

В отношении же сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, получается, что, определяя его величину за каждый квартал отчетного года, необходимо каждый раз привлекать

одно и то же значение норматива из приложения к Порядку № 115 и корректировать его на индекс инфляции последнего месяца соответствующего квартала (в І квартале этого года следует применять индекс инфляции за март, равный 103,8 %). Кроме того, следует помнить, что Кабинет Министров Украины постановлением от 18.07.2007 г. № 947 установил дополнительный коэффициент индексации нормативов сбора за геологоразведку на 2008 год в размере 2,27. Эта же норма, кстати, повторена и в п. 3 ст. 19 раздела II Закона № 107.

Предыдущими законами о госбюджете также вводился аналогичный коэффициент, который в течение 2007 года составлял 2,11, а годом раньше — 1,94 (говорим об этом на всякий случай, если кому-то вдруг придется подавать уточняющий расчет за те периоды). При этом ГНАУ ежегодно не забывает обращать внимание плательщиков на необходимость применения указанных коэффициентов, издавая соответствующие письма (см., например,

письмо ГНАУ от 10.04.2006 г. № 3968/6/15-0816 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 41 или от 26.03.2007 г. № 5849/7/15-0917 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 34). Рекомендации по индексации нормативов «геологического» сбора в текущем году приведены в письме ГНАУ от 16.04.2008 г. № 7931/7/15-0917 (см. с. 10 сегодняшнего номера).

 

Порядок исчисления сбора за геологоразведочные работы

Порядок исчисления сбора за геологоразведочные работы содержится в

разделе 5 Инструкции № 105/309. Сводится он к тому, что недропользователи самостоятельно исчисляют сбор за каждый отчетный квартал исходя из:

— объемов добытых (погашенных запасов) полезных ископаемых;

— нормативов сбора с учетом индекса инфляции (повторим: за последний месяц отчетного квартала);

— коэффициентов (здесь речь идет не только о повышающем коэффициенте из госбюджетного закона, но и о других коэффициентах, о которых мы скажем ниже).

За четвертый отчетный квартал сбор исчисляется исходя из объемов добытых (погашенных запасов) полезных ископаемых с учетом уточненных их объемов после окончания года, нормативов сбора с учетом индекса инфляции и тех же коэффициентов.

При добыче более одного вида полезных ископаемых сбор за геологоразведочные работы исчисляется за каждый их вид отдельно. Кроме коэффициентов, учитывающих долю госбюджетного финансирования (о них говорилось в одном из предыдущих разделов статьи), при исчислении сбора за геологоразведку необходимо иметь в виду еще несколько коэффициентов из

пп. 5.5 — 5.8 Инструкции № 105/309, увеличивающих или уменьшающих расчетную величину сбора.

Приведем их:

— если недропользователи добывают

более одного вида полезных ископаемых, которые сопутствующе залегают на одном месторождении, сбор за выполненные геологоразведочные работы исчисляется за основной вид полезного ископаемого в полном объеме, а за сопутствующе залегающие полезные ископаемые — с применением к нему коэффициента 0,2. В таком случае для исчисления общей суммы сбора к нормативу сбора за основной вид полезного ископаемого применяется общий коэффициент 1,2;

— при разработке балансовых и внебалансовых запасов полезных ископаемых сбор за выполненные геологоразведочные работы исчисляется за каждый вид запасов отдельно.

Сбор за внебалансовые запасы полезных ископаемых рассчитывается исходя из объемов погашенных внебалансовых запасов полезных ископаемых с применением к нему коэффициента 0,5;

при разработке техногенных месторождений полезных ископаемых сбор за выполненные геологоразведочные работы исчисляется, как для аналогичных природных месторождений, исходя из объемов добытых (погашенных балансовых и внебалансовых запасов) полезных ископаемых с применением к нему коэффициента 0,5;

при добыче нефти, конденсата, природного газа и метана угольных месторождений с коэффициентом изъятия, который превышает утвержденный Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых (указан в протоколе утверждения), сбор за соответствующие дополнительные объемы добычи исчисляется исходя из объемов добытых указанных полезных ископаемых с применением к нему коэффициента 0,5.

Предприятие-недропользователь, в состав которого входят структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица и осуществляющие добычу полезных ископаемых (шахты, рудники, карьеры, цеха и т. п.), исчисляет сбор в разрезе этих подразделений.

Отдельные примеры соответствующих расчетов сбора приведены в

приложении 1 к Инструкции № 105/309, к которому мы и отсылаем заинтересованных читателей. Вместе с тем обращаем внимание, что эти примеры не обновлялись с момента выхода указанной Инструкции, поэтому не содержат упоминания о повышающем госбюджетном коэффициенте. Кроме того, пользоваться этими примерами сейчас следует с учетом рекомендаций налоговиков относительно порядка округления величины норматива сбора в результате их индексации. Последние из таких рекомендаций изложены в письме ГНАУ от 16.04.2008 г. № 7931/7/15-0917, уже упоминавшемся ранее. Поскольку тематика данного письма в равной мере затрагивает как индексацию нормативов сбора, так и порядок заполнения соответствующей отчетной формы, вернемся к этим рекомендациям позже.

 

Порядок предоставления расчета и уплаты сбора

Базовым налоговым (отчетным) периодом для сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, является календарный квартал.

Расчеты сбора по форме, приведенной в приложении 2 к Инструкции № 105/309, предоставляются недропользователями в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, органам государственной налоговой службы по местонахождению месторождения полезных ископаемых.

Недропользователи уплачивают

авансовые квартальные взносы сбора до 20-го числа третьего месяца отчетного квартала и до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в размере одной трети суммы сбора, определенной в предыдущем расчете. Сумма сбора в полном объеме, исчисленная в соответствии с расчетом за отчетный (налоговый) квартал (с учетом фактически внесенных авансовых платежей за этот квартал), уплачивается в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления расчета сбора (т. е. в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала), по месту налоговой регистрации плательщика (месту нахождения на налоговом учете в органах государственной налоговой службы).

Предприятие-недропользователь, в состав которого входят структурные подразделения, не имеющие статуса юридического лица и осуществляющие добычу полезных ископаемых (шахты, рудники, карьеры, цеха и т. п.),

составляет расчеты и уплачивает сбор в разрезе этих подразделений и предоставляет их в органы государственной налоговой службы по месту своей регистрации в указанные выше сроки.

Недропользователь, который состоит на налоговом учете в органах государственной налоговой службы иного района (города), нежели местонахождение эксплуатируемого им месторождения полезных ископаемых,

дополнительно предоставляет (высылает) в орган государственной налоговой службы, в котором он зарегистрирован, копию расчета сбора за геологоразведочные работы с отметкой органа ГНС, который принял оригинал расчета.

По решению нефтегазодобывающего предприятия расчет сбора могут предоставлять в органы государственной налоговой службы непосредственно его филиалы, имеющие текущие счета, по месту налоговой регистрации таких филиалов. На это указывается в

письме ГНАУ от 23.03.2006 г. № 2699/6/15-0816 («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 41).

Сбор

за выполненные геологоразведочные работы взимается с даты добычи полезного ископаемого. Сумма такого сбора относится на валовые расходы производства.

 

Заполнение расчета: строка за строкой

Как уже отмечалось, расчет сбора за геологоразведочные работы составляется за каждый вид полезных ископаемых. Понимать это следует так, что

каждый вид полезного ископаемого отражается в графах «Названия полезных ископаемых», а не в смысле предоставления отдельного расчета на каждый вид ископаемого. Необходимые данные для исчисления величины сбора проставляются в соответствующих строках напротив отраженных полезных ископаемых.

В

строках 01 «Объем погашенных балансовых запасов полезных ископаемых», 02 «Объем погашенных внебалансовых запасов полезных ископаемых» и 03 «Объем добытых полезных ископаемых» отражаются соответствующие объемы в отчетном квартале по каждому виду полезных ископаемых, который добывается недропользователем. Такие объемы заносятся в строки 01 — 03 по оперативным обмерам или подсчетам геолого-маркшейдерской службы недропользователей или других служб, на которые возложены обязанности ведения учета объемов погашенных запасов полезных ископаемых (с уточнением по итогам года).

В строке 04

«Норматив сбора» должны, по идее, проставляться соответственно нормативы для каждого вида полезного ископаемого из приложения к Порядку № 115. Однако проблема заключается в том, что ГНАУ до сих пор не изменила форму отчетности по геологическому сбору с тем, чтобы она учитывала изменения в законодательстве нескольких последних лет, когда были введены повышающие госбюджетные коэффициенты. Поэтому плательщики вынуждены пользоваться формой расчета, обновленной в последний раз еще в 2002 году, а в ней отсутствует соответствующая графа, в которой можно было привести такой коэффициент, относящийся к текущему году (напомним: в 2008 году он равен 2,27).

В

письме ГНАУ от 16.04.2008 г. № 7931/7/15-0917 (см. с. 10) справедливо отмечается, что форма Расчета сбора не предусматривает применения госбюджетного коэффициента к нормативам сбора за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета. В связи с этим в строке 4 «Норматив сбора» рекомендуется проставлять значение норматива сбора, уже умноженное на коэффициент 2,27. При этом полученное произведение должно содержать столько знаков после запятой, сколько содержала начальная величина норматива, установленная в приложении к Порядку № 115, с соответствующим округлением по общеустановленным правилам.

В строке 05

«Индекс инфляции за последний месяц отчетного квартала» указывается официально установленный и опубликованный индекс инфляции за последний месяц отчетного квартала (в отчете за I квартал 2008 год — 103,8 %). Значение в строке 06 «Проиндексированный норматив сбора» определяется как произведение строк 04 и 05, разделенное на 100. ГНАУ советует: учитывая то, что в строке 04 Расчета сбора проставляются нормативы сбора, которые могут содержать не более двух десятичных знаков после запятой, а официально установленный индекс инфляции, проставляемый в строке 05, — не более одного десятичного знака после запятой, то соответственно в строке 06 во избежание погрешностей при составлении Расчета, которые могут возникать в результате округления, проиндексированный норматив сбора указывается с пятью десятичными знаками.

Например, если исходный норматив сбора за тонну погашенных запасов для железной руды для обогащения составляет 0,25 грн., то с учетом коэффициента 2,27 он будет составлять 0,25 грн. х 2,27 = 0,5675 грн., что после округления по общеустановленным правилам дает 0,57 грн. Учитывая, что индекс инфляции за март 2008 года (т. е. за последний месяц отчетного квартала) равен 103,8 %. в строке 6 норматив сбора за геологоразведочные работы с учетом индекса инфляции будет составлять 0,59166 грн. (0,57 х 103,8 : 100 = 0,59166).

В строке 07

«Величина сбора с учетом индекса инфляции» приводится величина сбора в отчетном квартале за объемы добытых (погашенных запасов) полезных ископаемых, которая рассчитывается как произведение строк 01 (02, 03) и 06. Если у недропользователя нет оснований для применения других соответствующих коэффициентов, то значение этой строки соответствует всей начисленной величине в отчетном квартале (строка 21).

Строки 08, 09, 10, 11

заполняются в случаях, если плательщик предоставляет в органы госналогслужбы справку о добыче полезных ископаемых на месторождениях, разведка которых осуществлена частично за счет собственных средств (подробности см. в разделе «Геологоразведка за свой счет: есть ли объект для уплаты сбора?»).

Строка 12

«Величина сбора с учетом коэффициентов» должна содержать величину сбора в отчетном квартале за объемы добытых (погашенных балансовых и внебалансовых запасов) полезных ископаемых на месторождениях, разведка которых осуществлена частично за счет собственных средств недропользователя, которая рассчитывается как произведение строк 01 (02, 03), 06 и 08 (09, 10, 11).

Строка 13

«Коэффициент за полезные ископаемые, которые сопутствующе залегают на одном месторождении» заполняется, если недропользователи добывают более одного вида полезных ископаемых, которые сопутствующе залегают на месторождении. Тогда в этой строке проставляется коэффициент 0,2. В таком случае для исчисления общей суммы сбора к нормативу сбора за основной вид полезного ископаемого применяется общий коэффициент 1,2. Следовательно, в строке 14 «Величина сбора с учетом коэффициента за полезные ископаемые, которые сопутствующе залегают на одном месторождении» указывается величина сбора в отчетном квартале за объемы добытых (погашенных балансовых и внебалансовых запасов) основных полезных ископаемых, увеличенная в 1,2 раза. Рассчитывается как произведение строк 01 (02, 03), 06 и 08 (09, 10, 11), умноженное на 1,2.

Названия

строки 15 «Коэффициент за внебалансовые запасы», 17 «Коэффициент за разработку техногенных месторождений» и 19 «Коэффициент за добычу нефти, конденсата, природного газа и метана угольных месторождений с коэффициентом изъятия» говорят сами за себя. В соответствии с Инструкцией № 105/309 (см. пп. 5.6 — 5.8) значение этих коэффициентов равно 0,5, и должно быть занесено в указанные строки.

Величина сбора с учетом коэффициента за внебалансовые запасы отражается в

строке 16 как произведение строк 02, 06, 08 (09, 10, 11), 15 и с учетом, при необходимости, коэффициента за сопутствующие полезные ископаемые. Аналогичным образом заполняются строка 18 «Величина сбора с учетом коэффициента за разработку техногенных месторождений» (как произведение строк 01 (02, 03), 06, 08 (09, 10, 11), 17 и с учетом, при необходимости, коэффициента за сопутствующие полезные ископаемые и строка 20 «Величина сбора с учетом коэффициента изъятия за добычу нефти, конденсата, природного газа метана угольных месторождений» (как произведение строк 03, 06, 08 (09, 10, 11), 19 и с учетом, при необходимости, коэффициента за сопутствующие полезные ископаемые).

Строка 21

«Всего начислено сбора в плоскости каждого вида полезных ископаемых» является итоговой — в ней проставляется начисленная величина сбора за каждый вид полезных ископаемых, которая отражена в графах «Названия полезных ископаемых», а сумма этих значений проставляется в графе «Всего» данной строки. Уплаченные авансовыми взносами за первый и второй месяцы отчетного квартала суммы сбора за геологоразведку указываются общим итогом в графе «Всего» строки 22 «Уплачено авансовых взносов за отчетный квартал».

И наконец,

строка 23 «Подлежит уплате в отчетном квартале в государственный бюджет» предназначена для отражения суммы сбора, которая рассчитывается как разница между начисленным сбором в графе «Всего» и уплаченными авансовыми взносами.

Заметим, что эта же форма расчета сбора за геологоразведочные работы предназначена и для тех целей, когда

плательщик самостоятельно исправляет обнаруженные им ошибки в ранее предоставленных отчетах за предыдущий отчетный (налоговый) период (периоды). Общий порядок проведения таких уточнений регламентирован п. 5.1 и п. 17.2 Закона № 2181 и полностью распространяется на сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета. Реализация права плательщика на исправление собственных ошибок осуществляется путем предоставления в налоговые органы уточняющих расчетов сбора. Кроме того, плательщик сбора может подать новый отчетный расчет сбора с исправленными показателями за отчетный квартал в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем такого отчетного (налогового) квартала, без применения штрафов, установленных п. 17.2 Закона № 2181.

И в первом, и во втором случае заполняются строки 24 — 28 формы расчета. При этом в специальном поле для служебных отметок о виде расчета, которое размещено в верхней части первой страницы расчета справа от отметки о получении, в строке «Новый (уточненный расчет)» указывается отметка X. Обращаем внимание: в случае предоставления общего расчета отметки в этой строке не делаются и строки 24 — 28 не заполняются (в них проставляются прочерки).

Опишем коротко порядок заполнения этих строк, если возникла необходимость исправить обнаруженную ранее ошибку. Очевидно, что строки 01 — 23 должны заполняться так, как описано выше в этом разделе, и содержать правильные показатели того отчетного периода, который уточняется. А в

строке 24 «Всего начислено сбора по данным ранее предоставленного расчета, который уточняется» проставляется показатель строки 21 общего расчета за тот период, в котором была допущена ошибка. В строке 25 «Сумма сбора (недоплаты), которая увеличивает налоговое обязательство в связи с исправлением ошибки» приводится разница значений строк 21 и 24 нового (уточненного) расчета сбора, содержащего исправленные показатели. При этом в строке 27 «Сумма штрафа в размере 10 % от суммы недоплаты» проставляется показатель, который составляет 5 % (обратите внимание, что текстовка этой строки устарела и не соответствует Закону № 2181!) показателя по строке 25 нового (уточненного) расчета сбора, содержащего исправленные показатели.

Если же ошибка оказалась в пользу налогоплательщика и недоплаты нет (наоборот, в ранее предоставленном отчете сбор начислен в сумме, большей чем положено), то заполняется

строка 26 «Сумма сбора, которая уменьшает налоговые обязательства в связи с исправлением ошибки». Здесь проставляется разница значений строк 24 и 21 нового (уточненного) расчета сбора, содержащего исправленные показатели.

В

строке 28 «Содержание ошибки» плательщик кратко указывает причину, которая повлияла на размер налогового обязательства по сбору за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета.

 

Контроль за взиманием сбора и ответственность плательщиков

Контроль за своевременностью и полнотой уплаты сбора

за геологоразведочные работы в государственный бюджет осуществляют органы государственной налоговой службы, а контроль за правильностью исчисления сбора — органы государственного геологического контроля и государственной налоговой службы путем проведения проверок соответствующих документов.

Органы государственного геологического контроля, государственного горного надзора, Минэкобезопасности в установленном законодательством порядке проверяют соблюдение условий пользования недрами. Правильность определения объемов добычи и погашения балансовых и внебалансовых запасов полезных ископаемых в установленном порядке проверяют органы государственного горного надзора.

Документальные проверки

плательщиков сбора за геологоразведочные работы осуществляются органами госналогслужбы по месту регистрации плательщика совместно с органами Геолкома или Минприроды и государственного горного надзора. В случае разработки месторождения полезных ископаемых не по месту регистрации плательщика сбора проверка может проводиться совместно с органами Геолкома, Минприроды и госгорнадзора тем органом ГНС, где расположено такое месторождение. Этим органом в пятидневный срок после окончания таких проверок материалы направляются в налоговую инспекцию по месту регистрации плательщика сбора.

Согласно

п. 9.1 Инструкции № 105/309 плательщики сбора за геологоразведочные работы несут ответственность за правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты сбора в бюджет, а также за правильность составления и своевременность предоставления расчетов органам государственной налоговой службы в соответствии с действующим законодательством. Очевидно, что здесь имеется в виду Закон № 2181, предусматривающий, в частности, за нарушение порядка предоставления указанного расчета (за каждую неподачу в установленные сроки) взыскание штрафа в размере 170 грн. (п.п. 17.1.1).

Кроме того, в случае неуплаты согласованной суммы налогового обязательства на протяжении предельных сроков, определенных этим

Законом, плательщик налога обязан уплатить штраф в таких размерах (п.п. 17.1.7 Закона № 2181):

— 10 % налогового долга по сбору — при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты;

— 20 % — при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно;

— 50 % — при задержке уплаты более 90 календарных дней.

И еще — в случае нарушения установленных сроков уплаты налога взимается

пеня из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения такого налогового долга или на день его погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок будет больше. Пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) за каждый календарный день просрочки его уплаты (п.п. 16.4.1 Закона № 2181).

На этом заканчиваем рассмотрение вопросов, связанных с исчислением, уплатой и предоставлением отчетности по сбору за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета. Тема следующей статьи из цикла, посвященного ресурсным платежам, — платежи за пользование недрами.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно