Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об уплате земельного налога и арендной платы за земельный участок

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2008/№ 64
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 22.05.2008 г. № 14-17-6/5263

Об уплате земельного налога и арендной платы за земельный участок

 

Письмо Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 22.05.2008 г. № 14-17-6/5263

(извлечение)

 

<...>

Статьей 2 Закона Украины «О плате за землю» предусмотрено, что пользование землей в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до их установления в порядке, определенном данным Законом.

Собственники земли и землепользователи уплачивают земельный налог, а также арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком (статья 15 Закона Украины «О плате за землю»).

В соответствии с требованиями статьи 125 Земельного кодекса Украины (далее — Кодекс) право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем документа, удостоверяющего право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации. Право на аренду земельного участка возникает после заключения договора аренды и его государственной регистрации. Приступать к использованию земельного участка до установления его границ в натуре (на местности), получения документа, удостоверяющего право на него, и государственной регистрации запрещается.

Таким образом, приступать к использованию земельного участка без соблюдения требований статьи 125 Кодекса запрещается.

Пользование земельными участками без правоустанавливающих документов на них является нарушением

статей 125 и 126 Кодекса и может рассматриваться как самовольное занятие земельных участков (статья 211 Кодекса).

В соответствии с частями первой и второй статьи 120 Кодекса к лицу, которое приобрело жилой дом, здание или сооружение, переходит право собственности на земельный участок, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения, в размерах, установленных договором.

Если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята жилым домом, зданием или сооружением, и на часть земельного участка, необходимую для их обслуживания.

Если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, предоставленном в пользование, то в случае их отчуждения к приобретателю переходит право пользования той частью земельного участка, на котором они размещены, и частью участка, необходимой для их обслуживания.

Таким образом,

в случае приобретения объекта недвижимости к приобретателю переходит право собственности или право пользования земельным участком, которое он должен оформить согласно действующему законодательству. До оформления государственного акта на земельный участок или договора аренды с одновременным расторжением старого договора прежний собственник (арендатор) уплачивает земельный налог (арендную плату), если иное не обусловлено в договоре купли-продажи имущества или земельного участка.

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного кадастра (статья 13 Закона Украины «О плате за землю»).

Заместитель председателя М. Гарбуз



комментарий редакции

Кто платит за землю после продажи недвижимости: разъяснения Госкомзема

Видимо, устав от постоянных переименований и длительных реорганизаций, Госкомзем решил уделить немного внимания подведомственной ему отрасли законодательства и разъяснить собственникам земель и землепользователям (именно им адресовано комментируемое письмо) отдельные нюансы уплаты земельного налога и арендной платы за земельный участок.

Логика письма стройна и понятна, поэтому пересказывать его особого смысла нет. Подоплеку появления этого документа, как нам кажется, следует искать в прошлогоднем обновлении* ст. 120 Земельного кодекса Украины, которым она была приведена в соответствие со ст. 377 Гражданского кодекса Украины. К сожалению, указанные нововведения не только не сняли существовавшие ранее проблемы практической реализации перехода прав на землю под объектом недвижимости и вокруг него в случае приобретения такого объекта, но и привели к возникновению новых.

* Имеется в виду Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины в связи с принятием Гражданского кодекса Украины» от 27.04.2007 г. № 997 (см. статью «Равнение на Гражданский кодекс: законодатель «причесывает» собственные акты» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 51).

Первая из них —

удастся ли покупателю недвижимости, руководствуясь устаревшими нормативными документами того же Госкомзема, оформить государственный акт на право собственности на землю, права на которую перешли к нему, так сказать, по умолчанию? Вряд ли, поскольку согласно Инструкции о порядке составления, выдачи, регистрации и хранения государственных актов на право собственности на земельный участок и право постоянного пользования земельным участком и договоров аренды земли, утвержденной приказом Госкомзема Украины от 04.05.99 г. № 43, госакт выдается после составления технической документации. В то же время, в соответствии с п. 1.16 этой Инструкции техдокументация помимо прочего должна включать в себя договор отчуждения земельного участка, которого в рассматриваемом случае у покупателя недвижимости как раз и нет.

Вторая проблема —

как переоформить договор аренды земельного участка, если земля под недвижимостью относится к государственной или коммунальной собственности , — еще более сложная, поскольку требует прохождения от начала до конца крайне забюрократизированной процедуры заключения договора аренды с местным советом и государственной регистрации такого договора. И никакими «умолчаниями» тут не обойдешься, иначе могут последовать обвинения в самовольном занятии земельного участка с привлечением к административной и даже к уголовной ответственности!

Кстати, в пятом абзаце комментируемого письма

пользование земельными участками без правоустанавливающих документов прямо отождествляется с самозахватом земли, хотя ранее это ведомство озвучивало противоположное мнение (см. письмо от 16.08.2006 г. № 14-17-4/6045 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 79, а также письма Госземинспекции Украины от 12.04.2006 г. № 6-8-549/328, от 11.12.2006 г. № 6-11-1263/х164 и от 16.10.2007 г. № 6-8-1833/1018). Что это — забывчивость старых чиновников или свежий взгляд на ситуацию пришедших им на смену новых, — нам остается только гадать...

Возвращаясь к основной теме письма, заметим, что решение перечисленных выше проблем — дело не одного дня (а то и года), вследствие чего перед сторонами договора купли-продажи недвижимости остро встает вопрос:

кто же должен вносить плату за землю в течение того времени, когда будет длиться переоформление соответствующих документов? Госкомзем отвечает на него предельно конкретно: прежний собственник (арендатор), если иное не указано в договоре между ними. И формальных обоснований для этого более чем достаточно. Самым же веским из них будет то, что основанием для начисления земельного налога являются исключительно данные государственного кадастра, а до переоформления участка на нового собственника в кадастре будет указан продавец. То же самое имеем и в отношении арендованной государственной и коммунальной земли: Госкомзем подчеркивает, что заключение нового договора аренды должно производиться одновременно с расторжением старого, дабы не допустить временного разрыва в уплате арендной платы.

Что ж, такой подход, по крайней мере, согласуется с презумпцией земельного законодательства о том, что пользование землей в Украине является платным (и по большому счету, не имеет значения, кто такую плату будет вносить). Кроме того, это также заставляет продавца недвижимости заранее продумывать договорные механизмы компенсации платы за землю и стимулирования покупателя к переоформлению перешедшей к нему земли. Хотя разумнее было бы добиваться указанных целей соответствующими изменениями в законодательство, например, установив упрощенный механизм переоформления права собственности или права пользования землей, если такие права приобретены по договору купли-продажи недвижимости. Надеемся, после завершения очередной реорганизации у Госкомзема дойдут руки и до этого.

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно