Темы статей
Выбрать темы

Об отдельных вопросах налогового учета

Редакция НиБУ
Письмо от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214

Об отдельных вопросах налогового учета

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214

(извлечение)

 

Верховная Рада Украины народному депутату Украины И. А. Рыбакову

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела Ваше депутатское обращение от <...> об обеспечении прозрачности в применении действующего налогового законодательства и сообщает.

 

<...>

2. Относительно заполнения налоговой накладной при получении средств за подарочный сертификат (документ, подтверждающий право предъявителя обменять его на товар)

Требования по заполнению налоговой накладной установлены подпунктом 7.2.1 пункта 7.2 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость». Порядок заполнения налоговой накладной и ее форма утверждены приказом ГНА Украины от 30.05.97 № 165 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 23.06.97 под № 233/2037).

Описание (номенклатура) товаров (работ, услуг) и их количество (объем) являются обязательными реквизитами налоговой накладной.

В соответствии с практикой применения терминов, слов и словосочетаний в юриспруденции сертификат — это документ, удостоверяющий ассортимент, количество и качество товара.

Учитывая определение понятия «товары», данного Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий», а также исходя из экономической сути сертификата, в том числе подарочного сертификата, при получении средств в качестве предварительной оплаты за товары с выдачей подарочного сертификата (или другого аналогичного по содержанию документа), которые будут обменяны на товары,

на дату получения средств выписывается налоговая накладная, в которой в строке «описание (номенклатура) товаров (работ, услуг)» указывается «подарочный сертификат» (или другой аналогичный по содержанию документ).



комментарий редакции

Оплата за подарочный сертификат в налоговой накладной

Подарочный сертификат — давно не редкость в торговом обиходе отечественных предприятий. Понятно, что предварительно при выдаче сертификата за него были уплачены денежные средства. То есть по сути операции получается, что приобретатель сертификата вносит аванс за товары, которые будут отгружены в будущем.

Вот тут и возникает вопрос, как выписать налоговую накладную, если покупает подарочный сертификат юрлицо — плательщик НДС. В обычной ситуации, получая авансовую оплату, продавец уже знает номенклатуру будущей поставки, поэтому ему не составляет труда выписать налоговую накладную, как это и положено по первому событию (по оплате).

В нашей ситуации дело обстоит иначе: аванс есть, а номенклатура неизвестна. Однако главный налоговый орган вышел из положения достойно: разрешил в графе 3 налоговой накладной написать «подарочный сертификат». Аргументирует свои выводы ГНАУ тем, что подарочный сертификат вполне соответствует определению «товары», изложенному в п. 1.6 Закона о налоге на прибыль.

Наталия Яновская

 

 

<...>

4.

В соответствии с п.п. 8.2.1 п. 8.2 ст. 8 Закона Украины от 28 декабря 1994 года № 334/94-ВР «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон № 334) под термином «основные фонды» следует понимать материальные ценности, которые предназначаются плательщиком налога для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога в течение периода, превышающего 365 календарных дней с даты ввода в эксплуатацию таких материальных ценностей, и стоимость которых превышает 1000 грн. и постепенно уменьшается в связи с физическим или моральным износом.

При этом компьютерные программы, стоимость которых превышает стоимость малоценных товаров (предметов), относятся к группе 4 основных фондов. Учитывая это, компьютерная программа стоимостью менее 1000 грн. не входит в состав основных фондов плательщика налога.

Согласно пункту 1.2 ст. 1 Закона № 334 под термином «нематериальный актив» понимают объекты интеллектуальной, в том числе промышленной, собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установленном соответствующим законодательством, объектом права собственности плательщика налога.

Вопросы, связанные с понятием права интеллектуальной собственности, регулируются Гражданским кодексом Украины. Так, статьей 420 этого Кодекса определен перечень объектов права интеллектуальной собственности, к которым, в частности, относятся компьютерные программы.

В соответствии с п.п. 5.3.2 п. 5.3 ст. 5 Закона № 334 не включаются в состав валовых расходов расходы на приобретение нематериальных активов, подлежащих амортизации согласно статье 8 этого Закона.

Подпунктом 8.3.9 п. 8.3 ст. 8 Закона № 334 установлено, что

для амортизации нематериальных активов применяется линейный метод, по которому каждый отдельный вид нематериального актива амортизируется равными частями исходя из его первоначальной стоимости, с учетом индексации согласно п.п. 8.3.3 этой статьи в течение срока, определяемого плательщиком налога самостоятельно, исходя из срока полезного использования таких нематериальных активов или срока деятельности плательщика налога, но не более 10 лет непрерывной эксплуатации.

Амортизационные отчисления осуществляются до достижения остаточной стоимостью нематериального актива нулевого значения.

Учитывая изложенное,

если стоимость компьютерной программы превышает 1000 грн., такая программа относится к группе 4 основных фондов и амортизируется согласно положениям пункта 8.3 ст. 8 Закона № 334 по норме 15 процентов (или другой норме, не превышающей 15 процентов).

В случае если

стоимость компьютерной программы составляет менее 1000 грн., эта программа признается нематериальным активом и амортизируется в соответствии с п.п. 8.3.9 п. 8.3 ст. 8 Закона № 334.



комментарий редакции

Компьютерная программа (до 1000 грн.) — неужели опять нематериальный актив?

Должны признать, что этот ответ налоговиков нас несколько удивил. Неужели главный налоговый орган опять так легко изменил свою позицию. Ведь, казалось бы, споры вокруг налогового учета компьютерных программ (КП) давным-давно утихли, еще с тех пор, когда последнюю неясность сняло письмо ГНАУ от 23.03.2005 № 2418/6/11-1116// «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 46. В том письме совершенно четко было написано, что КП (независимо от наличия исключительных прав у их обладателя) стоимостью:

более 1000 грн. — учитываются в составе основных фондов группы 4;

менее 1000 грн. — учитываются как запасы с отражением валовых расходов и последующим перерасчетом по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (т. е. признаются налоговой малоценкой).

Конечно, к такой позиции можно было придираться, например, утверждая, что критерий «1000 грн.» на КП распространяться не может, так как Закон о налоге на прибыль предписывает его применять в отношении материальных активов, к каковым КП не относится. Однако придирками проблему не решишь, тем более что таких гибких мест по тексту закона хватает, и ГНАУ, поступив мудро, учитывая дух Закона, «постановила» учитывать недорогие КП как налоговую малоценку.

Такое решение устроило, пожалуй, всех плательщиков, и не в последнюю очередь потому, что порядок учета КП стал понятным. Оставалось уточнить одну маленькую детальку:

в каком порядке малоценные КП пересчитывать по п. 5.9? Ведь налоговики такой перерасчет в отношении налоговой малоценки привязывают к методу бухгалтерской амортизации, выбранной на предприятии. А КП (независимо от наличия исключительных прав у ее обладателя) в бухучете признается нематериальным активом с постепенным начислением амортизации — обычно линейным методом.

Другими словами, из-за постепенной бухгалтерской амортизации в налоговом учете посредством перерасчета по п. 5.9 Закона о на налоге на прибыль на валовые расходы отчетного периода, по всей видимости, должна попадать только часть стоимости КП, соответствующая сумме начисленной за квартал бухгалтерской амортизации. Именно этот вывод хотел подтвердить у ГНАУ народный депутат. (Все тонкости учета КП мы описывали в статье «Учет компьютерных программ»// «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 46.)

В сегодняшнем письме ГНАУ говорит, что

КП стоимостью до 1000 грн. для налогового учетаэто нематериальные активы, а значит, должны амортизироваться по налоговым правилам согласно п.п. 8.3.9 Закона о налоге на прибыль без оглядки на бухгалтерскую амортизацию. Напомним, что налоговые нематериальные активы амортизируются линейным методом с учетом индексации согласно п.п. 8.3.3, исходя из срока полезного использования, но не более 10 лет.

На первый взгляд,

изменение мнения ГНАУ по поводу налоговой классификации в отношении малоценных КП никак не влияет на налогооблагаемую прибыль. Ведь и в случае признания КП налоговой малоценкой, и в случае признания КП налоговым нематериальным активом, объект налогообложения уменьшается частями (просто пути для уменьшения разные: в первом случае — через валовые расходы, а во втором — через амортизацию). Главное, чтобы в бухучете применялся линейный метод амортизации, а в налоговом срок использования установили на уровне бухучетного.

Но уже

второй более внимательный взгляд свидетельствует о том, что такое изменение мнения все же не может пройти бесследно для налогоплательщика.

Во-первых

, и на налогооблагаемую прибыль может повлиять, даже не взирая на применение одного и того же метода амортизации в налоговом и бухгалтерском учете. Ведь, если КП куплена не в последнем месяце квартала, то суммы бухгалтерской и налоговой амортизации окажутся разными из-за разной даты начала ее исчисления: в бухучете амортизировать начинают с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию, а в налоговом — со следующего квартала. Приведем пример. КП в количестве 10 штук стоимостью 600 грн. за каждую (без НДС) были куплены и введены в эксплуатацию в январе текущего года. В бухучете месячная сумма амортизации по этим КП составила 250 грн. (срок полезного использования по всем КП 2 года). В налоговом учете КП учитывалась как налоговая малоценка с соответствующим перерасчетом по п. 5.9, в результате чего за полугодие на валовые расходы попала сумма 1250 грн. (250 х х 5 месяцев, амортизация в бухучете начислялась начиная с февраля). Если же принять новую позицию ГНАУ и отражать КП в составе нематериальных активов, то амортизироваться КП начали бы только со второго квартала, и в декларации за полугодие налогооблагаемая прибыль могла быть уменьшена только на 750 грн.

Во-вторых

, к этой проблеме, конечно, надо прибавить порядок отражения в декларации по налогу на прибыль: он разный для объектов налоговой малоценки и объектов нематериальных активов. И даже если предположить, что из-за такой переклассификации недоплаты не возникло, то как плательщику поступить с показателями предыдущих отчетов и как продолжать учитывать КП: переводить ли их в разряд нематериальных активов?

Мы бы не спешили с такими действиями по налоговой переклассификации КП. В конце концов письмо от 23.03.2005 № 2418/6/11-1116 не отозвано, а значит, есть чем аргументировать, если дойдет дело до «конфликта интересов» (см. п.п. 4.4.1 Закона № 2181). Кроме того, легко доказать несостоятельность выводов комментируемого письма ГНАУ в отношении тех КП, по которым у их обладателя нет исключительных прав (а в большинстве случаев это именно так). Тогда такой объект не может быть признан нематериальным активом по налоговому определению, изложенному в п. 1.2 Закона о налоге на прибыль, так как в этом пункте выдвигается условие для признания нематериальным активом:

объект доложен быть объектом права собственности налогоплательщика.

Мы надеемся, что проверяющие подойдут к проблеме взвешенно и не будут наказывать предприятия за тот порядок учета КП, который был изложен в письме главного налогового ведомства, изданном ранее.

Наталия Яновская

 

 

5. О декларировании предварительной оплаты в иностранной валюте за проживание командированного работника в гостинице, расположенной за пределами Украины, сообщаем

.

Статьей 9 Декрета Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года № 15-93 «О системе валютного регулирования и валютного контроля» (далее — Декрет) предусмотрено, что валютные ценности и другое имущество резидентов, находящиеся за пределами Украины, подлежат обязательному декларированию.

Согласно статье 1 Указа Президента от 18 июня 1994 года № 319/94 «О неотложных мерах по возврату в Украину валютных ценностей, незаконно находящихся за ее пределами» субъекты предпринимательской деятельности Украины независимо от форм собственности ежеквартально осуществляют декларирование наличия принадлежащих им валютных ценностей, которые находятся за пределами Украины.

Декларирование валютных ценностей, доходов и имущества осуществляется субъектами предпринимательской деятельности по форме, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 25.12.95 № 207 «Об утверждении формы Декларации о валютных ценностях, доходах и имуществе, которые принадлежат резиденту Украины и находятся за ее пределами», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11.01.96 под № 18/1043.

При этом сведения раздела V Декларации носят информативный характер и содержат данные об экспортных, импортных, бартерных соглашениях и договорах на условиях переработки давальческого сырья, в том числе выполненных с нарушением установленных законодательством сроков.

В соответствии с постановлением Правления Национального банка Украины от 10 августа 2005 года № 281 «Об утверждении нормативно-правовых актов Национального банка Украины»

оплата расходов, связанных с командировкой за границу, является текущей неторговой операцией в иностранной валюте и не подлежит декларированию.



комментарий редакции

Предварительная оплата за проживание в иностранной гостинице не отражается в валютной декларации

Данное разъяснение представителей главного налогового ведомства является ответом на следующий вопрос: отражается ли предварительная оплата в иностранной валюте за проживание командированного работника в гостинице, расположенной за пределами таможенной территории Украины, в стр. 2.2 раздела V «Информационные сведения

» валютной декларации?

По мнению ГНАУ, такая оплата

не подлежит обязательному декларированию. Ссылаются налоговики на постановление Правления НБУ от 10.08.2005 г. № 281 «Об утверждении нормативно-правовых актов Национального банка Украины», согласно которому оплата расходов, связанных с командировкой за границу, является текущей неторговой операцией в иностранной валюте.

Безусловно, выводы этого разъяснения положительны для предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Ведь они означают, что субъектам хозяйственной деятельности не нужно отслеживать предварительные оплаты не только стоимости услуг за проживание в гостинице, расположенной за пределами территории Украины, но и любых расходов, связанных с загранкомандировкой.

А вот к аргументам представителей главного налогового ведомства можно придраться. Напомним, что в соответствии с

постановлением № 281 валютные операции делятся на операции, связанные с движением капитала, и текущие (торговые и не торговые операции). От того, в какой из вышеперечисленных операций будет использована валюта, зависит порядок ее приобретения. Вместе с тем профильные документы не ограничивают декларирование валютных ценностей только операциями, связанными с движением капитала, или текущими торговыми операциями. Примером тому является стоимость давальческого сырья, вывезенного резидентом за пределы Украины, которая отражается в разделе V валютной декларации.

Однако в целом выводы ГНАУ абсолютно логичны хотя бы потому, что даже за непредоставление или несвоевременное предоставление валютной декларации, если заполнен только раздел V валютной декларации, не штрафуют (

письма ГНАУ от 29.07.2004 г. № 14170/7/23-5317, от 08.10.2003 г. № 15657/7/23-5317).

Марина Ковенко

 

 

6.

Действующим законодательством Украины установлен сбор за загрязнение окружающей природной среды (статья 14 Закона Украины «О системе налогообложения»). В соответствии со статьей 44 Закона Украины от 25 июня 1991 года № 1264-ХІІ «Об охране окружающей природной среды», с изменениями и дополнениями, сбор за загрязнение окружающей природной среды устанавливается на основании фактических объемов выбросов, лимитов сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещения отходов.

В соответствии с пунктом 2 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взыскания этого сбора, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 1 марта 1999 года № 303, с изменениями и дополнениями (далее — Порядок № 303), и пунктом 1.4 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденной приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Государственной налоговой администрации Украины от 19.07.99 №162/379, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 09.08.99 под № 544/3837, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция №162/379), сбор за загрязнение окружающей природной среды взимается, в частности, за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения.

Объектом исчисления сбора для передвижных источников загрязнения являются объемы фактически использованных видов горючего, в результате сжигания которых образуются загрязняющие вещества (абзац второй пункта 3.1 Инструкции № 162/379).

Суммы сбора, взимаемого за выбросы передвижными источниками загрязнения, исчисляются плательщиками сбора самостоятельно на основании нормативов сбора за эти выбросы исходя из количества фактически использованного горючего и его вида в соответствии с таблицами 1.4 — 1.6 приложения 1 к Порядку № 303 и определенными по месту регистрации плательщиков корректирующими коэффициентами, приведенными в таблицах 2.1, 2.2 приложения 2 к Порядку № 303 (абзац второй пункта 4 Порядка № 303 и подпункт 6.2 пункта 6 Инструкции № 162/379).

Наряду с этим постановлением Кабинета Министров Украины от 2 ноября 2006 года № 1524, с изменениями и дополнениями, утверждено Положение о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины, в котором указано, что Минприроды в соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает согласно законодательству нормативы сборов (платежей) за специальное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей природной среды, геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета, геологическую, топографо-геодезическую и картографическую продукцию (материалы, информацию, данные и т. п.), а также порядок их взыскания (подпункт 17 пункта 4 Положения).

Письмами Минприроды Украины от 19.12.2003 № 12127/18-10 и от 24.07.2008 № 9673/11/10-08 было предоставлено разъяснение ГНА Украины по обложению сбором за загрязнение окружающей природной среды таких источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, как газонокосилки, цепные пилы и бензопилы и т. п.

Так, Минприроды Украины считает, что в международной практике передвижные источники — это автомобильные, железнодорожные, воздушные, морские и речные транспортные средства, сельскохозяйственная, дорожная и строительная техника и другие передвижные средства и установки, которые оборудованы двигателями внутреннего сгорания и работают на бензине, дизельном топливе, керосине, сжатом и сжиженном газах, бензогазовых и газодизельных смесях и других альтернативных видах топлива. Учитывая, что в законодательстве Украины не определено понятие «передвижные источники загрязнения» с указанием характеристик и признаков его типов, Минприроды Украины считает, что другие механизмы, такие как газонокосилки, цепные пилы и бензопилы, можно условно отнести к передвижным источникам загрязнения, в частности к типу «недорожные транспортные средства и машины».

Согласно приложению 1 к Порядку № 303 в таблице 1.4 установлены нормативы сбора для такого типа передвижных источников загрязнения.

Исходя из изложенного плательщики должны

уплачивать сбор за загрязнение окружающей природной среды за выбросы в атмосферный воздух передвижными источниками загрязнения, в том числе за бензопилу и т. п., исходя из объемов фактически использованных видов горючего.

<...>

Председатель В. Буряк



комментарий редакции

ГНАУ о безусловной уплате экосбора за условные транспортные средства (бензопилы, газонокосилки и т. п.)

Если вспомнить последние разъяснения ГНАУ об уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды передвижными источниками загрязнения, приходит в голову ассоциация с незатейливой детской игрой в морской бой, тот ее момент, когда «снаряды» противника ложатся все ближе и ближе к вашему флагманскому кораблю. Так и с письмами налоговиков. Смотрите сами.

Сначала ГНАУ высказалась

об уплате экосбора за выбросы загрязняющих веществ тракторами (см. письмо от 03.03.2007 г. № 2121/6/15-0816 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 30). При этом основное внимание акцентировалось на том, что передвижные источники загрязнения делятся на дорожные и недорожные транспортные средства, а сельскохозяйственные и лесные тракторы и машины относятся ко второму типу. Вот вам и первое попадание!

Хотя ранее, как мы помним, сбор за загрязнение по тракторам можно было и не платить, поскольку нормативы сбора действовали только для автотранспорта,

а не для любых передвижных источников загрязнения, как сейчас. Тем не менее, споры о том, что же считать передвижными источниками загрязнения, ведутся и по сей день. И это несмотря на то, что п. 1.15.6 Инструкции о содержании и порядке составления отчета о проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на предприятии, утвержденной приказом Минприроды Украины от 10.02.95 г. № 7, к передвижным источникам загрязнения относит только транспортные средства, движение которых сопровождается выбросом в атмосферу загрязняющих веществ.

Видимо, чтобы нацелить налогоплательщиков на нужное понимание законодательства, был произведен еще ряд выстрелов. Так, на необходимость уплаты сбора за загрязнение в случае эксплуатации различных видов

промышленных и строительно-дорожных машин (в частности, автопогрузчиков) указывалось в п. 8 письма ГНАУ от 18.07.2007 г. № 8838/5/15-0316 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 72). Обоснование было похожим: такие машины — тоже недорожные транспортные средства (это уже второй меткий выстрел!).

Кстати, еще до выхода этого письма мы выдвигали аргументы, свидетельствующие об отсутствии необходимости уплачивать экосбор с того же автопогрузчика (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 47, с. 62). Так, было подчеркнуто, что в УКТ ВЭД транспортные средства объединены в разделе

XVII, а погрузчики (под кодом 8427) входят в раздел XVI, который, помимо всего прочего, объединяет механическое оборудование, машины и механизмы. Таким образом, можно утверждать, что погрузчик — это не транспортное средство, значит, он не соответствует определению передвижного источника загрязнения, которое приведено выше, т. е. объект для обложения отсутствует...

Третий выстрел главного налогового ведомства прозвучал в «Вестнике налоговой службы Украины», 2008, № 14, где в консультации специалистов ГНАУ

передвижной дизель-генератор был отнесен к стационарным (ловко, не так ли?) источникам загрязнения и с помощью такой подмены в очередной раз отстаивалось мнение о необходимости уплаты сбора.

Наверное, тогда еще налоговикам не пришла в голову гениальная мысль, высказанная в комментируемом сегодня письме, —

всё, что оборудовано двигателями внутреннего сгорания и работает на бензине, дизельном топливе, керосине, сжатом и сжиженном газах, бензогазовых и газодизельных смесях и прочих альтернативных видах топлива, можно условно (!) отнести к передвижным источникам загрязнения, в частности, к типу «недорожные транспортные средства и машины». Это и есть тот последний выстрел, после которого, образно говоря, корабль налогоплательщиков сожжен дотла. И теперь ничего не остается, как платить экосбор со всего, что дымит, пыхтит, коптит небо и загрязняет окружающую природную среду.

Жаль, конечно, что в сегодняшнем письме ГНАУ не пошла дальше и не порекомендовала сбор за загрязнение платить тоже условно. Хотя налогоплательщики, скорее всего, согласны платить и по-настоящему, если налоговики, в свою очередь, по-настоящему возьмутся за устранение неоднозначных формулировок в нормативно-правовых актах и перестанут добиваться уплаты налогов письмами, подобными этому. Ведь когда объект обложения экосбором будет установлен предельно четко, необходимости в таких письмах не будет вовсе.

Игорь Хмелевский

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше