Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об отражении в налоговом учете отдельных операций

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2008/№ 65
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214

Об отражении в налоговом учете отдельных операций

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 28.07.2008 г. № 349/4/15-0214

(извлечение)

 

Народному депутату Украины И. А. Рыбакову

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела Ваше обращение <...> о проблемах применения нормативных актов и сообщает.

 

1. Об отражении в налоговом учете суммы взносов на общеобязательное пенсионное страхование, начисленных на пособие по временной нетрудоспособности

Статьей 14 Закона Украины «О системе налогообложения» определено, что к общегосударственным налогам и сборам относится сбор на обязательное государственное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 19 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» базой начисления страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование для страхователей являются, в частности, суммы пособия по временной нетрудоспособности.

Подпунктом 5.7.1 пункта 5.7 статьи 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (далее — Закон) в состав валовых расходов плательщика налога отнесены суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и взносов на общеобязательное государственное социальное страхование, начисленные на выплаты, указанные в подпункте 5.6.1 пункта 5.6 статьи 5, в размерах и порядке, установленных законом.

Следует отметить, что согласно пункту 3.2 Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.04 № 5 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27.01.2004 под № 114/8713, выплата пособия по временной нетрудоспособности не относится к фонду оплаты труда.

Следовательно, суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, начисленные на оплату временной нетрудоспособности, не включаются в состав валовых расходов согласно подпункту 5.7.1 пункта 5.7 статьи 5 Закона и соответственно не отражаются в строке 04.4 «Суммы страхового сбора (взносов) в фонды государственного общеобязательного страхования» декларации по налогу на прибыль предприятия.

Одновременно отмечаем, что согласно подпункту 5.2.5 пункта 5.2 статьи 5 Закона в состав валовых расходов включаются суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом Украины «О системе налогообложения» (кроме прямо не определенных в перечне налогов, сборов (обязательных платежей), установленных указанным Законом).

Таким образом, начисления взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование на сумму оплаты временной нетрудоспособности

относятся на валовые расходы предприятия в соответствии с подпунктом 5.2.5 пункта 5.2 статьи 5 Закона.

Учитывая, что действующей формой декларации по налогу на прибыль предприятия, в частности приложением Р1 к строке 04.6 «Сумма налогов, сборов (обязательных платежей), кроме определенных в 04.4» декларации,

не предусмотрено отражение взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование на сумму оплаты временной нетрудоспособности, то суммы таких взносов подлежат отражению в строке 04.13 «Прочие расходы, кроме определенных в 04.1 — 04.12» декларации.



комментарий редакции

Как отражать в декларации по налогу на прибыль взносы в Пенсионный фонд, начисляемые на больничные

Как известно, пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в течение первых пяти дней) включается в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль. Об этом ГНАУ сообщила в письме от 11.05.2004 г. № 8365/7/15-1117 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 43). В таком контексте было бы последовательно отражать суммы взносов в Пенсионный фонд с таких выплат в стр. 04.6 декларации по налогу на прибыль как налог, сбор (обязательный платеж). Проблема в том, что приложение Р1, расшифровывающее отраженные в стр. 04.6 показатели по году, не предусматривает строки для взносов в Пенсионный фонд с больничных.

Кроме того, больничные

не включаются в фонд оплаты труда. Этот факт обуславливает то, что взносы в Пенсионный фонд с этих выплат нельзя отражать и в стр. 04.4 декларации. Ведь в таблице сопоставимости, которой следует пользоваться при заполнении декларации, приведенной в Порядке составления декларации по налогу на прибыль предприятия, напротив этой строки указан п.п. 5.7.1 Закона о налоге на прибыль, а в нем речь идет о суммах, начисленных на выплаты, связанные с фондом оплаты труда (п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль).

Поэтому налоговики выбрали другой, компромиссный вариант — расходы по уплате взносов в Пенсионный фонд с пособия по временной нетрудоспособности следует отражать

как прочие расходы в стр. 04.13 декларации по налогу на прибыль.

Дмитрий Костюк

 

 

2. Об отражении поставщиком в случае расторжения договора купли-продажи товара в декларации по налогу на прибыль возвращенной суммы предоплаты, полученной в предыдущем налоговом году

В соответствии с пунктом 5.10 статьи 5 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в случае, когда после продажи товаров (работ, услуг) осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, включая перерасчет в случаях возврата проданных товаров или права собственности на такие товары (результаты работ, услуг) продавцу, плательщик налога — продавец и плательщик налога — покупатель осуществляют соответствующий перерасчет валовых доходов или валовых расходов (балансовой стоимости основных фондов) в отчетном периоде, в котором произошло такое изменение суммы компенсации.

Согласно Порядку составления декларации по налогу на прибыль предприятия, утвержденному приказом Государственной налоговой администрации Украины от 29.03.2003 № 143 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 08.04.2003 под № 271/7592, такую корректировку следует производить продавцу в строке 02.1, а покупателю — в строке 05.1 с соответствующим знаком (при возврате — с минусом).

Поскольку возврат сумм предоплат при расторжении договора купли-продажи товара

является возвратом (изменением) прав собственности, то поставщику в случае расторжения договора купли-продажи товара возвращенную сумму предоплаты, полученной в предыдущем налоговом году, следует отразить в строке 02.1 декларации по налогу на прибыль.



комментарий редакции

Возврат предоплаты — заполняем стр. 02.1 (05.1)

Вопрос заключается в следующем. Продавец получил предоплату от покупателя. Но до конца года товар так и не был отгружен. В следующем году было достигнуто соглашение о возврате перечисленных ранее сумм. В какой строке декларации по налогу на прибыль следует отражать такой возврат?

Строго говоря, п. 5.10 Закона о налоге на прибыль на данные случаи

не распространяется. И вот почему.

Во-первых, в этом пункте речь идет о возвратах, происходящих после продажи товаров (работ, услуг), а у нас таковой просто не было.

Во-вторых, случаи, при которых собственно происходит корректировка, также к предоплате не подходят: изменение суммы компенсации, возврат проданных товаров или права собственности на такие товары (результаты работ, услуг).

Поэтому есть логика в том, чтобы вычитать такие суммы из стр. 01.1 для валовых доходов продавца и стр. 04.1 для валовых расходов покупателя. Но вся проблема в том, что возврат предоплаты происходит в следующем году, а значит, показатели этих строк, сформированные в текущем году, вполне могут оказаться меньше собственно сумм корректировок. В результате по этим строкам вылезет

минус. Скорее всего, компьютерная программа, используемая в налоговых органах, не воспримет такую декларацию. Поэтому такой вариант не подходит по чисто техническим причинам.

А вот стр. 02.1 и 05.1 допускают как положительное, так и отрицательное значение. Поэтому ничего не остается, как указывать возврат предоплаты в этих строках. Но еще раз подчеркнем, это происходит по милости разработчиков ПО, а вовсе не потому, что в данном случае происходит «

возврат прав собственности на товар». В общем случае поступление предоплаты, как и ее возврат, на переход права собственности никак не влияет. В ст. 334 ГКУ четко указано: право собственности у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи имущества, если иное не установлено договором или законом. Передача права собственности покупателю до передачи товара рассматривается скорее как исключение из правила (ст. 667 ГКУ). Поэтому если в договоре будет написано о переходе права собственности на товар к покупателю, скажем, в момент перечисления оплаты (или в период до отгрузки товара, и возврат произошел после перехода права собственности, но до отгрузки товара, а это весьма редкий случай), то при возврате предоплаты можно говорить о переходе прав собственности. А так аргумент ГНАУ не выдерживает критики.

Дмитрий Костюк

 

 

<...>

4. О налогообложении у представительства нерезидента выручки, полученной на территории Украины, при перечислении ее за границу нерезиденту.

В соответствии с подпунктом 2.1.4 пункта 2.1 статьи 2 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы с источником их происхождения из Украины или выполняющие агентские (представительские) функции относительно таких нерезидентов или их учредителей, являются плательщиками налога на прибыль.

Пунктом 13.8 статьи 13 Закона установлено, что суммы прибылей нерезидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Украины через постоянное представительство, облагаются налогом в общем порядке. При этом такое постоянное представительство приравнивается с целью налогообложения к плательщику налога, который осуществляет свою деятельность независимо от такого нерезидента. То есть прибыль постоянного представительства в Украине облагается налогом по ставке 25 процентов к объекту налогообложения (пункт 10.1 статьи 10 Закона).

В соответствии с пунктом 13.2 статьи 13 резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющие в пользу нерезидента либо уполномоченного им лица какую-либо выплату с дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в гривнях), кроме доходов, указанных в пунктах 13.3 — 13.6, обязаны удерживать налог с таких доходов, указанных в пункте 13.1 этой статьи, по ставке в размере 15 процентов от их суммы и за их счет, уплачиваемый в бюджет во время такой выплаты, если иное не предусмотрено нормами международных соглашений, вступивших в силу.

В свою очередь, пунктом 13.1 статьи 13 установлен перечень доходов, полученных нерезидентом с источником их происхождения из Украины, в который согласно подпункту «й» включены другие доходы от осуществления нерезидентом (постоянным представительством этого или другого нерезидента) хозяйственной деятельности на территории Украины, за исключением доходов в виде выручки или других видов компенсации стоимости товаров (работ, услуг), переданных (выполненных, предоставленных) резиденту от такого нерезидента (постоянного представительства), в том числе стоимости услуг по международной связи или международному информационному обеспечению.

Таким образом, доходы в виде выручки от реализации товаров

(с которых удержан налог на прибыль по ставке 25 процентов), перечисляемые представительством нерезидента на счета нерезидента за границу, не облагаются налогом с доходов нерезидентов по ставке 15 процентов.



комментарий редакции

Представительство нерезидента и налог на репатриацию

Если представительство нерезидента осуществляет в Украине хозяйственную деятельность и получает доходы от продажи товаров (работ, услуг), то такие доходы облагаются так же, как и доходы обычного плательщика налога. Но что делать, если полученную выручку представительство перечисляет за рубеж нерезиденту? Нужно ли с нее удерживать так называемый налог на репатриацию (п. 13.2 Закона о налоге на прибыль)?

Этот вопрос уже рассматривался ГНАУ в п. 3 письма от 21.04.2005 г. № 3335/6/12-0216 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 47). Напомним: тогда налоговики акцентировали внимание на международных договорах об избежании двойного налогообложения (перечень стран, с которыми они заключены, см. в письме ГНАУ от 09.01.2008 г. № 93/7/12-0117 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 8). В результате был сделан вывод, что налогообложение постоянного представительства резидента страны, с которой заключен такой договор, осуществляется в соответствии с п. 13.8 Закона о налоге на прибыль

без учета требований п. 13.2 этой же статьи.

В данном письме мы видим другой аргумент. Основной упор делается на том, что полученный представительством доход — это выручка от продажи товаров (работ, услуг), переданных резиденту от нерезидента (представительства нерезидента). А как известно, с таких сумм налог на репатриацию не удерживается.

Пусть этот аргумент не совсем корректен в данном случае, главное другое: ГНАУ второй раз делает вывод, что

представительства нерезидентов не должны удерживать налог при перечислении за рубеж выручки от продажи товаров (работ, услуг).

Дмитрий Костюк

 

 

<...>

6.

Об определении предельных сроков подачи налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за последний отчетный (налоговый) период в случае аннулирования регистрации плательщика налога на добавленную стоимость

В соответствии с подпунктом 7.8.1 пункта 7.8 статьи 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» налоговым периодом является один календарный месяц, а в случаях, особо определенных указанным Законом, — календарный квартал, с учетом того, что:

— если лицо регистрируется плательщиком налога со дня иного, чем первый день календарного месяца, первым налоговым периодом является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем первого полного календарного месяца;

если налоговая регистрация лица аннулируется в день иной, чем последний день календарного месяца, то последним налоговым периодом является период, который начинается с первого дня такого месяца и заканчивается днем такого аннулирования.

Предельные сроки подачи налоговой отчетности установлены

подпунктом 4.1.4 пункта 4.1 статьи 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

В соответствии с указанным пунктом налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость подаются в течение

20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца, в случае если отчетный период — месяц; в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, в случае если отчетный период — квартал.

При этом в налоговой декларации за последний отчетный (налоговый) период лицом указывается индивидуальный налоговый номер плательщика налога на добавленную стоимость,

который использовался им в таком налоговом периоде.



комментарий редакции

Подайте последнюю декларацию по НДС вовремя

Если плательщик НДС решил избавиться от этого почетного статуса (при наличии соответствующих оснований), то перед ним неизбежно возникает два вопроса:

1. В какие сроки нужно подать последнюю декларацию.

2. Какой индивидуальный налоговый номер указывать в ней.

Отвечая на первый вопрос, налоговики цитируют п.п. 4.1.4 Закона № 2181 с упоминанием

месяца (квартала), а не отчетного периода. Разница была бы очевидной: последний период у такого плательщика укороченный — начиная с первого числа текущего месяца (квартала) и до даты аннулирования свидетельства плательщика НДС, т. е. меньше месяца (квартала). Отсюда можно сделать вывод, что срок для подачи декларации начинает отсчитываться не со дня фактического окончания такого периода (или аннулирования свидетельства плательщика НДС), а со дня, следующего за днем окончания месяца (квартала), в котором это событие произошло. Например, если месячный плательщик НДС снялся с регистрации 15 июля, то предельный срок подачи последней декларации приходится на 20 августа.

Строго говоря, сроки подачи декларации по такому нестандартному периоду Законом № 2181

отдельно не предусмотрены . Есть только сроки подачи декларации за базовый налоговый (отчетный) период, равный месяцу, кварталу, году. А раз так, то предельным сроком предоставления последней месячной декларации за период, закончившийся ранее последнего дня месяца, все равно будет 20-е число месяца, следующего за месяцем исключения плательщика из Реестра плательщиков НДС. Этот вывод становится еще более очевидным с учетом того, что согласно п.п. 4.1.4 Закона № 2181 под таким «базовым налоговым (отчетным) периодом» понимается «первый налоговый период отчетного года, определенный соответствующим законом по вопросам налогообложения».

Что касается индивидуального налогового номера, то в момент подачи последней декларации такового в Реестре уже не будет. Однако это вовсе не мешает указать в последней декларации этот старый номер.

Дмитрий Костюк

 

 

7. Об уплате коммунального налога убыточным предприятием, получающим из государственного бюджета субвенции на компенсацию льготного проезда отдельных категорий граждан

В соответствии со статьей 15 Закона Украины «О системе налогообложения» к местным налогам относится, в частности, коммунальный налог. Пунктом 3 указанной статьи определено, что местные налоги и сборы (обязательные платежи), механизм взимания и порядок их уплаты устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими советами в соответствии с перечнем и в рамках предельных размеров ставок, установленных законами Украины. При этом указанный налог

является обязательным для установления сельскими, поселковыми и городскими советами при наличии объектов налогообложения либо условий, с которыми связано введение этого налога.

В соответствии со статьей 15 Декрета Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах» (далее — Декрет)

коммунальный налог взимается с юридических лиц, кроме бюджетных учреждений, организаций, планово-дотационных и сельскохозяйственных предприятий.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Украины, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2006 года № 1837, Минфин является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой, таможенной политики, политики в сфере государственного внутреннего финансового контроля.

Экономической классификацией расходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 27.12.2001 № 604, предусмотрен

код 1310 «Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям и организациям)».

Министерство финансов Украины письмом от 11.03.2002 № 024-205 сообщило ГНА Украины, что предприятия, получающие средства из государственного бюджета

по указанному коду, не являются планово-дотационными предприятиями.

Вместе с тем, согласно статье 18 Декрета органы местного самоуправления в рамках компетенции имеют право вводить льготные налоговые ставки, полностью отменять отдельные местные налоги и сборы или освобождать от их уплаты определенные категории плательщиков.

Председатель С. Буряк



комментарий редакции

Коммунальный налог для убыточного автопредприятия

Главный налоговый орган в своем ответе не дал прямого ответа на вопрос: кто же они, эти

планово-дотационные предприятия, которые наряду с бюджетными учреждениями, организациями и сельхозпредприятиями не являются плательщиками коммунального налога?

Возможно, ответ содержится в письме Минфина от 11.03.2002 г. № 024/205, на которое сослалась ГНАУ, но его невозможно отыскать в печатных изданиях. Ведь если Минфин так категорически заявляет о том, что предприятия, которые получают средства из государственного бюджета по коду 1310, не являются планово-дотационными, то должны быть другие критерии, для того чтобы классифицировать предприятие как планово-дотационное.

К сожалению, понятие

«планово-дотационное предприятие» законодательно не определено и его нельзя отождествлять с понятием «убыточное предприятие» или с понятием «предприятие, получающее дотацию из бюджета» (в том числе в виде компенсации потерь вследствие перевозок льготных категорий пассажиров и регулирования тарифов согласно ст. 7 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III).

Однако, на наш взгляд, если широко трактовать понятие «

планово-дотационное предприятие», можно предположить, что Кабмин в ст. 15 Декрета «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93 подразумевал, что это предприятия, которым планово предоставляются дотации из бюджета на определенные цели. Ведь не может быть, чтобы указанная льгота вообще никому не предоставлялась.

Кстати, ранее ГНАУ придерживалась точки зрения, что автотранспортное предприятие, получающее из местного бюджета дотацию, является планово-дотационным и не должно уплачивать коммунальный налог (см. «Вестник налоговой службы Украины», 1999, № 27, с. 33).

Безусловно, как выход из сложившейся ситуации можно рассматривать предложенный в комментируемом письме вариант предоставления органами местного самоуправления льгот определенным категориям плательщиков местных налогов. Но такое льготирование зависит от доброй воли местных властей.

Николай Шпакович

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно