Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О строительстве и приобретении жилья за бюджетные средства

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2008/№ 66
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 22.07.2008 г. № 17/3-06/538-11798

О строительстве и приобретении жилья за бюджетные средства

 

Письмо Государственного казначейства Украины от 22.07.2008 г. № 17/3-06/538-11798

 

Пунктом 7 Временного положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28 марта 2008 г. № 274 (далее — Временное положение), установлено, что действие этого Временного положения

не распространяется на случаи, когда предметом закупки является приобретение недвижимого имущества.

Статьей 181 Гражданского кодекса Украины определено, что

к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, а также объекты, расположенные на земельном участке, перемещение которых является невозможным без их обесценения и изменения их назначения. Исходя из указанного, жилые дома, здания, сооружения, в том числе и квартиры, относятся к объектам недвижимого имущества.

В соответствии с частью второй статьи 331 и частью первой статьи 382 Гражданского кодекса Украины установлено, что право собственности на вновь созданное недвижимое имущество (в том числе квартира как изолированное помещение в жилом доме, предназначенное и пригодное для постоянного в нем проживания) возникает с момента завершения строительства (создания имущества).

Следовательно, до завершения строительства (создания имущества) лицо считается собственником материалов, оборудования и т. п., которые были использованы в процессе этого строительства (создания имущества).

Таким образом,

квартира является объектом инвестирования в объекте строительства, который после завершения строительства становится отдельным имуществом. До завершения строительства проинвестированного объекта недвижимого имущества и приемки его в эксплуатацию инвестору принадлежит не право собственности на этот объект, а имущественные права на него. В то же время обращаем внимание, что паевое (долевое) участие как способ финансирования за счет бюджетных средств предусматривает заключение соответствующего договора, согласно которому соинвестор (паевой (долевой) участник) перечисляет средства на объект строительства для получения в собственность жилья с определением его стоимости и технических параметров по окончании работ, данная операция содержит признаки закупки работ и предусматривает заключение договора именно на выполнение работ (на строительство жилья на условиях паевого участия).

Таким образом, инвестирование бюджетных средств

на условиях долевого (паевого) участия в строительстве жилья является закупкой работ и на него не распространяется действие пункта 7 Временного положения.

Если

предметом закупки является жилье на первичном или вторичном рынке, строительство которого уже завершено и исполнитель приобрел право собственности на этот объект, то такой предмет закупки в соответствии с определением, приведенным в подпункте 18 пункта 2 Временного положения, является товаром и предусматривает заключение договора купли-продажи, и на него распространяется действие пункта 7 Временного положения.

В частности, постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка использования в 2008 году средств, предусмотренных в государственном бюджете на строительство (приобретение) жилья для военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной уголовно-исполнительной службы, органов и подразделений гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации» от 22.02.2008 г. № 70 предусмотрено, что

«

Бюджетные средства направляются на:

— строительство жилья на земельных участках, принадлежащих органам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, или выделенных им с указанной целью в установленном порядке (собственное строительство);

— реконструкцию зданий (помещений) под жилье;

— приобретение жилья на условиях паевого участия;

приобретение жилья на вторичном рынке».

Анализируя приведенный перечень, следует заметить, что действие пункта 7 Временного положения распространяется

только на приобретение жилья на вторичном рынке.

Заместитель председателя Т. Грицун



комментарий редакции

Когда жилье можно приобрести без проведения процедур закупки

 

Перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется без применения процедур тендерных торгов, указан в п. 7 Временного положения о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденного постановлением КМУ от 28.03.2008 г. № 274

(далее — Временное положение // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 30). В этом списке, в частности, упоминается приобретение недвижимого имущества.

Из определения недвижимых вещей (недвижимое имущество, недвижимость), приведенного в ст. 181 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV следует, что к

объектам недвижимого имущества относятся жилые дома, строения, сооружения, в том числе и квартиры.

Означает ли это, что распорядитель бюджетных средств может приобрести любое недвижимое имущество без проведения процедур закупок? Оказывается, нет. Как разъясняет Госказначейство, все зависит от того, какой именно объект недвижимости приобретается.

Право собственности на вновь созданное недвижимое имущество возникает с момента завершения строительства (создания имущества). До момента завершения строительства лицо является только собственником материалов, оборудования и т. п., используемых в процессе его строительства.

Пока строительство незавершено и объект не сдан в эксплуатацию, недвижимое имущество является объектом инвестирования, на который инвестору

не принадлежит право собственности, а только имущественные права на него.

В связи с этим Госказначейство обращает внимание на то, что инвестирование бюджетных средств в объект строительства является

закупкой работ, а не товаров, и поэтому на такие операции не распространяется действие п. 7 Временного положения. То есть приобретение объектов недвижимости, строительство которых не завершено, следует проводить с применением тендерных процедур.

И только если приобретается жилье, строительство которого уже закончено и исполнитель приобрел право собственности на этот объект, такое недвижимое имущество является

товаром. И следовательно, такие объекты недвижимости приобретаются без проведения процедур закупок.

Кроме того, в комментируемом письме затронут вопрос приобретения жилья для военнослужащих, лиц рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной уголовно-исполнительной службы, органов и подразделений гражданской защиты, Государственной службы специальной связи и защиты информации. Для них жилье должно приобретаться только на вторичном рынке. Поэтому действие п. 7 Временного положения распространяется на приобретение жилья указанным категориям только на вторичном рынке.

Виктория Матвеева

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно