Темы статей
Выбрать темы

Об утрате силы писем Министерства финансов Украины

Редакция НиБУ
Письмо от 07.08.2008 г. № 31-34000-30-5/31052

Об утрате силы писем Министерства финансов Украины

 

Письмо Министерства финансов Украины от 07.08.2008 г. № 31-34000-30-5/31052

 

Министерство финансов Украины просит считать

утратившими силу:

1.

Письмо Министерства финансов Украины от 16.03.94 № 18-433 «О бухгалтерском учете инвалютных средств на морском транспорте» (с изменениями и дополнениями);

2.

Письмо Министерства финансов Украины от 09.01.2001 № 053-41 «Методические рекомендации по проверке сопоставимости показателей форм годовой финансовой отчетности предприятия» (с изменениями и дополнениями);

3.

Письмо Министерства финансов Украины от 06.08.2003 № 31-04200-04-5/161 «Об отражении в бухгалтерском учете и финансовой отчетности операций по отчислениям части чистой прибыли (дивидендов) в государственный бюджет»;

4.

Письмо Министерства финансов Украины от 31.12.2003 № 31-04200-20-5/8622 «Методические рекомендации по проверке сопоставимости показателей финансовой отчетности предприятия» (с изменениями и дополнениями);

5.

Письмо Министерства финансов Украины от 19.04.2005 № 31-04200-10-5/6957 «О заполнении формы финансового плана».

Заместитель министра Д. Фудашкин



комментарий редакции

Отменены письма Минфина по учету инвалюты на морском транспорте и госдивидендов,
увязке показателей финотчетности и заполнению формы финплана

Сразу восемь писем Минфина утратили силу в связи с комментируемым письмом от 07.08.2008 г. № 31-34000-30-5/31052 (далее — письмо № 31052) — ведь фактически отменены и те три письма, которые изменяли и дополняли отмененные письма, прямо перечисленные в письме № 31052.

Самое раннее из упраздненных писем датировано 1994 годом и затрагивало оно узкий круг субъектов хозяйствования. Так,

письмо от 16.03.94 г. № 18-433 (далее — письмо № 18-433) касалось бухгалтерского учета инвалютных средств и операций в иностранных валютах на морском транспорте и базировалось на положениях давно уже недействующих нормативных актов, в частности Положения о бухгалтерском учете операций в иностранной валюте, утвержденного приказом Минфина от 14.02.96 г. № 29, утратившего силу еще с 1 января 2001 года. С тех пор методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об операциях в иностранных валютах и отражения показателей статей финансовой отчетности хозяйственных единиц за пределами Украины в денежной единице Украины определяет П(С)БУ 21 «Влияние изменений валютных курсов», утвержденное приказом Минфина от 10.08.2000 г. № 193, правила которого должны применяться и на морском транспорте в том числе.

В связи с этой отменой и

письмо Минфина от 23.12.96 г. № 18-4217 также утратило силу.

Напомним, что до выхода письма № 31052 наряду с Методическими рекомендациями по проверке сопоставимости показателей финансовой отчетности, утвержденными приказом Минфина от 14.12.2007 г. № 1413 (далее — Методрекомендации № 1413), существовали еще два аналогичных документа, доведенные следующими письмами этого ведомства:

1)

от 09.01.2001 г. № 053-41 «Методические рекомендации по проверке сопоставимости показателей форм годовой финансовой отчетности предприятия», измененные и дополненные письмом Минфина от 10.01.2002 г. № 053-43;

2)

от 31.12.2003 г. № 31-04200-20-5/8622 «Методические рекомендации по проверке сопоставимости показателей финансовой отчетности предприятия», с изменениями и дополнениями письмом Минфина от 30.12.2005 г. № 31-34000-10-5/28987.

И вот теперь комментируемым письмом № 31052

действие всех четырех упомянутых писем Минфина отменено. Надо сказать, что Методрекомендации № 1413, ориентируясь на которые, предприятия осуществляли проверку показателей финансовой отчетности за 2007 год, подробно прокомментированы в статье «Уполномочен рекомендовать... вместо комментария к Методическим рекомендациям по сопоставимости и учету», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 10. Но уже тогда не все предложенные Методрекомендациями № 1413 взаимные увязки показателей финансовой отчетности применялись предприятиями в полной мере, так как, напомним, в соответствии с приказом Минфина от 18.01.2008 г. № 30 приложение к Примечаниям к годовой финансовой отчетности «Расчет налоговых разниц по данным бухгалтерского учета» (форма № 7) в составе годовой финансовой отчетности за 2007 год не подавалось. Вследствие этого Методические рекомендации по проверке сопоставимости показателей этого приложения не использовались. Разумеется, не будут востребованы эти взаимные увязки и при подаче финансовой отчетности за текущий отчетный 2008 год, а значит, Методрекомендации № 1413 требуют соответствующих корректив. К тому же надобность во внесении изменений и дополнений в Методрекомендации № 1413 обусловливают: вступление в силу с 1 января 2008 года П(С)БУ 32 «Инвестиционная недвижимость», утвержденного приказом Минфина от 02.07.2007 г. № 779; изменения согласно приказу Минфина от 03.10.2007 г. № 1100 редакции П(С)БУ 27, называемого ныне «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность»; вступление в силу приказа Минфина от 05.03.2008 г. № 353 «Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» (см. документ в «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28, с. 7, а комментарии к нему — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28, с. 40 и № 30, с. 41). Надеемся, на сей раз Минфин не допустит одновременного действия нескольких его разъясняющих документов по этому вопросу.

Два последних из утративших силу писем Минфина (от 06.08.2003 г. № 31-04200-04-5/161 и от 19.04.2005 г. № 31-04200-10-5/6957)

имели отношение к предприятиям государственного и коммунального секторов экономики.

В свое время, комментируя первое из вышеназванных писем от 06.08.2003 г. № 31-04200-04-5/161 «Об отражении в бухгалтерском учете и финансовой отчетности операций по отчислению части чистой прибыли (дивидендов) в государственный бюджет» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 71), редакция указывала на тот факт, что хотя нормами абзаца третьего п. 1 ст. 14 Закона Украины от 25.06.91 г. № 1251-XII «О системе налогообложения» дивиденды, уплачиваемые в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями, и приравнены к общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам), схема отражения начисленной части прибыли (дивидендов) такими предприятиями и их объединениями, предложенная Минфином в указанном письме (по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту субсчета 641 «Расчеты по налогам»), не предусмотрена Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденной приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291. Иначе говоря, Минфин вместо полностью соответствующей национальным бухгалтерским нормативам записи по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту субсчета 671 «Расчеты по начисленным дивидендам» рекомендовал соответствующим предприятиям классическое распределение чистой прибыли (выплату дивидендов) собственникам предприятия (в данном случае — государству) показывать в бухгалтерском учете как начисление обязательств по налогам к уплате.

Впоследствии, когда приказом Минфина от 19.12.2006 г. № 1213 было утверждено Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, которые владеют и/или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности (далее — Положение № 1213), все встало на свои места. И поскольку Положение № 1213 как нормативный документ имеет приоритет над письмом, причитающуюся согласно законодательству уплате в бюджет сумму прибыли предприятия государственного, коммунального секторов экономики стали отражать по правилам, установленным его п. 1.4 раздела IV, т. е. проводкой по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» в корреспонденции с кредитом счета 67 «Расчеты с участниками» (субсчет 671 «Расчеты по начисленным дивидендам»), правомерно игнорируя указания отмененного сегодня письма от 06.08.2003 г. № 31-04200-04-5/161.

Как известно, на всех субъектов хозяйствования,

в уставном фонде которых свыше 50 процентов акций (долей, паев) принадлежит государству, распоряжением Кабинета Министров Украины от 13.04.2005 г. № 95-р возложена обязанность по составлению финансовых планов. Изначально этим же распоряжением КМУ была утверждена форма финансового плана, подлежащая заполнению государственными предприятиями, акционерными, холдинговыми компаниями, другими субъектами хозяйствования, в уставном фонде которых свыше 50 процентов акций (долей, паев) принадлежит государству, и их дочерними предприятиями. Позже письмом Минфина от 19.04.2005 г. № 31-04200-10-5/6957 были доведены соответствующие методические рекомендации. Однако в связи с тем, что Минэкономики своим приказом от 31.03.2006 г. № 117 изложил в новой редакции Порядок составления, утверждения и контроля выполнения финансового плана государственного коммерческого и казенного предприятия, хозяйственного общества, в уставном фонде которого более 50 процентов акций (долей, паев) принадлежит государству, утвержденный приказом этого же органа от 21.06.2005 г. № 173, и упомянутые предприятия стали составлять финансовые планы по новой форме согласно приложению 1 к такому Порядку и применять рекомендации по ее заполнению, данные в приложении 2 к нему же, необходимость в упомянутых минфиновских методрекомендациях сразу же отпала.

Татьяна Войтенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше