Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О выполнении норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов бюджетными учреждениями

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2008/№ 68
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06

О выполнении норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов бюджетными учреждениями

 

Письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06

 

Фонд социальной защиты инвалидов рассмотрел <…> обращение <…> и сообщает.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, установлен

норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек, — в количестве одного рабочего места.

Согласно части 1 статьи 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, где среднеучетная численность работающих инвалидов меньше установленной нормативом, предусмотренным статьей 19 этого Закона, ежегодно уплачивают соответствующим отделениям Фонда социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции, сумма которых определяется в размере среднегодовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, в том числе предприятии, организации общественных организаций инвалидов, физического лица, использующего наемный труд, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом. Для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, на которых работает от 8 до 15 человек, размер административно-хозяйственных санкций за рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом, определяется в размере половины средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, в том числе на предприятии, в организации общественных организаций инвалидов, у физического лица, использующего наемный труд.

Положения этой части не распространяются на предприятия, учреждения и организации, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов.

Уплату административно-хозяйственных

санкций и пени предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, проводят согласно закону за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей).

Согласно содержанию части второй статьи 19 Закона предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом, установленным частью первой этой статьи, и обеспечивают трудоустройство инвалидов, о чем подают в соответствующее территориальное отделение Фонда социальной защиты инвалидов форму отчетности № 10-ПІ «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов», утвержденную приказом Министерства труда и социальной политики Украины 10.02.2007 № 42 и зарегистрированную в Министерстве юстиции Украины от 13.02.2007 года под № 117/13384 (далее — приказ № 42).

Данный

отчет подается или направляется заказным письмом работодателями не позднее 1 марта после отчетного периода (п. 2.1 приказа № 42) в соответствующие региональные отделения Фонда социальной защиты инвалидов, в которых они зарегистрированы.

Так, статья 19 Закона предусматривает, что

работодатели, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек, регистрируются в соответствующих отделениях Фонда социальной защиты инвалидов по своему местонахождению.

Порядок регистрации работодателей определен постановлением № 70. Работодатели регистрируются в отделениях Фонда по месту их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц — предпринимателей.

Для регистрации работодатели подают (направляют заказным письмом) в отделение Фонда соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.2007 № 98, зарегистрированным в Минюсте от 29.03.2007 под № 290/13557, и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица — предпринимателя (далее — свидетельство).

Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, полностью

содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов, подают (направляют) также копию справки о включении их в реестр неприбыльных учреждений, выданной органом государственной налоговой службы (далее — справка).

Вновь созданные

работодатели подают (направляют) заявление, копии свидетельства и справки не позднее чем в течение десяти рабочих дней после их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц — предпринимателей.

Работодатель, у которого количество работающих, для которых это место работы является основным,

увеличилось до восьми и более человек или изменилось название или местонахождение юридического лица или фамилия, имя, отчество либо место регистрации проживания физического лица — предпринимателя, подает заявление, копии свидетельства и справки в срок, определенный для вновь созданных работодателей.

Работодатели, имеющие

обособленные подразделения, вместе с заявлением, копиями свидетельства и справки подают (направляют) сведения о таких подразделениях.

Хозяйственные объединения, созданные согласно статье 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», вместе с заявлением, копиями свидетельства и справки подают:

— копию учредительного договора и/или устава хозяйственного объединения;

— перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения;

— копии свидетельств предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения.

Оригиналы

документов предъявляются во время подачи заявления. В случае направления заявления по почте копии документов удостоверяются нотариально.

Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата подачи им документов, указанных в указанном выше абзаце этого Порядка, а в случае направления их по почте — дата на почтовом штемпеле.

Регистрация работодателей проводится бесплатно.

Реестр работодателей ведется на электронных носителях информации, в который включаются данные их отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов.

Если работодатель не зарегистрирован в соответствующем отделении Фонда, но принес отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, он может перед подачей отчета зарегистрироваться.

Документы, направленные или предоставленные работодателем для проведения регистрации, хранятся в отделении Фонда в течение трех лет после ликвидации или изменения местонахождения юридического лица или места регистрации проживания физического лица — предпринимателя.

Согласно части второй статьи 1881 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее — КУоАП)

невыполнение должностным лицом, пользующимся правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподача в Фонд социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов влекут за собой наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

В первом случае штраф будет налагаться за невыполнение норматива на должностное лицо, которое имеет право принимать на работу и увольнять работников, а также физическое лицо, использующее наемный труд.

Во втором случае — на должностное лицо предприятия, обязанное подавать Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов № 10-ПІ.

Статьей 255 указанного Кодекса определено, что Министерство труда и социальной политики Украины и его органы при выявлении правонарушения составляют протокол об административном правонарушении, являющийся юридическим основанием для обращения в суд.

Таким образом,

бюджетные учреждения, полностью содержащиеся за счет местных бюджетов, согласно части первой статьи 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» не освобождаются от выполнения требований этой статьи и должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а в случае его невыполнения на должностное лицо, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, физическое лицо, использующее наемный труд, налагается административный штраф.

Директор В. Малькин



комментарий редакции

Фонд защиты инвалидов угрожает бюджетникам и всем остальным

Это письмо Фонда заслуживает внимания работодателей хотя бы в качестве напоминания об их обязанности соблюдать норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов — хотя бы ввиду угрозы нешуточных санкций за его несоблюдение. Даже несмотря на то, что оно — по сути конспект нормативных актов, — некоторые замечания сделать надо.

Во-первых, заметим, что абзац четвертый данного письма — не выражение доброй воли Фонда, а тоже прямая цитата части 1 ст. 20 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-ХII (далее — Закон № 875), т. е.

является нормой этого самого Закона № 875.

Во-вторых, следует учитывать, что указание ч. 3 ст. 20 Закона № 875 на то, что уплата работодателем административно-хозяйственных санкций за несоблюдение норматива и пени за просрочку уплаты таких санкций производится

за счет прибыли, нельзя понимать как освобождение от такой уплаты для убыточных предприятий — а только как лишний запрет на включение таких сумм в состав валовых расходов. В этом смысле Фонд всегда упирает на п. 3 Порядка уплаты предприятиями, учреждениями и организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, сумм административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13): «Если работодатель не получает прибыли, сумма административно-хозяйственных санкций уплачивается за счет других источников согласно законодательству».

В-третьих, опять приходится напоминать, что в п. 2 Порядка предоставления предприятиями, учреждениями и организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденного постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13), предельный срок подачи отчета по ф. 10-ПI установлен «

до 1 марта» (хотя на бланке самой отчетной формы и значится — «не позднее 1 марта»). Кстати, если этот день приходится на выходной или праздник, на местах зачастую принимают отчеты и в первый после этого рабочий день, но уповать на это не стоит.

В-четвертых, что касается предоставления справки ГНИ о включении в реестр неприбыльных учреждений, то соответствующая норма абзаца четвертого п. 2 Порядка предоставления..., процитированного в комментируемом письме, к сожалению, не полностью, требует следующего: «При отправлении отчета

почтой копия справки заверяется нотариально».

В-пятых, примечательно, как разрешено в данном письме известное противоречие относительно момента регистрации работодателя в Фонде. Ведь, с одной стороны, соответствующий Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный все тем же постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13), требует от

вновь созданных работодателей зарегистрироваться в течение 10 дней с даты государственной регистрации, так же, как и от тех, у кого количество штатных работников достигло 8 (и больше), — с известной натяжкой можно согласиться, что и здесь имеются в виду те же 10 дней, но с даты такого достижения . Но с другой стороны — обязанность предоставления отчета по ф. № 10-ПI, неразрывно связанная с фактом регистрации в Фонде (если работодатель не зарегистрирован, то и отчет подать не сможет), по сути распространяется только на тех работодателей, среднеучетное количество штатных работников у которых за год не менее 8 (отчет других работодателей Фонду просто не нужен!). В этой ситуации Фонд занял разумную компромиссную позицию, изложенную в таких авторских словах Фонда (явно заметны стилистические отличия от языка нормативных актов): «Если работодатель не зарегистрирован в соответствующем отделении Фонда, но принес отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, то он может перед подачей отчета зарегистрироваться». Добавим: тем более, что никакой ответственности за собственно нерегистрацию или нарушение ее сроков законодательство не устанавливает.

В-шестых, признавая, что за несоблюдение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов бюджетникам административно-хозяйственные санкции не угрожают, Фонд настаивает на правомерности применения к их должностным лицам административной ответственности (подобную позицию Фонд уже высказывал в письме от 26.04.2007 г. № 1/5-375 и, кстати, ее разделяет Минтруда в письме от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19).

В-седьмых, заметим, что указанная ответственность грозит не только должностным лицам — работодателей — юридических лиц, но и работодателям — физическим лицам предпринимателям, причем не только за несоблюдение норматива, но и за непредоставление отчетов по ф. № 10-ПI (в третьем абзаце от конца письма о предпринимателях почему-то забыли).

Зато Фонд не дает забыть о себе...

Александр Голенко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно