Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Отчетность по «хмелесбору»

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Август, 2008/№ 68
В избранном В избранное
Печать
Статья

Отчетность по «хмелесбору»

 

О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — «хмелесбор») мы не раз писали на страницах нашей газеты. Однако интерес читателей к данной теме заставляет нас еще раз к ней обратиться. Сегодня мы поговорим об особенностях составления отчетности по «хмелесбору», выясним, какие нюансы необходимо при этом учитывать.

Марина КОВЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 587

— Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-XIV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Порядок № 133

— Порядок заполнения и предоставления отчета о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденный приказом ГНАУ от 28.03.2002 г. № 133.

 

Плательщики «хмелесбора»

В соответствии со

ст. 1 Закона № 587 «хмелесбор» уплачивают субъекты предпринимательской деятельности независимо от формы собственности и подчиненности, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво.

Говоря о плательщиках «хмелесбора», необходимо отметить некоторые нюансы:

1) к их числу не относятся производители «хмельной» продукции. И вот почему. Согласно

ст. 1 Закона № 481 оптовая торговля — это деятельность по приобретению и соответствующему преобразованию товаров для последующей их реализации предприятиям розничной торговли, другим субъектам предпринимательской деятельности. Розничная торговля — это деятельность по продаже товаров непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их собственного некоммерческого использования. Таким образом, и оптовая, и розничная торговля являются деятельностью по купле-продаже товаров.

В свою очередь производство — это деятельность, связанная с выпуском продукции, которая включает все стадии технологического процесса, а также реализацию продукции собственного производства (

ст. 1 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III). Как видим, поставка продукции собственного производства производителями продукции является неотъемлемой частью процесса производства и не считается оптовой торговлей. Следовательно, производители алкогольных напитков и пива «хмелесбор» не начисляют и не уплачивают, даже при наличии лицензии на оптовую торговлю. Об этом, в частности, шла речь в письме ГНАУ от 19.03.2008 г. № 5359/7/21-0117, письме Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 13.04.2007 г. № 06-10/10-289// «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 41, письме Министерства аграрной политики Украины от 10.08.2004 г. № 37-21-1-8/9619. Хотя ГНАУ настаивает на необходимости уплаты сбора в случае реализации предприятием-производителем алкогольных напитков в розничной торговле непосредственно потребителям (письмо ГНАУ от 19.03.2008 г. № 5359/7/21-0117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 34). И еще один момент. Производитель алкогольных напитков и пива обязан уплатить «хмелесбор», в случае если осуществляет продажу продукции, произведенной другими субъектами предпринимательской деятельности;

2) субъекты хозяйственной деятельности, которые находятся на

упрощенной системе налогообложения, торгующие пивом, шампанским, вином, коньяком, бренди, уплачивают «хмелесбор» на общих основаниях. Связано это с тем, что данный сбор не вошел в перечень платежей, определенный ст. 6 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98, от которых освобождается единоналожник;

3) экспортеры и импортеры алкогольных напитков и пива, реализующие такую продукцию, являются плательщиками «хмелесбора»;

4) некоторое время после отмены

Налогового разъяснения относительно уплаты сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, утвержденного приказом ГНАУ от 02.09.2003 г. № 416, которое содержало норму об отсутствии у комиссионера необходимости уплачивать «хмелесбор», налоговики стояли на позиции уплаты сбора не только комитентом (в том числе и производителем), но и комиссионером (письмо ГНАУ от 12.10.2006 г. № 19003/7/21-0117).

Свидетельством того, что мнение главного налогового ведомства по этому вопросу изменилось, стало

письмо ГНАУ от 19.03.2008 г. № 5359/7/21-0117 // «Налоги и бухгалтерский учет» 2008 № 34» (см. также «Мнение специалистов официальных органов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 34. с. 62). Отрадно, что теперь, с точки зрения налоговиков, при продаже алкогольных напитков и пива по договорам комиссии плательщиком «хмелесбора» является та сторона, на счет которой поступает выручка от реализации. Другими словами, когда выручку получает на свой счет комиссионер, то именно он уплачивает сбор в бюджет. В случае поступления выручки на счет комитента уплата «хмелесбора» становится обязанностью комитента.

Выводы этого письма можно назвать положительными, поскольку описанный в них подход устраняет двойное налогообложение.

 

Определяем сумму «хмелесбора»

Объектом обложения «хмелесбором» является

выручка, полученная на каждом этапе реализации в оптово-розничной торговой сети и в сети ресторанного хозяйства алкогольных напитков и пива, включаемая в сумму торгового оборота. Другими словами, «хмелесбор» уплачивается каждым продавцом при каждой продаже товаров.

Для определения суммы «хмелесбора» необходимо полученную выручку умножить на 1 % (ставку «хмелесбора»). При этом выручка для целей обложения «хмелесбором» не уменьшается на сумму НДС и акцизный сбор. «Хмелесбор» не включается в цену товаров, а начисляется на сумму выручки «сверху».

Что касается момента возникновения обязательств по уплате «хмелесбора», то он определяется по последнему событию:

— на дату получения оплаты, если первым событием была отгрузка товара покупателю;

— на дату отгрузки товаров, если первым событием было получение предоплаты за товар.

Именно такой либеральный подход к определению момента возникновения обязательства по уплате сбора изложен в

письме от 14.01.2000 г. № 526/7/16-2317.

 

«Хмелесбор» при продаже алкогольных коктейлей

Субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие продажу алкогольных коктейлей, наверняка сталкивались с проблемным вопросом: из какой выручки следует платить «хмелесбор» — из всей суммы выручки от реализации коктейля или исходя из стоимости алкогольных составляющих коктейля. Действующее законодательство не содержит прямого ответа на этот вопрос, отсутствуют и официальные разъяснения главного налогового ведомства.

В сложившейся ситуации, на наш взгляд, безопаснее уплатить сумму «хмелесбора» исходя из всей стоимости коктейля. Тем более что алкогольный коктейль является алкогольным напитком, а значит, с точки зрения

Закона № 587, выручка от его реализации должна облагаться «хмелесбором».

Справедливости ради отметим, что в свое время налоговики в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 41, с. 45, высказались за обложение «хмелесбором» только стоимости алкогольной составляющей коктейля. Эта же мысль отражена в

письме Минэкономики от 27.06.2007 г. № 91-28/165 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 68. Несмотря на справедливость такого подхода, применять его без разъяснения местной ГНИ мы не рекомендуем. Связано это с тем, что Минэкономики не является контролирующим органом по взиманию налогов и сборов. К тому же ГНАУ в своем письме от 18.09.2006 г. № 10428/6/21-0115 на вопрос о налогообложении «хмелесбором» алкогольных напитков, которые используются для изготовления кремов, десертов, кофе, кондитерских изделий уклончиво отметила: «...необходимо уточнить, каким образом отображается в учете предприятия выручка от реализации алкогольных напитков, которые используются для изготовления вышеупомянутых изделий. Объектом налогообложения сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства является выручка от реализации алкогольных напитков, которые учитывают по кредиту субсчета 703 «Доход от реализации работ и услуг». Однако при реализации готовых блюд с добавлением в них алкоголя согласно рецептуре отдельно выручка от реализации алкогольных напитков на счетах класса 7 не отражается.

 

Заполнение и предоставление Отчета

В соответствии с

п. 5 Порядка № 133 плательщики ежемесячно предоставляют налоговому органу по своему местонахождению Отчет о сумме начисленного сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — Отчет) в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца. Если последний день срока предоставления отчета приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным рабочий день. Заполняется Отчет в гривнях без копеек с соответствующим округлением по общепринятым правилам.

Если в течение отчетного месяца субъект предпринимательской деятельности не реализовывал в оптово-розничной сети и сети ресторанного хозяйства алкогольные напитки и пиво и не получал выручку от такой реализации, то на основании

п. 8 Порядка № 133 Отчет за этот месяц не предоставляется. Важно правильно понимать эту норму: Отчет не нужно предоставлять только в том случае, если в течение месяца алкогольные напитки и пиво не отгружались, оплата за «хмельную» продукцию не поступала.

А вот если в отчетном месяце алкогольные напитки и пиво не отгружали, но субъект хозяйственной деятельности получил выручку от реализации продукции, отпущенной ранее, Отчет составлять необходимо. Отчет предоставляется с прочерками, когда на протяжении отчетного периода алкогольная продукцию или пиво отгружали, но оплата за них не поступала.

Порядок заполнения Отчета предельно прост, ведь он состоит из заглавной части и основной части, которая содержит две строки.

В заглавной части Отчета указывается следующая информация:

— название органа государственной налоговой службы, которому подается отчет;

— название предприятия;

— идентификационный код по ЕГРПОУ;

— местонахождение и номер телефона плательщика;

— тип отчета (общий или уточненный).

В первой строке основной части найдет свое отражение общая сумма выручки, полученной в отчетном месяце, а во второй строке — начисленная сумма «хмелесбора».

Пример

. ООО «София» в течение июня 2008 года получило выручку от реализации алкогольной продукции:

— через магазин розничной торговли — 12000 грн. (в том числе НДС — 2000 грн.);

— через магазин оптовой торговли — 48000 грн. (в том числе НДС — 8000 грн.). Из них полученные авансы составили 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.).

Исходя из приведенной информации, Отчет будет заполнен следующим образом:

 

Державна податкова інспекція (адміністрація)

в Червонозаводському районі м. Харкова
ТОВ «Софія»

(назва юридичної особи або прізвище, ім'я, по батькові
 фізичної особи — суб'єкта підприємницької діяльності)

м. Харків, вул. Озерна, б. 45, тел. 756-34-82

(місцезнаходження або місце проживання, телефон)

3

7

9

4

2

9

5

7

3

8

 

Ідентифікаційний код (номер)

 

Загальний звіт

х

 

Уточнений звіт


ВІТ

про суму нарахованого збору на розвиток

виноградарства, садівництва і хмелярства

за

червень 2008 року

1. Виручка від реалізації алкогольних напоїв та пива

54000 гривень.

2. Нараховано збору за звітний місяць (рядок 1 х 1 %)

540 гривень.

Дата заповнення звіту «

15» липня 2008 року

Керівник підприємства (фізична особа —

суб'єкт підприємницької діяльності)

Смирнов П. М.
(прізвище, ціали, підпис)

Наведена інформація
є правильною

Головний бухгалтер

 Петрова М. В.
(прізвище, ініціали, підпис)

М. П.

 

Сумма налогового обязательства, указанная в Отчете, считается согласованной со дня предоставления Отчета, ее необходимо перечислить в бюджет в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока предоставления Отчета (

п. 27 Порядка № 133). Другими словами, сбор нужно уплатить до 30 числа месяца, следующего за отчетным.

 

Если в Отчете допущена ошибка

При составлении Отчета по «хмельному» сбору, как и любой другой формы отчетности, могут быть допущены ошибки. В соответствии с

п. 16 Порядка № 133 самостоятельно выявленные ошибки, допущенные в Отчете, можно исправить путем предоставления уточненного отчета. Заполняется он по той же форме, что и Отчет, но в заглавной части формы, напротив строки «Уточнений звіт», ставится отметка «Х». Уточненный отчет подается за тот отчетный период, в котором была допущена ошибка, и содержит правильные показатели.

Вместе с уточненным отчетом подается справка по форме, приведенной в

Порядке № 133. В справке отражается информация о содержании ошибки, сумме сбора, которая уменьшает налоговые обязательства в результате исправления ошибки или наоборот увеличивает их.

Если ошибка привела к занижению налогового обязательства, то в справке предприятие должно начислить штраф в размере 5 % от суммы такого занижения. Самоштраф вместе с суммой недоплаты необходимо перечислить в бюджет до предоставления уточненного отчета.

Если же в результате допущенной ошибки в бюджет была перечислена излишняя сумма средств, то вместе с уточненным отчетом подается заявление о возврате излишне уплаченного сбора. Это позволит предприятию вернуть сумму переплаты.

Уточненный отчет и заявление не подаются, если с момента осуществления переплаты прошло более 1095 дней.

 

Ответственность за неуплату «хмелесбора»

Обязанность по предоставлению отчетности и уплате «хмелесбора» возникает у субъекта предпринимательской деятельности при получении выручки от реализации алкогольных напитков и пива. При этом

проходить процедуру обязательной регистрации не нужно.

Непредоставление отчетности грозит субъекту хозяйственной деятельности штрафом в размере

170 грн. за каждое непредоставление Отчета или задержку (п.п. 17.1.1 Закона № 2181). Кроме того, непредоставление Отчета в установленный срок может стать причиной внеплановой проверки со стороны налоговиков, что прямо предусмотрено ст. 111 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Вот, пожалуй, и все, что необходимо знать плательщикам «хмелесбора» для того, чтобы успешно закончить отчетную кампанию. А если у вас возникнут вопросы, пишите нам — и мы обязательно на них ответим!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно