Плательщик единого налога и импортный НДС
Уплачивается ли НДС при получении услуг от нерезидента, не имеющего постоянного представительства на территории Украины, предприятием, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по ставке 10 %?
(г. Полтава)
Тот факт, что субъект малого предпринимательства, который в соответствии с
абзацем вторым ч. 1 ст. 6 Указа № 727 не является плательщиком НДС, при импорте товаров на таможенную территорию Украины обязан уплачивать НДС в установленном Законом об НДС порядке, с недавних пор зафиксирован в п. 8 постановления № 507.Что касается импорта услуг, то хотя модель поведения единоналожника-десятипроцентника в указанном
постановлении и не определена, это не означает, что данная ситуация осталась без внимания налоговых органов.О том, что получение нерезидентских услуг плательщиком единого налога (независимо от того, зарегистрирован он плательщиком НДС или нет) должно сопровождаться уплатой НДС в установленном
Законом об НДС порядке, ГНАУ заявила еще в п. 6.2 Методрекомендаций № 11563/7/16-1117. Подобные выводы прозвучали также в ее письмах от 14.06.2006 г. № 11164/7/16-1517-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 81) и от 03.06.2008 г. № 5273/6/16-1515-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 62).Так, ГНАУ, ссылаясь на
п. 10.1 Закона об НДС, констатирует, что плательщик единого налога по ставке 10 % при получении услуг от нерезидента, не имеющего постоянного представительства на территории Украины, не должен регистрироваться плательщиком НДС, но обязан начислять НДС на стоимость таких услуг и перечислять его в бюджет.Мы же согласиться с таким пониманием
Закона об НДС не можем.Действительно, в
п.п. «г» п. 10.1 Закона об НДС указано, что в случае, если услуги предоставляет нерезидент, то лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) налога в бюджет, является его постоянное представительство, а при отсутствии такового — лицо, получающее такие услуги, если место предоставления этих услуг находится на таможенной территории Украины. Обратите внимание: в данной норме говорится не о плательщике налога, а о лице. Единоналожник-десятипроцентник вполне подпадает под определение этого термина (п. 1.2 Закона об НДС).Тем не менее существует ряд аргументов, позволяющих нивелировать фискальную логику налоговиков.
Во-первых
, сославшись на п. 10.1, налоговики почему-то не учли следующую норму Закона об НДС, которая фактически раскрывает приведенную. Так, в соответствии с п. 10.2 Закона об НДС плательщики налога, определенные, в частности, в п.п. «г» п. 10.1, отвечают за соблюдение достоверности и своевременности определения сумм налога, а также за полноту и своевременность его внесения в бюджет в соответствии с законом. Как видим, в этой норме речь идет лишь о плательщике налога. Налицо конфликт интересов.Во-вторых
, момент возникновения налоговых обязательств при получении услуг от нерезидента определен только для плательщика налога, по крайней мере в случае осуществления предоплаты. Так, в п.п. 7.3.6 Закона об НДС прямо сказано, что «датой возникновения налоговых обязательств при импорте работ (услуг) является дата списания средств с расчетного счета плательщика налога в оплату работ (услуг) или дата оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ (услуг) нерезидентом в зависимости от того, какое из событий состоялось первым». Почему-то и эту норму в письме оставили без внимания.В-третьих
, механизм уплаты НДС с услуг, предоставленных нерезидентом, построен таким образом, что во главу угла выдвигаются данные декларации по НДС (в частности, строки 7 и 12.4), а ведь неплательщик декларацию не предоставляет.В-четвертых
, исчерпывающий перечень оснований, когда налоговое обязательство определяется налоговым органом, приведен в п.п. 4.2.2 Закона № 2181. Три из них связаны с поданной плательщиком налога декларацией, а последний четвертый — с теми случаями, когда ответственным за начисление налога является контролирующий орган. Как видим, ни один из случаев в рассматриваемой ситуации не применим.Наталья Белова, экономист-аналитик