Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Проводим сверку расчетов с налоговым органом

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2008/№ 102
В избранном В избранное
Печать
Статья

Проводим сверку расчетов с налоговым органом

 

Вряд ли найдется предприятие, которое хотя бы однажды не столкнулось с необходимостью проведения сверки расчетов с налоговым органом. Такая сверка требуется, например, при получении Справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам), а также при предоставлении годовой финансовой и налоговой отчетности. О некоторых особенностях этой процедуры и пойдет речь в данной статье.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Закон № 509

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон о бухучете

— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Порядок № 419

— Порядок предоставления финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

Инструкция № 69

— Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69.

Инструкция № 90

— Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 30.10.98 г. № 90.

Инструкция № 276

— Инструкция о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины», утвержденная приказом ГНАУ от 18.07.2005 г. № 276.

Инструкция № 290

— Инструкция о порядке начисления и погашения пени по платежам, контролируемым органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом ГНАУ от 11.06.2003 г. № 290.

Порядок № 425

— Порядок списания и рассрочки налогового долга, связанного с выплатой заработной платы неденежной формой расчетов путем взаимозачета задолженности по ссудам и/или товарному кредиту, утвержденный приказом ГНАУ от 05.09.2003 г. № 425.

 

Сверка расчетов по инициативе налогового органа

Как известно, в соответствии с

п. 1 ст. 8 Закона № 509 на налоговый орган возложена функция по контролю за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей).

С целью учета начисленных и уплаченных сумм платежей в бюджет налоговой службой на каждый текущий год открываются лицевые счета по каждому налогоплательщику и по каждому виду платежа, которые должны уплачиваться таким налогоплательщиком (

п. 3.1 Инструкции № 276).

Эти лицевые счета открываются ежегодно по плательщикам, которые:

находятся на налоговом учете — с начала года путем перенесения сальдо расчетов плательщика с бюджетом и остатка неуплаченной пени (при наличии) в базу данных текущего года после проведения регламентных работ по закрытию отчетного года по платежам, по которым предусмотрено предоставление плательщиками налоговых деклараций (расчетов) или которые контролируются налоговыми органами по актам проверок. По платежам, по которым предоставление налоговых деклараций (расчетов) не предусмотрено, при выполнении регламентных работ по закрытию отчетного года сальдо расчетов плательщика с бюджетом в карточки лицевых счетов, открытых в текущем году, не переносится;

взяты на налоговый учет в течение текущего года — на основании реестров плательщиков с момента начисления или уплаты платежа (в зависимости от того, которое из этих событий наступило раньше).

Согласно

п. 4.1 Инструкции № 276 начислению в лицевых счетах налогоплательщиков подлежат:

— налоговые обязательства, штрафные санкции и пеня, самостоятельно определенные налогоплательщиком;

— налоговые обязательства, штрафные санкции и пеня, начисленные налоговым органом и согласованные налогоплательщиком в соответствии с действующим законодательством;

— пеня за нарушение установленных сроков погашения согласованного налогового обязательства;

— проценты за пользование рассрочкой (отсрочкой) налоговых обязательств;

— непогашенные суммы векселя, выдаваемого субъектом хозяйствования при осуществлении операций с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях.

Сотрудники налоговой службы при проведении сверки с налогоплательщиком

проверяют правильность подведения итогов в карточках лицевых счетов налогоплательщиков (п. 8.6 Инструкции № 276).

Налоговый орган не реже одного раза в квартал

самостоятельно проводит выборочную проверку правильности проведенных операций в лицевых счетах налогоплательщиков. Для такой проверки выбираются в основном лицевые счета со значительными суммами начислений/уменьшений согласованных налоговых обязательств (с учетом штрафных (финансовых) санкций), пени, положительного и отрицательного сальдо расчетов налогоплательщика с бюджетом на дату такого отбора. Результаты такой выборочной проверки отражаются в акте по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции № 276.

Работники подразделения администрирования учетных показателей и отчетности осуществляют

контроль за правильностью и полнотой перенесения итоговых сумм положительного или отрицательного сальдо расчетов налогоплательщика с бюджетом, остатка неуплаченной пени по соответствующим кодам бюджетной классификации после проведения регламентных работ по закрытию отчетного года и перенесению сальдо в лицевой счет текущего года (п. 9.2 Инструкции № 276).

Сверка состояния расчетов с бюджетами

обязательно осуществляется налоговиками и при переходе налогоплательщика из одного налогового органа в другой, а также при его снятии с учета как плательщика отдельных видов налогов (плата за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, торговый патент) в связи с изменением местонахождения объекта налогообложения. На это указывают пп. 10.2 и 10.3 Инструкции № 276. По результатам такой процедуры составляется акт сверки расчетов по состоянию на дату снятия с учета в трех экземплярах (для двух налоговых органов и для предприятия).

Кроме того, сверка с налоговым органом необходима и с целью определения сумм налогового долга, связанных с

выплатой заработной платы в неденежной форме, которые подлежат списанию и/или рассрочке, исходя из данных оперативного учета государственной налоговой службы (на основании данных карточек лицевых счетов) и данных бухгалтерского учета налогоплательщика (п. 2.1 Порядка № 425). По результатам такой сверки составляется акт по форме, приведенной в приложении 1 к Порядку № 425.

 

Сверка расчетов по инициативе налогоплательщика

По большому счету сверка расчетов, в том числе и с контролирующим органом (органом государственной налоговой службы, Пенсионным фондом, фондами социального страхования и т. п.), является для предприятия

частью единого процесса инвентаризации.

Напомним, что необходимость проведения инвентаризации активов и обязательств установлена

ст. 10 Закона о бухучете. Целью такого процесса является обеспечение достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия.

Периодичность инвентаризации определяется собственником (руководителем) предприятия. Исключение составляют случаи, когда инвентаризация является обязательной согласно законодательству.

Проведение инвентаризации активов и обязательств предприятия — одно из обязательных условий, которое должно соблюдаться

при составлении годовой финансовой отчетности (см. п. 12 Порядка № 419).

Проведение сверки расчетов с налоговым органом является

обязательным при инвентаризации расчетов (см. п.п. «г» п. 11.11 Инструкции № 69). А в п.п. 1.5.13 Инструкции № 90 указано, что инвентаризация расчетов платежей в бюджет осуществляется не реже одного раза в квартал. Несмотря на то что данная Инструкция разработана для бюджетных учреждений, хозрасчетным предприятиям также имеет смысл сверяться с налоговым органом в эти сроки, чтобы отследить, верные ли показатели отражены по лицевому счету по конкретному налогу и сбору (обязательному платежу).

Сверку с бюджетом предприятия проводят также с целью получения Справки об отсутствии задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам). Такая Справка требуется, в частности, для получения средств, предусмотренных в госбюджете для

государственной поддержки производства продукции растениеводства по программе «Бюджетная животноводческая дотация и государственная поддержка производства продукции растениеводства» (см. постановление КМУ от 22.02.2008 г. № 86). Унифицированная форма Справки приведена в приложении к письму ГНАУ от 16.02.2004 г. № 2461/7/19-2117/116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 23).

Кроме того, без подтверждения отсутствия задолженности по налогам и сборам (обязательным платежам) невозможен

переход предприятия на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства. Напомним, что одним из условий перехода на единый налог согласно ст. 4 Указа № 727 является уплата всех установленных налогов и сборов (обязательных платежей) за предыдущий отчетный (налоговый) период. Наличие же у предприятия налогового долга является основанием для отказа в удовлетворении письменного заявления о выдаче Свидетельства об уплате единого налога.

Возможность налогоплательщика осуществлять сверку состояния расчетов с бюджетами по налогам и сборам (обязательным платежам) за соответствующий отчетный период

по собственной инициативе на основании данных карточек его лицевых счетов установлена п. 9.3 Инструкции № 276.

Итоги проведенной сверки отражаются налоговым органом в книге учета сверки состояния расчетов плательщиков с бюджетами по форме, приведенной в приложении 2 к указанной

Инструкции № 276.

Обращаем внимание:

п. 9.4 Инструкции № 276 установлено, что по письменному требованию налогоплательщика сверка состояния его расчетов с бюджетами за отчетный период оформляется актом по форме, приведенной в приложении 3 к Инструкции № 276. Эта форма предусматривает, что на каждый вид налога и сбора (обязательного платежа) оформляется отдельный акт.

Однако на практике форма документа, содержащего информацию о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, имеет иной вид. В этом документе приводятся данные по всем налогам и сборам (обязательным платежам), сведения о которых хочет получить предприятие. Такой документ формируется на основании данных карточек лицевых счетов налогоплательщика и включает в себя следующую информацию:

— сальдо на начало года;

— суммы начисления или уменьшения платежей;

— суммы перечислений в бюджет;

— суммы недоимки;

— суммы переплаты;

— суммы пени;

— суммы штрафных санкций за несвоевременную уплату платежа согласно

ст. 17 Закона № 2181.

Получив указанный документ, нужно быть готовым к тому, что сальдо расчетов с бюджетами и данные бухгалтерского учета налогоплательщика за соответствующий отчетный период могут не совпадать из-за разных дат начисления налоговых обязательств. Дело в том, что в карточке лицевого счета начисление согласованных налоговых обязательств производится

на дату предельного срока их уплаты (см. п. 5.3 Закона № 2181), а в бухгалтерском учете налогоплательщика — на конец отчетного периода (месяца или квартала). Кроме того, на сальдо расчетов с бюджетом могут влиять пеня и штрафные санкции за нарушение сроков погашения налоговых обязательств.

Например, предприятию в связи с несвоевременной уплатой налогового обязательства была начислена пеня, тем не менее оно в течение отчетного (налогового) периода направило средства только на погашение суммы основного платежа. Понятно, что в таком случае расхождения между данными налогового органа и предприятия неизбежны. Ведь по правилу, установленному

п.п. 16.3.3 Закона № 2181, если налогоплательщик не уплачивает пеню вместе с уплатой налогового долга (его части) или не указывает ее отдельно в платежном документе, налоговый орган самостоятельно (в автоматическом режиме) распределяет уплаченную предприятием сумму на сумму, направленную на погашение основного платежа (его части), и на сумму, направленную на погашение пени.

Напомним, что начисление пени осуществляется на день фактического погашения налогового долга (его части) за каждый календарный день просрочки платежа, включая день такого погашения (

п. 3.4 Инструкции № 290).

Однако если вы обнаружили действительные расхождения между своими данными и данными налоговой службы (да еще и на немалые суммы), не спешите соглашаться с показателями, на которых настаивают налоговики, лучше выясните реальную причину таких расхождений. Если в результате такого анализа поймете, что сами допустили ошибку и данные не стыкуются по вашей вине, придется доначислить необходимые суммы и доплатить их в бюджет.

А может быть и так, что в вашу карточку лицевого счета не попал какой-либо из ваших платежей или был нарушен срок перечисления платежа по вине банка, либо закралась ошибка при перенесении работником налогового органа данных из электронной базы отчетных документов в карточку лицевого счета. В такой ситуации, когда вы уверены, что нарушений с вашей стороны не было, вооружайтесь платежными документами с отметками банка о списании средств со счета, собственными копиями налоговых деклараций, свидетельствующих о задекларированной сумме налога, договорами о рассрочке (отсрочке) налоговых обязательств, другими подтверждающими документами и отправляйтесь к инспектору для установления истины. Что ни говори, а под угрозой здесь средства предприятия и ваш имидж как бухгалтера. Да и

ст. 3 Закона о бухучете , как вы знаете, требует, чтобы финансовая отчетность предприятия содержала полную, правдивую и непредвзятую информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия.

Так что подходите к данному вопросу внимательно.

Приведем образец заполнения акта сверки расчетов с бюджетом, выдаваемого налоговым органом.

 

Розрахунки з бюджетом

період з __.__.__ по 31.12.2008 р.

Код ЄДРПОУ

Назва платника

Бюджет

Розділ

Параграф

Стаття

Сальдо на початок року

Нараховано або зменшено платежів

Сплачено

Недоїмка

Переплата

Залишок несплаченої пені

Штрафна санкція за невчасну сплату платежу згідно зі ст. 17 Закону України № 2181

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

12345678

ТОВ Підприємство «Вулкан»

30

1102

10

00

50,00

8225,00

9150,00

0,00

975,00

0,00

0,00

12345678

ТОВ Підприємство «Вулкан»

30

1401

01

00

1862,15

3687,00

2100,00

0,00

275,15

0,00

0,00

12345678

ТОВ Підприємство «Вулкан»

50

1101

01

00

0,00

0,00

6284,35

0,00

0,00

0,00

0,00

12345678

ТОВ Підприємство «Вулкан»

50

1601

02

00

0,00

493,00

646,00

0,00

153,00

0,00

0,00

 

 

 

 

 

 

1912,15

12405,00

18180,35

0,00

1403,15

0,00

0,00

 

Как видите, сверка расчетов с бюджетом имеет положительные стороны, поскольку позволяет выявить как ошибки налоговиков, так и собственные, которые вы можете исправить до прихода на проверку инспектора. Тем не менее, желаем, чтобы различного рода ошибок у вас было как можно меньше.

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно