Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Компьютерный практикум. Результаты инвентаризации ТМЦ в 1С:Бухгалтерии 8

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2008/№ 102
Печать
Статья

Результаты инвентаризации ТМЦ в 1С:Бухгалтерии 8

 

Анна САРАЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Залогом сохранности имущества предприятий является регулярное проведение инвентаризации. Но с помощью инвентаризации не только контролируется сохранность материальных ценностей, но и проверяются полнота и достоверность данных бухгалтерского учета. Поэтому сегодня уже никто не сомневается в целесообразности, важности и необходимости проведения инвентаризации.

 

Инвентаризация ТМЦ

Как было отмечено выше, залогом сохранности имущества предприятия является регулярное проведение инвентаризации. Периодичность проведения инвентаризации в основном зависит от вида деятельности предприятия и объемов его товарооборота. В то же время вне зависимости от того, с какой периодичностью происходит инвентаризация, бухгалтеру все равно предстоит отразить ее результаты в учете. В 1С:Бухгалтерии 8 для отражения операции инвентаризации на складе любого типа, будь то оптовый, розничный склад либо просто неавтоматизированная торговая точка, предназначен документ «Инвентаризация товаров на складе» (главное меню программы «Основная деятельность» «Складские операции»).

Несколько слов о заполнении этого документа. Во-первых, если учет ведется на нескольких складах, в шапке документа в графе «Склад» выбираем, по какому именно складу проводится инвентаризация. Во-вторых, в документе предусмотрена возможность быстрого заполнения табличной части. Для этого щелкаем по кнопке «Заполнить»

→ «Заполнить по остаткам на складе». При этом заполняются остатки по всем счетам учета материальных ценностей, остатки по которым числятся на выбранном складе.

 

Важно Функция «Заполнить по остаткам на складе» работает только в том случае, если на предприятии ведется складской учет, т. е. в настройках параметров учета установлен флажок напротив «Вести складской учет».

 

Что касается содержания табличной части документа, то в графе «Учет. количество» отражается учетное количество ТМЦ, и записи в этой графе нельзя изменить, так как она недоступна для редактирования. Для отражения фактического количества ТМЦ предназначена графа «Количество». А недостачи и излишки отражаются в графе «Отклонение», которая заполняется автоматически. Недостачи отражаются со знаком «-», а излишки — со знаком «+» (см. рис. 1).

 

img 1

 

Документ «Инвентаризация товаров на складе» имеет две печатные формы: «Акт инвентаризации товаров на складе» и «Инвентаризационная опись по форме М-21». На вкладке «Дополнительно» для формирования печатной формы этих документов вносятся Ф. И. О. членов и председателя комиссии, а также сотрудника, который проводил проверку.

Выявленные при инвентаризации отклонения могут иметь вид:

— излишков (т. е. по факту больше, чем по документам);

— недостач (по документам больше, чем по факту);

— пересортицы (излишки по одним и недостача по другим похожим товарам).

Но документ «Инвентаризация товаров на складе» не формирует проводок, а выполняет роль сличительной ведомости. Отклонения, обнаруженные в результате инвентаризации, оформляются документами «Оприходование излишков» и «Списание недостач». Именно о них и пойдет речь дальше.

 

Оприходование излишков

В ходе инвентаризации на складе могут быть выявлены как недостачи ТМЦ, так и их излишки. Для оприходования выявленных излишков используем документ «Оприходование товаров». Он выполняет операции двух видов:

— «Товары, продукция» для оприходования любых видов ТМЦ;

— «Оборудование» для оприходования на счет 15 материальных необоротных активов, не введенных в эксплуатацию.

Документ «Оприходование товаров» можно ввести двумя способами. Первый заключается в том, чтобы в главном меню программы выбрать «Основная деятельность»

→ «Складские» → «Оприходование» и в открывшемся окне создать новый документ. Второй способ предполагает использование функции «Ввод на основании». Для этого в окне «Инвентаризация товаров на складе» выбираем нужный нам документ инвентаризации, согласно которому будем оприходовать излишки, и в верхней панели окна щелкаем по команде «Ввести на основании». Цены в этом случае устанавливаются в соответствии с ценами, указанными в документе «Инвентаризация товаров на складе» (рис. 2).

 

img 2

 

На закладке «Счета учета» указываем корреспондирующий счет дохода для формирования проводки и выбираем статью дохода. После чего на закладке «Дополнительно» указываем состав комиссии для формирования печатной формы накладной на оприходование ТМЦ.

После проведения документа в бухгалтерском учете сформируются проводки по оприходованию ТМЦ, а в налоговом стоимость запасов увеличит налоговые остатки запасов (рис. 3).

 

img 3

 

Недостачи тМЦ

А что, если в результате проведения инвентаризации была выявлена недостача ТМЦ?

Для списания недостач в 1С:Бухгалтерии 8 воспользуемся документом «Списание товаров». Его оформление имеет ряд нюансов. Так, если недостачи ТМЦ на складе признаны в пределах норм естественной убыли, никаких сложностей с заполнением и проведением документа «Оприходование товаров» не возникнет. Но если товар был похищен, прежде чем его списывать, необходимо будет изменить его налоговое назначение (с хозяйственной деятельности на нехозяйственную). Украденные товары мы уже не сможем использовать в хозяйственной деятельности, поэтому сумму ущерба по украденному товару необходимо исключить из валовых затрат. Этот факт отражается через графу 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» приложения К1/1 к строкам 01.2, 01.5, 04.2, 04.10 и 07 Декларации по налогу на прибыль. Что же касается НДС, то сумма НДС, уплаченная в связи с приобретением таких запасов и отнесенная в момент приобретения в состав налогового кредита, подлежит корректировке (

п.п. 7.4.4 ст. 7 Закона об НДС).

Оба эти исправления в 1С:Бухгалтерии 8 оформляются документом «Изменение налогового назначения запасов» (главное меню программы «Основная деятельность»

→ «Налоговый учет») (рис. 4).

 

img 4

 

Рассмотрим заполнение этого документа. Прежде всего в шапке документа выбираем склад, на котором хранятся товары, налоговое назначение которых мы собираемся изменить. Затем на закладке «Товары» вводим перечень товаров и их количество, после чего щелкаем по кнопке «Заполнить по партиям».

Итак, нам необходимо изменить налоговое назначение недостающих ТМЦ. Поэтому в поле «Налоговое назначение новое» из справочника «Налоговое назначение активов и затрат» выбираем статью «Нехоз. д-сть», в результате программа самостоятельно заполнит графу «Корректировка НДС» и рассчитает сумму НДС.

На этой же закладке выбираем статью валовых расходов из справочника «Статьи налоговых деклараций» (рис. 5). По умолчанию программа показывает те статьи декларации, которые считает подходящими для данной проводки. Если вы хотите увидеть все статьи декларации, поставьте флажок напротив параметра «Все статьи декларации».

 

img 5

 

На закладке «Счет учета» выбираем «Счет затрат» — 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей», статью затрат «Прочие» (выбрать статью затрат получится в том случае, если заполнен справочник «Статьи затрат»). На этой закладке также выбирается статья декларации по НДС. Согласно

п.п. 7.4.4 ст. 7 Закона об НДС сумма НДС, уплаченная в связи с приобретением похищенных ТМЦ и отнесенная в момент их приобретения в состав налогового кредита, подлежит корректировке. Такая корректировка отражается по строке 16 декларации по НДС. Выбираем в документе эту статью валовых расходов и проводим документ. Сделанные документом корректировки приведены на рис. 6.

 

img 6

 

Теперь недостающий товар можно списать с помощью документа «Списание товаров» (рис. 7). Он также может заполняться на основании документа «Инвентаризация товаров на складе» или же через главное меню «Основная деятельность»

→ «Складские». Рассмотрим заполнение этого документа. Недостающие ТМЦ мы списываем на нехозяйственную деятельность, поэтому на закладке «Товары» в графе «Налоговое назначение» выбираем «Нехоз. д-сть».

 

img 7

 

Себестоимость списываемых ценностей рассчитывается автоматически и пользователем не редактируется. Как видно из рис. 7, в документе даже нет колонки с информацией о себестоимости товаров.

Но себестоимость сразу рассчитывается только для тех документов, дата которых находится ранее даты актуальности учета.

Закладка «Тара» заполняется в том случае, если необходимо списать со склада возвратную тару. На закладке «Счета учета» указываем корреспондирующий субсчет затрат 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и статью затрат из справочника «Статьи затрат».

На закладке «Налоговый учет» с помощью флажка «Изменить статью валовых расходов» можно установить другую статью, нежели та, которая была указана в приходном документе. При этом сумма валовых расходов по старому значению статьи отсторнируется, а по новому значению — начислится.

В документе предусмотрена печатная форма «Акт списания товаров». Для ее заполнения на закладке «Дополнительно» вносится информация о составе комиссии. После проведения документа в бухгалтерском учете будут сформированы проводки по списанию ТМЦ с кредита счета, на котором они учитывались, в дебет счета затрат.

Так как недостачи ТМЦ возникли по причине их хищения, пока на предприятии устанавливается виновное лицо, сумма недостачи отражается на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей» (согласно

п. 27 П(С)БУ 9 «Запасы»). Эту проводку сделаем вручную через главное меню программы: «Операции» → «Документы» → «Операция».

 

Пересортица

Редкая инвентаризация ТМЦ проходит без выявления пересортицы. Согласно

Инструкции № 69, если в результате инвентаризации выявлено, что недостачи и излишки образовались по товарно-материальным ценностям одного наименования в один и тот же проверяемый период у одного и того же материально ответственного лица, допускается взаимный зачет таких излишков и недостач.

В 1С:Бухгалтерии 8 операции по пересортице ТМЦ можно отражать двумя способами. Первый способ — пересортица отражается двумя документами: «Списание товаров» и «Оприходование товаров». Второй способ — отразить зачет пересортицы ручной проводкой, используя документ «Операция».

Но второй способ не совсем удобен, так как пользователь сам вручную контролирует правильность формирования проводки, указания учетных параметров ТМЦ и расчет себестоимости. При этом для целей налогового учета потребуется корректировка «партионного» регистра накопления. Ручная корректировка делается специальным документом «Корректировка записей регистров накопления». В том случае, если на предприятии ведется учет ТМЦ по партиям, перепроведение документов с целью восстановления правильной себестоимости выбытия ТМЦ также не будет влиять на такую ручную операцию. Так что рекомендуем для отражения пересортицы пользоваться документами «Списание товаров» и «Оприходование товаров», отражая недостачу одного товара и оприходуя излишки по другому так, как это было описано выше.

Мы с вами рассмотрели основные моменты оформления результатов инвентаризации в 1С:Бухгалтерии 8. И напоследок хочу отметить, что самое главное при оформлении любых операций в программе — это хронологическая последовательность проведения документов, которой обязательно нужно придерживаться. Успехов вам в работе.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц