Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Взгляд назад: основные моменты уходящего 2008 года

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Декабрь, 2008/№ 103
В избранном В избранное
Печать
Статья

ВЗГЛЯД НАЗАД:
основные моменты уходящего 2008 года

 

Прежде чем приступить к новому, следует подытожить старое. Поэтому перед комментарием новшеств, вступающих в силу в 2009 году, кратко напомним наиболее значимые для бухгалтера события 2008 года. К тому же основная часть из них останется актуальной и в 2009 году.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор» Татьяна ОНИЩЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор» Анатолий БОБРО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Налог на прибыль

 

Отсутствие запрета на перенос убытков

Закон о госбюджете-2008

не содержал положений, ограничивающих право на участие старых убытков в расчете текущих налоговых обязательств. Поэтому при расчете налога на прибыль в 2008 году предприятия имели возможность применить норму ст. 6 Закона о налоге на прибыль: учесть по строке 04.9 декларации по налогу на прибыль в полном объеме отрицательное значение строки 08 декларации по налогу на прибыль за 2007 год.

 

Госдивиденды только для унитарных

В 2008 году госдивиденды должны платить только

государственные и коммунальные унитарные предприятия (созданные одним учредителем и уставный фонд которых не разделен на доли (паи) (часть 4 ст. 63 ХКУ)) и их объединения. Для государственных унитарных предприятий норматив составляет 15 % части чистой прибыли, уменьшенной на сумму начисленных и уплаченных «обычных» дивидендов*. Порядок отчисления в 2008 году государственными унитарными предприятиями и их объединениями в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) утвержден постановлением КМУ от 05.03.2008 г. № 158. А форма расчета утверждена приказом ГНАУ от 12.05.2008 г. № 294 (должна подаваться вместе с финансовой отчетностью). Коммунальные унитарные предприятия должны были платить часть чистой прибыли (дохода) в общий фонд местных бюджетов в соответствии с порядками и нормативами, которые устанавливаются соответствующими местными советами (ст. 61 Закона о госбюджете-2008).

* Новшества законодательства в отношении госдивидендов см. на с. 5. —

Примеч. ред.

 

Зарплата ремонтников — составляющая расходов на ремонт

Начиная

с I квартала 2008 года налоговики зарплатно-ремонтные расходы потребовали отражать в налоговом учете в порядке, установленном п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль, т. е. вместе с другими ремонтными расходами относить на валовые расходы в пределах 10 %, а в сумме превышения — распределять с последующим отнесением на увеличение балансовой стоимости ремонтируемых ОФ и начислением амортизации (см. письмо ГНАУ от 05.03.2008 г. № 4284/7/15-0317 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 20 и письмо ГНАУ от 26.08.2008 г. № 17203/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 71). Исправления за прошлые «валоворасходные» периоды (до 2008 года) проводить не нужно — сумма отраженных в них валовых расходов сохраняется и не корректируется.

Прежние разъяснения, в которых затраты на оплату труда ремонтников разрешалось включать в валовые расходы на

основании п.п. 5.6.1 Закона о налоге на прибыль (письма от 01.07.2004 г. № 5297/6/15-1116, от 20.08.2004 г. № 16016/7/15-1117, от 23.10.2006 г. № 19739/7/15-0317), ГНАУ отменила.

 

Лицензии, выданные сроком более чем на 1 год, — НМА

В отношении лицензий как разрешительных документов на ведение определенного вида деятельности, предусмотренных

Законом № 1775, налоговики высказали такое мнение: стоимость краткосрочных лицензий, срок службы которых не более 1 года, налогоплательщик может отнести на валовые расходы согласно п.п. 5.4.7 Закона о налоге на прибыль, а стоимость остальных «долгосрочных» лицензий (выданных сроком более чем на 1 год) в валовые расходы не включается, а подлежит в налоговом учете амортизации согласно п.п. 8.1.2 и п.п. 8.3.9 Закона о налоге на прибыль как расходы на приобретение нематериальных активов (НМА) для собственного производственного использования (см. письмо ГНАУ от 17.09.2008 г. № 18813/7/15-0217 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 79). С нашим мнением по этому вопросу можно ознакомиться в статье «Проблемные валовые расходы: аргументы «за» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 86.

 

Компьютерная программа до 1000 грн. — НМА

Изменилось мнение ГНАУ и в отношении «малоценных» компьютерных программ (стоимостью до 1000 грн.). Если раньше налоговики расходы на приобретение программного обеспечения стоимостью менее 1000 грн. требовали включать в валовые расходы с соответствующим перерасчетом по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль (см. письмо ГНАУ от 23.03.2005 г. № 2418/6/11-1116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 46), то теперь налоговики требуют недорогие компьютерные программы в целях налогообложения признавать НМА и амортизировать в соответствии с п.п. 8.3.9 Закона о налоге на прибыль (с применением линейного метода) (см. письмо ГНАУ от 31.07.2008 г. № 354/4/17-0214 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 65).

 

НДС

 

Бюджетное возмещение по НДС

Бюджетному возмещению подлежала часть отрицательного значения, которая равняется сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров (услуг) в

предыдущих (а не «предыдущем», как было указано ранее) периодах поставщикам таких товаров (услуг).

Льгота при поставке металлолома

В 2008 году продолжил свое действие (до 2009 года) льготный режим операций по поставке отходов и лома черных металлов (в том числе по их импорту). Эта льгота работала непрерывно на протяжении всего года (см.

письмо ГНАУ от 12.08.2008 г. № 16347/7/16-1517-12). Напомним, что она была установлена п. 11.44 Закона об НДС и применялась в отношении товаров, указанных в Перечне № 104. Пользоваться льготным режимом можно было фактически с 06.02.2007 г.

 

Новая форма декларации по НДС и ее приложения

Формы деклараций по НДС

(полной и сокращенной) и приложения к ним изложены в новой редакции (приказ ГНАУ от 17.03.2008 г. № 159). Обновленной декларацией по НДС и приложениями к ней предприятия должны были воспользоваться уже при составлении декларации за март 2008 года (см. письмо ГНАУ от 21.03.2008 г. № 5565/7/16-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28).

 

Филиалы должны разрегистрироваться из плательщиков НДС

По мнению ГНАУ, для регистрации филиалов в качестве плательщиков НДС нет оснований, поэтому всем филиалам, зарегистрированным ранее плательщиками НДС, следует разрегистрироваться

до 1 января 2009 года (см. письмо ГНАУ от 09.04.2008 г. № 7330/7/16-1417). Как разъясняет ГНАУ, для этого необходимо не позднее 21.12.2008 г. подать заявление об аннулировании НДС-регистрации. В ином случае «разрегистрация» филиала будет проведена по инициативе налогового органа (см. письмо ГНАУ от 01.12.2008 г. № 24738/7/16-1517). При этом, как считают налоговики, сумма, отраженная в строке 26 последней декларации филиала, не может быть перенесена в декларацию головного предприятия (см. письмо ГНАУ от 06.11.2008 г. № 10887/6/16-1515-26).

 

Новые правила регистрации плательщиком НДС

ГНАУ внесла изменения в

Положение о регистрации плательщиков НДС (приказ ГНАУ от 01.09.2008 г. № 560), вступившие в силу 20.10.2008 г. Теперь для единоналожников, переходящих на общую систему в принудительном порядке по причине превышения годовой выручки (1 млн грн. для юрлиц и 500 тыс. грн. — для физлиц), установлено, что они должны стать плательщиками НДС с первого числа квартала, в котором осуществлен переход на общую систему, и подать заявление не позднее чем за 15 дней до начала работы на общей системе. Для лиц, избравших упрощенную систему с уплатой налога по ставке 6 %, установлены аналогичные сроки: регистрация с первого числа квартала работы на едином налоге, подача заявления — за 15 дней до перехода на уплату единого налога по ставке 6 %. Добровольцы могут выбрать желаемый день регистрации, но он должен быть не раньше истечения 20 дней после подачи заявления. Со всеми изменениями можно подробнее ознакомиться в статье «Анализируем изменения в порядке регистрации плательщиков НДС» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 86.

 

Новая форма ГТД: вместо пятого основного листа ГТД — лист с обозначением «3/8»

С

1 января 2008 года для декларирования товаров и транспортных средств используется новая форма ГТД, состоящая из единого административного документа формы МД-2 как комплект из 4 сброшюрованных листов или из единого административного документа формы МД-4 как комплект из 8 сброшюрованных листов (постановление КМУ от 11.07.2007 г. № 910). Соответствующие изменения внесены и в Положение о грузовой таможенной декларации, утвержденное постановлением КМУ от 09.06.97 г. № 574. Изложена в новой редакции Инструкция о порядке ее заполнения (приказ Гостаможслужбы от 07.11.2007 г. № 933), где определен порядок заполнения граф ГТД на сброшюрованных в комплекты бланках единого административного документа формы МД-2, дополнительных листов к нему формы МД-3, спецификации формы МД-8, порядок внесения сведений в дополнение формы МД-6, особенности заполнения граф ГТД в зависимости от направления перемещения товаров, таможенного режима и т. п., случаи применения спецификации формы МД-8, а также порядок распределения и использования листов ГТД форм МД-2, МД-3, МД-6, МД-8.

Поэтому

при наличии экспортных операций предприятия вместо пятого основного листа ГТД вместе с декларацией по НДС должны подавать лист ГТД новой формы МД-2 с обозначением «3/8» (см. п.п. 4.2 Порядка № 116, письмо ГТСУ и ГНАУ от 11.02.2008 г. № 11/1-19/1458-ЕП, № 2429/7/16-1117).

 

Применение НДС-векселей приостановлено

В

2008 году таможенные органы приостановили прием в уплату сумм НДС налоговых векселей при осуществлении таможенного оформления товаров при их импорте — как основание таможенники и налоговики выдвигают ст. 63 Закона о госбюджете на 2008 год , запрещающую отсрочку относительно сроков уплаты налоговых обязательств субъектов хозяйствования по налогам, сборам (обязательным платежам) (см. письмо ВСУ от 21.04.2008 г. № 21-7/2008, письмо ГНАУ от 26.05.2008 г. № 6090/5/16-1516 и письмо Государственной таможенной службы Украины от 10.06.2008 г. № 11/1-15/6416-ЕП).

 

Сельхоз-НДС: бюджетное возмещение налогового кредита по молоку и мясу периода 2007 — 2008 годов ГНАУ признано

Самым примечательным событием уходящего 2008 года в отношении налогообложения сельхозтоваропроизводителей, безусловно, является торжество справедливости в порядке применения ими спецрежима обложения сельхоз-НДС к операциям по поставке молока и мяса в живом весе перерабатывающим предприятиям.

Длительное время, а если точно — то с момента издания

постановления КМУ от 28.03.2007 г. № 596, внесшего изменения в пункт 2 Порядка № 805, ГНАУ настаивала на отражении таких операций и связанного с ними налогового кредита по НДС не в общей (бюджетной), а в специальной декларации, по которой, как известно, бюджетное возмещение налогового кредита невозможно. Почву для такой фискальной позиции ГНАУ усматривала в исключении в отмеченном подзаконном акте законодательства, т. е. Порядке № 805, прямой нормы, устанавливающей порядок отражения таких операций в общей декларации. ГНАУ «не замечала» или, скорее всего, не хотела замечать того, что нормы основополагающего для него Закона об НДС оставались прежними. Не изменялся и порядок отражения таких операций в налоговой отчетности по видам деклараций согласно ею же установленному общеизвестному Порядку № 166.

Наша редакция на протяжении всего времени подвергала критике изложенные в

письмах ГНАУ от 06.11.2007 г. № 11123/6/16-1515-23, от 06.11.2007 г. № 22539/7/16-1517-23 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 100), от 08.02.2008 г. № 2041/7/16-1517-05 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 27) такие налоговые разъяснения.

Переломным моментом в этом споре стало издание Кабмином

постановления от 02.04.2008 г. № 300 (далее — постановление № 300) (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 30), согласно которому фактически была восстановлена прежняя редакция п. 2 Порядка № 805.

Свои фискальные позиции ГНАУ «сдавала» постепенно.

Сначала в письме от 16.04.2008 г. № 4659/5/16-1516 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 40) она признала правомерность отражения таких операций и связанного с ними налогового кредита в общей (бюджетной) декларации по НДС только начиная с даты вступления в силу постановления № 300, т. е. с 02.04.2008 г. А через время в письме от 11.07.2008 г. № 13980/7/16-1117 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 76) ГНАУ и вовсе полностью капитулировала, признав право сельхозтоваропроизводителей на отражение упомянутых операций в общей декларации и на возмещение из бюджета налогового кредита по этой декларации за налоговые периоды 2007 — 2008 годов, за которые такой налоговый кредит не был возмещен.

 

Налог с доходов

 

Ставка налога с доходов с зарплаты шахтеров

Законом Украины «О повышении престижности шахтерского труда» от 02.09.2008 г. № 345-VI

, который вступил в силу со дня его официального опубликования (16.09.2008 г.), было установлено, что для целей налогообложения заработной платы и других доходов, которые получают по основному месту работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, установлен особый размер ставки налога с доходов — 10 %.

Вместе с тем соответствующие изменения в

Закон № 889-IV сделаны не были. Это дало основание ГНАУ, сославшись на положения п. 22.2 Закона № 889, утверждать, что до внесения соответствующих изменений в Закон № 889 для указанного выше вида дохода следует применять ставку налога с доходов в размере 15 %.

Напомним, что согласно

п. 22.2 Закона № 889, если нормы других законов или других законодательных актов, содержащих правила налогообложения доходов (прибылей) физических лиц, противоречат нормам этого Закона, приоритет имеют нормы этого Закона.

Вывод, изложенный ГНАУ в

письме от 17.10.2008 г. № 10152/6/17-0716 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 92), в связи с этим таков: до внесения соответствующих изменений в Закон № 889 к заработной плате и другим доходам, которые получают по основному месту работы работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, применяется ставка налога с доходов 15 %.

 

Право на налоговый кредит по ипотечному договору в иностранной валюте

В период сдачи годовой декларации за 2007 год ГНАУ активно настаивала на том, что налогоплательщик не имеет права на налоговый кредит по ипотечному договору в иностранной валюте. Так, в

письме от 26.04.2007 г. № 8445/7/17-0717 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 49) ГНАУ отмечала, что если финансовый кредит на приобретение (строительство) жилья был получен в иностранной валюте, то права на налоговый кредит налогоплательщик не имеет. Наша редакция была в корне не согласна с таким мнением, о чем мы писали как в редакционном комментарии к указанному письму, так и в своих статьях (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 17).

Однако чуть позже в

письме от 13.06.2008 г. № 12187/7/17-0717 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 27) ГНАУ согласилась с мнением о том, что Закон № 889 не содержит ограничений относительно валюты, в которой должен быть выдан ипотечный кредит для того, чтобы налогоплательщик имел право на налоговый кредит.

В связи с изменившимся мнением ГНАУ плательщики налога получили возможность на возврат уплаченного налога с доходов в связи с реализацией права на налоговый кредит по ипотечному договору в иностранной валюте по итогам 2007 года. Кстати, о том, что декларация, которая подается налогоплательщиками с целью реализации права на налоговый кредит, может предоставляться в течение всего года, следующего за отчетным, ГНАУ отмечала неоднократно (см., например, в

письме ГНАУ от 12.05.2006 г. № 9045/7/17-2116 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 53).

Уверены, что и по итогам 2008 года налогоплательщики также смогут воспользоваться правом на налоговый кредит по ипотечному договору в иностранной валюте.

 

Взнос в уставный фонд физическим лицом недвижимого имущества облагается налогом с доходов физических лиц: мнение ГНАУ

ГНАУ в

письме от 13.02.2008 г. № 2251/Б/17-0714 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 43) высказала свою точку зрения об инвестировании физическим лицом в уставный фонд хозяйственного общества принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества (в том числе земельного участка). Такое инвестирование является с его стороны отчуждением этого имущества. Предприятие, которое в обмен на внесенное в его уставный фонд недвижимое имущество предоставляет физическому лицу корпоративные права, согласно п. 1.15 Закона № 889 является налоговым агентом относительно стоимости такого имущества.

Напомним, что ранее этот вопрос решался довольно либерально (

письмо Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности от 12.12.2005 г. № 06-10/10-1232, письмо ГНАУ от 24.01.2007 г. № 666/6/16-1515-26). В данных разъяснениях операция по внесению физическим лицом в уставный фонд рассматривалась исключительно как расходы на приобретение корпоративного права, а не как доход физического лица в понимании п. 1.2 Закона № 889.

Аргументы против новой позиции ГНАУ мы приводили в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 43, с. 30. Вместе с тем, для тех, кто не намерен спорить с налоговиками, порядок начисления и уплаты налога с доходов физических лиц в случае взноса в уставный фонд предприятия недвижимого или движимого имущества был рассмотрен в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 101.

 

Социальный блок

 

Принято новое Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию

С 25 июля 2008 года вступило в силу новое

Положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию предприятия, учреждения, организации, утвержденное постановлением правления Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности от 23.06.2008 г. № 25.

В новом

Положении приведена форма Протокола заседания комиссии по социальному страхованию (решению уполномоченного). Новая форма Протокола отличается от своей предшественницы только тем, что ее привели в соответствие с действующим законодательством. Ведь, как известно, в настоящее время пособие при рождении ребенка и пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста предприятием не назначается и не выплачивается.

Согласно новому

Положению комиссия должна проводить заседания не реже двух раз в месяц. При этом комиссия правомочна принимать решение при наличии на заседании более половины ее членов и представителя от каждой стороны.

 

Из зарплаты пенсионеров взнос в Фонд страхования на случай безработицы не удерживается: изменения в Инструкцию № 339

Приказом Минтруда от 14.02.2008 г. № 39

были внесены изменения в Инструкцию о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденную приказом Минтруда от 18.12.2000 г. № 339.

Основным изменением в данную

Инструкцию является изменение, разъясняющее порядок практического применения положений ст. 5 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III. Напомним, что указанной статьей определено, что страховые взносы в Фонд страхования на случай безработицы не удерживаются из суммы зарплаты работников, которые получают или имеют право на назначение пенсии по возрасту, в том числе на льготных условиях, пенсии за выслугу лет, а также лиц, достигших установленного законом пенсионного возраста.

Согласно

Инструкции № 339 с зарплаты лиц, достигших пенсионного возраста (мужчины 60 лет, женщины — 55 лет), взносы не удерживаются без предъявления каких-либо справок или документов, так как их право на пенсию не подлежит подтверждению.

С зарплаты остальных лиц, которые получают пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, или пенсию за выслугу лет, соцзвзносы в фонд страхования на случай безработицы не удерживаются со дня подачи работодателю заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и копии пенсионного удостоверения.

С зарплаты лиц, которые имеют право на пенсию по возрасту, в том числе на льготных условиях, или пенсию за выслугу лет, но не обратились за ее получением — со дня подачи работодателю заявления об освобождении от уплаты страховых взносов и справку органа, который назначает пенсию по месту проживания такого лица, о наличии права на пенсию по возрасту или за выслугу лет.

 

С 22 мая 2008 года сняты ограничения по расчету больничных и декретных

Конституционным Судом Украины было принято

решение от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008, которым были отменены ограничительные нормы по расчету больничных, внесенные Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности» от 18.01.2001 г. № 2240-III (абзацы первый, второй ч.3 ст. 4, ч.2 ст. 39, ч.1 ст. 53 Закона № 2240 ).

В частности, сняты ограничения по расчету пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам по тем застрахованным лицам, которые уплачивали страховые взносы менее 6 полных календарных месяцев на протяжении последних 12 календарных месяцев перед наступлением страхового случая. До отмены указанного ограничения таким лицам пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности родам рассчитывались исходя из фактической заработной платы, с которой были уплачены страховые взносы, но не выше размера минимальной заработной платы, установленной на момент наступления страхового случая.

Кроме того, с 22 мая 2008 года одноразовые выплаты для расчета страховых выплат включаются в расчет средней заработной платы согласно

абзацу второму п. 9 Порядка исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением КМУ от 26.09.2001 г. № 1266.

Так, согласно указанному пункту

Порядка № 1266, если застрахованное лицо часть месяца в расчетном периоде не работало по уважительным причинам (в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском в связи с беременностью и родами, отпуском для ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста и шестилетнего возраста по медицинскому заключению), для исчисления средней заработной платы поощрительные и компенсационные выплаты, имеющие разовый характер, и выплаты, которые не предусмотрены актами законодательства или производятся сверх установленных указанными актами норм, в таком месяце учитываются пропорционально отработанному времени.

Подробнее с числовыми примерами порядок расчета больничных и декретных был рассмотрен в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 68, с. 38.

 

Бухгалтерский учет

 

Инвестиционной недвижимости — отдельный учет согласно П(С)БУ 32

С 1 января 2008 года

предприятия приступили к использованию норм П(С)БУ 32, которым установлен порядок признания и оценки, бухгалтерского учета и отражения в финансовой отчетности наличия, приобретения, сооружения и выбытия объектов недвижимости, содержащейся предприятием с коммерческой целью для получения доходов от предоставления таких объектов в операционную аренду и/или для увеличения собственного капитала.

Для целей

П(С)БУ 32 объектами инвестиционной недвижимости считаются земельные участки, здания и сооружения, расположенные на земле.

 

Новая редакция П(С)БУ 27

С

1 января 2008 года введена в действие новая редакция П(С)БУ 27, а его заголовок «Прекращаемая деятельность» заменен на «Необоротные активы, удерживаемые для продажи, и прекращенная деятельность». В отредактированном П(С)БУ 27 определены принципы формирования в бухгалтерском учете информации о необоротных активах, удерживаемых для продажи, и группе активов, подлежащих выбытию в результате операции продажи, а также прекращенной деятельности, и раскрытии такой информации в финансовой отчетности.

 

Первая порция изменений в П(С)БУ

Минфин

приказом «Об утверждении Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету» от 05.03.2008 г. № 353 привел в соответствие с требованиями П(С)БУ 27 и П(С)БУ 32 нормативные акты в области бухгалтерского учета, в частности План счетов, Инструкцию № 291 и стандарты бухгалтерского учета, устанавливающие правила составления финансовой отчетности. Внесенные изменения предприятия и организации должны были учесть уже при составлении финансовой отчетности за I квартал 2008 года (см. письмо Министерства финансов Украины от 31.03.2008 г. № 31-34000-10-5/10426). Вкратце пройдемся по ним.

Инвестиционная недвижимость.

Для учета наличия и движения объектов инвестиционной недвижимости План счетов пополнился субсчетом 100 «Инвестиционная недвижимость». Для формирования информации о сумме износа инвестиционной недвижимости, учитываемой по первоначальной стоимости (инвестиционная недвижимость, оцененная по справедливой стоимости, не подлежит амортизации), применяется специально введенный субсчет 135 «Износ инвестиционной недвижимости». Стоимость недвижимости, признанной инвестиционной, предприятия должны показывать в следующих строках Баланса по форме № 1:

— 055 — приводится справедливая стоимость инвестиционной недвижимости, учитываемой по справедливой стоимости, и остаточная стоимость инвестиционной недвижимости, учет которой ведется по первоначальной стоимости, равная разности между первоначальной стоимостью (строка 056) и суммой их износа (строка 057) на дату баланса;

— 056 — показывается первоначальная стоимость инвестиционной недвижимости, учитываемой по первоначальной стоимости;

— 057 — отражается износ инвестиционной недвижимости (в скобках), учет которой ведется по первоначальной стоимости, с учетом потерь от уменьшения полезности и выгод от ее восстановления.

Субъекты малого предпринимательства, стоимость объектов инвестиционной недвижимости должны показывать в составе статьи «Основные средства» Баланса (форма № 1-м).

Необоротные активы.

Необоротные активы (группа выбытия), признанные предприятием удерживаемыми для продажи, с 1 января 2008 года не могут признаваться в составе необоротных и должны быть переведены в состав оборотных активов. Для этого План счетов дополнен специальным субсчетом 286 «Необоротные активы и группы выбытия, удерживаемые для продажи», на котором и следует вести учет наличия и движения необоротных активов и групп выбытия, признанных удерживаемыми для продажи. В группу выбытия могут входить как активы, так и прямо связанные с такими активами обязательства. Для учета таких обязательств План счетов дополнен субсчетом 680 «Расчеты, связанные с необоротными активами и группами выбытия, удерживаемыми для продажи».

Основные средства.

С 2008 года предприятия вправе включать в первоначальную стоимость объекта основных средств предполагаемые (будущие) затраты на демонтаж и перемещение объекта, расчистку (восстановление) площадки, на которой он расположен. Причем в П(С)БУ 7 четко оговорено, что эти затраты включаются в первоначальную стоимость объекта основных средств в той мере, в какой они признаются как обеспечение. Для этого План счетов пополнился субсчетом 478 «Обеспечение восстановления земельных участков» к счету 47 «Обеспечения предстоящих расходов и платежей». Кроме того, правки коснулись учета продажи основных средств (а наряду с ними других необоротных активов): переименованы субсчета 742 с «Доход от реализации необоротных активов» на «Доход от восстановления полезности активов» и 972 с «Себестоимость реализованных необоротных активов» на «Потери от уменьшения полезности активов». То есть напрямую без переклассификации основных средств в необоротные активы, удерживаемые для продажи, нельзя отразить в учете продажу таких объектов.

Право постоянного пользования земельным участком

. Стоимость права постоянного пользования земельными участками государственные (казенные) и коммунальные предприятия должны отражать в составе нематериальных активов в порядке, установленном П(С)БУ 8 . Отразить стоимость такого права в составе нематериальных активов нужно по дебету субсчета 122 «Права пользования имуществом» и кредиту субсчета 441 «Прибыль нераспределенная». При этом стоимость права постоянного пользования земельным участком (наравне со стоимостью земли) не подлежит амортизации. Напомним, что ранее упомянутые предприятия, полученные на праве постоянного пользования земельные участки, должны были отражать как земельные участки в составе основных средств.

Обеспечение материального поощрения

. Для предприятий государственного, коммунального секторов экономики введена обязанность создавать обеспечение на материальное поощрение работников , в частности на выплату работникам вознаграждения, пособия, премии и т. п. с отнесением таких сумм в дебет счетов учета расходов операционной деятельности и кредиту субсчета 477 «Обеспечение материального поощрения».

Подробнее изменения прокомментированы в статьях «Бухучетные новации-2008 (комментарий к приказу Минфина № 353)» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 28, «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 30.

 

Вторая порция изменений в П(С)БУ

1 июля 2008 года

вступили в силу изменения, внесенные приказом от 31.05.2008 г. № 756 в П(С)БУ 2, П(С)БУ 19 и П(С)БУ 25.

В новой редакции изложено большинство пунктов

П(С)БУ 19, в результате чего фактически установлен отличный от прежнего порядок учета сделок по объединению предприятий и/или видов их хозяйственной деятельности. Кроме того, гудвилл признается неамортизируемым активом. Согласно новым требованиям он периодически (на дату годового баланса, т. е. ежегодно) проверяется на предмет наличия признаков возможного уменьшения полезности в порядке, предусмотренном П(С)БУ 28. До этого гудвилл амортизировался в процессе срока его полезного использования. Изменен подход к отражению возникшего на дату приобретения или дату обмена «отрицательного гудвилла», который теперь должен признаваться покупателем в качестве дохода и т. д.

Что касается

П(С)БУ 2, то в нем подкорректировано следующее: предписано отражать в Балансе активы, обязательства и собственный капитал предприятия в тысячах гривень без десятичных знаков; форма № 1 «Баланс» дополнена вписываемой строкой 231 «в т. ч. в кассе»; в строке Баланса 065 «Гудвилл» надо отражать исключительно гудвилл. Подробнее см. комментарий в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 54.

 

Третья порция изменений в П(С)БУ

Минфин в очередной раз подкорректировал ряд профильных нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету (

приказ Министерства финансов Украины от 14.10.2008 г. № 1238). Изменения вступили в силу 11 октября 2008 года. Этим приказом уточнили единицы измерения показателей финансовой отчетности, подкорректировали примечания к годовой финансовой отчетности, в частности Примечания к годовой финансовой отчетности (форма № 5) дополнены новыми разделами XIV «Биологические активы» и XV «Финансовые результаты от первоначального признания и реализации сельскохозяйственной продукции и дополнительных биологических активов».

В отношении необоротных активов, удерживаемых для продажи, из

п. 33 П(С)БУ 7 и п. 34. П(С)БУ 8, в которых перечислены варианты выбытия подпадающих под регулирование этих стандартов активов, убрано слово «продажи». Из Плана счетов исключен субсчет 743 «Доход от реализации имущественных комплексов».

Произведены корректировки, касающиеся «исключения» отрицательного гудвилла: подкорректирован

П(С)БУ 20, а также План счетов и Инструкция № 291 — исключен субсчет 192 «Отрицательный гудвилл», методика его учета и корреспонденция счетов.

Переименован субсчет

025 счета 02 «Активы на ответственном хранении». Теперь он носит название «Материальные ценности доверителя» и предназначен для ведения учета поверенным товарно-материальных ценностей, поступивших такому поверенному от третьих лиц при выполнении поручения доверителя на основании договора поручения. Внесены также другие изменения. Подробнее см. «Обновленные Примечания: от стандартов к форме (комментарий к приказу Минфина № 1238)» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 94.

 

Прочее

 

Новые сроки расчетов в ВЭД

С 1 января 2008 года

, согласно Закону Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» от 31.05.2007 г. № 1108-V, увеличен срок зачисления выручки в иностранной валюте (отсрочка импортных поставок) до 180 дней. ГНАУ разъяснила тонкости применения 180-дневного срока расчетов в ВЭД (см. письмо от 14.01.2008 г. № 362/7/22-5017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 10).

 

Сбор за загрязнение окружающей среды

С

1 января 2008 года постановлением КМУ от 14.11.2007 г. № 1317 введен новый порядок индексации нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды. Согласно новому порядку индексации подлежит не базовый норматив сбора за текущий год (как это было в 2007 году), а проиндексированный норматив предыдущего года. В результате норматив сбора за загрязнение окружающей природной среды в 2008 году увеличился на индекс потребительских цен (индекс инфляции) 2007 года. Форма Расчета сбора и Инструкция по его составлению изложена в новой редакции (приказ ГНАУ от 03.04.2008 г. № 206).

ГНАУ разъяснен порядок заполнения Расчета «грязного» сбора при применении коэффициента для перевода топлива из объемных единиц измерения в весовые (см.

письмо ГНАУ от 07.03.2008 г. № 2077/6/15-0816).

 

Командировки

С

29 марта 2008 года был увеличен предельный размер суточных расходов на командировку по Украине — «внутриукраинские» суточные повышены с 25 до 30 гривень (постановление КМУ от 19.03.2008 г. № 209). Кроме того, увеличены нормы расходов на командировку по Украине для госслужащих (суточные до 30 грн., расходы на проживание до 250 грн.), а также на командировку в некоторые зарубежные страны.

 

Земельный налог

Увеличены ставки земельного налога

по населенным пунктам, денежная оценка земель которых не проведена, на госбюджетный коэффициент (3,1). То есть коэффициент должен применяться к ставкам налога, установленным частью второй ст. 7 Закона о плате за землю, а они, в свою очередь, в 2008 году увеличены в 5 раз .

По

сельскохозяйственным угодьям и землям населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена по состоянию на начало года, как и прежде, применяются ставки земельного налога, установленные ст. 6 и частью первой ст. 7 Закона о плате за землю.

Еще одно новшество:

в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового договора размер налога исчисляется исходя из денежной оценки земли, но в любом случае база исчисления налога на землю не может быть меньше, чем цена земельного участка, указанная в договоре. Это касается как земель населенных пунктов, так и земель промышленности, транспорта, связи и другого назначения.

 

Аренда земель государственной и коммунальной собственности

Были введены новые минимальные и максимальные ограничения величины годовой арендной платы за земельные участки указанных форм собственности. В соответствии с новой редакцией

части четвертой ст. 21 Закона об аренде земли арендная плата, исчисленная за календарный год, должна быть не меньше:

для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, установленного Законом о плате за землю;

для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, установленного тем же Законом.

При этом

годовая арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности не должна превышать 12 % их нормативной денежной оценки (ранее такое ограничение составляло 10 %). При этом в случае определения арендатора на конкурентных началах можно устанавливать и больший размер арендной платы.

 

Не строгие бланки (доверенности и кассовые приходные и расходные ордера)

С 1 января 2008 года предприятия (предприниматели) должны были использовать для оформления кассовых операций приходные или расходные кассовые ордера, отвечающие требованиям бланков строгого учета. Это продлилось недолго и уже с 17 апреля 2008 года Кабмин своим

постановлением «О внесении изменения в приложение к постановлению от 19 апреля 1993 г. № 283 и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 6 июня 2007 г. № 809» от 17.04.2008 г. № 381, чем отменил строгость кассовых ордеров , а заодно с ними и бланков доверенностей на получение ТМЦ.

Минфин узаконил отмену строгой формы доверенностей путем внесения соответствующих изменений и в

Инструкцию № 99 (см. приказ от 05.05.2008 г. № 647). Подробнее см. «Что делать с остатками бланков доверенностей, которые перестали быть «строгими»?» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 44.

И еще.

Приказ Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций» от 15.02.96 г. № 51, которым утверждены типовые формы по учету кассовых операций: КО-1 «Приходный кассовый ордер»; КО-2 «Расходный кассовый ордер»; КО-3 «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»; КО-3а «Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов»; КО-4 «Кассовая книга»; КО-5 «Книга учета принятых и выданных кассиром денег» утратил силу . Однако НБУ (до утверждения НБУ соответствующих специализированных форм или другого разрешения возникшего противоречия) разрешил пользоваться привычными формами бланков по учету кассовых операций (см. письма НБУ от 09.07.2008 г. № 11-111/2779-9370 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 57).

 

Украина в ВТО

10.04.2008 г. Верховная Рада Украины приняла

Закон Украины «О ратификации Протокола о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию» от 10.04.2008 г. № 250-VI. 16.04.2008 г. данный Закон был подписан Президентом Украины, о чем в этот же день было направлено сообщение в ВТО. Через 30 дней, а именно 16.05.2008 г., Украина стала 152 членом Всемирной торговой организации (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 55).

Уменьшились ставки ввозной таможенной пошлины.

После вступления Украины в ВТО уменьшились ставки ввозной таможенной пошлины на целый ряд товаров.

Кроме того, со дня вступления Украины в ВТО прекратилось действие

ст. 1 Закона Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» от 06.07.2005 г. № 2739, которой был предусмотрен запрет на ввоз в Украину тракторов колесных, автобусов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автомобилей специального назначения и шасси с установленными двигателями старше 8 лет.

Снизились ставки экспортной таможенной пошлины

. Снижены ставки на экспорт на семена некоторых видов масличных культур, упразднено применение индикативных цен на масличные культуры при их экспорте. Снизилась экспортная таможенная пошлина на отходы и лом черных металлов.

Отменили таможенные сборы

. С 16.05.2008 года отменены таможенные сборы. Теперь уплате подлежит только плата за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов, по ставкам, определенным постановлением КМУ «О взимании платы за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов» от 18.01.2003 г. № 93 ( см. также письмо Государственной таможенной службы Украины от 08.05.2008 г. № 11/2-21/5067-ЕП).

 

Введена плата за хранение товаров на таможне

Постановлением КМУ «О введении платы за хранение товаров и транспортных средств на складах таможенных органовот 11.06.2008 г. № 533

введена плата за хранение товаров и транспортных средств, указанных в статьях 166 и 168 Таможенного кодекса Украины 2002 г. (товары, не пропущенные на таможенную территорию в связи с наличием запрета, по которым не уплачены налоги и сборы и оформление которых завершено, находящиеся под таможенным контролем до вывоза и т. п.), на складах таможенных органов начиная с одиннадцатого дня хранения в размерах, установленных Государственной таможенной службой.

 

Контроль и ответственность

В конце 2007 года вступил в силу

Закон № 877 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 53). Этот Закон по сути является документом, устанавливающим единый порядок проведения проверочных мероприятий различными органами, которые сейчас осуществляют контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования. Госкомпредпринимательства в приложении к своему письму от 10.07.2008 г. № 5811 представило Перечень органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять государственный надзор (контроль) в соответствующих сферах хозяйственной деятельности, деятельность которых подпадает под сферу действия. Этот перечень не является исчерпывающим, поскольку может корректироваться в случае реорганизации органов государственного надзора (контроля) и внесения изменений и дополнений в законы Украины. В то же время некоторые органы исполнительной власти, включенные в данный перечень, не полностью соглашаются с мнением Госпредпринимательства

Основная часть контролирующих органов утвердила критерии распределения

субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности, — от этого зависит периодичность проведения плановых проверок. С перечнем критериев оценки степени риска от осуществления деятельности субъектов хозяйствования, которые уже утверждены, и критерии, находящиеся на стадии согласования, можно ознакомиться в письме Госпредпринимательства от 10.07.2008 г. № 5810.

 

Новые лицензионные условия для строителей

С

01.01.2008 г. вступил в силу новый Порядок лицензирования в строительстве. Так, если раньше она выдавалась на 5 лет, то теперь для субъекта, который получает лицензию впервые, ее срок составит 3 года, и только при повторном получении — 5 лет. Кроме того, было разрешено работать по лицензиям, выданным до 1 января 2008 года, до окончания установленного в них срока (постановление КМУ от 27.02.2008 г. № 94).

 

Новые условия лицензирования перевозок

С

03.03.2008 г. вступили в силу новые Лицензионные условия № 119, а также Порядок контроля за соблюдением лицензионных условий. Субъектам хозяйствования, у которых уже была лицензия на перевозку пассажиров и грузов автотранспортом общего пользования или на такси, полученная в период действия предыдущих Лицензионных условий, получать новую лицензию не нужно. Однако такие субъекты хозяйствования не освобождены от обязанности соблюдать требования, выдвигаемые к автоперевозчикам новыми Лицензионными условиями. Если раньше действовали отдельные лицензионные условия для перевозок транспортом общего пользования и перевозок на такси, то теперь есть один документ, устанавливающий общие требования лицензирования предоставления услуг по внутренним перевозкам пассажиров автобусами; внутренним перевозкам пассажиров на такси; внутренним перевозкам пассажиров легковыми автомобилями по заказу; внутренним перевозкам грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами; международным перевозкам пассажиров автобусами; международным перевозкам пассажиров на такси; международным перевозкам пассажиров легковыми автомобилями по заказу; международным перевозкам грузов грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами.

 

Минимальные цены для алкогольных напитков

Кабмин, воспользовавшись своим правом, установленным

ст. 18 Закона № 481, утвердил размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен на некоторые отечественные алкогольные напитки (см. постановление КМУ «Об установлении размера минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства» от 30.10.2008 г. № 957). Импортных алкогольных напитков данное постановление не коснулось. Минимальные цены для отечественных алкогольных напитков действуют с 15.11.2008 г. За оптовую или розничную торговлю коньяком, алкогольными напитками, изготовленными по коньячной технологии, водкой и ликеро-водочными изделиями по ценам ниже минимальных субъекта предпринимательской деятельности может ожидать штраф в размере 100 % стоимости полученной партии товара, рассчитанной исходя из минимальных оптово-отпускных цен или розничных цен, но не менее 1000 грн. (ст. 17 Закона № 481).

 

Земельные правоотношения и строительство

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия строительству» от 16.09.2008 г. № 509

внес существенные изменения в сфере земельных отношений и строительства. Так, с 14.10.2008 г. обязанность уплаты взносов на развитие инфраструктуры населенного пункта и их размеры теперь закреплены в ст. 27-1 Закона о застройке. Напомним, что до этого размеры таких взносов устанавливали местные советы и их размер был на порядок выше размеров, действующих на сегодняшний день. Причем важно то, что такое «законозакрепление» поможет без проблем обосновать включение таких сумм в валовые расходы.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно