Темы статей
Выбрать темы

Отражаем результаты инвентаризации: инвентаризационные разницы (пересортица, недостачи, излишки)

Редакция НиБУ
Статья

Отражаем результаты инвентаризации: инвентаризационные разницы

(пересортица, недостачи, излишки)

 

Учет инвентаризационных разниц, выявленных в ходе инвентаризации, не менее ответственный этап в процессе проведения инвентаризации. К тому же он является заключительным. Поэтому в данной статье рассмотрим наиболее актуальные вопросы, которые интересуют наших читателей.

Наталия АДАМОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Пересортица

 

В результате инвентаризации выявлены излишки и недостачи различных материальных ценностей. Как определить те из них, которые можно зачесть как пересортицу?

Критерии пересортицы оговорены

п. 11.12 Инструкции № 69. Так, обнаруженные в результате инвентаризации излишки и недостачи товаров считаются пересортицей, если они:

1)

выявлены у одного и того же материально ответственного лица;

2)

образовались за один и тот же проверяемый период;

3)

возникли по товарно-материальным ценностям одинакового наименования и в тождественном количестве.

Причины пересортицы заключаются в том, что в учете ошибочно отражен отпуск одного товара вместо другого (схожего с ним) (к примеру, при расчете за товар оператор ошибочно пробил в РРО другую товарную позицию, либо при составлении расходной накладной была ошибочно введена другая позиция товара, чем тот, который отпускается). В свою очередь, такие ошибки приводят к расхождениям между данными бухгалтерского учета и фактическими остатками товаров: по одному товару возникает излишек, а по другому, наоборот, — недостача. То есть образуется так называемая пересортица.

Из

подпункта 11.12 Инструкции № 69 следует, что органам государственного управления, к ведомству которых относится предприятие, разрешено устанавливать, что зачет недостач излишками при пересортице может производиться относительно одной и той же группы товарно-материальных ценностей, если ценности, которые входят в ее состав, схожи по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары). Таким же подходом могут руководствоваться и предприятия негосударственной формы собственности. Для этого возможность зачета недостач излишками при возникшей «групповой» пересортице должна быть прописана в приказе о проведении инвентаризации (или в приказе об учетной политике).

Итак, в случае выявления по результатам инвентаризации пересортицы

осуществляется взаимный зачет излишков и недостач товарно-материальных ценностей в тождественном количестве.

 

Как выявленную в результате инвентаризации пересортицу учесть в бухгалтерском и налоговом учете предприятия?

Зачет суммы недостачи в пределах суммы излишков по пересортице в бухгалтерском учете отражается записью: в отношении сырья и материалов — Дт 20 — Кт 20 (по соответствующим субсчетам); в отношении МБП — Дт 22 — Кт 22 (по соответствующим субсчетам); в отношении товаров — Дт 28 — Кт 28 (по соответствующим субсчетам).

Неперекрытые излишки-недостачи.

Неперекрытую излишками недостачу товарно-материальных ценностей относят на виновников пересортицы. Если виновные в пересортице лица не установлены, разницу списывают как потери сверх норм естественной убыли в состав прочих расходов операционной деятельности и отражают на субсчете 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей». Излишки при пересортице относят на увеличение данных учета соответствующих материальных ценностей и прочих операционных доходов и отражают на субсчете 718 «Доход от безвозмездно полученных оборотных активов» (см. п. 11.12 Инструкции № 69).

В налоговом учете неперекрытые излишки и недостачи отражают в следующем порядке: сумму недостачи исключают из валовых расходов и сторнируют налоговый кредит, а сумму излишка включают в валовые доходы.

Ценовые разницы.

Также нужно учесть, что если стоимости (цены) недостающих товаров и товаров, выявленных в излишке, различаются, то могут возникать ценовые разницы, которые в бухгалтерском учете будут относиться на доходы либо расходы (а в случаях, если предприятие несет вследствие этого убытки — относиться на виновных лиц). При этом, по нашему мнению, в налоговом учете возникшие ценовые разницы участвуют в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль в обычном порядке (поскольку они связаны с ведением хозяйственной деятельности, так как возникают по товарам, реализуемым покупателям, а значит, используемым налогоплательщиком в деятельности, направленной на получение дохода) и налоговый кредит по НДС по ним корректировать не нужно.

Порядок отражения в учете пересортицы рассмотрим на примере.

Пример 1

. По результатам инвентаризации проведенной на складе оптового торгового предприятия у одного и того же материально ответственного лица выявлены:

 

Инвентаризационные разницы

Наименование товара

Количество, шт.

Цена за ящик (без НДС), грн.

Сумма, грн.

1 группа товаров

Излишки

Консервы «Сгущенное молоко» производитель А

1 ящик

122

122

Недостача

Консервы «Сгущенное молоко» производитель Б

2 ящика

118

236

2 группа товаров

Излишки

Консервированные оливки (с косточкой)

5 ящиков

278

1390

Недостачи

Консервированные оливки (без косточки)

3 ящика

300

900

 

группа 1.

Вследствие возникшей пересортицы осуществляется взаимный зачет излишков и недостач консервов «Сгущенное молоко» в тождественном количестве (1 ящик). То есть в счет недостачи 1 ящика консервов «Сгущенное молоко» производителя Б (по цене приобретения 118 грн., без НДС, за ящик) засчитываются излишки консервов «Сгущенное молоко» производителя А. Зачет произведен на сумму 118 грн.. При этом:

— так как цена приобретения 1 ящика консервов «Сгущенное молоко» производителя А выше цены приобретения 1 банки консервов «Сгущенное молоко» производителя Б на 4 грн. (без НДС), то возникшая

ценовая разница 4 грн. в учете относится к прочим операционным доходам;

— так как недостача консервов «Сгущенное молоко» производителя Б превысила излишки консервов «Сгущенное молоко» производителя А, то в итоге возникла

недостача на сумму 118 грн.

Группа 2.

Вследствие возникшей пересортицы осуществляется взаимный зачет излишков и недостач ТМЦ в тождественном количестве (3 ящика). То есть в счет недостачи 3 ящиков консервированных оливок (без косточек) засчитываются излишки консервированных оливок (с косточками) (по цене 278 грн., без НДС, за 1 ящик). Зачет произведен на сумму 834 грн. (3 ящика х 278 грн.). При этом:

— так как цена приобретения 1 ящика консервированных оливок без косточек выше цены приобретения 1 ящика консервированных оливок с косточками на 22 грн. (без НДС), то возникшая

ценовая разница 66 грн. (3 ящика х 22 грн.) в учете относится на расходы;

— поскольку излишек консервированных оливок с косточками превысил недостачу консервированных оливок без косточек, то в итоге возникли

излишки на сумму 556 грн. (2 ящика х 278 грн.).

В учете операции отразятся следующим образом:

 

Таблица 1

Отражение в учете пересортицы и ее результатов

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Пересортица по товарам группы 1

1

Отражен зачет недостач излишками по пересортице

281/мА

281/мБ

118

2

Списана на доходы ценовая разница

281/мА

718

4,00

3

Отражена сумма недостачи

947

281/мБ

118

— *

* Сумма недостачи (118 грн.) исключается из валовых расходов путем отражения в графе 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль.

4

Откорректирован и отнесен на расходы налоговый кредит по НДС приходящийся на сумму недостачи

641

644

23,60*

947

644

23,60

* Уменьшение налогового кредита по НДС отражают в строке 16.3 декларации по НДС.

5

Отражена сумма недостачи сверх норм естественной убыли в забалансовом учете

072

118

Пересортица по товарам группы 2

6

Отражен зачет недостач излишками по пересортице

281/ок

281/о

834

7

Списана на расходы ценовая разница

947

281/о

66

8

Отражена сумма излишков

281/ок

718

556

556

 

Недостача

 

Как отразить в учете предприятия недостачу ТМЦ, как собственных, так и принятых на ответственное хранение, выявленную в ходе проведения годовой инвентаризации?

Для целей учета результатов инвентаризации недостачи бывают в пределах норм естественной убыли и сверх норм естественной убыли.

В

налоговом учете сумма недостач собственных ТМЦ в пределах норм естественной убыли не исключается из состава валовых расходов предприятия, так как такие расходы являются нормальными и возникли в ходе хозяйственной деятельности. Не корректируются и суммы НДС, приходящиеся на такую недостачу.

Недостачи ТМЦ в размерах,

превышающих нормы естественной убыли, в налоговом учете расцениваются как использованные налогоплательщиком не в хозяйственной деятельности, что в свою очередь влечет необходимость проведения соответствующих корректировок. В этом случае нужно:

— исключить стоимость недостающих ТМЦ из валовых расходов через графу 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль, оставив значение строки 04.1 декларации при этом неизменным, с чем согласна и ГНАУ

(см. письмо ГНАУ от 31.03.2006 г. № 6161/7/15-0317);

— исходя из стоимости недостающих ТМЦ откорректировать налоговый кредит по НДС, отразив сумму НДС со знаком «минус» в строке 16.3 декларации по НДС и заполнив приложение 1 к декларации*.

* Хотя налоговики списание запасов,

превышающих нормы естественной убыли, считают условной продажей таких запасов с соответствующим начислением налоговых обязательств в периоде их списания по обычным ценам (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 16).

В

бухгалтерском учете оба вида недостач (в пределах норм естественной убыли и сверх норм естественной убыли) включаются в состав прочих операционных расходов и отражаются на субсчете 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей» в корреспонденции с кредитом счетов учета ТМЦ. Если на предприятии учет ТМЦ ведется по ценам продажи, то списанию подлежит также соответствующая сумма торговой наценки, относящаяся к их стоимости (п. 5.7 Методрекомендаций № 2).

При этом сумма недостачи сверх норм естественной убыли одновременно со списанием на расходы отражается на забалансовом

счете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей». После установления виновного лица сумма недостачи списывается со счета 072 одновременно с признанием задолженности виновного лица и возникновением дохода. Если виновное лицо не установлено, то сумма недостачи должна числиться на счете 072 не менее срока исковой давности (3 года) с момента установления факта недостачи.

О том,

как и в каком размере взыскать сумму ущерба с виновных и материально ответственных лиц при обнаруженных недостачах и порчах ценностей, детально описано в статье «Кратная» материальная ответственность, или Почем испорченные бланки для народа», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 91, а также в статье на с.43 этого номера.

Согласно

п. 5 Инструкции № 69 в тех случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным (в частности, перед составлением годовой финансовой отчетности), инвентаризируется также и имущество, которое не принадлежит предприятию и которое учитывается в забалансовом учете. Таким имуществом является и имущество, полученное на ответственное хранение. При обнаружении недостачи ТМЦ, находящихся на предприятии на ответственном хранении, есть свои учетные особенности.

На сумму недостач как в пределах норм естественной убыли, так и выше,

составляется акт списания, который подписывается хранителем и собственником товара. На основании этого акта у хранителя товар списывается с забалансового учета с субсчета 023 «Материальные ценности на ответственном хранении».

Сумма перечисленного возмещения за недостачи ТМЦ сверх норм естественной убыли у хранителя не относится на валовые расходы согласно

п.п. 5.3.5 Закона о налоге на прибыль.

Для полного ответа рассмотрим учет недостач и у собственника товара, переданного на хранение (поклажедателя). Он на основании акта списывает недостающий товар на прочие расходы. В налоговом учете сумму недостачи сверх норм естественной убыли собственник товара исключает из состава валовых расходов. Также корректировке в сторону уменьшения подлежит и сумма налогового кредита, приходящаяся на стоимость такого товара.

При получении возмещения от хранителя эта сумма не включается в валовые доходы на основании

п.п. 4.2.3 Закона о налоге на прибыль (компенсация убытков и прямых расходов, которые не были отнесены в состав валовых расходов). Налоговые обязательства по НДС у собственника товара также не возникают.

Порядок отражения в учете недостач рассмотрим на примере.

Пример 2

. В ходе инвентаризации на складе предприятия выявили недостачу:

— собственных ТМЦ в сумме 840 грн. (в том числе НДС — 140 грн.). Из этой суммы недостача в пределах норм естественной убыли составила 120 грн. (в том числе НДС — 20 грн.);

— ТМЦ, принятых на ответственное хранение в сумме 500 грн. Из этой суммы недостача в пределах норм естественной убыли составила 20 грн. По договору хранения предприятие-хранитель возмещает ущерб в денежной форме.

 

Таблица 2

Списание недостач ТМЦ

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

Списание недостач собственных ТМЦ

1

Списана сумма недостачи запасов

947

20, 28

700

- 600*

* Стоимость недостающих запасов сверх норм естественной убыли 600 грн. исключается из валовых расходов через графу 4 «Запасы, использованные не в хозяйственной деятельности» таблицы 1 приложения К 1/1 к декларации по налогу на прибыль.

2

Отражена сумма недостачи на забалансовом счете

072

720*

* Если виновное лицо не установлено или в возмещении отказано судом, то сумма недостачи должна числиться на субсчете 072 не менее срока исковой давности (он составляет 3 года) с момента установления факта недостачи.

3

Произведена корректировка налогового кредита по НДС

641

644

120

947

644

120

Списание недостач по ТМЦ, принятым на хранение

4

Списана сумма недостачи запасов

023

500

5

Отражена задолженность перед владельцем ТМЦ

949

377

480

6

Перечислена сумма компенсации

377

311

480

— *

* Сумма перечисленного возмещения не относится на валовые расходы согласно п.п. 5.3.5 Закона о налоге на прибыль.

 

В ходе проведения годовой инвентаризации была выявлена недостача основных фондов и некоторых их частей. Как результаты выявленных недостач отразить в налоговом и бухгалтерском учете предприятия?

В налоговом учете

отражение сумм недостач объектов основных фондов зависит от того, к какой группе принадлежит недостающий объект или его часть. При обнаружении недостачи объекта основных фондов группы 1 (хотя это крайне редкая ситуация, однако не исключаем и такой вариант) налогоплательщик согласно п.п. 8.4.8 Закона о налоге на прибыль увеличивает свои валовые расходы на сумму балансовой стоимости объекта, при этом стоимость такого объекта приравнивается к нулю.

А вот при недостаче основных фондов групп 2, 3 и 4

балансовая стоимость группы не изменяется. Стоимость основных фондов групп 2, 3 и 4 (в том числе и недостающих их частей) продолжает амортизироваться в составе балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов (п.п. 8.4.6 Закона о налоге на прибыль). Расходы, которые предприятие в дальнейшем будет нести на покупку недостающих частей к основным фондам, следует отражать в порядке, установленном п.п. 8.7.1 Закона о налоге на прибыль. У предприятия при этом будет возможность включить в валовые расходы стоимость запчастей (подлежащих налоговой амортизации) в пределах 10 % лимита, а сумму превышения отнести на увеличение балансовой стоимости основных фондов соответствующей группы.

И еще следует помнить, что если на начало отчетного квартала в группах 2, 3 и 4 не остается ни одного объекта, то балансовая стоимость соответствующих групп относится в состав валовых расходов отчетного периода (

п.п. 8.4.7 Закона о налоге на прибыль).

При получении компенсации от страховой организации, другого юридического или физического лица, признанного виновным в причиненном ущербе, налогоплательщик в налоговый период, на который приходится такая компенсация, увеличивает валовой доход на сумму компенсации за основные фонды группы 1 или уменьшает балансовую стоимость соответствующей группы основных фондов на сумму компенсации за основные фонды групп 2, 3 и 4 (в части, покрывающей понесенные убытки).

Что касается НДС, то согласно

абзацу второму п. 4.9 Закона об НДС в случае, когда ликвидация ОФ осуществляется без согласия налогоплательщика (в том числе при краже ОФ), налоговые обязательства по НДС начислять не нужно. Это касается и того случая, когда при инвентаризации была выявлена недостача основных фондов и такая недостача согласно документам является кражей (у предприятия имеется подтверждающий документ, выданный правоохранительными органами). А вот если документ, подтверждающий кражу, отсутствует (налогоплательщик не принимал необходимых мер — не привлекал к расследованию правоохранительные органы), то, согласно требованиям первого абзаца п. 4.9 Закона об НДС, предприятие должно будет начислить налоговые обязательства по НДС исходя из обычных цен.

По нашему мнению,

суммы НДС, приходящиеся на недоамортизированную часть недостающих основных фондов, предприятию корректировать не нужно . Объясняется это тем, что в настоящее время право на налоговый кредит не связано с отнесением тех или иных сумм в состав валовых расходов, а зависит от использования объекта основных фондов в хозяйственной деятельности предприятия. А это условие даже в случае ликвидации не полностью самортизированного объекта основных фондов выполняется, поскольку такой объект уже успел поучаствовать в хозяйственной деятельности. Вместе с тем хотелось бы предупредить, что у представителей налоговых органов существует по этому поводу противоположное мнение (см. письмо ГНАУ от 20.06.2006 г. № 6744/6/16-1515-26).

В бухгалтерском учете

списание основных средств отражается как ликвидация отдельного объекта. Отражение в учете недостающих частей, без которых функционирование объекта основных средств невозможно и стоимость которых отдельно не выделена, происходит в порядке, предусмотренном для частичной ликвидации объекта основных средств. При этом согласно п. 35 П(С)БУ 7 в случае частичной ликвидации объекта основных средств его первоначальная (переоцененная) стоимость и износ уменьшаются соответственно на сумму первоначальной (переоцененной) стоимости и износа ликвидированной части объекта.

Стоимость новых запчастей, недостача которых была выявлена в ходе инвентаризации и устанавливаемых в дальнейшем в процессе ремонта на объект, по сути является

составляющей ремонтных расходов. А значит, в бухгалтерском учете расходы, включающие в себя, в частности, стоимость устанавливаемых недостающих комплектующих, относятся на расходы отчетного периода (как расходы, связанные с поддержанием основных средств в рабочем состоянии, п. 15 П(С)БУ 7). При этом затраты на ремонт ОС силами предприятия (т. е. хозяйственным способом), как правило, сперва учитывают на счете 23 «Производство» с последующим их списанием на расходы периода (счета 91, 92, 93, 94).

Пример 3.

В ходе проведения инвентаризации обнаружена недостача основных средств — лестницы металлической приставной первоначальной стоимостью 1500 грн. и суммой начисленного износа — 600 грн.; подзарядного устройства к дрели ударного действия Bosch GSB 12 VE-2. Первоначальная стоимость дрели — 2000 грн., сумма начисленного износа — 800 грн. По заключению экспертов первоначальная (переоцененная) стоимость подзарядного устройства в составе первоначальной стоимости дрели составляет 400 грн. без НДС. По факту недостачи основных фондов предприятие в правоохранительные органы не обращалось (нет документа, подтверждающего факт хищения), поэтому налоговые обязательства начисляются в сумме 180 грн. (в качестве обычной цены лестницы принята ее остаточная стоимость).

 

Таблица 3

Списание недостач основных средств

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

Списание лестницы металлической приставной

1

Списана остаточная стоимость лестницы металлической приставной (1500 - 600)

976

106

900

— *

2

Списана сумма начисленного износа

131

106

600

3

Начислены налоговые обязательства по НДС

949

641

180

Списание подзарядного устройства к дрели

4

Списана сумма начисленного износа (400 : 2000) х 800

131

106

160

5

Списана остаточная стоимость подзарядного устройства (400 - 160)

976

106

240

— *

* В налоговом учете стоимость недостающей лестницы металлической и подзарядного устройства к дрели продолжают амортизироваться в составе балансовой стоимости основных фондов соответствующих групп — группы 2 и группы 3.

 

Излишки

 

Как оприходовать в учете излишки, выявленные в ходе инвентаризации?

Для отражения в учете излишков сперва следует определить

причину их возникновения. Ведь излишки в первую очередь могли возникнуть вследствие допущенных учетных ошибок (объекты по ошибке не были оприходованы или их ошибочно списали, но впоследствии на такие объекты были обнаружены подтверждающие документы). Если установлено, что выявленные в ходе проведения инвентаризации излишки образовались в результате учетных ошибок и при этом в отношении «излишних» материальных ценностей найдены подтверждающие первичные документы, то в учете такие операции следует отражать как обычное исправление ошибок (см. письмо Управления методологии бухгалтерского учета Минфина Украины от 13.12.2004 г. № 31-04200-30-10/22823 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 31).

Если же излишки ценностей вызваны не ошибкой данных бухгалтерского учета и излишек не перекрыт суммой недостачи, то такие ценности приходуются

в бухгалтерском учете по справедливой стоимости как бесплатно полученное имущество:

— излишки ТМЦ приходуются как активы (Дт 20, 22, 28 и др.) в корреспонденции с кредитом субсчета 718 «Доход от безвозмездно полученных оборотных активов»;

— излишки необоротных активов зачисляются в состав активов (Дт 10, 11) в корреспонденции с кредитом субсчета 424 «Безвозмездно полученные необоротные активы» и в дальнейшем подлежат бухгалтерской амортизации. При этом одновременно на сумму начисленной амортизации уменьшается дополнительный капитал бухгалтерской записью Дт 424 — Кт 745 «Доход от бесплатно полученных активов».

В налоговом учете

сумма выявленных излишков объектов основных фондов, нематериальных активов, производственных запасов, товаров и прочих ТМЦ (не подтвержденных первичными документами) включается в состав валовых доходов на основании п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль как бесплатно полученные (строка 01.6 декларации по налогу на прибыль). При этом обратите внимание: сумму выявленных излишков ТМЦ не пересчитывают по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, а суммы выявленных излишков объектов основных фондов и нематериальных активов не амортизируются.

Рассмотрим учет излишка, выявленного в ходе инвентаризации, на примере.

Пример 4.

В результате инвентаризации выявлены излишки, не подтвержденные первичными документами:

— по ТМЦ, справедливая стоимость которых — 20 грн.;

— по необоротным активам (обнаружены составные части строительных лесов, на которые отсутствуют подтверждающие первичные документы и справедливая стоимость которых — 1000 грн.).

 

Таблица 4

Отражение излишков

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Оприходованы выявленные излишки ТМЦ

201

718

20

20

Оприходованы выявленные излишки необоротных активов — части строительных лесов

152

424

1000

1000

2

Объект введен в эксплуатацию

106

152

1000

3

В следующем месяце начислена амортизация исходя из срока полезной эксплуатации 2 года (1000 : 2 : 12) = 41,67

23, 91, 92, 93

131

41,67

4

Одновременно отражен доход в сумме начисленной амортизации

424

745

41,67

 

Напомнив вам, дорогие читатели, основные учетные особенности инвентаризационных разниц и рассмотрев некоторые ситуации на примерах, надеемся, вы без проблем сможете в очередной раз поставить точку после проведения инвентаризации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше