Темы статей
Выбрать темы

Дарим новогодние радости

Редакция НиБУ
Статья

Дарим новогодние радости

 

Кто из нас не любит получать подарки? Это радостно и приятно. Но дарить их — не менее приятное занятие, ведь таким образом мы можем выразить самые искренние наши чувства. А Новый год — это прекрасный повод порадовать не только близких нам людей, но и партнеров по бизнесу, покупателей и клиентов. О том, как отразить расходы на такие новогодние хлопоты, вы узнаете из данной статьи.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР4.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о лицензировании

— Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 481

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 2288

— Закон Украины «Об обращении со взрывчатыми материалами промышленного назначения» от 23.12.2004 г. № 2288-IV.

Закон № 2806

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон № 4004

— Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Концепция № 1065

— Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности, утвержденная постановлением КМУ от 22.08.2007 г. № 1065.

Положение № 1077

— Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.

Перечень № 1336

— Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

Лицензионные условия № 128/1037

— Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства, Министерства финансов Украины от 12.12.2002 г. № 128/1037.

Правила № 1649

— Временные правила обращения в Украине бытовых пиротехнических изделий, утвержденные приказом МВД Украины от 23.12.2003 г. № 1649.

 

Новогодние скидки и распродажи

 

Торговое предприятие решило провести новогоднюю акцию, заключающуюся в предоставлении скидок покупателям на определенную группу товаров. Каков порядок налогообложения такого мероприятия?

 

Принимая решение о проведении любого маркетингового мероприятия, в том числе и новогодней акции, предприятию следует позаботиться о его грамотном документальном оформлении. Ведь именно от этого будет зависеть дальнейший учет такого мероприятия. Для этого, прежде всего, должен быть составлен распорядительный документ о проведении акции —

приказ. В нем указываются период предоставления скидок, их размер, условия предоставления, а также информация о том, что акция является маркетинговым мероприятием (элементом маркетинговой политики предприятия) и проводится с целью продвижения товаров на рынок, повышения спроса, расширения круга потребителей и т. п.

Объявление о новогодней акции (скидках и распродажах) и условиях ее проведения имеет смысл разместить на видном месте (в торговом зале, на входе, в витрине магазина) или в средствах массовой информации. Такие действия дадут возможность предприятию, во-первых, отстоять связь проводимого мероприятия

с хозяйственной деятельностью, а во-вторых, подтвердить обычность акционной (т. е. более низкой) цены товара, поскольку считается, что такой товар продается путем публичного объявления условий продажи (см. п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль).

Это означает, что валовой доход и налоговые обязательства по НДС продавец отразит по общеустановленным правилам

исходя из обычной (продажной) цены товара. При этом не нужно беспокоиться о корректировке ранее отраженных валовых расходов и налогового кредита по НДС, ведь осуществляемая операция имеет хозяйственную направленность.

Пример 1.

Магазин «Водолей» проводит рекламную акцию, в ходе которой с 15 по 31 декабря 2008 года всем покупателям предоставляется скидка в размере 20 % на спортивное снаряжение фирмы «Фея».

Остатки товара на начало месяца составили 150000 грн. по розничным ценам. Торговая наценка в остатках товаров — 34500 грн.

В течение декабря 2008 года предприятие приобрело товар на сумму 48000 грн. (без НДС — 40000 грн.; НДС 20 % — 8000 грн.). Продажная стоимость приобретенного товара — 52000 грн.

Согласно отчетам РРО реализован товар по розничным ценам (без учета скидки) на сумму 96000 грн., в том числе стоимость спортивного снаряжения, проданного с 15 по 31 декабря, — 36000 грн. Скидка составила 7200 грн.

В кассу поступила выручка в сумме 88800 грн. (96000 грн. - 7200 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Учет новогодних скидок и распродаж

Таблица 1

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Оприходованы товары

40000

281

631

40000

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости товаров

8000

641/НДС

631

3

Оплачены полученные товары

48000

631

311

4

Товары переданы в розницу

40000

282

281

5

Начислена торговая наценка

12000

282

285

6

Отражен доход от реализации товаров (с учетом скидки)

88800

301

702

74000

7

Начислены налоговые обязательства по НДС в составе стоимости товаров

14800

702

641/НДС

8

Отражена торговая скидка

7200

285

282

9

Списана сумма реализованной торговой наценки

14899*

285

282

* Сумма торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, рассчитывается следующим образом: 1) определяется средний процент торговой наценки: [(34500 + 12000) : (150000 + 52000) х 100 % = 23,02 %]; 2) определяется сумма реализованной торговой наценки: [96000 х 23,02 % : 100 % = 22099 (грн.)]. Поскольку сумма скидки уже отражена в строке 8 данной таблицы, в строку 9 записываем разницу: [22099 - 7200 = 14899 (грн.)].

10

Отражена себестоимость реализованных товаров

73901*

902

282

* Себестоимость реализованных товаров определяется как разница между продажной стоимостью реализованных товаров и торговой наценкой, относящейся к реализованным товарам: [96000 - 22099 = 73901 (грн.)].

11

Списаны на финансовый результат:

— доход от реализации товаров

74000

702

791

— себестоимость реализованных товаров

73901

791

902

 

И несколько слов о правилах налогообложения доходов покупателей — физических лиц. В соответствии с

п.п. 4.2.9 Закона № 889 в доходы покупателя должна попадать сумма скидки с цены (стоимости) товаров (услуг), превышающая обычную, рассчитанную по правилам определения обычных цен (в размере такой скидки). Однако если предоставляемая всем покупателям скидка является обычной согласно п. 1.20 Закона о налоге на прибыль (т. е. действует принцип неизбирательности), оснований для включения суммы скидки в налогооблагаемый доход физических лиц нет.

 

Новогодний розыгрыш призов

 

Предприятие планирует провести новогодний розыгрыш призов среди своих покупателей. Нужно ли в данном случае получать соответствующие лицензию и торговый патент? В каком порядке осуществляется налоговый и бухгалтерский учет такой акции?

 

В рассматриваемой ситуации розыгрышу призов среди покупателей целесообразно придать ярко выраженную

рекламную окраску. В противном случае проводимая акция может быть классифицирована, с точки зрения п. 29 ст. 9 Закона о лицензировании, как организация лотереи — разновидности игорного бизнеса.

На помощь здесь приходит

п. 1.1 Лицензионных условий № 128/1037, в котором сказано, что данные Лицензионные условия не распространяются на проведение на бесплатной основе розыгрышей среди покупателей товаров (услуг) с выдачей выигрышей в наличной или имущественной форме, которые проводятся с целью рекламы.

Так что для избежания лицензирования нужно:

во-первых, представить розыгрыш призов, проводимый с целью повышения заинтересованности покупателей в приобретении конкретной продукции (товаров, работ, услуг) и для создания определенного имиджа предприятия-продавца как рекламную кампанию по стимулированию продажи товаров (работ, услуг);

во-вторых, соблюсти важный момент — бесплатность участия покупателей в розыгрыше.

Теперь что касается патентования.

Поскольку проведение розыгрыша призов среди покупателей связано с выдачей денежных

выигрышей в наличной или имущественной форме, может возникнуть вопрос о необходимости приобретения торгового патента на осуществление операций по предоставлению услуг в сфере игорного бизнеса.

Беспокоиться не стоит — деятельность по проведению розыгрыша призов, главной целью которой является привлечение покупателей

(а не получение прибыли), не имеет ничего общего с игорным бизнесом. Ведь проводимая акция — это не что иное, как реклама товаров с целью увеличения на них потребительского спроса. А рекламные розыгрыши не подлежат патентованию. С этим согласны и в ГНАУ (см. письма от 14.02.2006 г. № 48/2/15-0410 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 31 и от 07.07.2006 г. № 4499/6/15-0416 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 102).

Правда, для подстраховки в этом случае лучше запастись определенными доказательствами того, что розыгрыш призов проводится

исключительно в рекламных целях. Для этого нужно:

во-первых, представить сам розыгрыш как рекламную кампанию. С этой целью имеет смысл издать соответствующий приказ и назначить ответственного за проведение такой рекламной кампании;

во-вторых, не упоминать термин «лотерея», а назвать эту операцию акцией;

— в-третьих

, представить сам выигрыш или приз как подарок или как возможность приобрести товар за символическую плату (так будет гораздо безопаснее с налоговой точки зрения);

— в-четвертых

, проинформировать потенциальных покупателей о том, что по итогам акции они смогут получить подарок только в имущественной форме.

В налоговом учете торгового предприятия призы и выигрыши рассматриваются как безвозмездно предоставленные товары (см.

п. 1.23 Закона о налоге на прибыль).

Для отражения затрат на приобретение и распространение таких товаров в

рекламных целях в составе валовых расходов следует руководствоваться абзацем вторым п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, который позволяет включить указанные расходы в валовые в размере, не превышающем 2 % налогооблагаемой прибыли предприятия за предыдущий отчетный (налоговый) год.

Размер хотя и невелик, но при наличии приличной прибыли за предыдущий год все затраты, связанные с проведением рекламного розыгрыша, «впишутся» в установленные 2 %.

С валовым доходом ситуация складывается так. В случаях, когда призы передаются бесплатно неплательщику налога на прибыль (в том числе физическому лицу) или нестандартному его плательщику, предприятие-даритель

отражает валовой доход исходя из обычных цен. С учетом п. 1.20 Закона о налоге на прибыль обычной ценой здесь будет считаться стоимость этих или аналогичных им товаров, по которой они реализовывались бы покупателям за денежные средства в обычных рыночных условиях, а не передавались бы бесплатно.

Если же призы передаются бесплатно плательщику налога на прибыль, то валовой доход

не возникает, вернее он равен нулю. Такой вывод следует из положений пп. 7.4.1 , 7.4.3 Закона о налоге на прибыль и подтверждается постановлением ВХСУ от 22.09.2004 г. по делу № 11/508 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 84).

Что касается НДС, то факт использования товаров, приобретенных для рекламных розыгрышей, в хозяйственной деятельности налогоплательщика дает ему право включить суммы «входного» НДС по ним в налоговый кредит на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС. При этом в отношении тех бесплатно розданных призов, стоимость которых превысила 2 % ограничение и не попала в валовые расходы, корректировка изначально отнесенных в налоговый кредит сумм НДС не производится. Это подтверждает и ГНАУ в письмах от 15.05.2006 г. № 9120/7/16-1517-15 и от 16.06.2006 г. № 6421/6/16-1515-26 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 55 и 80 соответственно).

Следует помнить, что по правилу, установленному

п. 4.2 Закона об НДС, бесплатная передача товаров сопровождается начислением налоговых обязательств по НДС по ставке 20 % исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен. Как и при отражении валового дохода, обычной ценой при начислении налоговых обязательств по НДС будет стоимость этих или подобных товаров, по которой они реализовывались бы покупателям за денежные средства в обычных рыночных условиях.

Не забудьте, что предоставление приза покупателю — физическому лицу в результате проведения новогоднего розыгрыша влечет за собой необходимость обложения стоимости такого приза

налогом с доходов физических лиц по двойной ставке (30 %). На это указывают налоговики в письме от 14.10.2005 г. № 9924/6/17-3116.

В таком случае база для налогообложения должна исчисляться с применением «натурального» коэффициента (в 2008 году —

1,428571). Хотя представители налоговой службы по этому поводу считают, что «натуральный» коэффициент для определения объекта обложения налогом с доходов не применяется вообще (см. письмо от 08.10.2008 г. № 20454/7/17-0717). С такой точкой зрения согласиться сложно, поскольку при выдаче дохода в натуральной форме физическое лицо получает целостный предмет, денежное выражение которого является «чистым» доходом физического лица. Так что доход к начислению должен определяться путем умножения такого «чистого» дохода на «натуральный» коэффициент. Подробнее данный вопрос рассмотрен в статье «Натуральный» коэффициент: особенности применения» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 71).

Пример 2.

Магазин «Уют» с рекламной целью организовал проведение розыгрыша чеков, в результате которого покупателю — обладателю выигрышного чека предоставляется возможность получить в качестве приза набор посуды, который ранее был приобретен для вручения в виде приза за 480 грн. (без НДС — 400 грн.; НДС 20 % — 80 грн.). Эта цена является обычной.

Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2007 год составила 100000 грн. Следовательно, сумма, которая может быть включена в валовые расходы в связи с проведением рекламного розыгрыша, составляет 2000 грн. (100000 грн.

х 2 % : 100 %).

Вручение приза оформляется путем составления акта приема-передачи с указанием его стоимости.

Размер налогооблагаемого дохода получателя приза в рассматриваемой ситуации составляет 685,71 грн. (480 грн.

х 1,428571). Соответственно сумма налога с доходов, которую предприятие должно перечислить в бюджет не позднее дня, следующего за днем выдачи приза, составляет 205,71 грн. (685,71 грн. х 30 % : 100 %).

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Учет выдачи приза в результате новогоднего розыгрыша

Таблица 2

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Приобретен набор посуды с целью передачи в виде приза

400,00

281

631

400*

* Поскольку 2 % предел не превышен, расходы на приобретение товара, передаваемого в качестве приза, в полном объеме включаются в состав валовых расходов предприятия на основании п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль.

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе стоимости приобретенного набора посуды

80,00

641/НДС

631

3

Перечислены поставщику денежные средства за приобретенный набор посуды

480,00

631

311

4

Вручен приз покупателю по результатам проведения розыгрыша

400,00

377

281

400

5

Отражены налоговые обязательства по НДС

80,00

377

641/НДС

6

Начислен доход физическому лицу — получателю приза

685,71

93

685

7

Начислен налог с доходов физических лиц

205,71

377

641/НДФЛ

8

Произведен зачет задолженности с покупателем

685,71

685

377

9

Перечислен в бюджет налог с доходов физических лиц

205,71

641/НДФЛ

311

 

Новогодняя ярмарка

 

Предприятие планирует принять участие в новогодней ярмарке с целью реализации своей продукции — изделий из меха. Нужно ли для этой цели приобретать торговый патент и получать разрешение на размещение объекта торговли? В каком порядке отражаются в учете расходы на участие в ярмарке?

 

Прежде всего напомним, что

ярмарка представляет собой мероприятие, непосредственно связанное с розничной или оптовой торговлей, проводимое регулярно в определенном месте и в определенный срок. Такая расшифровка дана в Концепции № 1065.

Участвуя в ярмарке, субъект хозяйственной деятельности может не только демонстрировать свою продукцию, товары, работы или услуги, но и продавать их, то есть непосредственно осуществлять торговую деятельность. Причем такая деятельность классифицируется как

выездная (мелкорозничная) торговля, что предусматривает наличие у предприятия определенных документов, которые оформляются согласно требованиям законодательства Украины для осуществления этого вида торговли.

Так, учитывая, что торговая деятельность на ярмарке осуществляется за наличные, предприятию необходим торговый патент. А поскольку ярмарочные мероприятия имеют

непродолжительный характер, приобретается краткосрочный торговый патент (п. 16 Положения № 1077).

Причем заметьте: даже если предприятие уже имеет обычный торговый патент на осуществление торговой деятельности, для торговли на ярмарке оно все равно должно приобрести

краткосрочный торговый патент. Ведь ярмарка для него — это отдельная торговая точка (а торговый патент, как предусмотрено п. 3 ст. 3 Закона о патентовании, приобретается на каждую из торговых точек).

У такого патента согласно

пп. 4, 5 ст. 3 Закона о патентовании:

— срок действия составляет

от 1 до 15 дней;

— плата установлена в фиксированном размере —

10 грн. за каждый день торговли и должна быть внесена не позднее чем за один день до начала осуществления торговой деятельности.

Краткосрочный торговый патент выдается на основании заявки субъекта предпринимательства в трехдневный срок со дня ее предоставления (

п. 12 Положения № 1077). Для его получения предприятию следует обратиться в налоговый орган по месту проведения ярмарки.

Кроме патента, для участия в ярмарке нужно подумать и о

разрешении на размещение объекта торговли. Вообще-то, со вступлением в силу Закона № 2806 правовых оснований для оформления и выдачи разрешений на размещение объекта торговли нет. На это указывает Госкомпредпринимательства в письме от 14.08.2007 г. № 6048 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 80). Однако если решениями местных органов власти предусмотрено получение такого разрешения, через эту процедуру, видимо, придется пройти.

Несмотря на то что торговля на ярмарке осуществляется за наличные, применения регистраторов расчетных операций (РРО) в этом случае

не требуется (за исключением расположенных на территории ярмарки магазинов, киосков, палаток, павильонов, помещений контейнерного типа), но нужно использовать расчетные книжки (РК) и книги учета расчетных операций (КУРО). На это указывает п. 3 Перечня № 1336.

Торговать таким образом (без РРО, но с РК и КУРО) можно лишь до тех пор, пока объем расчетных операций по всем объектам выездной ярмарочной торговли в течение года не превысит 200000 грн. (

п. 2 постановления № 1336).

А вот субъектам предпринимательской деятельности — физическим лицам, которые приобрели фиксированный патент или уплачивают единый налог, предоставлено право торговать

без применения РРО и РК (см. пп. 5, 6 ст. 9 Закона об РРО).

Для отражения расходов на участие в ярмарке в

налоговом учете важно, чтобы они имели хозяйственную направленность и носили рекламный характер.

Конечно, абсолютно очевидно, что, демонстрируя свои товары на ярмарке, предприятие таким образом

рекламирует их в расчете на повышение спроса, расширение круга потребителей, увеличение объема продаж. Тем не менее рекомендуем подготовить соответствующие документы (приказ или распоряжение руководителя), подтверждающие рекламно-хозяйственную цель участия предприятия в ярмарке.

Тогда у налогоплательщика будут все основания, руководствуясь

абзацем первым п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, в полном объеме включить в валовые расходы ярмарочные затраты, среди которых могут быть:

— плата за участие в ярмарке;

— плата за аренду выставочно-ярмарочного оборудования (или расходы на его изготовление, если они, конечно, не превышают 1000 грн.);

— расходы на создание и распространение рекламных материалов (каталогов, проспектов, календарей, блокнотов, листовок, прайс-листов и т. п.);

— расходы на транспортировку и др.

С учетом того, что расходы на участие в ярмарке имеют хозяйственную направленность, суммы «входного» НДС по ним предприятие включает в налоговый кредит отчетного периода на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС.

В

бухгалтерском учете расходы на проведение ярмарки классифицируются как расходы на рекламу и отражаются на счете 93 «Расходы на сбыт».

Пример 3.

Предприятие «Соболек» планирует принять участие в новогодней ярмарке. В связи с этим его расходы составили:

— плата за участие в ярмарке — 1446 грн. (без НДС — 1200 грн., НДС 20 % — 240 грн.; налог с рекламы — 6 грн. (предположим, что организатор ярмарки выставил предприятию счет, в котором указан налог с рекламы));

— аренда выставочно-ярмарочного оборудования — 480 грн. (без НДС — 400 грн.; НДС 20 % — 80 грн.).

В налоговом и бухгалтерском учете данные операции отражаются следующими записями:

 

Учет расходов на участие в новогодней ярмарке

Таблица 3

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Перечислена плата за участие в ярмарке

1446

371

311

1206

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе платы за участие в ярмарке

240

641/НДС

644

3

Перечислена плата за аренду выставочно-ярмарочного оборудования

480

371

311

400

4

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе платы за аренду выставочно-ярмарочного оборудования

80

641/НДС

644

5

Отражены в составе расходов отчетного периода:

— плата за участие в ярмарке (подписан акт выполненных работ)

1206

93

685

— плата за аренду выставочно-ярмарочного оборудования (подписан акт выполненных работ)

400

93

685

6

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС в составе платы за участие в ярмарке

240

644

685

7

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС в составе платы за аренду выставочно-ярмарочного оборудования

80

644

685

8

Произведен зачет задолженности в части платы за участие в ярмарке

1446

685

371

9

Произведен зачет задолженности в части платы за аренду выставочно-ярмарочного оборудования

480

685

371

10

Отнесены на финансовый результат расходы на сбыт (1206 грн. + 400 грн.)

1606

791

93

 

Подробнее о правилах учета выставочно-ярмарочных расходов изложено в

статье «Принимаем участие в выставках и ярмарках» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 54.

 

Фейерверк как элемент новогодней акции

 

Предприятие решило приобрести пиротехнические изделия для использования их в ходе рекламной акции. Включается ли стоимость такой покупки в состав валовых расходов?

 

Прежде всего укажем, что, принимая решение о приобретении пиротехнических изделий, нужно помнить об определенных требованиях к их использованию.

Так, согласно

п. 1.4 Правил № 1649 пиротехнические изделия могут быть бытового или технического и специального назначения.

Использование пиротехнических изделий

технического и специального назначения допускается специалистами, которые владеют специальными знаниями и навыками, имеют соответствующую аттестацию и могут обеспечить надлежащие условия в отношении технического оснащения.

Проведение

профессиональных фейерверков (салютов) с использованием пиротехнических изделий, для приведения в действие которых необходимо специальное оборудование, подпадает под действие Закона № 2288 и может проводиться исключительно зарегистрированными в установленном порядке и имеющими право на такой вид деятельности субъектами хозяйственной деятельности.

Кроме того, такое

профессиональное мероприятие можно проводить только при наличии соответствующих письменных разрешений и заключений, выданных, в частности:

— Госгорпромнадзором или его территориальным отделением;

— органами государственного пожарного надзора;

— взрывотехнической службой научно-исследовательского экспертно-криминалистического центра (НИЭКЦ) при УМВД Украины;

— органами местного самоуправления.

Данный список

не исчерпывающий и может быть дополнен местными положениями о порядке и правилах проведения фейерверков (салютов)*.

* См., к примеру, Положение о порядке и правилах проведения фейерверков (салютов) на территории города Одессы (приложение к решению Одесского городского совета от 06.03.2006 г. № 5292-IV), Положение о порядке и правилах проведения фейерверков на территории Киева № 17/872, принятое Киевсоветом 31.07.2003 г.

Нарушение порядка производства, хранения, перевозки, торговли и использования пиротехнических средств приводит к применению штрафных санкций в размере от 35 до 60 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 595 до 1020 грн.) с конфискацией пиротехнических средств. За повторные нарушения в течение года штраф составляет уже от 60 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 1020 до 1700 грн.) с конфискацией пиротехнических средств (см.

ст. 1956 КоАП).

Так что во избежание каких-либо вопросов со стороны вышеперечисленных органов предприятию лучше всего обратиться к специалистам, которые помогут качественно и безопасно провести профессиональный фейерверк.

Однако если вы решили устроить праздник своими силами, то можете воспользоваться

пиротехническими изделиями бытового назначения, предназначенными для развлечений (проведения фейерверков). Они свободно продаются населению и обращение с ними не требует специальных знаний и навыков. Использование таких изделий осуществляется самостоятельно с соблюдением требований инструкции по их применению, которая прилагается к этим изделиям или наносится на их потребительскую упаковку.

Однако учтите, что проведение фейерверков (салютов) и использование пиротехнических изделий запрещены в ночное время — с 22.00 до 8.00 ч (см.

ст. 24 Закона № 4004).

У предприятия, приобретающего бытовые пиротехнические изделия, есть вполне реальные шансы увеличить свои валовые расходы на стоимость такой покупки. Придать ей соответствующий статус можно с помощью

абзаца второго п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, позволяющего учесть в составе валовых расходов затраты на организацию приемов, презентаций и праздников, приобретение и распространение подарков, включая бесплатную раздачу образцов товаров или бесплатное предоставление услуг (выполнение работ) в рекламных целях.

В связи с тем, что приобретенные пиротехнические изделия планируется использовать

в ходе рекламной акции, можно утверждать: проведение такого мероприятия, как фейерверк, непосредственно связано с хозяйственной деятельностью предприятия.

Для верности рекламную цель приобретения пиротехнических изделий следует отразить в приказе или распоряжении руководителя. Это может быть, например, увеличение объемов реализации, расширение круга потребителей и в конечном итоге — получение дополнительной прибыли.

Тогда стоимость указанных изделий на вполне законных основаниях увеличит валовые расходы налогоплательщика (разумеется, в пределах 2 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год).

Хотя налогоплательщики, для которых

организация праздников на заказ и за счет других лиц является основным видом деятельности (сюда можно отнести, в частности, кафе, рестораны, развлекательные центры и т. п.), вправе претендовать на валовые расходы по таким затратам в полной сумме на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль.

Хозяйственная направленность расходов на проведение фейерверка позволит увеличить и налоговый кредит отчетного периода на сумму «входного» НДС на основании

п.п. 7.4.1 Закона об НДС, причем без оглядки на 2 % лимит.

Кстати, в таком же порядке нужно действовать и в ситуации, если вы обратились к специалистам для проведения профессионального фейерверка (салюта).

Пример 4.

Предприятие «Малахит» в канун Нового года решило провести рекламную акцию в честь открытия своего магазина и устроить фейерверк. Для этой цели приобретены бытовые пиротехнические изделия на сумму 6000 грн. (без НДС — 5000 грн.; НДС 20 % — 1000 грн.).

Налогооблагаемая прибыль предприятия за 2007 год составила 210000 грн. Следовательно, сумма, которая может быть включена в валовые расходы в связи с проведением рекламного розыгрыша, составляет 4200 грн. (210000 грн.

х 2 % : 100 %). Оставшаяся сумма 800 грн. (5000 грн. - 4200 грн.) в валовые расходы не попадает.

В налоговом и бухгалтерском учете предприятия данные операции отражаются следующими записями:

 

Учет расходов на проведение фейерверка с использованием бытовых пиротехнических изделий

Таблица 4

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Сумма, грн.

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Перечислена предоплата за бытовые пиротехнические изделия

6000

371

311

4200*

* Стоимость пиротехники включается в состав валовых расходов на основании п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль только в пределах 2 % лимита, т. е. в сумме 4200 грн.

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе суммы предоплаты за бытовые пиротехнические изделия

1000

641/НДС

644

3

Оприходованы приобретенные бытовые пиротехнические изделия

5000

209

631

— *

* Стоимость приобретенных бытовых пиротехнических изделий в сумме 4200 грн. участвует в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

4

Списана ранее отраженная сумма налогового кредита по НДС при оприходовании бытовых пиротехнических изделий

1000

644

631

5

Произведен зачет задолженностей

6000

631

371

6

Использованы бытовые пиротехнические изделия в ходе проведения рекламной акции

5000

93

209

7

Отнесена на финансовый результат стоимость использованных бытовых пиротехнических изделий

5000

791

93

 

Новогоднее угощение для посетителей офиса

 

В предновогодние дни предприятие планирует организовать угощение посетителей офиса (партнеров, клиентов, покупателей) чаем, кофе, фруктами и сладостями. Каким образом расходы на такое угощение отражаются в налоговом учете? Можно ли для угощения приобрести шампанское?

 

В данном случае для отражения в налоговом учете стоимости новогоднего угощения можно воспользоваться

абзацем вторым п.п. 5.4.4 Закона о налоге на прибыль, который для таких затрат открывает «дверцу» в валовые расходы.

Правда, заветная валоворасходная сумма, как вы уже знаете, весьма ограничена: она

не должна превышать 2 % налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (налоговый) год.

К тому же, учитывая строгий подход

п.п. 5.3.1 Закона о налоге на прибыль к формированию валовых расходов, очень важно, чтобы понесенные затраты были связаны с хозяйственной деятельностью предприятия. Поэтому необходимо придать им рекламную окраску, присвоив статус представительских (презентационных) расходов, которые осуществляются с целью создания положительного бизнес-имиджа фирмы с обязательным участием потенциальных покупателей (клиентов), демонстрацией образцов своей продукции и непременным стремлением завязать новые деловые связи и заключить взаимовыгодные договоры.

Подтвердить такие намерения нужно соответствующим приказом или распоряжением руководителя о

рекламном характере планируемой акции.

Кроме того, придется позаботиться о наличии дополнительных подтверждающих документов:

— списка приглашенных гостей для участия в

церемонии угощения;

— программы

проведения так называемого приема;

— сметы

представительских расходов;

— накладных на отпуск со склада запасов, которые используются в процессе проведения мероприятия;

— первичных документов, подтверждающих понесенные расходы (актов, накладных и т. п.);

— отчета

о выполнении сметы представительских расходов.

В таком случае расходы можно будет смело

включить в состав валовых.

Предлагаемый вариант также дает возможность воспользоваться и

правом на налоговый кредит по НДС. Если связь проводимого мероприятия с хоздеятельностью предприятия подтверждена, то суммы «входного» НДС в полном объеме попадут в налоговый кредит в соответствии с п.п. 7.4.1 Закона об НДС, даже если в учете налога на прибыль указанные расходы превысят 2 % валоворасходный лимит.

Если документальное оформление мероприятия с целью подтверждения хознаправленности проигнорировать, проверяющие могут классифицировать понесенные предприятием «чайно-кофейные» расходы, как направленные на финансирование личных потребностей физических лиц, т. е. не связанные с хоздеятельностью, что подтверждает консультация сотрудников налоговой службы, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2008, № 7, с. 19.

Как видим, лучше в этой ситуации подстраховаться и тем самым сохранить право на валовые расходы (пусть и с учетом 2 % лимита) и на налоговый кредит по НДС.

Не забудьте, что в

п.п. 5.4.8 Закона о налоге на прибыль содержится прямой запрет на включение в валовые расходы наличных, израсходованных на представительские цели. Поэтому затраты на приобретение воды, чая, кофе, фруктов, сладостей попадут в валовые расходы только в том случае, если расчеты осуществлялись в безналичной форме. На это обращают внимание и налоговики в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 47, с. 4.

Хотя для целей налогового кредита по НДС форма расчетов значения не имеет.

Далее о вопросах, касающихся налогообложения доходов физических лиц, участвующих в церемонии угощения. Понятно, что посетители офиса будут потреблять специально приобретенные для них чай, кофе, фрукты, сладости совершенно

безвозмездно. Тем не менее стоимость таких «благ» не будет включаться в их доход и соответственно не будет облагаться налогом с доходов физических лиц. Основанием для такого вывода служит письмо ГНАУ от 29.07.2005 г. № 7129/6/17-3116 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 71), где сказано, что стоимость воды, кофе, чая и печенья, приобретенных за счет средств работодателя и предназначенных для потребления в офисе всеми работниками предприятия, а также посетителями, не может рассматриваться как объект обложения налогом с доходов физических лиц. Подтверждает это и консультация специалистов налоговых органов, опубликованная в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 47, с. 10.

Теперь что касается приобретения за счет средств предприятия шампанского с целью угощения посетителей офиса. Рисковать здесь не стоит, поскольку такое мероприятие рассматривается как

распространение алкогольных напитков с безвозмездным их предоставлением потребителю. А действовать так можно только при наличии соответствующей лицензии. В противном случае к предприятию применят штраф в размере 200 % стоимости полученной партии товара (т. е. приобретенных для клиентов спиртных напитков), но не менее 1700 грн. (ст. 17 Закона № 481). На это указывают представители налоговых органов в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 47, с. 26.

Так что, если вы хотите угостить важного клиента шампанским, сделайте это в частном порядке.

Желаем, чтобы все проводимые вами предновогодние мероприятия стали очередной ступенькой к процветанию и стабильности вашего бизнеса!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше