Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Мнение специалистов официальных органов. Можно ли бюджетному учреждению использовать средства общего фонда госбюджета на осуществление расходов, предусмотренных по спецфонду

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2008/№ 10
В избранном В избранное
Печать
Статья

Можно ли бюджетному учреждению использовать средства общего фонда госбюджета на осуществление расходов, предусмотренных по спецфонду

 

Бюджетное учреждение предоставляет услуги, оплата за которые зачисляется в специальный фонд сметы. Можно ли использовать средства общего фонда госбюджета на выплату заработной платы за работы, выполняемые на платных условиях?

 

Правовые начала функционирования бюджетной системы Украины, ее структура, принципы и основы бюджетного процесса изложены в

Бюджетном кодексе Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III (далее — БКУ). Согласно ст. 13 БКУ составными частями бюджета являются общий фонд и специальный фонд. Разделение бюджета на общий и специальный фонды определяется законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год. Этой же статьей определено, что передача средств между общим и специальным фондами бюджета разрешается только в пределах бюджетных назначений путем внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины или решение соответствующего совета.

К источникам формирования специального фонда отнесены собственные поступления бюджетных учреждений, содержащихся за счет средств государственного бюджета. Собственные поступления бюджетных учреждений, содержащихся за счет соответствующих местных бюджетов, относятся к источникам формирования специального фонда местных бюджетов. При этом

Перечень групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требования по их образованию и направлениям использования утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 17.05.2002 г. № 659.

Расходы специального фонда бюджета имеют

постоянное бюджетное назначение, что дает право производить их исключительно в пределах и за счет соответствующих поступлений в специальный фонд, если законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) не установлено иное.

В 2008 году перераспределение расходов по бюджетным программам регулирует

ст. 25 р. І Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI (далее — Закон о госбюджете-2008). Нормы этой статьи касаются частных случаев, когда после утверждения бюджетных назначений возникает необходимость в перераспределении расходов по бюджетной программе в разрезе КЭКР. Такое перераспределение в исключительных случаях осуществляется Минфином по обоснованному представлению главного распорядителя средств госбюджета в пределах общего объема бюджетных назначений отдельно по общему и специальному фондам. Перераспределять бюджетные назначения по бюджетным программам в пределах общего объема главного распорядителя средств госбюджета, а также увеличивать расходы развития за счет уменьшения расходов потребления (по общему и специальному фондам отдельно) можно только после согласования с Комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета.

Также следует иметь в виду, что

ст. 65 р. І Закона о госбюджете-2008 обязывает руководителей бюджетных учреждений содержать численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществлять фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденной сметой или планом использования бюджетных средств . При этом согласно ст. 25 р. І Закона о госбюджете-2008 запрещено увеличивать бюджетные назначения по общему и специальному фондам на оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов (по коду 1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений»).

Порядок планирования доходов и расходов бюджетного учреждения по общему и специальному фондам осуществляется в соответствии с

Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228. Указанный Порядок содержит требования по планированию объема поступлений отдельно по общему и специальному фондам сметы и их распределению по полной экономической классификации на осуществление соответствующих расходов, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функций.

Следует отметить, что учреждения имеют право брать бюджетные обязательства, расходовать бюджетные средства только

на цели и в пределах, установленных утвержденными сметами. Обязательства, взятые без соответствующих бюджетных ассигнований, не считаются бюджетными и не подлежат оплате (ст. 51 БКУ). Взятие таких обязательств является бюджетным правонарушением.

Корректировка объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду сметы для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда сметы осуществляется распорядителем бюджетных средств согласно бюджетному законодательству. Такая корректировка проводится путем внесения в смету бюджетного учреждения соответствующих изменений.

На практике довольно часто устанавливаются случаи, когда расходы специального фонда покрываются за счет средств общего фонда сметы учреждения. Например, для выполнения работ на платных условиях привлекаются определенные материальные и трудовые ресурсы, а связанные с этим расходы покрываются за счет общего фонда сметы бюджетного учреждения.

Наиболее распространенными нарушениями является использование средств общего фонда бюджета на выплату заработной платы за работы, выполняемые на платных условиях, оплату коммунальных услуг, потребленных при предоставлении платных услуг. Распространена также практика зачисления на специальный счет бюджетного учреждения (по специальному фонду сметы) средств, поступивших от арендатора как возмещение осуществленных учреждением расходов по оплате коммунальных услуг, которые были оплачены за счет средств общего фонда. При этом в нарушение законодательства расходы общего фонда не восстанавливаются, а средства остаются в распоряжении специального фонда и используются в любых других направлениях.

Можно ли исправить такую ситуацию? Да, путем возмещения безосновательно произведенных расходов по общему фонду сметы. Такое возмещение производится путем

перечисления средств из специального фонда бюджетного учреждения в общий и восстановления кассовых расходов общего фонда сметы (если такие расходы были произведены в пределах одного бюджетного периода ).

Если средства возвращаются в общий фонд бюджетного учреждения

в начале нового бюджетного периода, расходы по которому были произведены в прошедшие бюджетные периоды, то указанная сумма не может быть отражена как восстановление кассовых расходов, а должна быть перечислена в общий фонд государственного бюджета (код доходов 24060300 «Прочие поступления»).

Игорь ОМЕЛЬЧЕНКО,
начальник отдела КРУ в Харьковской области

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно