Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Dura ордер, sed ордер, или Ордер строг, но это ордер

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2008/№ 14
В избранном В избранное
Печать
Статья

Dura ордер, sed ордер, или Ордер строг, но это ордер

 

С начала года вступило в силу постановление Кабмина от 06.06.2007 г. № 809, которым номенклатура бланков ценных бумаг и документов строгого учета, изготавливаемых по лицензии Минфина, пополнилась «ордерами кассовыми (приходными и расходными)». С первых же дней своего действия данное постановление вызвало у бухгалтеров большое количество вопросов, связанных с необходимостью его использования. По истечении полутора месяцев мы попытались систематизировать вопросы, возникшие в практической деятельности предприятий, и осветить их в данной статье.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»
Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

КоАП

— Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Постановление № 809

— постановление Кабинета Министров Украины «О дополнении приложения к постановлению Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 г. № 283» от 06.06.2007 г. № 809.

Постановление № 283

— постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении порядка изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета» от 19.04.93 г. № 283.

Порядок № 116

— Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22.01.96 г. № 116.

Приказ № 51

— приказ Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета кассовых операций» от 15.02.96 г. № 51.

Положение № 637

— Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637.

Приказ № 263

— приказ Государственного комитета статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета и Инструкции о порядке их изготовления, хранения и применения» от 27.07.98 г. № 263.

Приказ № 67

— приказ Министерства статистики Украины «Об утверждении типовых форм первичного учета бланков строгой отчетности» от 11.03.96 г. № 67.

 

Немного истории

Постановление № 809

, думаем, у многих вызвало чувство дежа-вю, ведь это уже вторая попытка придать «строгость» кассовым ордерам. Правда, в первый раз она распространялась только на приходные кассовые ордера. Напомним, приказом № 263 были утверждены типовые формы первичного учета № КО-1 «Приходный кассовый ордер»* и № М-20 «Накладная на отпуск товарно-материальных ценностей» как формы строгой отчетности, а также Инструкция о порядке их изготовления, хранения и применения (п. 1 приказа № 263). Этим же приказом предусматривалось введение указанных типовых форм первичного учета с 01.03.99 г. Но уже 31.03.99 г. Госкомпредпринимательства принял решение «О необходимости устранения нарушений требований Указа Президента Украины от 03.02.98 г. № 79/98 «Об устранении ограничений, сдерживающих развитие предпринимательской деятельности» Государственным комитетом статистики Украины». В этом решении, ссылаясь на то, что с получением приходными кассовыми ордерами статуса документов строгой отчетности значительно увеличатся затраты хозяйствующих субъектов на их приобретение, Госкомпредпринимательства предложил Госкомстату отменить приказ № 263.

* Неизвестно, пришло бы это в голову Госкомстату, если бы не позиция ГНАУ, выраженная в письме от 27.05.97 г. № 23-3116/11-3930. В нем ГНАУ указала на необходимость

отнесения приходных кассовых ордеров к документам строгой отчетности с соблюдением требований их изготовления, заполнения, учета, установленных для бланков строгой отчетности в целях усиления контроля за соблюдением кассовой дисциплины и предупреждения злоупотреблений в финансово-хозяйственной деятельности.

Последующая судьба

приказа № 263 после предложения Госкомпредпринимательства отменить его сложилась следующим образом: в соответствии с сообщением Госкомпредпринимательства от 02.06.99 г. действие приказа № 263 было приостановлено и долгое время его судьба оставалась неопределенной, пока, наконец, 15.12.2003 г. он не был отменен окончательно.

И несмотря на то что с момента принятия

приказа № 263 до его отмены прошел достаточно продолжительный период времени (более четырех с половиной лет), сделать какие-либо выводы о его применении на практике очень сложно — ведь действующим этот документ оставался всего три месяца, из которых только 30 дней его действительность не ставилась под вопрос Государственным комитетом развития предпринимательства.

Не исключено, что

постановление № 809 постигнет судьба приказа № 263. Но сегодня это действующий документ, а потому нужно разобраться, кто и при каких условиях должен ему подчиняться.

 

Аргументы рro и contra

Несмотря на то что о принятии

постановления № 809 и о грядущем с начала нового года изменении статуса кассовых ордеров мы не раз писали на страницах нашей газеты (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 49, с. 3; № 104, с. 30), это событие тем не менее всех как-то застало врасплох. Эффект неожиданности Кабмином был достигнут прежде всего благодаря тому, что столь существенное изменение статуса кассовых ордеров стало результатом внесения всего лишь нескольких слов («ордера кассовые (приходные и расходные)») в постановление № 283. У многих, думаем, возникло чувство несоразмерности вносимых в постановление изменений и перемен, которые они за собой влекут, а вместе с ним — и сомнения в необходимости их придерживаться, и достаточно весомые аргументы, которые можно использовать для обжалования постановления № 809.

Основной и наиболее весомый аргумент нежелающих подчиняться

постановлению № 809 заключается в следующем. Постановление № 283, в приложении к которому с 01.01.2008 г. фигурируют кассовые (приходные и расходные) ордера, предусматривает порядок изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета, а потому им не может устанавливаться перечень документов строгой отчетности. Соответственно, приведенную в приложении к постановлению № 283 Номенклатуру бланков ценных бумаг и документов строгого учета, которые изготавливаются по лицензии Минфина, следует воспринимать лишь как указание на документы, на которые, при условии их признания документами строгой отчетности, распространяется действие постановления № 283. И не более.

Некоторые специалисты, продолжая эту мысль, говорят о том, что обязательность использования кассовых ордеров, именно как документов строгой отчетности, не предусмотрена ни

приказом № 51, которым утверждены типовые формы первичного учета кассовых операций и который не содержит указания на строгость расходного и приходного кассовых ордеров, ни Положением № 637, устанавливающим порядок ведения кассовых операций, ни Правилами изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета, утвержденными приказом Минфина от 25.11.93 г. № 98, СБУ от 15.11.93 г. № 118, МВД от 24.11.93 г. № 740.

Этот аргумент привела и Национальная ассоциация кредитных союзов Украины (НАКСУ) в своем

письме от 28.12.2007 г., в котором она обратилась к Госкомпредпринимательства с просьбой принять меры, направленные на отмену статуса строгости кассовых ордеров. В нем, в частности, она ссылается на п. 1.2 Положения № 637, согласно которому кассовый ордер — это первичный документ (приходный или расходный кассовый ордер), который применяется для оформления поступлений (выдачи) наличных из кассы. Форма кассовых ордеров установлена приказом № 51. На основании этого положения НАКСУ приходит к выводу, что кассовые ордера не приобретут статус документов строгой отчетности до внесения соответствующих изменений в приказ № 51.

К сожалению, на этот аргумент вряд ли стоит рассчитывать тем, кто собирается отстаивать свое право на использование обычных бланков вместо «строгих». Объясним, почему. Дело в том, что и Минфин, и Госкомпредпринимательства воспринимают номенклатуру бланков ценных бумаг и документов строгого учета, которые изготавливаются по лицензии Минфина, содержащуюся в приложении к

постановлению № 283, именно как перечень документов строгой отчетности, обязательных для применения в хозяйственной деятельности. Так, например, в Методических рекомендациях по бухучету отдельных операций хозяйственной деятельности по выпуску и проведению лотерей, утвержденных приказом Минфина от 01.10.2004 г. № 619, Минфин обосновывает отнесение лотерейных билетов к бланкам строгого учета именно ссылкой на постановление № 283.

Нельзя проигнорировать и тот факт, что в Анализе регуляторного влияния к проекту

постановления № 809 (см. этот документ на сайте www.minfin.gov.ua) Минфин исходит из того, что внесение предусмотренных постановлением № 809 изменений расширяет перечень документов строгого учета кассовыми ордерами. Не оспаривает этот факт и Госкомпредпринимательства в письме от 15.08.2007 г. № 6062. Более того, ссылки на приложение к постановлению № 283 как на документ, устанавливающий обязательный для применения субъектами хозяйствования перечень документов строгой отчетности, можно найти в судебных решениях (см., например, постановления Окружного административного суда г. Киева от 15.11.2007 г. № 11/86, от 23.10.2007 г. № 2/32, от 20.12.2007 г. № 9/56*).

* Как ни удивительно, но в судебной практике можно встретить решения, в которых есть ссылки на приказ № 263 как на действующий нормативный акт (см. решение Хозяйственного суда г. Киева от 05.07.2006 г. № 18/313).

Но это не единственный аргумент, приводимый против обязательности применения кассовых ордеров как документов строгого учета. Так, если при первой попытке придать «строгость» приходным ордерам была утверждена

специальная форма бланка приходного кассового ордера как документа строгого учета и Инструкция, предусматривающая порядок его изготовления, хранения и применения, то в этот раз решили, видимо, обойтись без таких мер. Можно не ходить далеко и вспомнить, какие меры были приняты для придания статуса документа строгого учета товарно-транспортным накладным на перемещение спирта этилового, высокооктановых кислородосодержащих примесей и алкогольных напитков.

Так,

Порядок определения производителей и покупателей спирта и осуществления контроля за его оборотом, утвержденный постановлением Кабмина от 29.08.2002 г. № 1266, содержал прямое указание на товарно-транспортную накладную как на документ строгой отчетности*. Далее были внесены изменения в постановление № 283 (была дополнена номенклатура документов строгой отчетности, как это теперь имеет место с кассовыми ордерами). Но этого было недостаточно: товарно-транспортные накладные на перемещение спирта стали применяться как документы строгого учета только после того, как приказом Минтранса от 17.08.2004 г. № 736 были утверждены формы товарно-транспортных накладных на перемещение спирта и Инструкция по их применению (см. письмо ГНАУ от 18.11.2004 г. № 22536/7/21-1217).

* Законодательство оперирует понятиями «документ строгой отчетности» и «документ строгого учета» как тождественными (см. постановление ВХСУ от 23.10.2007 г. № 3/113).

Можно ли из изложенного выше сделать вывод, что предусмотренные

приказом № 51 формы приходного и кассового ордеров из обычных с 01.01.2008 г. не должны автоматически стать строгими? Судя по всему, Минфин придерживается иной позиции. Однако в ней есть по крайней мере два слабых момента. Первый — утвержденные приказом № 51 формы бланков кассовых ордеров не содержат всех необходимых для документов строгого учета реквизитов (в частности, номера и серии кассового ордера).

Однако против этого аргумента при большом желании в качестве контраргумента можно сослаться на

п.п. 2.9 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, согласно которому бланки строгой отчетности печатаются по образцам типовых форм, утвержденных Министерством статистики по согласованию с Минфином. Все бланки строгой отчетности подлежат нумерации, порядок нанесения которой (нумератором, типографским способом) устанавливают министерства и ведомства. Соответственно, такой недостаток, как отсутствие в утвержденных приказом № 51 формах необходимых реквизитов бланков кассовых ордеров, легко устраним.

Можно также ставить вопрос о том, есть ли вообще сегодня утвержденная на уровне нормативно-правового акта форма

приходного ордера. Дело в том, что приказ № 51 в части установления формы бланка приходного кассового ордера со вступлением в силу приказа № 263 утратил силу. И согласно позиции самого Минфина, высказанной им в письме от 22.10.2007 г. № 31-34000-10-10/21625 в отношении доверенностей на получение ценностей, признание нормативно-правового акта утратившим силу не отменяет изменений, которые были внесены этим актом в другие нормативно-правовые акты. А значит, если распространить этот вывод на ситуацию с бланками приходных ордеров, отмена приказа № 263 не должна была возобновить действие приказа № 51 в части утверждения формы приходного кассового ордера. Кроме того, суды прямо указывают на то, что приказ № 51 в этой части продолжает быть недействующим, даже несмотря на утрату силы приказом № 263 (определение Севастопольского апелляционного хозяйственного суда от 11.06.2007 г. по делу № 2-16/3618-2007А, решение Хозяйственного суда Херсонской области от 25.06.2007 г. по делу № 14/233-ПН-07).

В качестве ремарки отметим, что, внося изменения в

постановление № 283, Кабмин преследовал цель усилить контроль за ведением кассовых операций при помощи кассовых ордеров во время осуществления расчетов за наличные средства субъектов хозяйствования. Это, по мнению Минфина, высказанному в Анализе регуляторного влияния постановления № 809, будет содействовать повышению прозрачности наличных расчетов и сокращению объемов «тенезации» наличных средств**. Думаем, небезынтересно узнать, что на этапе разработки проекта постановления № 809 вместо придания кассовым ордерам статуса документов строгого учета как вариант предлагалось либо внедрить систему проведения операций с получением и выдачей наличных средств с применением РРО, либо ввести обязательную регистрацию кассовых книг в органах государственной налоговой службы в порядке, аналогичном регистрации КУРО и расчетных книг. Однако первый вариант был признан слишком затратным для субъектов хозяйствования, второй — малоэффективным для достижения поставленной задачи.

** Аналогичные мотивы придания «строгости» кассовым ордерам были и в 1998 г. Но мы и тогда отмечали, что такие меры вряд ли могут коренным образом изменить ситуацию (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 1999, № 9).

Такое достаточно пристальное внимание Анализу регуляторного влияния

постановления № 809, размещенному на сайте Минфина, мы уделяем в связи с тем, что это на сегодня чуть ли ни единственный источник информации, позволяющий предположить, какой будет позиция государственных органов в вопросе об обязательности применения кассовых ордеров как бланков строгого учета и последствий их неприменения.

Могло бы пролить свет на мнение Госкомпредпринимательства по обсуждаемому вопросу его

письмо от 15.08.2007 г. № 6062. Однако этот госорган фактически самоустранился от участия в дискуссии о соответствии или несоответствии постановления № 809 действующему законодательству, ограничившись лишь указанием на то, что такая мера, как отнесение кассовых ордеров к документам строгой отчетности, может увеличить расходы субъектов предпринимательства.

К тому же аргумент Госкомпредпринимательства о затратных последствиях для субъектов хозяйствования

постановления № 809 был предупрежден Минфином еще в Анализе регуляторного влияния данного постановления. В частности, в нем указано, что цена одного ордера для конечного потребителя должна составить от 0,16 до 0,24 грн. (от 8 до 12 грн. за 50 шт.). Приведена также информация из письма ГНАУ 02.11.2006 г. № 12400/5/23-8016 о том, что затраты субъектов хозяйствования, которые используют кассовые ордера как документы строгого учета, на их приобретение не превышают 0,5 % от валовых расходов предприятий. Еще один аргумент, который приводит Минфин, — тенденция к безналичным формам расчетов, в частности, с помощью платежных карточек, что также сокращает необходимость в приобретении кассовых ордеров.

Как видим, сделать однозначный вывод о том, как ситуация со «строгим» статусом кассовых ордеров будет развиваться дальше, пока нет возможности. К сожалению, учитывая, что на этот раз «строгость» кассовым ордерам придана постановлением Кабинета Министров, а этот акт обладает большей юридической силой, чем приказ Госкомстата или Минфина либо постановления Нацбанка, велика вероятность того, что госорганы все же посчитают

постановление № 809 достаточной мерой для признания расходных и приходных кассовых ордеров документами строгого учета. А это автоматически влечет за собой вопрос о налоговом и бухгалтерском учете «строгих» ордеров.

 

Учетные вопросы

Поскольку кассовые ордера не первые (и не единственные) бланки строгой отчетности, с которыми имеют дело практикующие бухгалтеры, ничего необычного в учете предприятия после придания «строгого облика» кассовым ордерам не произошло. И все же имеет смысл напомнить основные моменты, которые вкратце уже освещались на страницах нашей газеты (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 99).

Расходы на приобретение бланков строгой отчетности

непосредственно связаны с хозяйственной деятельностью налогоплательщика, а значит, в общем случае включаются в состав его валовых расходов на основании п.п. 5.2.1 Закона о налоге на прибыль по первому из событий (приобретению или оплате). При этом стоит также обращать внимание на налоговый статус продавца, указанный в договоре купли-продажи. И если такого договора, заключенного в виде отдельного документа, нет (что чаще всего и бывает из-за малозначительности такой покупки), то валовые расходы следует отражать в момент оприходования кассовых ордеров, как того требует п.п. 11.2.3 Закона о налоге на прибыль. Кроме того, по итогам отчетного периода предприятие должно осуществить соответствующий перерасчет балансовой стоимости бланков в составе запасов согласно п. 5.9 данного Закона.

Право на налоговый кредит по НДС

в связи с приобретением кассовых документов строгого учета предприятие имеет в силу использования таких документов в собственной хозяйственной деятельности при осуществлении им налогооблагаемых операций (см. п.п. 7.4.1 Закона об НДС).

В бухгалтерском учете

кассовые ордера строгой отчетности приходуют на субсчете 209 «Прочие материалы» с одновременным отражением на забалансовом счете 08 «Бланки строгого учета». Исходя из положений п. 5.13 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету запасов, утвержденных приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2, учет строгих бланков на забалансе рекомендуется вести по их номинальной стоимости, а при ее отсутствии — по стоимости, определенной в соответствии с постановлением КМУ от 27.08.96 г. № 1009. В этом постановлении, являющемся дополнением к Порядку № 116, помимо номинальной стоимости, фигурируют еще две категории стоимости бланков строгой отчетности:

— стоимость бланков, установленная законодательством;

— стоимость приобретения (изготовления) бланков.

Поскольку для приходных и расходных кассовых ордеров ни номинальной, ни законодательной стоимости не установлено, то такие бланки

на забалансовом счете следует учитывать по стоимости приобретения. Это также означает, что размер ущерба в случае хищения, недостачи, уничтожения (порчи) строгих приходных и расходных кассовых ордеров будет рассчитываться с применением коэффициента 50 к стоимости приобретения (п. 7 Порядка № 116).

При этом из сумм, удержанных в соответствии с этим

Порядком, осуществляется возмещение убытков, нанесенных предприятию (судя по всему — в размере, равном стоимости приобретения таких бланков), а остаток средств перечисляется в госбюджет. Сразу скажем, что механизма реализации такого требования, содержащегося в п. 10 Порядка № 116, на сегодняшний день не существует, как и не существует соответствующего кода бюджетной классификации, по которому можно было бы перечислить взысканные с виновного лица суммы. Не установлена также ответственность предприятий или их должностных лиц за неисполнение указанных предписаний Порядка № 116, не определен законодательством контролирующий орган, уполномоченный проверять соблюдение данного Порядка. Более подробно об условиях применения Порядка № 116 см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 91, с. 47.

Поэтому с учетом такой правовой неопределенности в вопросе взыскания ущерба за бланки строгой отчетности проще руководствоваться подходом, при котором

неправильное заполнение бланка кассового ордера не считается его порчей. Будет достаточно такой бланк аннулировать (перечеркнуть), приложить его к кассовой книге и списать в общем порядке. Списывать бланки строгих кассовых ордеров нужно по Акту на списание бланков строгой отчетности (типовой формы № СЗ-3) с периодичностью, самостоятельно установленной предприятием.

Попутно укажем, что все операции в отношении бланков строгой отчетности (проверка фактического наличия при их поступлении от поставщика на склад, оприходование и учет на складе, выдача материально ответственным лицам со склада, списание использованных бланков и т. п.) оформляются с помощью специальных первичных документов, формы которых утверждены

приказом № 67.

Так,

поступление таких бланков от поставщика происходит на основании приходно-расходной накладной на бланки строгой отчетности (ф. № СЗ-1) и выданной в адрес продавца доверенности (ф.  № М-2). Продавец должен выписать два экземпляра накладной по ф. № СЗ-1, один из которых оставляет у себя, а второй выдает покупателю, причем эта накладная оформляется независимо от наличия других первичных документов на бланки (расходной накладной, квитанции, кассового чека и т. п.). Типовая форма № СЗ-4 (акт проверки наличия бланков строгой отчетности) используется, если вдруг при оприходовании бланков обнаруживается их недостача по вине поставщика.

Для оформления движения бланков кассовых ордеров внутри предприятия

(передача бланков со склада лицу, ответственному за их выписку, возврат на места хранения) также служит приходно-расходная накладная на бланки строгой отчетности (ф. № СЗ-1). Эту накладную подписывают материально ответственные лица, соответственно передавшие и получившие бланки.

Что касается непосредственно

передачи указанных бланков в подотчет материально ответственному лицу, то информация о такой операции заносится в приходно-расходную книгу по учету бланков строгой отчетности (ф. № СЗ-2). Эту книгу пронумеровывают, прошнуровывают и скрепляют сургучной печатью, а также подписями руководителя предприятия и главного бухгалтера. Для каждого вида используемых бланков в книге выделяют одну или несколько страниц. Последняя из предусмотренных Минстатом типовая форма № СЗ-5 нужна для ведения аналитического учета по выданным и использованным бланкам строгой отчетности.

Обилие стольких форм для учета кассовых ордеров, применяющихся с того момента, как они стали бланками строгой отчетности, не отменяет необходимость использования всех остальных форм, о которых говорится, в частности, в

Положении № 637. Так, в соответствии с п. 3.11 этого Положения кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтером в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов. Расходные кассовые ордера, оформленные на основании расходных ведомостей на выплаты, связанные с оплатой труда, регистрируются после осуществления этих выплат. В любом случае для такой регистрации предназначены журналы типовой формы № КО-3 или № КО-3а, утвержденной приказом № 51.

Обращаем внимание: порядковый номер кассового ордера, указанный в этом журнале (нумерация должна вестись отдельно для приходных и отдельно для расходных кассовых ордеров), проставляется на самом бланке ордера в графе «Номер документа» и переносится в кассовую книгу. А вот

номер самого строгого бланка, нанесенный на нем вместе с серией типографским способом, нигде в кассовых документах не указывается. Он нужен только для идентификации самого бланка кассового ордера как бланка строгой отчетности.

Кстати, регистрация кассовых ордеров и расходных ведомостей может осуществляться при помощи компьютерных средств, обеспечивающих формирование и распечатку необходимых кассовых документов (см.

абз. второй п. 3.11 Положения № 637). При этом журналы типовой формы № КО-3 или № КО-3а вручную на бумажном носителе заполнять не следует, однако все требования приказа № 67, касающиеся учета кассовых ордеров как бланков строгой отчетности, все равно выполнять необходимо.

Приведем далее пример отражения операций по приобретению кассовых ордеров строгой отчетности в налоговом и бухгалтерском учете.

 


п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,
грн.

Налоговый учет,
грн.

Дт

Кт

ВД

ВР

1

Перечислена поставщику предоплата за кассовые ордера строгой отчетности

371

311

150

125*

* При условии, что поставщик является «стандартным» плательщиком налога на прибыль. В противном случае датой увеличения валовых расходов будет дата оприходования бланков строгой отчетности.

2

Отражена сумма налогового кредита по НДС в составе предоплаты за кассовые ордера строгой отчетности

641

644

25

3

Оприходованы кассовые ордера строгой отчетности

209

631

125

4

Списана сумма налогового кредита по НДС при оприходовании кассовых ордеров строгой отчетности

644

631

25

5

Зачислены на забалансовый счет бланки кассовых ордеров по цене приобретения

08

125

6

Произведен зачет задолженностей

631

371

150

7

Списана в конце отчетного периода часть использованных кассовых ордеров

92

209

50

—*

* Стоимость бланков кассовых ордеров на конец отчетного периода принимает участие в перерасчете балансовой стоимости запасов по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

8

Списана в конце отчетного периода часть использованных кассовых ордеров с забалансового учета

08

50

 

Санкции за «нестрогие» кассовые ордера

Многим предприятиям в начале этого года бланки строгих кассовых ордеров купить не удалось, а необходимость в проведении кассовых операций все же была. Возникает вопрос о санкциях, которые могут быть применены к тем предприятиям, которые до приобретения новых бланков пользовались старыми, т. е. «нестрогими» кассовыми ордерами, а также к тем, которые решили все-таки подождать, чтобы все кассовые операции с начала года оформить исключительно кассовыми ордерами строгой отчетности, но уже после их приобретения.

Сразу скажем, что ни первый, ни второй варианты выхода из такой ситуации не годятся, ибо оба в той или иной степени нарушают установленный порядок.

Согласно

п. 2.6 Положения № 637 вся наличность, поступающая в кассы, должна быть своевременно (в день получения наличных средств) и в полной сумме оприходована: в кассовой книге на основании приходных кассовых ордеров, в книге учета расчетных операций на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных РК). Соответственно, велика вероятность того, что использование «нестрогих» кассовых ордеров или их оформление «задним числом» будет расценено как неоприходование с применением штрафа в пятикратном размере неоприходованной суммы согласно Указу Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию оборота наличности» от 12.06.95 г. № 436/95. Риск, что именно такая оценка будет дана контролирующими органами, достаточно велик, если учесть высказанную Минфином в Анализе регуляторного влияния постановления № 809 позицию. В этой ситуации, чтобы отбиться от санкции за неоприходование наличности, можно попробовать сослаться на то, что само Положение № 637 указывает, что форма кассовых ордеров установлена приказом Министерства статистики Украины от 15.02.96 г. № 51, который, в свою очередь, ничего о строгости кассовых ордеров не говорит.

Штрафоопасным является и неоформление расходных кассовых ордеров на выдачу наличности из кассы, поскольку для определения остатка наличности в кассе не принимаются расходные кассовые ордера, в которых выдача наличных из кассы не подтверждена подписью получателя (

абз. второй п. 3.5 Положения № 637). А в этом случае не будет не только подписи, но и самого расходного ордера. Следовательно, предпочтительнее все же было до приобретения строгих ордеров оформлять кассовые операции на старых бланках.

Более того, последующее дооформление кассовых операций на строгих бланках задним числом может быть квалифицировано как служебный подлог. Ведь с приданием кассовым ордерам «строгого» статуса легко установить дату их приобретения, которая не должна быть позже, чем дата любой кассовой операции, оформленной с помощью таких кассовых ордеров.

Но и это не все. Использование обычных кассовых ордеров может быть расценено проверяющими как нарушение установленного

Законом об РРО порядка проведения расчетов через кассы предприятий, учреждений и организаций, в которых эти операции должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке. За такое нарушение предусмотрен штраф в размере 10 ннмдг (170 грн.) (п. 7 ст. 17 Закона об РРО).

Использование обычных кассовых ордеров может при желании контролирующих органов подпасть сразу под две статьи

КоАП: ст. 1551как нарушение порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг (для лиц, осуществляющих расчетные операции, этой статьей установлен штраф в размере от 2 до 5 ннмдг (от 34 до 85 грн.), для должностных лиц — субъектов предпринимательской деятельности — штраф в размере от 5 до 10 ннмдг (от 85 до 170 грн.)*); ст. 1642как ведение бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка и нарушение правил ведения кассовых операций (статьей предусмотрен штраф от 8 до 15 ннмдг (от 136 до 255 грн.)**). Но по крайней мере от одного из дминштрафов защитой может стать ссылка на ст. 61 Конституции Украины, согласно которой никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.

* Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 155

1 КоАП, рассматриваются районными, районными в городе, городскими судами на основании административных протоколов, составленных налоговыми органами.

** Рассматривать дела по этой статье КоАП могут только органы КРУ.

Однако самым негативным последствием использования «нестрогих» кассовых ордеров для субъектов хозяйствования может оказаться снятие валовых расходов в связи с отсутствием подтверждающих документов.

Как видим, строгость кассовых ордеров подкрепляется весьма существенными санкциями за их неиспользование. Отсутствие же официальных разъяснений по этому вопросу оставляет надежду, что контролирующие органы все же воздержатся от применения всего набора возможных санкций за неиспользование «строгих» кассовых ордеров в первые дни действия

постановления № 809. В противном случае остается надежда на судебные органы, которые еще не успели высказать свою позицию по данному вопросу.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно