Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Декларируем доходы за 2007 год

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Февраль, 2008/№ 17
В избранном В избранное
Печать
Статья

Декларируем доходы за 2007 год

 

Набирает обороты кампания по декларированию доходов, полученных физическими лицами в 2007 году. Вопросы, связанные как с обязательной, так и с добровольной подачей декларации о доходах, интересуют многих наших читателей. Поэтому в данной статье еще раз рассмотрим общие правила предоставления декларации, а также особенности декларационной кампании 2008 года.

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В соответствии с

Законом № 889 налогоплательщики делятся на две группы:

— те, кто обязан предоставлять декларацию о доходах;

— те, кто имеет право предоставить декларацию с целью получения права на налоговый кредит.

Однако есть еще категория граждан, законодательно освобожденных от обязанности предоставлять декларацию.

Так, физическое лицо — налогоплательщик

освобождается от обязанности предоставлять декларацию, если в течение года он получал налогооблагаемые доходы исключительно от налоговых агентов, а также в ряде случаев, предусмотренных п. 18.4 Закона № 889. Декларация не предоставляется независимо от видов и сумм полученных доходов, если плательщики налога:

— находятся под арестом или являются задержанными либо осужденными к лишению свободы, находятся в плену или в заключении на территории других государств по состоянию на конец предельного срока предоставления декларации;

— находятся в розыске по состоянию на конец 2007 года;

— находятся на срочной военной службе по состоянию на конец 2007 года;

— являются несовершеннолетними или недееспособными лицами и при этом находятся на полном иждивении других лиц и/или государства по состоянию на конец 2007 года.

Начнем с обязательного предоставления декларации.

 

Обязательное предоставление декларации

Налогоплательщики обязаны предоставить декларацию о доходах в случае, если в течение отчетного налогового года они получали доходы, которые подлежат обязательному декларированию согласно

Закону № 889.

Обращаем внимание: необлагаемые доходы, полученные физическими лицами в течение 2007 года, в декларации о доходах не отражаются.

Перечень доходов, полученных в 2007 году и подлежащих обязательному декларированию, указан в

Справочной информации Департамента массово-разъяснительной работы и обращений граждан «Декларирование доходов граждан в вопросах и ответах, в помощь плательщикам налога» от 01.01.2008 г.

Подробно остановимся на отдельных видах доходов, которые должны быть задекларированы.

1.

Налогооблагаемые доходы, с которых при их начислении или выплате налог не удерживался, а именно:

— прибыль от операций с инвестиционными активами (ценными бумагами, корпоративными правами, банковскими металлами, приобретенными в банке, независимо от места их дальнейшей продажи), кроме случаев, когда налогоплательщик заключает договор с торговцем ценными бумагами на выполнение последним функций налогового агента относительно налогообложения таких доходов;

— наследство;

— подарки.

Декларирование доходов от операций с инвестиционными активами.

Под операциями с инвестиционными активами понимается приобретение и/или продажа ценных бумаг и корпоративных прав, выпущенных в иных, чем ценные бумаги, формах, банковских металлов, приобретенных в банке, независимо от места их дальнейшей продажи. К продаже инвестиционного актива приравниваются также операции по:

— обмену инвестиционного актива на другой инвестиционный актив;

— обратному выкупу корпоративного права его эмитентом, которое принадлежало налогоплательщику;

— возвращению налогоплательщику средств или имущества (имущественных прав), предварительно внесенных им в уставный фонд эмитента корпоративных прав, вследствие выхода такого плательщика из числа учредителей (участников) такого эмитента или его ликвидации.

Налогоплательщик самостоятельно ведет учет финансовых результатов таких операций отдельно от других доходов и расходов. Порядок определения финансового результата определен в

п. 9.6 Закона № 889.

Инвестиционная прибыль (убыток)

от операций с инвестиционными активами рассчитывается как разница между доходом, полученным налогоплательщиком от продажи отдельного инвестиционного актива, и его стоимостью, которая определяется исходя из суммы расходов на его приобретение.

В состав

общего годового налогооблагаемого дохода налогоплательщика включается положительное значение общего финансового результата операций с инвестиционными активами по итогам такого отчетного года.

Общий финансовый результат

определяется как сумма инвестиционных прибылей, полученных в течение отчетного года, уменьшенная на сумму инвестиционных убытков, понесенных плательщиком налога в течение года.

Финансовый результат от операций с инвестиционными активами отражается в подразделе 1.2 декларации и строке 24 раздела III приложения 2 к декларации.

Обратите внимание, что согласно

п.п. 9.6.8 Закона № 889 не подлежит налогообложению, а следовательно, и отражению в декларации доход, полученный в течение отчетного налогового года от продажи инвестиционных активов, если сумма такого дохода не превышает сумму, определенную в п.п. 6.5.1 Закона № 889 (в 2007 году — 740 грн.), а также доход, полученный в случаях, определенных п.п. 4.3.3, п.п. 4.3.18 Закона № 889.

Декларирование дохода в виде наследства.

Порядок налогообложения доходов в виде наследства установлен в ст. 13 Закона № 889. Представим в табличной форме ставки налогообложения таких доходов в зависимости от наследников и объектов наследства.

 

Наследники*

Объекты собственности

недвижимое имущество

движимое имущество

коммерческая собственность, интеллектуальная собственность, роялти

суммы страховых выплат по страховым договорам, суммы, хранящиеся на пенсионном счете по договору негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионного вклада

средства (наличные, хранящиеся на счетах, депозиты)

Члены семьи первой степени родства

0 %

Прочие наследники

5 %

Любые лица при получении наследства от нерезидента

15 %

Лицо, являющееся инвалидом I группы или имеющее статус ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительской опеки

0 %

0 %

По общим правилам в зависимости от степени родства

0 %

* По мнению ГНАУ, наследники-нерезиденты с дохода в виде наследства должны уплачивать налог с доходов по ставке 30 % (письмо ГНАУ от 01.10.2007 г. № 4778/щ/17-0715, консультация в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 14, с. 20).

 

Доход в виде наследства отражается в подразделе 1.2 декларации, а также в строках 15, 16, 17,18 раздела III приложения 2 к декларации.

Подробно о порядке налогообложения наследства см. статью «Налогообложение доходов в виде наследства и подарков»//«Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 16, с. 29.

Декларирование доходов в виде подарка.

Доходы, полученные физическими лицами в виде подарков, облагаются по правилам, которые установлены для налогообложения наследства. Однако следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению и отражению в декларации такие доходы, как средства или имущество (имущественные или неимущественные права), подаренные одним супругом другому, в пределах их части общей долевой или общей совместной собственности, а также родителями детям, в том числе зачатым при жизни и рожденным после, и детьми родителям, в пределах их части общей долевой собственности согласно закону (п. 14.2 Закона № 889). Доходы в виде подарка отражаются в подразделе 1.2 декларации, а также в строках 22, 23, 24, 25 раздела III приложения 2 к декларации.

2.

Налогооблагаемые доходы от лиц, не являющихся налоговыми агентами. Не являются налоговыми агентами (п.п. 8.2.2 Закона № 889):

нерезиденты;

физические лица, не зарегистрированные субъектами предпринимательской деятельности и не осуществляющие независимую профессиональную деятельность.

Так, если налогоплательщик (арендодатель) предоставлял в аренду недвижимое или движимое имущество физическому лицу, не являющемуся предпринимателем, он должен будет отразить доход в виде арендной платы в декларации, поскольку такой налогоплательщик является ответственным за начисление и уплату налога.

Напомним, что

объектом налогообложения доходов от предоставления в аренду недвижимости является указанная в договоре арендная плата в размере не менее минимального арендного платежа за полный или неполный месяц аренды. Минимальная сумма арендного платежа определяется по Методике определения минимальной суммы арендного платежа за недвижимость физических лиц, утвержденной постановлением КМУ от 20.11.2003 г. № 1787, и устанавливается органом местного самоуправления. Если такая минимальная стоимость не установлена или не обнародована к началу отчетного налогового года, то объект налогообложения определяется исходя из размера арендной платы, определенного в договоре аренды.

Объект налогообложения доходов от предоставления в аренду движимого имущества определяется исходя из размера арендной платы, указанной в договоре аренды (см.

письмо ГНАУ от 24.06.2005 г. № 12585/7/17-3117).

Доходы от сдачи в аренду недвижимого и движимого имущества облагаются по ставке 15 % и подлежат отражению в подразделе 1.2 декларации. Кроме того, доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества отражаются в строке 4 раздела III приложения 2, а доходы от сдачи в аренду движимого имущества — в строке 10 раздела III приложения 2.

В декларации отражаются также доходы, полученные налогоплательщиком при осуществлении операций по продаже объектов движимого имущества без участия налоговых агентов, указанных в

ст. 12 Закона № 889, а именно: если договор купли-продажи не удостоверяется нотариально и продажа осуществляется без посредничества юридического лица (его филиала, отделения, другого обособленного подразделения) или представительства нерезидента.

Подробно о порядке налогообложения доходов от продажи объектов движимого имущества см. в статье «Налогообложение операций по продаже и обмену недвижимого и движимого имущества» («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 16).

3.

Иностранные доходы. Если в течение 2007 года налогоплательщик получал иностранные доходы, он должен отразить в декларации сумму таких доходов, пересчитанную по курсу НБУ, и дату их получения.

Если со страной, где получен доход, заключен

договор об избежании двойного налогообложения, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, налогоплательщик имеет право на уменьшение налогового обязательства на сумму уплаченного за границей налога. При этом физическое лицо обязано получить от государственного органа страны, в которой выплачен доход, уполномоченного удерживать налог, справку о сумме удержанного налога, а также о базе его начисления. Такая справка должна быть легализована консульством Украины в соответствующей стране (п.п. 9.9.4 Закона № 889). Перечень действующих договоров об избежании двойного налогообложения опубликован в письме ГНАУ от 20.01.2007 г. № 961/7/12-0117 (см. «Налоги и бухгалтерский учет»,2007, № 13).

В случае получения иностранных доходов в странах бывшего СНГ легализовывать справку о сумме уплаченного налога в этих странах не нужно, поскольку они являются участниками

Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.93 г. (вступила в силу для Украины 14.04.95 г.). На это указывает ГНАУ в своем письме от 23.02.2007 г. № 3635/7/12-0117.

Налогоплательщик отражает иностранные доходы в подразделе 1.4 декларации и строке 28 раздела III приложения 2 к декларации.

5.

Нецелевая благотворительная помощь от благотворителя — физического лица, если общая сумма такой помощи превышает предельный размер (в 2007 году — 740 грн. совокупно за год) или налогоплательщик не имеет права на получение налоговой социальной льготы. Подробнее о порядке налогообложения нецелевой благотворительной помощи см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, спецвыпуск № 5. Доход в виде нецелевой благотворительной помощи отражается в разделе 1.2 декларации и строке 24 приложения 2 к декларации.

6.

Неиспользованная целевая благотворительная помощь в виде денежных средств в течение 12 календарных месяцев, следующих после ее получения (за исключением получения благотворительной помощи в виде эндавмента*). Напомним, что целевая благотворительная помощь предоставляется на лечение, а также для целей, определенных а пп. «б» — «є» п.п. 9.7.4 Закона № 889. Порядок налогообложения такой помощи определен в п.п. 9.7.4 Закона № 889.

* Под эндавментом понимается сумма средств или ценных бумаг, которые вносятся благотворителем в банк или небанковское финансовое учреждение, благодаря чему приобретатель благотворительной помощи получает право на использование процентов или дивидендов, начисленных на сумму такого эндавмента.

О том, как облагается целевая благотворительная помощь на лечение, см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, спецвыпуск № 5.

Указанный доход отражается в разделе 1.2 декларации и строке 24 приложения 2 к декларации.

7.

Страховое возмещение вследствие утраты застрахованного имущества, если налогоплательщик не использовал сумму такого возмещения на замену этого имущества, в пределах сроков, установленных п. 15.1 Закона № 889.

Замена (восстановление) должна быть осуществлена:

— для движимого имущества —

до конца календарного года, следующего за годом, в котором произошло страховое событие;

— для недвижимого —

до конца второго календарного года, следующего за годом, в котором произошло страховое событие.

Сумма страхового возмещения отражается в разделе 1.2 декларации и строке 24 приложения 2 к декларации.

8.

Истечение срока исковой давности по кредиторской задолженности плательщика налога. Общий срок исковой давности составляет 3 года (ст. 257 Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV).

Такие доходы также отражаются в подразделе 1.2 декларации и строке 24 раздела III приложения 2 к декларации.

9.

Налогооблагаемые доходы, не включенные в расчет общих налогооблагаемых доходов предыдущих отчетных периодов. Такие доходы отражаются в соответствующих строках декларации и приложения 2 к декларации в зависимости от видов доходов, полученных в предыдущих отчетных периодах.

10. Налогоплательщик обязан предоставить декларацию о доходах, если

после увольнения с работы у налогоплательщика остались непогашенные суммы недоплаты по налогу с доходов физических лиц вследствие:

— проведения работодателем перерасчета сумм дохода налогоплательщика по месту применения налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) в случаях, установленных

п.п. 6.5.2 Закона № 889;

— нарушения плательщиком налога порядка применения НСЛ, после которого он воспользовался процедурой возобновления права на такую льготу в соответствии с

п.п. 6.3.4 Закона № 889;

— наличия задолженности по налогу с доходов, который подлежит удержанию в связи с невозвратом или несвоевременным возвратом сумм, полученных под отчет или на командировку (

п.п. 9.10.1 Закона № 889).

Обязанность по подаче декларации в данном случае возникает, если по каким-либо причинам

сумма недоплаты налога и штраф не полностью взысканы работодателем до окончания предельного срока подачи годовой декларации.

Обращаем внимание: нерезиденты, которые в течение отчетного года получали доходы с источником их происхождения с территории Украины, подлежащие обязательному декларированию, также должны предоставить декларацию о доходах, поскольку они являются налогоплательщиками (

п. 2.1 Закона № 889). В письме ГНАУ от 01.10.2007 г. № 4778/щ/17-0715 о доходах в виде наследства, полученного нерезидентом от резидента, указано, что нерезидент может подать декларацию и уплатить налог сразу при получении свидетельства о праве на наследство.

Далее рассмотрим случаи, когда физическое лицо имеет право подать декларацию с целью получения налогового кредита.

 

Подача декларации с целью реализации права на налоговый кредит

Согласно

п. 1.16 Закона № 889 налоговый кредит — это сумма (стоимость) расходов, понесенных налогоплательщиком-резидентом в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у резидентов — физических или юридических лиц в течение отчетного года (кроме расходов на уплату НДС и акцизного сбора), на сумму которых разрешается уменьшение суммы его общего годового налогооблагаемого дохода, полученных по результатам такого отчетного года.

В соответствии с

п.п. 5.4.1 Закона № 889 правом на налоговый кредит может воспользоваться только резидент, имеющий идентификационный номер.

Что касается лиц, которые официально отказались от идентификационного номера, они не могут претендовать на начисление налогового кредита. Такой вывод содержится в

письме ГНАУ от 23.10.2006 г. № 5564/П/17-0715 .

Теперь несколько слов о физических лицах, которые зарегистрированы предпринимателями. Декларацию по предпринимательским доходам предприниматели, находящиеся на общей системе налогообложения, а также плательщики фиксированного налога, должны были подать не позднее 11 февраля 2008 года (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 10, с. 61). По другим налогооблагаемым доходам предприниматели подают декларацию до 1 апреля 2008 года. Если физическое лицо — предприниматель в течение года получало доходы в виде заработной платы, такое лицо может претендовать на получение налогового кредита.

Лица, которые в течение года

получали доходы, отличные от заработной платы, не могут претендовать на получение налогового кредита. К таким лицам, в частности, относятся предприниматели, не получающие заработную плату, военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел (письма ГНАУ от 13.08.2007 г. № 9813/5/17-0716, от 28.02.2007 г. № 4082/7/17-0217).

Порядок начисления налогоплательщиком налогового кредита с целью возврата излишне уплаченного налога с доходов определен в

Инструкции № 442.

Перечень расходов, которые налогоплательщик имеет право включить в налоговый кредит по итогам 2007 года, приведем в таблице.

 

Виды расходов

Норма Закона № 889

Примечание

1

2

3

Часть суммы процентов по ипотечному кредиту, уплаченных налогоплательщиком

П.п. 5.3.1 Закона № 889

Об особенностях включения в налоговый кредит таких расходов см. статью «Ипотечный налоговый кредит» на с. 21

Сумма средств или стоимость имущества, переданные в

виде пожертвований или благотворительных взносов неприбыльным организациям, зарегистрированным в Украине

П.п. 5.3.2 Закона № 889

Включается в состав налогового кредита в размере,

превышающем 2 %, но не более 5 % от суммы общего налогооблагаемого дохода отчетного года

Сумма средств, уплаченных в пользу заведений образования для компенсации стоимости средней профессиональной или высшей формы обучения налогоплательщика, другого члена его семьи первой степени родства*

П.п. 5.3.3 Закона № 889

Включается в состав налогового кредита в размере, не превышающем сумму, указанную в

п.п. 6.5.1 Закона № 889 (в 2007 году — 740 грн.), в расчете за каждый полный или неполный месяц обучения в течение отчетного налогового года

Сумма расходов налогоплательщика на уплату за собственный счет страховых взносов, страховых премий и пенсионных взносов страховщику-резиденту, негосударственному пенсионному фонду, учреждению банка по договорам долгосрочного страхования жизни, негосударственного пенсионного обеспечения, по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом, а также взносов на банковский пенсионный депозитный счет, на пенсионные вклады как плательщика налога, так и членов его семьи первой степени родства

П.п. 5.3.5 Закона № 889

Включается в состав налогового кредита в размере, который не превышает (в расчете за каждый полный или неполный месяц отчетного налогового года, на протяжении которых действовал договор страхования):
а) при страховании налогоплательщика или по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом плательщика налога или на банковский пенсионный депозитный счет или по их совокупности — сумму, определенную в

п.п. 6.5.1 Закона № 889 (в 2007 году — 740 грн.);
б) при страховании члена семьи плательщика налога первой степени родства или по пенсионному контракту с негосударственным пенсионным фондом или на банковский пенсионный депозитный счет в интересах такого члена семьи или по их совокупности — 50 % суммы, определенной в п.п. 6.5.1 Закона № 889, в расчете на каждого застрахованного члена семьи (в 2007 году — 370 грн.)**

Сумма расходов по искусственному оплодотворению независимо от того, находится он в браке с донором или нет

П.п. 5.3.6 Закона № 889

Сумма расходов по оплате стоимости государственных услуг, включая уплату государственной пошлины, связанных с усыновлением ребенка

П.п. 5.3.6 Закона № 889

* Членами семьи физического лица первой степени родства считаются его родители и родители его мужа или жены, его муж или жена, дети как такого физического лица, так и его мужа или жены, в том числе усыновленные ими дети.

** В случае если налогоплательщик или члены его семьи первой степени родства были застрахованы их работодателями или работодатели являются вкладчиками негосударственных пенсионных фондов или пенсионных депозитных счетов в их пользу согласно п.п. «в» п.п. 4.2.4 Закона № 889, предельная сумма, указанная в п.п. «а» или «б», уменьшается для соответствующего застрахованного лица или участника негосударственного пенсионного фонда на сумму страховых взносов или взносов в негосударственные пенсионные фонды или на пенсионные депозитные счета, уплаченных его работодателем на протяжении отчетного налогового года.

Если член семьи налогоплательщика первой степени родства самостоятельно застраховал такие же риски по отдельному страховому договору или он является вкладчиком негосударственного пенсионного фонда по отдельному пенсионному контракту, то налогоплательщик не имеет права включать в состав налогового кредита сумму, определенную в п.п. «б» относительно такого члена семьи. Право включить в состав своего налогового кредита сумму страховых (пенсионных) взносов (премий), уплаченных по такому отдельному страховому договору или пенсионному контракту, предоставляется такому члену семьи на условиях, указанных в п.п. «б».

 

Обращаем внимание:

сумма собственных средств, уплаченных налогоплательщиком в пользу заведения здравоохранения для компенсации стоимости лечения такого налогоплательщика или членов его семьи первой степени родства, не может быть включена в состав налогового кредита по итогам 2007 года. Согласно п.п. 22.1.2 Закона № 889 налогоплательщик сможет воспользоваться правом на налоговый кредит по таким расходам только по итогам года, следующего за годом вступления в силу закона о медицинском страховании, которого пока нет.

Согласно

п.п. «в» п. 19.1 Закона № 889 при подаче налогоплательщиком декларации налоговый орган может требовать от налогоплательщика предъявления документов и сведений, связанных с возникновением дохода или права на получение налогового кредита.

Так, с декларацией подаются

копии документов, подтверждающих расходы, которые включаются в налоговый кредит: фискальные или товарные чеки, кассовые ордера, товарные накладные, договоры, идентифицирующие продавца товаров (работ, услуг). Кроме того, предоставляются справки от работодателей о суммах начисленного общего налогооблагаемого дохода в виде заработной платы и удержанного налога с доходов. В справке должны быть указаны: название предприятия, идентификационный номер налогоплательщика, суммы начисленной в течение года заработной платы, сумма удержанных взносов в фонды социального страхования, суммы предоставленных НСЛ и сведения о других налогооблагаемых доходах физического лица. Оригиналы подтверждающих документов в налоговый орган не предоставляются, но при этом сохраняются налогоплательщиком до окончания проведения налоговой проверки относительно начисления налогового кредита.

При заполнении декларации налогоплательщик должен иметь в виду, что

сумма начисленного налогового кредита не может превышать суммы его общего налогооблагаемого дохода, полученного в течение 2007 года в виде заработной платы (п. 5.4 Закона № 889).

Обращаем внимание:

НДС, входящий в состав понесенных расходов, исключается из суммы налогового кредита.

Налогоплательщикам следует помнить, что право на включение в состав налогового кредита расходов, понесенных в 2007 году, на следующие налоговые годы не переносится, если не воспользоваться правом на начисление налогового кредита по итогам отчетного налогового года.

 

Уменьшение заработной платы на сумму социальных взносов и НСЛ для целей декларирования налогового кредита

И еще раз остановимся на уже наболевшей проблеме. Напомним, что на основании

пп. 3.5 и 6.1 Закона № 889 при начислении заработной платы объект налогообложения определяется как сумма начисленной заработной платы, уменьшенная на сумму взносов в фонды социального страхования и сумму НСЛ. Тем не менее, в течение декларационных кампаний прошлых лет ГНАУ настаивала и продолжает настаивать по сей день на том, что при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета в связи с реализацией плательщиком права на налоговый кредит, сумма начисленной заработной платы не уменьшается на сумму НСЛ и сумму взносов в фонды социального страхования (см. письма от 12.05.2006 г. № 5379/6/17-0716, от 13.08.2007 г. № 9813/5/17-0716). Налоговики считают, что «подход в принятии за основу при расчете именно начисленной зарплаты отвечает принципу равенства всех плательщиков налога независимо от того, пользовались они на протяжении года налоговой социальной льготой или нет и какие размеры взносов в социальные фонды были отчислены из их зарплаты».

Но не стоит забывать: при таком подходе может оказаться, что налогоплательщик вместо возврата излишне уплаченной суммы налога с доходов должен будет еще вернуть в бюджет определенную сумму, хотя это полный абсурд и противоречит самому понятию налогового кредита. Такая ситуация возникнет в случае, если налоговый кредит меньше суммы удержанных за год из заработной платы социальных взносов и НСЛ. Хорошо, что ГНАУ разрешила налогоплательщику не возвращать ничего в бюджет в таком случае (см.

письмо от 04.04.2005 г. № 6119/7/17-3117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005 № 33).

По мнению редакции,

для целей налогового кредита должна использоваться начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму удержаний в социальные фонды и НСЛ. Это логично и соответствует Закону № 889, ведь налоговый кредит уменьшает сумму начисленного физическому лицу налогооблагаемого дохода в виде заработной платы, которая, как отмечалось выше, при определении объекта налогообложения уменьшается на сумму удержанных из нее социальных взносов и НСЛ. То есть суммы социальных взносов и НСЛ не подлежат налогообложению, следовательно, не должны участвовать при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета в связи с реализацией плательщиком права на налоговый кредит.

Надо отметить, что уже есть два положительных судебных решения по данному вопросу (

постановление районного суда в г. Киеве от 26.01.2006 г., постановление районного суда г. Донецка // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 47, постановление Святошинского районного суда г. Киева по делу № 2а-18-1/07 р. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 14). Поэтому, если вы готовы отстаивать свою точку зрения в суде, не соглашайтесь с незаконными требованиями ГНАУ.

 

Сроки подачи декларации

Декларация о доходах подается в налоговый орган

до 1 апреля года, следующего за отчетным (абзац «г» п.п. 4.1.4 Закона № 2181). Предельным сроком подачи декларации по итогам 2007 года является 31 марта 2008 года.

Судя по разъяснениям ГНАУ (см.

письмо от 12.05.2006 г. № 9045/7/17-2116 // «Налоги и бухгалтерский учет, 2006, № 53), предельный срок установлен только для случаев обязательной подачи декларации. Декларация, которая подается налогоплательщиками с целью реализации права на налоговый кредит, может предоставляться в течение всего года, следующего за отчетным. Такой вывод ГНАУ делает, ссылаясь на п. 15.3 Закона № 2181, в котором указано, что при возврате из бюджета излишне уплаченных налогов плательщики могут подавать заявления в течение 1095 дней, следующих за получением права на такое возмещение. При этом налоговики учитывают ограничение п.п. 5.4.2 Закона № 889, согласно которому в случае, если плательщик не воспользовался правом на налоговый кредит по результатам отчетного налогового года, такое право на следующие налоговые годы не переносится, поэтому срок подачи декларации в связи с реализацией права на налоговый кредит ограничивается налоговым периодом (годом). Таким образом, если вы решили воспользоваться правом на налоговый кредит по итогам 2007 года, это можно сделать в течение всего 2008 года. Штрафные санкции за предоставление декларации с целью получения налогового кредита после 1 апреля к налогоплательщикам не применяются.

Предоставить декларацию можно лично или по почте. При этом

датой подачи декларации считается:

дата ее регистрации в налоговом органе, если декларация предоставляется налогоплательщиком в налоговый орган лично. Отметим, что по устным разъяснениям работников налоговых органов по доверенности, заверенной нотариально, декларацию о доходах налогоплательщика может подать другое физическое лицо;

дата осуществления почтового отправления, указанная на штампе отделения связи, если декларация отправляется по почте.

Надеемся, что материал данной статьи поможет нашим читателям, которые обязаны подать декларацию до 1 апреля 2008 года, а также тем из них, кто хочет воспользоваться правом на налоговый кредит.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно