Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Заполняем налоговые накладные: актуальные вопросы

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2008/№ 1
В избранном В избранное
Печать
Статья

Заполняем налоговые накладные: актуальные вопросы

 

Несмотря на то что за десять лет порядок заполнения налоговой накладной бухгалтеры изучили довольно хорошо, интерес к этой теме не иссякает. Поэтому в данной статье мы поговорим о некоторых актуальных моментах, связанных с составлением такого важного налогового документа.

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Порядок № 165

— Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

Порядок № 166

— Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.

Порядок № 244

— Порядок ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных, утвержденный приказом ГНАУ от 30.06.2005 г. № 244.

Положение № 79

— Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.

Правила № 419/453

— Правила учета налога на добавленную стоимость для совершенствования исчисления стоимостной величины влияния льгот по этому налогу на формирование доходной части Государственного бюджета Украины, утвержденные приказом ГНАУ, Государственного комитета статистики Украины от 23.07.2004 г. № 419/453.

 

Налоговая накладная выписана по второму событию

Предприятие осуществило предоплату за услуги, но налоговую накладную исполнитель выписал на дату подписания акта выполненных работ. Есть ли право на налоговый кредит по такой налоговой накладной, выписанной не по первому событию?

Вообще-то налоговый кредит по налоговой накладной, в которой дата возникновения налоговых обязательств не совпадает с датой ее выписки, представители налоговой службы могут не признать, ведь основанием для начисления налогового кредита является налоговая накладная, которая выдается плательщиком налога, поставляющим товары (услуги). Эта накладная составляется

в момент возникновения у продавца налоговых обязательств (п.п. 7.2.3 Закона об НДС).

А датой возникновения налоговых обязательств согласно

п.п. 7.3.1 Закона об НДС является дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит первое из событий:

— либо

дата поступления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет или в кассу продавца в оплату товаров (работ, услуг), подлежащих поставке;

— либо дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) — дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг) налогоплательщиком.

То есть налоговую накладную исполнитель в данном случае должен был выписать

на дату получения предоплаты. И именно эта дата должна быть в ней указана. Вышло же так, что предприятие получило налоговую накладную, дата выписки которой не совпадает с датой возникновения налоговых обязательств, а это может быть классифицировано как нарушение порядка ее выписки (хотя и незначительное).

Налоговики при проверке могут настаивать на недействительности такой налоговой накладной, поскольку

дата выписки является ее обязательным реквизитом. Отсутствие же хотя бы одного из реквизитов, перечисленных в п.п. 7.2.1 Закона об НДС, лишает покупателя — плательщика НДС права на включение в налоговый кредит сумм НДС на основании такой налоговой накладной. На это обратил внимание ВХСУ в письмах от 23.11.2001 г. № 01-8/1271 и от 14.02.2002 г. № 01-8/157.

Чтобы не потерять налоговый кредит, предприятие-заказчик может сразу обратиться к исполнителю с просьбой о замене неправильно оформленной налоговой накладной.

Если исполнитель в такой просьбе откажет, предприятие имеет право воспользоваться нормами

п.п. 7.2.6 Закона об НДС и приложить к текущей декларации заявление с жалобой на такого поставщика. Это заявление и будет основанием для включения сумм налога в состав налогового кредита. К заявлению нужно приложить копии расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога вследствие приобретения услуг.

Имейте в виду, указанную жалобу следует подавать вместе с декларацией

за тот отчетный период, в котором должна быть выдана налоговая накладная (п. 7 Порядка № 165).

Получив такую жалобу, работники налоговой инспекции проведут внеплановую выездную проверку несговорчивого поставщика для выяснения достоверности и полноты начисления им налоговых обязательств по указанной операции.

А что делать, если жаловаться на партнера вы не хотите, но и перспектива утраты права на налоговый кредит вас не устраивает?

Выход — при общении с проверяющими апеллировать к положительным судебным решениям по подобным делам. Известен не один прецедент, когда незначительные ошибки в налоговой накладной, к которым, судя по всему, относится и данная ошибка, суд признавал

несущественными. Главное, чтобы такая ошибка не нанесла ущерб государству, а именно: суммы по спорным налоговым накладным, которые отнесены в налоговый кредит, были включены контрагентом в налоговые обязательства (см. постановления ВХСУ от 09.09.2004 г. по делу № 5/3258-12/433 и от 06.12.2005 г. по делу № 21-105сво05 в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 84 и 2006, № 44 соответственно).

Кстати, выводы о том, что

налоговые органы должны признавать право на налоговый кредит по слегка неправильным накладным, содержатся также в письмах ГНАУ от 30.06.2000 г. № 9070/7/16-1220-26 и Госкомпредпринимательства от 16.07.2003 г. № 4229 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 68).

 

Заполнение налоговой накладной при предоставлении услуг

Каким образом заполняется налоговая накладная при получении частичного авансового платежа за услуги, имеющие только стоимостное выражение?

Вы знаете, что одним из обязательных реквизитов налоговой накладной является количество (объем) поставляемых товаров (услуг). Об этом говорится в

п.п. «е» п.п. 7.2.1 Закона об НДС.

В отношении

услуг, не имеющих количественных показателей, а измеряемых только в стоимостном выражении, п. 12.4 Порядка № 165 предусматривает такой подход: указание в графе 5 «Количество (объем)» налоговой накладной «услуга».

Если налоговая накладная выписывается по операции, когда база налогообложения определяется

с учетом суммы процентов, в графе 5 указывается «проценты». При этом в графе 4 «Единица измерения товаров (услуг)», где указывается единица измерения, проставляется «грн.». Такие разъяснения приведены в письме ГНАУ от 02.12.2005 г. № 24078/7/16-1117 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 68).

Из данных разъяснений можно сделать такой вывод. В

п. 12.4 Порядка № 165 проценты упомянуты как платеж, а не как доля. Именно так разделяют эти два термина Закон о налоге на прибыль и Закон об НДС. Это говорит о том, что, несмотря на свое название, в графе 5 нужно указывать характер операции: если поставляется услуга — слово «услуга», если товар (услуга) поставляется с учетом процентов, то слово «проценты» и т. п.

Кроме того, следует учесть, что с позиции

Закона об НДС поставка работ охватывается термином «поставка услуг». Следовательно, если, к примеру, в номенклатуре поставки будет указано «ремонтные работы» или «строительные работы», в графе 5 все равно нужно указывать «услуга».

А если, например, налогоплательщик реализует товар на условиях товарного кредита, то проценты по нему также будут классифицироваться как поставка услуг, поскольку фактически являются услугой по предоставлению отсрочки платежа. Однако в графе 5 налоговой накладной в такой ситуации уже должна фигурировать запись

«проценты», а не «услуга».

Что касается ситуации, когда за работы (услуги) поступает частичный авансовый платеж, то, на наш взгляд, в графу 5 нужно вписывать кроме слова «услуга», еще и ту долю, которая оплачивается в общей стоимости услуг. Именно долю, а не процент, поскольку, как мы уже выяснили, слово «проценты», употребленное в

п. 12.4 Порядка № 165, имеет другой смысл.

Пример 1.

Предприятие согласно договору выполняет строительные работы, стоимость которых составляет 2520 грн. (без НДС — 2100 грн.; НДС 20 % — 420 грн.). Заказчик 26.12.2007 г. оплатил авансом 30 % стоимости таких работ.

На эту частичную оплату налоговую накладную исполнителю следует заполнить следующим образом:

 

 

Податкова накладна

 

    Дата виписки податкової накладної

Порядковий номер      29     

         26 грудня 2007 року     

 

 

Розділ Дата
відвантаження
(виконання,
поставки)
(оплати)
товарів
(послуг)
Номенклатура
поставки товарів
(послуг) продавця
Одиниця
виміру
товару
Кількість
(об’єм,
обсяг)
Ціна
поставки
одиниці
продукції без
урахування
ПДВ
Обсяги
поставки (база
оподаткування) без
урахування ПДВ,
що підлягають
оподаткуванню
за ставками:
Загальна сума коштів, що підлягає оплаті
20 % ...

1

2

3

4

5

6

7

...

11

I

  26.12.2007 р.

Будівельні роботи
згідно з договором
№ 372/07
від 20.12.2007 р.

грн.

Послуга
0,3

2100,00

630,00

...

630,00

  Усього по розділу I

 

 

 

630,00

 

...

...

...

...

...

...

...

V

  Усього по розділах I + II ± IV

 

 

 

630,00

...

630,00

VI

  Податок на додану вартість

 

 

 

126,00

...

126,00

VII

  Загальна сума з ПДВ

 

 

 

756,00

 

756,00

 

Заполнение налоговой накладной при получении частичной предоплаты товара

Как заполнить налоговую накладную при получении в несколько этапов предоплаты за неделимый товар?

Когда предоплата неделимого товара поступает в несколько этапов, налоговые накладные по правилу первого события выписываются

отдельно на каждую дату возникновения налоговых обязательств на каждую из полученных сумм.

Однако здесь есть один нюанс. На каждом этапе покупатель оплачивает товар

не целиком, а лишь его определенные части. В такой ситуации руководствоваться п. 12.4 Порядка № 165 не получится — в нем речь идет исключительно об услугах, поэтому его положения не могут быть применены к «товарным» налоговым накладным.

Проставление в данном случае цифры «1» (одной целой единицы товара) нам также представляется нелогичным и некорректным. Альтернативного же пути

Порядок № 165 не предлагает. Отсутствуют по этому поводу и конкретные разъяснения налоговиков.

Наиболее оптимальным вариантом для «товарных» налоговых накладных, на наш взгляд, является указание в графе 5

дробного значения количества (объема) товара, пропорционального размеру полученной предоплаты.

Пример 2.

Предприятие изготавливает для заказчика оборудование, договорная стоимость которого 600000 грн. (без НДС — 500000 грн.; НДС 20 % — 100000 грн.). От заказчика получена предоплата в три этапа:

16 октября 2007 года — в сумме 300000 грн. (без НДС — 250000 грн.; НДС 20 % — 50000 грн.);

23 ноября 2007 года — в сумме 180000 грн. (без НДС — 150000 грн.; НДС 20 % — 30000 грн.);

20 декабря 2007 года — в сумме 120000 грн. (без НДС — 100000 грн.; НДС 20 % — 20000 грн.).

Оборудование отгружено заказчику 27.12.2007 г.

В данном случае налоговые обязательства по НДС у предприятия возникли на дату получения предоплаты (первое событие), следовательно, в этот момент выписывается и налоговая накладная, точнее — отдельные три налоговые накладные на каждую дату получения предоплаты. При этом дробное значение количества (объема) продукции, пропорциональное размеру полученной предоплаты, составляет: 0,5; 0,3; 0,2.

Приведем образец заполнения налоговой накладной от 16 октября 2007 года (фрагмент).

 

 

Податкова накладна

 

    Дата виписки податкової накладної Порядковий номер    158    
    16 жовтня 2007 року  

 

Розділ

Дата
відвантаження
(виконання,
поставки)
(оплати) товарів
(послуг)

Номенклатура
поставки товарів
(послуг) продавця

Одиниця
виміру
товару

Кількість
(об’єм,
обсяг)

Ціна
поставки
одиниці
продукції
без урахування
ПДВ

Обсяги поставки
(база оподаткування)
без урахування
ПДВ, що підлягають
оподаткуванню
за ставками:

Загальна
сума
коштів,
що підлягає
оплаті

20 %

...

1

2

3

4

5

6

7

...

11

I

  16.10.2007 р.

  Устаткування згідно
  з договором № 52
  від 10.10.2007 р.

шт.

0,5

500000,00

250000,00

...

250000,00

Усього по розділу I

 

 

 

250000,00

 

...

...

...

...

...

...

...

 

V

  Усього по розділах I + II ± IV

 

 

 

250000,00

...

250000,00

VI

  Податок на додану вартість

 

 

 

50000,00

...

50000,00

VII

  Загальна сума з ПДВ

 

 

 

300000,00

 

300000,00

 

В аналогичном порядке заполняются налоговые накладные от 23 ноября 2007 года и от 20 декабря 2007 года.

 

Нет объекта обложения НДС — нет налоговой накладной

Выписывается ли налоговая накладная при осуществлении операций, не являющихся объектом обложения НДС?

Прежде всего напомним, что налоговая накладная оформляется

в момент возникновения налоговых обязательств в двух экземплярах (п.п. 7.2.3 Закона об НДС). При этом по операциям, облагаемым НДС (п. 3.1 Закона об НДС) и освобожденным от налогообложения (ст. 5, 11 Закона об НДС), составляются отдельные налоговые накладные. На это указывает п. 9 Порядка № 165.

Что касается операций, не являющихся объектом налогообложения (их перечень приведен в

п. 3.2 Закона об НДС), то при их осуществлении налоговые накладные не выписываются*. И хотя в Порядке № 165 такой прямой нормы нет, этот вывод очевиден.

* Единственным исключением являются операции

по начислению и уплате процентов или комиссий в рамках договора финансового лизинга (они указаны в п.п. 3.2.2 Закона об НДС). Необходимость выписки налоговых накладных по таким операциям установлена абзацем четвертым п. 9 Порядка № 165.

Правда, повод для сомнений в этом вопросе дала ГНАУ.

Во-первых

, на основании п. 6 Порядка № 244 операции, не являющиеся объектом обложения НДС, отражаются в разделе II реестра полученных и выданных налоговых накладных. А, как мы знаем, в этот раздел должны вноситься только налоговые накладные и расчеты корректировок.

Во-вторых

, в п.п. 4.1.2 Правил № 419/453 прямо указано, что на операции по поставке товаров (услуг), не являющиеся объектом обложения НДС, при оформлении налоговой накладной в разделе VI и графе 10 проставляется пометка «Без НДС» с обязательной ссылкой на соответствующий пункт (подпункт) или статью нормативно-правового акта, в соответствии с которым такая операция не является объектом налогообложения. На то, что эта норма явно противоречит п.п. 7.2.2 Закона об НДС, а также пп. 10 и 12.9 Порядка № 165, мы обращали внимание бухгалтеров в своем комментарии к Правилам № 419/453 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 7).

Хорошо, что налоговики сами разобрались в таких противоречиях и приняли правильное решение:

при осуществлении операций, не являющихся объектом обложения НДС, налоговая накладная не выписывается. Об этом говорится в п. 3 письма ГНАУ от 12.09.2006 г. № 17002/7/16-1517 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 92), а также в консультации специалистов налогового ведомства, опубликованной в еженедельнике «Налоговый, банковский, таможенный КОНСУЛЬТАНТ», 2006, № 36, с. 12.

 

Налоговая накладная при бесплатной раздаче товаров

Каков порядок оформления налоговой накладной при бесплатной раздаче товара покупателям?

При осуществлении операций по бесплатной передаче

товаров (работ, услуг) согласно п. 4.2 Закона об НДС возникают налоговые обязательства исходя из фактической цены операции, но не ниже обычных цен.

В момент возникновения налоговых обязательств продавца составляется налоговая накладная в двух экземплярах, как того требует

п.п. 7.2.3 указанного Закона. Эту же норму повторяет и п. 6 Порядка № 165.

Таким образом, уже в момент осуществления первого (и единственного) события, каковым при бесплатной передаче является момент отгрузки товара, налогоплательщик должен составить налоговую накладную.

Каких-либо подробностей заполнения такой налоговой накладной

Порядок № 165 не содержит, поэтому налогоплательщику в данном случае нужно руководствоваться «общим» п.п. 7.2.1 Закона об НДС.

Выше мы сказали, что по общему правилу в момент возникновения налоговых обязательств налоговая накладная составляется продавцом в двух экземплярах: оригинал выдается покупателю, а копия остается у продавца товаров.

При бесплатной же раздаче оба экземпляра налоговой накладной останутся у продавца. И вот почему. В отношении данной операции нам представляется логичным провести аналогию с выпиской налоговой накладной

на сумму, превышающую договорную цену. Ведь в случае бесплатной передачи можно говорить о том, что вся сумма представляет собой превышение обычной цены над фактической.

Учитывая, что налоговые обязательства при бесплатной передаче возникают исходя из обычных цен, следует обратить внимание на

п. 19 Порядка № 165. В нем сказано, что если обычная цена превышает фактическую, налогоплательщик выписывает две налоговые накладные: одну — на сумму, исходя из фактической цены поставки, другую — на сумму превышения обычной цены над фактической.

В данной ситуации фактическая цена равна нулю, поэтому выписывается

одна налоговая накладная на обычную цену в двух экземплярах. Причем оба экземпляра остаются у предприятия-дарителя.

В общем случае, установленном

п. 12.2 Порядка № 165, когда налоговая накладная выписывается на превышение обычной цены над фактической, в графе 3 этого документа производится запись «Превышение обычной цены над фактической по товарам, услугам, указанным в налоговой накладной № ____». При бесплатной же передаче такую запись, на наш взгляд, делать не нужно, графу 3 следует заполнить в общем порядке с указанием полной номенклатуры передаваемых товаров. Хотя представители налоговой службы все же рекомендуют вписать в эту графу такую формулировку: «Превышение обычной цены над фактической по товарам, услугам» (см. консультацию «При бесплатной раздаче товара покупателям выписывается «внутренняя» налоговая накладная» в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 5).

Имейте в виду: если бесплатная передача осуществляется

неплательщику НДС, то налоговая накладная выписывается с отметкой «Поставка неплательщику налога» (п. 8 Порядка № 165). При этом в строках «Індивідуальний податковий номер покупця» и «Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (покупця)» проставляется отметка «Х» (см. п. 8.1 Порядка № 165).

Если же товары передаются бесплатно

плательщику НДС, то в указанные строки заносятся фактические данные получающей стороны по общеустановленным правилам.

Пример 3.

Предприятие «Калина», торгующее строительными материалами, приняло решение безвозмездно передать фирме «Вектор» — плательщику НДС в качестве образца товара плитку керамическую на сумму 240 грн. (без НДС — 200 грн.; НДС 20 % — 40 грн.). Предположим, что эта цена является обычной ценой.

Такая передача ТМЦ требует начисления НДС по ставке 20 % с обязательной выпиской налоговой накладной.

Приведем образец заполнения такой накладной (оригинала).

 

 

Оригінал (видається покупцю)

 

Копія (залишається у продавця)

Х

         (Непотрібне виділити поміткою «Х»)


ЗАТВЕРДЖЕНО

наказом ДПА України

від 30.05.97 р. № 165

(у редакції наказу ДПА України

від 08.10.98 р. № 469)

ПОДАТКОВА НАКЛАДНА

 

Дата виписки податкової накладної     27 грудня 2007 року     Порядковий номер     45/ЗЦ    

 

Продавець

   

Покупець

Особа
(платник податку) — продавець

ТОВ «Калина»

 

Особа (платник податку) — покупець

ЧП «Вектор»

(назва; прізвище, ім’я, по батькові —
для фізичної особи)

(назва; прізвище, ім’я, по батькові — для фізичної особи)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

 

3

2

1

9

8

7

6

5

4

3

2

1

(індивідуальний податковий номер продавця)

 

(індивідуальний податковий номер покупця)

Місцезнаходження
       продавця
61085 м. Харків,
вул.Автозаводська, б. 5
Місцезнаходження
покупця
61093 м. Харків,
вул. Клапцова, б. 120
Номер телефону 392-00-54 Номер телефону 372-10-10
Номер свідоцтва
про реєстрацію платника
податку на додану
вартість (продавця)
98765432
Номер свідоцтва
про реєстрацію платника
податку на додану
вартість (покупця)
23456789
Умова поставки Договір дарування
______________________________________________
(форма цивільно-правового договору)
Форма проведених розрахунків __
______________________________________________
(бартер, готівка, оплата з розрахункового рахунку, чек тощо)


Розділ Дата відвантаження (виконання, поставки (оплати) товарів (послуг) Номенклатура поставки товарів (послуг)
продавця
Одиниця виміру товару Кількість (об’єм, обсяг) Ціна поставки одиниці продукції без урахування ПДВ Обсяги поставки (база оподаткування) без урахування ПДВ, що підлягають оподаткуванню за ставками Загальна сума коштів, що підлягає оплаті
20 % 0 %
(реалізація на митній території України)
0 %
(експорт)
Звільнення від ПДВ
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
I 27.12.2007 р. Плитка
керамічна.
Перевищення
звичайної
ціни над
фактичною
за товарами,
послугами
м2

2

100,00

200,00

 

 

 

200,00
Усього по розділу I 200,00

 

 

 

II Товаротранспортні витрати

 

 

 

 

 

 

 

 

III Зворотна (заставна) тара Х Х Х Х Х Х Х

 

IV Надано покупцю: надбавка (+)

 

 

 

 

 

 

 

 

знижка (-)

 

 

 

 

 

 

 

 

V Усього по розділах I + II ± IV

 

 

 

200,00

 

 

 

200,00
VI Податок на додану вартість>

 

 

 

40,00

 

 

 

40,00
VII Загальна сума з ПДВ

 

 

 

240,00

 

 

 

240,00

 

Что касается реестра полученных и выданных налоговых накладных, то в одну из граф его раздела II (на наш взгляд, для этого вполне подойдет графа 6) целесообразно вписать фразу «Бесплатная передача».

 

Две налоговые накладные на одну и ту же поставку

Предприятие на одну и ту же поставку товаров выписало две налоговые накладные: первую — на дату поступления предоплаты от покупателя, вторую — на дату отгрузки товаров. Эти события произошли в разных отчетных периодах. В результате по одной и той же операции дважды возникли налоговые обязательства по НДС. Как исправить такую ошибку?

В соответствии с

п.п. 7.2.3 Закона об НДС налоговая накладная составляется в момент возникновения налоговых обязательств продавца в двух экземплярах. При этом, как известно, датой возникновения налоговых обязательств согласно п.п. 7.3.1 данного Закона является дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит первое из событий:

— либо

дата поступления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет или в кассу продавца в оплату товаров (работ, услуг), подлежащих поставке,

— либо

дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) — дата оформления документа, подтверждающего факт выполнения работ (услуг) налогоплательщиком.

В рассматриваемой ситуации первым событием явилось

получение средств от покупателя и именно на эту дату предприятие выписало законную налоговую накладную. В оформлении второй налоговой накладной на одну и ту же операцию не было необходимости. Тем более не следовало повторно (при отгрузке товара) отражать налоговое обязательство по НДС в декларации по этому налогу.

Исправить ошибку, связанную с завышением налоговых обязательств, можно одним из двух способов, предлагаемых

п. 5.1 Закона № 2181 и п. 4.4 Порядка № 166:

— в текущей налоговой декларации по НДС (в строке 8.1 со знаком «минус»). Помните: такой способ исправления требует подачи приложения 1 к декларации «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» с указанием в графе 8 причины корректировки примерно такого содержания: «Завышение налоговых обязательств по НДС в связи с ошибочной выпиской налоговой накладной», а в графах 6 и 7 — прочерков;

— в уточняющем расчете налоговых обязательств по НДС в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (в строке 2 со знаком «минус»). Оба способа дают возможность исправить ошибку в

любом из налоговых периодов, следующих за тем, в котором она была самостоятельно выявлена, т. е. когда угодно, но с учетом срока давности. Этот срок согласно ст. 15 Закона № 2181 ограничен 1095 днями, которые начинают отсчитываться со дня, следующего за последним днем предельного срока предоставления декларации, а если декларация была подана позже — со дня ее фактической подачи.

Данные об ошибочно выписанной налоговой накладной следует также исключить из реестра полученных и выданных налоговых накладных. Для этого в графах 6, 7 и 8 раздела II соответствующие суммы нужно указать со знаком «минус».

И не забудьте также предупредить покупателя, получившего две налоговые накладные, о том, что вторая налоговая накладная была выписана ошибочно. Это убережет вашего партнера от претензий налоговиков, если он уже успел отразить у себя налоговый кредит дважды.

 

Перерегистрация предприятия — не помеха для налогового кредита

Предприятие-покупатель изменило свое название. Может ли оно рассчитывать на налоговый кредит по налоговым накладным, выписанным поставщиком товаров на старое название?

Ситуация, когда предприятие меняет свое название, внося необходимые поправки в учредительные документы, но при этом не меняя индивидуальный налоговый номер плательщика НДС, встречается нередко.

Случается и так, что такому предприятию продолжают поступать налоговые накладные, выписанные поставщиком на старое название покупателя еще в тот период, когда у этого покупателя были старые реквизиты.

Разумеется, плательщик-покупатель надеется, что суммы НДС по таким налоговым накладным попадут в текущую декларацию по НДС, подаваемую им уже

от нового имени, и увеличат налоговый кредит отчетного периода.

Нужно сказать, эти надежды вполне оправданны.

Во-первых

, ГНА в г. Киеве в письме от 17.03.2006 г. № 179/10/31-106, изданном во исполнение задания ГНАУ*, разъяснила, что согласно п. 21 Положения № 79 при изменении названия налогоплательщика происходит его перерегистрация, которая сопровождается заменой старого Свидетельства о регистрации плательщика налога на добавленную стоимость (далее — Свидетельство) на новое.

* Аналогичное мнение представителей налоговой службы выражено и в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 5, с. 37.

Для замены Свидетельства плательщик НДС в течение 10 дней с момента возникновения таких изменений должен подать в налоговый орган по месту своей регистрации дополнительное регистрационное заявление с соответствующей отметкой «Перерегистрация».

Налоговый орган, в свою очередь, выдает предприятию новое Свидетельство (с новым номером) взамен старого в том же порядке, что и при регистрации. При этом

не изменятся ни дата регистрации плательщиком НДС, ни его индивидуальный налоговый номер (напомним: согласно п. 3 Положения № 79 индивидуальный налоговый номер является единым для всего информационного пространства Украины и сохраняется за плательщиком НДС до момента аннулирования его регистрации как плательщика НДС). А датой выдачи нового Свидетельства и датой аннулирования старого Свидетельства является дата внесения соответствующих изменений в Реестр плательщиков НДС.

В связи с тем, что срок действия старого Свидетельства заканчивается на дату выдачи нового Свидетельства, то с этой даты на имя покупателя должны выписываться налоговые накладные с учетом изменений в его названии и номере Свидетельства плательщика НДС.

А налоговые накладные, выписанные

до указанной даты (при условии соответствия всем требованиям п. 7.2 Закона об НДС) и полученные в свое время плательщиком с учетом реквизитов прежнего Свидетельства, по мнению налоговиков, могут отражаться в налоговом учете такого плательщика.

На наш взгляд, данная позиция налоговиков справедлива в отношении сохранения права на налоговый кредит не только по тем налоговым накладным, которые

выписаны и получены до замены старого Свидетельства на новое, но и по налоговым накладным, выписанным до этой даты, а полученным после.

Во-вторых

, ВАСУ в определении от 22.06.2006 г. № К-9153/06, К-7379/06 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 4) в отношении подобной ситуации четко указал, что предприятие, изменившее свое название, является правопреемником старого предприятия и сохранило прежние код ЕГРПОУ, а также индивидуальный налоговый номер, идентифицирующие его как юридическое лицо и плательщика НДС. А раз так, то суммы НДС по налоговым накладным со старым названием включаются в состав налогового кредита этого налогоплательщика на совершенно законных основаниях.

Что касается порядка отражения таких налоговых накладных в декларации по НДС, то ГНАУ в

письмах от 10.08.2006 г. № 8799/6/16-1515-10 и от 04.09.2006 г. № 16426/7/16-1517 по этому поводу высказалась однозначно: налоговый кредит по налоговым накладным, полученным с опозданием, следует показывать в строке 10.1 декларации по НДС за текущий отчетный период. При этом приложение 1 к декларации по НДС «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость» не заполняется, поскольку корректировка ранее отраженной суммы налогового кредита в данном случае не производится.

Все вышесказанное справедливо и для ситуации, когда в связи с перерегистрацией изменились реквизиты

поставщика.

Получение налоговой накладной, в которой указаны старые реквизиты поставщика, не приведет к отрицательным налоговым последствиям для предприятия-покупателя — его право на налоговый кредит сохранится. Ведь налоговые накладные выписывал

тот же поставщик, имеющий прежние реквизиты, за исключением его наименования (ведь он продолжает оставаться плательщиком НДС, что подтверждается наличием в Реестре плательщиков НДС его индивидуального налогового номера), поэтому нет оснований полагать, что такие накладные будут недействительны.

Когда же дело касается

своевременно полученных налоговых накладных (и этот факт зафиксирован в реестре полученных и выданных налоговых накладных), но «потерявшихся» в предыдущих налоговых периодах и обнаруженных гораздо позже, то в таком случае строкой 10.1 текущей декларации воспользоваться нельзя. Выход один — уточняющий расчет или корректировочная строка 16 текущей декларации. С таким порядком ознакомила налогоплательщиков ГНАУ в письме от 19.12.2005 г. № 25233/7/16-1517-26 (см. «Налоговый, банковский, таможенный КОНСУЛЬТАНТ, 2006, № 3).

 

Налоговая накладная для филиала

Головное предприятие перечислило поставщику предоплату за услуги, заказчиком которых является филиал предприятия, составляющий отдельный баланс. На чье имя в таком случае выписывается налоговая накладная?

Согласно

ст. 95 ГКУ филиал не является юридическим лицом и в соответствии со ст. 42 и 55 ХКУ не считается субъектом предпринимательской деятельности. Следовательно, он не отвечает ни одному из признаков «лица», перечисленных в п. 1.2 Закона об НДС, поэтому не должен регистрироваться плательщиком НДС.

Вместе с тем, головное предприятие — плательщик НДС по своему усмотрению может

делегировать филиалу право ведения налогового учета НДС.

Так, в согласно

п. 2 Порядка № 165 и п. 2 Порядка № 244, если филиал самостоятельно осуществляет поставку и/или приобретение товаров (услуг) и производит расчеты с поставщиками/потребителями, то головное предприятие может делегировать филиалу право:

— выписки налоговых накладных;

— ведения реестра полученных и выданных налоговых накладных.

Головное предприятие, наделив филиал перечисленными «налоговыми» полномочиями, должно присвоить ему отдельный код (номер, шифр), о чем письменно уведомить налоговый орган, в котором это головное предприятие зарегистрировано плательщиком НДС.

Впрочем, указанные права головное предприятие может и не передавать филиалу, тогда налоговый учет НДС (в целом по предприятию с учетом деятельности филиалов) оно ведет само.

В данной ситуации, надо полагать, право ведения учета НДС филиалу, выступившему по поручению головного предприятия заказчиком услуг, делегировано.

Поскольку филиал ведет отдельный бухгалтерский и налоговый учет, составляет отдельный баланс, налоговая накладная по указанной операции должна выписываться подрядчиком

непосредственно на филиал, несмотря на то что предоплата за услуги поступила от головного предприятия.

При этом в реквизитах «Лицо (плательщик налога) — покупатель» и «Местонахождение покупателя» налоговой накладной, выписываемой на имя заказчика-филиала, приводятся сведения как о головном предприятии, так и о филиале, которому делегировано право ведения налогового учета НДС.

Кстати, с правилами заполнения налоговых накладных филиалами представители ГНАУ ознакомили налогоплательщиков, в частности, в

письмах от 27.01.2006 г. № 1540/7/16-1117 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 68) и от 07.11.2007 г. № 22703/7/16-1117.

Вот мы и рассмотрели определенную часть вопросов относительно заполнения налоговых накладных. Эта тема, конечно, неисчерпаема, поэтому мы обязательно вернемся к ней в одном из следующих номеров издания.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно