Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Учет операций по получению гуманитарной помощи и благотворительных взносов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2008/№ 1
В избранном В избранное
Печать
Статья

Учет операций по получению гуманитарной помощи и благотворительных взносов

 

Иностранный донор предоставил больнице гуманитарную помощь — транспортные средства специального назначения для оказания скорой медицинской помощи. Кроме того, периодически больница получает от юридических и физических лиц благотворительные взносы в денежной форме.

Каким образом отражаются в учете бюджетного учреждения операции по получению гуманитарной помощи и благотворительных взносов?

(г. Киев)

 

Вначале отметим, что предоставление благотворительной помощи должно осуществляться в рамках Закона Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16.09.97 г. № 531/97-ВР. При этом благотворительной помощью является

добровольное бескорыстное пожертвование физических и юридических лиц в виде материальной, финансовой, организационной и другой помощи. В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 г. № 1192-XIV гуманитарная помощь как разновидность благотворительности является целевой адресной помощью и может предоставляться в денежной и натуральной формах как иностранными, так и отечественными донорами.

У бюджетных учреждений благотворительная помощь, в том числе и гуманитарная, относится к

первой подгруппе второй группы собственных поступлений (п. 2 Перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований об их образовании и направлений использования, утвержденного постановлением КМУ от 17.05.2002 г. № 659). Такие доходы зачисляются в состав доходов специального фонда бюджетного учреждения.

Следует заметить, что к первой подгруппе второй группы собственных поступлений относятся все виды добровольной безвозвратной и безвозмездной помощи в виде имущества, благотворительных взносов, грантов и подарков, в том числе спонсорские и меценатские взносы. При этом гранты предоставляются на безвозвратной основе и направляются на реализацию целей, определенных программой их предоставления, проектом международной технической помощи.

При получении помощи бюджетным учреждениям необходимо руководствоваться

Порядком получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 04.08.2000 г. № 1222 (далее — Порядок № 1222).

Пунктом 2 Порядка № 1222

предусмотрено, что если благотворительная помощь не носит целевого характера, то после ее получения руководитель бюджетного учреждения определяет направления ее использования в соответствии с первоочередными нуждами, связанными с основной деятельностью учреждения. Однако необходимо учитывать, что благотворительные взносы не могут направляться на выплату заработной платы работникам.

Как мы уже отмечали, гуманитарная помощь носит целевой характер, поэтому направление ее использования определяется донором. В нашем случае транспортные средства специального назначения предназначены для оказания скорой медицинской помощи.

Бюджетному учреждению — получателю благотворительной помощи следует также помнить, что благотворительные взносы

не могут заменять стоимость платных услуг, предоставляемых согласно установленному перечню (п. 3 Порядка № 1222).

Учет основных средств и других необоротных активов, полученных бюджетным учреждением в виде гуманитарной помощи, осуществляется в соответствии с требованиями

Инструкции по учету основных средств и прочих необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 17.07.2000 г. № 64. При этом зачисление на баланс таких активов осуществляется на основании акта приема-передачи основных средств № ОЗ-1 (бюджет), форма которого предусмотрена Инструкцией по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, которые содержатся за счет государственного или местного бюджетов, утвержденной приказом Главного управления Госказначейства Украины и Госкомстата Украины от 02.12.97 г. № 125/70 (далее — Инструкция № 125).

Необоротные активы принимаются комиссией, созданной приказом руководителя учреждения. В состав комиссии обязательно должны входить работник бухгалтерии и представитель вышестоящей организации.

На принятые необоротные активы комиссия составляет акт приема-передачи основных средств по указанной форме, в котором, в частности, указывается стоимость полученных материальных ценностей

по рыночным свободным ценам на их аналогичные виды. Оценка необоротных активов осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III. При получении необоротных активов, бывших в употреблении, в акте также указывается процент их износа.

Следует отметить, что акт приема-передачи основных средств ф. № ОЗ-1 (бюджет) составляется отдельно на

каждый объект основных средств.

Акт подписывается членами комиссии, на нем материально ответственное лицо расписывается о принятии этих ценностей на ответственное хранение. Данные акта приема-передачи отражаются в бухгалтерском учете бюджетного учреждения. Одновременно полученному объекту присваивается инвентарный или номенклатурный номер, который обязательно приводится в акте.

Для дальнейшего учета объектов необоротных активов, полученных в виде гуманитарной помощи, применяются типовые формы первичных документов, предусмотренные

Инструкцией № 125.

Учет необоротных активов, полученных в качестве гуманитарной помощи, ведется

отдельно от материальных ценностей, приобретенных учреждением за счет средств общего и специального фондов сметы. Поэтому для выделения таких объектов из общего количества необоротных активов целесообразно на инвентарной карточке, инвентарном списке, описи инвентарных карточек по учету основных средств делать надпись «Безвозмездно полученные» или «Гуманитарная помощь».

Отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения получения гуманитарной помощи, благотворительных взносов и их использование покажем на примере.

Пример.

Больница получила гуманитарную помощь от иностранного донора — транспортные средства специального назначения для оказания скорой медицинской помощи. Отдельные транспортные средства ранее находились в эксплуатации. Согласно актам приема-передачи основных средств общая стоимость транспортных средств составила 865000 грн., износ — 110000 грн.

Кроме того, на специальный регистрационный счет больницы поступили благотворительные взносы от физических и юридических лиц в общей сумме 55350 грн. Благотворительные взносы были использованы на первоочередные нужды, связанные с основной деятельностью учреждения здравоохранения.

С учетом рекомендаций Госказначейства Украины в бухгалтерском учете бюджетного учреждения эти операции отразятся следующим образом:

 


п/п

Содержание операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,
грн.

дебет

кредит

 

Гуманитарная помощь в натуральной форме

1

Безвозмездно получены транспортные средства как гуманитарная помощь

324

712

865000

364

324

865000

105

364

865000

Одновременно

812

401

865000

2

Отражается сумма износа при поступлении транспортных средств, бывших в эксплуатации

401

131

110000

Благотворительные взносы в денежной форме

1

Получены благотворительные взносы на специальный регистрационный счет

324

712

55350

2

Израсходованы благотворительные взносы

364, 675

324

55350

 

Обращаем внимание: согласно рекомендациям Госказначейства Украины поступления в натуральной форме необходимо пропускать «транзитом» через субсчет 324 «Специальные регистрационные счета для учета средств, полученных по другим источникам собственных поступлений». При этом бюджетное учреждение должно составить Справку о поступлениях в натуральной форме и предоставить ее в орган Госказначейства.

После получения благотворительной (в том числе гуманитарной) помощи бюджетному учреждению также необходимо будет внести изменения в специальный фонд сметы.

Елена Павленко, экономист-аналитик
Издательского дома «Фактор»

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно