Темы статей
Выбрать темы

Приказ об учетной политике-2008

Редакция НиБУ
Статья

Приказ об учетной политике-2008

 

Установление учетной политики любого предприятия реализуется посредством издания важнейшего распорядительного документа — приказа об учетной политике, раскрывающего методы оценки, учета и процедур, наиболее значимые для каждого конкретного предприятия, которые, в свою очередь, являются предпосылкой объективности и достоверности финансовой отчетности.

Каково содержание приказа об учетной политике предприятия? Как часто и в каких случаях вносятся в него изменения? Каковы последствия его неисполнения?

Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Влияние учетной политики на финансовые результаты деятельности предприятия столь существенно, что требует

оформления соответствующего предписывающего документа (преимущественно приказа, ибо именно на руководителе согласно действующему законодательству лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения). Это касается всех предприятий, в том числе государственного, коммунального секторов экономики, учетная политика которых определяется в распорядительном документе, принимаемом в соответствии с Положением № 1213 (п. 15 П(С)БУ 1). При этом текст учетной политики может быть изложен в самом приказе или в качестве приложения к нему.

Основное предназначение приказа об учетной политике заключается в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить их единообразную и по возможности точную реализацию в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем в отдельности.

 

Содержание и периодичность приказа об учетной политике

Вопросы установления и изменения учетной политики предприятия относятся к компетенции собственника (собственников) или уполномоченного органа (должностного лица) предприятия.

Полномочия собственника (собственников) предприятия в формировании учетной политики реализуются определением в

приказе об учетной политике перечня методов оценки, учета и процедур, которые будут использованы предприятием при составлении финансовых отчетов, а также изложением конкретных аспектов учетной политики в отношении отдельных хозяйственных операций, объектов учета и статей финансовой отчетности. Справедливости ради стоит сказать, что на практике чаще всего учетную политику формирует и положения приказа разрабатывает главный бухгалтер предприятия, а его руководитель лишь утверждает их.

Требования и нормы, четко предписанные

Законом о бухучете и П(С)БУ (предусматривают только один вариант), дублировать в приказе об учетной политике нет никакой надобности. В нем предприятие должно сделать свой выбор среди тех методов учета, применение которых разрешено в разных вариантах. По этому поводу Минфин в письме № 27793 высказался так: «Одновариантные методы оценки, учета и процедур в такой распорядительный документ включать нецелесообразно, как императивные для применения предприятием нормы». Тем не менее, на наш взгляд, если предприятие все же оговорит в своем приказе такие моменты, это не будет противоречить нормам П(С)БУ .

Весьма важно при этом в приказе об учетной политике предприятия четко:

— обозначить выбранные методы оценки и учета, вариантность которых предусмотрена нормативными актами по бухгалтерскому учету;

— оговорить варианты элементов учетной политики, описание которых отсутствует в нормативных документах и особенности применения которых предприятие утверждает исходя из специфики условий хозяйствования (отраслевой принадлежности, структуры, размеров и т. п.).

Другими словами,

при формировании учетной политики нужно раскрыть учетные методы в зависимости от характера и специфики деятельности предприятия в отношении тех или иных операций и событий его хозяйственной жизни.

Но если, к примеру, в приказе об учетной политике можно прямо установить один или несколько методов начисления амортизации необоротных активов (применительно к каждой однородной группе), то ни в самом приказе, ни даже в приложении к нему невозможно заранее предусмотреть все случаи поступления на предприятие объектов необоротных активов, определить срок полезного использования и возможные условия их эксплуатации. Поэтому здесь надо наделить соответствующими полномочиями специальную компетентную комиссию, которая будет устанавливать и срок полезного использования, и ликвидационную стоимость, и метод начисления амортизации в отношении каждого конкретного объекта необоротных активов исходя из его предназначения, предполагаемой интенсивности и условий эксплуатации и т. п.

В отличие от мероприятий по организации бухгалтерского учета, которые могут изменяться на предприятии не только по окончании года, но и в течение него, учетная политика разрабатывается и утверждается на длительную перспективу и изменяется только в случаях, установленных

П(С)БУ 6 (рассмотрено в статье «Политика предприятия в учете»). В этой связи приказ об учетной политике, на наш взгляд, должен издаваться на предприятии отдельно от приказа по организации бухгалтерского учета, которым оговариваются, в частности, правила организации документооборота, предусматривается применение или неприменение счетов класса 8 «Затраты по элементам», утверждается рабочий план счетов и т. д.

В то же время на небольших предприятиях возможно издание одного приказа, включающего два основных раздела:

— учетная политика предприятия;

— организация бухгалтерского учета на предприятии.

Причем

издавать ежегодно приказ об учетной политике не обязательно, так как закрепленные в нем направления учетной политики должны базироваться на единых и неизменных методических принципах, применяемых постоянно (из года в год), иначе не будет выполняться установленный Законом о бухучете один из основных принципов бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности — принцип последовательности. Естественно, в распорядительный документ об учетной политике, принятый в качестве базисного, можно впоследствии по необходимости вносить определенные изменения и дополнения, обусловленные в том числе требованиями принятых и вступающих в силу новых (или изложенных в новой редакции) П(С)БУ. Кроме того, практически ежегодно вносимые изменения в уже действующие П(С)БУ также предопределяют необходимость «ревизии» приказа об учетной политике на предмет соответствия нормам стандартов и его корректировки по тем моментам, которые не нашли отражения в предыдущих приказах.

Впрочем, по своему усмотрению предприятие может издавать приказ об учетной политике ежегодно — в подтверждение неизменности выбранной учетной политики (хотя, повторим, можно таким приказом лишь вносить дополнения или изменения в уже изданный ранее).

А вот вновь созданным предприятиям следует разработать учетную политику до начала хозяйственной деятельности, причем таким образом, чтобы первая хозяйственная операция происходила уже после утверждения ее положений соответствующим приказом.

 

Изменения в приказ об учетной политике

Основанием для внесения изменений в приказ об учетной политике служит пересмотр учетной политики предприятия, который, в свою очередь, согласно

п. 9 П(С)БУ 6 возможен только в трех случаях:

— когда изменились уставные требования конкретного предприятия (в устав внесены изменения, затрагивающие сферу бухгалтерского учета на предприятии);

— когда изменились требования органа, утверждающего положения (стандарты) бухгалтерского учета (речь идет о тех изменениях в

П(С)БУ, которые требуют дополнения или изменения принятой на предприятии учетной политики);

— если такие изменения обеспечат достоверное отражение событий или операций в финансовой отчетности предприятия.

При наличии хотя бы одного из приведенных оснований предприятие вправе избрать один из следующих

путей внесения изменений и дополнений в приказ об учетной политике:

— внести изменения и дополнения в первый (базовый) приказ;

— издать приказ об учетной политике в новой редакции с учетом тех моментов, которые не нашли отражения в предыдущем его варианте или подверглись изменениям.

Выбор того или иного варианта оформления изменений и дополнений в приказ об учетной политике — дело каждого конкретного предприятия. И все же, в случае внесения в учетную политику изменений, которые по объему охватывают большую ее часть или существенно влияют на содержание, распорядительный документ об учетной политике целесообразно полностью изложить в новой редакции.

И еще один немаловажный момент, на который стоит обратить внимание. Действующее законодательство не содержит ограничений относительно

сроков и периодичности изменений учетной политики. Ни Закон о бухучете, ни применяемые ныне П(С)БУ не регламентируют периодичности издания приказов об установлении либо изменении (дополнении) учетной политики предприятия. Следовательно, изменять учетную политику можно в любой момент, а не только с 1 января нового отчетного финансового года.

То есть теоретически новую учетную политику можно ввести с любой даты, назначенной предприятием. В то же время с точки зрения практики, наиболее удобным моментом для ведения изменений является именно начало нового финансового года — 1 января. Безусловно, в отдельных случаях распорядительный документ может определять иную конкретную дату начала применения того или иного из выбранных предприятием элементов учетной политики. Крайне важно при этом, чтобы необходимость внесения изменений в приказ об учетной политике обуславливалась вступлением в силу новых

П(С)БУ, внесением изменений и дополнений в действующие П(С)БУ, а также стремлением самого предприятия обеспечить достоверное отражение событий и операций в его финансовой отчетности.

 

Ответственность за неисполнение приказа об учетной политике

С содержанием приказа об учетной политике как документа, положения которого являются обязательными, следует ознакомить работников предприятия, которые непосредственно должны выполнять его требования. Своевременность такого ознакомления важна, дабы работники смогли применить установленную учетную политику ко всем происходящим событиям и хозяйственным операциям с начала нового отчетного года (либо с любой другой оговоренной в приказе даты).

За отступление от закрепленных в приказе методов оценки и других конкретных аспектов учетной политики, повлекших искажение учетных данных и показателей финансовой отчетности, виновные в том лица могут быть привлечены к дисциплинарной и иной ответственности, установленной внутренними правилами предприятия. Помимо того, за нарушение установленного порядка ведения бухгалтерского учета, внесение недостоверных данных в финансовую отчетность, предусмотрена административная ответственность по статье 1642 «Нарушение законодательства по финансовым вопросам»

КоАП в виде штрафа в размере от 8 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Подводя итог изложенному, следует подчеркнуть: формальное отношение к подготовке приказа об учетной политике, а также внесению в него изменений и дополнений может привести не только к искажению финансового результата деятельности предприятия и недостоверности показателей его финансовой отчетности, но и к негативным налоговым последствиям.

Как не существует единого рецепта учетной политики, так не может быть и эталонного приказа об ее установлении. А вот образец такого приказа об учетной политике, в котором нашли отражение те варианты элементов учетной политики, выбор которых оставлен нормативными актами по бухгалтерскому учету за самим предприятием, предлагаем.

 

 

Примерный образец


___________________________________________________________
(наименование предприятия)

 

ПРИКАЗ № __

г. ________________

«__» _________ 2007 г.

 

Об учетной политике предприятия на 2008 год

Во исполнение требований Закона Украины от 16 июля 1999 года № 996-XIV «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в целях составления достоверной финансовой отчетности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Общие положения

1.1. Применять при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций и событий нормы соответствующих положений (стандартов) бухгалтерского учета, утвержденных Министерством финансов Украины во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета с применением международных стандартов, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 28.10.98 г. № 1706.

1.2. При отсутствии необходимых норм П(С)БУ применять аналогичные нормы системы международных стандартов финансовой отчетности МСБУ-МСФО (IAS-IFRS) на основании того, что национальные П(С)БУ не могут противоречить МСБУ-МСФО (IAS-IFRS).

1.3. При ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности применять те профессиональные суждения и положения систем учета, которые позволяют однозначно толковать информацию финансовой отчетности.

1.4. Установить границу существенности для:

— отдельных объектов учета, относящихся к активам, обязательствам и собственному капиталу предприятия — 5 % итога всех активов, всех обязательств и собственного капитала соответственно;

— отдельных видов доходов и расходов — 2 % чистой прибыли (убытка) предприятия;

— в целях проведения переоценки или уменьшения полезности объектов основных средств применять отклонение остаточной стоимости от их справедливой стоимости, в размере 10 % такого отклонения;

— определения подобных активов — разница между справедливой стоимостью объектов обмена не должна превышать 10 %;

— статей финансовой отчетности — 500 гривень.

1.5. Установить продолжительность операционного цикла для:

— производства мостовых и козловых кранов — шесть месяцев;

— производства талей электрических — три месяца;

— производства прочей продукции и предоставления услуг промышленного характера — два месяца;

— реализации продукции столовой — один месяц.

1.6. Отражать отсроченные налоговые активы и отсроченные налоговые обязательства в годовой финансовой отчетности.

1.7. Для пересчета доходов, расходов и движения денежных средств, выраженных в иностранной валюте, средневзвешенный валютный курс не применять.

1.8. Утвердить прилагаемый перечень связанных сторон (приложение 1* к настоящему приказу).

 *Не приводится. Подробно состав приложений 1 — 3 к приказу об учетной политике приведен в статье «Приказ об учетной политике» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 100.

 

2. Принципы, оценки и методы учета активов, обязательств, капитала, доходов и расходов

2.1. Основных средств

2.1.1. Для признания основных средств и прочих необоротных материальных активов (далее — основные средства) и нематериальных активов таковыми, определения срока полезного использования объектов и выбора метода начисления амортизации создать постоянно действующую экспертную техническую комиссию в составе:

  Председатель комиссии:
  Члены комиссии:

технический директор
главный энергетик;
главный механик;
главный сварщик;
начальник транспортного цеха;
начальник отдела эксплуатации зданий, сооружений и коммуникаций.

 

2.1.2. Считать материальные активы со сроком полезного использования (эксплуатации) более одного года, стоимостью менее 1000 грн. (без учета НДС) прочими необоротными материальными активами.

2.1.3. Применять при начислении амортизации основных средств методы амортизации и ликвидационную стоимость, установленные и утвержденные протоколом заседания постоянно действующей экспертной технической комиссии и согласованные с финансовым директором, установив при этом следующие методы начисления амортизации для:

— объектов основных средств (кроме грузовых автомобилей грузоподъемностью более 2 т) — прямолинейный метод;

— грузовых автомобилей грузоподъемностью более 2 т — производственный метод;

— малоценных необоротных материальных активов и библиотечных фондов — в размере 100 % их стоимости в первом месяце использования таких объектов;

— всех прочих необоротных материальных активов — прямолинейный метод.

2.1.4. Проводить переоценку тех объектов основных средств, остаточная стоимость которых отличается от их справедливой стоимости на дату баланса более чем на 10 %.

2.1.5. Превышение сумм предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости переоцененного объекта основных средств включать в состав нераспределенной прибыли при выбытии такого объекта.

2.2. Нематериальных активов

2.2.1. При начислении амортизации нематериальных активов применять прямолинейный метод.

2.2.2. Переоценку объектов нематериальных активов не производить ввиду отсутствия активного рынка по ним.

2.3. Запасов

2.3.1. Единицей бухгалтерского учета запасов определить каждое их наименование.

2.3.2. Учет транспортно-заготовительных расходов вести в общем на отдельном субсчете.

2.3.3. Распределять транспортно-заготовительные расходы по среднему проценту.

2.3.4. Применять следующие методы оценки запасов при отпуске их в производство, продаже или другом выбытии:

— средневзвешенной себестоимости — при отпуске производственных запасов в производство и реализации готовой продукции;

— идентифицированной себестоимости соответствующей единицы запасов — при продаже крупногабаритных товаров, имеющих номер завода-изготовителя;

— по ценам продажи — для товаров, продаваемых в розницу в общественном питании.

2.4. Дебиторской задолженности

2.4.1. Величину резерва сомнительных долгов исчислять прямым методом — методом применения абсолютной суммы сомнительной задолженности.

2.5. Обязательств

2.5.1. Создавать обеспечения на выплату отпусков работникам предприятия и на выполнение гарантийных обязательств.

2.5.2. Резервирование средств на дополнительное пенсионное обеспечение, реструктуризацию, выполнение обязательств по обременительным контрактам и т. д. не производить.

2.5.3. Создавать обеспечение на выплаты за неотработанное время (ежегодные отпуска), определяя его величину произведением фактически начисленной работникам заработной платы и коэффициента, исчисленного отношением годовой плановой суммы на оплату отпусков к общему годовому плановому фонду оплаты труда.

2.6. Дохода

2.6.1. Оценку степени завершенности операции по предоставлению услуг (выполнению работ) осуществлять путем изучения выполненной работы, при этом в бухгалтерском учете доходы отражать в отчетном периоде подписания акта предоставленных услуг (выполненных работ).

2.7. Расходов

2.7.1. Применять:

— в основном производстве позаказный с применением элементов нормативного (в литейном производстве — попередельный) метод учета затрат на производство и калькулирование фактической производственной себестоимости продукции;

— в цехах вспомогательного производства: ремонтно-механическом и инструментальном — позаказный метод, во всех остальных цехах вспомогательного производства — простой метод калькулирования.

2.7.2. Установить прилагаемый перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) (приложение 2* к настоящему приказу).

2.7.3. Утвердить прилагаемый перечень и состав переменных и постоянных общепроизводственных расходов (приложение 3* к настоящему приказу).

2.7.4. Принять в качестве базы распределения переменных и постоянных распределенных общепроизводственных расходов прямые расходы, включаемые в производственную себестоимость продукции (работ, услуг).

2.8. Финансовых расходов

2.8.1. Капитализацию финансовых расходов не производить, а признавать расходами отчетного периода, в котором они начислены.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на финансового директора и главного бухгалтера соответственно.

 

Руководитель предприятия

______________________________________
(подпись и ее расшифровка)

 

С приказом ознакомлены:

Финансовый директор

___________________________________________
(подпись и ее расшифровка)

(дата)

 

Главный бухгалтер

_____________________________________________(подпись и ее расшифровка)

(дата)

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше