Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Бюджетные новшества-2008: «правила игры» для бюджетников

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2008/№ 6
В избранном В избранное
Печать
Статья

Бюджетные новшества-2008: «правила игры» для бюджетников

 

Традиционно законы о госбюджете регулируют основные направления деятельности бюджетных учреждений и организаций — участников бюджетного процесса. Одни нормы, предусмотренные этими законами, остаются неизменными из года в год, другие — диктуют новые правила субъектам бюджетного процесса. Что же приготовил для бюджетников главный закон страны на 2008 год — читайте в статье.

Елена ПАВЛЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

БКУ

— Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III.

Закон о госбюджете-2008

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 4).

Закон № 1490

— Закон Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства» от 22.02.2000 г. № 1490-III.

Постановление № 659

— постановление КМУ «Об утверждении перечня групп собственных поступлений бюджетных учреждений, требований относительно их образования и направлений использования» от 17.05.2002 г. № 659.

 

Собственные поступления

Уже стало правилом, переходящим из года в год, что не все средства, относящиеся к собственным поступлениям, остаются в распоряжении бюджетных учреждений. Таковыми, в частности, являются средства, полученные бюджетными учреждениями за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы и драгоценные камни (согласно

п. 2 постановления № 659 они относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений).

В соответствии с

п. 18 ст. 2 р. I Закона о госбюджете-2008 80 % средств, полученных за лом и отходы золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценные камни, а также 50 % средств, полученных за лом и отходы серебра, относятся к доходам общего фонда госбюджета Украины. Фактически собственными в данном случае являются соответственно 20 % и 50 % указанных средств, остальные — подлежат перечислению в доход общего фонда бюджета.

Как и в 2007 году, особое правило в части распределения между бюджетами предусмотрено в отношении платы за аренду имущества, относящейся к третьей подгруппе первой группы собственных средств бюджетных учреждений. Так,

50 % платы за аренду имущества (как движимого, так и недвижимого), которое принадлежит бюджетным учреждениям, содержащимся за счет средств государственного бюджета, подлежит зачислению в состав общего фонда госбюджета (п. 32 ст. 2 р. I Закона о госбюджете-2008). Оставшиеся 50 % арендной платы зачисляются в состав доходов специального фонда (п. 15 ст. 7 р. I Закона о госбюджете-2008) и могут расходоваться бюджетным учреждением — арендодателем в соответствии со сметой. Исключением из данного правила является плата за аренду военного имущества и имущества Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук, которая полностью зачисляется в доход специального фонда их сметы.

Подчеркнем, что такой порядок распределения арендной платы действует в отношении бюджетных учреждений, содержащихся

за счет средств государственного бюджета. Решение о распределении арендной платы, полученной за сданное в аренду имущество бюджетных учреждений, содержащихся за счет местных бюджетов, принимают местные власти .

Все

остальные собственные поступления (в том числе научных учреждений Национальной академии наук Украины и отраслевых академий наук), перечень которых утвержден постановлением № 659 , в полном объеме принадлежат бюджетным учреждениям. При этом они зачисляются в доход спецфонда сметы и расходуются согласно установленным направлениям использования.

Согласно

п. 17 ст. 37 р. I Закона о госбюджете-2008 средства, относящиеся к собственным поступлениям бюджетных учреждений, прежде всего направляются на мероприятия, связанные с организацией предоставления услуг, реализацией продукции и выполнением работ бюджетными учреждениями, и на другие мероприятия по содержанию этих учреждений согласно законодательству. Однако кроме этой нормы необходимо учитывать и положения пп. 23, 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, в соответствии с которыми средства спецфонда бюджетные учреждения используют:

1) согласно направлениям использования;

2) на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам бюджета;

3) на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций учреждения, которые не обеспечены (или частично обеспечены) расходами общего фонда.

Если

объемы собственных поступлений бюджетных учреждений превысят расходы, утвержденные в смете (например, в течение года появятся новые арендаторы, поступят средства от незапланированной реализации материальных ценностей и т. п.), то согласно ст. 68 р. I Закона о госбюджете-2008 такие средства должны быть направлены:

— на погашение задолженности по оплате труда с начислениями;

— на оплату коммунальных платежей и энергоносителей.

Если же такой задолженности нет, то средства, поступившие сверх утвержденной суммы, относящиеся к собственным поступлениям, направляются на расходы следующим образом:

— 50 % на мероприятия, осуществляемые за счет соответствующих поступлений;

— 50 % на мероприятия, необходимые для выполнения основных функций учреждения, но не обеспеченные средствами общего фонда бюджета по соответствующей бюджетной программе (функции).

При этом распорядитель бюджетных средств должен

откорректировать объемы взятых бюджетных обязательств по общему фонду для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда бюджета. Такая корректировка обязательств проводится путем внесения изменений в смету.

Напомним, что аналогичный порядок использования средств спецфонда действовал и в 2007 году.

 

Перераспределение расходов

Перераспределению расходов по бюджетным программам посвящена

ст. 25 р. I Закона о госбюджете-2008. Нормы этой статьи касаются отдельных случаев, когда после утверждения бюджетных назначений возникает необходимость в перераспределении расходов по бюджетной программе в разрезе КЭКР. Такое перераспределение в исключительных случаях осуществляет Минфин по обоснованному представлению главного распорядителя средств госбюджета в пределах общего объема бюджетных назначений отдельно по общему и специальному фондам.

Перераспределять бюджетные назначения по бюджетным программам в пределах общего объема главного распорядителя средств госбюджета, а также увеличивать расходы развития за счет уменьшения расходов потребления (по общему и специальному фондам отдельно) можно только после согласования с Комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета.

Запрещено увеличивать бюджетные назначения по общему и специальному фондам на:

1)

оплату труда работников бюджетных учреждений за счет уменьшения других расходов (по коду 1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений», в том числе по кодам 1111 «Заработная плата», 1112 «Денежное содержание военнослужащих»).

Здесь следует обратить внимание на то, что

ст. 65 р. I Закона о госбюджете-2008 обязывает руководителей бюджетных учреждений содержать численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществлять фактические расходы на заработную плату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда заработной платы (денежного обеспечения), утвержденного сметой или планом использования бюджетных средств;

2)

расходы по бюджетным программам, связанным с функционированием органов государственной власти за счет уменьшения других расходов.

Кроме того,

ст. 29 р. I Закона о госбюджете-2008 предусмотрен перечень защищенных статей расходов, т. е. таких, которые нельзя изменять в сторону уменьшения. К ним, в частности, относятся расходы на:

— оплату труда работников бюджетных учреждений (код 1110);

— начисления на заработную плату (код 1120);

— обеспечение продуктами питания (код 1133);

— оплату коммунальных услуг и энергоносителей (код 1160);

— трансферты населению (код 1340).

 

Бюджетные обязательства

Требования к взятию обязательств бюджетных учреждений содержатся в

ст. 62 р. I Закона о госбюджете-2008. Данная статья повторяет некоторые нормы БКУ. Кроме того, следует учитывать, что приказом Госказначейства от 09.08.2004 г. № 136 был утвержден Порядок учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, в котором также изложены требования к взятию бюджетных обязательств.

Обратим внимание на основные моменты, вытекающие из

ст. 62 р. I Закона о госбюджете-2008.

Во-первых, брать бюджетные обязательства и осуществлять соответствующие расходы

по общему фонду бюджета можно:

— только

в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами;

— учитывая необходимость выполнения бюджетных обязательств прошлых лет, взятых на учет в органах Госказначейства;

— в случае их соответствия бюджетным паспортам.

Обязательства

по специальному фонду можно брать исключительно в пределах фактических поступлений в специальный фонд.

Обязательства, взятые без соответствующих бюджетных ассигнований, не считаются бюджетными и не подлежат оплате

(ст. 51 БКУ). Взятие таких обязательств является бюджетным правонарушением .

Иными словами, бюджетное учреждение не имеет права заключать договоры на приобретение товаров (работ, услуг), в соответствии с которыми необходимо осуществить платежи на сумму большую, нежели утвержденная в смете на эти цели, или если такие расходы вообще не запланированы на текущий бюджетный год.

Во-вторых, осуществлять расходы, связанные с содержанием бюджетных учреждений, можно только при

отсутствии просроченной задолженности по заработной плате (денежному обеспечению), а также за потребленные энергоносители и коммунальные услуги. В этой связи важно как можно точнее рассчитать и запланировать в первую очередь средства на оплату труда, за энергоносители и коммунальные услуги, а потом уже все остальные расходы с целью недопущения задолженности по указанным платежам.

Исключения

составляют обязательства относительно выплаты субсидий, пособий, льгот по оплате за потребленные жилищно-коммунальные услуги и компенсаций из бюджета определенным категориям граждан. Такие обязательства учитываются органами Государственного казначейства Украины независимо от определенных на эту цель бюджетных назначений. По сути, такие обязательства можно отнести к трансфертам населению, относящимся к защищенным статьям расходов, которые обязательно должны быть начислены, даже если на сегодня средства на такие цели отсутствуют.

Следует также обратить внимание на

ст. 47 р. I Закона о госбюджете-2008, которая обязывает местные советы при утверждении соответствующих бюджетов обеспечить в полном объеме потребности в следующих ассигнованиях:

— на оплату труда работников бюджетных учреждений согласно установленным законодательством условиям оплаты труда и размеру минимальной зарплаты;

— на проведение расчетов за электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, природный газ и услуги связи, потребляемые бюджетными учреждениями.

В этой статье акцентируется внимание на недопущении просроченной задолженности по этим видам расходов.

Лимиты потребления энергоносителей в физических объемах предполагается устанавливать по каждому бюджетному учреждению исходя из назначений, определенных распорядителями бюджетных средств в решениях об утверждении соответствующих бюджетов на 2008 год. При этом согласно

ст. 25 р. I Закона о госбюджете-2008 распорядителям средств необходимо обеспечить заключение договоров по каждому виду энергоносителей в пределах установленных соответствующим главным распорядителем обоснованных лимитов потребления с учетом уменьшения объемов потребления энергоносителей не менее чем на 10 процентов.

 

Аренда государственного и коммунального имущества

Согласно

п. 41 ст. 2 р. I Закона о госбюджете-2008 в 2008 году поступления от платы за аренду целостных имущественных комплексов и другого государственного имущества (кроме поступлений от платы за аренду имущества, которое принадлежит бюджетным учреждениям, содержащимся за счет средств госбюджета) полностью зачисляются в состав доходов общего фонда госбюджета. Аналогичный порядок зачисления таких средств действовал и в прошлом году.

В 2007 году передача в аренду государственного и коммунального имущества осуществлялась исключительно на конкурсных основах. Конкурс на право аренды государственного и коммунального имущества должен был проводиться в любом случае, в том числе и при наличии одного заявления от претендента на право аренды. При этом приоритетное право аренды в конкурсе принадлежало бюджетным учреждениям и организациям.

В 2008 году согласно

ст. 76 р. I Закона о госбюджете-2008 проведение конкурса также является обязательным, но не во всех случаях. Конкурс на право аренды не проводится, если государственное и коммунальное имущество передается в аренду бюджетным учреждениям, музеям, предприятиям и общественным организациям в сфере культуры и искусства (в том числе национальным творческим союзам и их членам под творческие мастерские), Пенсионному фонду Украины и его органам, государственным издательствам и предприятиям книгораспространения.

Напомним, что при необходимости проведения конкурса на право аренды имущества, находящегося в государственной собственности, следует руководствоваться требованиями

Порядка проведения конкурса на право аренды государственного имущества, утвержденного приказом Фонда госимущества Украины от 13.10.2004 г. № 2149. Передача в аренду имущества, принадлежащего АР Крым, осуществляется в соответствии с порядком, определенным Верховной Радой АР Крым, а передача в аренду имущества, находящегося в коммунальной собственности, регулируется соответствующими документами, принятыми органами местного самоуправления. Порядок и условия проведения конкурсов на право заключения договоров аренды военного имущества имеют свои отличия и регулируются приказом Фонда государственного имущества Украины от 13.10.2004 г. № 2149.

Также

ст. 76 р. I Закона о госбюджете-2008 предусмотрено, что при определении арендных ставок за коммунальное имущество в городах областного значения, городах Киеве и Севастополе, арендные ставки за государственное имущество, утверждаемые Кабинетом Министров Украины, являются индикативными и применяются в качестве стартовых при проведении конкурса. Напомним, что в 2007 году Кабмин не стал себя утруждать разработкой новых индикативных ставок и в распоряжении от 23.05.2007 г. № 301-р рекомендовал органам местного самоуправления во время определения размера арендной платы за коммунальное имущество руководствоваться Методикой расчета и порядком использования платы за аренду государственного имущества, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786. Таким образом, при определении стартовой арендной платы, как по государственному, так и по коммунальному имуществу, в 2007 году необходимо было использовать указанную Методику. Возможно, такой порядок будет действовать и в текущем году.

Более подробно вопросы аренды государственного и коммунального имущества мы осветим в очередных номерах газеты.

 

Тендеры

Как и ранее, в 2008 году в доход общего фонда госбюджета (бюджета АР Крым или местных бюджетов) должны перечисляться

средства, которые поступят от предоставления участниками торгов обеспечения их тендерного предложения, не подлежащие возврату участникам торгов в случаях, предусмотренных Законом № 1490 (п. 39 ст. 2 р. I, п. 9 ст. 38 р. I Закона о госбюджете-2008). В какой бюджет осуществляется перечисление средств, зависит от того, из какого бюджета проводилось финансирование закупки. Например, если учреждение, осуществляющее закупку, финансируется из государственного бюджета, то и средства подлежат перечислению в государственный бюджет.

Случаи, при которых сумма тендерного обеспечения не возвращается заказчиком участнику торгов, определены

ч. 5 ст. 23 Закона № 1490. К ним относятся:

— отзыв или изменение тендерного предложения участником после окончания срока его подачи;

— неподписание победителем торгов договора о закупке в нарушение требований тендерной документации;

— невыполнение других условий, предусмотренных тендерной документацией.

Также в доход общего фонда госбюджета (бюджета АР Крым или местных бюджетов) подлежат перечислению

средства, которые поступят от победителя торгов во время заключения договора о закупке (в обеспечение его выполнения) и которые не подлежат возврату победителю торгов в соответствии с условиями договора (п. 40 ст. 2 р. I, п. 10 ст. 38 р. I Закона о госбюджете-2008).

Следует указать еще на один момент, связанный с проведением процедуры закупки. Министерству обороны Украины для обеспечения непрерывности процесса питания личного состава Вооруженных Сил Украины разрешено в этом году заключать

с субъектами хозяйствования — победителями процедур закупки в 2007 году дополнительные договора о продлении действия договоров о закупке услуг по питанию в пределах соответствующих бюджетных назначений (ст. 84 р. I Закона о госбюджете-2008). Это означает, что Минобороны может осуществлять закупки услуг по питанию у победителей торгов 2007 года без проведения соответствующих тендерных процедур.

 

Нецелевое использование бюджетных средств

Согласно ст.

44 р. I Закона о госбюджете-2008 нецелевым использованием бюджетных средств является расходование средств из соответствующего местного бюджета, которые согласно Бюджетному кодексу Украины должны проводиться из другого бюджета. Такие средства в бесспорном порядке изымаются из соответствующего местного бюджета в государственный бюджет органами Госказначейства. Изъятие средств осуществляется в порядке, установленном Кабмином, в том числе и за счет уменьшения трансфертов соответствующему местному бюджету на соответствующую сумму.

Заметим, что данная норма не является новой.

Ст. 119 БКУ более широко определяет «нецелевое использование бюджетных средств». Так, нецелевым использованием бюджетных средств является их использование на цели, которые не отвечают бюджетным назначениям, установленным законом о Госбюджете Украины или решением о местном бюджете, выделенным бюджетным ассигнованиям или смете.

Ст. 69 р. I Закона о госбюджете-2008

также определены последствия нецелевого использования бюджетных средств в текущем или прошлых годах. В таких случаях распорядителям бюджетных средств уменьшаются ассигнования на сумму средств, использованных не по целевому назначению, а получатели бюджетных средств обязаны возвратить такие суммы в доход соответствующих бюджетов. Подобную норму содержит и ст. 119 БКУ.

Добавим, что должностные лица, виновные в нецелевом использовании бюджетных средств, привлекаются к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности согласно законодательству.

 

Оплата труда

Ст. 59 р. I Закона о госбюджете-2008

предусмотрено неоднократное повышение минимальной заработной платы на протяжении года. Ее размер составит:

— с 01.01.2008 г. — 515 грн.;

— с 01.04.2008 г. — 525 грн.;

— с 01.10.2008 г. — 545 грн.;

— с 01.12.2008 г. — 605 грн.

В связи с этим повышение зарплаты работников бюджетной сферы, оплата труда которых регулируется

постановлением КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298, произойдет в январе, апреле, октябре и декабре.

Кроме того,

ст. 78 р. I Закона о госбюджете-2008 Кабмину поручено осуществить внедрение с 1 ноября 2008 года III этапа тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы.

Напомним, что с 1 сентября 2005 года зарплата указанных работников напрямую зависит от двух величин: тарифной ставки работника I тарифного разряда, которая соответствует минимальной зарплате, и тарифного коэффициента, установленного Единой тарифной сеткой.

Следует также обратить внимание на то, что

ст. 66 р. II Закона о госбюджете-2008 изложена в новой редакции* ч. 1 ст. 13 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР. Теперь она формулируется следующим образом: «Оплата труда работников учреждений и организаций, которые финансируются из бюджета, осуществляется на основании актов Кабинета Министров Украины в пределах бюджетных ассигнований». Ранее в этой части говорилось о том, что оплата труда бюджетников осуществляется на основании законодательных и других нормативных актов Украины, отраслевых, региональных соглашений, коллективных договоров.

* Действие измененной редакции ограничивается 31.12.2008 г.

Фактически эти изменения означают, что

оплата труда работников бюджетной сферы должна регулироваться соответствующими актами Кабмина. Из этого следует, что положения отраслевых, региональных соглашений и коллективных договоров должны соответствовать нормам, изложенным в актах КМУ.

 

Выплата задолженности работникам учебных заведений

В 2008 году продолжится погашение кредиторской задолженности работникам учебных заведений по выплатам, установленным

ст. 57 Закона об образовании, которые не финансировались в 1997 — 2002 годах и соответственно не выплачивались из-за нехватки в бюджете средств.

Напомним, что порядок погашения задолженности регулируется

Законом Украины «О реструктуризации задолженности по выплатам, предусмотренным ст. 57 Закона Украины «Об образовании» педагогическим, научно-педагогическим и другим категориям работников учебных заведений» от 09.09.2004 г. № 1994-IV.

Ст. 34 р. I Закона о госбюджете-2008

определен размер выделяемых средств на указанные цели в сумме 645336,2 тыс. грн.

 

Земельные отношения

Для бюджетных учреждений, которые сдают недвижимое имущество в аренду, особую актуальность приобретает вопрос уплаты

налога на землю. В этой связи хотелось бы обратить внимание на следующий момент, который необходимо учитывать при расчете этого налога.

В соответствии со

ст. 64 р. I Закона о госбюджете-2008 для населенных пунктов, денежная оценка земель в которых не проведена, ставки налога, установленные ст. 7 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII, следует увеличить, как и в предыдущие годы, в 3,1 раза. Для сельхозугодий и земель населенных пунктов, денежная оценка которых проведена и уточнена на 1 января 2008 года, применяются ставки земельного налога, установленные ст. 6 и ч. 1 ст. 7 Закона о плате за землю.

Подробнее об особенностях аренды земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, читайте в статье нашего специалиста на с. 44.

 

Налог с доходов физических лиц

Как и в предыдущих годах, в 2008 году военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава будут

компенсировать в полном размере потери от уплаты налога с доходов с сумм денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, получаемых ими в связи с выполнением обязанностей несения службы (ст. 32 р. I Закона о госбюджете-2008). Ассигнования на такую компенсацию бюджетные учреждения и организации должны предусмотреть в пределах расходов на денежное обеспечение, предусмотренных в сметах.

 

Контроль и ревизия

Из

Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII исключены часть вторая ст. 8, ст. 111 и п. 11 ст. 10, которые определяли особенности проведения ревизий политических партий (ст. 92 р. II Закона о госбюджете-2008). В соответствии с этими нормами контроль за использованием политическими партиями средств, выделенных из Государственного бюджета Украины на финансирование их уставной деятельности, был возложен на Главное контрольно-ревизионное управление Украины. Было предусмотрено, что ревизия политической партии проводится один раз в год в период с 1 февраля по 1 марта.

Вероятно, в этом году органы ГКРС утратили право осуществлять ревизии политических партий. Во всяком случае теперь

Закон о ГКРС не содержит каких-либо упоминаний о таких ревизиях. Подчеркнем, что указанные нормы исключены на период 2008 года, т. е. отмена их действия ограничивается 31.12.2008 г.

Контроль за осуществлением операций с бюджетными средствами при зачислении поступлений, принятии обязательств и проведении платежей по всем кодам бюджетной классификации, как и ранее, возложен на Государственное казначейство Украины.

На этом заканчиваем рассмотрение основных положений

Закона о госбюджете-2008, относящихся к сфере деятельности бюджетных учреждений и организаций. Надеемся, что наш анализ поможет правильно применить нормы этого Закона на практике. Комментарии к изменениям, которые планируется внести в этот Закон, мы, как и всегда, разместим в очередных номерах газеты после их принятия.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно