Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О действиях должностных лиц органов ГКРС в случае недопущения их на объект контроля или отказа в предоставлении документов

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Январь, 2008/№ 7
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 28.03.2007 г. № 25-18/245

О действиях должностных лиц органов ГКРС в случае недопущения их на объект контроля или отказа в предоставлении документов

Письмо Главного контрольно-ревизионного управления Украины от 28.03.2007 г. № 25-18/245

 

Главное контрольно-ревизионное управление Украины, учитывая увеличение количества случаев недопущения должностных лиц органов ГКРС на объект контроля или отказа в предоставлении документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности до 2006 года, сообщает следующее.

Согласно части первой статьи 2 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы являются осуществление государственного финансового контроля за использованием и сохранением государственных финансовых ресурсов, необоротных и других активов, правильностью определения потребности в бюджетных средствах и взятия обязательств, эффективным использованием средств и имущества, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности в министерствах и других органах исполнительной власти, в государственных фондах, в бюджетных учреждениях и

у субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество (далее — подконтрольные учреждения), исполнением местных бюджетов, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

Статьей 11 Закона Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» предусмотрено проведение плановой выездной ревизии не чаще одного раза в календарный год. Однако в данном Законе не определен период, за который может быть осуществлена ревизия финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных учреждений. Поскольку органы ГКРС осуществляют дальнейший контроль, то в практической работе в настоящее время ревизией финансово-хозяйственной деятельности охватывается период до трех лет, если в течение этого периода ревизии на объекте контроля не проводились.

Учитывая то, что Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по предотвращению финансовых нарушений, обеспечению эффективного использования бюджетных средств, государственного и коммунального имущества», которым органам ГКРС было предоставлено право осуществлять проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, вступил в силу с 05.01.2006 г., недопущение должностных лиц на объект контроля или непредоставление документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности до 2006 года, мотивируется тем, что органы ГКРС имеют право проводить ревизию только за тот период, с которого они получили на это право, т. е. с 05.01.2006 г. При этом делается ссылка на ст. 58 Конституции Украины, которой установлено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица.

Согласно решению Конституционного суда Украины от 09.02.1999 г. № 1-рп/99 положения части первой статьи 58 Конституции Украины

касаются физических лиц и не распространяются на юридических лиц.

Заметим также, что указанный выше Закон не устанавливает ответственность для объектов контроля, а только предоставляет право органам ГКРС осуществлять контрольные мероприятия и определяет перечень объектов как подконтрольных учреждений, ответственность за выявленные правонарушения устанавливается другими законами Украины.

Таким образом, в случае возникновения ситуаций

недопущения должностных лиц органов ГКРС на объект контроля или отказа в предоставлении документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности до 2006 года (при условии необходимости проверки периода до 2006 года согласно программе ревизии), должностные лица органов ГКРС должны действовать согласно п. 23 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 г. № 550, а в случае запрета судом проводить ревизии по мотивам, предусмотренным ст. 58 Конституции Украины, органы ГКРС должны обжаловать такие решения судов в установленном порядке.

Заместитель председателя С. Бельчик



комментарий редакции

Полномочия органов ГКРС при проведении ревизий субъектов госсектора экономики

Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по предотвращению финансовых правонарушений, обеспечении эффективного использования бюджетных средств, государственного и коммунального имущества» от 15.12.2005 г. № 3202-IV (далее — Закон № 3202) расширен круг объектов, подконтрольных органам ГКРС. С момента вступления в силу этого Закона, т. е. с 05.01.2006 г., органы ГКРС

получили право проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов государственного сектора экономики, а также предприятий и организаций, которые используют (использовали в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество.

В комментируемом письме ГлавКРУ четко высказало свою позицию, что Закон № 3202 определяет только круг подконтрольных объектов. По мнению ведомства, ревизии органов ГКРС могут охватывать

период финансово-хозяйственной деятельности субъектов государственного сектора экономики не только с 05.01.2006 г., но и до 05.01.2006 г., если такой период предусмотрен программой ревизии. ГлавКРУ уточняет, что на практике, как правило, ревизия деятельности объекта проводится за период до трех лет.

В случаях недопущения субъектами госсектора экономики проверяющих на предприятие или при отказе предоставить им документы за период финансово-хозяйственной деятельности до 05.01.2006 г., такие действия подконтрольных объектов ГлавКРУ считает неправомерными. В этих ситуациях органам ГКРС рекомендуется действовать согласно п. 23 Порядка проведения инспектирования государственной контрольно-ревизионной службой, утвержденного постановлением КМУ от 20.04.2006 г. № 550. В соответствии с этим пунктом контролирующий орган о таких фактах «письменно информирует правоохранительные органы для проведения мероприятий, предусмотренных законодательством». Примечательно, что ни этот Порядок, ни другие документы не уточняют, что же подразумевается под «мероприятиями, предусмотренными законодательством». На наш взгляд, вряд ли правоохранительные органы в рамках закона смогут повлиять на «неподконтрольный» объект контроля.

Более реальным способом воздействия органами ГКРС на подконтрольный объект является применение к руководителю предприятия

административного штрафа согласно ст. 1642 КоАП. Иными словами, препятствование работникам органов ГКРС в проведении ревизии может повлечь наложение штрафа в размере от 8 до 15 нмдг (от 136 грн. до 255 грн.), за повторные действия в течение года — от 10 до 20 нмдг (от 170 до 340 грн.).

Следует также сказать, что ГлавКРУ не исключает возможности вынесения судом решения в пользу подконтрольного объекта, т. е. решения о запрете проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности до 05.01.2006 г., поскольку рекомендует обжаловать такие решения в установленном порядке.

Елена Павленко

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно