Темы статей
Выбрать темы

Бухгалтерский калейдоскоп. Малая малость

Редакция НиБУ
Статья

Малая малость

 

Кто может подавать финансовую отчетность в сокращенном объеме?

 

Александр ГОЛЕНКО, главный редактор

 

Во-первых, те времена, когда был в ходу лозунг «Железной рукой загоним человечество к счастию», действительно, к счастью, остались в далеком несчастливом прошлом.

Во-вторых, не станем вот так с ходу утверждать, что право подавать финансовую отчетность в сокращенном объеме согласно

П(С)БУ 25 — это именно «счастие». Хотя если это спасало от обязанности составления и подачи печально известной абсурдной и бездарной Формы № 7 — такое вполне можно было принять за самое настоящее бухгалтерское счастье. Маленькое.

Казалось бы, почти полная методологическая самостоятельность, дарованная предприятиям современным бухучетным законодательством, согласно самой своей идеологии не предполагает возможности лишить предприятие, составляющее и подающее финансовую отчетность, права выбора — подавать ли ему такую отчетность в полном либо в сокращенном объеме. Однако на практике, подавая финансовую отчетность едва ли не главному ее пользователю — органам статистики, — предприятие сталкивается с настоящим диктатом: там живо отделяют овец от козлищ,

требуя от одних финансовую отчетность в полном объеме, а от других — в сокращенном.

Разберемся в причинах этого.

 

Что «в лоб»? — субъект малого предпринимательства

Частью 3 статьи 11 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV

определено, что «для субъектов малого предпринимательства... национальными положениями (стандартами) устанавливается сокращенная по показателям финансовая отчетность в составе баланса и отчета о финансовых результатах».

Однако наряду с этой нормой в этом же

Законе имеется и часть 3 статьи 2, согласно которой «субъекты предпринимательской деятельности, которым согласно законодательству предоставлено разрешение на ведение упрощенного учета доходов и расходов, ведут бухгалтерский учет и подают финансовую отчетность в порядке, установленном законодательством об упрощенной системе учета и отчетности».

Что касается конкретно «упрощенной системы», то, как известно, краеугольным актом законодательства в этой области на сегодня пока еще остается

Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 28.06.99 г. № 746/99 (далее — Указ № 746). Что же до упомянутого в заключительных словах предыдущей цитаты «порядка», то Указ № 746 ограничивается лишь следующей отсылкой (заключительная часть статьи 6): «Порядок ведения упрощенного учета и отчетности субъектами малого предпринимательства согласно этому Указу утверждается Министерством финансов Украины».

Таким образом, все пути ведут к

П(С)БУ 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденному приказом Минфина от 25.02.2000 г. № 39.

А сам

П(С)БУ 25 говорит относительно сферы его применения в абзаце первом пункта 2 следующее: «Нормы Положения (стандарта) 25 применяются субъектами малого предпринимательства, которые определены таковыми в соответствии с действующим законодательством».

Строго говоря, «действующим законодательством», с точки зрения определения

субъекта малого предпринимательства, в качестве акта, имеющего достаточную юридическую силу, можно указать на Закон Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19.10.2000 г. № 2063-ІІІ (далее — Закон № 2063), статья 1 которого определяет буквально следующее:

«

субъектами малого предпринимательства являются:...

юридические лица — субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых

среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек и объем годового валового дохода не превышает 500000 евро.

Среднеучетная численность работающих определяется с учетом всех работников

, в том числе работающих по договорам и по совместительству, а также работников представительств, филиалов, отделений и других обособленных подразделений».

Вот так!

Отсюда видно главное: что

П(С)БУ 25 распространяется далеко не только на субъектов Указа № 746 — юридических лиц, плательщиков единого налога, но и на любые предприятия, соответствующие указанным критериям — пусть даже они являются полноправными плательщиками налога на прибыль предприятий.

Кстати говоря, именно такой позиции придерживается и сам Минфин в действующем и ныне

письме от 25.02.2005 г. № 31-04200-30-16/2851:

«Нормы Положения (стандарта) бухгалтерского учета 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства»... применяются субъектами малого предпринимательства, которые определены таковыми в соответствии с действующим законодательством, в частности,

Законом Украины «О государственной поддержке малого предпринимательства»
(это и есть Закон № 2063.Примеч. авт.) ...

Содержание статьи «Доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг)» для финансовой отчетности определено положениями (стандартами) бухгалтерского учета, а содержание статьи «Валовой доход» определяется актами налогового законодательства».

Не станем акцентировать внимание на робком «в частности», ведь критерии

Закона № 2063 заметно «шире», чем Указа № 746. Отметим главное: Минфин указывает именно на Закон № 2063, т. е. считает легитимными его критерии для определения субъектов малого предпринимательства, на которых распространяется П(С)БУ 25.

А вот

«акты налогового законодательства» — это неприкрытый намек на Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР (далее — Закон о налоге на прибыль)! Подобная логика Минфина в общем объяснима: там (т. е. в Законе № 2063) — «объем годового валового дохода», — и тут (т. е. в Закон о налоге на прибыль) — «валовой доход», — ну, и взятки гладки... Только представить, что плательщик единого налога реально станет проверять объем своего «валового дохода» согласно Закону о налоге на прибыль для того только, чтобы убедиться в своем праве подавать сокращенную финансовую отчетность, — это полный абсурд. Да это и не нужно.

Но не станем дальше мусолить эту тему. Это бессмысленно потому, что финансовую отчетность принимает не Минфин, а органы статистики, т. е. Госкомстат! А у нас, как известно, кто принимает отчетность, тот и устанавливает правила!

 

Что «по

лбу»? — малое предприятие

При этом Госкомстат руководствуется прежде всего «своим»

Законом Украины от 17.09.92 г. № 2614-ХІІ «О государственной статистике», важнейшие в контексте данного обсуждения положения которого заключаются в следующем: статьей 13 этого Закона закреплено право органов статистики получать от респондентов (в данном случае — предприятий), а статьей 18 — обязанность последних предоставлять органам статистики «данные бухгалтерского учета», которые согласно статье 6 этого Закона имеют статус «первичных данных», причем согласно статье 12 этого Закона разработка статистической методологии является прерогативой органов статистики, т. е. Госкомстата.

В такой ситуации не мешало бы взглянуть на документ, которым прямо устанавливается обязанность предприятий-респондентов подавать финансовую отчетность органам статистики, и такой документ известен — это

Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419, в пункте 2 которого говорится, что «финансовая отчетность подается... согласно законодательству — другим органам и пользователям, в частности, органам государственной статистики».

Да, это предписание адресовано вообще всем предприятиям, и остается только выяснить, от каких именно предприятий органы статистики требуют подавать финансовую отчетность

в сокращенном объеме.

Для ответа на этот вопрос небесполезно будет рассмотреть, как именно классифицирует Госкомстат «вообще все предприятия», причем, поскольку во всех вышеупомянутых нормативных актах с точки зрения права подавать финансовую отчетность

в сокращенном объеме во главу угла ставится именно «малость» предприятия, логично начать с того, чтобы разобраться, как на соответствующий критерий смотрит Госкомстат.

Четкая позиция Госкомстата изложена в его

письме от 28.04.2005 г. № 04/1-1-3/89:

«На запрос относительно определения

малого предприятия Госкомстат сообщает.

В соответствии с Хозяйственным кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV, вступившим в силу с 1 января 2004 года,

малыми предприятиями признаются предприятия (независимо от формы собственности), у которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает пятидесяти человек, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает сумму, эквивалентную пятистам тысячам евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривни.

Информация о среднегодовом курсе гривни к евро публикуется в официальных изданиях Национального банка и размещается на веб-сайте указанного учреждения.

Относительно показателя «объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг)» указываем, что по разъяснениям Госпредпринимательства, направленным в адрес Госкомстата от 23.04.2004 г. № 2720, определение содержания и состава этого показателя содержится в Положениях (стандартах) бухгалтерского учета 15 «Доход», 3 «Отчет о финансовых результатах», 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства», утвержденных соответствующими приказами Министерства финансов»...

(вот так Госкомстат с Госпредпринимательства утерли нос Минфину. — Примеч. авт.).

«Постойте!» — воскликнет внимательный читатель, — «но раньше речь шла о

субъекте малого предпринимательства, а Госкомстат говорит здесь о малом предприятии» (и соответствующих критериях, установленных частью 7 статьи 63 ХКУ, где, как известно, предприятия разделены на три категории — малые, средние и крупные).

Да, на самом деле Госкомстат проводит статистические наблюдения за предприятиями в разрезе именно такой (установленной

ХКУ) классификации — малых, средних, крупных. И точка!

И финансовая отчетность

в сокращенном объеме для целей статистики (в качестве «данных бухгалтерского учета») ему нужна именно в разрезе такой классификации и именно в отношении одной категории предприятий-респондентов — относящихся к категории малых предприятий согласно ХКУ! А что? Имеет право...

А как же быть с отмеченным несоответствием терминов «субъект малого предпринимательства» и «малое предприятие»? Имеется интересный документ Госкомстата, в котором последний виртуозно преодолевает это несоответствие (во всяком случае для себя, а большего, наверное, и не надо!). Смотрите: в

Методических положениях относительно формирования статистической информации о деятельности субъектов малого предпринимательства, утвержденных приказом Госкомстата от 24.04.2003 г. № 125 (обратите внимание: «субъектов малого предпринимательства». — Примеч. авт.), а именно в пункте 1 раздела І, Госкомстат весьма ловко подразделяет «всех» субъектов малого предпринимательства соответственно на малые предприятия (да, да — не «субъекты малого предпринимательства — юридические лица», а именно «малые предприятия». — Примеч. авт.) и физических лиц — субъектов малого предпринимательства. А дальше и вообще без обиняков устанавливается равенство между понятием «субъект малого предпринимательства — юридическое лицо» и понятием «малое предприятие». Процитируем шедевральную фразу из пункта 1 раздела ІІ обсуждаемого документа:

«Источниками статистической информации по

субъектам малого предпринимательства — юридическим лицам... (далее — МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)
(выделено мной. — Примеч. авт.) являются:...».

Вот как Госкомстат разрубил терминологический гордиев узел!

Заметим, кстати, что в обсуждаемом документе для термина «субъект малого предпринимательства — юридическое лицо» использовано определение из

Закона № 2063 (с соответствующими критериями), но, очевидно, это связано с тем, что на соответствующую дату утверждения данного документа ХКУ еще не вступил в силу.

 

Не мытьем, так катаньем...

В заключение несколько слов собственно о критериях (численности и объеме), соблюдение которых характеризует предприятие как малое и соответственно предопределяет, что

за отчетный год финансовую отчетность органы статистики примут у него в сокращенном объеме.

Во-первых, невооруженным глазом видно несоответствие использованного в

части 7 статьи 63 ХКУ термина «среднеучетная численность работающих» и используемого в Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286 (далее — Инструкция № 286), термина «среднее количество работников предприятия». Однако консультация ответственного специалиста Госкомстата (см. рубрику «Мнение специалистов официальных органов» на с. 60) позволила устранить это несоответствие. Да, специалист апеллирует к Указу № 746, но давайте рассуждать так: разве может в одном случае (в отношении предприятий — плательщиков единого налога) применяться одна методология расчетов, а в другом — (в отношении остальных малых предприятий) — другая? Поэтому нет сомнений, что для любых малых предприятий соответствующий критерий численности следует рассчитывать согласно методологии, установленной пунктом 3.1 Инструкции № 286. Позволим себе поэтому порекомендовать заинтересованным читателям ознакомиться со статьей «Среднеучетность подрядника» («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 87, с. 23). Полезно.

Во-вторых, также заметно отличие двух формулировок критерия «объема дохода» (мы намеренно пропустили слово «валового», чтобы не дразнить слишком налоговоозабоченный Минфин) соответственно, одной — из

части 7 статьи 63 ХКУ («эквивалентную пятистам тысячам евро по среднегодовому курсу Национального банка Украины относительно гривни»), и другой — из статьи 1 Закона № 2063 («объем годового валового дохода не превышает 500000 евро»).

Даже не кивая на бо

льшую юридическую силу ХКУ, его определение соответствующего критерия выгодно отличается конкретностью: ведь из определения Закона № 2063 прямо не следует, какой вариант пересчета выбрать: то ли общую сумму годового дохода пересчитать по курсу НБУ на определенную (какую?) дату, то ли на момент получения (признания) каждого дохода в течение года следует его сумму сразу пересчитывать в евро по текущему курсу НБУ, а годовой доход (для целей расчета этого критерия) суммировать уже в евро?

Так что Госкомстат выбрал меньшее из двух... зол? Наверное, все-таки зол, потому что приходится полагаться на НБУ и ждать, пока он рассчитает и опубликует на своем сайте среднегодовой курс евро...

Например, за 2007 год его величина составила 691 грн. 79 коп. за 100 евро, а значит,

предельный объем дохода малого предприятия за 2007 год (в гривне) составляет ровно 3458950 грн.

И совсем уж последнее. Согласно

пункту 2 П(С)БУ 25, если предприятие по итогам первого полугодия не вышло за рамки установленных критериев, а произошло это уже по итогам 9 месяцев, то вплоть до годовой финансовой отчетности за такой год (включая и отчетность за 9 месяцев) оно вправе отчитываться в сокращенном объеме (а уже начиная со следующего года ему придется отчитываться «по полной»).

Таков порядок...

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше