Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Украина в ВТО

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2008/№ 55
Печать
Статья

Украина в ВТО

 

16 мая 2008 года Украина стала 152 членом Всемирной торговой организации. О том, что изменилось после этой даты и чего следует ожидать субъектам хозяйствования, поговорим в этой статье.

Елена КАБАЛЬСКАЯ, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Общая информация о ВТО

Всемирная торговая организация торговли (далее — ВТО) представляет собой объединение государств, направленное на создание единых правил международной торговли. Условия для ее появления были созданы в результате многолетнего действия

Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), которое было заключено еще 30.10.47 г. Именно поэтому ВТО часто называют преемницей ГАТТ.

Официальной датой основания ВТО считается 01.01.95 г. Это дата вступления в силу

Соглашения об основании Всемирной организации торговли (Марракешское соглашение), которая была оговорена в Заключительном акте, закрепляющем результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, подписанном 15.04.94 г. В целом переговоры Уругвайского раунда длились с 1986 г. по 1994 г.

Для страны, которая становится членом ВТО,

обязательными являются так называемые Многосторонние торговые соглашения, составляющие неотъемлемую часть Соглашения об основании ВТО.

Еще одна часть соглашений, объединенных условным названием

Торговые соглашения многостороннего характера, становится обязательной только для тех членов ВТО, которые дали на это согласие. Эти соглашения не создают каких-либо прав или обязанностей для тех членов ВТО, которые не выразили на это свое согласие.

Соглашения, заключенные в рамках ВТО, и основные вопросы, которые ими урегулированы, приведены в приложении к данной статье.

Своими

главными задачами ВТО называет либерализацию международной торговли, обеспечение ее справедливости и последовательности, содействие экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны — члены ВТО решают эти задачи путем:

— осуществления контроля за выполнением соглашений и договоренностей;

— проведения многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами — членами ВТО;

— урегулирования торговых споров;

— проведения обзора национальной торговой политики стран — членов ВТО;

— оказания технического содействия развивающимся государствам по вопросам, относящимся к компетенции ВТО;

— сотрудничества с международными специализированными организациями.

Вступая в ВТО,

страна получает право голоса по всем принимаемым в рамках организации решениям. Как правило, решения принимаются единогласно. Предусмотрена и возможность принятия решений большинством голосов путем голосования, однако эта процедура на данный момент ни разу не применялась.

Украина, как мы уже говорили, стала 152 членом ВТО. Заявки на присоединение подали еще около 30 стран. Среди них Россия и Беларусь.

На членов ВТО сегодня приходится приблизительно 95 — 97 % объема мировой торговли.

 

Путь Украины в ВТО

Цель вступить в ВТО Украина поставила еще в

1995 году. Об этом свидетельствует принятие Кабмином распоряжения от 08.06.95 г. № 333-р «О проведении конференции по вопросам внедрения положений соглашения о сельском хозяйстве в контексте присоединения Украины к Генеральному соглашению по тарифам и торговле и вступления во Всемирную торговую организацию», а также распоряжения от 27.08.95 г. № 549-р «О рабочей группе для подготовки Концепции усовершенствования Единого таможенного тарифа Украины и обеспечения проведения переговоров о тарифных уступках с целью содействия присоединению Украины к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО)». 18 марта 1996 г. постановлением Кабмина был утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению процесса присоединения Украины к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО).

За это время было проведено 17 официальных и еще больше неофициальных заседаний Рабочей группы ВТО по рассмотрению заявки о вступлении Украины в эту организацию. На последнем заседании,

25.01.2008 г., члены Рабочей группы одобрили «вступительный пакет» Украины: Отчет Рабочей группы, расписания обязательств по доступу к рынку товаров и услуг, проект решения Генерального совета и протокола о вступлении. 05.02.2008 г. вступительный пакет рассмотрел и утвердил Генеральный совет ВТО. Президент Украины и Генеральный директор ВТО в этот же день подписали Протокол о вступлении Украины в ВТО.

10.04.2008 г. Верховная Рада Украины приняла

Закон Украины «О ратификации Протокола о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию». 16.04.2008 г. данный Закон был подписан Президентом Украины, о чем в этот же день было направлено сообщение ВТО. Через 30 дней, а именно 16.05.2008 г., Украина стала членом Всемирной торговой организации.

 

Последствия вступления в ВТО для Украины

Согласно

ст. 16 Марракешского соглашения каждая страна должна обеспечить соответствие своих законов, правил и административных процедур ее обязательствам и положениям, предусмотренным соглашениями ВТО. Еще не будучи членом ВТО, Украина с целью «законодательного обеспечения процесса вступления в ВТО» в период 2002 — 2007 гг. приняла 59 законов. Еще 5 законов, необходимых для завершения процесса приведения законодательства в соответствие с требованиями ВТО, были приняты 10.04.2008 г.

Большинство нововведений

, предусмотренных указанными законами, уже вступило в силу. Поэтому именно с датой вступления Украины в ВТО связано не так много изменений в законодательстве. Тем изменениям, которые все-таки произошли, посвящена статья на с. 30.

В целом же, как отмечают специалисты, большинство отраслей промышленности уже работают в условиях, соответствующих обязательствам Украины по вступлению в ВТО*.

* См., например, результаты исследования, проведенного Аналитико-совещательным центром Голубой ленты Программы развития ООН при участии иностранных и отечественных экспертов по запросу Комитета по вопросам европейской интеграции Верховной Рады Украины (Наслідки вступу до СОТ для української економіки: оцінка цінової конкурентоспроможності. Алі Баяр, Ірина Кобута, Євген Шкарбан, Віталій Жигадло, Олександр Шевцов. — К., 2007. — 39 с.).

Безусловно, экспертов, которые говорили бы только о позитивных последствиях вступления в ВТО для Украины или исключительно о негативной стороне этого процесса, нет.

Традиционно в качестве положительного момента отмечается, что вступление в ВТО может стать влиятельным рычагом для продвижения рыночной экономики, важных регулятивных, институциональных и экономических реформ, роста занятости. Так, среди

основных преимуществ вступления Украины в ВТО можно отметить:

повышение возможностей в международной торговле товарами и услугами**; Госкомпредпринимательства, например, ожидает ежегодное увеличение экспорта продукции в объеме 1,43 млрд дол. США, а при благоприятных условиях — до 1,57 млрд дол. США;

** Как отмечает замминистра экономики, вступление в ВТО — очень существенный фактор формирования привлекательного имиджа Украины на международной арене. С момента вступления в ВТО Украина получила режим наибольшего благоприятствования в торговом пространстве всех стран — членов ВТО, т. е. одновременное улучшение условий торговли со 151 страной мира; снизились тарифные и нетарифные ограничения доступа украинских товаров на товарные рынки стран — членов ВТО.

упрощение рыночного доступа к главным экспортным рынкам и усиление его безопасности;

доступ к механизмам разрешения споров в торговых вопросах;

— принятие участия в установлении правил, по которым осуществляется большая часть мировой торговли;

— торговая система ВТО

снижает торговые барьеры и применяет принцип недискриминации, что приводит к снижению стоимости продукции и цен на товары и услуги для конечного потребителя;

потребители имеют более широкий выбор продуктов с большим спектром качеств;

— снижение торговых барьеров содействует

интенсификации торговли, а это увеличивает как доходы государства, так и отдельных субъектов хозяйствования;

— торговля содействует экономическому росту, что, в свою очередь, приводит к

созданию новых рабочих мест;

— увеличение условий для

роста иностранных инвестиций в экономику Украины,

создание зоны свободной торговли с Европейским Союзом с ежегодным увеличением объемов экспорта украинской продукции в ЕС не менее чем на 10 %.

Среди плюсов также называется тот факт, что Украина, будучи уже членом этой организации, может защищаться от безосновательных дискриминационных ограничений со стороны других государств, также входящих в состав ВТО, используя общепринятые правила торговли.

Госкомпредпринимательства, ссылаясь на опыт других стран*, отдельно предложил

перечень преимуществ, которые вступление в ВТО создает для малого бизнеса. Среди них улучшение регуляторной среды, упрощение внешнеэкономических торговых процедур, упрощение доступа к иностранным рынкам товаров и услуг; снижение цены на импортируемое сырье; доступ к дешевым кредитным ресурсам; упрощение процедур сертификации и стандартизации и др.

* Информационно-аналитические материалы относительно ожидаемых позитивных и негативных последствий для предпринимательства от вступления Украины в ВТО (см. http://www.dkrp.gov.ua/control/uk/publish/printable_article?art_id=97930).

В то же время Госкомпредпринимательства признает, что

не для всех отраслей экономики последствия вступления в ВТО будут положительными. Основанием для таких выводов стали прогнозы международных экспертов, в соответствии с которыми вступление в ВТО сразу отдаст предпочтение производителям в металлургической отрасли и химической продукции, но другие отрасли, сельское хозяйство и автомобилестроение, скорее всего, понесут потери. Может оказаться невыгодным вступление в ВТО и для тех субъектов хозяйствования, деятельность которых сосредоточена на внутреннем рынке. Больше всего проиграют те предприятия, которые пользуются многочисленными льготами, предусмотренными внутренним законодательством, но не отвечающими общепринятой международной практике, в частности положениям соглашений ВТО.

Отмечается также, что

процесс вступления в ВТО достаточно дорогой. Так, в сопроводительных документах к Протоколу указывается, что после получения полноправного членства в ВТО Украине необходимо будет уплачивать ежегодный членский взнос, размер которого будет определяться долей объема ее внешней торговли в совокупном объеме внешней торговли стран — членов ВТО. Размер членского взноса за фактическое количество месяцев, оставшихся до конца 2008 года, приблизительно составит 350 тыс. швейцарских франков. Кроме ежегодного взноса, Украина также должна сделать разовый взнос в Рабочий фонд ВТО, размер которого зависит от фактического размера и соотношения объема внешней торговли Украины и совокупного объема внешней торговли стран — членов ВТО.

Ряд экспертов связывает негативные последствия вступления в ВТО с тем, что процесс приема страны в ВТО практически

не учитывает специфику стран-кандидатов либо их нужд в специальном или дифференцированном рассмотрении. Кроме того, в качестве угроз не для экономики в целом, а для отдельных хозяйствующих субъектов, называют обострение конкуренции на внутреннем рынке.

Как бы там ни было, нужно согласиться с теми экспертами, которые говорят о невозможности экономического развития Украины, изолированного от всего мира. Поэтому сегодня вопрос уже не в том, какими могут быть положительные и негативные последствия вступления в ВТО для Украины, а в том, как максимально использовать предоставляемые ВТО возможности и как минимизировать связанные со вступлением в организацию риски. А начать предлагаем с анализа изменений, произошедших в правовом регулировании после 16.05.2008 г.

 

 

Приложение

Информация о соглашениях, заключенных в рамках ВТО*

 

* В таблице использованы материалы, размещенные на сайте Минэкономики (http://www.me.gov.ua) в разделе «Сотрудничество с ВТО».

 

Название соглашения

Предмет его регулирования

1

2

Марракешское соглашение

Определены: — сфера деятельности ВТО (обеспечение общей институциональной основы для осуществления торговых отношений между членами ВТО); — функции и структура ВТО; — цель и механизмы осуществления отношений с другими организациями, сфера деятельности которых связана со сферой деятельности ВТО

Многосторонние торговые соглашения:

Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994

Состоит, в частности, из

Генерального соглашения по тарифам и торговле от 30.10.47 г., которая, в том числе, содержит положения по: — общему режиму наибольшего благоприятствования; — национальному режиму по внутреннему налогообложению и регулированию; — свободе транзита; — порядку оценки товара для таможенных целей; — порядку взыскания сборов и осуществлению формальностей, связанных с импортом и экспортом; — нормам об указаниях происхождения; — нормам об общей отмене количественных ограничений; — правилам применения субсидий. В Генсоглашение 1994 г. также входят договоренности о толковании статей Генсоглашения 1947 г., в том числе о толковании «другого таможенного сбора», о таможенных союзах и зонах свободной торговли и др.

Соглашение по сельскому хозяйству

Устанавливает обязательства в сферах: — доступа к рынкам — путем замены на таможенный сбор количественных ограничений импорта, изменяемых импортных сборов, минимальных импортных цен, избирательного лицензирования импорта, нетарифных мер, применяемых через государственные торговые предприятия, добровольных ограничений экспорта и подобных таможенных мер и др.; — внутренней поддержки отечественных производителей, экспортной конкуренции (экспортных субсидий), а также запрета и ограничения экспортных субсидий в отношении отдельных товаров

Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер

Регулирует разработку, внедрение и применение санитарных и фитосанитарных мер с целью минимизации их негативного влияния на торговлю. Устанавливает обязательство признавать эквивалентность национальных санитарных и фитосанитарных мер; специальный и дифференцированный режим в отношении развивающихся стран. Члены ВТО должны обеспечить применение какой-либо санитарной или фитосанитарной меры только в объеме, необходимом для защиты жизни или здоровья человека, животных или растений, базирование его на научных принципах

Соглашение по текстилю и предметам одежды

Предусматривает снижение и связывание (фиксирование) тарифов; упрощение таможенных, административных и лицензионных формальных процедур; обеспечение применения политики справедливых и равных условий в таких сферах, как демпинг, антидемпинговые правила и процедуры, субсидии и компенсационные меры, защита прав интеллектуальной собственности; направлено на предупреждение дискриминации импорта при применении мер общей торговой политики. Одна из целей — расширение доступа к рынку

поставщиков небольших объемов товаров, предоставление значительных коммерческих возможностей новым поставщикам, улучшение экспортных возможностей наименее развитых членов ВТО

Соглашение по техническим барьерам в торговле

Предоставляет импортируемым товарам режим, не менее благоприятствующий, чем тот, который предоставляется аналогичным товарам отечественного происхождения и аналогичным товарам из других стран. Технические регламенты не должны разрабатываться, приниматься и применяться способом, целью либо следствием которого является создание неоправданных барьеров для международной торговли. Поэтому они должны быть направлены исключительно на обеспечение национальной безопасности, предупреждение мошенничества, защиту жизни или здоровья человека, животных, растений, окружающей среды

Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей

Отменяет количественные ограничения в этой сфере. Содержит иллюстративный перечень запрещенных инвестиционных мер, включая так называемые требования местного компонента производства, балансирования импорта и экспорта предприятия с иностранными инвестициями, регулирования направлений и объемов экспорта и импорта такими предприятиями

Соглашение о применении статьи VI Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994

Устанавливает порядок определения демпинга, вреда от демпинга, инициации расследования и его ведения, предоставления доказательств, применения предварительных мер, ценовых обязательств

Соглашение о применении статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994

Устанавливает единые правила таможенной оценки товаров, порядок консультаций и регулирования споров в сфере оценки товаров для таможенных целей

Соглашение о досмотре грузов перед отправкой

Регулирует порядок деятельности по проверке качества, количества, цены товаров, экспортируемых на территорию члена ВТО, который применяется инспекцией. Устанавливает место проведения инспекции, применяемые стандарты. Определяет требования к обеспечению прозрачности инспекции, защиты конфиденциальной деловой информации, устранению неоправданных задержек при проведении инспекции

Соглашение о правилах происхождения товаров

Определяет требования к маркировке происхождения; устранению дискриминационных количественных ограничений либо к тарифным квотам

Соглашение о процедурах лицензирования импорта

Предусматривает, что правила для процедур лицензирования импорта должны быть нейтральными в применении и использоваться непредвзято и справедливо. Такие правила должны публиковаться, формы и процедуры подачи заявок на получение лицензий должны быть как можно проще. Устанавливает правила автоматического и неавтоматического лицензирования импорта, предельные сроки выдачи лицензий

Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах

Дает определение субсидии и устанавливает критерии предоставления адресных субсидий. Содержит перечень запрещенных субсидий — субсидий, обусловленных показателями экспорта и использованием отечественных товаров в противовес импортированным

Соглашение о чрезвычайных мерах Генерального соглашения по торговле услугами

Устанавливает общие процедуры по применению режима наибольшего благоприятствования, неразглашению конфиденциальной информации; экономической интеграции и применению соглашений об интеграции рынков рабочей силы; признания лицензий и сертификатов, выданных в определенной стране и др. Называет виды запрещенных мер, среди которых: — ограничение количества поставщиков услуг либо в форме количественных квот, монополий, исключительных поставщиков услуг, либо подтверждения экономической необходимости; — ограничение общей стоимости операций с услугами либо активами в форме количественных квот или требований подтверждения экономической необходимости и др.

Соглашение об аспектах интеллектуальной собственности, связанных с торговлей

Определяет обязательства по соблюдению положений действующих международных конвенций по вопросам охраны прав интеллектуальной собственности, конкретизируя и дополняя соответствующие положения, касающиеся торговли. Предусматривает возможность установления членами ВТО в своем национальном законодательстве более высокого уровня охраны прав интеллектуальной собственности

Договоренность о правилах и процедурах относительно урегулирования споров

Устанавливает правила и процедуры, касающиеся урегулирования споров, которые подаются на рассмотрение в соответствии с соглашениями, определенными ВТО, а также консультаций и урегулирования споров в отношении прав и обязанностей по положениям Соглашения ВТО. Учреждает орган по урегулированию споров, уполномоченный толковать положения соглашений ВТО. Регулирует порядок предоставления услуг доброй воли, по примирению и посредничеству

Механизм обзора торговой политики

Обзор торговой политики направлен на улучшение соблюдения членами ВТО правил, норм и обязательств

, более сбалансированное функционирование многосторонней торговой системы путем предоставления ей большей прозрачности и понимания торговой политики и практики членов ВТО

Торговые соглашения многостороннего характера

Соглашение по торговле воздушными судами гражданского назначения

Определяет обязательства сторон по либерализации торговли в этом секторе

Соглашение о государственных закупках

Устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок в соответствии с государственными нуждами

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше