Темы статей
Выбрать темы

Что изменилось в связи с принятием Украины в ВТО

Редакция НиБУ
Статья

Что изменилось в связи с принятием Украины в ВТО

 

Вступление Украины во Всемирную торговую организацию повлекло ряд изменений в законодательстве. В первую очередь они коснулись нормативных актов, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. В этой статье мы постараемся осветить все происшедшие перемены.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», Сергей НОВИКОВ, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Импорт товаров из стран — членов ВТО

В связи со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию Государственная таможенная служба с 16.05.2008 г. и до внесения изменений Верховной Радой Украины в

Таможенный тариф во время таможенного оформления товаров применяет ставки ввозной таможенной пошлины, которые соответствуют международным обязательствам Украины. Такие ставки приведены в приложении 1 к Протоколу о вступлении Украины во Всемирную торговую организацию, ратифицированному Законом № 250 (см. письмо Государственной таможенной службы Украины от 15.05.2008 г. № 11/1-14/5335-ЕП).

Обращаем внимание, что еще с 09.12.2006 г. согласно

ст. 7 Закона о ВЭД для товаров, которые импортируются из государств — членов ВТО, введен режим наибольшего содействия, который касается пошлин, таможенных сборов, методов взыскания таких пошлин и сборов, правил и формальностей в связи с импортом. Это означает, что любое преимущество, содействие, привилегия или иммунитет, которые предоставляются в отношении какого-либо товара, происходящего из любого государства, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, который происходит с территории государств — членов ВТО. Одним из проявлений режима наибольшего содействия является применение льготных ставок Таможенного тарифа.

Кроме того,

п. 2 Поручения КМУ № 87 предусмотрено, что на товары, по которым действующие ставки ввозной пошлины меньше ставок, предусмотренных Протоколом о вступлении Украины в ВТО, применяются ставки, установленные Таможенным тарифом. Так, например, на свинину свежую или охлажденную (туши и полутуши домашних свиней (товарная позиция 0203111000)) Протоколом о вступлении Украины в ВТО предусмотрена ставка 12 %. В связи с тем что Таможенным тарифом предусмотрена более низкая ставка (10 %, но не менее 0,6 евро за 1 кг), продолжает действовать именно она.

Полные ставки ввозной таможенной пошлины, установленные

Таможенным тарифом, не меняются.

После вступления Украины в ВТО

уменьшились ставки ввозной таможенной пошлины на целый ряд товаров. Например на холодильники бытовые компрессорные объемом до 250 л (товарная позиция 8418219100) и холодильники бытовые компрессорные объемом более 250 л, но не более 340 л (товарная позиция 8418219900) Таможенным тарифом установлена ставка в размере 25 %, Протокол о вступлении Украины в ВТО предусматривает ставки 10 % и 7 % соответственно.

Снижены ввозные таможенные пошлины на целый ряд алкогольных и безалкогольных напитков, а также на табачные изделия. Например, для пива из хмеля ввозная таможенная пошлина снижена с 0,5 евро за 1 л до 0,05 евро за 1 л. На сигареты с фильтром и без фильтра пошлина теперь составляет 1,5 евро за 1000 шт.

Таможенным тарифом она предусмотрена в размере 5 евро за 1000 шт. Если раньше ввозная таможенная пошлина на игристые вина составляла 3 евро за 1 л, то теперь она снижена до 1,5 евро за 1 л. Аналогичная ситуация с ввозной таможенной пошлиной и на другие алкогольные напитки (например, ввозная таможенная пошлина на коньяк и водку снижена с 7,5 евро за 1 л до 3,5 евро за 1 л). Многие эксперты отмечают снижение ввозной таможенной пошлины на мебель. В качестве примера приведем изменения ввозной таможенной пошлины для мебели, которая предназначена для сидения и может превращаться в кровать: раньше она была установлена на уровне 15 % от таможенной стоимости, теперь действует нулевая ставка.

Можно также отметить снижение ввозной таможенной пошлины на части тушек кур домашних (товарные группы 0207141000 — 0207146000). Ранее на части тушек кур домашних (товарные позиции 0207141000 — 0207145000) была установлена льготная ставка ввозной таможенной пошлины в размере 30 %, но не менее 1,5 евро за 1 кг, а полная ставка в размере 60 %, но не менее 3 евро за 1 кг. А по куриным ножкам (товарная позиция 0207146000) была установлена льготная и полная ставки ввозной таможенной пошлины в размере 0,7 евро за 1 кг. Теперь по указанным товарам льготная и полная ставки пошлины установлены в размере 10 %, но не менее 0,4 евро за 1 кг.

Ощутимые изменения произошли в ставках ввозной таможенной пошлины на сельхозпродукцию. В среднем они снизились с 13,8 % до 11 %.

По большинству

же товаров ввозные таможенные пошлины на момент вступления Украины в ВТО уже соответствовали требованиям организации. Например, в соответствии с консолидированным тарифным предложением среднеарифметическая ставка ввозной таможенной пошлины на химическую продукцию должна в рамках ВТО составлять 6 %, тогда как сегодня в Украине фактическая среднеарифметическая ставка равна 4,09 %. Аналогичная ситуация со ставками ввозной таможенной пошлины на продукцию машиностроения: она должна составлять в среднем 5,02 %, а в Украине она уже установлена на уровне 4,4 %.

 

Импорт автомобилей

К товарам, на которые снизилась ввозная таможенная пошлина, относятся и

легковые автомобили: пошлина уменьшилась с 25 % до 10 % от таможенной стоимости. Однако многие эксперты говорят о том, что к пропорциональному снижению цен на легковые автомобили это не приведет.

Нужно также сказать, что со дня вступления Украины в ВТО прекратилось действие

ст. 1 Закона Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» от 06.07.2005 г. № 2739, которой было предусмотрено, что ввоз на таможенную территорию Украины с целью свободного оборота тракторов колесных, автобусов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей, автомобилей специального назначения и шасси с установленными двигателями допускается при условии, что на момент перемещения через таможенную границу Украины прошло не более 8 лет с даты их изготовления.

Таким образом,

прекратил действовать запрет на ввоз в Украину автомобилей старше 8 лет. Как указано в Отчете Рабочей группы по вопросам вступления Украины в ВТО, цель, с которой вводилось данное ограничение, а именно защита окружающей среды, может быть достигнута и другими средствами, например, через ужесточение технических требований к автомобилям.

 

Экспортные пошлины

Масличные культуры

После вступления Украины в ВТО вступил в законную силу

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О ставках вывозной (экспортной) таможенной пошлины на семена некоторых видов масличных культур» от 07.07.2005 г. № 2773-ІV, которым снижены ставки на экспорт семян льна, подсолнечника и рыжея до уровня 16 % таможенной стоимости. Кроме того, данный Закон предусматривал, что начиная с 01.01.2007 г. указанная ставка ежегодно уменьшается на 1 процентный пункт. Таким образом, с 16.05.2008 г. ставка вывозной таможенной пошлины на указанные масличные культуры составляет 14 %, и в течение ближайших четырех лет будет снижаться ежегодно на 1 процентный пункт до достижения значения 10 % (см. письмо Государственной таможенной службы Украины от 08.05.2008 г. № 11/2-21/5067-ЕП на с. 44).

Также с 16.05.2008 г. вступил в силу

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О ставках вывозной (экспортной) таможенной пошлины на семена некоторых видов масличных культур» от 31.05.2007 г. № 1113-V, которым упразднено применение индикативных цен на масличные культуры при их экспорте.

 

Живой скот

С 16.05.2008 г. вступила в силу новая редакция

Закона Украины «О вывозной (экспортной) таможенной пошлине на живой скот и кожевенное сырье» от 07.05.96 г. № 180/96-ВР. В новой редакции товары классифицированы по УКТВЭД, установлена таможенная пошлина на живой крупный рогатый скот (КРС) и овец в размере 50 %, а на кожсырье в размере 30 % от таможенной стоимости. Кроме того, предусмотрено с 1 января следующего после вступления Украины в ВТО года поэтапное снижение установленных ставок на КРС и овец на 5 процентных пунктов ежегодно до достижения значения 10 %. А на кожу и кожсырье ежегодное снижение на 1 процентный пункт до достижения значения 20 %.

 

Легированные черные металлы

После получения Украиной статуса члена ВТО вступил в силу

Закон № 441. В результате с 16.05.2008 г. введены ставки вывозной (экспортной) пошлины на лом легированных черных металлов, лом цветных металлов и полуфабрикаты с их использованием в размере 30 % от таможенной стоимости. Указанная ставка будет действовать до конца текущего года, а со следующего года предусматривается ежегодное уменьшение таких ставок на 3 процентных пункта в течение пяти последующих лет. В результате ставка уменьшится до уровня 15 % в 2013 году.

Следует заметить, что, как вытекает из нынешней редакции

ст. 1 Закона № 441, на 2014 и последующие годы ставки экспортной таможенной пошлины на указанные товары не установлены.

Статьей 2

Закона № 441 предусмотрено, что решение о задекларированной таможенной стоимости лома легированных черных металлов, лома цветных металлов и полуфабрикатов с их использованием принимается таможенными органами в соответствии с Порядком определения цен на цветные металлы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.05.2008 г. № 500, с учетом цен, определенных на основании ежемесячного мониторинга цен на мировых биржах (Лондонской бирже металлов (LME) и Нью-Йоркской торговой бирже (NYMEX)).

Со дня вступления в законную силу

Закона № 441 лом легированных черных металлов, лом цветных металлов и полуфабрикаты с их использованием изымаются из режима свободной торговли с иностранными государствами (ст. 3).

Напомним, что в настоящее время Украиной заключены межгосударственные договоры о свободной торговле со всеми странами СНГ и Республикой Македония.

Прекратил действовать запрет на экспорт, вывоз за пределы таможенной территории Украины как давальческого сырья лома легированных черных металлов, лома цветных металлов, продуктов первичной металлургической переработки в форме слитков, чушек, пластин и других полуфабрикатов из нерафинированной меди (в том числе анодов).

Также снят запрет на экспорт меди рафинированной (в том числе катодов, вайербарсов, билетов и пр.) и медных сплавов необработанных, которые по способу производства и каким-либо из показателей химического состава не отвечают требованиям стандартов для марок меди и медных сплавов (латуни, бронзы).

Кроме того,

Законом № 441 ст. 5 Закона Украины «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» от 15.09.95 г. № 327/95-ВР дополнена нормой, согласно которой вывоз за пределы таможенной территории Украины лома легированных черных металлов, лома цветных металлов и полуфабрикатов с их использованием как давальческого сырья осуществляется исключительно при условии предварительной уплаты в бюджет суммы экспортной таможенной пошлины деньгами (при этом вексельная либо иная форма расчетов не допускается).

 

Отходы и лом черных металлов

До вступления Украины в ВТО

ст. 1 Закона № 216 были установлены вывозные (экспортные) таможенные пошлины на отходы и лом черных металлов в размере 30 евро за 1 тонну.

После вступления Украины в ВТО вступила в силу новая редакция

Закона № 216, в результате чего с 16.05.2008 г. и до конца текущего года установлена вывозная таможенная пошлина в размере 25 евро за 1 тонну отходов и лома черных металлов.

Со следующего года ставки будут ежегодно уменьшаться в течение шести последующих лет и снизятся до уровня 10 евро за 1 тонну в 2014 году. В последующих годах они будут действовать на этом же уровне.

Для наглядности представим результаты проведенного анализа в виде таблицы (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Изменения вывозных (экспортных) таможенных пошлин

Период

Масличные культуры, указанные в ст.

1 Закона Украины «О ставках вывозной (экспортной) таможенной пошлины на семена некоторых видов масличных культур», % от таможенной стоимости

Живой скот и кожевенное сырье, указанные в

ст. 1 Закона Украины «О вывозной (экспортной) таможенной пошлине на живой скот и кожевенное сырье» от 07.05.96 г. № 180/96-ВР

Лом легированных черных металлов, лом цветных металлов и полуфабрикатов с их использованием, указанные в

ст. 1 Закона № 441, % от таможенной стоимости

Отходы и лом черных металлов, указанные в

ст. 1 Закона № 216, евро за 1 тонну

живой скот, % от таможенной стоимости

кожевенное сырье, % от таможенной стоимости

1

2

3

4

5

6

До вступления Украины в ВТО

17 % Кабмин ежемесячно устанавливал индикативные цены

75 %, 55 % и 50 % в зависимости от вида, но не ниже минимальных ставок в экю (евро) за 1 тонну. Установлена льгота сельхозпроизводителям-юрлицам. Установлены индикативные цены Кабмином

30 % и 27 % в зависимости от вида, но не ниже минимальных ставок в экю (евро) за 1 тонну (штуку). Установлены индикативные цены Кабмином

Действовал запрет на экспорт

30

с 16.05.2008 по 31.12.2008

14 %

50 %

30 %

30 %

25

с 01.01.2009 по 31.12.2009

13 %

45 %

29 %

27 %

18

с 01.01.2010 по 31.12.2010

12 %

40 %

28 %

24 %

16,4

с 01.01.2011 по 31.12.2011

11 %

35 %

27 %

21 %

14,8

с 01.01.2012 по 31.12.2012

10 %

30 %

26 %

18 %

13,2

с 01.01.2013 по 31.12.2013

10 %

25 %

25 %

15 %

11,6

с 01.01.2014 по 31.12.2014

10 %

20 %

24 %

Не установлена

10

с 01.01.2015 по 31.12.2015

10 %

15 %

23 %

Не установлена

10

с 01.01.2016 по 31.12.2016

10 %

10 %

22 %

Не установлена

10

с 01.01.2017 по 31.12.2017

10 %

10 %

21 %

Не установлена

10

С 01.01.2018

10 %

10 %

20 %

Не установлена

10

 

Таможенные сборы

Согласно

ч. 4 раздела XXI Таможенного кодекса 2002 г. с момента вступления Украины в ВТО прекращается действие статей 47, 85, 86, 87 и главы 2 раздела V Таможенного кодекса 1991 г., на основании которых таможенными органами взимались таможенные сборы. Напомним, что Таможенный кодекс Украины 1991 г. прекратил действовать с 01.01.2004 г., за исключением упомянутых положений (статей и главы).

Таким образом, со вступлением Украины в ВТО таможенные сборы отменены, а

уплате подлежит только плата за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов, по ставкам, определенным постановлением Кабинета Министров Украины «О взимании платы за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов» от 18.01.2003 г. № 93 см. письмо Государственной таможенной службы Украины от 08.05.2008 г. № 11/2-21/5067-ЕП на с. 44. Размер платы приведен в табл. 2.

 

Таблица 2

Операция

За один час работы (независимо от количества должностных лиц таможенного органа, привлеченных к такому оформлению) во время таможенного оформления одной партии товара или одного транспортного средства, долларов США

Таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов:

 

в рабочее время

20

в сверхурочное, ночное время и выходные дни

40

в праздничные и нерабочие дни

50

Таможенное оформление товаров и транспортных средств в местах размещения таможенных органов вне рабочего времени, установленного для таможенных органов:

 

в сверхурочное, ночное время и выходные дни

40

в праздничные и нерабочие дни

50

 

Приказом Государственной таможенной службы Украины от 28.05.2008 г. № 558

утверждено обобщающее налогового разъяснение в отношении применения курса валют Национального банка Украины при начислении платы за таможенное оформление товаров и транспортных средств вне места расположения таможенных органов или вне рабочего времени, установленного для таможенных органов. В соответствии с ним уплата проводится в национальной валюте Украины по курсу НБУ, действовавшему на дату подачи таможенному органу ГТД для таможенного оформления, либо на дату оформления унифицированной таможенной квитанции МД-1.

Кроме того, постановлением Кабмина от 11.06.2008 г. № 533 «О введении

платы за хранение товаров и транспортных средств на складах таможенных органов» вводится плата за хранение товаров и транспортных средств, указанных в статьях 166 и 168 Таможенного кодекса Украины 2002 г. (товары, не пропущенные на таможенную территорию в связи с наличием запрета, по которым не уплачены налоги и сборы и оформление которых завершено, находящиеся под таможенным контролем до вывоза и т. п.), на складах таможенных органов начиная с одиннадцатого дня хранения в размерах, установленных Государственной таможенной службой.

 

НДС

Со дня вступления Украины в ВТО из

Закона об НДС должна была быть исключена ст. 81, которой предусматривалось установить особый порядок обложения налогом на добавленную стоимость деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства и рыболовства с введением ставок НДС 6 % и 9 %. Однако Закон Украины от 03.06.2008 г. № 309-VI внес коррективы в намеченный план, приостановив действие указанной статьи лишь до 01.01.2009 г.

Нужно сказать, что в Верховной Раде Украины на данный момент зарегистрирован проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (в отношении специального режима налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей) (№ 2469), которым, в частности, предложена новая редакция

ст. 81 Закона об НДС. Поэтому сегодня говорить однозначно о том, как будет выглядеть содержание ст. 81 Закона об НДС, сложно.

Интересно складывалась судьба и у

п.п. 6.2.6 Закона об НДС, который устанавливал до 1 января года, следующего за годом, в котором Верховная Рада Украины ратифицирует Протокол о присоединении Украины к ВТО, нулевую ставку налога для поставок перерабатывающим предприятиям молока и мяса живым весом сельскохозяйственными товаропроизводителями всех форм собственности и хозяйствования, а также для поставок перерабатывающим предприятиям аналогичной импортированной продукции. Эта норма была признана неконституционной, однако ее действие было восстановлено все тем же Законом от 03.06.2008 г. № 309-VI, который был принят уже после ратификации соответствующего протокола о присоединении, а потому ограничился указанием на то, что нулевая ставка действует до 01.01.2009 г. Кроме того, после внесенных изменений она не распространяется на поставки перерабатывающим предприятиям импортированной продукции.

Вступление Украины в ВТО коснется и

Порядка аккумуляции и использования средств, которые начисляются сельскохозяйственными товаропроизводителями — плательщиками налога на добавленную стоимость в отношении операций по продаже товаров (работ, услуг) собственного производства, включая продукцию (кроме подакцизных товаров), изготовленную на давальческих условиях из собственного сельскохозяйственного сырья, утвержденный постановлением Кабмина от 26.02.99 г. № 271, а также Порядка начисления, выплат и использования средств, направленных для выплаты дотаций сельскохозяйственным товаропроизводителям за поставленные ими перерабатывающим предприятиям молоко и мясо в живом весе, утвержденного постановлением Кабмина от 12.05.99 г. № 805.

 

Защита национального товаропроизводителя в связи со вступлением в ВТО

10 апреля 2008 года Верховной Радой Украины по упрощенной процедуре был рассмотрен проект и принят

Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам защиты национального товаропроизводителя от субсидированного, демпингового и растущего импорта» от 10.04.2008 г. № 252-VI. Им внесены изменения сразу в три закона Украины: Закон о защите от демпинга, Закон о спецмерах по импорту, Закон о защите от субсидированного импорта.

Законопроект был разработан в связи с замечениями стран — членов ВТО в отношении необходимости приведения законодательства Украины в сфере применения антидемпинговых, компенсационных и специальных мер в соответствие с положениями

Соглашения о применении статьи VІ ГАТТ/ВТО, Соглашения о субсидиях и компенсационных мерах ГАТТ/ВТО и Соглашения о защитных мерах ГАТТ/ВТО, которые, в свою очередь, регулируют порядок инициации и проведения антидемпинговых, антисубсидиционных и специальных расследований и применения соответственно антидемпинговых, компенсационных и специальных мер в рамках ВТО.

Законом от 10.04.2008 г. № 252-VI,

в частности, были внесены изменения в ст. 10 Закона о защите от демпинга. Теперь при определении вреда, нанесенного национальному товаропроизводителю, будет рассматриваться, были ли цены на товар, являющийся объектом демпингового импорта, не просто ниже цен на подобной товар, а значительно их ниже. Тот факт, произвел ли демпинговый импорт к снижению цен, а также препятствовал ли он росту цен, также теперь будет оцениваться по критерию значительности*.

* Однако пока законодательство Украины не предлагает четких механизмов установления критериев значительности разниц, снижения или роста соответствующих цен. И если Минфин настроен на ближайшее закрепление в законодательстве таких механизмов, то Госкомпредпринимательства еще в Заключении на проект Закона Украины от 10.04.2008 г. № 252-VI (регистр. № 2288 от 28.03.2008 г.) отметил, что реализация таких предложенных Министерством финансов Украины подходов целесообразна только при условии предварительного отражения таких механизмов в правовой базе Всемирной торговой организации.

Произошли некоторые

изменения и в процедуре антидемпингового расследования. Так, если раньше направление Министерством экономики известным экспертам, импортерам, другим сторонам антидемпингового расследования, которых оно считает необходимым привлечь к участию в антидемпинговом расследовании, либо компетентным органам страны экспорта вопросников с целью получения информации и доказательств, используемых для проведения антидемпингового расследования, было предусмотрено как обязательная стадия такого расследования, то теперь направление соответствующего вопросника названо правом Минэкономики.

Кроме того, после внесения изменений в

Закон о защите от демпинга за Минэкономики закреплено право требовать от заинтересованных сторон предоставить информацию и доказательства, необходимые для проведения антидемпингового расследования. Такое требование будет обязательным для исполнения в срок, установленный Минэкономики.

С 16.05.2008 г. вступила также в силу

ст. 361 Закона о защите от демпинга, предусматривающая, в частности, что если национальный товаропроизводитель подает жалобу в отношении существующего демпинга, Министерство экономики перед инициацией антидемпинговой процедуры должно уведомить об этом соответствующие компетентные органы заинтересованной страны экспорта.

В результате внесения изменений в

Закон о спецмерах по импорту у Минэкономики появилась обязанность публиковать в газете информацию о результатах анализа дела по расследованию фактов роста импорта в Украину, а также о доказательствах причастности исследуемых факторов к расследованию. Кроме того, в отношении стран — членов ВТО срок применения специальных мер продляется лишь при наличии сразу двух условий:

— продолжает существовать необходимость в применении мер для предупреждения либо устранения последствий существенного вреда;

— есть доказательства того, что заинтересованный национальный товаропроизводитель пребывает в процессе адаптации к условиям конкуренции.

Еще одним нововведением в применении специальных мер по импорту в Украину стало вступление в силу

ст. 21 Закона о спецмерах по импорту. В соответствии с ней специальные меры не применяются в отношении импорта в Украину товара из страны, которая развивается и является членом ВТО, если доля такого товара не превышает 3 % общего импорта в Украину подобного товара иностранного происхождения, при условии, что совокупная часть импорта в Украину этого товара происхождением из стран, которые развиваются и являются членами ВТО, не превышает 9 % общего импорта.

Как уже говорилось, были внесены изменения и в

Закон о защите от субсидированного импорта. Он теперь не допускает возможности продления сроков применения компенсационных мер. Максимальный срок, в течение которого они могут применяться, составляет 4 месяца. Раньше допускалась возможность его продления еще на 2 месяца.

Кроме того, вступило в силу положение, закрепленное в

абзаце третьем п. 10 ст. 15 Закона о защите от субсидированного импорта. В соответствии с ним антисубсидиционное расследование не распространяется в отношении импорта из стран — членов ВТО, объем которого составляет менее 1 % общего объема потребления в Украине товара, который является объектом соответствующей антисубсидиционной процедуры, если вместе объем такого импорта из указанных стран составляет менее 3 % названных объемов потребления.

Как предусмотрено

Законом о защите от субсидированного импорта, основанием для прекращения антисубсидиционного расследования может быть незначительность объема действительного или потенциального субсидированного импорта либо размера действительного или потенциального ущерба. По общему правилу, ущерб считается незначительным, если размер доли рынка импорта в Украину ниже 1 % общего объема потребления в Украине товара, являющегося объектом соответствующей антисубсидиционной процедуры, если вместе объем такого импорта составляет менее 3 % объема потребления.

Для развивающихся стран — членов ВТО критерий определения незначительности объема субсидированного импорта другой: с 16.05.2008 г. вступило в силу положение, согласно которому для таких стран объем субсидированного импорта считается незначительным, если он составляет менее 4 % общего объема импорта в Украину подобного товара из одной развивающейся страны — члена ВТО.

Верховная Рада Украины также внесла изменения в

ст. 16 Закона о ВЭД. Их цель — привести законодательство Украины в соответствие с Соглашением о процедуре лицензирования импорта. Статья 16 теперь устанавливает запрет на ограничение импорта товаров, в отношении которых устанавливаются определенные квоты, до полного использования этих квот.

Кроме того, в соответствии с

Законом о ВЭД субъектам хозяйствования теперь не может быть отказано в таможенном оформлении товара из-за незначительных отклонений от стоимости, количества, веса или от других значений, которые указываются в лицензии на импорт. Предельная разница таких значений должна быть установлена Кабмином по представлению Минэкономики.

И еще одна новая норма:

установлен срок, в течение которого должна быть опубликована информация о распределении квоты среди государств-поставщиков. Это должно быть сделано не позже чем за 21 день до даты введения режима лицензирования.

 

Законодательство об интеллектуальной собственности

Вступление Украины в ВТО требовало приведения законодательства в сфере интеллектуальной собственности в соответствие с нормами

Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), которое является одним из многих соглашений ВТО.

Как указано в Объяснительной записке к

проекту Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам интеллектуальной собственности (в отношении исполнения требований, связанных со вступлением Украины в ВТО)» (см. www.gska2.rada.gov.ua), первоочередной задачей принятия данного Закона являлось обеспечение соответствия законодательства Украины ст. 16 Соглашения ТРИПС в части гарантий интересов собственников прав на торговые марки (особое внимание в ходе переговоров о вступлении Украины в ВТО на это обращали США) и ст. 22 Соглашения ТРИПС в части защиты негеографических названий происхождения товаров (на необходимости этих изменений настаивал Европейский Союз).

Внесенные в

Закон № 752 изменения расширили понятие географического указания происхождения товара: если раньше правовая защита предоставлялась только названию географического места, используемому для обозначения товара, который происходит из этого географического места, то теперь такую защиту получает любое словесное или даже изобразительное (графическое) обозначение, которое прямо или опосредованно указывает на географическое место происхождения товара.

Нужно сказать, что в международном праве нашло отражение правило, согласно которому право на использование

географического указания признается только за теми лицами, которые производят или реализуют товар, действительно происходящий из указанного географического места. Известны разные формы географических указаний происхождения товара. Это могут быть словесные обозначения, названия стран и городов, сочетания с наименованием товара (например, французские духи), изобразительные обозначения (на этикетке, например, могут быть изображены Альпы или Большой каньон, другим примером может служить изображение Эйфелевой башни на парфюмерных товарах).

Произошли существенные изменения в регулировании вопроса о предоставлении правовой защиты

квалифицированному указанию происхождения товара, в котором используется знак для товаров и услуг. Раньше она предоставлялась указанию места происхождения товара, даже если в Украине уже был зарегистрирован знак для товаров и услуг, включающий в себя такое указание или состоящий только из него. Теперь вместо данного правила в Закон включено положение, согласно которому указанию происхождения товара не может быть предоставлена правовая охрана, если оно тождественно либо похоже настолько, что его можно перепутать со знаком для товаров и услуг, права на который признаны в Украине.

Однако следует обратить внимание на то, что если заявка на регистрацию квалифицированного указания происхождения товара была подана еще до вступления в силу рассматриваемых изменений, т. е. до 16.05.2008 г., на нее данное ограничение не распространяется — она рассматривается по правилам законодательства, действовавшего на момент подачи заявки.

Соответствующие изменения были внесены и в

Закон № 3689: после 16.05.2008 г. у собственника свидетельства на право собственности на знак для товаров и услуг есть исключительное право запрещать другим лицам использовать без его согласия зарегистрированный знак в квалифицированных указаниях происхождения товара. Но опять же, это право не распространяется на использование квалифицированного указания происхождения товара, заявка на регистрацию которого была подана до 16.05.2008 г.

Говоря об изменениях, которые произошли в законодательстве об интеллектуальной собственности, нужно сказать о том, что в

Законе № 752 появилось положение, согласно которому для использования названия места происхождения товара необязательно, чтобы сырье для его производства происходило из географического места, в котором данный товар производится. Главное, чтобы существовали специальные условия производства и был установлен контроль за их соблюдением. Это правило применимо для тех случаев, когда указание места происхождения товара обусловлено спецификой технологии его изготовления, выработанной именно в этом географическом месте на основе длительного опыта, секретов производства, традиций и культуры. Возьмем условный пример: использование такого указания места происхождения товара, как сыр «Рокфор», обусловлено как раз спецификой технологии, которая используется при производстве сыра во французской провинции Руэрг. Поэтому данное указание места происхождения товара может использоваться независимо от того, где получено молоко, используемое для изготовления сыра. Главное, чтобы была соблюдена технология производства.

Нужно иметь в виду, что если указание на место происхождения товара обусловлено определенными природными условиями, существующими в данном географическом месте (например, как в случае с минеральной водой «Боржоми»), сослаться на приведенное выше правило не получится.

Изменения, внесенные в

Закон № 3689 и касающиеся указания товарных знаков в доменных именах, носят чисто технический характер, поэтому в требованиях к порядку указания знаков в доменных именах ничего принципиально не поменялось. Об этом свидетельствует и то, что в ч. 1 ст. 20 Закона № 3689 теперь отдельно предусмотрено, что нарушением прав собственника свидетельства считается также использование без его согласия в доменных именах знаков для товаров и услуг.

А вот в отношении охраны прав на хорошо известный знак изменения более существенные:

знак для товаров и услуг может быть признан теперь общеизвестным независимо от его регистрации в Украине.

Отметим также, что в связи со вступлением Украины в ВТО уточнены требования к документам, которые подаются иностранцами для регистрации в Украине квалифицированного указания происхождения товара.

С получением Украиной статуса члена ВТО вступили в силу изменения в

Порядок уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденный постановлением Кабмина от 23.12.2004 г. № 1716. В связи с этим исчезла дифференциация размеров сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности. Напомним, раньше их размер был установлен для двух категорий лиц: 1) для физических лиц, постоянно проживающих в государствах, в которых валовой национальный доход на душу населения составляет менее 3 тыс. долл. США в год, и юридических лиц с местонахождением в таких государствах; 2) для всех других лиц.

Теперь

единый для всех лиц размер сборов существенно увеличен даже по сравнению с размером, существовавшим ранее для лиц из государств с валовым национальным доходом на душу населения более 3 тыс. долл. США в год*. В то же время поблажки сделаны для тех случаев, когда заявление подается самим изобретателем или автором. Для них каждый сбор за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, составляет лишь 5 % от установленного размера (до внесения изменений им нужно было уплачивать 50 %). Теперь также предусмотрена льгота для неприбыльных организаций и учреждений — за действия, связанные с охраной авторских прав, они должны заплатить 10 % от установленного размера сбора. Эта льгота не распространяется на сбор за публикацию сведений о выдаче лицензии на использование изобретения или полезной модели, либо изменений в такие сведения, а также за опубликование сведений о передаче права собственности на изобретение или полезную модель.

* Как отмечено в открытом письме к Президенту Украины, Премьер-министру Украины и Председателю Верховной Рады Украины от 13.05.2008 г.,

с момента вступления Украины в ВТО сборы за охрану интеллектуальной собственности увеличились до 35 раз и теперь превышают соответствующие затраты предприятий ФРГ и Испании в 1,9 раза, Франции — в 1,7 раза, Великобритании — в 3,5 раза (см. http://www.intelect.org.ua).

Порядок уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на сорта растений, утвержденный постановлением Кабмина от 19.08.2002 г. № 1183,

также дополнен новым положением, предоставляющим льготу в уплате сборов неприбыльным организациям и учреждениям: за действия, связанные с охраной прав на сорта растений, они также уплачивают лишь 10 % установленного размера сбора, а за поддержание действительности имущественных прав интеллектуальной собственности на сорт растений — 5 %.

 

Страхование

В связи со вступлением Украины в ВТО произошли изменения и в законодательстве о страховании.

Основное нововведение —

с 16.05.2008 г. нерезиденты получили право осуществлять страховую деятельность в Украине. Однако в течение 5 лет со дня вступления Украины в ВТО их возможности по сравнению со страховщиками — резидентами Украины будут ограничены. В частности, им разрешено осуществлять только следующие виды страховой деятельности:

— исключительно по страхованию рисков, связанных с морскими перевозками, коммерческой авиацией, запуском космических ракет и фрахтом (включая спутники), в случае, если объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с транспортируемыми товарами и/или транспортным средством, которым они транспортируются, и/или какая-либо ответственность, возникающая в связи с таким транспортированием товаров; а также страховое посредничество (такое, как брокерские и агентские операции) по указанным выше направлениям страхования;

— перестрахование;

— вспомогательные услуги по страхованию, такие как консультационные услуги, оценка актуарного риска и удовлетворение претензий.

На следующие 5 лет предусмотрено, что

страховщики-нерезиденты могут осуществлять страховую деятельность в Украине только при следующих условиях:

1) государство, в котором зарегистрирован страховщик-нерезидент, относится к государствам — членам ВТО, не входит в число государств, которые не принимают участия в международном сотрудничестве в сфере предупреждения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

2) между уполномоченным органом по осуществлению надзора за страховыми компаниями страны, в которой зарегистрирован страховщик-нерезидент, и Уполномоченным органом подписан меморандум (заключено соглашение) об обмене информацией;

3) за страховой деятельностью в соответствии с законодательством страны регистрации страховщика-нерезидента осуществляется государственный надзор;

4) между Украиной и страной, в которой зарегистрирован страховщик-нерезидент, заключен международный договор о предупреждении налоговых уклонений и избежании двойного налогообложения;

5) рейтинг финансовой надежности (устойчивости) страховщика-нерезидента соответствует установленным требованиям*, а также при соблюдении других условий.

* Требования к рейтингу финансовой надежности (устойчивости) страховщика-нерезидента, имеющего право осуществлять страховую деятельность в Украине, утверждены распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины от 28.08.2007 г. № 7924.

Кроме того,

на страховых и/или перестраховых брокеров-нерезидентов возложена обязанность письменно уведомить Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг Украины по установленной ею форме о намерении осуществлять деятельность на территории Украины. Госкомиссия по регулированию рынков финуслуг в течение трех дней с момента уведомления публикует эту информацию на своей официальной веб-странице в Интернете и в печатных средствах массовой информации.

Также нужно обратить внимание на то, что с 16.05.2008 г. вступили в силу

Требования к порядку заключения договоров со страховщиками-нерезидентами, утвержденные распоряжением Государственной комиссии по регулированию рынков финуслуг от 01.11.2007 г. № 8197.

Отметим, что ряд изменений в

Закон о страховании, предусмотренных в связи со вступлением Украины в ВТО, вступит в силу только с 17.05.2013 г. Среди них, кроме отмены ограничений в осуществлении страховой деятельности нерезидентами и внесения некоторых корректив в условия ее осуществления, нужно также выделить изменения требований к минимальному размеру уставного фонда страховщика . Эти изменения приведены для наглядности в табл. 3.

 

Таблица 3

Вид страхования, которым занимается страховщик

Минимальный размер уставного фонда (евро, по валютному обменному курсу валюты Украины)

До вступления в ВТО и в течение 5 лет после вступления

Через 5 лет после вступления в ВТО

все виды страхования, кроме страхования жизни

1 млн

1 млн

страхование жизни

1,5 млн

10 млн

 

Основное же изменение, которое должно вступить в силу с 17.05.2013 г., заключается в том, что в числе страховщиков, имеющих право осуществлять страховую деятельность на территории Украины,

Закон о страховании будет называть не только финансовые учреждения, которые созданы в форме акционерных, полных, коммандитных обществ либо обществ с дополнительной ответственностью в соответствии с Законом Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-XII, с учетом того, что участников каждого из таких финансовых учреждений должно быть не менее трех, и других особенностей, предусмотренных Законом о страховании, а также получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности; но и зарегистрованные в соответствии с законодательством Украины постоянные представительства в форме филиалов иностранных страховых компаний, которые также получили в установленном порядке лицензию на осуществление страховой деятельности.

Вступление в силу указанных изменений будет означать

полный допуск филиалов иностранных страховых компаний на рынок Украины. После получения лицензии они смогут осуществлять страховую деятельность в том же объеме, что и страховые компании, зарегистрированные в Украине.

Также обратим внимание на то, что

через 5 лет после вступления Украины в ВТО Государственная комиссия по регулированию рынка финансовых услуг получит новое полномочие, заключающееся в возможности отзывать лицензию на осуществление страховой деятельности филиалом страховщика-нерезидента в случае, если последнего лишили лицензии на осуществление страховой деятельности либо он ликвидирован/объявлен банкротом в стране, в которой он зарегистрирован.

Указанные изменения в

Законе о страховании обеспечены целым рядом подзаконных нормативно-правовых актов, которые также вступят в силу через 5 лет. Это, в частности, Порядок ликвидации филиалов страховщиков-нерезидентов, утвержденный распоряжением Госкомиссии по регулированию рынков финуслуг от 07.12.2006 г. № 6504, Положение об осуществлении надзора за деятельностью филиалов страховщиков-нерезидентов и применении мер воздействия за нарушения ими законодательства о финансовых услугах и о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты, утвержденное распоряжением Госкомиссии от 16.11.2006 г. № 6426, Требования к гарантийному депозиту филиалов страховщиков-нерезидентов, утвержденные распоряжением Госкомиссии от 19.09.2006 г. № 6244. Госкомиссией утверждены также Лицензионные условия осуществления страховой деятельности филиалами страховщиков-нерезидентов (распоряжение от 07.09.2006 г. № 6201), Порядок регистрации филиалов страховщиков-нерезидентов (распоряжение от 19.07.2006 г. № 6021).

Также предусмотрены изменения, позволяющие через пять лет, т. е. с момента допуска на рынок страховых услуг филиалов страховщиков-нерезидентов, распространить и на их деятельность

Правила проведения проверок Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг Украины, утвержденные распоряжением от 28.10.2003 г. № 96, а также Положение об осуществлении надзора за деятельностью филиалов страховщиков-нерезидентов и применении мер воздействия за нарушения ими законодательства о финансовых услугах и о внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты, утвержденное распоряжением от 16.11.2006 г. № 6426.

 

Банки и банковская деятельность

С 16.05.2008 г. вступили в силу изменения в

Закон о банковской деятельности. С этой даты иностранные банки получили возможность не только создавать свои представительства на территории Украины, но и открывать филиалы.

Закон о банковской деятельности

устанавливает исключительный перечень условий, при которых иностранный банк имеет право на открытие в Украине своего филиала. В частности, сделать он это может при условии, что уставный капитал такого иностранного банка составляет не менее 150 миллионов евро; минимальный размер приписного капитала филиала на момент его аккредитации — не менее 10 миллионов евро, а также с соблюдением ряда других требований.

Для осуществления филиалом иностранного банка банковской деятельности на территории Украины Нацбанк Украины проводит аккредитацию филиала иностранного банка путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков и выдачи банковской лицензии.

Национальный банк Украины принимает решение об аккредитации либо об отказе в аккредитации филиала иностранного банка в течение

трех месяцев с момента подачи всех необходимых документов, перечень которых приведен в Законе о банковской деятельности.

Есть теперь в

Законе о банковской деятельности и указание на то, что вклады физических лиц филиалов иностранных банков гарантируются в порядке и размерах, предусмотренных законодательством Украины. Напомним, в Украине действует Закон Украины «О Фонде гарантирования вкладов физических лиц» от 20.09.2001 г. № 2740-ІІІ.

Все названные изменения во многом направлены на выполнение требований

Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 16.06.94 г., ратифицированного Верховной Радой Украины 10.11.94 г.

 

Изменения правил въезда/выезда иностранцев

Со вступлением Украины в ВТО

для иностранцев и лиц без гражданства из государств — членов ВТО срок, в течение которого они могут временно пребывать на территории Украины по паспортному документу, зарегистрированному в пункте пропуска через государственную границу, увеличился до 180 дней в году. Напомним, до этого общий срок пребывания таких лиц в Украине не мог превышать 90 дней в году, если иная продолжительность пребывания не была предусмотрена международным договором (п. 19 Правил въезда иностранцев и лиц без гражданства в Украину, их выезда из Украины и транзитного проезда через ее территорию, утвержденных постановлением Кабмина от 29.12.95 г. № 1074).

 

Изменения в регулировании процедур оценки соответствия

Вступление Украины в ВТО потребовало от Верховной Рады Украины внести изменения и в

Закон о стандартах.

Цель указанных изменений — согласовать процедуры оценки соответствия с требованиями

ст. 6.1 Соглашения о технических барьерах в торговле. Это, в частности, необходимо для признания результатов украинских процедур соответствия в странах — членах ВТО.

Нужно сказать, что сами

процедуры оценки соответствия продукции техническим регламентам и стандартам могут отличаться в разных странах — членах ВТО. Главное, в чем они должны совпадать, — способность обеспечить уверенность в соответствии продукции предусмотренным требованиям. Как указано в ст. 30 Закона о стандартах, документы, подтверждающие результаты оценки соответствия, принимаются и признаются в Украине, если процедуры, выполненные в иностранных государствах, обеспечивают такой же уровень соответствия необходимым техническим регламентам либо стандартам, как и национальные процедуры оценки соответствия.

Изменения коснулись и

порядка назначения органа по оценке соответствия. Теперь более детально регламентирован порядок его назначения, что пока не учтено на уровне Порядка осуществления процедуры назначения органов по оценке соответствия продукции, процессов и услуг требованиям технических регламентов, утвержденного постановлением Кабмина от 24.01.2007 г. № 59. Кроме того, предусмотрено ведение реестра органов по оценке соответствия, который должен быть доступен для общественности в электронной и/или другой форме, а также должен публиковаться на официальном веб-сайте Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики.

У Совета стандартизации и технического регулирования при Кабмине появилось новое полномочие — рассмотрение спорных вопросов по проектам технических регламентов и их соответствия основной цели технического регулирования, а также спорных вопросов по назначению органов по оценке соответствия.

Разработан также проект

Закона Украины «О внесении изменений в статью 1 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов». Им предусмотрено приведение термина «стандарт» в соответствие с Приложением 1 к Соглашению о технических барьерах в торговле, согласно которому соблюдение стандартов должно быть необязательным в отличие от обязательного соблюдения технических регламентов. Однако данный законопроект не был принят Верховной Радой Украины.

Кроме того, предусматривается, что

будет распространяться практика признания деклараций поставщика (производителя) о соответствии, и сокращаться перечень товаров, подлежащих обязательной сертификации третьей стороной. Планируется также внедрение системы рыночного надзора, т. е. постоянного надзора за соответствием продукции, введенной в оборот, техническим регламентам, правомерностью проставления на ней Национального знака соответствия, полнотой и достоверностью информации о такой продукции. Соответствующие изменения пока не внесены в законодательство, однако их необходимость уже обусловлена вступлением Украины в ВТО.

 

Квоты

Закон Украины «О государственном регулировании производства и реализации сахара» от 17.06.99 г. № 758-XIV

больше не предусматривает квоты на поставки сахара по международным договорам. Нет теперь и предписания, согласно которому производство сахара в Украине из импортного сырья допускается исключительно при условии последующего вывоза готовой продукции в полном объеме за пределы Украины.

В то же время в

Законе остались нормы, предусматривающие возможность установления квот на поставки сахара на внутренний рынок.

С 01.01.2009 г. вступит в силу

Закон Украины «Об установлении тарифной квоты на ввоз в Украину сахара-сырца из тростника» от 30.11.2006 г. № 404-V, а вместе с ним и норма, согласно которой устанавливается ежегодная тарифная квота на ввоз в Украину с 1 января по 31 декабря сахара-сырца из тростника в объеме 260 тысяч тонн по ставке ввозной пошлины в размере 2 % его таможенной стоимости. Как указано в Отчете Рабочей группы по вопросам вступления Украины в ВТО, в 2010 году квота должна увеличиться до 267000 тонн в год. Порядок распределения тарифной квоты и использования конечного продукта переработки сахара-сырца из тростника в пределах данной тарифной квоты еще должен установить Кабмин. Предварительно предполагается, что она будет распределяться в порядке поступления заявок через 3 года после вступления в ВТО.

Установление данной квоты не означает, что импорт сахара на внутренний рынок Украины сверх квоты будет запрещен, однако осуществляться он должен будет по ставкам ввозной пошлины, определенным

Таможенным кодексом Украины (50 %).

Отменено

также квотирование объемов производства и продажи молочной продукции, а также объемов ее поставок в государственный материальный резерв. Из Закона о молочной продукции исключена норма о минимальных закупочных ценах на молоко.

Вместе со

ст. 19 Закона о молочной продукции, посвященной деятельности Фонда содействия развитию рынка молока и молочных продуктов, которая исключена из Закона, исчезла и обязанность субъектов хозяйствования, занимающихся производством и переработкой молока, уплачивать в Фонд взносы в размере 0,2 копейки с каждого килограмма молока.

 

Правила определения происхождения автомобилей и мотоциклов (мотороллеров)

Закон Украины «О развитии автомобильной промышленности в Украине»

от 18.03.2004 г. № 1624-IV предусматривает, что определение происхождения теперь будет осуществляться в соответствии с Соглашением об определении происхождения в рамках Генерального соглашения о торговле и тарифах. При этом учитывается, что критерии операций по производству автомобилей и мотоциклов (мотороллеров) предусматривают:

а) изготовление кузова (кабины) из отдельных элементов, деталей либо узлов методом неразъемного соединения (не предусматривающим возможности их последующего разъединения без утраты качественных или ценовых характеристик отдельных элементов);

б) покраска кузова (кабины) автомобиля или мотоцикла (мотороллера);

в) составление из отдельных элементов (кроме внутреннего оснащения) автомобиля или мотоцикла (мотороллера);

г) проведение тюнинга по заказу покупателя. Под тюнингом понимаются работы, улучшающие внутренние либо внешние показатели автомобиля или мотоцикла (мотороллера). Местом тюнинговых работ считается место расположения (местонахождение) лица, которое их проводит.

Напомним, раньше данный

Закон предлагал критерии не операций по производству автомобилей и мотоциклов, а определения страны происхождения автомобиля, мотоцикла, комплектующего изделия либо запасной части. В частности, указывалось, что Украина считается такой страной, если при изготовлении автомобиля, мотоцикла, комплектующего изделия, запасной части стоимость использованных узлов и деталей из других стран или неизвестного происхождения составляет менее 50 процентов от цены франко-завод производителя такого автомобиля, мотоцикла, комплектующего изделия либо запасной части.

 

Издательское дело

Тут основные изменения, связанные со вступлением Украины в ВТО, произойдут только в 2013 году. Именно тогда из

Закона Украины «Об издательском деле» от 05.06.97 г. № 318/97-ВР исчезнет положение о запрете создания и деятельности организаций по распространению издательской продукции, в уставном фонде которых более 30 % иностранных инвестиций.

 

Это те основные изменения в законодательстве Украины, которые произошли в связи с получением нашим государством статуса страны — члена Всемирной торговой организации. Безусловно, ставить точку пока рано. Уже есть законопроекты по внесению изменений в

законы Украины «О ветеринарной медицине», «О рыбе, других водных живых ресурсах и пищевой продукции из них», «О безопасности и качестве пищевых продуктов», «О санитарной медицине». Так что, думаем, фразой «в связи со вступлением Украины в ВТО» будет начинаться еще не один блок новостей законодательства.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше