Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Bы нам писали. Утеря свидетельства плательщика НДС: что делать, когда ничего не делали?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2008/№ 56
Печать
Статья

Утеря свидетельства плательщика НДС: что делать, если ничего не делали?

 

Для любого плательщика НДС особую значимость имеет документ, удостоверяющий этот самый статус плательщика. Вы, наверное, уже догадались, что речь идет о Свидетельстве плательщика НДС, которое СПД должны беречь с особым трепетом. Между тем жизнь есть жизнь и потери, в том числе и важных документов, случаются. Поводом для данной публикации стали письма читателей, оказавшихся в подобной ситуации, и выход из которой нельзя назвать очевидным.

Виталий ДНЕПРОВСКИЙ, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98.

Положение № 79

— Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.

 

Рассмотрим ситуацию с утерей свидетельства плательщика НДС (далее — Свидетельство). Когда есть ксерокопия (еще лучше — удостоверенная в налоговой инспекции копия), контрагенты — старые знакомые, то необходимости в оригинале Свидетельства нет, поэтому вы приняли решение лишний раз не тревожить налоговую службу, или же просто не подозревали об утере Свидетельства и были уверены, что оно в безопасном месте. Итак, Свидетельство утеряли, за новым Свидетельством в свое время не обращались. Но вдруг у вас проснулась совесть, и вы, как законопослушный плательщик налогов, решили его обновить, или возникла необходимость покинуть ряды плательщиков НДС.

Чем угрожает такое бездействие и как правильно выйти из ситуации?

Что говорит законодательство о таком случае? Главным здесь является

Закон об НДС, правда, в нем не обсуждаются нюансы, связанные с получением Свидетельства и его утерей, только в п. 9.8 указывается требование вернуть его при аннулировании регистрации плательщиком НДС. Эта важная роль отведена Положению № 79, п. 22 которого гласит, что при утере Свидетельства для получения нового Свидетельства плательщик НДС подает в налоговый орган, в котором он состоит на учете, дополнительное регистрационное заявление с отметкой «перерегистрация в связи с утерей Свидетельства», все удостоверенные копии Свидетельства, оригинал платежного документа об уплате установленной суммы за Свидетельство, объяснительную записку за подписью плательщика налога (для физических лиц) или руководителя плательщика налога (для юридических лиц) об утере Свидетельства.

Как видим, нет обязанности плательщика НДС производить какие-либо действия при утере Свидетельства — есть его право написать заявление с целью получения нового Свидетельства. Следовательно, если плательщик НДС утерял свое Свидетельство и не идет в налоговую с заявлением, значит, он ничего не нарушил. Но с другой стороны, если этого не сделать,

в дальнейшем могут возникнуть некоторые трудности, о которых поговорим чуть позже.

На внесение доли ясности мог бы претендовать

п. 14.4 Положения № 79, где говорится, что все удостоверенные копии Свидетельства подлежат возврату в налоговые органы в случае аннулирования регистрации, замены Свидетельства или утери Свидетельства одновременно с возвратом Свидетельства или подачей соответствующего заявления плательщиком налога на добавленную стоимость. Но, похоже, что дублируется требование прилагать все удостоверенные копии к заявлению о получении нового Свидетельства (в связи с утерей).

Следовательно,

Положение № 79 оставляет вас в покое при утере Свидетельства, в случае если новое Свидетельство временно не нужно.

Интересно, что при

утере удостоверенных копий Свидетельства плательщик НДС обязан сообщить об этом в налоговую. Этого прямо требует п. 14.4 Положения № 79 о регистрации: в случае утери удостоверенных копий Свидетельства плательщик НДС в письменном виде уведомляет налоговый орган об утере таких копий и подает объяснительную записку за подписью плательщика налога (для физических лиц) или руководителя плательщика налога (для юридических лиц).

Парадокс: выходит, что удостоверенные

копии важнее самого Свидетельства, поскольку об их утере нужно извещать налоговую, тогда как утерю самого Свидетельства можно не афишировать? Решение этого риторического вопроса оставим для законодателей, а сами вернемся к трудностям, которые могут возникнуть, если Свидетельство утеряно, а за новым никто не обращался.

А таковые могут возникнуть у юридических лиц при переходе на единый налог по ставке 10 %. Регистрация плательщика НДС действует до даты ее аннулирования, которая происходит в случае, если лицо, зарегистрированное как плательщик НДС, регистрируется как плательщик единого налога или становится субъектом других упрощенных систем налогообложения, определяющих особый порядок начисления или уплаты налога на добавленную стоимость, отличный от тех, которые установлены данным Законом, или освобождающих такое лицо от уплаты этого налога по решению суда либо по каким-то другим причинам. В таком случае происходит аннулирование регистрации плательщика НДС двумя способами: или по инициативе налогового органа, или по инициативе самого плательщика НДС. Причем налоговый орган обязан принять самостоятельное решение об аннулировании регистрации на таком основании и не может отказать при наличии достаточных оснований при подаче заявления плательщиком НДС (

п. 9.8 Закона об НДС).

Так как

Положение № 79 дублирует нормы Закона об НДС и несколько детализирует процедуру отмены регистрации плательщика НДС, далее будем обращаться к нему.

Рассмотрим процесс и основания для аннулирования, касающиеся перехода на единый налог по ставке 10 %.

Начнем

с первого варианта. Процитируем пункт 25.1 Положения № 79. Если органом государственной налоговой службы на основании заявления субъекта малого предпринимательства, зарегистрированным плательщиком налога на добавленную стоимость, принято решение, что лицо с определенного отчетного периода переходит на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и при этом не будет плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с абзацем вторым ст. 6 Указа № 727, но этот отчетный период еще не наступил, то на Свидетельстве, корешке Свидетельства и всех удостоверенных копиях Свидетельства в левой верхней части делается специальная запись: «Свидетельство действительно «дата последнего дня отчетного периода, который предшествует переходу плательщика на уплату единого налога», запись сделана «дата».

Запись на Свидетельстве и всех удостоверенных копиях Свидетельства удостоверяется подписью руководителя органа государственной налоговой службы и печатью. Свидетельство и копии с такой отметкой возвращаются плательщику при выдаче документов, подтверждающих право плательщика на применение упрощенной системы налогообложения, начиная с определенного отчетного периода. По окончании срока действия Свидетельство с такой отметкой и его копии сдаются субъектом малого предпринимательства в орган государственной налоговой службы вместе с заявлением об отмене регистрации плательщиком налога на добавленную стоимость. После этого орган государственной налоговой службы исключает лицо из Реестра последним днем отчетного периода, предшествующего переходу плательщика налогов на избранные им условия уплаты единого налога при применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Поскольку у вас нет Свидетельства, а

Закон об НДС не требует при переходе на единый налог писать заявление об отмене регистрации плательщиком НДС, поэтому переходим ко второму варианту, при котором налоговый орган обязан снять плательщика с НДС-ной регистрации при переходе последнего на единый налог по ставке 10 % (п. 9.8 Закона об НДС).

Согласно

п. 25.2.1 Положения № 79 органы государственной налоговой службы осуществляют постоянный мониторинг плательщиков НДС и принимают решение об аннулировании регистрации соответствующих плательщиков НДС в случае перехода их на единый налог по ставке 10 %. Такие решения могут быть приняты при наличии Свидетельства или корешка Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом по ставке единого налога 10 процентов.

Следовательно, даже когда вы, со своей стороны, никаких действий по отмене регистрации плательщика НДС не предпринимали, налоговый

орган обязан по собственной инициативе аннулировать Свидетельство плательщика НДС (которое вы успешно утеряли). А делают они это так.

Решение об аннулировании регистрации плательщика НДС по инициативе налогового органа оформляется актом об аннулировании регистрации плательщика НДС по форме № 6-ПДВ (приложение 5

к Положению № 79). Такой акт составляется в двух экземплярах соответствующей комиссией. Не позднее следующего рабочего дня после утверждения один экземпляр акта об аннулировании регистрации плательщика НДС посылается налоговым органом лицу, регистрация которого аннулирована письмом с уведомлением о вручении или лично под расписку. Если аннулирование регистрации осуществляется по инициативе налогового органа, плательщик налога обязан вернуть налоговому органу Свидетельство и все удостоверенные копии Свидетельства вместе с сопроводительным письмом в течение двадцати календарных дней со дня принятия решения об аннулировании. В этом случае задержка в возврате такого Свидетельства приравнивается к задержке в предоставлении налоговой отчетности по этому налогу (пп. 25.2.2 Положения № 79). Это требование продублировано из п. 9.8 Закона об НДС.

Но видим, что и здесь без Свидетельства не обойтись, как избежать штрафа? Если вы уже скрывали утерю свидетельства до последнего и получили акт с требованием вернуть Свидетельство, в таком случае, по нашему мнению, единственным вариантом для избежания штрафа за неподачу Свидетельства будет подача заявления об аннулировании регистрации. Если об утере Свидетельства плательщик налога сообщает в налоговый орган одновременно с подачей заявления об аннулировании регистрации согласно пункту 25 этого Положения, то в случае удовлетворения заявления об аннулировании регистрации не выдается новое Свидетельство, в случае отказа в аннулировании регистрации выдается новое Свидетельство взамен утраченного (

п. 22 Положения № 79). Форма заявления об аннулировании приведена в Положении № 79.

Лучше всего не ждать, пока гром грянет, а своевременно обратиться за новым Свидетельством в налоговую.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц