Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении разъяснений по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами

Редакция НиБУ
Письмо от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08

О предоставлении разъяснений по соблюдению природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами

 

Письмо Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 22.05.2008 г. № 6540/20/10-08

 

Минприроды рассмотрело <...> письмо от <...> в отношении вопросов применения законодательства в сфере обращения с отходами и, в пределах компетенции, предоставляет ответы на поставленные вопросы.

1. «Отработанные батареи свинцовых аккумуляторов, целые или разломанные (коды А1160 Y31 АА170)» в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 13.07.2000 г. № 1120 «Об утверждении Положения о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением и Желтого и Зеленого перечней отходов» относятся к Желтому перечню опасных отходов. Следует заметить, что указанное постановление и классификация разработаны во исполнение международной Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением.

Закон «О химических источниках тока» не выводит отработанные аккумуляторы из категории «отходы», это — попытка построить для обращения с химическими источниками тока в течение всего их жизненного цикла отдельный организационно-экономический механизм, который должен был обеспечить максимальный уровень их утилизации.

В соответствии с компетенцией, Минприроды на сегодня разрабатывает Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по заготовке и утилизации отработанных источников тока.

О необходимости уплачивать сбор за загрязнение.

Если имеем случай «хранения» (до передачи специализированному предприятию), с которым заключен договор, — то нет.

В случае «размещения» таких опасных отходов на собственной территории,

кроме взимания соответствующей платы за размещение отходов, необходимо еще и получить лицензию на обращение с опасными отходами (согласно статье 34 Закона Украины «Об отходах» и пункту 39 статьи 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»).

2. В отношении сбора за загрязнение окружающей природной среды, если предприятие передает свои отходы специализированным предприятиям согласно заключенным договорам, то сбор за загрязнение окружающей природной среды

не уплачивается.

3 — 4. Если предприятие передает указанный тип отходов в полном объеме специализированным предприятиям и имеет соответствующий договор, не накапливает свои отходы за предыдущие годы, основания для взимания сбора за загрязнение окружающей природной среды

отсутствуют.

Главными условиями легитимного временного хранения отходов в таком случае является соответствие условий временного хранения санитарным нормативам (которые подтверждены соответствующим заключением санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении объекта обращения с отходами) и непревышение утвержденного лимита.

4. Из ответа на предыдущий вопрос и условий получения лимита (который получают заблаговременно на следующий год) следует, что в условиях соблюдения договора со специализированным предприятием и своевременно оформленного лимита на образование отходов сбор за загрязнение окружающей природной среды

не взимается.

5.

Нормативы сбора исчисляются согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 01.03.99 № 303 «Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора» в соответствии с классом опасности данного типа отходов (уровня опасности отходов), характера места размещения отходов (коэффициенты 1 или 3), (зоны) размещения отходов в окружающей природной среде (коэффициенты 1 или 3).

6. Ответ на этот вопрос содержит ответы на все его отдельные составляющие.

Класс опасности отходов устанавливается органами МЗО, по согласованию органов Минприроды.

В отношении автомобильных аккумуляторов и шин

эта проблема вообще не должна возникать, поскольку для указанных отходов в Украине существуют соответствующие технологии утилизации, поэтому согласно пункту «д» статьи 17 Закона Украины «Об отходах» субъекты хозяйственной деятельности обязаны «обеспечивать полный сбор, надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчи отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, отвечающая требованиям экологической безопасности» и согласно пункту «і» статьи 42 должны передавать их только организациям, имеющим соответствующие лицензии.

Как уже отмечалось (ответ на вопрос № 4), вопрос об уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды отходами, передаваемыми специализированным предприятиям, не должен подниматься вообще.

Что касается отсутствия определенного класса опасности отходов в разрешительном документе, то лимит на образование и размещение отходов без заполнения класса опасности отходов и неопределенного места размещения или передачи отходов является

нелегитимным.

Если предприятие вообще осуществляло свою хозяйственную деятельность, в том числе образование и размещение отходов, в этом случае,

кроме уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды в пятикратном размере, лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность (статья 42 Закона Украины «Об отходах»).

7. На практике конфликты по определению класса опасности могут возникнуть только для тех типов отходов, для которых собственник не нашел соответствующей технологии утилизации, т. к. в другом случае собственник или передает их специализированному предприятию, или будет утилизировать их самостоятельно.

Именно такие виды отходов, для которых не найдена надлежащая технология утилизации, и являются в первую очередь объектом паспортизации отходов (постановление Кабинета Министров Украины от 01.08.99 г. № 2034 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета и паспортизации отходов»). Во время паспортизации и определяется класс опасности и другие свойства определенного типа отходов, необходимые для поиска приемлемой технологии утилизации.

Форма и содержание паспорта отходов изложены в ДСТУ 2195-99 «Охрана природы. Обращение с отходами. Технический паспорт отхода. Состав, содержание, изложение и правила внесения изменений», введенном в действие приказом Госстандарта Украины от 03.02.2000 № 97.

8 — 10. Общие замечания. Термин «размещение» в отношении отходов нужно использовать осторожно, поскольку в Законе Украины (статья 1) «размещение отходов — хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах».

То есть

следует различать термин «размещение отходов» и «хранение отходов» — «временное размещение отходов в специально отведенных местах или объектах (до их утилизации или удаления)».

8. Документом, подтверждающим количество размещенных отходов, в случае передачи их другому предприятию являются акты приема-передачи, или любой другой документ, подтверждающий соответствующую передачу.

В случае размещения их на собственной территории — паспорт места удаления отходов (в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.98 № 1216 «Об утверждении Порядка ведения реестра мест удаления отходов».)

9.

Понятие «материально-сырьевые балансы» — экономический термин, характерный для макроэкономики, в котором используются нормы расходов сырья на единицу продукцию, нормы образования бракованной продукции, и соответственно нормы образования отходов. Так как регулирование образования отходов невозможно без нормирования их образования, был употреблен этот общеэкономический термин. Фактически под ведением материально-сырьевых балансов имеется в виду наличие на предприятии соответствующего планирования производства продукции и ее учета, и соответствующего нормирования образования отходов и их учета, учета их перемещения за пределы предприятия.

10. Безусловно, наличие соответствующих журналов учета отходов

необходимо.

При этом основным условием для удобного пользования такими учетными документами для отходов, образование которых нормируется, является возможность легко проверять факты соблюдения соответствующих норм образования отходов.

Для других товарно-материальных ценностей, которые становятся отходами, документом об их образовании может быть акт об их списании, а документом учета — журнал учета образования отходов.

На данное время Минприроды согласовывает с центральными органами власти формы первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары», которыми будет установлена единая форма учета образования отходов и использования упаковочных материалов и тары*.

* См. также материал на с. 40. —

Примеч. ред.

Заместитель министра М. Мовчан

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше