Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О соблюдении природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2008/№ 58
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319

О соблюдении природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами

 

Письмо Министерства промышленной политики Украины от 27.05.2008 г. № 15/2-3-319

 

Министерство промышленной политики Украины рассмотрело <...> письмо <...> о применении законодательства в

сфере обращения с отходами и в рамках компетенции информирует о следующем.

1. Отношения, связанные с образованием, сбором, заготовкой, перевозкой, хранением, обработкой (переработкой), утилизацией, удалением, обезвреживанием и захоронением отходов, которые образуются в Украине, перевозятся через ее территорию, вывозятся с нее, а также с перевозкой, обработкой и утилизацией отходов, ввозимых в Украину как вторичное сырье, установление сбора за загрязнение окружающей природной среды регулируются законами Украины «Об охране окружающей природной среды» и «Об отходах» и другими нормативно-правовыми актами. На химические источники тока согласно части 2 статьи 3 Закона Украины «О химических источниках тока» действие Закона Украины «Об отходах» не распространяется, но и не выводит отработанные аккумуляторы из категории «отходы» и это, на наш взгляд, попытка построить для обращения с химическими источниками тока в течение всего их жизненного цикла отдельный организационно-экономический механизм, который должен был обеспечить максимальный уровень их утилизации.

Вместе с тем, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 13.07.2000 г. № 1120 «Об утверждении Положения о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением и Желтого и Зеленого перечней отходов» отработанные батареи свинцовых аккумуляторов, целые или разрушенные (коды А1160 Y31 АА170)» относятся к Желтому перечню опасных отходов. Указанное постановление и классификация разработаны во исполнение международной Базельской конвенции о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их удалением. Поэтому считаем, что

отработанные аккумуляторы относятся к категории «отходы» и на них распространяется действие всех нормативно-правовых актов.

При размещении опасных отходов на территории субъекта хозяйствования согласно статье 34 Закона Украины «Об отходах» и пункту 39 статьи 9 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности»,

кроме соответствующей платы за размещение отходов, необходимо еще и получить лицензию на обращение с опасными отходами.

2. Согласно абзацу первому пункта 4 Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01.03.99 № 303 «Суммы сбора, взимаемого за размещение отходов, исчисляются плательщиками сбора самостоятельно на основании утвержденных лимитов <...> исходя из фактических объемов <...> размещения отходов <...>». На отходы, не принадлежащие на правах собственности данному субъекту, не нужно начислять и уплачивать сбор за размещение отходов. То есть, если предприятие (субъект хозяйствования)

не размещает на своей территории отходы, а передает их согласно заключенным договорам специализированным предприятиям, то сбор за загрязнение окружающей природной среды не уплачивается.

3 — 4. Абзацем первым пункта 7.2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды в качестве базового налогового (отчетного) периода уплаты сбора за размещение отходов определен календарный квартал. Согласно абзацу второму пункта 7.2 этой Инструкции определено, что «Налоговые расчеты сбора подаются плательщиками в органы государственной налоговой службы в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, по месту налоговой регистрации плательщика (месту пребывания на налоговом учете в органах государственной налоговой службы)». Изложенное выше свидетельствует о том, что субъект хозяйствования, имеющий в собственности отходы, должен не позднее 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала, подать

расчет сбора за размещение отходов, где указать отходы, на которые имеются договоры об их утилизации, но которые фактически не переданы, и уплатить этот сбор по месту налоговой регистрации (месту пребывания на налоговом учете в органах государственной налоговой службы) в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи налогового расчета сбора, т. е. в течение 50 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (пункт 7.3 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды).

Эта

обязанность у субъекта хозяйствования не возникает в случае, когда у него прекращено право собственности на эти отходы до даты подачи расчета сбора.

5.

Нормативы сбора исчисляются в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 01.03.99 № 303 «Об утверждении Порядка установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора» согласно классу опасности данного типа отходов (уровню опасности отходов), характеру места размещения отходов (коэффициенты 1 или 3), зоны размещения отходов в окружающей природной среде (коэффициенты 1 или 3).

6. Пунктом «т» статьи 17 Закона Украины «Об отходах» субъекты хозяйствования обязаны исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством, к которому относятся: Порядок установления нормативов сбора за загрязнение окружающей природной среды и взимания этого сбора, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 01.03.99 № 303; Порядок разработки, утверждения и просмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.98 № 1218; Инструкция о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды, утвержденная совместным приказом Минэкобезопасности и Государственной налоговой администрации от 19.07.99 № 162/379. Если предприятие не действовало согласно требованиям Порядка, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03.08.98 № 1218, и осуществляло свою хозяйственную деятельность, в том числе образование и размещение отходов

без утвержденных лимитов, в этом случае, кроме уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды в пятикратном размере, лица, виновные в нарушении законодательства об отходах, несут дисциплинарную, административную, гражданскую или уголовную ответственность (статья 42 Закона Украины «Об отходах»). Класс опасности отходов устанавливается органами МЗО по согласованию органов Минприроды.

Что касается автомобильных аккумуляторов и шин

, то эта проблема вообще не должна возникать, поскольку для указанных отходов в Украине существуют соответствующие технологии утилизации. Поэтому согласно пункту «д» статьи 17 Закона Украины «Об отходах» субъекты хозяйственной деятельности обязаны «обеспечивать полный сбор, надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчи отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, отвечающая требованиям экологической безопасности», и согласно пункту «і» статьи 42 должны передавать их только организациям, которые имеют соответствующие лицензии.

Ответ на вопрос об уплате сбора за загрязнение окружающей природной среды отходами, передаваемыми специализированным предприятиям, был рассмотрен в пункте 4.

Разрешительный документ

относительно лимитов на образование и размещение отходов без заполнения класса опасности отходов, с неопределенным местом размещения или передачи является не действующим. Собственник отходов должен определять состав и свойства образующихся отходов, а также по согласованию со специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами степень их опасности для окружающей природной среды и здоровья человека и предоставить указанную информацию в специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

7. Вопросы

об определении класса опасности могут возникнуть только для тех типов отходов, для которых собственник не нашел надлежащую технологию утилизации и вынужден передать их на утилизацию специализированному предприятию или внедрять мероприятия и соответствующие технологии для утилизации их самостоятельно. Если для отходов не найдена надлежащая технология утилизации, то они в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.99 г. № 2034 «Об утверждении Порядка ведения государственного учета и паспортизации отходов» требуют учета и паспортизации. Во время паспортизации и определяется класс опасности и другие свойства определенного типа отходов, необходимые для поиска приемлемой технологии утилизации.

Класс опасности отходов утверждает МЗО Украины по согласованию с Минприроды. Утверждения, изложенные в письме о неоднозначности этого вопроса, не базируются на положениях действующего законодательства. Прежде всего ошибочным является вывод о том, что в пункте «в» статьи 17 Закона Украины «Об отходах» утверждение класса опасности отнесено к полномочиям Минприроды.

Статьей 22 Закона Украины «Об отходах» «Специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами являются специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере обращения с отходами и его органы на местах, государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины, другие органы исполнительной власти согласно их компетенции». Кроме того, абзацем десятым статьи 33 Закона Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия» к полномочиям Государственной санитарно-эпидемиологической службы отнесены «...методическое обеспечение и осуществление контроля при определении уровня опасности отходов».

Изложенное выше позволяет сделать вывод, что

утверждение классов отходов отнесено к полномочиям Министерства здравоохранения Украины, по согласованию со специально уполномоченными органами исполнительной власти в сфере обращения с отходами (в данном случае Минприроды), что предусматривается пунктом «в» статьи 17 Закона Украины «Об отходах». Указанное положение позволяет утверждать о законности положения 5.1.3ДСанПіН 2.2.7.029-99 Гигиенические требования обращения с промышленными отходами и определение их класса опасности для здоровья населения, согласно которому «Утверждение класса опасности промышленных отходов проводит Министерство здравоохранения Украины, по согласованию с Министерством охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины».

8.

Количество размещенных отходов подтверждают расчет сбора за размещение отходов (пункт 7.1 Инструкции о порядке исчисления и уплаты сбора за загрязнение окружающей природной среды) и акт проверки, составляемый инспектором по охране окружающей природной среды.

В случае передачи их другому предприятию —

акты приемки-передачи или любой другой документ, подтверждающий соответствующую передачу.

При размещении их на собственной территории —

паспорт места удаления отходов (согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 03.08.98 № 1216 «Об утверждении Порядка ведения реестра мест удаления отходов»).

9. Определения понятия «материально-сырьевой баланс» действующее законодательство не содержит.

«Материально-сырьевые балансы» — экономический термин, в котором определяются нормы расходов сырья на единицу продукции, нормы образования бракованной продукции, и соответственно нормы образования отходов. Фактически под ведением материально-сырьевых балансов имеется в виду наличие на предприятии соответствующего планирования производства продукции и ее учета и соответствующего нормирования образования отходов и их учета, учета их перемещения за пределы предприятия. Пунктом 3.10 ДСТУ 2195-99 Охрана природы. Обращение с отходами. Технический паспорт отхода. Состав, содержание, изложение и правила внесения изменений определено, что: «Материальный (материально-энергетический) баланс — соотношение количественных показателей (массы, объема и т.п.) веществ (продуктов, субстанций) и энергоносителей, поступающих в место (процесс), где образуются отходы, и веществ (продуктов, субстанций) и энергоносителей, образующихся в этом месте (процессе), сюда входят готовая продукция, полуфабрикаты и отходы. Материальный (материально-энергетический) баланс определяется путем анализа материальных (материально-энергетических) потоков и преобразований в технологических процессах (операциях) с использованием бухгалтерского учета, нормативных данных и др.».

10. Согласно требованиям пункта «і» части 2 статьи 5, статей 17 и 26 Закона Украины «Об отходах», пункта 4 Порядка ведения государственного учета и паспортизации отходов, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 01.11.99 № 2034, с учетом пункта «а» части первой статьи 5 постановления Кабинета Министров Украины от 26.07.2001 № 915 «О внедрении системы сбора, сортировки, транспортировки, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья» Минприроды, как специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере обращения с отходами, был разработан ряд нормативно-правовых актов, а именно: проект приказа Минприроды Украины «Об утверждении формы первичной учетной документации № 1-ВТ. Учет отходов и упаковочных материалов и тары и Инструкции по ее заполнению»; Методические рекомендации по проведению паспортизации отходов на региональном уровне предприятиями всех форм собственности, органами исполнительной власти и местного самоуправления, специализированными и другими заинтересованными организациями согласно требованиям государственных стандартов и ряд других.

Формами

первичной учетной документации № 1-ВТ «Учет отходов и упаковочных материалов и тары» будет установлена единая форма учета образования отходов и использования упаковочных материалов и тары, что предоставит возможность легко проверять факты соблюдения соответствующих норм образования отходов, их уничтожения, или передачи их на утилизацию другим организациям.

Для других товарно-материальных ценностей, становящихся отходами, документом об их образовании может быть

акт об их списании, а документом учета — журнал учета образования отходов*.

* См. также материал на с. 40.

Примеч. ред.

Заместитель министра В. Севернюк

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно