Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Операции с легковым автотранспортом и судьба налогового кредита по НДС

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2008/№ 58
Печать
Статья

Операции с легковым автотранспортом и судьба налогового кредита по НДС

 

С момента появления в п.п. 7.4.2 Закона об НДС второго абзаца, ограничивающего отражение налогового кредита при покупке легкового автотранспорта и наделавшего в свое время много шума, прошло вот уже более трех лет. Тем не менее и по истечении такого достаточно внушительного срока вопросов при этом не уменьшилось. А потому сегодня мы решили вернуться к этой теме и рассмотреть НДС-учет наиболее распространенных ситуаций с участием легковых автомобилей.

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР).

Закон об автотранспорте

Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III (в редакции Закона Украины от 23.02.2006 г. № 3492-IV).

Закон об НДС

Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/97-ВР (в редакции Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1776-III).

Закон № 2505

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV.

Лицензионные условия № 9/119

Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенными Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные совместным приказом Госкомпредпринимательства и Минтранса Украины от 01.02.2008 г. № 9/119.

Порядок № 1740

Порядок уплаты сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с отдельных видов хозяйственных операций, утвержденный постановлением КМУ от 03.11.98 г. № 1740.

Правила № 176

— Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные постановлением КМУ от 18.02.97 г. № 176 (в редакции постановления КМУ от 26.09.2007 г. № 1184).

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92.

 

Для начала процитируем ограничивающую норму и напомним, что ее добавил в

Закон об НДС Закон № 2505.

Второй абзац п.п. 7.4.2 Закона об НДС

:

«Не включается в состав налогового кредита и относится в состав валовых расходов сумма налога, уплаченная плательщиком налога при приобретении легкового автомобиля (кроме таксомоторов), который включается в состав основных фондов».

И прежде чем рассматривать ее подробно, сразу уточним: такое ограничение, конечно же, касается случая, когда покупателем легкового автотранспорта выступает лицо, являющееся

плательщиком НДС (т. е. лицо, зарегистрированное в качестве плательщика этого налога и имеющее в подтверждение этого соответствующее свидетельство о регистрации), а стало быть, при формировании налогового кредита которое и должно учитывать НДС-особенности, установленные законодательством. А вот если, к примеру, легковой автомобиль будет покупать неплательщик НДС (на которого нормы Закона об НДС не распространяются и у которого права на отражение налогового кредита не возникает), то расходы на приобретение такого автотранспорта (при его зачислении в состав основных фондов) вместе с суммой входного НДС будут относиться на увеличение балансовой стоимости ОФ группы 2 (с последующей их налоговой амортизацией). Далее, рассматривая ситуации, будем ориентироваться на первый случай и исходить из того, что лица, принимающие в них участие, являются плательщиками налога на добавленную стоимость.

 

Ситуация:

покупаем легковой автомобиль (объект ОФ) для налогооблагаемой деятельности — НДС в налоговый кредит не включаем

Итак, сперва коснемся общего случая — покупки легкового автотранспорта (кроме таксомоторов) для налогооблагаемой деятельности.

Напомним: несмотря на то, что

п.п. 7.4.2 прямо говорит об отнесении суммы НДС (проходящей мимо налогового кредита) на валовые расходы, налоговики изначально с этим не соглашались. Такую свою точку зрения они аргументировали курьезностью законодательства и, в частности, тем, что профильный Закон о налоге на прибыль аналогичной нормы не содержит, и никаких подобных «легковых» изменений в него внесено не было; стало быть, и учесть эту сумму предприятиям в «прибыльном» учете в силу действия абзаца первого п.п. 5.3.3, а также ст. 15 Закона о налоге на прибыль и до внесения в этот Закон каких-либо изменений не представляется возможным. В результате ситуация складывалась для налогоплательщиков не лучшим образом: отражать налоговый кредит по входному НДС им запрещал п.п. 7.4.2, а против включения такой суммы в валовые расходы, ссылаясь на нормы «прибыльного» Закона, выступали налоговики, исключая, кстати, при этом (опять-таки ввиду отсутствия в Законе о налоге на прибыль, и в частности, в его п.п. 8.4.1 прямого на то указания) и возможность отнесения суммы входного НДС на увеличение балансовой стоимости ОФ группы 2 (письмо ГНАУ от 27.07.2005 г. № 14787/7/15-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 65).

Кстати, от такой своей позиции налоговики не отступали и в дальнейшем, настаивая на погашении «легкового» входного НДС налогоплательщиками за счет прочих источников (

письмо ГНАУ от 30.01.2007 г. № 42/2/15-0210), в том числе и в случае импорта легкового автотранспорта (письмо ГНАУ от 01.12.2006 г. № 22466/7/31-0017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 15; здесь, пожалуй, стоит уточнить, что импорт согласно абзацу второму п.п. 7.4.1 Закона об НДС также входит в понятие «приобретение» товара, а, следовательно, ограничение из п.п. 7.4.2 работает и для импортных операций). Правда, нужно заметить, что подчас отдельные разъяснения, которые, на первый взгляд, выглядят как разрешающие относить сумму НДС на валовые расходы, у налоговиков все же встречались (письмо ГНАУ от 12.01.2007 г. № 329/7/16-1517-26; письмо ГНАУ от 07.06.2006 г. № 6482/5/16-1516), что вносило в вопрос еще большую путаницу. Однако затем новые письма все возвращали на прежние места.

Такой возникший разнобой законодательства вместе с существующими разъяснениями налоговиков свидетельствовал о наличии

конфликта интересов (п.п. 4.4.1 Закона № 2181) между налогоплательщиками и контролирующими органами. А потому неудивительно, что за восстановлением справедливости особо отважные покупатели легковушек обращались в суд. И судебная практика, нужно заметить, давала положительные результаты. В частности, примером такого благоприятного судебного разбирательства может служить дело № 32/509-А, при рассмотрении которого хозяйственный суд г. Киева (в постановлении от 19.10.2006 г. // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 4, с. 37), указывая на правило конфликта интересов, поддержал предприятие, отнесшее сумму входного НДС по приобретенному авто на валовые расходы. Как отмечал суд, отнесение налогоплательщиком сумм НДС, уплаченных в составе стоимости приобретенных легковых автомобилей, на валовые расходы полностью соответствует требованиям п.п. 7.4.2 Закона об НДС, поэтому требования налоговиков о доначислении обязательств по налогу на прибыль являются необоснованными. Причем в данном случае примечательно то, что такое решение суда впоследствии (после подачи налоговиками апелляционной жалобы) было закреплено и апелляционным судом (постановление Киевского апелляционного хозяйственного суда от 20.02.2007 г. по делу № 32/509-А // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 30, с. 4).

Интересно, что такой же подход к учету НДС в возникшей ситуации одобрял и Комитет ВРУ. Так, принимая во внимание правило конфликта интересов, а также сложившуюся судебную практику,

Комитет в своем письме от 02.03.2007 г. № 06-10/10-199 («Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 30) высказывался «за применение» норм п.п. 7.4.2 Закона об НДС до урегулирования возникшей коллизии законодательства, а стало быть, за отнесение суммы входного НДС на валовые расходы. Мы, в свою очередь, поддерживаем такое мнение и считаем, что в данной ситуации, когда законы допускают неоднозначную (множественную) трактовку, решение должно приниматься в пользу налогоплательщика.

Нужно заметить, что конфликтность законодательных норм со временем уже признавала и сама ГНАУ (

письмо от 13.09.2005 г. № 10803/5/15-2416 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 89; письмо ГНАУ от 20.06.2006 г. № 6975/5/16-1516), указывая к тому же при этом на необходимость появления обобщающего налогового разъяснения по данному вопросу. Тем не менее до сих пор, к сожалению, такового не последовало, а существует только ряд писем и консультаций контролирующих органов, касающихся отдельных ситуаций с легковым автотранспортом. Их обзор мы далее и произведем.

 

Ситуация:

если приобретаемый автомобиль частично будет участвовать в льготируемых операциях — часть НДС идет на увеличение балансовой стоимости ОФ

Несколько иначе обстоит дело, когда покупатель легкового автотранспорта одновременно осуществляет как облагаемые, так и необлагаемые НДС операции (или, к примеру, осуществляет исключительно необлагаемую (льготируемую) деятельность). В таком случае вопрос с НДС

частично оказывается законодательно разрешенным. Ведь в результате совместного применения норм п.п. 7.4.3 Закона об НДС и абзаца третьего п.п. 5.3.3 Закона о налоге на прибыль налогоплательщик имеет право после распределения входного НДС по легковому авто часть его суммы, приходящуюся на льготируемую деятельность, отнести на увеличение балансовой стоимости ОФ (с последующей налоговой амортизацией таких сумм в составе балансовой стоимости).

На это обращалось внимание и в консультации налоговиков в рубрике «Мнение специалистов официальных органов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 31, с. 58. Там отмечалось, что часть НДС, уплаченного при приобретении легкового автомобиля, при наличии двух видов деятельности (льготной и налогооблагаемой)

будет амортизироваться в составе ОФ группы 2. Для сравнения заметим, что при осуществлении предприятием (плательщиком НДС), к примеру, исключительно льготной деятельности на увеличение балансовой стоимости группы 2 попадет вся сумма входного НДС.

Что касается оставшейся части НДС, приходящейся на облагаемую деятельность, налоговый кредит для которой закрыт согласно

п.п. 7.4.2 Закон об НДС, то с учетом всего сказанного ранее налогоплательщик, ссылаясь на правило конфликта интересов и существующую судебную практику, вправе побороться за ее включение в валовые расходы (этот момент, рассматривая ситуации, мы будем подразумевать и в дальнейшем, не повторяя и не останавливаясь на нем уже впредь).

 

Ситуация:

если легковой автотранспорт приобретается с целью последующей перепродажи (без зачисления в состав ОФ) — имеем право на налоговый кредит по НДС на общих основаниях

Ограничение из

п.п. 7.4.2 Закона об НДС не касается случая, когда легковой автотранспорт приобретается с целью последующей продажи. Ведь в таком случае легковой автомобиль уже изначально выступает для предприятия товаром (с зачислением в бухгалтерском учете на счет 28 «Товары»), а не объектом ОФ (как-то обусловлено п.п. 7.4.2). Стало быть, отразить налоговый кредит по нему предприятие вправе на основании общего правила, установленного п.п. 7.4.1 Закона об НДС. Об этом говорилось и в письмах ГНАУ от 09.03.2006 г. № 4280/7/17-0717 и от 14.06.2008 г. № 5977/6/16-1515-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 54, в которых отмечалось: в случае приобретения налогоплательщиком легкового автомобиля для последующей его продажи, а не как основного фонда, налоговый кредит по НДС формируется в соответствии с п.п. 7.4.1. При этом до момента продажи стоимость такого легкового автотранспорта вместе со стоимостью остальных запасов участвует у налогоплательщика (плательщика налога на прибыль) в налоговом учете в перерасчете по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

В продолжение этого случая стоит также рассмотреть смежные с ним ситуации.

 

Ситуация:

если купленный (как объект ОФ) легковой автотранспорт впоследствии передается в финлизингпо мнению налоговиков, налоговый кредит можно восстановить

В данном случае хотим обратить внимание на

письмо ГНАУ от 01.12.2006 г. № 22466/7/31-0017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 15. В нем рассматривалась ситуация, когда ввезенный на таможенную территорию Украины легковой автомобиль (полученный от иностранного инвестора как взнос в уставный фонд и зачисленный предприятием в состав ОФ) впоследствии передается в финансовый лизинг. В таком случае по ввозному (импортному) НДС, уплаченному при растамаживании автомобиля, налоговики, ссылаясь на п.п. 7.4.2 Закона об НДС, налоговый кредит не признавали, однако отмечали, что право на восстановление налогового кредита появляется у налогоплательщика при передаче легкового автомобиля в финлизинг. При этом в письме разъяснялось: поскольку при передаче легкового автомобиля в финансовый лизинг такой автомобиль исключается из состава ОФ, то плательщик НДС получает право на включение в налоговый кредит суммы входного НДС, начисленной при растамаживании, которая до момента его передачи в финансовый лизинг в налоговый кредит не включалась. Таким образом, налоговики в данном случае, по сути, отодвигали момент отражения налогового кредита к моменту передачи легкового автомобиля в финансовую аренду.

Конечно, нельзя не признать, что если бы не факт зачисления легкового авто в состав ОФ, то ситуация была бы схожа со случаем, рассмотренным выше — покупкой автотранспорта для его последующей перепродажи. И все же хотя вывод, сделанный в данном разъяснении, благоприятен для налогоплательщика, тем не менее считаем, что к нему нужно относиться с

осторожностью. Дело в том, что восстановить налоговый кредит в таком случае, на наш взгляд, налогоплательщику не позволяет все тот же п.п. 7.4.2 Закона об НДС с его условием о зачислении легкового автомобиля в состав ОФ. Раз легковой автомобиль до передачи в финлизинг числился у налогоплательщика в составе основных фондов (как отмечается в письме), то в силу п.п. 7.4.2 налоговый кредит по нему не может быть возобновлен. Тем более что Закон об НДС не говорит о возможности проведения подобных корректировок после исключения «легкового» объекта из состава ОФ. Вдобавок в этом случае, если следовать такой логике ГНАУ, получается, что восстановить налоговый кредит можно при любой последующей продаже ОФ. А это, к сожалению, не подкреплено нормами Закона. Кстати, забегая вперед, отметим, что, к примеру, из другого недавнего письма налоговиков (письмо ГНАУ от 14.06.2008 г. № 5977/6/16-1515-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 54) уже следует обратный вывод — о невозможности восстановления налогового кредита при последующей продаже легкового автомобиля (объекта ОФ).

Учитывая это, лизингодатель может, на наш взгляд, отражать

налоговый кредит только по тем легковым автомобилям (предназначенным для дальнейшей передачи в финансовый лизинг), которые у него не будут зачисляться в состав основных фондов.

 

Ситуация:

если купленный (как объект ОФ) легковой автомобиль впоследствии продается — налоговый кредит не восстанавливается

Вопрос о возможности восстановления налогового кредита по приобретенным легковым автомобилям (включенным налогоплательщиком в состав ОФ) в случае их продажи в следующем периоде рассматривался в

п. 2 письма ГНАУ от 14.06.2008 г. № 5977/6/16-1515-20 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 54. Там отмечалось, что в налоговый кредит (на основании п.п. 7.4.1 Закона об НДС) может быть отнесена только сумма входного НДС при приобретении легкового авто для его последующей продажи (а не как основного фонда). А вот в случае приобретения налогоплательщиком легкового автомобиля и включения его в состав ОФ сумма НДС в налоговый кредит не включается. Тем самым из разъяснений ГНАУ следовал вывод о невозможности восстановления налогоплательщиком налогового кредита в случае последующей продажи легкового автомобиля (объекта основных фондов). Считаем, что такой подход соответствует законодательству и восстановить налоговый кредит при последующей продаже легкового автомобиля, зачисленного до этого в состав ОФ, налогоплательщик не может. Однако, в свою очередь, не можем не заметить, что на фоне письма ГНАУ от 01.12.2006 г. № 22466/7/31-0017, которое посвящено финансовому лизингу и о котором шла речь разделом выше, такой вывод налоговиков выглядит весьма неожиданным.

 

Ситуация:

если покупаем таксомоторы — входной НДС включаем в налоговый кредит

Оговорка «

(кроме таксомоторов)», присутствующая в п.п. 7.4.2 Закона об НДС, указывает на то, что под ограничение, установленное этим подпунктом, случай приобретения такого легкового автотранспорта не подпадает. Поэтому входной НДС при покупке таких транспортных средств (в том числе в случае их зачисления в состав ОФ) налогоплательщик вправе отнести в налоговый кредит.

При этом, справедливости ради, нужно заметить, что определение понятия «таксомоторы» действующее законодательство не содержит (в нем есть только понятие «такси», к которому мы вернемся чуть позже). Правда, в былые времена (до 2003 года) в

п. 14 Правил № 176 можно было встретить такой термин, как «таксомоторные перевозки», означающий перевозку пассажиров и багажа на такси. В связи с этим логично предположить что, говоря о «таксомоторах», законодатель подразумевал легковой автотранспорт в виде такси. Кстати, к такому же выводу пришли и налоговики (см. консультацию в рубрике «Мнение специалистов официальных органов» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 21 на с. 42). А еще одним подтверждением этому служит письмо ГНАУ от 20.06.2006 г. № 6975/5/16-1516, в котором в разъяснение норм п.п. 7.4.2 Закона об НДС говорится о возможности отнесения налогоплательщиком в налоговый кредит сумм НДС при покупке такси.

При этом в

письме разъяснялось, что налоговый кредит по НДС при приобретении легкового автомобиля формируют исключительно плательщики, которые приобретают автомобили, соответствующие определению такси, для осуществления такими автомобилями таксомоторных перевозок (перевозок такси) самостоятельно или путем передачи таких автомобилей другим юридическим или физическим лицам в установленном порядке в пользование и (или) распоряжение, в том числе и на условиях аренды. Как видим, налоговики признают налоговый кредит по «легковому» входному НДС не только в случае использования легкового автотранспорта как такси непосредственно самим налогоплательщиком , но и в случае, если налогоплательщик передает его для использования в виде такси в аренду третьим лицам. Присоединяемся к такому мнению и считаем, что право на налоговый кредит сохраняется у налогоплательщика и в арендном случае, так как соблюдается условие использования приобретенного легкового автотранспорта в виде такси, установленное п.п. 7.4.2 Закона об НДС и необходимое для отражения налогового кредита. В связи с этим также заметим, что право на налоговый кредит должно сохраняться и в случае, если в аренду (с использованием как такси) налогоплательщик собирается передать легковушки, приобретенные по импорту. В таком случае сумма импортного НДС, уплаченного при ввозе, также включается в налоговый кредит.

Остается напомнить отличительные признаки, характеризующие легковой автотранспорт, относящийся к такси. Так,

такси — это легковой автомобиль, оборудованный опознавательным фонарем оранжевого цвета, устанавливаемым на крыше автомобиля, действующим таксометром*, сигнальным фонарем с зеленым и красным цветом, расположенным в верхнем правом углу лобового стекла, который имеет нанесенные композиции из квадратов, расположенных в шахматном порядке на дверцах автомобиля с левой и правой сторон, предназначенный для предоставления услуг по перевозке пассажиров и их багажа в индивидуальном порядке (ст. 1 Закона об автотранспорте; п.п. 4.2.1 Лицензионных условий № 9/119). При этом в ходе государственной регистрации легковых автомобилей (в регистрационных документах делают отметку относительно их назначения согласно документам производителя (легковой, такси, «скорая помощь», автомобиль инкассации и т. п.) (ст. 19 Закона об автотранспорте). Следовательно, принимая это во внимание, для отнесения входного НДС в налоговый кредит при покупке легкового авто важно, чтобы он был зарегистрирован как такси. Ну и, конечно, не стоит забывать, что деятельность по предоставлению услуг по внутренним и международным перевозкам пассажиров на такси подлежит лицензированию и может осуществляться только при наличии соответствующей лицензии, а также с учетом требований Лицензионных условий № 9/119. При этом выдача лицензии возможна только при условии соответствия такси перечисленным выше характеристикам.

* Попутно вкратце упомянем о ситуации, сложившейся вокруг таксометров и обязательности их наличия.

Таксометр — прибор, предназначенный для информирования пассажиров о стоимости поездки и регистрации параметров работы автомобиля-такси, определенных законодательством (ст. 1 Закона об автотранспорте). При этом согласно ст. 2 Закона об РРО таксометр относится к РРО. В связи с этим Госкомпредпринимательства в своих письмах от 22.11.2006 г. № 8456 и от 30.11.2006 г. № 8673, ссылаясь на п. 6 ст. 9 Закона об РРО, делал вывод об освобождении от применения таксометров предпринимателей-единоналожников. Однако впоследствии Главная государственная инспекция на автомобильном транспорте в письме от 05.12.2006 г. № 41/2-7-10787 на этот счет разъяснила, что каждый субъект хозяйствования, осуществляющий деятельность в сфере перевозки пассажиров и их багажа на такси, независимо от применяемого к нему вида налогообложения, обязан оборудовать транспортное средство (такси) таксометром (в том числе это касается и предпринимателей-единоналожников).

Отдельно стоит сказать о ситуации, когда приобретенный автотранспорт, сперва зарегистрированный как легковой, налогоплательщик впоследствии (после его перерегистрации) собирается использовать как такси (в частности, к примеру, сдавать в аренду для осуществления таксомоторных перевозок). По нашему мнению, в таком случае восстановить налоговый кредит по входному НДС, уплаченному при покупке авто, у налогоплательщика не получится, так как

Закон об НДС устанавливает особенности формирования налогового кредита при приобретении легкового автотранспорта и не предусматривает проведения каких-либо последующих корректировок в НДС-учете в зависимости от изменения дальнейших условий его использования.

Заканчиваем обзор «легковых» НДС-ситуаций. Обращаем внимание, что все сказанное выше относится к налоговому учету. А вот в отношении

бухгалтерского учета напомним, что согласно п. 8 П(С)БУ 7 суммы невозмещаемых непрямых налогов включаются в состав первоначальной стоимости объекта ОС (т. е. на сумму НДС, не включаемого в налоговый кредит, будет сделана запись Дт 152 — Кт 631). Подкрепим это примером.

Пример.

Предприятие (плательщик НДС) покупает легковой автомобиль (с зачислением в состав ОФ, который будет использоваться в налогооблагаемых операциях (в административных целях, не как такси). Стоимость авто — 60000 грн. (в том числе НДС — 10000 грн.). При этом сумма сбора в Пенсионный фонд (3 %), уплаченная предприятием при покупке авто, составила 1500 грн. (50000 грн. х х 3 %).

В учете предприятия операции отразятся следующим образом:

 

Покупка легкового авто (объекта ОФ) для налогооблагаемой деятельности

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Налоговый учет

дебет

кредит

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

1. Перечислена предоплата продавцу за автомобиль

371

311

60000

2. Получен легковой автомобиль от продавца

152

631

60000*

— *

* В бухгалтерском учете сумму входного НДС (10000 грн.), не включаемую в налоговый кредит согласно п.п. 7.4.2 Закона об НДС, предприятие относит на увеличение первоначальной стоимости автомобиля. При этом в налоговом учете правило конфликта интересов и сложившаяся судебная практика дают право предприятию настаивать на отнесении такой суммы на валовые расходы. В налоговом учете на начало квартала, следующего за кварталом оприходования автомобиля, увеличивается балансовая стоимость ОФ группы 2 на сумму 50000 грн.. Для сравнения заметим, что если бы, к примеру, купленный автомобиль предприятие собиралось использовать одновременно и в облагаемых, и в необлагаемых операциях, то в

бухгалтерском учете проводка при покупке такого авто была бы такой же (Дт 152 — Кт 631 — 60000 грн.). А вот в налоговом учете часть входного НДС после распределения предприятие могло бы отнести на увеличение балансовой стоимости легкового авто с последующей амортизацией такой суммы в составе балансовой стоимости ОФ группы 2.

3. Отражен зачет задолженности

631

371

60000

4. Начислен сбор в Пенсионный фонд (3 %)

152

651

1500

1500*

* Согласно разъяснениям ГНАУ (письмо от 19.12.2006 г. № 23881/7/15-0317// «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 103) сумма пенсионного сбора относится на валовые расходы в соответствии с п.п. 5.2.5 Закона о налоге на прибыль.

5. Уплачен сбор в Пенсионный фонд

651

311

1500

6. Оплачены услуги по государственной регистрации автомобиля в ГАИ

377

311

450 (условно)

7. Расходы на госрегистрацию автомобиля отнесены на увеличение его первоначальной стоимости

152

377

450

— *

* Сумма расходов на госрегистрацию автомобиля в налоговом учете увеличивает балансовую стоимость ОФ группы 2.

8. Легковой автомобиль введен в эксплуатацию; первоначальная стоимость —
61950 грн.: (60000 грн. + 1500 грн. + 450 грн.)

105

152

61950

 

На этом мы завершаем разговор об особенностях учета входного НДС при покупке легкового автотранспорта. И все же надеемся, что в ближайшее время у ГНАУ появится обобщающее налоговое разъяснение по этому вопросу, окончательно проясняющее ситуацию и расставляющее все точки над «і», или вопрос будет урегулирован на законодательном уровне.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше