Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Новые правила возврата средств из бюджета

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2008/№ 58
В избранном В избранное
Печать
Статья

Новые правила возврата средств из бюджета

 

Ситуации, когда бухгалтер по той или иной причине излишне или ошибочно перечислил в доход соответствующего бюджета определенную сумму того или иного налога (обязательного платежа), знакомы многим. Действующее законодательство предоставляет право налогоплательщикам вернуть такие суммы из бюджета.

С 23 июня 2008 года вступила в силу новая редакция Порядка возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты, утвержденная приказом Госказначейства в редакции от 29.05.2008 г. № 181. В данной статье проанализируем, какие изменения произошли с этой даты.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Порядок № 226

— Порядок возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местные бюджеты,утвержденный приказом Госказначейства от 10.12.2005 г. № 226 в редакции приказа Госказначейства от 29.05.2008 г. № 181.

Порядок № 58/78/22

— Порядок взаимодействия органов государственной налоговой службы Украины, финансовых органов и органов Государственного казначейства Украины в процессе возврата ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов, (обязательных платежей) плательщикам налогов, утвержденный приказом ГНАУ, Минфина Украины, Госказначейства Украины от 03.02.2005 г. № 58/78/22.

Инструкция № 276

— Инструкция о порядке ведения органами государственной налоговой службы оперативного учета платежей в бюджет, контроль за взиманием которых осуществляется органами государственной налоговой службы Украины, утвержденная приказом ГНАУ от 18.07.2005 г. № 276.

В соответствии с

приказом Госказначейства от 29.05.2008 г. № 181 в новой редакции изложен Порядок возврата плательщикам ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденный приказом Госказначейства от 10.12.2005 г. № 226. Новая редакция Порядка № 226 вступила в силу с 23.06.2008 г., кроме главы 15 «Возврат ошибочно или излишне зачисленных в бюджет собственных поступлений бюджетных учреждений», которая вступит в силу с 1 января 2009 года.

 

Сфера действия Порядка № 226 расширена

Первое, на что обращаем внимание. Обновленный

Порядок № 226 касается возврата не только налогов и сборов (обязательных платежей), излишне или ошибочно перечисленных в бюджет, но и таких поступлений, как:

прочие доходы бюджета;

средства от возврата в бюджеты бюджетных ссуд, финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, и кредитов, в том числе привлеченных государством или под государственные гарантии.

К сожалению,

Порядок № 226 не конкретизирует, какие именно прочие доходы бюджета имеются в виду. Возможно, речь идет о платежах, не отнесенных к налогам и сборам (обязательным платежам), так называемых неналоговых поступлениях, контроль за взиманием которых осуществляют налоговые органы. По крайней мере, уж очень хочется, чтобы и в отношении таких поступлений также был установлен механизм возврата.

Кроме того, в

Порядке № 226 появилась оговорка о том, что его действие не распространяется на операции по возмещению НДС и возврату из бюджета средств по решению суда. Напомним, что возврат указанных средств из бюджета и раньше не подпадал под действие данного Порядка, поскольку действовали ограничения, установленные Порядком № 58/78/22. Однако помимо указанных сумм, сейчас в Порядке № 58/78/22 указаны еще и суммы акцизного сбора, уплаченные на основании п. 20 ст. 7 Закона Украины «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия» от 15.09.95 г. № 329/95-ВР, кроме сумм акцизного сбора, уплаченных за приобретение акцизных марок, возвращаемых впоследствии продавцам как поврежденные или неиспользованные, о которых в Порядке № 226 не упоминается.

Порядок № 226

также предусматривает, что если в доход государственного бюджета поступали платежи в иностранной валюте, то возврат таких средств осуществляется в валюте платежа и они перечисляются с валютных счетов Госказначейства, открытых на его имя в банках.

 

Механизм возврата средств

В

Порядке № 226 достаточно подробно определен алгоритм возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный или местные бюджеты. Так, для того чтобы вернуть такие средства, плательщику необходимо выполнить следующие действия.

Во-первых, процесс возврата начинается с подачи

заявления в органы, осуществляющие контроль за взиманием налогов, сборов (обязательных платежей) и прочих доходов бюджета, или органы, осуществляющие учет задолженности заемщиков. В соответствии с п. 7.1 Инструкции № 276 заявления на возврат сумм ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) в случаях, предусмотренных налоговыми законами, могут быть поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты.

Как определено в

Порядке № 58/78/22, к числу обязательных реквизитов такого заявления относится определение налогоплательщиком направлений зачисления средств, возвращаемых как ошибочно и/или излишне уплаченные:

— на текущий (вкладной) счет налогоплательщика в учреждении банка;

— на погашение налогового обязательства (налогового долга) по другим налогам, сборам (обязательным платежам), поступление которых контролируется органами налоговой службы, независимо от вида бюджета, по которому учитывается такой долг;

— путем оформления чека на получение наличности при отсутствии у налогоплательщика счета в банке.

И хотя об этих действиях плательщика в

Порядке № 226 не упоминается, следует иметь в виду, что в любом случае именно от налогоплательщика должна исходить инициатива, которая выражается в подаче заявления.

Во-вторых, составляют

представление, оформленное соответствующим государственным органом по установленной форме или в произвольной форме (с указанием обязательной информации, перечисленной в Порядке № 226). При возврате излишне уплаченных средств, причитающихся местным бюджетам, такие представления необходимо согласовать с местным финансовым органом.

Следует обратить внимание на то, что сейчас налогоплательщики

самостоятельно подают в орган Госказначейства представление вместе с заявлением о возврате средств из бюджета. Кроме того, к этим документам необходимо приложить оригинал или копию расчетного документа (квитанции, платежного поручения и т.п.), подтверждающего перечисление средств в бюджет.

 

Виды средств, возвращаемых из государственного и местных бюджетов

Документы, предоставляемые плательщиками

Контролирующие органы

Возврат ошибочно или излишне зачисленных в бюджет налогов, сборов (обязательных платежей) и прочих доходов бюджета

Возврат средств осуществляется на основании таких документов: —

заявления. Составляется оно в произвольной форме с обязательным указанием следующей информации: — причины возврата средств из бюджета; — наименование плательщика; — идентификационный код по ЕГРПОУ или идентификационный номер по ГРФЛ; — суммы платежа, подлежащие возврату; — способ перечисления средств из бюджета (в безналичной форме с указанием реквизитов счета плательщика или наличными путем оформления чека или почтовым переводом по адресу, указанному в этом заявлении); — представления. Составляется по установленной форме или в произвольной форме с обязательным указанием такой информации: — обоснование необходимости возврата средств из бюджета; — наименование плательщика; — идентификационный код по ЕГРПОУ или идентификационный номер по ГРФЛ; — суммы платежа, подлежащие возврату; — даты и номера документа, подтверждающего перечисление средств в соответствующий бюджет. Если платежи относятся к доходам местного бюджета, то представления должны быть согласованы с соответствующими местными финансовыми органами. К таким документам прилагается оригинал или копия расчетного документа (квитанции, платежного поручения и т.п.), подтверждающего перечисление средств в бюджет

Органы, обеспечивающие поступление платежей в бюджет и на которые возложен контроль за взиманием платежей в бюджет

Возврат ошибочно или излишне зачисленных в бюджет средств от возврата в бюджеты бюджетных ссуд, финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, и кредитов, в том числе привлеченных государством или под государственные гарантии

Органы, осуществляющие учет задолженности в разрезе заемщиков: — по кредитам, привлеченным государством или под государственные гарантии — Министерство финансов Украины; — по бюджетным ссудам, кредитам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, учет задолженности по которым ведут органы Госказначейства — соответствующие органы Госказначейства; — по бюджетным ссудам, кредитам и финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, учет задолженности по которым не ведут органы Госказначейства — распорядители средств государственного или местных бюджетов или другие органы, осуществляющие учет задолженности в разрезе заемщиков

 

Возврат платежей из бюджета органы Госказначейства осуществляют за счет текущих поступлений. В случае если возврат таких средств невозможно осуществить единоразово на общую сумму, то возврат этих сумм производится частями. Если текущих поступлений недостаточно, то Госказначейство осуществляет возврат таких средств за счет других источников. Кстати, сейчас в

Порядке № 226 не предусмотрены сроки возврата таких средств.

Возврат налогоплательщику ошибочно и/или излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) осуществляется из того бюджета, в который зачисляется в текущем бюджетном году платеж, подлежащий возврату.

В случае если за таким налогоплательщиком числится задолженность перед госбюджетом по другим бюджетным ссудам, кредитам или финансовой помощи, то орган Госказначейства, осуществляющий учет такой задолженности, должен сообщить плательщику и органу, подавшему представление, о возможности направления средств (или их части), в первую очередь на погашение такой задолженности перед госбюджетом.

 

Возврат платежей наличными

Порядком № 226

определен механизм возврата платежей в наличной форме. Такой способ возврата платежей, ошибочно или излишне перечисленных в государственный и местные бюджеты, предусмотрен в отношении физических лиц, которые не имеют счета в учреждениях банков.

В этом случае плательщик должен в заявлении о возврате средств из бюджета указать доверенное лицо для получения средств и приложить к заявлению копию доверенности на получение средств, заверенную нотариально, и копию паспорта доверенного лица.

Возврат таких платежей осуществляется:

— на основании

чеков, выписанных органами Госказначейства. Чеки на получение наличности плательщики предъявляют к оплате в учреждение банка в течение 10 календарных дней после их выписки (день выписки не учитывается);

— на основании

реестров получателей средств, выписанных органами Госказначейства. В этом случае выплата наличных средств производится через банки или предприятия почтовой связи на основании документа, удостоверяющего личность.

 

 

Возврат средств бюджетных учреждений

Отдельная глава

Порядка № 226 посвящена возврату средств, ошибочно или излишне зачисленных на счета по учету собственных поступлений бюджетных учреждений. Она вступит в силу с 1 января 2009 года. Возврат таких средств органы Госказначейства будут осуществлять на основании:

— представления, составленного бюджетным учреждением в произвольной форме с указанием обязательной информации, приведенной в

Порядке № 226;

— копии заявления плательщика о возврате средств и платежного поручения.

При этом возврат таких средств органы Госказначейства должны будут осуществлять в течение одного операционного дня.

Как вы заметили, обновленный

Порядок № 226 содержит некоторые противоречия с Порядком № 58/78/22, и, по всей видимости, в ближайшее время в этот документ будут внесены соответствующие изменения.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно