Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Школа правовых знаний. Смена директора предприятия

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2008/№ 58
В избранном В избранное
Печать
Статья

Смена директора предприятия

 

Расставаться с работником всегда непросто. Особенно непросто, если работник занимает должность директора. Сложность процедуры смены руководителя во многом обусловлена тем, что она требует соблюдения как гражданского, так и трудового законодательства. Как расстаться с директором и не нарушить при этом ни устав, ни трудовое законодательство, предлагаем узнать из этой статьи.

Елена УВАРОВА, юрист Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

КЗоТ

— Кодекс законов о труде от 10.12.71 г.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ХКУ

— Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Закон о хозобществах

— Закон Украины «О хозяйственных обществах» от 19.09.91 г. № 1576-ХII.

Закон о госрегистрации

— Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

 

Как правильно уволить директора?

Общие требования к порядку увольнения работника, как известно, предусмотрены в

КЗоТ. Их соблюдение является обязательным и при смене руководителя хозяйственного общества (именно на его примере рассмотрим порядок смены директора предприятия, поскольку большая часть предприятий имеет статус хозяйственных обществ). Однако, кроме таких общих требований, нужно помнить и о уставе хозобщества, в котором может быть закреплен специальный порядок замены директора на этой должности.

О возможных вариантах замены директора целесообразно подумать еще при составлении учредительных документов. Это значительно упростит задачу участников хозобщества при возникновении необходимости в замене директора и снимет ряд возникающих при этом вопросов, на которые действующее законодательство ответов не дает.

Напомним,

перечень оснований для прекращения трудового договора приведен в ст. 36 КЗоТ. Среди них:

1) соглашение сторон;

2) окончание срока договора, кроме случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не выдвинула требование о их прекращении;

3) расторжение трудового договора по инициативе работника, по инициативе собственника либо уполномоченного им органа либо по требованию профсоюза или другого уполномоченного на представительство трудовым коллективом органа;

4) основания, предусмотренные контрактом.

По каждому из них трудовой договор может быть прекращен и с директором хозяственного общества. Но вот порядок увольнения будет несколько отличаться от увольнения любого другого наемного работника.

Обычно в процедуре увольнения работников со стороны собственника как раз и выступает директор как уполномоченный собственником орган. В случае же увольнения директора возникает необходимость участия в этой процедуре непосредственно собственника*, т. е. общего собрания участников (учредителей, акционеров). Этот вывод обусловлен не только положениями

КЗоТ, но и требованиями ГКУ, ХКУ и Закона о хозобществах, которые создание и отзыв исполнительного органа** хозобщества отнесли к исключительной компетенции общего собрания его участников (акционеров) (ч. 4 ст. 145, ч. 2 ст. 159 ГКУ, ст. 41 Закона о хозобществах). При этом отзыв исполнительного органа хозяйственного общества в рамках трудовых отношений будет означать увольнение директора с его должности, а потому должен быть оформлен с соблюдением требований трудового законодательства.

* Необходимость непосредственного участия собственника в процедуре увольнения директора возникает в случае, когда директор на предприятии единоличный. Если на предприятии действует дирекция, то собственник участвует в расторжении трудового договора только в случае увольнения ее руководителя (например, генерального директора, председателя правления). Расторжение же трудового договора, например с коммерческим или исполнительным директором, может быть отнесено к компетенции генерального директора, который и выступает от имени собственника.

** Исполнительный орган может быть единоличным (директор) либо коллегиальным (дирекция).

На то, что вопрос об увольнении директора хозяйственного общества отнесен к исключительной компетенции общего собрания участников, Госкомпредпринимательства обращал внимание еще в

письме от 15.08.2005 г. № 6796, подчеркивая, что принятие решения об увольнении директора, например наблюдательным советом акционерного общества, даже если такое полномочие предоставлено ему уставом, будет незаконным. В то же время в практике Верховного Суда Украины можно встретить решения, вносящие некоторые коррективы в высказанную позицию. Так, в определении ВСУ от 21.06.2006 г. сказано, что ч. 2 ст. 159 ГКУ не распространяется на увольнение по собственному желанию.

Однако в другом своем решении ВСУ указал, что полномочия исполнительного органа хозяйственного общества должны прекращаться его переизбранием, а это значит, что по какому из оснований не прекращался бы

трудовой договор с директором хозобщества, решение о его прекращении должно быть принято общим собранием участников хозобщества. Последнее же необходимо провести с соблюдением предусмотренного законодательством порядка, что также внесет некоторые коррективы в установленную КЗоТ процедуру прекращения трудового договора. Какие именно — рассмотрим на примере каждого из возможных оснований прекращения трудового договора с директором.

 

Процедура добровольного увольнения

Начнем с

прекращения трудового договора с директором по соглашению сторон. С инициативой прекратить по этому основанию трудовой договор может выступить как сам директор, так и общее собрание участников хозобщества. Если инициатива исходит от директора, то ему следует внести вопрос о своем увольнении в повестку дня общего собрания участников. Это может быть как очередное, так и созванное директором внеочередное собрание участников. При этом должен быть соблюден порядок созыва и проведения общего собрания участников хозобщества, установленный ГКУ, Законом о хозобществах и уставом самого хозяйственного общества.

Внести вопрос о прекращении трудового договора с директором хозяйственного общества в перечень подлежащих рассмотрению на общем собрании вопросов

может и любой участник хозяйственного общества. Так, для акционерного общества в этом случае действуют правила, предусмотренные ч. 2 ст. 43 Закона о хозобществах, в соответствии с которой любой акционер имеет право вносить свои предложения в отношении повестки дня общего собрания не позднее чем за 30 дней до их созыва. Решение о включении этих предложений в повестку дня принимается исполнительным органом общества. Предложения акционеров, владеющих более чем 10 процентами голосов, вносятся в повестку дня обязательно. Решение об изменениях в повестке дня должно быть доведено до сведения всех акционеров не позднее чем за 10 дней до проведения собрания в порядке, предусмотренном уставом.

Для ООО правило несколько другое: любой участник общества с ограниченной ответственностью имеет право требовать рассмотрения вопроса на общем собрании с одним лишь условием — данный вопрос должен быть им заявлен не позднее чем за 25 дней до начала сборов (

ч. 3 ст. 60 Закона о хозобществах).

Далее, если стороны придут к согласию в отношении условий прекращения трудового договора, может быть составлено соответствующее соглашение, которое должно быть подписано директором и утверждено общим собранием участников.

Напомним, в отличие от заявления об увольнении по собственному желанию, заявление работника с предложением расторгнуть договор по соглашению сторон не может быть им отозвано (см. 

разъяснение ВСУ от 25.02.2004 г.). Если перенести данный вывод на ситуацию, когда вопрос об увольнении директора по соглашению сторон вносится в повестку дня по инициативе самого директора, то получится, что отказаться от такой своей инициативы директор уже не сможет.

Аналогичный порядок можно применить и при

расторжении трудового договора, заключенного на определенный срок. Поскольку КЗоТ указывает, что истечения срока действия трудового договора недостаточно для его прекращения, необходимо, чтобы одна из сторон обратилась к другой стороне трудового договора с требованием о его расторжении. Сделать это можно также путем внесения соответствующего вопроса в повестку дня общего собрания участников.

Наиболее дискуссионным представляется вопрос о

порядке увольнения директора по собственному желанию.

Трудовое законодательство гарантирует каждому наемному работнику

право расторгнуть трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, предупредив об этом собственника либо уполномоченный им орган за две недели (ст. 38 КЗоТ). Это дает основания утверждать, что директору достаточно направить на имя всех либо большинства участников заявление об увольнении по собственному желанию и по истечении двух недель после этого он имеет право оставить работу. Но тогда предприятие до проведения общего собрания будет оставаться без исполнительного органа либо его руководителя.

Есть и другое мнение, согласно которому считать, что собственник был надлежащим образом предупрежден о расторжении трудового договора по инициативе работника, можно только в том случае, если соответствующее

заявление было подано именно общему собранию участников. Если придерживаться этого мнения, то отсчитывать две недели можно будет только со дня его проведения либо со дня, когда собрание должно было быть проведено, но не состоялось по причинам, не зависящим от директора. Последняя оговорка позволяет защитить права директора как наемного работника от недобросовестных учредителей, которые не являются на общие собрания хозяйственного общества, тем самым парализуя его работу, в случае, когда прибывших участников недостаточно для кворума.

Как видим, в случае возникновения спора по этому вопросу между руководителем и общим собранием достаточно весомые аргументы будут у обеих сторон. Какие из них суд посчитает более убедительными, сказать сложно, поскольку судебная практика пока не предложила однозначный ответ на вопрос о том, в каком порядке руководитель исполнительного органа должен уведомить собственника о своем увольнении.

 

Принудительная смена директора

Решение об увольнении директора по инициативе собственника

также должно быть принято на общем собрании участников, а для этого оно должно быть в установленном порядке внесено в повестку дня общего собрания по инициативе одного или нескольких участников хозобщества.

Основанием для увольнения директора по инициативе собственника может стать лишь одно из оснований, названных в

статьях 40, 41 КЗоТ (при условии отсутствия дополнительных оснований в контракте с директором, но об этом будет сказано ниже).

Особое внимание следует уделить основаниям, названным в

п. 1 и п. 11 ст. 41 КЗоТ. Именно в них названы дополнительные основания расторжения трудового договора с руководителем предприятия. Таким основанием может стать разовое грубое нарушение трудовых обязанностей* руководителем предприятия либо его виновные действия, в результате которых заработная плата выплачивалась несвоевременно либо в размерах, меньших установленного законом размера минимальной заработной платы.

* Пленум ВСУ указал, что при решении вопроса о том, является ли нарушение трудовых обязанностей грубым, суд должен исходить из характера проступка, обстоятельств, при которых он совершен, какой ущерб в результате данного нарушения нанесен либо мог быть нанесен (п. 27 постановления от 06.11.92 г. № 9 «О практике рассмотрения судами трудовых споров»). В качестве примера можно привести судебные решения, в которых грубым нарушением трудовых обязанностей признавались виновные действия директора, которые привели к подрыву деловой репутации предприятия (решение Апелляционного суда Донецкой области от 13.10.2006 г. по делу № 22-8564-2006), заключение договора директором без согласия общего собрания участников, если получение такого согласия является обязательным в соответствии с уставом (решение Апелляционного суда г. Севастополя от 14.12.2006 г. № 22 ц-1212/2006).

Иногда высказывается мнение, что

ч. 3 ст. 99 ГКУ, согласно которой члены исполнительного органа хозяственного общества могут быть в любое время отстранены от выполнения своих обязанностей, если в учредительных документах не определены основания отстранения членов исполнительного органа от выполнения своих обязанностей, называет дополнительное к приведенным в КЗоТ основание для увольнения директора и других членов исполнительного органа хозяйственного общества. Однако, по нашему мнению, ч. 3 ст. 99 ГКУ может применяться только с соблюдением требований КЗоТ к порядку увольнения работников, а значит, самостоятельным основанием для увольнения отстранение членов исполнительного органа хозобщества быть не может.

Кроме того, отстранение директора от работы можно рассматривать как более широкое по сравнению с увольнением понятие и включать в него не только увольнение, но и временный недопуск к работе без прекращения трудовых отношений. Основания для такого вывода дает и

ст. 46 КЗоТ, согласно которой работник может быть отстранен от работы в случаях, предусмотренных законодательством.

Возможным вариантом расторжения трудового договора с директором может также стать

рассмотрение вопроса о его увольнении по инициативе трудового коллектива, как это предусмотрено ст. 45 КЗоТ. Нужно сказать, что ни ГКУ, ни Закон о хозобществах в качестве основания для созыва собрания участников требование трудового коллектива расторгнуть трудовой договор с директором не называет. Законодатель не наделил трудовой коллектив и полномочием внести вопрос о расторжении договора с директором в повестку дня общего собрания участников хозобщества. В то же время в соответствии с ч. 8 ст. 65 ХКУ полномочия трудового коллектива по его участию в управлении предприятием устанавливаются уставом либо другими учредительными документами. Но даже если соответствующее полномочие в уставе за трудовым коллективом не закреплено, представители профсоюза могут направить требование о расторжении трудового договора с директором одному или нескольким участникам хозяйственного общества. Поскольку, как указано в ч. 2 ст. 33 Закона Украины по профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности от 15.09.99 г. № 1045-ХV, требование профсоюзных органов о расторжении трудового договора является обязательным для рассмотрения и исполнения, участник, получивший такое требование, обязан воспользоваться предоставленными ему полномочиями для включения соответствующего требования в повестку дня общего собрания. На наш взгляд, обязательным для исполнения будет данное требование и в случае его получения самим директором, который также будет обязан вынести данное требование на рассмотрение общего собрания участников.

Отличные от предусмотренных в

КЗоТ основания и порядок расторжения трудового договора с директором могут быть прописаны в контракте с ним. В соответствии с ч. 3 ст. 21 КЗоТ контракт является особой формой трудового договора, в котором срок действия, права, обязанности и ответственность сторон, условия материального обеспечения и организации труда работника, условия расторжения, в том числе досрочного, могут устанавливаться по соглашению сторон. Заключать контракт с наемным работником можно только в случаях, предусмотренных законами Украины. В ситуации с директором такую возможность дает ч. 4 ст. 65 ХКУ, согласно которой в случае найма руководителя предприятия с ним заключается договор (контракт), в котором определяются срок найма, права, обязанности и ответственность руководителя, условия его материального обеспечения, условия увольнения его с должности, другие условия найма по соглашению сторон. Типовая форма контракта с работником утверждена приказом Минтруда от 15.04.94 г. № 23.

Нужно также помнить о том, что при возникновении

спора о законности увольнения директора он подлежит рассмотрению в общем, а не в хозяйственном суде (письмо ВСУ от 01.08.2007 г. «Практика рассмотрения судами корпоративных споров»). Поэтому и способ защиты нарушенного права должен быть соответствующим. Так, если лицо, уволенное с должности директора по инициативе общего собрания участников хозобщества, считает увольнение незаконным и хочет обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав, в качестве искового должно указать требование восстановить на должности директора либо обязать устранить препятствия в выполнении должных обязанностей, а не требование о признании недействительным соответствующего решения общего собрания участников.

Как и на любого наемного работника,

на директора распространяются все предусмотренные трудовым законодательством гарантии на случай расторжения трудового договора. Это, в частности, означает, что директор не может быть уволен по инициативе собственника в период временной нетрудоспособности, в день увольнения должна быть выдана надлежащим образом оформленная трудовая книжка (ст. 47 КЗоТ) и выплачены все суммы, подлежащие к выплате директору от предприятия (ст. 47, ч. 1 ст. 116 КЗоТ), в том числе компенсация за неиспользованный отпуск, а также в предусмотренных ст. 44 КЗоТ случаях и выходное пособие.

 

Запись в трудовую книжку директора

В соответствии с

п. 2.4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной приказом Минтруда и Министерства социальной защиты населения от 29.07.93 г. № 58, все записи в трудовой книжке о принятии на работу, переводе на другую постоянную работу либо увольнений делаются после издания приказа (распоряжения), но не позднее недельного срока, а в случае увольнения — в день увольнения все они должны точно соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Сегодня нет единого мнения в вопросе о том,

может ли запись в трудовой книжке директора быть сделана непосредственно на основании протокола общего собрания участников либо все же должен быть издан приказ об увольнении директора. Методические рекомендации об основаниях прекращения трудового договора, утвержденные приказом Государственного комитета по водному хозяйству от 01.03.2004 г. № 46, например, прямо указывают на необходимость издания приказа об увольнении директора. Далее сторонники такой необходимости делятся на тех, которые считают, что такой приказ должен быть подписан самим увольняемым директором со ссылкой на протокол общего собрания, и тех, которые такое полномочие предоставляют новому руководителю.

На наш взгляд, в издании приказа об увольнении директора нет необходимости, поскольку решение об увольнении уже оформлено в виде такого документа, как протокол общего собрания, а потому его оформление с помощью еще одного документа представляется лишним. Поэтому и

запись в трудовой книжке может быть сделана со ссылкой на протокол общего собрания.

 

Порядок передачи дел и печатей новому директору

Действующее законодательство предъявляет общие для всех субъектов хозяйствования требования только к оформлению передачи печатей от прежнего руководителя к новому. Так, согласно

абзацу третьему п.п. 3.4.1 приказа МВД от 11.01.99 г. № 17 при смене руководителя печати и штампы передаются вновь назначенному руководителю по акту. Такой акт ввиду отсутствия каких-либо специальных требований составляется с соблюдением общих правил делопроизводства, в частности, в него нужно включить такие реквизиты: наименование организации, наименование вида документа, дату и место составления, заголовок к тесту документа, текст документа, подписи прежнего и нового руководителей хозобщества. Дополнительные требования к оформлению документов могут быть предусмотрены внутренними правилами документооборота на предприятии.

Вопросу о том,

как будет происходить передача документов при смене директора, целесообразно уделить внимание в трудовом распорядке и в контракте с директором, если таковой заключается. Кроме того, порядок передачи дел можно предусмотреть в уставе предприятия. В частности, может быть предусмотрено проведение аудиторской проверки и инвентаризации при смене директора. Еще раз подчеркнем, что законодательство Украины не предусматривает при смене руководителя хозобщества обязательное проведение ни инвентаризации, ни аудиторской проверки. Однако в случае, если необходимость их проведения предусмотрена учредительными и другими внутренними документами хозяйственного общества, аудит и инвентаризация при смене директора становятся обязательными.

Если подобных указаний нет, то

решение о проведении инвентаризации и аудиторской проверки может быть принято на общем собрании участников, на котором рассматривается вопрос о расторжении трудового договора с директором. В то же время увольнение директора по собственному желанию, по нашему мнению, не может ставиться в зависимость от результатов аудиторской проверки или инвентаризации. Их результаты могут лишь в последующем стать основанием для обращения к предыдущему директору с требованием возместить нанесенный предприятию ущерб в случае выявления факта его нанесения.

Не нужно забывать и о

необходимости при смене руководителя хозобщества подачи в банк новой карточки с образцами подписей как нового руководителя, так и главного бухгалтера даже при условии, что главный бухгалтер остался прежним (п. 18.13 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранной валютах, утвержденной постановлением Правления Нацбанка от 12.11.2003 г. № 492). Новая карточка должна быть нотариально удостоверена (в населенных пунктах, где нет нотариальных контор или частных нотариусов, карточки удостоверяются сельским, поселковым, городским или районным советом. Форма карточки с образцами подписей приведена в приложении 2 к Инструкции № 492. Если же назначается временно исполняющий обязанности руководителя, то подается новая временная карточка только с образцом подписи лица, временно исполняющего обязанности (п. 18.15 Инструкции № 492). С целью подтверждения полномочий нового руководителя необходимо также подать извлечение из протокола общего собрания участников хозобщества.

 

Госорганы, которые нужно уведомить о смене руководителя

В соответствии со

ст. 19 Закона о госрегистрации в случае, если изменение сведений о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре, не связано с изменениями в учредительные документы юридического лица либо не подлежит госрегистрации, исполнительный орган юридического лица либо уполномоченное им лицо обязаны подать (направить заказным письмом) государственному регистратору по местонахождению регистрационного дела юридического лица заполненную регистрационную карточку о внесении изменений в сведения о юридическом лице, которые содержатся в Едином государственном реестре. Формы регистрационных карточек утверждены приказом Госкомпредпринимательства от 20.04.2007 г. № 54.

Особое внимание нужно обратить на то, что

госрегистратору запрещается требовать дополнительные документы для внесения изменений в сведения о юридическом лице. Единственное, если регистрационная карточка о внесении изменений в сведения о юридическом лице подается лично лицом, уполномоченным исполнительным органом юрлица, государственному регистратору дополнительно нужно предоставить паспорт такого лица и документ, подтверждающий его полномочия (доверенность). Однако несмотря на то что об этом прямо говорится в ч. 2 ст. 19 Закона о госрегистрации и на это обращает внимание Госкомпредпринимательства (см. письма от 30.05.2007 г. № 3882, от 03.09.2007 г. № 6551), на практике госрегистраторы часто просят показать им протокол общего собрания участников хозобщества, на котором принято решение о замене руководителя исполнительного органа. Позицию Госкомпредпринимательства, согласно которой госрегистратор не имеет права требовать при регистрации изменений дополнительные к названным в ст. 19 Закона о госрегистрации документы, поддерживают и суды (см. постановление хозяйственного суда г. Киева от 22.08.2006 г. № 20/448-А).

Но это не единственная проблема: если изменения в сведениях о юрлице обусловлены заменой директора хозяйственного общества, возникает вопрос о том,

какой из руководителей — прежний или новый — должен подписать регистрационную карточку либо доверенность на лицо, которое будет ее подавать от имени исполнительного органа. Пресс-служба Госкомпредпринимательства указывает на то, что это должен сделать предыдущий руководитель, так как информация именно о нем содержится в Едином государственном реестре* (http://www.dkrp.gov.ua).

* С аналогичной проблемой при практически идентичном правовом регулировании отношений, связанных со сменой руководителя хозобщества, сталкивались и хозяйствующие субъекты Российской Федерации. У наших соседей вначале появилось письмо Федеральной налоговой службы от 26.10.2004 г. № 09-0-10/4223, в котором указывалось, что заявление об изменениях в госреестр, связанных с заменой руководителя, должно быть подписано предыдущим руководителем. Позже оно было отменено Высшим арбитражным судом РФ.

Однако с такой позицией можно спорить, ведь на момент подачи регистрационной карточки предыдущий руководитель уже не наделен полномочиями совершать юридически значимые действия от имени юридического лица. По сути, подача регистрационной карточки происходит уже после замены руководителя и носит чисто уведомительный характер (см.

определение ВАСУ от 12.09.2006 г.).

Внести изменения в ЕГР госрегистратор обязан не позднее следующего рабочего дня с даты получения регистрационной карточки

.

В то же время

сроки, в течение которых нужно подать регистрационную карточку госрегистратору после того, как произошла смена руководителя, действующее законодательство не устанавливает. Однако в скорейшем внесении изменений в ЕГР заинтересовано само юрлицо, ведь согласно ч. 1 ст. 18 Закона о госрегистрации сведения ЕГР считаются достоверными, пока в них не будут внесены соответствующие изменения. А потому такие сведения могут быть использованы в случае возникновения спора с контрагентом или контролирующим органом о том, выступало ли конкретное лицо в правоотношениях от имени юрлица и было ли оно наделено полномочиями его исполнительного органа.

Плата за внесение изменений в сведения о юрлице не предусмотрена.

После этого предприятию необходимо обратиться с запросом в органы государственной статистики, чтобы

получить новую справку из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, форма которой утверждена приказом Госкомстата от 12.06.2007 г. № 164. Руководствоваться при этом следует приказом Госкомстата от 28.11.2005 г. № 386, которым утверждены порядок и условия пользования данными ЕГРПОУ.

Еще один госорган, который нужно уведомить о произошедших изменениях, —

налоговая инспекция. Как предусмотрено в п. 7.9 Порядка учета плательщиков налогов, сборов (обязательных платежей), утвержденного приказом ГНАУ от 19.02.98 г. № 80, сведения о руководителе изменяются органом государственной налоговой службы в едином банке данных юридических лиц либо на основании регистрационного заявления налогоплательщика с отметкой «Изменения» (по форме 1-ОПП), либо на основании данных о руководителе, которые указываются налогоплательщиком в налоговых декларациях, расчетах, отчетах, если таких данных достаточно для однозначной идентификации руководителя. Однако второй возможностью на практике воспользоваться крайне сложно. Сами налоговики высказывают пожелания, чтобы это было все-таки заявление по форме 1-ОПП либо заявление в произвольной форме о смене руководителя с указанием информации об идентификационном номере должностного лица, подчеркивая при этом, что внести изменения в Единый банк данных нужно перед подачей налоговой отчетности (http://www.dpa.kharkov.ua/page1.php?topic=gost).

Обязанности уведомлять Пенсионный фонд и фонды социального страхования действующее законодательство не предусматривает

. Соответствующие сведения им должен передать госрегистратор (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 38, с. 37).

Все изложенное выше касается любого хозяйственного общества, независимо от сферы и специфики его деятельности. Однако для отдельных субъектов хозяйствования на случай смены руководителя могут быть предусмотрены

дополнительные требования. Например, Лицензионные условия осуществления профессиональной деятельности на фондовом рынке — деятельности по организации торговли на фондовом рынке, утвержденные решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 26.05.2006 г. № 347, предусматривают обязанность лицензиата уведомлять Комиссию обо всех изменениях данных, указанных в документах, прилагаемых к заявлению о выдаче лицензии, в частности, в течение 20 рабочих дней со дня возникновения соответствующих изменений подать в Комиссию справку об изменениях в составе руководящих должностных лиц (п. 9.4).

Напоследок и собственникам, и лицам, занимающим должность директора, и трудовому коллективу остается пожелать, чтобы к описанной в этой статье процедуре смены руководителя приходилось обращаться как можно реже. Ведь стабильность — залог успеха!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно