Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

А у вас товар качественный?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2008/№ 61
В избранном В избранное
Печать
Статья

А у вас товар качественный?

 

Как однажды было сказано, качественный товар — лучшая реклама. Но как убедить потребителя в качественности продукции еще до того, как он ее приобрел, и тем самым вызвать в нем интерес к товару? Один из способов — воспользоваться процедурой оценки соответствия. О ней и поговорим в этой статье.

Елена УВАРОВА, юрист издательского дома «Фактор»

 

Оценка соответствия = оценка качества

Одним из наиболее важных показателей качества продукции является ее безопасность для здоровья, имущества людей и окружающей среды. Проблема обеспечения безопасности продукции в мировой практике решается

путем оценки ее соответствия установленным нормативно-правовыми документами требованиям с последующим подтверждением сертификатом либо декларацией соответствия.

Для субъектов хозяйствования, сталкивающихся с необходимостью подтверждения качества своей продукции, сегодня основная сложность заключается в том, чтобы определиться с процедурой, с помощью которой это можно сделать. Дело в том, что вопросов подтверждения качества и безопасности продукции так или иначе касается большое количество действующих сегодня нормативно-правовых актов. Среди них

законы о стандартизации, о подтверждении соответствия, о технических стандартах, о метрологии, о качестве пищевых продуктов и целый ряд других. И как было отмечено в Протоколе о вступлении Украины в ВТО, все эти законы не заменяют друг друга и должны применяться параллельно. Поэтому думаем, целесообразно будет начать с установления того, как соотносятся друг с другом процедуры стандартизации, сертификации и оценки соответствия.

Прежде всего несколько слов о том, что представляет собой

стандартизация. Это деятельность, заключающаяся в установлении требований, цель которых — обеспечить соответствие продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранить барьеры в торговле, содействовать научно-техническому сотрудничеству. Результатом стандартизации становятся международные, региональные и национальные стандарты.

Установленные стандарты можно разделить на две группы — 

обязательные для применения (этот статус они получают после их закрепления в технических регламентах) и подлежащие добровольному применению (ст. 11 Закона о стандартизации). При этом роль технических регламентов выполняют законы либо нормативно-правовые акты, принятые Кабмином*, в которых определены характеристики продукции либо связанные с ней процессы или способы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, соблюдение которых является обязательным. Статьей 23 Закона № 3164 предусмотрена такая особенность: технический регламент вступает в силу не раньше чем через 6 месяцев со дня опубликования в информационном бюллетене «Офіційний вісник України» для того, чтобы участники рынка имели возможность подготовиться к выполнению требований нового технического регламента. Исключение предусмотрено только для технических регламентов, получивших статус срочных — они вступают в силу со дня опубликования в информационном бюллетене «Офіційний вісник України».

* Как видим, единственным органом исполнительной власти, который уполномочен на принятие технических регламентов, выступает Кабинет Министров Украины. Ранее этими полномочиями были наделены и другие центральные органы исполнительной власти, чем и объясняется наличие ряда действующих технических регламентов, принятых Государственным комитетом стандартизации.

Технический регламент может содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке или этикеткам, применяемым к определенной продукции, процессу или способу производства. Так, статус технического регламента имеет

Закон № 771, который устанавливает специальную процедуру подтверждения соответствия для пищевых продуктов.

Определению того, выполняются ли установленные в технических регламентах и стандартах требования, служит

процедура оценки соответствия. Как указано в ст. 1 Закона № 2406, различные процедуры оценки соответствия могут включать в себя отбор образцов, проведение испытаний, осуществление контроля, оценку, проверку, регистрацию, аккредитацию и утверждение, а также их соединение. Основной формой, в которой осуществляется оценка соответствия, на данный момент остается сертификация, т.е. процедура, с помощью которой признанный в установленном порядке орган документально удостоверяет соответствие продукции, систем качества, систем управления качеством, систем управления окружающей средой, персонала установленным законодательством требованиям.

Нужно сказать, что желание привлечь клиентов наличием документа, подтверждающего качество продукции, — далеко не основная причина прохождения процедуры оценки соответствия субъектами хозяйствования. Для целого ряда продукции — это не просто рекламный ход, а предусмотренная законодательством обязанность (см., например,

ч. 4 ст. 14 Закона № 1023, ст. 13, 34 Закона № 3164, ст. 15 Хозяйственного кодекса Украины).

Обязанность подтвердить соответствие

той или иной продукции, под которой в этой статье понимаются какое-либо изделие, процесс или услуга, предусмотренным законодательством требованиям возложена на производителя. в то же время субъекты хозяйствования, приобретающие продукцию у производителя для ее дальнейшей реализации, должны помнить о запрете реализации продукции, в отношении которой установлена обязанность подтверждения соответствия, без маркировки национальным знаком качества и/или без сертификата соответствия или декларации о соответствии (абзац второй ч. 4 ст. 14 Закона № 1023). Такому субъекту хозяйствования нужно проверить, указаны ли регистрационные номера сертификатов соответствия (либо деклараций о соответствии) в документах, по которым передается соответствующая продукция (ст. 13 Закона № 2406). Копию сертификата соответствия (декларации о соответствии) ему при этом иметь не нужно.

Если же в отношении изготовляемой продукции указаний об обязательном подтверждении соответствия законодательство не содержит,

изготовитель может пройти процедуру сертификации добровольно. в этом случае основным предназначением сертификации как раз и будет повышение конкурентоспособности выпускаемого товара, способствующее росту его привлекательности в глазах предприятий, занимающихся его дальнейшей реализацией.

 

Продукция, качество которой подтверждается декларацией о соответствии

Подтверждение соответствия становится обязательным только для той продукции, в отношении которой требования о ее качестве и безопасности предусмотрены законодательством (техническими регламентами). Это так называемая

обязательная сертификация.

Документом, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, может быть либо

декларация о соответствии, либо сертификат соответствия.

Подтверждение соответствия с помощью декларации о соответствии по своей процедуре значительно проще по сравнению с получением сертификата соответствия. Однако воспользоваться ею можно только в том случае, если обязанность получить сертификат на продукцию прямо не предусмотрена законодательством.

Декларацию о соответствии производитель продукции составляет сам

на украинском языке, указывая в ней:

— определение продукции (название, тип либо номер модели, какую-либо дополнительную информацию, например, номер партии либо серийный номер, названия составных частей);

— требования технических регламентов, которым соответствует продукция, включая ссылки на соответствующие национальные стандарты;

— дополнительную информацию (сорт либо категорию продукции) в соответствии с техническим регламентом.

Образец декларации приведен в приложении к 

Временному порядку.

Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии

, утвержден приказом Госкомпотребстандарта от 29.01.2007 г. № 6. в этот перечень вошла продукция с низким уровнем риска для жизни и здоровья потребителей. в целом ее можно охарактеризовать как изделия и оборудование, пользование и управление которыми по назначению осуществляет специально подготовленный персонал и для введения в эксплуатацию которого необходимо специальное разрешение, а также другая продукция, которая не содержит источников электрической, механической, энергетической, электромагнетической опасности для потребителя.

Техническая документация, на которую есть ссылки в декларации о соответствии, должна охватывать все стадии проектирования, производства и применения продукции и давать возможность оценить ее соответствие требованиям регламента. Содержание технической документации устанавливается в соответствии с требованиями регламента для конкретной продукции.

Техническая документация должна содержать:

— общее описание изделия;

— конструкцию, производственные чертежи, схемы элементов, блоков, цепей и др.;

— описания и пояснения к чертежам, схемам, а также описания, касающиеся функционирования изделия;

— список стандартов из официально опубликованного Госпотребстандартом перечня национальных стандартов, добровольное применение которых полностью или частично может расцениваться как доказательство соответствия продукции требованиям регламента, и описание решений, принятых во исполнение требований регламента, если указанные стандарты не были применены;

— результаты проектных расчетов, испытаний и др.;

— отчеты об испытании продукции.

Вместе с декларацией для ее регистрации подаются такие документы (

п. 2.5 Временного порядка):

— общее описание изделия;

— нормативные документы, в которых установлены требования к продукции;

— протоколы испытаний продукции, которые были проведены в аккредитованных испытательных лабораториях;

— сертификаты соответствия и протоколы испытаний сырья, материалов, комплектующих изделий (при наличии).

Декларация может быть составлена как на конкретную продукцию, так и на группу однородной продукции

, к которой предъявляются единые требования.

Декларация и все указанные выше документы подаются территориальному органу Госпотребстандарта для регистрации.

Сроки регистрации декларации о соответствии

ст. 32 Закона № 3164 и Временный порядок называют разные: в Законе назван срок в три календарных дня, во Временном порядке — пять рабочих дней. Налицо коллизия, решить которую по большому счету нужно в пользу Закона. Однако оспорить отказ в регистрации декларации о соответствии на том основании, что был нарушен предусмотренный Законом № 3164 срок, шансов мало.

Декларация выдается на срок до трех лет

и после окончания действия подлежит хранению в течение еще трех лет.

Качество продукции, для которой предусмотрена необходимость регистрации декларации о соответствии, может быть подтверждено вместо декларации сертификатом соответствия. в этом вопросе — выбор за изготовителем.

 

Продукция, качество которой должно быть подтверждено сертификатом соответствия

Необходимость получения

сертификата соответствия предусмотрена для той продукции, которая вошла в Перечень № 28, а также для той, в отношении которой обязанность производителя получить сертификат соответствия прямо предусмотрена техническим регламентом.

Товары включались в 

Перечень № 28 на основе оценки их риска для здоровья и безопасности людей и животных, а также окружающей среды. Отметим, что перед Госпотребстандартом сегодня стоит задача по сокращению перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации (см. п. 281 Протокола о вступлении Украины в ВТО, Концепцию развития технического регулирования и потребительской политики в 2006—2010 годах, Концепцию совершенствования государственного регулирования хозяйственной деятельности, одобренную Указом Президента Украины от 03.09.2007 г. № 816/2007).

В Украине функционирует

система государственной сертификации УкрСЕПРО, в которой предусмотрено шесть схем сертификации (п. 281 Протокола о вступлении Украины в ВТО):

1) сертификация единичного изделия;

2) сертификация партии продукции (изделий);

3) сертификация продукции, которая изготавливается серийно;

4) сертификация продукции с исследованием/инспекцией производства;

5) сертификация продукции с аттестацией производства;

6) сертификация продукции с оценкой системы качества либо сертификацией системы качества.

Схемы раскрыты в таблице на с. 11.

 

Схемы (модели) сертификации продукции в Системе УкрСЕПРО

Сертифицируемая продукция

Название работ

Документы, выдаваемые органом по сертификации продукции

обследование производства

аттестация производства

сертификация (оценка) системы качества

испытания с целью сертификации

технический надзор

Единичное изделие

Не проводится

Не проводится

Не проводится

Проводится по каждому изделию

Не проводится

Сертификат соответствия на каждое изделие

Партия продукции (изделий)

Не проводится

Не проводится

Не проводится

Проводится на образцах продукции, отобранных в порядке и в количестве, установленных органом по сертификации

Не проводится

Сертификат соответствия на партию продукции (изделий) с указанием размера сертифицированной партии

Продукция, выпускаемая серийно

Не проводится

Не проводится

Не проводится

Проводится на образцах продукции, отобранных в порядке и в количестве, установленных органом по сертификации

Проводится путем контрольных испытаний образцов продукции с периодичностью, в объеме и в порядке, установленных органом по сертификации. в случае необходимости проводится проверка производства

Сертификат соответствия со сроком действия не более одного года

Продукция, выпускаемая серийно

Проводится

Не проводится

Не проводится

Проводится на образцах продукции, отобранных в порядке и в количестве, установленных органом по сертификации

Проводится в порядке, определенном органом по сертификации, и включает проверки производства и контрольные испытания образцов продукции

Сертификат соответствия со сроком действия до двух лет

Не проводится

Проводится

Не проводится

Проводится на образцах продукции, отобранных в порядке и в количестве, установленных органом по сертификации

Проводится в порядке, определенном органом по сертификации, и включает проверки производства и контрольные испытания образцов продукции

Сертификат соответствия со сроком действия до трех лет

Не проводится

Не проводится

Проводится органом по сертификации систем качества

Проводится в порядке, определенном органом по сертификации

Проводится в порядке, определенном органом по сертификации продукции и систем качества

Сертификат соответствия со сроком действия до трех лет с учетом срока действия сертификата на систему качества

 

В зависимости от вида продукции, а также от схемы тестирования и сертификации

процесс сертификации может длиться от трех дней до одного месяца. Осуществляют сертификацию органы по оценке соответствия продукции, процессов и услуг требованиям технических регламентов, назначенные Госпотребстандартом в порядке, утвержденном постановлением Кабмина от 24.01.2007 г. № 59, а также назначенные еще до утверждения указанного порядка органы по сертификации продукции, прошедшие аккредитацию в соответствии с Законом Украины «Об аккредитации органов по оценке соответствия» от 17.05.2001 г. № 2407-III. Как заметил один из органов по сертификации продукции и услуг, потребитель более склонен доверять подтверждению соответствия продукции третьей (независимой) стороной (http://www.hgcsms.kharkov.ua/ukr/sert/sertprod.php).

Если

на определенную продукцию утвержден технический регламент, ее сертификация осуществляется в соответствии с установленным в нем порядке. в качестве примера можно привести процедуру сертификации туристических услуг (см. на с. 17), услуг питания (на с. 17), гостиничных услуг (на с. 19), а также порядок сертификации табачных (на с. 21) и алкогольных (см. с. 22) изделий, продуктов питания (на с. 16).

Если

продукция входит в перечень подлежащей обязательной сертификации, но технический регламент, устанавливающий порядок ее сертификации, не принят, в первую очередь следует руководствоваться Декретом № 46-93 (п. 2 Заключительных положений Закона № 2406), а также ГОСТами, в частности ГОСТом 3413-96.

Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции

для определения ее характеристик и дальнейший государственный надзор за сертифицированной продукцией. Испытания с целью обязательной сертификации должны производиться аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) методами, определенными соответствующими нормативными документами, а при отсутствии этих документов — методами, определяющимися органами сертификации либо органом, исполняющим его функции.

Общий порядок проведения сертификации

включает в себя такие этапы (технические регламенты, устанавливающие порядок сертификации отдельных видов продукции, могут вносить в него определенные коррективы):

— подача заявки на сертификацию;

— анализ поданной документации;

— определение схемы сертификации (в соответствии с ДСТУ 3413-96) и принятие решения по поданной заявке;

— предварительное обследование, окончательная проверка производства;

— аттестация производства продукции, которая сертифицируется, либо сертификация системы качества, если это предусмотрено схемой сертификации;

— отбор, идентификация образцов продукции и их испытание;

— анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;

— выдача сертификата соответствия, занесение сертифицированной продукции в Реестр;

— технический надзор за сертифицированной продукцией.

Схемы

, которые используются при обязательной сертификации продукции, определяет орган, который проводит сертификацию. Если сертификация добровольная — схему выбирает сам изготовитель по согласованию с органом по сертификации.

Информация о сертификации продукции

(с указанием регистрационных номеров сертификата), в отношении которой законодательством предусмотрено обязательное получение сертификата, должна быть предоставлена потребителю в сопроводительной документации, которая прилагается к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом (в доступной наглядной форме), приемлемым для отдельных видов продукции либо в отдельных сферах обслуживания (ст. 15 Закона № 1023). Аналогичные положения закреплены в п. 1.4 Правил продажи товаров на заказ и вне торговых и офисных помещений, утвержденных приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 103, п. 7 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 104, п. 18 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденного постановлением Кабмина от 15.06.2006 г. № 833, п. 11 Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики от 11.07.2003 г. № 185.

С обязанностью уведомлять потребителей о сертификации товара связан еще целый ряд требований. Например, для

распространителей рекламы стало обязательным получение от заказчиков удостоверенных в установленном порядке копий лицензий, сертификатов, разрешений на вид деятельности или товара, которые в соответствии с законодательством подлежат лицензированию, обязательной сертификации или осуществляются только при наличии разрешения. Распространение рекламы без наличия у распространителя соответствующих документов грозит ему штрафом в пятикратном размере стоимости распространения рекламы (ч. 4 ст. 27 Закона Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР).

Сегодня все более актуальной становится

сертификация системы управления качеством, которая проводится в соответствии с требованиями ІSO 9001-2001 (ІSO 9001:2000). Серия стандартов ІSO 9000 — это международные стандарты ІSO 9000:2000, ІSO 9001:2000 і ІSO 9004:2000. в Украине они приняты как национальные ДСТУ ISO 9000-2001, ДСТУ ISO 9001-2001 і ДСТУ ISO 9004-2001. Ключевое понятие, используемое в названных стандартах, — «Система управления качеством». Их особенность заключается в том, что они выдвигают требования не к качеству продукции непосредственно, а к системе организации управления производством, направленной на обеспечение стабильного уровня качества продукции.

Субъектам хозяйствования, выходящим на внешний рынок, нужно знать, что европейские предприятия делят своих поставщиков на три группы с разницей в закупочной цене между группами до 15 %: в первую группу входят абсолютно надежные поставщики, к которым относятся субъекты с сертифицированной системой управления качеством ІSO 9001:2000, вторая группа — относительно надежные, т. е. те поставщики, у которых система управления качеством находится на этапе внедрения, и третью группу составляют субъекты, условно называемые ненадежными в связи с отсутствием системы управления качеством.

 

Маркировка продукции национальным знаком соответствия

Наличие декларации о соответствии и/или сертификата соответствия дает

право производителю продукции маркировать ее Национальным знаком соответствия, удостоверяющим соответствие обозначенной им продукции всем требованиям стандартов, которые на нее распространяются. Более того, согласно абзацу второму ч. 4 ст. 14 Закона № 1023 реализация продукции, в отношении которой есть требование об оценке соответствия, без маркировки Национальным знаком соответствия и/либо без сертификата соответствия или декларации о соответствии запрещается.

Нужно обратить внимание:

требования к маркировке продукции Национальным знаком соответствия не распространяется на продукты питания, поскольку требования к ним установлены Законом № 771.

Национальный знак соответствия может наноситься на упаковку либо на этикетку продукции и на рекламные материалы для процессов либо услуг.

Описание Национального знака соответствия утверждено

постановлением Кабмина от 29.11.2001 г. № 1599. Этим же постановлением утверждены и Правила применения национального знака соответствия.

В соответствии с утвержденным описанием

Национальный знак соответствия имеет форму незамкнутого с правой стороны круга, в середине которого размещено стилизованное изображение трилистника.

Правила применения национального знака соответствия

предусматривают, что знак соответствия наносится самим производителем на продукцию (п. 4), а именно на само изделие и/ или этикетку, тару, упаковку, эксплуатационную и товаросопроводительную документацию и т.д. Место и способ нанесения (печать, наклеивание, гравировка, штампования, литье и др.) знака соответствия определяется производителем продукции (п. 5).

Обращаем внимание: Национальный знак соответствия может применяться только в том случае, если эта возможность прямо предусмотрена техническим регламентом. (

ч. 6 ст. 33 Закона № 3164).

 

img 1

 

В завершение этой обзорной статьи, посвященной наиболее общим вопросам подтверждения соответствия продукции, назовем несколько наметившихся сегодня тенденций. Кроме сокращения перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, нужно также отметить, что в ближайших планах госорганов — создание системы рыночного надзора, отмена

Декрета № 46-93, приведение национальных стандартов в соответствие с европейскими требованиями. Предполагается, что все названные меры позволят с односторонней ориентации на интересы потребителя, в связи с чем гарантия качества продукции достигается с помощью сложной и зарегулированной процедуры сертификации, перейти на систему, которая бы основывалась преимущественно на системе декларирования производителем качественности своей продукции. Но пока это только планы.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно