А у вас товар качественный?
Как однажды было сказано, качественный товар — лучшая реклама. Но как убедить потребителя в качественности продукции еще до того, как он ее приобрел, и тем самым вызвать в нем интерес к товару? Один из способов — воспользоваться процедурой оценки соответствия. О ней и поговорим в этой статье.
Елена УВАРОВА, юрист издательского дома «Фактор»
Оценка соответствия = оценка качества
Одним из наиболее важных показателей качества продукции является ее безопасность для здоровья, имущества людей и окружающей среды. Проблема обеспечения безопасности продукции в мировой практике решается
путем оценки ее соответствия установленным нормативно-правовыми документами требованиям с последующим подтверждением сертификатом либо декларацией соответствия.Для субъектов хозяйствования, сталкивающихся с необходимостью подтверждения качества своей продукции, сегодня основная сложность заключается в том, чтобы определиться с процедурой, с помощью которой это можно сделать. Дело в том, что вопросов подтверждения качества и безопасности продукции так или иначе касается большое количество действующих сегодня нормативно-правовых актов. Среди них
законы о стандартизации, о подтверждении соответствия, о технических стандартах, о метрологии, о качестве пищевых продуктов и целый ряд других. И как было отмечено в Протоколе о вступлении Украины в ВТО, все эти законы не заменяют друг друга и должны применяться параллельно. Поэтому думаем, целесообразно будет начать с установления того, как соотносятся друг с другом процедуры стандартизации, сертификации и оценки соответствия.Прежде всего несколько слов о том, что представляет собой
стандартизация. Это деятельность, заключающаяся в установлении требований, цель которых — обеспечить соответствие продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранить барьеры в торговле, содействовать научно-техническому сотрудничеству. Результатом стандартизации становятся международные, региональные и национальные стандарты.Установленные стандарты можно разделить на две группы —
обязательные для применения (этот статус они получают после их закрепления в технических регламентах) и подлежащие добровольному применению (ст. 11 Закона о стандартизации). При этом роль технических регламентов выполняют законы либо нормативно-правовые акты, принятые Кабмином*, в которых определены характеристики продукции либо связанные с ней процессы или способы производства, а также требования к услугам, включая соответствующие положения, соблюдение которых является обязательным. Статьей 23 Закона № 3164 предусмотрена такая особенность: технический регламент вступает в силу не раньше чем через 6 месяцев со дня опубликования в информационном бюллетене «Офіційний вісник України» для того, чтобы участники рынка имели возможность подготовиться к выполнению требований нового технического регламента. Исключение предусмотрено только для технических регламентов, получивших статус срочных — они вступают в силу со дня опубликования в информационном бюллетене «Офіційний вісник України».* Как видим, единственным органом исполнительной власти, который уполномочен на принятие технических регламентов, выступает Кабинет Министров Украины. Ранее этими полномочиями были наделены и другие центральные органы исполнительной власти, чем и объясняется наличие ряда действующих технических регламентов, принятых Государственным комитетом стандартизации.
Технический регламент может содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке или этикеткам, применяемым к определенной продукции, процессу или способу производства. Так, статус технического регламента имеет
Закон № 771, который устанавливает специальную процедуру подтверждения соответствия для пищевых продуктов.Определению того, выполняются ли установленные в технических регламентах и стандартах требования, служит
процедура оценки соответствия. Как указано в ст. 1 Закона № 2406, различные процедуры оценки соответствия могут включать в себя отбор образцов, проведение испытаний, осуществление контроля, оценку, проверку, регистрацию, аккредитацию и утверждение, а также их соединение. Основной формой, в которой осуществляется оценка соответствия, на данный момент остается сертификация, т.е. процедура, с помощью которой признанный в установленном порядке орган документально удостоверяет соответствие продукции, систем качества, систем управления качеством, систем управления окружающей средой, персонала установленным законодательством требованиям.Нужно сказать, что желание привлечь клиентов наличием документа, подтверждающего качество продукции, — далеко не основная причина прохождения процедуры оценки соответствия субъектами хозяйствования. Для целого ряда продукции — это не просто рекламный ход, а предусмотренная законодательством обязанность (см., например,
ч. 4 ст. 14 Закона № 1023, ст. 13, 34 Закона № 3164, ст. 15 Хозяйственного кодекса Украины).Обязанность подтвердить соответствие
той или иной продукции, под которой в этой статье понимаются какое-либо изделие, процесс или услуга, предусмотренным законодательством требованиям возложена на производителя. в то же время субъекты хозяйствования, приобретающие продукцию у производителя для ее дальнейшей реализации, должны помнить о запрете реализации продукции, в отношении которой установлена обязанность подтверждения соответствия, без маркировки национальным знаком качества и/или без сертификата соответствия или декларации о соответствии (абзац второй ч. 4 ст. 14 Закона № 1023). Такому субъекту хозяйствования нужно проверить, указаны ли регистрационные номера сертификатов соответствия (либо деклараций о соответствии) в документах, по которым передается соответствующая продукция (ст. 13 Закона № 2406). Копию сертификата соответствия (декларации о соответствии) ему при этом иметь не нужно.Если же в отношении изготовляемой продукции указаний об обязательном подтверждении соответствия законодательство не содержит,
изготовитель может пройти процедуру сертификации добровольно. в этом случае основным предназначением сертификации как раз и будет повышение конкурентоспособности выпускаемого товара, способствующее росту его привлекательности в глазах предприятий, занимающихся его дальнейшей реализацией.
Продукция, качество которой подтверждается декларацией о соответствии
Подтверждение соответствия становится обязательным только для той продукции, в отношении которой требования о ее качестве и безопасности предусмотрены законодательством (техническими регламентами). Это так называемая
обязательная сертификация.Документом, подтверждающим соответствие продукции установленным требованиям, может быть либо
декларация о соответствии, либо сертификат соответствия.Подтверждение соответствия с помощью декларации о соответствии по своей процедуре значительно проще по сравнению с получением сертификата соответствия. Однако воспользоваться ею можно только в том случае, если обязанность получить сертификат на продукцию прямо не предусмотрена законодательством.
Декларацию о соответствии производитель продукции составляет сам
на украинском языке, указывая в ней:— определение продукции (название, тип либо номер модели, какую-либо дополнительную информацию, например, номер партии либо серийный номер, названия составных частей);
— требования технических регламентов, которым соответствует продукция, включая ссылки на соответствующие национальные стандарты;
— дополнительную информацию (сорт либо категорию продукции) в соответствии с техническим регламентом.
Образец декларации приведен в приложении к
Временному порядку.Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии
, утвержден приказом Госкомпотребстандарта от 29.01.2007 г. № 6. в этот перечень вошла продукция с низким уровнем риска для жизни и здоровья потребителей. в целом ее можно охарактеризовать как изделия и оборудование, пользование и управление которыми по назначению осуществляет специально подготовленный персонал и для введения в эксплуатацию которого необходимо специальное разрешение, а также другая продукция, которая не содержит источников электрической, механической, энергетической, электромагнетической опасности для потребителя.Техническая документация, на которую есть ссылки в декларации о соответствии, должна охватывать все стадии проектирования, производства и применения продукции и давать возможность оценить ее соответствие требованиям регламента. Содержание технической документации устанавливается в соответствии с требованиями регламента для конкретной продукции.
Техническая документация должна содержать:— общее описание изделия;
— конструкцию, производственные чертежи, схемы элементов, блоков, цепей и др.;
— описания и пояснения к чертежам, схемам, а также описания, касающиеся функционирования изделия;
— список стандартов из официально опубликованного Госпотребстандартом перечня национальных стандартов, добровольное применение которых полностью или частично может расцениваться как доказательство соответствия продукции требованиям регламента, и описание решений, принятых во исполнение требований регламента, если указанные стандарты не были применены;
— результаты проектных расчетов, испытаний и др.;
— отчеты об испытании продукции.
Вместе с декларацией для ее регистрации подаются такие документы (
п. 2.5 Временного порядка):— общее описание изделия;
— нормативные документы, в которых установлены требования к продукции;
— протоколы испытаний продукции, которые были проведены в аккредитованных испытательных лабораториях;
— сертификаты соответствия и протоколы испытаний сырья, материалов, комплектующих изделий (при наличии).
Декларация может быть составлена как на конкретную продукцию, так и на группу однородной продукции
, к которой предъявляются единые требования.Декларация и все указанные выше документы подаются территориальному органу Госпотребстандарта для регистрации.
Сроки регистрации декларации о соответствии
ст. 32 Закона № 3164 и Временный порядок называют разные: в Законе назван срок в три календарных дня, во Временном порядке — пять рабочих дней. Налицо коллизия, решить которую по большому счету нужно в пользу Закона. Однако оспорить отказ в регистрации декларации о соответствии на том основании, что был нарушен предусмотренный Законом № 3164 срок, шансов мало.Декларация выдается на срок до трех лет
и после окончания действия подлежит хранению в течение еще трех лет.Качество продукции, для которой предусмотрена необходимость регистрации декларации о соответствии, может быть подтверждено вместо декларации сертификатом соответствия. в этом вопросе — выбор за изготовителем.
Продукция, качество которой должно быть подтверждено сертификатом соответствия
Необходимость получения
сертификата соответствия предусмотрена для той продукции, которая вошла в Перечень № 28, а также для той, в отношении которой обязанность производителя получить сертификат соответствия прямо предусмотрена техническим регламентом.Товары включались в
Перечень № 28 на основе оценки их риска для здоровья и безопасности людей и животных, а также окружающей среды. Отметим, что перед Госпотребстандартом сегодня стоит задача по сокращению перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации (см. п. 281 Протокола о вступлении Украины в ВТО, Концепцию развития технического регулирования и потребительской политики в 2006—2010 годах, Концепцию совершенствования государственного регулирования хозяйственной деятельности, одобренную Указом Президента Украины от 03.09.2007 г. № 816/2007).В Украине функционирует
система государственной сертификации УкрСЕПРО, в которой предусмотрено шесть схем сертификации (п. 281 Протокола о вступлении Украины в ВТО):1) сертификация единичного изделия;
2) сертификация партии продукции (изделий);
3) сертификация продукции, которая изготавливается серийно;
4) сертификация продукции с исследованием/инспекцией производства;
5) сертификация продукции с аттестацией производства;
6) сертификация продукции с оценкой системы качества либо сертификацией системы качества.
Схемы раскрыты в таблице на с. 11.
Схемы (модели) сертификации продукции в Системе УкрСЕПРО
Сертифицируемая продукция | Название работ | Документы, выдаваемые органом по сертификации продукции | ||||
обследование производства | аттестация производства | сертификация (оценка) системы качества | испытания с целью сертификации | технический надзор | ||
Единичное изделие | Не проводится | Не проводится | Не проводится | Проводится по каждому изделию | Не проводится | Сертификат соответствия на каждое изделие |
Партия продукции (изделий) | Не проводится | Не проводится | Не проводится | Проводится на образцах продукции, отобранных в порядке и в количестве, установленных органом по сертификации | Не проводится | Сертификат соответствия на партию продукции (изделий) с указанием размера сертифицированной партии |
Продукция, выпускаемая серийно | Не проводится | Не проводится | Не проводится | Проводится на образцах продукции, отобранных в порядке и в количестве, установленных органом по сертификации | Проводится путем контрольных испытаний образцов продукции с периодичностью, в объеме и в порядке, установленных органом по сертификации. в случае необходимости проводится проверка производства | Сертификат соответствия со сроком действия не более одного года |
Продукция, выпускаемая серийно | Проводится | Не проводится | Не проводится | Проводится на образцах продукции, отобранных в порядке и в количестве, установленных органом по сертификации | Проводится в порядке, определенном органом по сертификации, и включает проверки производства и контрольные испытания образцов продукции | Сертификат соответствия со сроком действия до двух лет |
Не проводится | Проводится | Не проводится | Проводится на образцах продукции, отобранных в порядке и в количестве, установленных органом по сертификации | Проводится в порядке, определенном органом по сертификации, и включает проверки производства и контрольные испытания образцов продукции | Сертификат соответствия со сроком действия до трех лет | |
Не проводится | Не проводится | Проводится органом по сертификации систем качества | Проводится в порядке, определенном органом по сертификации | Проводится в порядке, определенном органом по сертификации продукции и систем качества | Сертификат соответствия со сроком действия до трех лет с учетом срока действия сертификата на систему качества |
В зависимости от вида продукции, а также от схемы тестирования и сертификации
процесс сертификации может длиться от трех дней до одного месяца. Осуществляют сертификацию органы по оценке соответствия продукции, процессов и услуг требованиям технических регламентов, назначенные Госпотребстандартом в порядке, утвержденном постановлением Кабмина от 24.01.2007 г. № 59, а также назначенные еще до утверждения указанного порядка органы по сертификации продукции, прошедшие аккредитацию в соответствии с Законом Украины «Об аккредитации органов по оценке соответствия» от 17.05.2001 г. № 2407-III. Как заметил один из органов по сертификации продукции и услуг, потребитель более склонен доверять подтверждению соответствия продукции третьей (независимой) стороной (http://www.hgcsms.kharkov.ua/ukr/sert/sertprod.php).Если
на определенную продукцию утвержден технический регламент, ее сертификация осуществляется в соответствии с установленным в нем порядке. в качестве примера можно привести процедуру сертификации туристических услуг (см. на с. 17), услуг питания (на с. 17), гостиничных услуг (на с. 19), а также порядок сертификации табачных (на с. 21) и алкогольных (см. с. 22) изделий, продуктов питания (на с. 16).Если
продукция входит в перечень подлежащей обязательной сертификации, но технический регламент, устанавливающий порядок ее сертификации, не принят, в первую очередь следует руководствоваться Декретом № 46-93 (п. 2 Заключительных положений Закона № 2406), а также ГОСТами, в частности ГОСТом 3413-96.Обязательная сертификация во всех случаях должна включать проверку и испытание продукции
для определения ее характеристик и дальнейший государственный надзор за сертифицированной продукцией. Испытания с целью обязательной сертификации должны производиться аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) методами, определенными соответствующими нормативными документами, а при отсутствии этих документов — методами, определяющимися органами сертификации либо органом, исполняющим его функции.Общий порядок проведения сертификации
включает в себя такие этапы (технические регламенты, устанавливающие порядок сертификации отдельных видов продукции, могут вносить в него определенные коррективы):— подача заявки на сертификацию;
— анализ поданной документации;
— определение схемы сертификации (в соответствии с ДСТУ 3413-96) и принятие решения по поданной заявке;
— предварительное обследование, окончательная проверка производства;
— аттестация производства продукции, которая сертифицируется, либо сертификация системы качества, если это предусмотрено схемой сертификации;
— отбор, идентификация образцов продукции и их испытание;
— анализ полученных результатов и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия;
— выдача сертификата соответствия, занесение сертифицированной продукции в Реестр;
— технический надзор за сертифицированной продукцией.
Схемы
, которые используются при обязательной сертификации продукции, определяет орган, который проводит сертификацию. Если сертификация добровольная — схему выбирает сам изготовитель по согласованию с органом по сертификации.Информация о сертификации продукции
(с указанием регистрационных номеров сертификата), в отношении которой законодательством предусмотрено обязательное получение сертификата, должна быть предоставлена потребителю в сопроводительной документации, которая прилагается к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом (в доступной наглядной форме), приемлемым для отдельных видов продукции либо в отдельных сферах обслуживания (ст. 15 Закона № 1023). Аналогичные положения закреплены в п. 1.4 Правил продажи товаров на заказ и вне торговых и офисных помещений, утвержденных приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 103, п. 7 Правил розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики от 19.04.2007 г. № 104, п. 18 Порядка осуществления торговой деятельности и правил торгового обслуживания населения, утвержденного постановлением Кабмина от 15.06.2006 г. № 833, п. 11 Правил розничной торговли продовольственными товарами, утвержденных приказом Минэкономики от 11.07.2003 г. № 185.С обязанностью уведомлять потребителей о сертификации товара связан еще целый ряд требований. Например, для
распространителей рекламы стало обязательным получение от заказчиков удостоверенных в установленном порядке копий лицензий, сертификатов, разрешений на вид деятельности или товара, которые в соответствии с законодательством подлежат лицензированию, обязательной сертификации или осуществляются только при наличии разрешения. Распространение рекламы без наличия у распространителя соответствующих документов грозит ему штрафом в пятикратном размере стоимости распространения рекламы (ч. 4 ст. 27 Закона Украины «О рекламе» от 03.07.96 г. № 270/96-ВР).Сегодня все более актуальной становится
сертификация системы управления качеством, которая проводится в соответствии с требованиями ІSO 9001-2001 (ІSO 9001:2000). Серия стандартов ІSO 9000 — это международные стандарты ІSO 9000:2000, ІSO 9001:2000 і ІSO 9004:2000. в Украине они приняты как национальные ДСТУ ISO 9000-2001, ДСТУ ISO 9001-2001 і ДСТУ ISO 9004-2001. Ключевое понятие, используемое в названных стандартах, — «Система управления качеством». Их особенность заключается в том, что они выдвигают требования не к качеству продукции непосредственно, а к системе организации управления производством, направленной на обеспечение стабильного уровня качества продукции.Субъектам хозяйствования, выходящим на внешний рынок, нужно знать, что европейские предприятия делят своих поставщиков на три группы с разницей в закупочной цене между группами до 15 %: в первую группу входят абсолютно надежные поставщики, к которым относятся субъекты с сертифицированной системой управления качеством ІSO 9001:2000, вторая группа — относительно надежные, т. е. те поставщики, у которых система управления качеством находится на этапе внедрения, и третью группу составляют субъекты, условно называемые ненадежными в связи с отсутствием системы управления качеством.
Маркировка продукции национальным знаком соответствия
Наличие декларации о соответствии и/или сертификата соответствия дает
право производителю продукции маркировать ее Национальным знаком соответствия, удостоверяющим соответствие обозначенной им продукции всем требованиям стандартов, которые на нее распространяются. Более того, согласно абзацу второму ч. 4 ст. 14 Закона № 1023 реализация продукции, в отношении которой есть требование об оценке соответствия, без маркировки Национальным знаком соответствия и/либо без сертификата соответствия или декларации о соответствии запрещается.Нужно обратить внимание:
требования к маркировке продукции Национальным знаком соответствия не распространяется на продукты питания, поскольку требования к ним установлены Законом № 771.Национальный знак соответствия может наноситься на упаковку либо на этикетку продукции и на рекламные материалы для процессов либо услуг.
Описание Национального знака соответствия утверждено
постановлением Кабмина от 29.11.2001 г. № 1599. Этим же постановлением утверждены и Правила применения национального знака соответствия.В соответствии с утвержденным описанием
Национальный знак соответствия имеет форму незамкнутого с правой стороны круга, в середине которого размещено стилизованное изображение трилистника.Правила применения национального знака соответствия
предусматривают, что знак соответствия наносится самим производителем на продукцию (п. 4), а именно на само изделие и/ или этикетку, тару, упаковку, эксплуатационную и товаросопроводительную документацию и т.д. Место и способ нанесения (печать, наклеивание, гравировка, штампования, литье и др.) знака соответствия определяется производителем продукции (п. 5).Обращаем внимание: Национальный знак соответствия может применяться только в том случае, если эта возможность прямо предусмотрена техническим регламентом. (
ч. 6 ст. 33 Закона № 3164).
В завершение этой обзорной статьи, посвященной наиболее общим вопросам подтверждения соответствия продукции, назовем несколько наметившихся сегодня тенденций. Кроме сокращения перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, нужно также отметить, что в ближайших планах госорганов — создание системы рыночного надзора, отмена
Декрета № 46-93, приведение национальных стандартов в соответствие с европейскими требованиями. Предполагается, что все названные меры позволят с односторонней ориентации на интересы потребителя, в связи с чем гарантия качества продукции достигается с помощью сложной и зарегулированной процедуры сертификации, перейти на систему, которая бы основывалась преимущественно на системе декларирования производителем качественности своей продукции. Но пока это только планы.