Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Проверки и санкции за нарушения в сфере сертификации и подтверждения соответствия

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июль, 2008/№ 61
Печать
Статья

Проверки и санкции за нарушения в сфере сертификации и подтверждения соответствия

 

В данной статье речь пойдет о полномочиях Госпотребстандарта и его территориальных органов в части проведения проверок соблюдения законодательства об обязательном подтверждении соответствия, а также о том, какие санкции могут ожидать предприятия при выявлении нарушений по результатам таких проверок.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В соответствии с

п. 1 Положения № 225 специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей, стандартизации, метрологии, подтверждения соответствия является Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (далее — Госпотребстандарт).

Основными задачами Госпотребстандарта согласно

п. 3 Положения № 225 являются:

— осуществление

государственного контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, рекламе в этой сфере, проведение государственного метрологического контроля и надзора;

— осуществление государственного

надзора за соблюдением законодательства в сфере стандартизации и подтверждения соответствия.

Общие и обязательные для исполнения требования к осуществлению государственного надзора (контроля) установлены

Законом № 877. В то же время его нормы отсылают к специальным законодательным актам, регулирующим особенности проведения проверок отдельными органами власти. Так обстоят дела и в отношении Госпотребстандарта (см. письмо Госпотребстандарта от 20.05.2008 г. № 4936-4-5/16), который при проведении проверок за соблюдением стандартов, норм и правил субъектами предпринимательской деятельности должен руководствоваться не только Законом № 877, но и Декретом № 30* и Инструкцией № 321 в той части, в которой они не противоречат Закону № 877.

* Отметим, что согласно ст. 1 Закона Украины «О порядке применения Закона Украины «О временном приостановлении полномочий Верховного Совета Украины, предусмотренных пунктом 13 статьи 97 Конституции Украины, и полномочий Президента Украины, предусмотренных пунктом 7-4 статьи 114-5 Конституции Украины» от 21.11.92 г. № 2813-XII

декреты Кабинета Министров Украины наделены силой закона.

Государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил

представляет собой деятельность специально уполномоченных органов исполнительной власти по контролю за соблюдением стандартов, норм и правил при производстве и выпуске продукции (т. е. товаров, работ, услуг) с целью обеспечения интересов общества и потребителей в ее надлежащем качестве, безопасной для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды (ст. 1 Декрета № 30).

Согласно

ст. 4 Декрета № 30 надзор осуществляется в форме проверки соблюдения стандартов, норм и правил при разработке, производстве, выпуске, хранении, транспортировке, использовании, эксплуатации, реализации и утилизации продукции предпринимателями, в том числе оптовыми торговыми организациями, за исключением:

стадии реализации товаров в сфере розничной и оптово-розничной торговли;

выпуска и реализации продукции на предприятиях общественного питания (точнее, ресторанного хозяйства);

оказания услуг гражданам как потребителям.

На местах государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил осуществляют

государственные центры стандартизации, метрологии и сертификации (далее — ГЦСМС).

Соблюдение требований о подтверждении соответствия продукции предприятиями, на которых действие

Декрета № 30 не распространяется, а именно предприятиями оптово-розничной/розничной торговли, предприятиями ресторанного хозяйства и предприятиями, предоставляющими услуги, контролируется органами Госпотребстандарта в рамках надзора за соблюдением Закона № 1023. Контроль за соблюдением законодательства такими предприятиями осуществляют управления по делам защиты прав потребителей. Проверки на таких предприятиях проводятся согласно Порядку № 311 .

 

img 1

 

Причем обратите внимание: проверки, осуществляемые Управлениями по делам защиты прав потребителей и государственными центрами стандартизации, метрологии и сертификации одного и того же предприятия, не считаются повторными, поскольку охватывают разные сферы деятельности субъектов хозяйствования (

письмо Госпотребстандарта от 13.09.2006 г. № 8104-3-11/18).

 

Производственные предприятия и предприятия оптовой торговли

Согласно

п. 2 ст. 2 Декрета № 30 служебные лица, осуществляющие государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил, должны быть аттестованы в установленном порядке. Отсутствие соответствующей аттестации проверяющих выявить при их визите субъекты хозяйствования не могут, однако если возникнут другие основания для обжалования действий проверяющих, этот вопрос вполне можно поставить в ходе судебного разбирательства.

 

Что проверяется

Согласно

п. 1 ст. 3 Декрета № 30 объектами государственного надзора являются продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, продукция животноводства и растениеводства, продукты питания, в том числе продукция, прошедшая сертификацию — на соответствие стандартам, нормам и правилам. Как видим, наличие сертификата соответствия на продукцию, входящую в Перечень № 28, от проверки ее органами Госпотребстандарта не освобождает.

То есть проверке на соответствие стандартам, нормам и правилам может быть подвергнута практически любая отечественная или импортная продукция.

 

Виды проверок

И

Декрет № 30, и Инструкция № 321 делят надзор на периодический и постоянный.

Периодический надзор

может быть организован в виде плановых и внеплановых проверок (ст. 4 Декрета № 30). Плановые проверки проводятся в соответствии с планом-графиком, который утверждается директором ГЦСМС. При его составлении учитываются специфика деятельности предприятия, опыт прошлых проверок, т. е. предприятия с наибольшим числом нарушений проверяются чаще тех, которые не нарушают законодательства в сфере стандартизации и сертификации.

Со вступлением

с 1 января 2008 года в силу Закона № 877 существенно изменился порядок проведения плановых мероприятий по надзору. Изменения коснулись, в частности, их периодичности. Как следует из п.п. 4.1.1 Инструкции № 321, плановые проверки проводятся не чаще одного раза в год.

Однако теперь каждому предприятию должна присваиваться высокая, средняя или незначительная степень риска, в зависимости от которой

и определяется периодичность плановых проверок.

В настоящее время

критерии деления субъектов хозяйствования по степеням риска хозяйственной деятельности проходят согласовательную процедуру с заинтересованными органами исполнительной власти и Кабинетом Министров Украины, пока не утверждены. Поэтому на время отсутствия критериев распределения хозяйственных субъектов по степени риска их деятельности при производстве и выпуске продукции Госпотребстандарт, ссылаясь на п. 3 ст. 22 Закона № 877, указал, что плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в пять лет (см. письмо Госпотребстандарта от 20.05.2008 г. № 4936-4-5/16).

Кроме того, как следует из

Закона № 877, проведение плановой проверки возможно только при условии письменного уведомления об этом субъекта хозяйствования не позднее чем за 10 дней до начала ее проведения, несмотря на то что в Декрете № 30 бытуют старые правила, согласно которым проверяющие Госпотребстандарта приходили на проверку без предупреждения (см. письмо Госпотребстандарта от 28.03.2007 г. № 2575-6-11/18). Теперь при визите без предупреждения проверяющих можно не допустить к проверке. Уведомление о плановой проверке может быть на выбор проверяющих передано в виде телефонограммы, заказного письма или вручено лично руководителю или уполномоченному лицу под расписку (см. письмо Госкомпредпринимательства от 30.05.2008 г. № 4550).

Что касается проведения

внеплановых проверок, то, как указал Госпотребстандарт в письме от 20.05.2008 г. № 4936-4-5/16, такие проверки должны осуществляться при наличии оснований, предусмотренных в ст. 6 Закона № 877:

— подача субъектом хозяйствования письменного заявления в соответствующий орган государственного надзора (контроля) об осуществлении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;

— выявление и подтверждение недостоверных данных, заявленных в документах обязательной отчетности, поданных субъектом хозяйствования;

— проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора (контроля);

— обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства;

— неподача в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных пояснений о причинах, препятствующих подаче таких документов.

Вместе с тем хотим обратить внимание, что приведенный перечень оснований не является исчерпывающим. Дело в том, что

п. 2 ст. 6 Закона № 877 предусмотрено, что законами и международными договорами (согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины) могут устанавливаться и другие основания проведения внеплановых мероприятий. В нашем случае таким «законом» выступает Декрет № 30. Следовательно, наравне с основаниями из Закона № 877 органы Госпотребстандарта вправе проводить внеплановые проверки и по дополнительным основаниям, оговоренным в ст. 4 Декрета № 30, в том числе по мотивированным требованиям других органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, прокуратуры.

Причем

во время проведения внеплановой проверки должны выясняться только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее проведения (такие вопросы обязательно указываются в направлении (решении) на проведение проверки). Внеплановые проверки проводятся без предупреждения.

Продолжительность проведения плановых проверок

теперь одна для всех контролирующих органов и не зависит от степени риска субъекта хозяйствования — 15 рабочих дней (для субъектов малого предпринимательства — не более 5 рабочих дней).

Срок проведения внеплановой проверки — не более 10 рабочих дней

(для субъектов малого предпринимательства — не более 2 рабочих дней).

Теперь остановимся на такой форме надзора, как

постоянный государственный надзор. Он согласно п.п. 4.1.2 Инструкции № 321 применяется в случае систематических претензий (жалоб, заявлений или апелляций) относительно качества выпускаемой продукции, и при установлении отсутствия условий для ее стабильного выпуска в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Причем, как указано в письме Госпотребстандарта от 21.07.2006 г. № 6456-3-11/19, максимальный срок, на который вводится постоянный государственный надзор за соблюдением требований стандартов, норм и правил при производстве и выпуске продукции, действующим законодательством не предусмотрен, а зависит от субъекта предпринимательства.

На наш взгляд, осуществление

постоянного надзора противоречит Закону № 877, который предусматривает только две группы мероприятий, в рамках которых может проводиться государственный надзор — это плановые (в зависимости от степени риска предприятия) со сроком проверки не более 15 рабочих дней и внеплановые (только по основаниям из ст. 6 Закона № 877 и ст. 4 Декрета № 30) со сроком проверки не более 10 рабочих дней.

 

Права и обязанности проверяющих

В соответствии со

ст. 6 Декрета № 30 государственные инспекторы имеют право:

1) беспрепятственно посещать,

при предъявлении удостоверения и решения о проверке, предприятия, учреждения и организации (их объединения) независимо от формы собственности (с учетом установленного внутренним трудовым распорядком предприятия режима работы) для исполнения возложенных на них обязательств;

2) получать в ходе проведения государственного надзора необходимые сведения и материалы по вопросам соблюдения стандартов, норм и правил;

3) отбирать образцы продукции у предприятий (в том числе и оптовых торговых организаций) для проверки на ее соответствие стандартам, нормам и правилам. Так как Госпотребстандарт подпадает под действие

Закона № 877, то отбор образцов обязан проводиться согласно Порядку № 1280 — за счет проверяющего органа. При этом проверяемое предприятие при возмещении расходов экспертизы, устанавливающей факт реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной, должно руководствоваться Порядком № 1279;

4) привлекать в необходимых случаях по договоренности с руководством технические средства и специалистов предприятий, учреждений и организаций (их объединений) к проведению проверок и экспертиз, связанных с осуществлением государственного надзора за стандартами, нормами и правилами;

5) выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений стандартов, норм и правил;

6) запрещать передачу заказчикам и использование в производстве конструкторской, технологической и проектной документации, не отвечающей требованиям стандартов, норм и правил;

7) запрещать производство, выпуск (в том числе из ремонта), хранение, транспортировку, эксплуатацию, реализацию продукции, в том числе импортной, и ее отдельных партий с нарушениями стандартов, норм и правил, кроме случаев, когда отклонение от стандартов, норм и правил предусмотрено соглашением о распределении продукции;

8) запрещать выпуск и реализацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, но не прошедшей ее в установленные сроки, а также продукции, изготовление которой производилось без специального разрешения (лицензии), предусмотренного законодательством. Обратите внимание: действия, предусмотренные п. (7) и (8), могут осуществляться только по решению руководителя органа государственного надзора или его заместителя (

п. 5 ст. 4 Закона № 877);

9)

оформлять материалы о наложении штрафа;

10)

составлять протоколы об административных правонарушениях;

11) отсылать материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении стандартов, норм и правил, а при создании препятствий проведению государственного надзора — обращаться в органы внутренних дел для их устранения;

12) обращаться в органы лицензирования с предложениями об отмене ранее выданных лицензий;

13) в случае систематического нарушения стандартов, норм и правил вводить на предприятии особый режим приемки продукции.

 

Права и обязанности проверяемых

Общие права субъекта хозяйствования при осуществлении государственного надзора (контроля) описаны в

ст. 10 Закона № 877. В частности, субъект хозяйствования имеет право требовать от должностных лиц контролирующего органа соблюдения требований законодательства, проверять наличие служебного удостоверения и получать копии удостоверения (направления либо решения) на проведение планового или внепланового мероприятия, присутствовать при осуществлении мероприятий.

Также в

Законе № 877 содержится право субъекта хозяйствования не допускать должностных лиц к осуществлению контроля, если он осуществляется с нарушением требований по периодичности проведения или если предоставленные контролирующими органами документы не отвечают требованиям Закона № 877.

При этом в

ст. 11 Закона № 877 указано, что субъект хозяйствования обязан допускать должностных лиц контролирующего органа к осуществлению мероприятий государственного надзора (контроля) при условии соблюдения порядка их осуществления.

Среди прочих

обязанностей субъектов хозяйствования в ст. 11 Закона № 877 содержатся также такие: выполнять требования об устранении выявленных нарушений, предоставлять документы, образцы продукции, объяснения, справки, сведения, материалы, а также получать экземпляр предписания или акта по результатам проведения планового или внепланового мероприятия.

Согласно

п. 5.4 Инструкции № 321 руководитель предприятия обязан создать необходимые условия для проверки, в частности:

— издать приказ (распоряжение) о назначении ответственных лиц предприятия с правом подписи актов отбора образцов (проб) продукции, протоколов испытаний и других документов;

— обеспечить беспрепятственный допуск государственных инспекторов на предприятие с учетом установленного режима работы для выполнения возложенных на них служебных обязанностей;

— предоставить служебное помещение, документацию, материалы и оборудование, необходимые для проверки;

— обеспечить перевозку транспортом образцов продукции в случае проведения испытаний на другом предприятии;

— предоставить справку об объеме реализации проверяемой продукции.

 

Проведение проверки

Прибыв на предприятие, руководитель проверки предъявляет

служебное удостоверение, а также письменное Решение о проверке. Если на предприятии ведется Журнал регистрации проверок контролирующих органов, госинспектор делает в нем соответствующую запись (п. 12 ст. 4 Закона № 877).

В ходе проверки проверяется

наличие лицензии на право промышленного производства продукции, если это предусмотрено законодательством, сведения об аттестации производства, наличие деклараций соответствия или сертификатов соответствия, если продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия.

На

производственных предприятиях зачастую возникает необходимость проверки составных частей продукции. В этом случае для того, чтобы не разбирать уже готовые изделия, допускается проверять сборочные единицы и детали, которые были пропущены отделом технического контроля.

Кроме того, допускается использовать образец, принятый ОТК, но еще не разобранный для отправки покупателю (

пункт 5.6.1 Инструкции № 321). Это позволит сэкономить время и средства в ходе проведения проверки.

Продукция особо высокой сложности, монтируемая на месте эксплуатации, проверяется путем опробования ее отдельных агрегатов и узлов, с учетом положительных результатов эксплуатации такой продукции (

пункт 5.6.2 Инструкции № 321). Отобранные образцы продукции проходят испытания. Не обходят своим вниманием контролирующие органы и соблюдение технологической дисциплины, а также метрологических норм и правил. В том случае, если мелкие недоработки удастся устранить еще до окончания проверки, то предприятия за них уже не накажут.

На

предприятиях оптовой торговли проводят проверку соблюдения стандартов, норм и правил на стадии хранения (п. 5.15 Инструкции № 321). При проверке продукция подвергается внешнему осмотру (органолептическому контролю) по всем показателям нормативной документации. Сложные изделия культурно-бытового назначения проверяются на работоспособность (функционирование). Если установлено, что продукция стала недоброкачественной из-за нарушения условий хранения, ее хранение и реализация запрещаются.

Согласно

п. 6.1 Инструкции № 321 по результатам проверки составляется акт по форме, приведенной в приложении 6 к Инструкции. Акт является основанием для применения мер ответственности за нарушение стандартов, норм и правил, а также для контроля и учета деятельности ГЦСМС. Акт подписывается всеми участниками проверки. Если представители проверяемого предприятия отказываются подписать акт, госинспектор вносит в акт соответствующую запись. Ответственность за изложенные в акте результаты проверки несет ее руководитель (государственный инспектор). Представители проверяемого предприятия имеют право изложить претензии относительно результатов проверки в отдельном приложении к акту.

К акту проверки в обязательном порядке прилагаются акт отбора образцов (проб) и протокол испытаний (

п. 6.4 Инструкции № 321). Кроме этих документов, приложениями к акту проверки могут быть:

— справка об объеме реализации продукции за каждый месяц, в котором имело место нарушение (

приложение 2 к Инструкции № 321);

— предписания об устранении нарушений стандартов, норм и правил, о запрете реализации проверенной партии продукции;

— протоколы об административных правонарушениях;

— предложения о пересмотре действующих нормативных документов на продукцию, сырье, полуфабрикаты и составные части.

Если при проверке нарушений не установлено, при оформлении акта проверки заполняется его раздел «Входные данные», и в разделе «Результаты проверки соблюдения стандартов, норм и правил» делается запись о том, что проверенная продукция отвечает нормативной документации. К такому акту прилагаются акт отбора образцов (проб) продукции и протокол испытаний.

 

Санкции за нарушение законодательства о подтверждении соответствия

По результатам проверки

на виновных лиц могут быть наложены административные взыскания. Органы Госпотребстандарта (главный государственный инспектор Украины и его заместители, главные государственные инспекторы республики Крым, области, города и их заместители рассматривают дела об админнарушениях по статьям 167, 168, 168-1, 169, 170, 170-1, 172-1, 188-9 КоАП. Постановление о наложении админштрафа оформляется по форме, установленной в приложении 14 к Инструкции № 321.

Кроме того,

штрафные санкции могут быть применены к предприятию. Они предусмотрены ст. 8 Декрета № 30. Такие санкции являются административно-хозяйственными (см. письмо Госпотребстандарта от 04.08.2006 г. № 6931-3-11/19). Поэтому могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления того или иного нарушения законодательства (т.е. с момента составления акта проверки), но не позднее чем один год со дня совершения самого нарушения (ст. 250 ХКУ).

Для более удобного восприятия размеры штрафов покажем в табл. 1.

 

Таблица 1

Штрафные санкции за нарушение законодательства о подтверждении соответствия

Основание

Вид нарушения

Штраф

На кого налагают

1

2

3

4

П.п. 1 п. 1 ст. 8 Декрета № 30

Передача заказчику или в производство и использование конструкторской, технологической и проектной документации, не отвечающей требованиям стандартов, норм и правил относительно качества продукции и технологических процессов

в размере

25 % стоимости разработки

На разработчика документации

П.п. 2 п. 1 ст. 8 Декрета № 30

Реализация продукции, не отвечающей требованиям стандартов, норм и правил

в размере 2

5 % стоимости реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 3 п. 1 ст. 8 Декрета № 30

Реализация на территории Украины импортной продукции, не отвечающей требованиям действующих в Украине стандартов, норм и правил относительно безопасности для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды

в размере

50 % стоимости реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 4 п. 1 ст. 8 Декрета № 30

Уклонение от предъявления органам государственного надзора продукции, подлежащей контролю

в размере

25 % стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п.5 п. 1 ст. 8 Декрета № 30

Реализация продукции, которая подлежит, но не прошла обязательной сертификации (либо другой обязательной процедуры подтверждения соответствия), а также использование относительно такой продукции национального знака соответствия

в размере

25 % стоимости реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 6 п. 1 ст. 8 Декрета № 30

Реализация экспортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил, о чем есть письменное подтверждение потребителя

В размере

25 % стоимости реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 7 п. 1 ст. 8 Декрета № 30

Реализация продукции, запрещенной к выпуску и реализации органами Госпотребстандарта

В размере

100 % стоимости реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 8 п. 1  ст. 8 Декрета № 30

Выпуск, реализация повышенно-опасной продукции (яды, ядохимикаты, взрыво- и огнеопасные вещества и т.д.) без надлежащего предупредительного маркирования, а также без инструкции по эксплуатации, хранению, транспортированию

В размере

50 % стоимости выпущенной или реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

П.п. 9 п. 1 ст. 8 Декрета № 30

Выпуск, реализация продукции, которая вследствие нарушения требований стандартов, норм и правил опасна для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды

В размере

100 % стоимости выпущенной или реализованной продукции

На субъекта хозяйствования, в том числе физического лица — предпринимателя

 

Стоимость

переданной документации, продукции, изготовленной с нарушением требований, а также продукции, реализованной с нарушением требований, а также продукции, реализованной при уклонении предпринимателя от ее контроля для определения суммы штрафа, рассчитывается по ценам ее реализации (п. 2 ст. 8 Декрета № 30). Причем берется цена реализации, включающая все налоги, в том числе НДС.

В связи с тем, что

Декретом № 30 не предусмотрены максимальные и минимальные размеры санкций, положение части второй ст. 12 Закона № 877 относительно учета принципа пропорциональности нарушения и наказания при осуществлении государственного надзора не применяется (см. письмо Госпотребстандарта от 20.02.2008 г. № 1852-1-5/16).

Постановления о наложении таких штрафов (

приложение 13 к Инструкции № 321) выдают Государственные инспекторы республики Крым, области, города.

Штраф должен быть перечислен в госбюджет в 15-дневный срок после получения постановления. Если на протяжении 15 дней сумма штрафа не будет погашена, она подлежит

принудительному взысканию в порядке, установленном Законом Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г. № 606-XIV.

 

Предприятия оптово-розничной и розничной торговли, предприятия ресторанного хозяйства и предприятия, предоставляющие услуги

Как было указано в первом подразделе данной статьи, контроль за соблюдением законодательства о сертификации предприятиями

оптово-розничной и розничной торговли, предприятиями ресторанного хозяйства и предприятиями, предоставляющими услуги, осуществляется в рамках надзора за соблюдением требований Закона № 1023. На местах проверку таких предприятий осуществляют управления по защите прав потребителей. Ведь одним из заданий территориальных органов Госпотребстандарта согласно п.п. 3 п. 4 Положения № 217 является проверка соблюдения требований технических регламентов и обязательных требований нормативных документов на продукцию (сырье), которая производится и реализуется субъектами хозяйствования сферы торговли, общественного питания и услуг.

В отличие от

Декрета № 30 Порядок № 311 приведен в полное соответствие с нормами общеконтрольного Закона № 877.

Кратко отметим, что проверки таких предприятий могут быть как

плановыми, так и внеплановыми. В ходе проверок проверяющие в соответствии с п. 1.4 Порядка № 311 вправе получать бесплатно копии необходимых документов, которые характеризуют качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства этой продукции, а также сопроводительных документов на продукцию, которая находится на реализации, а по ее результатам предпринимать в установленном порядке предусмотренные законодательством меры к субъектам хозяйствования, которые допустили нарушение прав потребителей, и вносить соответствующие предложения относительно их последующей деятельности и привлечения к ответственности виновных в нарушении прав потребителей. Здесь под предпринимаемыми мерами проверяющих к нарушителям следует понимать действия, указанные в пп. 6 —13 ст. 26 Закона № 1023. Среди них:

— наложение на виновных лиц

административных взысканий за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Дела об административных нарушениях рассматриваются по местонахождению Госкомпредпринимательства или его территориальных органов. Органы Госпотребстандарта рассматривают дела об админнарушениях, связанных с защитой прав потребителей, по статьям 155, 155-2, 156, 156-1,156-2, 168-2,170-1, 188-2 КоАП;

— применение к нарушителям

штрафов на основании ст. 23 Закона № 1023. Налагают такие штрафы председатель Госпотребстандарта (его заместители), начальники Управлений по делам защиты прав потребителей и их заместители на местах. Обратите внимание, являясь административно-хозяйственными, такие санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение шести месяцев со дня выявления того или иного нарушения законодательства (с момента составления акта проверки), но не позднее чем через один год со дня совершения самого нарушения (ст. 250 ХКУ).

Для более удобного восприятия размеры штрафов покажем в табл. 2.

 

Таблица 2

Штрафные санкции за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

Норма Закона № 1023

Вид нарушения

Штраф

ведется обязательный учет доходов и расходов

не ведется обязательный учет доходов и расходов

1

2

3

4

П.п. 2 п. 1 ст. 23

Изготовление или реализация продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов

в размере

50 % стоимости изготовленной либо полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 10 ннмдг (не менее 170 грн.)

в размере 10 ннмдг (

170 грн.)

П.п. 3 п. 1 ст. 23

Реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, если в документах, согласно которым она передана на реализацию,

отсутствуют регистрационные номера сертификата соответствия либо свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на соответствующий вид продукции

в размере

50 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 10 ннмдг (не менее 170 грн.)

в размере 10 ннмдг (

170 грн.)

П.п. 4 п. 1 ст. 23

Изготовление или реализация продукции, не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов, нормативных документов относительно безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей природной среды

в размере

300 % стоимости изготовленной либо полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 25 ннмдг (не менее 425 грн.)

в размере 50 ннмдг (

850 грн.)

П.п. 5 п. 1 ст. 23

Реализация продукции, запрещенной соответствующим государственным органом для изготовления и реализации (выполнения, предоставления)

в размере

500 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 100 ннмдг (не менее 1700 грн.)

в размере 100 ннмдг (

1700 грн.)

П.п. 8 п. 1 ст. 23

Создание препятствий должностным лицам специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и структурного подразделения по вопросам защиты прав потребителей органа местного самоуправления в проведении проверки качества продукции, а также правил торгового и других видов обслуживания

в размере

от 1 до 10 % стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц, но не менее 10 ннмдг (не менее 170 грн.)

в размере 10 ннмдг (

170 грн.)

П.п. 9 п. 1 ст. 23

Невыполнение либо несвоевременное выполнение предписания должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей об устранении нарушений прав потребителей

в размере 20 ннмдг (

340 грн.)

 

* В соответствии с Государственным стандартом Украины (ГСТУ) 3993-2000 «Товароведение. Срок и определение»,

партия товара — это определенное количество товаров одного или нескольких наименований закупленных, отгруженных или полученных одновременно по одному товаросопроводительному документу.

 

Обратите внимание, согласно

п. 4 Положения № 1177 вопрос о наложении штрафных санкций должен решаться только в присутствии представителя субъекта предпринимательской деятельности-нарушителя. Без представителя решение принимается, если проинформированный о времени и месте рассмотрения дела нарушитель не подал ходатайство о его переносе на более поздний срок.

Решение оформляется

постановлением о наложении штрафа (форма № 4, утвержденная приказом № 679), которое составляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется субъекту предпринимательства в течение 3 дней с момента его принятия или вручается его представителю под расписку (п. 5 Положения № 1177).

Штрафы, установленные

пп. 2 — 5 п. 1 ст. 23 Закона № 1023, исчисляются исходя из стоимости партии товара, полученного для реализации от поставщика (с учетом НДС). А штрафы, предусмотренные п.п. 8 п. 1 ст. 23 Закона № 1023, исчисляются исходя из цен, действующих на момент приобретения товара потребителем (см. письмо Госпотребстандарта от 24.10.2006 г. № 9373-2-5/18). Штраф должен быть перечислен в госбюджет в 15-дневный срок после получения постановления. Об этом в течение 3-х дней предприятие обязано письменно уведомить орган, наложивший штраф, с приложением копии платежного поручения о перечислении штрафа в госбюджет. После этого акт проверки снимается с контроля (п. 4.3 Порядка проведения проверок). Неуплаченные штрафы взыскиваются с нарушителя в судебном порядке.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше