Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Что делать с остатками бланков доверенностей, которые перестали быть «строгими»?

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2008/№ 44
В избранном В избранное
Печать
Статья

Что делать с остатками бланков доверенностей, которые перестали быть «строгими»?

 

Исключение доверенностей из перечня бланков документов строгого учета вызвало ряд вопросов со стороны бухгалтеров, которые ежедневно с ними работают. Попробуем внести ясность в сложившуюся ситуацию, ответив на вопросы, возникающие чаще всего.

Николай ШПАКОВИЧ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Постановление № 381

— постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменения в приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 19 апреля 1993 г. № 283 и признании утратившим силу постановления Кабинета Министров Украины от 6 июня 2007 г. № 809» от 17.04.2008 г. № 381.

Постановление № 283

— постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении порядка изготовления бланков ценных бумаг и документов строгого учета» от 19.04.93 г. № 283.

Порядок № 116

— Порядок определения размера убытков от хищений, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.

Инструкция № 99

— Инструкция о порядке регистрации выданных, возвращенных и использованных доверенностей на получение ценностей, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 16.05.96 г. № 99.

Приказ № 647

— приказ Министерства финансов Украины от 05.05.2008 г. № 647.

 

Рассмотрим произошедшие изменения в хронологическом порядке.

Все началось

с постановления № 381, которым Кабмин исключил из номенклатуры бланков документов строгого учета (приложение к постановлению № 283) бланки доверенностей на выдачу имущества. Изменения вступили в силу с 17.04.2008 г. У субъектов хозяйствования сразу появились вопросы относительно возможности дальнейшего применения недоиспользованных доверенностей на «строгих» бланках, их учета за балансом, ведения прежних регистров, где отражались «строгие» бланки, и т. п.

Однако на этом дело не закончилось, практически те же вопросы, но уже в другом контексте, возникли после изменения

Инструкции № 99, которые были внесены приказом Минфина № 647 (см. с. 5) и вступили в силу с 01.06.2008 г.

Поэтому ответим на вопросы наших читателей в разрезе двух временных периодов: первый

с 17.04.2008 г. до 01.06.2008 г., второй начиная с 01.06.2008 г.

 

Судьба бывших «строгих» доверенностей в период с 17.04.2008 г. до 01.06.2008 г.

В этот период ответы на поставленные читателями вопросы найти было несложно, они вполне очевидны, ведь сама форма бланка не поменялась, а только утратила свою строгость. Итак, приступим к их рассмотрению.

 

Можно ли применять «строгие» бланки для оформления доверенностей?

До 01.06.2008 г. «строгие» бланки однозначно можно было использовать по их прямому назначению — для оформления доверенностей, поскольку их форма полностью соответствовала требованиям

Инструкции № 99.

 

Что делать с остатками неиспользованных «строгих» бланков?

В связи с тем, что бланки доверенностей перестали быть «строгими», отпала необходимость учитывать их на забалансовом счете 08 «Бланки строгого учета».

Поэтому остатки неиспользованных бланков необходимо перевести в разряд обычных («нестрогих») бланков, для чего составить документ произвольной формы, в котором как основание для списания указать «В связи с исключением из номенклатуры бланков строгого учета» и списать их со счета 08 на сумму исходя из цены 1 грн. 50 коп. за 1 бланк (мнение Минфина по этому поводу см. на с. 59).

 

Поменялся ли порядок оформления и ведения учета доверенностей?

Утрата бланком доверенности статуса бланка строгого учета освободила бухгалтеров от ведения специальной «строгой» первички, утвержденной

приказом Минстата «Об утверждении типовых форм первичного учета бланков строгой отчетности» от 11.03.96 г. № 67.

Однако по-прежнему учет доверенностей следовало вести в журнале учета выданных доверенностей (

приложение 2 к Инструкции № 99).

А вот привлечь к ответственности лиц, виновных в утере или порче бланков доверенностей и взыскать пятикратный размер от номинальной стоимости утерянных (испорченных) бланков в соответствии с

п. 7 Порядка № 116 с 17.04.2008 г. уже нельзя.

 

Судьба бывших «строгих» доверенностей в период начиная с 01.06.2008 г.

Чтобы разобраться в ситуации, перечислим те изменения

Инструкции № 99, которые внесены минфиновским приказом № 647 (изменения вступили в силу с 01.06.2008 г.). Итак:

— исключено требование п. 3 относительно того, что формы № М-2 и № М-2б

являются документами строгой отчетности. Теперь указанный пункт предусматривает, что бланки доверенностей (приложение 1) выдаются после их регистрации в Журнале регистрации доверенностей (приложение 2), который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью, а также подписями руководителя и главного бухгалтера предприятия. Нумерация выданных в течение года доверенностей является сквозной;

— исключены требования п. 14, касающиеся «особого» учета «строгих» бланков доверенностей, а также стоимости бланка доверенности (1 грн. 50 коп.) для забалансового учета. Теперь этот пункт предусматривает наличие доверенности для получения ценностей с ответственного хранения и ремонта, а также на получение ценностей от физического лица — предпринимателя;

— в примечаниях к приложениям 1 и 2 исключен знак «N»;

— в форме доверенности исключены слова «

бланк строгой отчетности» и в названии заменены поля, предусматривающие серию и шестизначный номер, на знак «N», предусматривающий самостоятельную нумерацию доверенностей;

— исключены приложения 3 и 4, которыми были установлены формы Акта списания бланков доверенностей и Доверенности № М-2б соответственно.

Теперь непосредственно вопросы.

 

Можно ли применять старые бланки для оформления доверенностей?

Вопрос возник в связи с тем, что Минфин, пусть и незначительно, но изменил форму бланка, однако разумно разрешил продолжать использовать старые «строгие» бланки (см. с. 59).

 

Поменялся ли порядок оформления и ведения учета доверенностей?

Учет таких бланков продолжаем вести на субсчете 209 «Прочие материалы» с перерасчетом в налоговом учете по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до момента их списания с субсчета 209.

Хотя, в зависимости от величины существенности информации, установленной на предприятии, операции по приобретению бланков может не отражаться на счетах учета запасов, а их стоимость — непосредственно списываться в состав расходов отчетного периода (подробнее см. в газете«Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 88, с. 43).

Порядок оформления и учета выданных доверенностей не изменился. Их по-прежнему надо учитывать в

Журнале регистрации доверенностей (приложение 2) к Инструкции № 99, форма которого не поменялась. Единственное новшество — сквозная нумерация доверенностей в течение года.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц