Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Судьба госбюджета (продолжение)

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2008/№ 47
В избранном В избранное
Печать
Статья

Судьба госбюджета

(продолжение)

 

Перманентные изменения в законодательстве Украины уже никого не удивляют. Но иногда законодательная неразбериха достигает слишком больших масштабов. Нашумевшее Решение Конституционного Суда Украины — из этого разряда. Благо, Верховная Рада оперативно приняла соответствующий закон (см. с. 3). Однако полностью избежать недоразумений не удалось.

Дмитрий КОСТЮК, заместитель главного редактора Татьяна ОНИЩЕНКО, экономист-аналитик Елена УВАРОВА, юрист

 

Документы статьи

ЗКУ

— Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

Закон об аренде земли

— Закон Украины «Об аренде земли» от 06.10.98 г. № 161-XIV.

Закон о плате за землю

— Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.

Закон о госбюджете-2008

— Закон Украины «О государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты» от 28.12.2007 г. № 107-VI.

Закон № 309

— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI.

 

В газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 45 мы говорили о ситуации, сложившейся вокруг тех норм

Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты» от 28.12.2007 г. № 107-VI (далее — Закон о госбюджете-2008, см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 4), которые вносили изменения в некоторые законы. Эти нормы Конституционный Суд Украины признал не соответствующими Конституции Украины.

В результате с 22 мая 2008 г. целый ряд важнейших положений не применяется. Эти положения, в частности, посвящены ставкам налога на землю за участки, денежная оценка которых не проведена; ставкам акцизного сбора на спирт, алкогольные напитки и табачные изделия; уплате НДС и налога на прибыль; применению максимальной величины заработной платы (дохода), с которой взимаются страховые взносы в социальные фонды; уплате сбора в Пенсионный фонд с купли-продажи безналичной валюты; ставкам взносов в социальные фонды, уплачиваемых с заработной платы; целому ряду социальных выплат.

Учитывая такое положение вещей, Верховная Рада Украины приняла

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 03.06.2008 г. № 309-VI (с. 3), который фактически восстанавливает утратившие силу нормы.

 

Вступление в силу

Многие специалисты были озабочены. Не появится ли своего рода юридический пробел, ведь с 22 мая анализируемые положения

Закона о госбюджете-2008 уже не применяются, а новый Закон принимается после этой даты. В этом аспекте законодатели прибегнули к излюбленной еще с давних времен тактике: закон вступает в силу с одной даты, но применяется с другой, более ранней! Поэтому один из важнейших положений в Законе № 309 — раздел «Заключительные положения», в котором указана дата его вступления в силу. Он вступает в силу с даты опубликования и применяется со дня утраты действия соответствующими положениями раздела ІІ Закона о госбюджете-2008, т. е. с 22 мая 2008 года. Сам Закон № 309 опубликован в газетах «Голос України» от 04.06.2008, № 105 и «Урядовий кур’єр» от 04.06.2008, № 101 и вступил в силу с 4 июня 2008 года.

Поэтому если кто-то опасался, что в результате случившейся законодательной неразберихи часть операций, осуществленных в мае (II квартале), придется облагать по одним правилам, а часть — по другим, могут быть спокойны. По идее, никакого пересчета быть не должно. Тем более что большинство норм дублируют аналогичные отмененные нормы (так происходит с налогом на прибыль, НДС).

 

Главные изменения

И все же некоторые положения З

акона № 309 не совсем соответствуют аналогичным положениям, которые присутствовали в Законе о госбюджете-2008. Самое главное — новшества в земельной сфере, социальные нормы (об этом подробнее скажем ниже).

Есть и другие, менее значительные изменения. Например, норматив сбора за спецводопользование в части использования поверхностных и подземных вод, которые входят в состав напитков, в

Законе о госбюджете-2008 был определен на уровне 2 гривни за 1 куб. метр (использование поверхностной воды) и 4 гривни за 1 куб. метр (использование подземной воды), а в Законе № 309 — 3 и 3,5 грн. 1 куб. метр соответственно; также другой является ставка рентной платы за нефть. А некоторых норм в Законе о госбюджете-2008 не было совсем (например, запрет на расчеты в неденежной форме за переработку, обработку, обогащение или использование давальческого сырья, которое относится к группам 1 — 24 согласно УКТ ВЭД).

А вот более важный момент.

Решением КСУ был признан не соответствующим Конституции пункт 17 раздела ІІ Закона о госбюджете-2008. Этим пунктом была изменена сфера действия Закона Украины «Об основных основах государственного присмотра (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 53). После вступления в силу Закона о госбюджете-2008 он перестал распространяться на контроль в налоговой сфере, контроль за соблюдением порядка проведения расчетов, за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий. Таким образом, с 01.01.2008 г. на налоговые проверки этот Закон № 877 не распространяется (надо сказать, что налоговики подчинялись этому Закону очень непродолжительный период времени — с 26.12.2007 г. (дата вступления его в силу) по 01.01.2008 г.). Как ни странно, среди норм Закона № 309 нет нормы, восстанавливающей п. 17 раздела ІІ Закона о госбюджете-2008! Что это — забывчивость законодателя или продуманная политика, пока сказать сложно. Но формально выходит, что начиная с 22.06.2008 г. налоговики должны проводить проверки с учетом требований Закона № 877.

При этом обращает на себя внимание тот факт, что в «Переходных положениях»

Закона № 309 п. 17 раздела ІІ Закона о госбюджете-2008 не значится как отмененный. Кстати, аналогичная ситуация складывается с некоторыми другими нормами (главным образом они посвящены социальным выплатам). Может быть, это просто прием законодательной техники? Как бы там ни было, формально на сегодняшний день они не действуют, но по какому пути пойдет практика — сказать пока сложно.

 

Взносы в Пенсионный фонд

Законом № 309

внесены изменения в Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР, в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Следует отметить, что в части уплаты предприятиями страховых взносов и сборов в Пенсионный фонд данные изменения повторяют те изменения, которые были внесены в эти законы еще с 1 января 2008 года

Законом о госбюджете-2008. В связи с этим для предприятий все осталось по-прежнему.

Ставки взноса для обычных плательщиков, как и прежде, 33,2 % — в части начислений, 2 % — в части удержаний.

Порядок определения максимальной величины расходов на оплату труда, с которой взимаются взносы в Пенсионный фонд, определен в

ст. 19 Закона № 1058. Сумма этой величины равняется 15 размерам прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц.

 

Взносы в Фонд страхования на случай безработицы

Законом № 309

внесены изменения в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случае безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III, в частности в ст. 19, согласно которой страховые взносы начисляются на фактические выплаты (доходы), не превышающие максимальной величины фактических расходов страхователя на оплату труда наемных работников и дохода физических лиц, с которой взимаются взносы в Фонд страхования на случай безработицы, устанавливаемой ежегодно на уровне 15 размеров прожиточного минимума, определенного законом для трудоспособных лиц.

Больше никакие изменения в

Закон № 1533 Законом № 309 внесены не были. Хотя следует отметить, что в п. 26 раздела II «Внесение изменений в некоторые законодательные акты Украины» Закона о госбюджете-2008, который признан неконституционным, были и другие положения, которые вносились в Закон № 1533.

Например, в

ст. 36 Закона № 1533 Законом о госбюджете-2008 были внесены изменения, согласно которым, если застрахованное лицо не осуществляло предпринимательскую деятельность на протяжении шести календарных месяцев со дня получения пособия по безработице одноразово для организации предпринимательской деятельности (за исключением обстоятельств, делающих невозможным проведение предпринимательской деятельности), выплаченная сумма средств считается использованной им не по назначению и подлежит возврату в порядке, установленном специально уполномоченными центральными органами исполнительной власти в сфере труда и социальной политики, государственной налоговой политики по согласованию с правлением Фонда.

В связи с этим закономерно возникает вопрос, какую цель преследовали законодатели, не включая в

Закон № 309 указанную и другие нормы Закона о госбюджете-2008, которые вносились в Закон № 1533. Причем законодатели исключили из п. 26 раздела II Закона о госбюджете-2008 только подпункт 4 п. 26 раздела II Закона о госбюджете-2008, который касается порядка определения максимальной величина расходов, с которой взимаются взносы в Фонд страхования на случай безработицы. Все остальные положения п. 26 раздела II Закона о госбюджете-2008, которые признаны КСУ неконституционными, — не исключены.

Юридически все положения

п. 26 раздела II Закона о госбюджете-2008 являются недействующими. И только лишь норма о максимальной величине расходов, с которой взимаются взносы в Фонд страхования на случай безработицы, является действующей, поскольку она внесена в Закон № 1533 Законом № 309.

Что касается ставок взносов в Фонд страхования на случае безработицы, то спешим сообщить, что все осталось без изменений, поскольку

Законом № 309 внесены соответствующие размеры ставок в Закон Украины «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11.01.2001 г. № 2213-III.

 

Взносы в Фонд страхования от несчастных случаев на производстве

Законом № 309

внесены изменения в Закон Украины «О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности» от 22.02.2001 г. № 2272-III, в связи с чем размер тарифов для уплаты взносов в Фонд страхования от несчастных случаев на производстве остался без изменений.

Законом № 309

внесены изменения также в Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших за собой потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV. Законодатели побеспокоились о восполнении пробела в Законе № 1105 в части положений относительно порядка определения максимальной величина фактических расходов на оплату труда, с которой взимаются взноса в Фонд страхования от несчастных случаев на производстве.

Напомним, что

Законом о госбюджете-2008 были внесены изменения в части определения максимальной величины расходов на оплату труда, с которой взимаются взносы в социальные фонды, во все соответствующие законы, кроме Закона № 1105.

На практике данный пробел попыталось решить Минтруда. В

письме от 26.02.2008 г. № 86/020/99-08 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 30) Минтруда все же приходит к выводу, что максимальная величина фактических расходов на оплату труда, с которой взимаются взносы в Фонд страхования от несчастных случаев, такая же как и для всех остальных взносов в социальные фонды. Чтобы окончательно снять данный вопрос, законодатели решили внести соответствующую норму в Закон № 1105 относительно определения максимальной величины расходов на оплату труда, с которой взимаются взносы в Фонд страхования от несчастных случаев.

 

Взносы в Фонд страхования по временной потере трудоспособности

Законом № 309

изменен и Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III. В ст. 21 Закона № 2240 внесены положения, согласно которым страховые взносы на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, начисляются в пределах максимальной суммы заработной платы (дохода), которая устанавливается ежегодно на уровне 15 размеров прожиточного минимума, установленного законом для трудоспособных лиц, и является расчетной величиной при исчислении пособия по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком), беременности и родам.

Следует отметить, что никакие другие положения

Законом № 309 в Закон № 2240 внесены не были. Вместе с тем Закон о госбюджете-2008 вносил и другие изменения в Закон № 2240. Например:

— в

ст. 4 Закона № 2240 — для работников, которые уплачивали страховые взносы менее полных шести календарных месяцев на протяжении последних двенадцати календарных месяцев перед наступление страхового случая, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, ограничено суммой минимальной зарплаты, установленной на момент наступления страхового случая;

— в

ст. 52 Закона № 2240 — материальное обеспечение, выплачиваемое в случае, если обращение за его назначением поступило не позднее 12 календарных месяцев со дня восстановления трудоспособности, установления инвалидности, окончания отпуска по беременности и родам, смерти застрахованного лица или члена семьи, который пребывал на его содержании.

Эти положения

Законом № 309 не продублированы. Хотя КСУ признал неконституционным весь п. 25 раздела II Закона о госбюджете-2008, который указанные выше положения как раз вводил в действие путем внесения изменений в Закон № 2240. И опять, анализируя нормы п. 1 Заключительных положений Закона № 309, мы видим, что законодатели исключили только п.п. 8 п. 25 раздела II Закона о госбюджете-2008.

Что касается ставки взноса в Фонд страхования по временной потере трудоспособности, то благодаря изменениям, внесенным в

Закон № 2213 Законом № 309, она сохранена в прежнем размере.

Резюмируя изложенное выше, можно утверждать, что в части ставок взносов и максимальной величины расходов, на которые начисляются страховые взносы, все осталось по-прежнему. Что касается других изменений, которые связаны со вступлением в силу

Закона № 309, например в части расчета пособия по временной нетрудоспособности исходя из минимальной зарплаты, то, учитывая все указанные выше хитросплетения со внесенными и исключенными нормами Закона о госбюджете-2008 , необходимо дождаться официальных разъяснений по этому вопросу. Надеемся, они не заставят себя долго ждать.

 

Плата за землю

Изменения, внесенные

Законом № 309 в Закон о плате за землю, фактически вернули в него все те положения, которые были предусмотрены Законом о госбюджете-2008, а потом признаны неконституционными. Остались прежними , в частности, ставки налога за земельные участки, денежная оценка которых не проведена. Не изменился и коэффициент, на который они увеличиваются (впрочем, положения, его устанавливающие, и не признавались неконституционным). Напомним, в 2008 году он равен 3,1.

В

Закон о плате за землю возвращено и положение, которое ранее вносилось Законом о госбюджете-2008: в случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового договора размер налога исчисляется исходя из денежной оценки земли, но в любом случае база исчисления налога на землю не может быть меньше, чем цена земельного участка, указанная в договоре.

Как видим,

Закон № 309 в части изменений в Закон о плате за землю лишь вернул те положения, которые были исключены из последнего в результате признания их неконституционными. Единственное новшество — изменения в предмете регулирования Закона о плате за землю. Из его преамбулы исключено указание на то, что он определяет направления использования средств, которые поступили от платы за землю. Указанными изменениями обусловлено и исключение ст. 22 Закона о плате за землю, которая устанавливала исключительный перечень целей, для которых могут использоваться средства, поступившие от платы за землю. Такие изменения дают несколько больший простор в распоряжении бюджетными средствами. О мотивах их внесения можно узнать из первоначального текста проекта Закона № 309, который даже поначалу предусматривал снятие моратория на продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности для формирования источников для финансирования мероприятий по подготовке к проведению финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу в Украине. Можно предположить, что ограничения в использовании средств от платы за землю сняты с этой же целью.

 

Новые нормы по аренде земли

В связи с принятием

Закона № 309 появилось несколько новых норм в Законе об аренде земли . Теперь обязанность арендодателя в случае досрочного прекращения по его инициативе договора аренды возместить арендатору, получившему право аренды на конкурентных принципах, затраты, понесенные на его получение, а также убытки , связанные с таким досрочным прекращением договора, не распространяется на те случаи, когда досрочное прекращение договора связано с невыполнением арендатором своих обязанностей.

Получить

же право аренды земли государственной или коммунальной форм собственности по-прежнему можно только по результатам аукциона (за исключением прямо установленных случаев, когда проведение аукциона не требуется).

Кроме того, в

Законе об аренде земли появилась новая норма, устанавливающая запрет на отчуждение (как путем продажи, так и другим способом) арендатором права на аренду земельного участка государственной или коммунальной собственности другим лицам. Нужно сказать, что до появления этой нормы в Законе об аренде земли возможность передать свои права и перевести обязанности, заключив сделку, у арендатора была только теоретическая. Поэтому закрепление соответствующего запрета в ст. 81 Закона об аренде земли каких-либо существенных корректив в практику земельных отношений не внесет. Обращаем внимание на то, что запрет на отчуждение права на аренду не означает запрета на передачу земельного участка в субаренду. И еще одно: запрет не коснулся отчуждения права на аренду земельных участков частной собственности. Если субъекты хозяйствования решаться воспользоваться этой возможностью, им нужно руководствоваться общими положениями Гражданского кодекса Украины, которые регулируют порядок замены стороны в обязательстве. В частности, договор, по которому передается право на аренду земельного участка, должен быть заключен в той же форме, что и сам договор аренды. Кроме того, на его заключение необходимо получить согласие арендодателя.

За арендаторами оставили преимущественное право на приобретение земельного участка в случае его продажи

. Нужно сказать, что у законодателя были планы запретить продажу арендованных земельных участков, срок действия договора аренды которых не закончился (соответствующее положение было в проекте Закона № 309). Однако Президент Украины выступил с предложением не включать такую норму в Закон об аренде земли.

В

ст. 9 Закона об аренде земли в результате внесенных изменений появилась ч. 3, предусматривающая, что в случае отказа арендатора приобрести арендованный им земельный участок к новому собственнику переходят все права и обязанности арендодателя. Данное положение полностью соответствует общей норме о порядке правопреемства при замене собственника вещи, переданной в найм (ст. 770 ГКУ). В то же время стороны договора аренды земельного участка могут предусмотреть в договоре между собой, что в случае отчуждения арендодателем земельного участка договор аренды прекращается.

Изменения, внесенные в

ст. 16 Закона об аренде земли, направлены на установление исчерпывающего перечня случаев, когда допускается получение права аренды земельных участков государственной или коммунальной собственности не на аукционе.*К сожалению, Законом № 309 так и не были внесены изменения, предусматривающие получение права аренды без проведения аукциона для граждан и юридических лиц, которые начали процедуру получения земельных участков в аренду до установления обязательного требования в отношении решения данного вопроса через аукцион и которые выполнили проектные работы. Раньше в качестве исключения были названы только «земельные участки, на которых размещены объекты недвижимости, пребывающие в собственности граждан и юридических лиц, в которых нет акций (долей, паев), принадлежащих государству». Теперь в число таких исключений включены земельные участки под объекты социального назначения, строительство социального и доступного жилья, использования земельных участков для разработки полезных ископаемых и специального водопользования в соответствии с полученными разрешениями (лицензиями), использования религиозными организациями (под культовыми сооружениями). Кроме того, прямо указано, что не допускается проведение аукционов в отношении земельных участков, которые (либо здания на которых) арендуют бюджетные учреждения, музеи, предприятия и общественные организации в сфере культуры и искусства. Соответствующие изменения внесены и в ст. 124 Земельного кодекса Украины. А вот перечень случаев, когда земельный участок государственной или коммунальной собственности не может быть продан через аукцион, остался прежним и включает в себя только выкуп земельных участков, на которых размещены объекты недвижимости, пребывающие в собственности граждан и юридических лиц, в которых нет акций (долей, паев), принадлежащих государству.

Изначально предполагалось наделить Кабмин полномочием на определение дополнительных случаев, когда земельные участки государственной или коммунальной собственности, предназначенные для продажи субъектам предпринимательской деятельности, подлежат продаже вне аукциона. Однако с этим не согласился Президент Украины.

В части регулирования вопроса о размере годовой арендной платы за землю

Закон № 309 лишь включил в ст. 21 Закона об аренде земли те положения, которые и так действовали с начала этого года (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 4), но потом были признаны Конституционным Судом Украины неконституционными.

 

Нововведения в порядке продажи земли

Если продолжить рассмотрение изменений в порядке продажи земельных участков государственной или коммунальной формы собственности, то следует отметить еще одно немаловажное положение.

Законом о госбюджете-2008 в земельное законодательство были внесены изменения, в соответствии с которыми продажа земельных участков государственной и коммунальной форм собственности может осуществляться только на аукционах (до этого была предусмотрена также возможность проводить для этого конкурсы). Однако тем же Законом о госбюджете-2008 действие ч. 2 ст. 127 ЗКУ, которая как раз и устанавливала требование о продаже исключительно через проведение аукциона, было приостановлено на 2008 год. Законом № 309 ограничение в действии ч. 2 ст. 127 ЗКУ снято. Это означает, что продажа земли государственной и коммунальной собственности уже с момента вступления в силу Закона № 309 может осуществляться только через аукцион (кроме прямо предусмотренных случаев).

Произошли изменения и в части определения стартовой цены земельного участка, выставленного на аукцион. Если после внесения изменений в

ЗКУ Законом о госбюджете-2008 стартовая цена не могла быть ниже оценки по ценам, сложившимся на земельных аукционах в соответствующем населенном пункте или районе населенного пункта, то Закон № 309 указывает, что стартовая цена должна быть равна нормативной денежной оценке земельного участка.

В результате принятия

Закона № 309 немаловажные изменения произошли в распределении полномочий по продаже и предоставлении в пользование земельных участков государственной и коммунальной собственности. Прежде всего речь идет о том, что полномочий по продаже гражданам и юридическим лицам земель сельскохозяйственного назначения лишен Государственный комитет по земельным ресурсам. Теперь такие полномочия (как и полномочия по продаже земельных участков другого назначения) принадлежат исключительно местным госадминистрациям, Совету министров АРК и органам местного самоуправления. Продажу земельных участков, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, как и раньше, осуществляют органы приватизации. Обращаем внимание: запрет на продажу земли сельхозназначения сохранен и будет действовать до принятия законов о земельном кадастре и рынке земли (п. 15 Переходных положений ЗКУ).

Продажа земельных участков, пребывающих в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации, иностранным государствам и иностранным юридическим лицам, как и было предусмотрено

Законом о госбюджете-2008, осуществляется государственными органами приватизации по согласованию с Кабмином. Напомним, до внесения указанных изменений было предусмотрено, что такая продажа осуществляется по поручению Кабмина и по согласованию с Верховной Радой.

Итак, мы рассмотрели те изменения, которые обращают на себя внимание в первую очередь, и предложили свое видение того, как они повлияют на регулирование тех или иных отношений. Делать окончательные выводы в любом случае пока рано. Посмотрим, не произойдут ли очередные изменения в законодательстве. Да и практика его применения может внести определенные коррективы.

 

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно