Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Сбор за пользование радиочастотным ресурсом

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2008/№ 48
В избранном В избранное
Печать
Статья

Сбор за пользование радиочастотным ресурсом

 

В последней публикации из цикла, посвященного ресурсным платежам, сосредоточимся на радиочастотном сборе. В отличие от других ресурсных сборов и платежей, речь о которых шла ранее, правила исчисления и отчетность по этому сбору остаются неизменными уже несколько лет подряд. Поэтому попытаемся в этой статье изложить материал так, чтобы он не только был понятен и доступен новичкам, которые только начали уплачивать радиочастотный сбор, но и полезен и интересен плательщикам, имеющим с ним дело достаточно давно.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

Документы статьи

Закон № 1770

— Закон Украины «О радиочастотном ресурсе Украины» от 01.06.2000 г. № 1770-III.

Закон № 1280

— Закон Украины «О телекоммуникациях» от 18.11.2003 г. № 1280-IV.

Закон № 3759

— Закон Украины «О телевидении и радиовещании» от 21.12.93 г. № 3759-XII.

Закон № 320

— Закон Украины «О фиксированном сельскохозяйственном налоге» от 17.12.98 г. № 320-XIV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 727

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 03.07.98 г. № 727/98 (в редакции Указа от 28.06.99 г. № 746/99).

Порядок № 157

— Порядок составления формы налоговой декларации о сборе за пользование радиочастотным ресурсом Украины, утвержденный приказом ГНА Украины от 25.04.2005 г. № 157.

 

Что такое радиочастотный ресурс

Законом № 1770

радиочастотный ресурс определен как часть радиочастотного спектра, пригодная для передачи и/или приема электромагнитной энергии радиоэлектронными средствами, которую можно использовать на территории Украины и за ее пределами согласно законам Украины и международному праву, а также на выделенных для Украины частотно-орбитальных позициях. Пользованием радиочастотным ресурсом является деятельность, связанная с применением радиоэлектронных средств и/или излучающих устройств, распространяющих электромагнитную энергию в окружающее пространство в пределах радиочастотного ресурса.

Если оставить научную терминологию, которой оперирует

Закон № 1770, и попробовать изложить то же обычным языком, то проще всего будет представить радиочастотный ресурс как часть пространства, сквозь которое специальными средствами передаются и/или принимаются радиомагнитные волны. К таким средствам можно отнести радио- и телеприемники и передатчики, рации, мобильные телефоны и т. п.

Заметим, что

условиями применения радиоэлектронных средств и излучающих устройств на территории Украины является включение конкретного типа таких средств (устройств) в специальный реестр и документальное подтверждение их соответствия стандартам (см. ст. 25 Закона № 1770).

Кроме того, субъекты хозяйствования должны получить

специальные разрешения на использование какого-либо конкретного радиоэлектронного оборудования. Разрешение — это документ, удостоверяющий право владельца конкретных радиоэлектронных средств или излучающего устройства на его эксплуатацию в течение определенного срока при определенных условиях. Порядок получения разрешения приведен в ст. 42 Закона № 1770.

Вместе с тем согласно

п. 8 ст. 30 данного Закона отдельные радиоэлектронные средства и излучающие устройства можно эксплуатировать на безразрешительной и бесплатной основе. К ним относятся: беспроводные телефоны, мобильные терминалы, радиомикрофоны, радиоуправляемые игрушки и некоторые другие, типы которых должны определяться Национальной комиссией по вопросам регулирования связи (НКРС) в соответствующем перечне. Заметим, что на сегодня исчерпывающего перечня таких средств и устройств не существует, поскольку приказ Госкомсвязи Украины от 21.09.2000 г. № 134, которым указанный перечень был утвержден, недавно утратил силу.

 

Лицензирование сферы пользования радиочастотным ресурсом

Согласно ст.

12 Закона № 1770 пользование радиочастотным ресурсом Украины подлежит государственному регулированию. Органом такого регулирования является НКРС, среди полномочий которой названо лицензирование в сфере пользования радиочастотным ресурсом Украины в соответствии с данным Законом. Кратко рассмотрим, кому и в каких случаях необходимо получать соответствующую лицензию, поскольку от этого зависят определенные нюансы в исчислении и уплате сбора за пользование радиочастотным ресурсом.

Итак, кроме разрешения, о котором шла речь выше, субъекты хозяйственной деятельности, намеревающиеся предоставлять телекоммуникационные услуги, должны получить в НКРС

лицензию на пользование радиочастотным ресурсом Украины. Лицензия — это документ, удостоверяющий право субъекта хозяйствования на пользование радиочастотным ресурсом в течение определенного срока в конкретных регионах и в пределах определенных полос, номиналов радиочастот с выполнением лицензионных условий. Заметим, что НКРС выдает лицензии на пользование радиочастотным ресурсом одновременно с выдачей лицензии на вид деятельности в сфере телекоммуникаций, если деятельность, которой намеревается заниматься предприятие, подлежит лицензированию в соответствии со ст. 42 Закона № 1280. То есть в таком случае субъекту хозяйствования необходимо получить две лицензии.

Срок действия лицензии на пользование радиочастотным ресурсом Украины устанавливается НКРС. Однако он не может быть меньше срока действия соответствующей лицензии на вид деятельности в сфере телекоммуникаций с использованием радиочастотного ресурса, а в других случаях — не меньше пяти лет.

Что касается

телерадиоорганизаций и провайдеров программной услуги для телевидения и радиовещания, то они пользуются радиочастотным ресурсом на основании лицензии на вещание и им не требуется лицензия на пользование радиочастотным ресурсом Украины. Порядок получения этой лицензии установлен Законом № 3759.

 

Плательщики сбора

Начнем с того, что

Законом № 1770 (ст. 5) пользователи радиочастотного ресурса в зависимости от направлений его использования распределены на две категории: специальные и общие. К первым из них относятся подразделения и организации Минобороны, СБУ, внешней разведки, МВД, МЧС, погранслужбы, госохраны, налоговой милиции, Минтранспорта и т. п. Поскольку такие пользователи освобождены от уплаты радиочастотного сбора, то в контексте рассматриваемой темы они интереса не представляют.

Другое дело —

общие пользователи радиочастотным ресурсом Украины, которые согласно статьям 5 и 30 Закона № 1770 делятся на следующие группы:

1) субъекты хозяйствования, которые пользуются радиочастотным ресурсом Украины

для предоставления телекоммуникационных услуг, за исключением распространения телерадиопрограмм (действуют на основании лицензии на пользование и разрешения на эксплуатацию);

2) субъекты хозяйствования,

осуществляющие распространение телерадиопрограмм с применением собственных или арендованных радиоэлектронных средств (действуют на основании лицензии на вещание и разрешения на эксплуатацию);

3)

технологические пользователи и радиолюбители — юридические или физические лица, пользующиеся радиочастотным ресурсом Украины без предоставления телекоммуникационных услуг (действуют на основании разрешения на эксплуатацию).

В соответствии со

ст. 57 Закона № 1770 пользование радиочастотным ресурсом в Украине осуществляется на платной основе. Однако радиолюбители освобождаются от платы за пользование указанным ресурсом. А вот пользователи, которым предоставлено право пользования радиочастотным ресурсом Украины на основании соответствующих лицензий, уплачивают ежемесячный сбор от даты выдачи лицензии. Другие пользователи уплачивают ежемесячный сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины от даты выдачи разрешения на эксплуатацию радиоэлектронных средств. Радиочастотный сбор следует уплачивать на протяжении 30 календарных дней, следующих за последним календарным днем базового отчетного (налогового) месяца, как и любой месячный налоговый платеж.

Сумма сбора

за пользование радиочастотным ресурсом Украины определяется плательщиками самостоятельно исходя из размера установленных ставок и ширины полосы радиочастот, определенной в лицензии на пользование радиочастотным ресурсом Украины или разрешении на эксплуатацию, по каждому региону отдельно.

Несколько слов о представителях упрощенных систем налогообложения, пользующихся радиочастотным ресурсом. Как следует из содержания

ст. 6 Указа № 727, единоналожники не освобождены от уплаты радиочастотного сбора, поскольку среди приведенных в ней налогов и сборов, вместо которых уплачивается единый налог, радиочастотный сбор не указан. Таким образом, плательщики единого налога должны уплачивать радиочастотный сбор наравне с другими плательщиками. На это в свое время указывала и ГНАУ в своем письме от 21.05.2002 г. № 8102/7/15-1217.

К сожалению, не вспоминается о сборе за пользование радиочастотным ресурсом и в аналогичном перечне, приведенном в

ст. 1 Закона № 320. Это значит, что плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога, деятельность которых урегулирована данным Законом, также должны уплачивать радиочастотный сбор на общих основаниях.

В заключение этого раздела напомним о некоторых нюансах, касающихся

организаций кабельного телевидения, которые радиочастотный ресурс не используют, а также не получают лицензии на вещание. Как известно, попытка НКРС в отношении лицензирования таких организаций была признана недействительной (см. решение хозяйственного суда г. Киева от 28.04.2004 г., оставленное в силе апелляционной и кассационной инстанциями). Заключение судов единогласно: обязанность относительно получения лицензии или разрешения для предоставления услуг кабельного телевидения возложена на специальных субъектов хозяйствования, которыми являются телерадиоорганизации и(или) пользователи радиочастотного ресурса. А организации кабельного телевидения не относятся к телерадиоорганизациям и радиочастотный ресурс не используют, следовательно, и сбор за его использование уплачивать не должны.

 

Заполнение и подача налоговой отчетности

Единые правила составления налоговой декларации о сборе за пользование радиочастотным ресурсом Украины и приложения к ней определены

Порядком № 157. Форма декларации утверждена приказом ГНАУ от 24.01.2003 г. № 24. Пунктом 1.4 Порядка № 157 предусмотрено, что плательщик сбора ежемесячно самостоятельно определяет его сумму в порядке, установленном ст. 57 Закона № 1770, исходя из размеров установленных ставок сбора, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2001 № 77, и ширины полосы радиочастот, определенной в лицензии или разрешении, по каждому региону отдельно.

Следовательно, если плательщик по одному разрешительному документу имеет одинаковую ширину полосы радиочастот в нескольких регионах Украины (областях и т. п.), то в одной строке указывается количество таких регионов и соответственно рассчитывается сумма сбора. Если ширина полосы радиочастот в регионах различна, то плательщик указывает, сколько регионов имеет определенную ширину полосы. При этом значение имеет количество регионов, а не их название.

Увеличение количества регионов пользования радиочастотным ресурсом или увеличение ширины полосы радиочастот осуществляется путем получения новой лицензии. Если же количество регионов или ширина полосы радиочастот уменьшаются, то переоформляется уже существующая лицензия.

Если получена новая лицензия, то ее в декларации нужно прописывать отдельной строкой, даже если уже есть такая ширина полосы радиочастот в других регионах, указанных в существующей лицензии.

Налоговая декларация подается отдельно за каждый отчетный (налоговый) месяц. Уточняющая налоговая декларация подается за каждый прошедший отчетный (налоговый) месяц, который уточняется.

Строки по колонкам 5 и 8 налоговой декларации и приложения(ий) заполняются в гривнях с двумя десятичными знаками.

В соответствующие ячейки колонок 2.1, 2.2, 2.3 и 2.4 строк 1.1 — 1.2 записывается

полное название лицензии и/или разрешения, дата выдачи, номер и срок действия. Соответствующие ячейки колонки 3 строк 1.1 — 1.2 предназначены для информации о видах радиосвязи, на которые плательщик сбора получил лицензию или разрешение. В соответствующие ячейки колонки 4 строк 1.1 — 1.2 записываются данные о мощности (в кВт с тремя десятичными знаками), приведенные в разрешении, на основании которого осуществляется распространение (передача) программ телерадиовещания.

Размер ставки сбора за 1 МГц полосы радиочастот

, определенной в лицензии или разрешении, по каждому региону в гривнях приводится в соответствующих ячейках колонки 5 строк 1.1 — 1.2 и других в случае их дополнения. Руководствоваться при этом нужно упомянутым выше постановлением КМУ от 31.01.2001 г. № 77.

В соответствующих ячейках колонки 6 строк 1.1 — 1.2 обозначается цифрой «1» регион, в котором плательщик сбора осуществляет пользование радиочастотным ресурсом Украины на основании лицензии или разрешения. В случае если плательщик сбора

в двух или более регионах пользуется одной и той же шириной полосы радиочастот, определенной в лицензии или разрешении, он может указать общее количество этих регионов. Количество регионов проставляется арабскими цифрами без указания их названий.

В соответствующие ячейки колонки 7 строк 1.1 — 1.2 записывается один из таких показателей:

— ширина полосы радиочастот (МГц), определенная в лицензии;

— ширина полосы радиочастот (МГц), определенная в разрешении.

Тогда в соответствующие ячейки колонки 8 строк 1.1 — 1.2 записывается результат произведения значений колонки 5, колонки 6 и колонки 7 по соответствующим строкам

в гривнях с двумя десятичными знаками. Заметим, что количество строк раздела 1 «Расчет сумм сбора в разрезе видов радиосвязи» при необходимости может быть увеличено.

Раздел 2 декларации

предназначен для проведения расчета общей суммы сбора. Так, в строке 2.1 колонки 8 записывается сумма значений строк раздела 1 по колонке 8. В случае подачи отчетной или новой отчетной налоговой декларации без уточнения налоговых обязательств за прошлые периоды строки 2.2 — 2.5, 3 и 4 не заполняются и в них проставляются прочерки. В таком случае приложения также не заполняются и не подаются.

Приведем

пример заполнения декларации по радиочастотному сбору. Предприятие имеет лицензию № 3231 на использование радиосвязи в системе передачи данных с использованием шумообразных сигналов. Ставка ежемесячного сбора за 1 МГц составляет 5 грн. Ширина полос радиочастот равняется 62 МГц во всех регионах Украины. Кроме того, предприятие имеет лицензию № 3232 на радиорелейную связь, по которой ширина полосы радиочастот в Харьковской и Полтавской областях составляет 56 МГц и 8 МГц в Днепропетровской. Заполним фрагмент отчетной декларации за май 2008 года.

 

1. Розрахунок сум збору в розрізі видів радіозв’язку

1

№ з/п

Дозвільний документ

Вид радіозв’язку

Потужність3 (у кВт з трьома десятковими знаками)

Розмір ставки збору за 1 МГц смуги радіочастот, визначеної у ліцензії або дозволі, за кожним регіоном у гривнях

Кількість регіонів4

Ширина смуги радіочастот, визначеної в ліцензії або дозволі (МГц)

Нараховано збору за звітний місяць (к. 5 х х к. 6 х к. 7) (у гривнях з двома десятковими знаками)

вид документа (ліцензія або дозвіл)

дата дд.мм.рр.

номер

термін дії до мм.рр.

1

2.1

2.2

2.3

2.4

3

4

5

6

7

8

1.1

Ліцензія

25.09.06

3231

09.11

Радіозв’язок у системі передавання даних з використанням шумоподібних сигналів

5,0

27

62,0

8370,00

1.2

Ліцензія

25.09.06

3232

09.11

Радіорелейний зв’язок

0,21

2

56,0

23,52

1.3

Ліцензія

25.09.06

3232

09.11

Радіорелейний зв’язок

0,21

1

8,0

1,68

2. Розрахунок загальної суми збору

2.1

Нараховано збору усього за звітний місяць (сума значень рядків колонки 8 розділу 1)

8395,20

2.2

Нараховано збору за даними раніше поданої декларації, що уточнюється, усього

(р. 2.1 декларації, що уточнюється)5

2.3

Сума збору (недоплата), яка збільшує податкове зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки

(р. 2.1 - р. 2.2) або (р. 2.3 або сума р. 2.3 додатка(ів))6

2.4

Сума збору, яка зменшує податкове зобов’язання у зв’язку з виправленням помилки

(р. 2.2 - р. 2.1) або (р. 2.4 або сума р. 2.4 додатка(ів))6

2.5

Сума штрафу в розмірі 5 % від суми недоплати (нараховується платником самостійно відповідно до пункту 17.2 статті 17 Закону України «Про порядок погашення зобов’язань платників податків перед бюджетами та державними цільовими фондами» (р. 2.3 х 5 %)6

3

Пояснення (розкриття) окремих результатів фінансово-господарської діяльності6 на

аркуші(ах)

4

Додаток(и) щодо перерахунку податкового зобов’язання збору за минулий(і) період(и)7 на

аркуші(ах)

 

Уточнение налоговых обязательств

Строки 2.2 — 2.5 раздела 2 и строка 3 заполняются

в случае подачи уточняющей налоговой декларации, которая содержит исправленные показатели за какой-либо следующий налоговый период, в течение которого плательщиком сбора были самостоятельно обнаружены ошибки согласно п.п. «б» п. 17.2 Закона № 2181. В таком случае строка 4 не заполняется и приложение не составляется.

Если плательщик сбора подает

отчетную или новую отчетную налоговую декларацию с указанием в ней уточненных показателей за какой-либо следующий налоговый период, в течение которого плательщиком сбора были самостоятельно обнаружены ошибки, то заполняются строки 2.3 — 2.5, 3 и 4 и обязательно составляется отдельное приложение за каждый прошедший уточняемый период. В таком случае в строке 2.2 ставится прочерк.

При составлении уточняющей налоговой декларации

в разделе 2 показатели отражаются плательщиком сбора следующим образом:

— в строке 2.1 записывается сумма значений строк по колонке 8 раздела 1, следовательно, в строке 2.1 колонки 8 плательщиком сбора указывается общая начисленная сумма сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины за отчетный (налоговый) месяц;

— в строке 2.2 записывается значение по строке 2.1 налоговой декларации, показатели которой уточняются;

— в строке 2.3 записывается разность значений по строке 2.1 и строке 2.2; в случае отрицательного значения строка 2.3 не заполняется и прочеркивается;

— в строке 2.4 записывается разность значений по строке 2.2 и строке 2.1. В случае отрицательного значения этой разности строка 2.4 не заполняется и прочеркивается;

— в строке 2.5 записывается значение, составляющее 5 % от показателя по строке 2.3. В случае отсутствия значения в строке 2.3 строка 2.5 не заполняется и прочеркивается.

При уточнении налоговых обязательств в составе отчетной

или новой отчетной налоговой декларации показатели в разделе 2 отражаются плательщиком сбора следующим образом:

— в строке 2.1 записывается сумма значений строк колонки 8 по разделу 1;

— строка 2.2 колонки 8 не заполняется и прочеркивается;

— в строке 2.3 записывается положительное значение (сумма положительных значений) показателей по строкам 2.3 приложений, составляемых плательщиком сбора за каждый прошлый уточняемый период, и подаваемых плательщиком сбора вместе с отчетной или новой отчетной налоговой декларацией, которая содержит уточненные показатели за такие прошлые периоды;

— в строке 2.4 записывается положительное значение по строкам 2.4 приложений, составляемых плательщиком сбора за каждый прошлый уточняемый период и подаваемых плательщиком сбора вместе с отчетной или новой отчетной налоговой декларацией, содержащей уточненные показатели за такие прошлые периоды. При отсутствии значений по строкам 2.3 или 2.4 приложений эти строки не заполняются и прочеркиваются;

— в строке 2.5 записывается значение, составляющее 5 % от показателя по строке 2.3; в случае отсутствия значения по строке 2.3 строка 2.5 не заполняется и прочеркивается.

В строке 3 записывается количество листов объяснения, прилагаемого к налоговой декларации, если плательщиком сбора подается уточняющая налоговая декларация, которая содержит исправленные показатели, отчетная или новая отчетная налоговая декларация, в составе которых плательщиком сбора осуществляется уточнение налоговых обязательств за прошлый(е) период(ы). Эти объяснения должны раскрывать содержание допущенной ошибки, излагать причины, повлиявшие на сумму налогового обязательства по сбору за пользование радиочастотным ресурсом Украины за указанный прошлый(е) период(ы).

В строке 4 записывается количество листов приложений, подаваемых плательщиком сбора вместе с отчетной или новой отчетной налоговой декларацией, в составе которых плательщик сбора уточняет налоговые обязательства прошлого(ых) периода(ов).

Порядок заполнения собственно приложения к налоговой декларации по радиочастотному сбору затруднений, на наш взгляд, не вызывает и потому отдельно рассматриваться не будет.

 

Ответственность плательщиков радиочастотного сбора

Статьей 58 Закона № 1770

установлена ответственность за нарушение законодательства о радиочастотном ресурсе Украины. В частности, частью третьей этой статьи предусмотрено, что в случае неуплаты ежемесячного сбора в течение шести месяцев соответствующая лицензия на пользование радиочастотным ресурсом Украины, а также разрешение на эксплуатацию аннулируются без компенсации убытков пользователю радиочастотного ресурса с взысканием суммы задолженности в судебном порядке.

Кроме этого, за несвоевременную уплату ежемесячного сбора за пользование радиочастотным ресурсом Украины

взимается пеня согласно законам Украины. Очевидно, имеется в виду Закон № 2181, по которому размер пени составляет 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на день возникновения налогового долга или на день его погашения, в зависимости от того, какая из величин таких ставок будет большей. Пеня начисляется на сумму налогового долга (включая сумму штрафных санкций при их наличии) за каждый календарный день просрочки его уплаты (п.п. 16.4.1 Закона № 2181).

Традиционной является и ответственность за неуплату согласованной суммы налогового обязательства по радиочастотному сбору в течение предельных сроков, определенных данным Законом. Напомним, что в этом случае плательщик сбора обязан уплатить штраф в следующих размерах (

п.п. 17.1.7 Закона № 2181):

— 10 % налогового долга по сбору — при задержке до 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты;

— 20 % — при задержке от 31 до 90 календарных дней включительно;

— 50 % — при задержке уплаты свыше 90 календарных дней.

И как всегда, за нарушение порядка подачи налоговой декларации о сборе за пользование радиочастотным ресурсом Украины (за каждую неподачу в установленные сроки) предусмотрено взыскание штрафа в размере 170 грн. (

п.п. 17.1.1 Закона № 2181).
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно