При размещении рекламы налог с рекламы уплачивает ее распространитель
Физическое лицо — предприниматель, уплачивающий единый налог, изготовил для заказчика специальную конструкцию для размещения рекламы возле его магазина. Деятельность в сфере рекламы является единственным видом деятельности предпринимателя. Заниматься изготовлением рекламы будет рекламное агентство, а ее размещением на рекламной конструкции — непосредственно предприниматель-единоналожник. Кто в данном случае должен уплачивать налог с рекламы: рекламное агентство или предприниматель?
(г. Харьков)
Прежде всего
напомним, что реклама, размещаемая на специальных временных и стационарных конструкциях, расположенных на открытой местности, а также на внешних поверхностях домов, сооружений, на элементах уличного освещения, над проезжей частью улиц и дорог, классифицируется как наружная реклама (ст. 1 Закона о рекламе).В соответствии со
ст. 11 Декрета КМУ «О местных налогах и сборах» (далее — Декрет № 56-93) объектом налога с рекламы является стоимость услуг по установке и размещению рекламы.Плательщиками
же налога с рекламы в ст. 11 Декрета названы физические и юридические лица. Налог с рекламы должен уплачиваться при оплате услуг по установке и размещению рекламы.С учетом
определения, приведенного в ст. 1 Закона о рекламе, где сказано, что рекламодатель — это лицо, являющееся заказчиком рекламы для ее производства и/или распространения, приходим к выводу, что плательщиками налога с рекламы являются рекламодатели (заказчики рекламы для ее распространения).Однако поскольку механизм уплаты налога с рекламы в местный бюджет в
Декрете № 56-93 не определен, местные органы самоуправления устанавливают его самостоятельно. Как правило, этот механизм выглядит так:— рекламодатель оплачивает услуги по установке и размещению рекламы и при этом перечисляет налог с рекламы
распространителю рекламы;—
распространитель рекламы аккумулирует суммы налога на своем текущем счете и перечисляет их в местный бюджет.В
ст. 11 Декрета № 56-93 указано, что объектом налогообложения является стоимость услуг по установке и размещению рекламы.Из этой нормы
Декрета следует, что налог удерживают и перечисляют в бюджет те субъекты, которые осуществляют работы по установлению и размещению рекламы по заявкам рекламодателей. То есть это — распространители рекламы, на которых собственно и возложена обязанность по аккумулированию сумм налога с рекламы, перечислению в бюджет и предоставлению отчетности по налогу.В данном случае в роли распространителя рекламы выступает
предприниматель, разместивший рекламу заказчика (рекламодателя) на специальной конструкции. Именно он должен начислять и уплачивать налог с рекламы на общих основаниях в порядке, определенном органами местного самоуправления. Ведь, предоставляя заказчику услуги по размещению рекламных материалов, предприниматель, по сути дела, выступает в качестве налогового агента, в функции которого входит:— получение сумм налога с рекламы от заказчика и аккумулирование их на своем текущем счете;
— уплата полученных сумм в бюджет.
Не исключено, что представители налоговых органов потребуют уплаты налога с рекламы и от рекламного агентства, занимавшегося изготовлением рекламных материалов, считая объектом налогообложения стоимость услуг по изготовлению такой рекламной продукции. Хотя непосредственно
стоимость услуг по изготовлению рекламы согласно Декрету № 56-93 не должна облагаться налогом. Подробнее этот вопрос рассмотрен в статьях «Самореклама — не повод для уплаты налога с рекламы» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 48), «Интернет-сайт: проблемы бухгалтерского и налогового учета» (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 81).Наталья Белова, экономист-аналитик