О плате за землю
Письмо Министерства финансов Украины от 17.04.2008 г. № 31-20050-06-18/14286
Министерство финансов Украины рассмотрело письмо Государственной налоговой администрации Украины от 03.04.2008 г. № 3949/5-15-0716 с просьбой предоставить разъяснение о применении пунктов 7 и 8 раздела II Закона Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» и сообщает.
С целью увеличения поступлений платы за землю
в местные бюджеты и соответственно укрепления финансовой основы органов местного самоуправления Законом Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI были внесены изменения в законы Украины «О плате за землю» и «Об аренде земли», согласно которым:увеличены в 5 раз ставки
земельного налога для земель, денежная оценка которых не установлена (преджние ставки оставались на уровне 1995 года);внедрен предельный размер денежной оценки
земли для расчета суммы земельного налога на земельные участки, приобретенные на основании гражданско-правовых соглашений, в результате чего размер указанной денежной оценки не может быть меньше указанной в соглашении цены земельного участка;минимальный размер арендной платы
за земли государственной или коммунальной собственности (кроме сельхозназначения) приравнен к трехкратному размеру земельного налога, максимальный — до 12 % нормативной денежной оценки этих земель.Позиция Министерства финансов в отношении применения указанных норм в процессе администрирования заключается в следующем.
В случае приобретения земельного участка на основании гражданско-правового соглашения земельный налог рассчитывается от нормативной денежной оценки этого участка, но если указанная в соглашении цена превышает нормативную денежную оценку, то в расчете суммы налога применяется цена продажи земельного участка.
Такой порядок определения суммы земельного налога распространяется на всех субъектов налогообложения, независимо от времени приобретения земельных участков по гражданско-правовым соглашениям, поскольку требованием одного из основных принципов построения системы налогообложения является недопущение любых проявлений налоговой дискриминации обеспечения одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридическим и физическим лицам, включая нерезидентов) при определении обязанностей по уплате налогов и сборов (обязательных платежей).
Что касается применения новых минимального и максимального размеров арендной платы
за земли государственной или коммунальной собственности (кроме земель сельхозназначения), то в соответствии со статьей 21 Закона Украины «Об аренде земли» размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются при согласии сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, устанавливаемых согласно Закону Украины «О плате за землю»).Договор аренды земли
— это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства.Согласно пункту 13 Типового договора аренды земли, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 03.03.2004 г. № 220, размер арендной платы пересматривается в случае изменения размеров земельного налога, повышения цен и тарифов, изменения коэффициентов индексации, определенных законодательством, и в других случаях, предусмотренных законом. Следовательно,
учитывая, что размер арендной платы за землю (кроме земель сельхозназначения) изменен Законом Украины от 28.12.2007 г. № 107-VI, указанное должно быть отражено во всех договорах аренды земли, в том числе заключенных до 1 января 2008 года.Одновременно замечаем, что разъяснение законодательства по вопросам налогообложения не относится к полномочиям Министерства финансов Украины, а в соответствии со статьей 2 Закона Украины «О государственной налоговой службе в Украине» является задачей органов государственной налоговой службы.
Государственная налоговая администрация Украины выдает методические рекомендации по вопросам налогообложения, подлежащие обязательному опубликованию, предоставляет налоговые разъяснения, организует выполнение этой работы органами государственной налоговой службы.
В соответствии со статьей 4 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» разъяснения отдельных положений налогового законодательства предоставляются контролирующими органами в порядке, определенном соответствующим центральным (руководящим) органом контролирующего органа, исходя из принципов налогообложения, изложенных в Законе Украины «О системе налогообложения», и экономического содержания рассматриваемого налога, сбора (обязательного платежа).
Заместитель министра Д. Фудашкин