Компенсация стоимости медикаментов, отпущенных по льготным рецептам
Письмо Государственного казначейства Украины от 26.03.2008 г. № 3.4-04/891-4868
В соответствии с Разъяснениями о применении экономической классификации расходов бюджета, утвержденными приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.2004 г. № 194 (в редакции приказа Государственного казначейства Украины от 08.12.2006 г. № 330), по коду экономической классификации расходов 1132 (далее — КЭКР 1132) осуществляются расходы на приобретение лекарств, в том числе расходы на оплату лекарств по льготным рецептам в случаях, предусмотренных действующим законодательством, если эти расходы осуществляет медицинское заведение.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Кабинета Министров Украины «Об упорядочении бесплатного и льготного отпуска лекарственных средств по рецептам врачей при амбулаторном лечении отдельных групп населения и по определенным категориям заболеваний» от 17.08.98 г. № 1303 расходы, связанные с отпуском лекарственных средств бесплатно и на льготных условиях, осуществляются за счет общих ассигнований, предусматриваемых соответствующими бюджетами на здравоохранение.
Согласно абзацу четвертому статьи 1 Закона Украины «О закупке товаров, работ и услуг за государственные средства»* (далее — Закон)
государственная закупка — это приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за государственные средства в порядке, установленном Законом, при этом осуществление закупки одним заказчиком в интересах другого запрещается, кроме случаев осуществления закупки товаров на принципах межведомственной координации.* Начиная с 2 апреля 2008 года при осуществлении тендерных закупок руководствуются Временным положением о закупке товаров, работ и услуг за государственные средства, утвержденным постановлением КМУ от 28.03.2008 г. № 274 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 30). —
Примеч. ред.Приобретение какого-либо товара (имущества) предусматривает передачу его в собственность субъекту-покупателю. Покупатель по своему усмотрению, единолично или совместно с другими субъектами владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему (им) имуществом.
Если
распорядитель бюджетных средств осуществляет предусмотренные бюджетными назначениями возмещения расходов за товары или услуги, которые были произведены ранее, за счет средств субъекта хозяйствования, в этом случае факта закупки товаров или услуг в понимании статьи 1 Закона не происходит, поскольку такой распорядитель государственных средств не приобретает права собственности на указанные товары или услуги.Если
медицинское заведение является бюджетным учреждением и имеет в своем составе аптеку, то согласно утвержденным бюджетным назначениям по КЭКР 1132 заведения должны самостоятельно осуществлять закупки медикаментов. Независимо от того, куда эти лекарства потом направляются: на потребности больницы или на отпуск по льготным рецептам, такие закупки относятся к государственным закупкам и осуществляются в соответствии с Законом.Если
бюджетное учреждение на основании поданного реестра осуществляет возмещение фармацевтическим заведениям стоимости медикаментов, выданных на бесплатной основе по льготным рецептам, то такие расходы предусматривают компенсацию уже понесенных расходов, а не приобретение медикаментов. Потому применять в таком случае положения Закона не нужно.Основанием для перечисления средств на компенсацию расходов, понесенных предприятием, является
договор, заключенный распорядителем бюджетных средств с исполнителем на возмещение понесенных расходов, и документы, подтверждающие фактический объем выполненных работ (предоставленных услуг).Учет обязательства по договору на возмещение расходов за предоставленные услуги проводится
без предоставления документов, предусмотренных частью второй статьи 17 Закона.Первый заместитель председателя А. Даневич