Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Патент для аптеки

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2008/№ 49
В избранном В избранное
Печать
Статья

Патент для аптеки

 

Согласно действующему законодательству Украины торговая деятельность не может осуществляться без приобретения торгового патента. О том, нужен ли патент аптекам, в каких случаях можно обойтись без него, где и за сколько он приобретается, расскажем в этой статье.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Виды деятельности, подлежащие патентованию, перечислены в

п. 1 ст. 1 Закона о патентовании. К ним относится, в частности, торговая деятельность, под которой понимается розничная и оптовая торговля, деятельность в торгово-производственной (общественное питание) сфере за наличные средства, другие наличные платежные средства и с использованием кредитных карточек.

В соответствии с

ч. 2 ст. 1 Закона о патентовании торговый патент приобретают юридические лица и субъекты предпринимательской деятельности (СПД), не имеющие статуса юридического лица, — резиденты и нерезиденты, а также их обособленные подразделения (филиалы, отделения, представительства и т. п.), занимающиеся патентуемыми видами предпринимательской деятельности.

Поскольку аптеки являются субъектами предпринимательства и осуществляют торговлю за наличные, то вопрос патентования для них весьма актуален. Тем более, что

Закон о патентовании предусматривает для них целый ряд либеральных норм. Основная направленность этих льгот вполне понятна — любые дополнительные платежи сказываются на розничной цене лекарств и предметов медицинского назначения. А ведь конечный потребитель этого специфического товара, как правило, социально незащищенные слои населения. К сожалению, из-за фискальных настроений в ГНАУ реализовать на практике положительные идеи Закона о патентовании очень непросто.

Но обо всем по порядку.

 

Когда торговый патент аптеке не нужен

В некоторых случаях аптеки могут торговать вообще без патента. Так, торговый патент не нужно получать предприятиям и организациям военной торговли,

аптекам, находящимся в государственной собственности, а также размещенным в селах, поселках и городах районного значения предприятиям и организациям потребительской кооперации и торгово-производственным государственным предприятиям рабочей поставки. На указанных субъектов согласно ч.1 п. 3 ст. 1 Закона о патентовании действие этого Закона не распространяется.

Таким образом, если аптека находится в государственной собственности, то приобретать патент не нужно.

Кроме того, если аптека перешла на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то ей также не нужен патент (

с п. 6 Указа № 727).

Во всех остальных случаях аптекам, имеющим формы собственности отличные от государственной и избравшим неупрощенные системы налогообложения, для осуществления торговли за наличные патент необходим.

 

Льготный патент: (не)зависимо от страны происхождения?

Другая льготная норма, предусмотренная в

Законе о патентовании, заключается в том, что при соблюдении предусмотренных в п. 6 ст. 3 этого Закона условий аптека может ограничиться приобретением льготного патента.

Часть 22

этого пункта, в которой и указана данная норма, сформулирована весьма путано. Так, льготный торговый патент выдается субъектам предпринимательской деятельности, которые осуществляют торговую деятельность «исключительно с использованием таких видов товаров отечественного производства:

<...>

готовые лекарственные средства

(лекарственные препараты, лекарства, медикаменты, предметы ухода, перевязочные материалы и другие медицинские принадлежности); витамины для населения; ветеринарные препараты, бумага туалетная, зубные паста и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, тампоны, другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы или ее заменителей, термометры, индивидуальные диагностические приборы (независимо от страны их происхождения)».

Как видим, с одной стороны, в начале данного пункта указывается, что по льготному патенту можно торговать только товарами

отечественного производства, с другой — в конце приведенного абзаца в скобках указано «независимо от страны происхождения». К чему относятся последние слова? Только к индивидуальным диагностическим приборам или ко всему абзацу? А может быть, к перечню товаров, указанных после точки с запятой, разграничивающей указанный перечень?

Собственно эта оговорка и стала камнем преткновения: совсем недавно появилось

письмо ГНАУ от 25.04.2008 г. № 5160/5/15-0416 (с. 42), в котором указано, что «термин (независимо от страны их происхождения) распространяется не на весь перечень товаров, определенных в этом абзаце, а только на индивидуальные диагностические приборы».

На наш взгляд, такое толкование

Закона недопустимо; слова «независимо от страны происхождения» должны относиться ко всему приведенному абзацу.

Во-первых

, в течение длительного периода времени сами налоговики распространяли слова «независимо от страны их происхождения» на весь абзац, а не только на «индивидуальные диагностические приборы». Например, в п. 3 письма ГНАУ от 19.09.96 г. № 14-314/10-6185 было указано, что эти слова распространяются на весь перечень товаров, отмеченных в этом абзаце. Справедливости ради следует указать, что это письмо касается старой редакции Закона о патентовании, но структура ст. 3 с тех пор практически не поменялась, отличие состоит лишь в том, что тогда на торговлю лекарственными средствами выдавался бесплатный патент, а сейчас — льготный.

Представители налоговых органов высказывались в том же духе и в период действия новой редакции

ст. 3 этого Закона. Так, в «Вестнике налоговой службы Украины», 2000, № 20 было указано, что «продажа указанных выше товаров (имеется в виду весь перечень, указанный в абзаце. — Примеч. авт.) по льготному патенту осуществляется независимо от страны происхождения этих товаров.

Более того, в «Вестнике налоговой службы Украины», 2006, № 14 была опубликована консультация за подписью директора Департамента налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) ГНАУ Наталии Хоцяновской, в которой прямо указывалось:

«Частью шестой ст. 3 Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» определены товары

независимо от страны их происхождения, торговая деятельность которыми осуществляется с приобретением льготного торгового патента, а именно:

готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты, предметы ухода, перевязочные материалы и другие медицинские принадлежности) и витамины для населения; ветеринарные препараты, бумага туалетная, зубные паста и порошки, косметические салфетки, детские пеленки, тампоны, другие виды санитарно-гигиенических изделий из целлюлозы или ее заменителей, термометры, индивидуальные диагностические приборы».

Как видим, и в этой консультации сотрудники ГНАУ относят слова «независимо от страны их происхождения» ко всему рассматриваемому абзацу, а об отечественном производстве нет вообще ни слова.

Во-вторых

, даже если предположить, что термин «независимо от страны их происхождения» распространяется не на весь перечень товаров, определенных в этом абзаце, а только на индивидуальные диагностические приборы, то нетрудно понять, что эта норма мертвая.

Дело в том, что приказом

Министерства здравоохранения Украины от 25.11.2004 г. № 569 утвержден Обязательный минимальный ассортимент лекарственных средств для аптек. Субъект хозяйствования обязан соблюдать этот перечень, о чем прямо сказано в п. 23 Правил № 1570. Иными словами, отсутствие в аптеке препаратов, приведенных в этом Перечне, является нарушением Правил № 1570. Самое главное, что в этом Перечне приведены некоторые препараты, которые в Украине не производятся (насколько нам известно, регидрон, указанный в п. 80 Перечня, в Украине не производится). Получается, что при фискальном понимании рассматриваемой нормы, ее не может применить ни одна аптека. Да и вообще сегодня в ассортименте каждой аптеки присутствуют импортные препараты, лекарствами исключительно отечественного производства не торгует ни одна аптека.

Выходит следующее: либо налоговики фактически говорят, что анализируемая норма мертвая (т. е. каждая аптека должна приобретать обычный торговый патент, для чего тогда эту норму вносили в

Закон?), либо они подталкивают аптеки отказаться от торговли импортными препаратами, в том числе теми, которые не производятся в Украине?! Кто от этого выиграет?

В-третьих

, заполнение налоговыми органами формы льготного торгового патента, утвержденной приказом ГНАУ от 13.03.98 г. № 107, говорит в пользу нашего подхода. Как известно, в льготном торговом патенте обязательно должен быть приведен полный перечень товаров, предусмотренных для реализации. Дело в том, что при заполнении льготного патента, выдаваемого аптекам, налоговики, как правило, приводят весь перечень товаров, указанный в данном абзаце, с указанием последних слов («независимо от страны их происхождения»), но без вступительной части (т. е. без указания об отечественном производстве этих товаров).

При таком заполнении патента ни у кого не вызывает сомнения, что торговать по этому патенту можно всеми указанными товарами независимо от страны их происхождения

.

 

Что такое медицинские принадлежности?

Несколько слов следует сказать и об ассортименте продаваемых товаров немного в другом аспекте. В

п. 6 ст. 3 Закона о патентовании прямо не сказано о возможности торговли по льготному патенту изделиями медицинского назначения, а говорится лишь о «готовых лекарственных средствах (лекарственных препаратах, лекарствах, медикаментах, предметах ухода, перевязочных материалах и других медицинских принадлежностях)».

Как указала Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского назначения (см.

письмо от 12.07.2006 г. № 18.5785/18-06), для определения термина «медицинские изделия» следует руководствоваться п. 2 Порядка № 1497. Согласно этому пункту термин имеет следующее значение:

— приборы, комплексы, системы, оборудование, аппараты, инструменты, устройства, имплантанты, принадлежности, материалы или другие изделия, в том числе инвазионные медицинские изделия;

— медицинские изделия для диагностики in vitro;

— медицинские изделия, которые не достигают основной предполагаемой цели в организме человека или на нем с помощью фармакологических, иммунобиологических или метаболических средств, но функциям которых такие изделия могут способствовать;

— медицинские изделия, которые используются как отдельно, так и в сочетании между собой, включая программные средства, необходимые для их надлежащего использования, с целью обеспечения: профилактики, диагностики, лечения, наблюдения или облегчения состояния пациента в случае заболевания, травмы, увечья или их компенсации; исследования, замены или видоизменения структуры (анатомии) органов, тканей или физиологических процессов; контроля процесса оплодотворения.

Налоговики также согласны с таким пониманием термина, как «другие медицинские принадлежности» (

письмо ГНАУ от 25.07.2006 г. № 8064/6/15-0416).

Кстати, проблемы с толкованием этого термина на практике были, о чем свидетельствует постановление Харьковского апелляционного хозяйственного суда от 20.02.2003 г., оставленное без изменений Высшим хозяйственным судом Украины (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 39). Дело было в том, что при проверке налоговики решили: торговать такими товарами, как презервативы, соль морская, крем-маска спирулиновая, бальзам «Спасатель» по льготному патенту нельзя. Однако суд встал на сторону налогоплательщика.

Если же аптечные заведения намерены осуществлять торговлю другими товарами, например, зачастую в аптеке реализуются предметы личной гигиены (см.

Перечень № 577), средства для бритья, шампуни и пр., то в таком случае необходимо приобретать торговый патент на общих основаниях («Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 14).

Таким образом, какой патент приобретать субъекту хозяйствования зависит от ассортимента продаваемого в аптеке товара.

 

Плата за патент

Выдача как льготного, так и обычного торгового патента осуществляется за плату. При приобретении

льготного торгового патента субъект предпринимательской деятельности вносит одноразовую плату в размере 25 гривень за весь срок действия патента (12 календарных месяцев).

Стоимость

торгового (обычного) патента за календарный месяц устанавливается органами местного самоуправления в пределах от 30 до 320 грн. на месяц. При приобретении обычного торгового патента вносится одноразовая плата в размере стоимости торгового патента за один месяц (на эту сумму уменьшается размер платы за патент, подлежащей внесению в последний месяц его действия).

Если торговый патент приобретается не с начала месяца до 15 числа, СПД должен:

— оплатить стоимость патента за текущий месяц. При этом размер платы за торговый патент за первый отчетный месяц определяется пропорционально количеству календарных дней месяца начиная со дня приобретения патента (

п. 13 Положения № 1077);

— внести одноразовую плату в размере стоимости патента за один месяц, которая будет учитываться в последнем месяце действия патента.

В случае приобретения торгового патента после 15 числа отчетного месяца СПД должен:

— оплатить стоимость патента за текущий месяц;

— внести одноразовую плату в размере стоимости патента за один месяц, которая будет учитываться в последнем месяце действия патента;

— оплатить стоимость торгового патента за следующий месяц.

В дальнейшем

оплата стоимости патента производится ежемесячно до 15 числа месяца, предшествующего отчетному.

При желании субъект предпринимательства может оплатить стоимость патента сразу за весь срок его действия. Более того, можно приобрести торговые патенты на осуществление торговой деятельности на следующие за текущим годы. Однако такую предварительную оплату можно осуществить не более чем за три года.

 

Документы, необходимые для приобретения патента

Льготный патент, как и обычный торговый, выдается субъекту хозяйствования налоговым органом по месту осуществления торговой деятельности. Если реализация товаров производится в нескольких пунктах продажи, то необходимо приобрести соответствующее количество льготных либо обычных патентов.

Основанием для приобретения торгового патента (в том числе и льготного) является

заявление (ч. 2 ст. 2 Закона о патентовании), форма которого утверждена Положением № 1077 и приведена в его приложении.

Заявление должно обязательно содержать следующие

реквизиты:

— наименование субъекта предпринимательства;

— извлечение из учредительных документов относительно юридического адреса субъекта предпринимательства, а в случаях, если патент приобретается для структурного (обособленного) подразделения, — справка органа, согласовавшего местонахождение структурного (обособленного) подразделения, с указанием этого места;

— вид предпринимательской деятельности, осуществление которой требует приобретения торгового патента;

— наименование документа о полной или частичной уплате стоимости торгового патента.

Установление каких-либо дополнительных условий по приобретению торгового патента не разрешается

.

Согласно

п. 11 Положения № 1077 должностное лицо органа государственной налоговой службы сверяет сведения, приведенные в поданной заявке, с оригиналами первичных документов, на основании которых она заполнена.

Торговый патент должен быть

выдан в трехдневный срок со дня подачи заявления государственными налоговыми органами по местонахождению субъекта предпринимательства или местонахождению его структурных (обособленных) подразделений (под роспись). Субъекту предпринимательства, который осуществляет торговую деятельность, патент выдается по местонахождению пункта продажи товаров (п. 3 ст. 2 Закона о патентовании). Датой приобретения патента является указанная в нем дата.

 

Где должен быть размещен патент

Главное требование к размещению торгового обычного или льготного патента, установленное

ст. 7 Закона о патентовании , — он должен быть размещен на открытом и видном месте. Этим местом может быть:

— фронтальная витрина аптеки (аптечного пункта), а если ее нет — возле кассового аппарата;

— фронтальная витрина малой архитектурной формы — аптечного киоска.

Согласно

п. 8 Правил торговли в аптеке информация о субъекте хозяйствования и собственнике должна быть размещена в аптечном заведении возле входа на видном месте. Можно патент разместить и вместе с информацией о субъекте хозяйствования. С нюансами размещения патента можно также ознакомиться в материале «Главное условие размещения торгового патента — его открытость и доступность» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 86, с. 29.

 

Изменение юридического адреса (местонахождения) и отказ от патента

В случае если субъект предпринимательства

изменяет юридический адрес или местонахождение своего структурного (обособленного) подразделения, пункта продажи товаров на протяжении срока действия торгового патента, он обязан в течение трех дней письменно уведомить об этом налоговый орган, выдавший патент, для внесения в него соответствующих изменений (п. 14 Положения № 1077). В противном случае деятельность субъекта предпринимательства, подлежащая патентованию по адресу (местонахождению), не указанному в торговом патенте, будет оцениваться как занятие деятельностью без патента.

Субъект предпринимательства, прекративший деятельность, подлежащую патентованию,

должен письменно уведомить о прекращении такой деятельности соответствующий налоговый орган до 15 числа месяца, предшествующего отчетному. При этом торговый патент подлежит возврату в государственный налоговый орган, который его выдал, после чего субъекту предпринимательства возвращается излишне уплаченная сумма стоимости торгового патента.

Следует иметь в виду: если субъект предпринимательства уже не осуществляет деятельность, подлежащую патентованию, но

своевременно не уведомил о прекращении этой деятельности налоговый орган и не вернул торговый патент, он не имеет права на возврат из бюджета суммы средств, уплаченных за период, когда подлежащая патентованию деятельность фактически не осуществлялась.

В данной статье мы рассмотрели основные моменты, которые касаются патентования при торговле лекарственными средствами в аптеках.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно