Торговля лекарственными средствами: ценообразование
В отношении цен реализации некоторых лекарственных средств законодатель обязывает субъектов хозяйствования соблюдать определенные ограничения. О том, какие это ограничения и как их не нарушить, а также кто контролирует их соблюдение, пойдет речь в данной статье.
Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
Цены на лекарственные средства предприятия формируют преимущественно по собственному усмотрению.
Право устанавливать цену реализации товара принадлежит только субъектам предпринимательской деятельности — участникам договорных отношений (даже если в зависимости от обстоятельств эта цена окажется ниже цены приобретения такого товара), что закреплено в ст. 44 ХКУ, а также в ст. 7 Закона ценах и ценообразовании. Однако есть некоторые исключения. Дело в том, что в отношении определенных лекарственных средства осуществляется государственное регулирование цен.
Ограничения в наценке на лекарство
Существует
Перечень № 480, в котором перечислены отечественные и импортные лекарственные изделия медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию.В соответствии с
абзацем шестым п. 12 постановления № 1548 Совету министров АР Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям предоставлены полномочия устанавливать предельные торговые наценки (надбавки) на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, указанные в перечне отечественных и импортных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, цены на которые подлежат государственному регулированию, в следующих размерах:— при реализации
населению через аптечную сеть — не выше 35 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости) с учетом скидок;— при приобретении
государственными и коммунальными заведениями здравоохранения за бюджетные средства — не выше 10 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости) с учетом скидок.Таким образом, субъекту хозяйствования необходимо выяснить, какие предельные надбавки установлены местной государственной администрацией по месту его деятельности, и соблюдать их при формировании цен.
При реализации лекарственных средств отечественного и импортного производства, не внесенных в
Перечень № 480, субъекты хозяйствования могут применять свободные цены и не соблюдать указанное ограничение.
Определение оптовой цены производителя
В отношении субъектов предпринимательства, закупающих лекарственные средства и изделия медицинского назначения непосредственно у производителей такой продукции, трудностей в определении оптовой цены производителя, не возникает.
А вот у аптек, покупающих лекарственные средства у посредников, из-за отсутствия в законодательстве единых норм
определения оптовой цены производителя возникают некоторые сложности.Изначально официальные разъяснения относительно порядка определения цен на лекарственные средства изложенные в письмах Минэкономики
от 19.04.2002 г. № 32/5-5/342, от 16.10.2002 г. № 32/5-5/955, от 13.01.2003 г. № 32/5-5/35, сводились к следующему: при определении оптовой цены производителя (таможенной стоимости) необходимо учитывать требования Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV и Положения (стандарта) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденного приказом Минфина Украины от 20.10.99 г. № 246 , согласно которым приобретенные запасы зачисляются на баланс предприятия по первоначальной стоимости, включающей, кроме других фактических расходов, суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу) за вычетом непрямых налогов. С тем, что предельную надбавку нужно рассчитывать от фактической отпускной цены производителя, которая может отличаться от оптовой цены, соглашалась и Государственная инспекция по контролю за ценами (см. письмо от 27.02.2004 г. № 32/5-5/303).Однако такое утверждение не соответствует законодательству, поскольку термины «первоначальная стоимость» и «оптовая цена производителя» — понятия не сопоставимые. Предельную надбавку нужно считать не от цены приобретения, а от оптовой цены производителя.
В настоящее время эта проблема решается следующим образом: если товар проходит через нескольких оптовых покупателей, то каждый оптовик в своих расходных и приходных накладных должен указать
оптовую цену производителя лекарственных средств или импортера (с учетом предоставленных скидок), а также размеры применяемых ими оптово-сбытовых надбавок (см. письмо Министерства экономики Украины от 26.04.2007 г. № 6-15142).И именно оптовая цена производителя, указанная в накладной на отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения, полученной от посредника, и будет являться для аптечного заведения базой для применения торговой наценки и соответственно формирования розничной цены.
Обратите внимание: отсутствие цен производителей в накладных не освобождает торговца лекарственными средствами от определения оптовой цены поставщика.
Рассмотрим несколько примеров.
Пример 1.
Отпускная цена производителя лекарственного средства — 40 грн. Оптовый поставщик применяет к данному препарату торговую наценку в размере 20 %, т. е. цена поставщика — 48 грн. за упаковку. Аптека установила на этот лекарственный препарат торговую наценку — 35 %.Предельный размер торговой наценки — 35 % аптечное заведение применяет к оптовой цене производителя данного лекарственного средства (40 грн.), а не к отпускной цене оптового поставщика (48 грн.). Таким образом, розничная цена на данный препарат не может быть более 40 грн. х 1,35 = 54 грн.
Пример 2.
Условия данного примера аналогичны условиям примера 1. Кроме того, льготным категориям населения лекарственные средства отпускаются со скидкой 5 %.При отпуске аптеками населению лекарственных средств, цены на которые подлежат
государственному регулированию, бесплатно или на льготных условиях должны применяться торговые надбавки, установленные на региональном уровне в пределах 35 % оптовой цены производителя (таможенной стоимости) (письмо Минздрава от 26.03.2002 г. № 18.1237/16-11).Рассчитаем для этой ситуации розничную цену на лекарственный препарат со скидкой: 54 - (54 х 0,05) = 51,3 (грн.).
Пример 3.
Отпускная цена производителя на лекарственный препарат — 63 грн. При приобретении данного лекарственного средства в количестве свыше 100 единиц производитель предоставляет скидку в размере 3 %.При реализации лекарственного препарата производитель применяет скидку в размере 189 грн. (6300 х 0,03). Отпускная цена производителя с учетом скидки составила: 6300 - (6300 х 0,03) = 6111 (грн.), т. е. 61,11 грн. за лекарственный препарат.
Таким образом, к оптовой цене производителя с учетом скидки (61,11 грн.) все последующие продавцы данного лекарственного средства будут устанавливать предельные торговые надбавки. Вместе с тем в накладной на отпуск лекарственного средства поставщиком будет указана оптовая цена 63,00 грн., цена продажи — 61,11 грн.
Продать такой препарат последующие продавцы данного лекарственного средства смогут по цене не выше 82,50 грн. (61,11 грн. х 1,35).
Кто контролирует
Главным органом, уполномоченным контролировать установление и применение государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов, является Государственная инспекция по контролю за ценами (Госценинспекция). Одним из методов контроля является проведение проверок.
Проверки Госценинспекцией осуществляются на основании мероприятий (планов) по реализации основных стратегических целей и задач, которые разрабатываются на каждые полгода, одобряются решением коллегии и утверждаются начальником Госценинспекции. Кабмин утвердил критерии риска для определения периодичности проверок соблюдения законодательства о ценах (
постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) за соблюдением порядка формирования, установления и применения цен (тарифов)» от 21.05.2008 г. № 483). Периодичность плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) за соблюдением субъектами хозяйствования порядка формирования, установления и применения цен (тарифов), установлена: для субъектов с высокой степенью риска — один раз в год, для субъектов со средней степенью риска — один раз в два года.Кроме того, основанием для проверки могут послужить жалобы частных лиц, предприятий, организаций.
В соответствии со
статьей 14 Закона о ценах и ценообразовании необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен подлежит изъятию и зачисляется в доход соответствующего бюджета с применением штрафа в двукратном размере необоснованно полученной выручки.В числе нарушений
, перечисленных в п. 1.4 Инструкции № 283, есть и применение торговых и снабженческо-сбытовых надбавок (наценок) сверх установленного предельного размера.Санкции применяются
только при получении субъектами хозяйствования необоснованной выручки в результате нарушения ими действующего в проверяемом периоде порядка установления и применения государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов.Необоснованно полученной выручкой
считается разница между фактической выручкой от реализации лекарственных средств и ее стоимостью в пределах установленной наценки. При этом фактической выручкой следует считать исключительно выручку от реализации лекарственных средств, фактически полученную на расчетный счет и (или) в кассу за осуществление операций по продаже товара.Кроме ответственности самой аптеки, возможно также привлечение к
административной ответственности ее должностных лиц. Согласно ст. 1652 КУоАП за нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок, доплат к ним применяется административный штраф на должностных лиц в размере от 85 до 170 грн. Те же действия, совершенные лицом, которое в течение года уже было подвержено административному взысканию за одно из подобных правонарушений, влекут за собой наложение штрафа от 170 до 255 грн.