Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О порядке исчисления и взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, базовые нормативы которых установлены в процентах к стоимости добытых полезных ископаемых

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2008/№ 50
В избранном В избранное
Печать
Письмо от 07.05.2008 г. № 9098/7/15-0917-1

О порядке исчисления и взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, базовые нормативы которых установлены в процентах к стоимости добытых полезных ископаемых

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 07.05.2008 г. № 9098/7/15-0917-1

(извлечение)

 

<...>

Порядок взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 26 марта 2008 года № 264 «О мерах по взиманию платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых» (далее — Порядок № 264). Этим Порядком установлены единые правила взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых общегосударственного и местного значения на территории Украины в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, определения плательщиков и объекта налогообложения платежей за пользование недрами, установления порядка определения стоимости единицы добытого полезного ископаемого и установления порядка исчисления налоговых обязательств.

Подпунктом 4 пункта 19 раздела II Закона Украины № 107 установлено, что в 2008 году вводятся

базовые нормативы платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых согласно приложению 1 к разделу II этого Закона, исходя из объемов погашенных запасов полезных ископаемых, добытых полезных ископаемых, товарной продукции и стоимости добытых полезных ископаемых, товарной продукции.

При добыче гранитов, пригодных в качестве сырья для производства щебня строительного

, утвержден базовый норматив платежей за пользование недрами для добычи сырья для бутового камня (все виды горных пород, пригодность которых определяется государственными стандартами) в размере 7,5 процента.

В отношении расчета стоимости добытых полезных ископаемых, в частности для песчано-гравийного сырья

, которое добывается при осуществлении очистки фарватеров реки, складируется на складе порта и в дальнейшем реализуется потребителям, сообщаем следующее.

Пунктом 4 Порядка № 264 указано, что стоимость добытых полезных ископаемых за отчетный (налоговый) период исчисляется плательщиком с учетом объема готовой продукции, находящейся на складе горнодобывающего предприятия, и наибольшей ее величины, исчисленной по фактическим ценам реализации добытых полезных ископаемых или по их расчетной стоимости.

Стоимость единицы добытых полезных ископаемых определяется:

по

фактической цене реализации полезных ископаемых — согласно положениям пунктов 5 — 7 этого Порядка, а по расчетной стоимости — согласно положениям пунктов 8 — 13 Порядка № 264.

Поскольку при осуществлении очистки фарватеров реки песчано-гравийное сырье в отчетном периоде не реализуется потребителям, а складируется на складе, стоимость единицы добытых полезных ископаемых определяется по

расчетной стоимости, а именно согласно положениям пунктов 8 — 12 Порядка № 264.

Налоговые обязательства

по платежам за пользование недрами для добычи песчано-гравийного сырья за отчетный период исчисляются согласно пункту 14 указанного Порядка по следующей формуле:

Пзн = Vф х Вкк х Нвзн х Кпп,

где Vф — объем добытых полезных ископаемых в налоговом (отчетном) периоде (в единицах массы);

Вкк — стоимость единицы добытых полезных ископаемых, исчисленная согласно пунктам 8 — 12 этого Порядка;

Нвзн — величина определенного в относительных значениях базового норматива платежей для добычи полезных ископаемых;

Кпп — коэффициент, указанный в приложении.

Согласно приложению 1 к Закону № 107

базовый норматив платежей за пользование недрами для песчано-гравийного сырья установлен в размере 5 процентов за 1 тонну добытого сырья.

Обращаем внимание, что в приложении к Порядку № 264 предусмотрены

коэффициенты, применяемые к базовым нормативам платежей за пользование недрами. Так, при добыче песчано-гравийного сырья в пределах акватории морей, водохранилищ, в реках и их поймах (кроме добычи, связанной с плановыми работами по очистке фарватеров рек) применяется коэффициент 2,0.

Одновременно сообщаем, что Порядок выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 12 июля 2005 года № 557 (далее — Порядок № 557), определяет механизм выдачи разрешения на строительные, дноуглубительные работы, добычу песка и гравия, прокладку кабелей, трубопроводов и других коммуникаций на землях водного фонда. Согласно пункту 3 Порядка № 557

разрешения на проведение дноуглубительных работ выдаются территориальными органами Госводхоза по согласованию с территориальными органами Минприроды.

Если речной порт

в установленном законодательством порядке получил в органах Госводхоза разрешение на проведение дноуглубительных работ, согласованное с территориальным органом Минприроды, то при исчислении налоговых обязательств по платежам за пользование недрами за объемы добытого песчано-гравийного сырья, коэффициент 2,0 к базовому нормативу платежей за пользование недрами не применяется.

Заместитель председателя С. Чекашкин



комментарий редакции

ГНАУ о новом порядке исчисления платежей за пользование недрами

Оба опубликованных выше письма хотя и претендуют на статус обобщающего налогового разъяснения, на самом деле только пестрят цитатами из нормативных документов и почти ничего не разъясняют рядовому недропользователю. А ему, не так давно столкнувшемуся лицом к лицу с новым Порядком исчисления платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденным постановлением КМУ от 26.03.2008 г. № 264 (далее — Порядок № 264), кое-что разъяснить действительно бы стоило. И в первую очередь — порядок применения этого самого Порядка.

Дело в том, что с принятием указанного документа, который должен был применяться налогоплательщиками еще при подаче соответствующей отчетности за I квартал этого года, стало объективно невозможно пользоваться ни прежней Инструкцией о порядке исчисления и взимания платежей за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденной приказом Минэкобезопасности Украины, ГНАУ, Госкомгеологии Украины и Минтруда Украины от 30.12.97 г. № 207/472/51/157, ни прежней формой отчетности. Тем не менее

до сих пор нет ни новой отчетной формы (как следовало выходить из сложившейся ситуации, отчитываясь за I квартал, наши читатели знают по рекомендациям специалиста ГНАУ, опубликованным в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 35, с. 47), ни соответствующей инструкции, которая бы детализировала отдельные нормы нового Порядка.

Поскольку комментируемые письма ГНАУ с этой задачей, похоже, тоже не справились, позволим себе несколько замечаний по затронутой в них теме. Тех же из читателей, кого нюансы расчета платежей за пользование недрами интересуют в силу специфики их хозяйственной деятельности, спешим заверить: как только центральный налоговый орган обнародует хоть какие-то из ожидаемых документов, мы обязательно опубликуем развернутый материал с их подробным анализом.

Итак, оба письма налоговиков касаются

платежей за пользование недрами при добыче тех полезных ископаемых, базовые нормативы по которым установлены в процентах к их стоимости. Полный перечень таких ископаемых приведен в последнем абзаце первого письма, а числовые значения соответствующих нормативов на сегодня следует искать не в приложении № 1 к разделу II Закона о госбюджете-2008, а в приложении № 1 к Закону № 309, хотя сами по себе они и не изменились (подробности, а также текст Закона № 309 см. в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 47).

Подчеркнем, что в отличие от

абсолютных нормативов платежей за пользование недрами, которые применяются к массе или объему погашенных (добытых) полезных ископаемых, относительные нормативы предполагают наличие информации о стоимости добытых полезных ископаемых за отчетный период. Методика определения такой стоимости (по фактической цене реализации полезных ископаемых и расчетным способом) представляет особый интерес в контексте применения Порядка № 264. При этом п. 4 Порядка, являющийся ключевым для понимания всей методики расчета, как водится, изложен недостаточно четко и вызывает ряд вопросов, однозначных ответов на которые пока нет. Во всяком случае, сейчас не совсем понятно, как рассчитать стоимость добытых полезных ископаемых, если в течение квартала их часть была реализована, а другая часть осталась на складе. Оба письма ГНАУ об этом умалчивают.

Вместо этого во втором письме налоговики рассматривают

один из простейших частных случаев, когда за отчетный период реализации добытого минерального сырья не было вообще. Тогда, по мнению ГНАУ, следует ориентироваться на расчетную стоимость полезных ископаемых (см. пп. 8 — 13 Порядка № 264), что наводит на мысль о невозможности применения способа по фактической цене реализации к тому сырью, реализация которого не состоялась. Мы специально акцентируем внимание на этом достаточно очевидном моменте, так как не исключены попытки отдельных контролеров на местах заявить о необходимости применения ко всему добытому за период объему полезных ископаемых неких усредненных «фактических цен реализации», несмотря на то что часть товарной продукции осталась на складе.

А вот если товарная продукция еще не отгружена, но за нее уже получен аванс, то, судя по всему, в понимании Порядка № 264 она считается реализованной и, следовательно, ее стоимость можно определить как тем, так и другим способом, выбрав впоследствии большую из величин, как того и требует указанный Порядок. К такому выводу нас подталкивает встречающаяся в Порядке № 264 отсылка к ст. 11 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, когда речь идет о доходе, полученном (начисленном) от реализации полезных ископаемых за налоговый (отчетный) период. Другими словами,

доход от реализации следует определять не по бухгалтерскому методу начисления (отгрузки), а в соответствии с налоговым правилом первого события.

И в завершение комментария приведем пример, иллюстрирующий, как на практике необходимо рассчитывать стоимость добытых ископаемых. Предположим, что в течение квартала из 300 т общего объема добычи минерального сырья предприятие реализовало 200 т, а остальные 100 т находятся на складе. Тогда

к реализованному объему ископаемых (200 т) следует применить оба способа расчета их стоимости и выбрать большую из двух величин, а для нереализованного остатка на складе (100 т) определить только расчетную стоимость в соответствии с пп. 5 — 7 Порядка № 264. Сумма указанных стоимостей и будет тем искомым значением, применив к которому относительный норматив платежей за пользование недрами (в %), получим в итоге налоговое обязательство предприятия по платежам за недра.

Вот, собственно, и все. Надеемся, что предложенное нами видение того, как расчитать стоимость добытых полезных ископаемых, совпадает с мнением ГНАУ и найдет свое отражение в ее последующих разъяснениях. По крайней мере, оно выглядит достаточно логично и за неимением других разъяснений (поскольку сегодняшние письма, как мы сказали, не в счет) вполне может применяться плательщиками при составлении полугодовой отчетности.

Игорь Хмелевский

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно