Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

«Затраторегулируемое» ценообразование для производителей продтоваров

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Июнь, 2008/№ 50
В избранном В избранное
Печать
Статья

«Затраторегулируемое» ценообразование для производителей продтоваров

 

Цены постоянно находятся в поле зрения государства, особенно если они касаются социально значимых товаров (к коим в первую очередь относятся продовольственные), и прежде всего — в период инфляции.

В качестве меры, сдерживающей инфляционное повышение цен, правительством определен механизм формирования производителями экономически обоснованных цен на отдельные продовольственные товары, в отношении которых введено государственное регулирование.

Как отныне будут воздействовать на цены производителя, какие расходы ему дозволено закладывать в планируемую себестоимость продовольственных товаров, обсудим в этой статье.

Татьяна ВОЙТЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи

Закон № 507

— Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII, с изменениями и дополнениями.

Постановление № 1548

— постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.96 г. № 1548, с изменениями и дополнениями.

Порядок № 373

— Порядок формирования цен на продовольственные товары, в отношении которых введено государственное регулирование, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 17.04.2008 г. № 373.

П(С)БУ 16

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318, с изменениями и дополнениями.

 

Наряду со свободными (рыночными) ценами, определяемыми взаимодействием спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка, в Украине сегодня действуют и

регулируемые цены, то есть те, в процесс формирования которых вмешивается государство, устанавливая известные ограничения.

В соответствии со

ст. 9 Закона № 507 регулируемые государством цены могут быть установлены на:

— ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен;

товары и услуги, имеющие решающее социальное значение;

— продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке.

До сих пор государство воздействовало на цены путем установления фиксированных цен (тарифов), их предельных уровней или предельных отклонений. При этом доселе существовавшая система государственного регулирования цен на

отдельные продовольственные товары заключалась в преобладающем использовании метода установления предельных торговых надбавок к оптовой цене производителя (таможенной стоимости).

Для борьбы с инфляцией КМУ воспользовался предоставленными ему

Законом № 507 полномочиями и прибег к другим методам государственного регулирования цен и тарифов, утвердив постановлением от 17.04.2008 г. № 373 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 38, с. 5) специальный порядок формирования цен на продовольственные товары, в отношении которых введено государственное регулирование (далее — продовольственные товары).

Порядок № 373

предусматривает установление не только предельного норматива рентабельности на продовольственные товары, но и оговаривает состав затрат, которые производителю дозволено закладывать в состав полной планируемой себестоимости соответствующих продовольственных товаров. То есть фактически производителей продовольственных товаров обязывают применять метод ценообразования на основе полных планируемых (причем, заметьте, жестко регламентированных) расходов с установлением размера прибыли в пределах норматива рентабельности, определенного уполномоченным органом по регулированию цен.

При этом в

п. 1 Порядка № 373 прямо указано, что этот документ определяет механизм формирования производителями экономически обоснованных цен на отдельные продовольственные товары, в отношении которых введено государственное регулирование, а его требования распространяются на субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность по производству и реализации таких продовольственных товаров .

Поэтому прежде всего следует определиться, цены на какие продовольственные товары подпадают под государственное регулирование и соответственно ценообразование каковых регулирует

Порядок № 373.

 

Какие продовольственные товары подлежат госрегулированию?

Для начала уточним, что обязанности по обеспечению государственной политики в области ценообразования возложены на КМУ, который согласно

ст. 4 Закона № 507 определяет:

перечень продукции, товаров и услуг, на которые устанавливаются государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы;

— полномочия соответствующих органов государственного управления в этой сфере.

В свое время, пользуясь предоставленными ему полномочиями, КМУ утвердил

постановление № 1548. Приложение к указанному постановлению № 1548 содержит полный и исчерпывающий перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются органами исполнительной власти и исполнительными органами городских советов. Из этого перечня следует, что на сегодня государственному регулированию подлежат цены на хлеб, муку, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, масло подсолнечное, яйца куриные.

Несколько отличается от него

перечень социально значимых товаров продовольственной группы отечественного производства, приведенный в приложении к Меморандуму понимания, подписанному 03.04.2008 г. между КМУ, производителями продовольственных товаров и субъектами системы сетевой розничной торговли, в который включены:

— мука пшеничная высшего сорта;

— хлеб и хлебобулочные изделия;

— макаронные изделия;

— крупы;

— рис;

— говядина;

— свинина;

— мясо птицы (курятина);

— колбаса вареная;

— молоко и кисломолочная продукция (за исключением длительного хранения — более 5 дней);

— масло сливочное;

— яйца куриные;

— сахар (ДСТУ 4623-2006);

— масло подсолнечное;

— овощи (от поставщика).

Кстати, подписав

Меморандум, производители социально значимых продовольственных товаров взяли на себя обязательства на период до 1 сентября текущего года не допускать:

— необоснованного роста оптовых цен на товары;

— сокращения объемов поставки товаров в розничную сеть и гарантировать их надлежащее качество.

Как определяется цена продовольственного товара по Порядку № 373?

Порядок № 373

различает следующие два вида цен, жестко регламентируя при этом состав элементов, их составляющих, а именно:

оптовая цена продовольственного товара, которая определяется на основе полной планируемой себестоимости производства и прибыли в пределах норматива рентабельности, установленного уполномоченным органом по регулированию цен без налога на добавленную стоимость и других налогов и сборов, включаемых в цену товаров;

оптово-отпускная ценафактическая цена, применяемая в расчетах за товары, поставляемые (реализуемые) субъектами хозяйствования в целях их использования в предпринимательской деятельности, с учетом налога на добавленную стоимость и транспортных расходов.

Вполне очевидно, что оптово-отпускная цена является по сути продажной ценой товара и складывается из оптовой цены продовольственного товара, налога на добавленную стоимость и транспортных расходов, что в виде формулы можно представить так:


Оптово-отпускная цена

=

Оптовая цена продовольственного товара

+

Транспортные расходы

+

Налог на добавленную стоимость

 

Обратите внимание: транспортные расходы не являются составным элементом оптовой цены продовольственного товара, но являются составным элементом оптово-отпускной цены продовольственного товара. Забегая вперед, скажем, что

в отличие от П(С)БУ 16, нормы Порядка № 373 не предусматривают отнесение расходов на транспортировку в состав планируемых расходов на сбыт товаров. Как результат: означенные расходы не сформируют полную планируемую себестоимость производства продовольственных товаров и не примут участия в расчете суммы прибыли, что в итоге скажется на величине оптово-отпускной цены — она будет занижена.

Справедливости ради стоит сказать, что и

постановление № 1548 регламентирует ограничение торговых надбавок к оптовой цене производителя (таможенной стоимости) продовольственных товаров без учета затрат на их транспортировку.

Оптовая цена продовольственного товара, в свою очередь, в соответствии с требованиями

Порядка № 373 рассчитывается таким образом:

 

Оптовая цена продовольственного товара

=

Полная планируемая себестоимость производства

+

Сумма прибыли

 

Формула расчета оптовой цены продовольственного товара с детальным указанием элементов, ее составляющих, дана в

п. 21 Порядка № 373, а формула определения суммы прибыли — в п. 22.

Для лучшего восприятия порядок формирования оптовой цены продовольственного товара и оптово-отпускной цены такого товара согласно требованиям

Порядка № 373 представим в виде схемы:

 

img 1

 

Как предписано

п. 23 Порядка № 373, оптовая цена продовольственного товара отражается производителем в декларации, форму которой и инструкцию по ее заполнению и применению поручено утвердить Минэкономики.

 

Как формируется полная планируемая себестоимость производства продовольственных товаров?

Наиболее противоречивые нормы содержат те разделы

Порядка № 373, которые касаются формирования полной планируемой себестоимости производства продовольственных товаров и включения соответствующих затрат в ее состав. Посвящены этим вопросам разделы II, III Порядка № 373 и приложение к нему.

Так, в

п. 6 названного документа определено, что формирование цен на продовольственные товары осуществляется с учетом:

планируемого объема производства;

— экономически обоснованных

планируемых расходов, определенных на основе отраслевых технологических нормативов (норм) материальных затрат, технико-экономических расчетов и смет, ставок налогов и сборов (обязательных платежей) и цен в планируемом периоде, определенных на основании прогнозных индексов изменения цен производителей.

Помимо того, в

п. 8 Порядка № 373 установлено, что расходы, объективное нормирование которых невозможно, планируются с учетом экономически обоснованных планируемых расходов за предыдущий год, прогноза индексов изменения цен производителей и технико-экономических расчетов.

В то же время другой —

п. 3 Порядка № 373 — говорит о том, что расходы по отдельным статьям включаются в полную планируемую себестоимость производства продовольственных товаров и рассчитываются по действующим ценам, но не выше средних цен, которые сложились на соответствующем рынке.

Здесь абсолютно не раскрыто, а что же понимается под «отдельными статьями»? Если это калькуляционные статьи затрат, то такой экономической категорией

Порядок № 373 не оперирует. Если в это понятие вложен другой смысл, тогда почему не приведено определение термина? Ведь положения (стандарты) бухгалтерского учета, к коим отсылает последний абзац п. 2 Порядка № 373, под «статьей» понимают элемент финансового отчета, что явно не согласуется с логикой анализируемого Порядка.

Также умалчивается, что именно подразумевается под словами: «

не выше средних цен, которые сложились на соответствующем рынке»? Какой рынок является «соответствующим»? Как определить эту самую «среднюю цену»? Какой методологией вычисления средней цены следует воспользоваться? Данные за какой период надо принимать для расчета средней цены? К сожалению, однозначного ответа на эти и множество других вопросов Порядок № 373 не дает.

Кроме того, с одной стороны,

Порядок № 373 объясняет, как определяется планируемый объем производства продовольственных товаров (п. 7), однако, с другой стороны, в состав планируемой производственной себестоимости предлагает включать распределенные общепроизводственные расходы в соответствии с суммарным (?!) объемом производства продовольственных товаров (п. 14). Получается: п. 6 Порядка № 373 требует формировать цены на продовольственные товары с учетом планируемого объема производства, а на самом деле в состав планируемой производственной себестоимости (основной составляющей этой самой цены) общепроизводственные расходы должны быть включены с применением совершенно другой базы распределения — суммарного объема производства. Вообще, суммарный объем производства — это экономическая категория, характеризующая не прогнозный, а фактически произведенный предприятием объем всей товарной продукции. Интересно, как производители продовольственных товаров, устанавливая оптово-отпускную цену «сейчас», смогут определить величину такого суммарного объема производства продукции, которая фактически выпущена «потом»? И зачем описывать, как определять планируемый объем производства продовольственных товаров, если этот показатель потом не задействуется?

Далее. Экономически обоснованными расходами, связанными с обслуживанием и управлением производством (то есть теми, которые могут быть включены в состав полной планируемой себестоимости производства продовольственных товаров), согласно

п. 17 Порядка № 373 считаются административные расходы, распределенные при нормативной (?!) мощности (заметьте, П(С)БУ 16 определяет значение термина «нормальная мощность») в соответствии с суммарным объемом производства продовольственных товаров. Обычно под «нормативной мощностью» понимают максимально возможный выпуск продукции в определенный период времени в номенклатуре, предусмотренной программой производства, с учетом полного использования оборудования и производственных площадей. По всей видимости, именно такой смысл и вкладывался в понятие «нормативная мощность», но об этом, опять-таки, в самом Порядке № 373 ничего не сказано.

Что касается

планируемых расходов «по сбыту» (а не «расходов на сбыт» как это понятие применяется в терминологии национальных стандартов бухгалтерского учета) продовольственных товаров, то они определяются (?!) с применением нормативного (?!) метода по суммарному объему производства продовольственных товаров или по результатам анализа фактического уровня расходов за предыдущий период с учетом изменений, которые предусматриваются в планируемом периоде (п. 19 Порядка № 373). Выглядело бы довольно странным, если бы именно при расчете величины планируемых расходов «по сбыту» — расходов, которые наверняка занимают мизерную долю (судя по их составу, приведенному в п. 18 Порядка № 373) в полной планируемой себестоимости производства продовольственных товаров, регламентировалось применение нормативного метода учета. Вероятно, здесь под нормативным методом подразумевается способ исчисления величины планируемых расходов, базирующийся на использовании установленных норм и нормативов. Во всяком случае такой подход логичен, но прямо в Порядке № 373 не прописан.

Сказанного достаточно, чтобы убедиться —

Порядок № 373 предусматривает использование несопоставимых баз распределения и методов отнесения планируемых расходов в состав полной планируемой себестоимости производства продовольственных товаров, которую образуют экономически обоснованные расходы, связанные с их производством и реализацией, включаемые в:

— планируемую производственную себестоимость;

— административные расходы;

— расходы «по сбыту»;

— финансовые расходы.

Состав расходов

, формирующих полную планируемую себестоимость производства продовольственных товаров, регламентирован пп. 9 — 14 и пп. 16 — 20 Порядка № 373. При ознакомлении с ними сразу же обращает на себя внимание тот факт, что ни в одном из указанных пунктов Порядка № 373 не разрешается включать в состав полной планируемой себестоимости производства продовольственных товаров какие-либо прочие, не оговоренные прямо в них затраты (к примеру, как это установлено в п.п. 15.9, п. 18, п. 19 П(С)БУ 16). Создается впечатление, что разработчики Порядка № 373 не допускают возможности при определении оптовой цены продовольственного товара включения любых, не перечисленных в пп. 9 — 14 и пп. 16 — 20 этого документа, расходов. В результате получается, что значительная часть расходов, фактически понесенных производителями продовольственных товаров, не будет им компенсирована в составе продажной цены. Неужели производители с этим соглашались, подписывая Меморандум?

В отношении расходов, подлежащих отнесению в

планируемую производственную себестоимость продовольственных товаров, стоит сказать, что их состав (обозначен в п. 9 Порядка № 373) тождественен включаемым по «бухучетным» правилам в состав производственной себестоимости продукции (п. 11 П(С)БУ 16).

Это, в частности:

— прямые материальные затраты;

— прямые расходы по оплате труда;

— прочие прямые расходы;

— переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы.

Вместе с тем, в отличие от требований

П(С)БУ 16, состав расходов, входящих в планируемую производственную себестоимость продовольственных товаров, однозначно ограничен в пп. 10 — 13 Порядка № 373, которые не допускают включения в планируемую производственную себестоимость продовольственных товаров расходов, не перечисленных прямо в указанных пунктах этого документа.

Здесь уместно также указать на явное несоответствие положений

п. 9 Порядка № 373 требованиям его п. 14, который наряду с распределенными общепроизводственными расходами предусматривает отнесение в состав планируемой производственной себестоимости нераспределенных постоянных общепроизводственных расходов (при их наличии). Правда, их размер не может превышать фактической величины таких расходов за предыдущий период, — уменьшенных на сумму экономии расходов в связи с проведением в планируемом периоде организационно-технических мероприятий по сокращению расходов производства на планируемый период (в соответствии с требованиями п. 7 этого Порядка).

И еще два момента, на которые крайне необходимо обратить внимание:

1) как сказано в

п. 8 Порядка № 373, планирование производителями продовольственных товаров расходов по оплате труда работников осуществляется согласно приложению с учетом положений Генерального соглашения, отраслевого соглашения и коллективного договора. Но заметьте, что приведенный в приложении состав расходов на оплату труда не соответствует составляющим, образующим фонды основной и дополнительной заработной платы в соответствии с Инструкцией по статистике заработной платы, утвержденной приказом Госкомстата от 13.01.2004 г. № 5. В частности, в состав планируемых расходов по оплате труда согласно приложению к Порядку № 373 не подлежат включению выплаты по договорам гражданско-правового характера, включая договор подряда; надбавки и доплаты за знание и применение в работе иностранного языка и т. д. Хотя, напротив, допускается отнесение расходов, не свойственных предприятиям — производителям продовольственных товаров, в частности, сумм, выплачиваемых при выполнении работ при вахтовом методе организации труда; расходов, связанных с бесплатным проездом работников железнодорожного, авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта и городского электротранспорта (это ли не абсурд?);

2) в соответствии с

п. 4 Порядка № 373 плата за аренду объектов производственного назначения включается в расходы (несомненно — планируемые) в размерах, не превышающих амортизационные отчисления от остаточной стоимости указанных объектов. Вряд ли найдется арендодатель, который согласится за столь мизерную сумму сдавать в аренду свое имущество. Вполне естественно, что арендная плата будет превышать (и скорее всего, в разы) величину амортизации объектов производственного назначения. Только вот заложить ее в полном объеме в планируемую себестоимость, а следовательно, и в отпускную цену продовольственных товаров производителю не позволено, т.е. в конечном счете он обречен на убытки.

Изложенное позволяет однозначно заявить, что со вступлением в силу

Порядка № 373 у государственных органов стало больше возможностей воздействия на производителей продовольственных товаров с одной целью — заставить их снизить цены, а также для проведения проверок. Причем, если Порядок № 373 сохранится в теперешней редакции, потенциально ко всем таким субъектам хозяйствования могут быть применены достаточно серьезные финансовые санкции (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 50).

Единственное радует:

Порядок № 373 не затрагивает вопросы бухгалтерского учета, что прямо оговорено в его п. 5: «Субъекты хозяйствования — производители ведут в соответствии с законодательством бухгалтерский учет хозяйственных операций, связанных с производством продовольственных товаров». А то, что обобщенные на счете 92 административные расходы не формируют в бухгалтерском учете производственную себестоимость продукции, а прямо списываются на расходы деятельности (в дебет счета 79 «Финансовые результаты») в периоде их понесения, бухгалтерам, к счастью, известно.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно