Темы статей
Выбрать темы

Ограничения по срокам получения экспортной выручки и импортного товара

Редакция НиБУ
Статья

Ограничения на сроки получения экспортной выручки и импортного товара

 

При осуществление экспортно-импортных операций предприятие должно учитывать законодательно установленные ограничения по срокам расчета. С 1 января 2008 года в отношении экспортно-импортных операций действует 180-дневное ограничение. В данной статье рассмотрим порядок расчета такого ограничения в стандартных и нестандартных ситуациях.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Ограничение в сроках расчетов по ВЭД-операциям касается двух случаев:

экспорта на условиях отсрочки платежа и импорта на условиях предоплаты (отсрочки поставки).

Так, согласно

ст. 1 Закона № 185 при экспорте на условиях отсрочки платежа выручка резидентов в иностранной валюте должна быть зачислена на валютный счет не позднее 180 календарных дней с даты таможенного оформления. При этом датой таможенного оформления является дата оформления вывозной грузовой таможенной декларации (далее — ГТД) экспортируемой продукции, а в случае экспорта работ (услуг), прав интеллектуальной собственности — дата подписания акта или другого документа, удостоверяющего выполнение работ, предоставление услуг, экспорт прав интеллектуальной соб- ственности.

При импорте на условиях отсрочки поставки

отсрочка поставки не должна превышать 180 календарных дней с момента осуществления авансового платежа или выставления векселя в пользу поставщика импортируемой продукции (работ, услуг) (ст. 2 Закона № 185).

Превышение 180-дневного срока

расчетов при таких экспортно-импортных операциях требует заключения центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики. Положение о порядке его выдачи утверждено приказом Министерства экономики Украины от 18.01.2008 г. № 15.

Сроки могут быть продлены

центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики только при выполнении резидентами договоров производственной кооперации консигнации, комплексного строительства, тендерной поставки, гарантийного обслуживания, поставки сложных технических изделий и товаров специального назначения (ст. 6 Закона № 185).

Порядок отнесения операций резидентов к указанным выше операциям и условия выдачи заключений на превышение сроков утверждены постановлением КМУ от 29.12.2007 г. № 1409.

Обратите внимание: увеличение сроков не работает в отношении договоров оперативного и финансового лизинга (см. письмо НБУ от 24.12.2007 г. № 28-311/4677-13526 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 10).

Если заключения нет и 180-дневный срок нарушен, то резиденту грозит

пеня за каждый день просрочки в размере 0,3 % от суммы недополученной выручки (таможенной стоимости недопоставленной продукции) в иностранной валюте, пересчитанной по валютному курсу НБУ на день возникновения задолженности.

Причем общий размер начисленной пени

не может превышать сумму неполученной выручки (стоимости недопоставленного товара). Об этом прямо сказано в ст. 4 Закона № 185.

Кроме того, обратите внимание:

180-дневный срок распространяется и на экспортно-импортные операции, незавершенные на 1 января 2008 года (см. письмо НБУ от 02.11.2007 г. № 28-310/3953-11348 и письмо ГНАУ от 23.11.2007 г. № 23963/7/22-5018 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 103, а также письмо НБУ от 24.12.2007 г. № 28-311/4677-13526 и письмо ГНАУ от 14.01.2008 г. № 362/7/22-5017 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 10).

 

Начало отсчета 180-дневного срока

При экспорте

отсчет установленного срока расчетов начинается со следующего календарного дня после дня:

— оформления ГТД при экспорте товаров;

— подписания акта или другого документа при экспорте работ (услуг).

При импорте

— со следующего календарного дня после дня осуществления авансового платежа или применения расчетов в форме документального аккредитива с момента осуществления банком платежа в пользу нерезидента.

 

Окончание 180-дневного срока

При экспорте

течение 180-дневного срока прекращается, в общем случае, после зачисления выручки по такой операции на текущий счет резидента-исполнителя. Именно с этого периода банк снимает экспортную операцию с контроля (п. 2.3 Инструкции № 136). Обращаем внимание, что течение указанного выше срока приостанавливается именно в момент зачисления выручки на текущий счет в банке, а не на распределительный счет.

При импорте

товара банк снимает импортную операцию резидента с контроля после предъявления последним ГТД типа IM-40 «Импорт», IM-41 «Реимпорт», IM-72 «Магазин беспошлинной торговли», IM-75 «Отказ в пользу государства», IM-76 «Уничтожение или разрушение» (п.п. 3.3 Инструкции № 136). Такая формулировка в п.п. 3.3 Инструкции № 136 появилась после изменений, внесенных в нее постановлением НБУ от 13.12.2006 г. № 455, вступившим в силу 28 января 2007 года. С такими правилами согласна и ГНАУ (см. п. 4 письма от 11.05.2007 г. № 9433/7/22-6017).

На сегодняшний день в ситуациях, когда товар фактически ввезен на таможенную территорию Украины, а сроки его таможенного оформления и выписки ГТД задерживаются, с резидента будет взыскиваться пеня.

При импорте

окончание отсчета 180 дней прекращается только после предъявления надлежащим образом оформленной ГТД.

 

Приостановление отсчета 180-дневного срока

Приостановить течение 180-дневного срока и начисления пени возможно:

в случае принятия судом, Международным коммерческим арбитражным судом или Морской арбитражной комиссией при Торгово-промышленной палате Украины искового заявления резидента о взыскании с нерезидента задолженности, возникшей в результате несоблюдения нерезидентом сроков, предусмотренных экспортно-импортными контрактами. В случае принятия судом решения об отказе в иске полностью или частично, о прекращении (закрытии) производства по делу или об оставлении иска без рассмотрения соответствующие сроки возобновляются и пеня за их нарушение уплачивается за каждый день просрочки, включая период, на который эти сроки были приостановлены. В случае же принятия судом решения об удовлетворении иска, пеня за нарушение 180-дневного срока не уплачивается с даты принятия судом иска к рассмотрению (ст. 4 Закона № 185);

— при возникновении форс-мажорных обстоятельств.

Течение 180-дневного срока приостанавливается на весь период действия форс-мажорных обстоятельств и возобновляется со дня, следующего за днем окончания действия таких обстоятельств. Что следует считать форс-мажорными обстоятельствами, разъясняется в письме ГНАУ от 10.08.2004 г. № 15183/7/23-5317. Подтверждением форс-мажорных обстоятельств является справка Торгово-промышленной палаты (ТПП) или другой уполномоченной организации (органа), одной из сторон договора или третьей стороны, если это предусмотрено договором (ст. 6 Закона № 185).

 

Сроки давности

Ни

Законом № 185, ни Инструкцией № 136 специальные сроки давности по пене в ВЭД не предусмотрены. В то же время пеня в сфере ВЭД подпадает под определение административно-хозяйственных санкций, установленных ХКУ. В ст. 250 ХКУ установлены сроки применения таких санкций: они могут быть применены к субъекту хозяйствования на протяжении шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом.

Однако по мнению ГНАУ

(см. письмо от 29.01.2004 г. № 10/6/23-5315 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2004, № 20; письмо ГНАУ от 19.08.2005 г. № 8014/6/23-5315 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 103), если нерезидент нарушает взятые на себя обязательства, а резидент по каким-либо причинам не подает иск в суд, то пеня должна начисляться в течение неограниченного периода до того момента, пока не будет погашена задолженность (поставлен товар)*.

* В условиях действующего законодательства размер пени не может превышать стоимости товара.

В то же время есть положительные судебные решения в поддержку «небезграничного» начисления пени

(см. постановление ВАСУ от 12.10.2006 г. по делу № 10/255 и постановление ВАСУ от 31.01.2007 г. по делу № 5/181) .

 

Комиссия банка-нерезидента

Итак, в ходе, например, экспортной операции выручка за экспортную продукцию может поступить в размере, уменьшенном на сумму банковских услуг, которую банк-нерезидент удерживает за прохождение платежа через его счета, т. е. на комиссию банка

-нерезидента.

Такое уменьшение допускается в случаях, когда

уплата резидентом таких вознаграждений предусмотрена экспортным, импортным, лизинговым договорами и/или подтверждена соответствующим банковским документом. Подтверждения не требуется, если комиссионное вознаграждение не превышает 50 евро за каждый платеж или эквивалентно этой суммы в другой иностранной валюте (см. п.п. «е» п. 1.8 Инструкции № 136, а также п. 1 письма НБУ от 15.05.2007 г. № 28-311/1740-5027).

Поэтому следует внимательно изучить содержание ВЭД-договора и если в нем предусмотрена оплата банковского вознаграждения, то уменьшение выручки на сумму комиссии банка не будет расценено как безосновательное ее недополучение.

 

Уменьшение выручки (стоимости товара)

Обратите внимание: в

п. 1.8 Инструкции № 136 предусмотрены и другие случаи (помимо уменьшения выручки на комиссию банка), когда сумма валютной выручки или стоимость товаров может быть уменьшена, не считаясь при этом «безосновательным недополучением».

Это, в частности, когда:

— происходит пересмотр цены товаров в связи с

несоответствием количественных и/или качественных характеристик товара (объекта лизинга) условиям договора. В этом случае банку нужно предоставить решение Международного коммерческого арбитражного суда или Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате либо другого органа (экспертной организации и т. п.), уполномоченного рассматривать споры и удостоверять такое несоответствие согласно правилам или обычаям страны расположения стороны или третьей страны (если это предусмотрено договором);

— происходит пересмотр цены товаров

в результате действий форс-мажорных обстоятельств, которые привели к изменению количественных и/или качественных характеристик товара (объекта лизинга). В этом случае банку нужно предоставить подтверждающий документ Торгово-промышленной палаты или другого уполномоченного органа, экспертной организации, согласно правилам или обычаям страны расположения стороны договора или третьей страны (если это предусмотрено договором);

товары уничтожены, испорчены, похищены, утеряны. При условии, что право собственности на товар согласно условиям договора принадлежит резиденту и такие обстоятельства подтверждены уполномоченными органами страны, на территории которой произошли такие события;

происходит соответствующим образом оформленный возврат товара;

происходит возврат уплаченных импортером средств полностью или частично;

осуществляется налогообложение выполненных резидентами для нерезидентов работ (предоставленных услуг) за пределами Украины — на сумму уплаченных налогов, письменно подтвержденных налоговыми органами страны нерезидента.

Таким образом, если уменьшение выручки (стоимости товара) произошло по вышеперечисленным причинам и документально подтверждены, то банк не устанавливает недополучение выручки и без проблем снимет такую ВЭД-операцию с контроля.

 

Зачет встречных однородных требований в ВЭД

Согласно

п. 1.9 Инструкции № 136 экспортные, импортные операции могут быть сняты с контроля при наличии должным образом оформленных документов о прекращении обязательств по этим операциям путем зачета, если:

— требования вытекают из взаимных обязательств между резидентом и нерезидентом, которые являются контрагентами по этим операциям;

— требования являются однородными;

— срок выполнения по встречным требованиям наступил, или не установлен, или определен моментом предъявления требования;

— между сторонами не было спора по характеру обязательства, его содержанию, условиям выполнения и т. д.

В то же время

Инструкция № 136 не содержит перечня документов, которые следует предоставить банку для снятия такой операции с контроля. На наш взгляд, банки могут потребовать копии экспортно-импортных договоров, копии дополнительных соглашений к таким договорам, копии ГТД, копии актов выполненных работ, акт зачета встречных однородных требований и т. д.

С тем, что

перечисленные в Инструкции № 136 условия являются достаточным основанием для принятия налоговыми органами осуществленного субъектами хозяйствования прекращения обязательств по внешнеэкономическим договорам путем зачета встречных однородных требований, согласна и ГНАУ(см. п. 2 письма от 11.05.2007 г. № 9433/7/22-6017).

То есть, если зачет в ВЭД осуществлен с соблюдением указанных выше условий, такой зачет останавливает течение 180 дней и прекращает начисление пени.

Напомним, что на сторону зачета в сфере ВЭД без применения пени за непоступление выручки налоговики перешли не так уж давно

(см. Обобщающее налоговое разъяснение по применению норм статьи 4 Закона Украины от 23.09.94 г. № 185/94-ВР «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте» в случае прекращения обязательств по внешнеэкономическим договорам путем зачисления встречных однородных требований, утвержденное приказом ГНАУ от 03.08.2006 г. № 450*).

* Отменено приказом ГНАУ от 12.06.2007 г. № 352, о чем указано в письме ГНАУ от 15.06.2007 г. № 12141/7/22-6017.

Однако до этого ГНАУ неоднократно указывала, что при зачете встречных однородных требований в сфере ВЭД начисление пени не приостанавливается (см. с

тарое налоговое разъяснение, утвержденное приказом ГНАУ от 30.12.2003 г. № 641, письмо ГНАУ от 21.04.2005 г. № 3335/6/12-0216).

 

Расчет векселем

180-дневное ограничение распространяется и на расчет векселем. Причем, по мнению налоговых и судебных органов, работает оно следующим образом. Например, резидент отгрузил продукцию за рубеж с условием оплаты ее стоимости векселем. В таком случае оплата по векселю должна поступить в установленные 180 дней после даты таможенного оформления (выписки) ГТД.

Такая позиция в отношении вексельных расчетов по ВЭД-договорам прослеживалась, например, в

п. 3 обзорного письма ВХСУ «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с применением валютного законодательства» от 27.11.2001 г. № 01-8/1289, в консультации налоговиков, опубликованной в «Вестнике налоговой службы Украины», 2002, № 13). Подобного мнения придерживается и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности в письме от 04.04.2000 г. № 06-10/214.

Поэтому в случае, если вексель выдан и с более поздним сроком платежа (превышающим 180 дней), если вексель передан по индоссаменту другому лицу в счет полученных товаров (работ, услуг) (в этом случае выручка на валютные счета вообще не поступит), либо вексель продали с дисконтом, что фактически приводит к уменьшению выручки на сумму дисконта, —

от пени не уйти.

Налоговики в отношении вексельных расчетов по ВЭД-договорам норму, предусмотренную

частью третьей ст. 4 Закона № 2374, в которой указано, что в случае выдачи (передачи) векселя в соответствии с договором прекращаются денежные обязательства относительно платежа по этому договору и возникают денежные обязательства относительно платежа по векселю, не принимают.

 

Комиссионные операции

При проведении экспортных операций, когда по условиям ВЭД-договора

оплата за экспортированную продукцию осуществляется на счет комиссионера, именно он несет ответственность за нарушение упомянутых сроков (см. письмо ГНАУ от 25.09.2001 г. № 12848/7/22-2317, письма НБУ от 18.06.2001 г. № 28-313/2452-3648 и от 07.11.2002 г. № 18-213/3969 и письмо Госкомпредпринимательства от 27.02.2002 г. № 2-221/1167).

 

Расчет с использованием аккредитива

Аккредитив

— условное денежное обязательство, которое предоставляется банком-эмитентом по поручению и инструкциями лица — приказодателя аккредитива (и от его имени) или от собственного имени, осуществить платеж в пользу получателя средств или определенного им лица бенефициара или акцептовать и оплатить выставленные бенефициаром переводные векселя (тратты), либо уполномочить другой банк провести такой платеж, или акцептовать и оплатить переводные векселя (тратты), либо предоставить полномочия другому банку осуществить негоциацию (купить или учесть переводные векселя (тратты) против предусмотренных документов с учетом соблюдения условий аккредитива (п. 1.4 Положения № 514).

В

ст. 2 Закона № 185 определено, что при применении расчетов по импортным операциям резидентов в форме документарного аккредитива 180-дневный срок действует с момента осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента. А такой платеж осуществляется при раскрытии аккредитива, т. е. дата отсчета увязана с моментом получения нерезидентом денежных средств от исполняющего банка.

Что касается экспортеров, то с момента таможенного оформления экспортируемой продукции (выписки вывозной ГТД) для них будет отсчитываться 180-дневный срок (

ст. 1 Закона № 185). Отсчет прекратится только в момент зачисления выручки на их валютные счета в уполномоченных банках, т. е. прекращение отсчета увязано с раскрытием аккредитива.

Нельзя сказать, что проблема «180 дней» должна волновать участников сделки, ведь в аккредитиве указывается срок его действия. А участники сделки уверены, что каждый получит свое в установленные сроки.

 

Импорт без ввоза

Согласно

п. 2 Порядка № 1392 срок завершения импортной операции без ввоза товара на территорию Украины по внешнеэкономическим договорам (контрактам) не может превышать 180 календарных дней с момента осуществления резидентом авансового платежа или выставления векселя в пользу нерезидента, а в случае проведения расчетов в форме документального аккредитива — с момента осуществления уполномоченным банком платежа в пользу нерезидента.

Импортная операция резидента без ввоза товара на территорию Украины считается завершенной при наличии одного из таких условий:

— зачисление выручки на счет резидента в уполномоченном банке в случае продажи нерезиденту товара за пределами Украины;

— подача документов, подтверждающих использование резидентом товара за пределами Украины, перечень которых определен Нацбанком;

— прекращение действий обязательств путем зачисления встречных однородных требований резидента и нерезидента на основании документов, перечень которых определяется Нацбанком.

Согласно первой части

п. 3.6 Инструкции № 136, если импорт продукции (услуг, работ) осуществляется без ввоза из-за границы этой продукции (услуг, работ) на территорию Украины, то резидент предоставляет банку:

документы, которые удостоверяют поставку в пользу покупателя и названы в п.п. 3.3 Инструкции № 136. В данной ситуации таким документом может

быть товаросопроводительный документ, подтверждающий передачу товара в предусмотренном ВЭД-договором месте, накладная, акт приема-передачи

(см. письмо Управления Национального банка Украины в Харьковской области от 09.10.2003 г. № 05-414/7918);

договор, предусматривающий продажу товара нерезиденту и зачисление выручки от такой продажи на счета этого резидента в банках, или документы, подтверждающие потребность использования им этой продукции (услуг, работ) за пределами Украины.

Банк на основании вышеперечисленных документов снимает такую импортную операцию с контроля.

Обратите внимание: в случае поставки товаров по импортному договору резидента без их ввоза на таможенную территорию Украины резидент не подаст указанные выше документы, то банк единоразово в произвольной форме информирует об этом налоговый орган (

п. 7.6 Инструкции № 136).

 

Экспорт без вывоза

Следуя требованиям, изложенным в части второй

п. 3.6 Инструкции № 136, осуществление контроля по экспортной операции, по которой продукция, приобретенная резидентом по импортному договору без ее ввоза на территорию Украины, перепродается нерезиденту, возлагается на тот банк, через который проводилась оплата указанного импортного договора. Отсчет 180-дневного срока расчетов по такому экспортному договору банк начинает со следующего календарного дня после дня выполнения нерезидентом всех обязательств по поставке, возложенных на него по импортному договору.

Надеемся, что, прочитав эту статью, стандартные и нестандартные ситуации по ВЭД-отношениям не застанут вас врасплох.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше