Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Школа правовых знаний. Стажировка персонала

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2008/№ 18
Печать
Статья

Стажировка персонала

 

Все слышали о стажировках, а некоторые предприятия проводят стажировки своих работников, однако, как показывает практика, в отношении понятия стажировки, целей, способов ее проведения и достигаемых ею результатов существуют мнения различной направленности и полярности. Это связано с тем, что Кодекс законов о труде Украины не содержит такого понятия, как «стажировка», поэтому каждый толкует его по своему усмотрению. Данная статья поможет читателю прояснить вопросы, связанные с проведением стажировки.

 

Георгий СФИНЦИЦКИ, юрист

 

Документы статьи

КЗоТ

Кодекс законов о труде Украины.

Положение № 15

Типовое положение о порядке проведения учебы и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденное приказом Государственного комитета Украины по надзору за охраной труда от 26.01.2005 г. № 15.

Положение № 804

Положение о порядке стажировки в государственных органах, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 01.12.94 г. № 804.

Закон № 3425

Закон Украины «О нотариате» от 02.09.93 г. № 3425-XII.

Порядок № 89/5

Порядок прохождения стажировки гражданами Украины в государственных нотариальных конторах или у нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой, утвержденный приказом Министерства юстиции Украины от 07.12.2006 г. № 89/5.

Закон № 1378

Закон Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 г. № 1378-IV.

Закон № 2658

Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III.

Положение № 48

Положение о порядке направления на стажировку врачей, не работавших по специальности более трех лет, и о порядке их последующего допуска к врачебной деятельности, утвержденное приказом Министерства здравоохранения Украины от 17.03.93 г. № 48.

Правила № 176

Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.97 г. № 176.

Положение № 468

Положение о стажировке слушателей Национальной академии государственного управления при Президенте Украины в органах государственной власти и органах местного самоуправления, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 14.04.2004 г. № 468.

Положение № 56

Положение о стажировке специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, утвержденное приказом Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины от 08.05.2001 г. № 56.

Постановление № 356

постановление Совета Министров Украинской ССР «О порядке направления специалистов в зарубежные фирмы для практической стажировки» от 01.12.90 г. № 356.

 

Что такое стажировка?

Как мы уже отмечали,

понятие «стажировка» в КЗоТ не встречается, однако упоминание о нем есть в других различных нормативно-правовых актах Украины.

На наш взгляд, это не значит, что стажировка не связана с трудовыми отношениями, это значит только, что

КЗоТ значительно устарел и не регулирует эти специфические трудовые отношения.

Сразу заметим, что вопросы проведения стажировки урегулированы нормативно-правовыми актами в основном в государственной сфере, а предприятия негосударственной формы собственности могут использовать эти нормативно-правовые акты в качестве образца при проведении стажировки своих работников.

Тем не менее, в

п. 1.7 Положения № 15 дано определение стажировки, которое распространяется на все органы исполнительной власти и местного самоуправления, бюджетные учреждения и субъектов хозяйствования (далее — предприятия) независимо от формы собственности и видов деятельности. Стажировка — это приобретение лицом под непосредственным руководством опытного специалиста практического опыта выполнения производственных заданий и обязанностей на рабочем месте предприятия после теоретической подготовки до начала самостоятельной работы.

 

Обязательное прохождение стажировки

Действующее законодательство для некоторых категорий лиц предусматривает прохождение стажировки как одно из обязательных условий, дающее право на занятие определенной деятельностью.

Например,

нотариусом может быть только гражданин Украины, который, кроме соответствия ряду требований, установленных законодательством, прошел в течение шести месяцев стажировку в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной нотариальной практикой (см. ч. 1 ст. 3 Закона № 3425).

Кроме этого, прохождение указанной выше стажировки является одним из обязательных условий для получения свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью (см.

п. 2 Порядка № 89/5).

Оценщиками по экспертной денежной оценке земельных участков могут быть только лица, получившие

в установленном действующим законодательством порядке соответствующее квалификационное свидетельство, а одним из обязательных условий для его получения является прохождение в течение одного года стажировки в составе субъекта оценочной деятельности вместе с оценщиком, имеющим не менее чем двухгодичный опыт практической деятельности по экспертной денежной оценке земельных участков (см. ч. 1 ст. 7 и ч. 5 ст. 8 Закона № 1378).

Одним из обязательных условий для получения квалификационного свидетельства оценщика

по таким направлениям оценки имущества, как оценка объектов в материальной форме, оценка целостных имущественных комплексов, паев, ценных бумаг, имущественных прав и нематериальных активов, в том числе прав на объекты интеллектуальной собственности, также является прохождение в течение одного года стажировки в составе субъекта оценочной деятельности вместе с оценщиком, имеющим не менее чем двухгодичный опыт практической деятельности по оценке имущества (см. ч. 1 и ч. 2 ст. 15 Закона № 2658).

Прохождение стажировки

сроком от одного до шести месяцев является одним из обязательных условий допуска к врачебной деятельности врачей, не работавших по специальности более трех лет (см. ч. 1 п. 1 Положения № 48).

Перевозчики

, предоставляющие услуги пассажирского автомобильного транспорта, обязаны проводить стажировку водителей перед их переводом на другой маршрут либо на другую модель автобуса (см. п. 34 и п. 47 Правил № 176).

Как видим из приведенных выше примеров, прохождение стажировки обязательно только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, в других же случаях стажировка может проводиться по соглашению между работником и работодателем.

 

Цель стажировки

Как мы уже отмечали,

основная цель стажировки — это приобретение практического опыта выполнения определенной работы или определенных должностных обязанностей на конкретном рабочем месте предприятия, однако в некоторых нормативно-правовых актах встречается и более расширенная версия этой цели.

Так, например,

целью проведения стажировки в государственных органах наряду с приобретением практического опыта является также проверка профессионального уровня и деловых качеств работников, претендующих на должность государственного служащего (см. п. 1 Положения № 804).

Целью

проведения стажировки слушателей Национальной академии государственного управления при Президенте Украины наряду с приобретением опыта выполнения заданий, обязанностей и практической работы является также проверка их профессиональной компетентности и деловых качеств, проведение слушателями исследований по тематике магистерских работ и подготовка аналитических и обобщающих материалов по вопросам государственного управления, местного самоуправления и управления общественным развитием для их применения в практической деятельности (см. п. 2 Положения № 468).

На железнодорожном транспорте целью стажировки

наряду с приобретением практического опыта определенной работы является также повышение квалификации специалиста, проверка профессионального уровня, деловых и личных качеств специалиста, зачисленного в резерв, являющегося претендентом на соответствующую должность (см. п. 1.1 Положения № 56).

Для врачей (провизоров) проводятся курсы

информации и стажировки с целью приобретения ими специальных знаний по определенным проблемам медицины, углубления профессиональных знаний, умений и практических навыков в работе в соответствии с их специальностью и должностью, т. е. целью этих курсов является повышение квалификации врачей (провизоров) — см. п. 2 Положения о повышении квалификации врачей (провизоров) на курсах информации и стажировки, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Украины от 22.07.93 г. № 166.

Стажировка является одной из основных форм повышения квалификации

преподавателей высших учебных заведений (см. п. 1 Положения о стажировке преподавателей высших учебных заведений на предприятиях, в организациях, научных учреждениях и учебных заведениях, утвержденного приказом Министерства образования Украины от 11.05.93 г. № 132) и работников театров, филармоний, профессиональных творческих коллективов, цирка и киностудий Украины (см. п. 1 Положения о стажировке работников театров, филармоний, профессиональных творческих коллективов, цирка и киностудий Украины, утвержденного приказом Министерства культуры Украины от 13.07.93 г. № 178).

Как видим, основная цель стажировки может быть расширена и даже изменена в зависимости от задач, которые ставятся перед нею.

 

Порядок прохождения стажировки (направления на стажировку) и оформления ее результатов

Особенности прохождения стажировки

(когда стажировка проводится по месту работы) либо направления на стажировку (когда стажировка проводится за пределами предприятия или за пределами населенного пункта, где находится предприятие), а также оформления результатов стажировки для отдельных категорий работников регламентируются соответствующими нормативно-правовыми актами.

Давайте рассмотрим стажировку на примере

Положения № 15, так как его действие распространяется на все органы исполнительной власти и местного самоуправления, бюджетные учреждения и предприятия независимо от формы собственности и видов деятельности.

Работники, вновь принятые на предприятие, должны пройти стажировку под руководством опытных, квалифицированных работников в течение не менее 2 — 15 смен (см.

ч. 1 п. 7.1 Положения № 15).

Допуск к стажировке оформляется приказом

, в котором определяется длительность стажировки и указывается фамилия работника, ответственного за ее проведение, при этом работодатель имеет право своим приказом освобождать от прохождения стажировки работников, имеющих стаж работы по соответствующей профессии не менее 3 лет или переводимых из одного подразделения в другое, если характер работы и тип оборудования, на котором они будут работать, не меняются (см. п. 7.3 и п. 7.5 Положения № 15).

На предприятиях должны утверждать перечень должностей и профессий работников, которые должны проходить стажировку, длительность стажировки

в зависимости от характера работы, стажа и квалификации работника, а также разрабатывать программы стажировки для каждой конкретной профессии в соответствии с функциональными обязанностями работников (см. п. 7.4 и п. 7.6 Положения № 15).

Стажировка должна проводиться на рабочих местах

своего или другого подобного по технологии предприятия, при этом в ее процессе работники должны выполнять работы, которые по сложности, характеру, требованиям безопасности соответствуют работам, предусматриваемым функциональными обязанностями этих работников (см. п. 7.7 Положения № 15).

В процессе стажировки работник должен усвоить в конкретных условиях

технологические процессы и оборудование, а также методы безаварийного управления ими, овладеть навыками ориентирования в производственных ситуациях в нормальных и аварийных условиях, закрепить знания правил безопасной эксплуатации технологического оборудования, технологических, должностных инструкций и инструкций по охране труда (см. п. 7.8 Положения № 15).

После окончания стажировки

и при удовлетворительных результатах проверки знаний по вопросам охраны труда работник приказом (распоряжением) работодателя допускается к самостоятельной работе, о чем делается запись в журнале регистрации инструктажей (см. п. 7.8 Положения № 15).

Как видим,

Положение № 15 особых подробностей прохождения стажировки не содержит, поэтому рассмотрим их на примере других нормативно-правовых актов.

В частности,

в государственных органах отбор кандидата на стажировку проводится по инициативе органа, где проводится стажировка, при этом необходимо письменное заявление самого стажера и согласие руководителей по месту стажировки и основной работы стажера (см. п. 2 Положения № 804).

Зачисление на стажировку оформляется приказом

руководителя государственного органа, где проводится стажировка, в этом же приказе устанавливаются срок и порядок прохождения стажировки, во время которой стажер должен соблюдать правила внутреннего трудового распорядка этого государственного органа (см. п. 3 Положения № 804 ).

Стажировка работника проводится с отрывом от основной работы

, при этом за ним по основному месту работы сохраняются его должность и заработная плата, кроме этого ему возмещаются расходы на проезд к месту стажировки и обратно, суточные за время нахождения в дороге и расходы по найму жилья. Впоследствии расходы, связанные со стажировкой работника, возмещаются предприятию государственным органом, пригласившим его на стажировку, за счет средств, предусмотренных на содержание этого государственного органа (см. п. 4 Положения № 804).

За стажером

на период стажировки закрепляется государственный служащий, ответственный за стажировку, а ее содержание определяется индивидуальным планом стажировки, который должен выполнить стажер. По окончании стажировки стажер подает руководству государственного органа докладную записку о стажировке с заключениями руководителя структурного подразделения о возможности использования стажера на государственной службе, а по месту основной работы — сжатый письменный отчет (см. п. 5 и п. 6 Положения № 804).

Для предоставления по месту основной работы стажеру

в государственном органе по результатам стажировки выдается справка (см. п. 7 Положения № 804).

После успешного окончания стажировки негосударственный служащий

, выразивший желание работать в государственном органе, проходит конкурс в установленном порядке, при этом он будет иметь преимущество перед другими лицами, принимающими участие в этом конкурсе, но не проходившими стажировку. Государственный служащий после успешного окончания стажировки может быть переведен на должность по решению руководителя соответствующего государственного органа без конкурсного отбора либо зачислен в кадровый резерв этого государственного органа (см. п. 8 и п. 9 Положения № 804).

Примерно такой же порядок прохождения стажировки предусмотрен на железнодорожном транспорте для лиц, имеющих высшее образование соответствующей специализации и зачисленных в резерв кадров или предлагаемых руководством на высшую должность (см.

Положение № 56).

Основные положения, связанные с направлением специалистов на стажировку в зарубежные фирмы, предусмотрены

постановлением № 356, которое, хотя и устарело, но является действующим документом.

Так,

направление специалиста на стажировку (работу) осуществляется на основании контракта, заключаемого между организацией, отправляющей его, и зарубежной фирмой, принимающей его, при этом в период прохождения стажировки специалисту выплачивается заработная плата в иностранной валюте в размере, определяемом условиями контракта.

И конечно же,

все затраты, связанные с направлением специалиста на стажировку (работу) в зарубежную фирму, несет организация, направившая его туда, а взаимные обязательства между этой организацией и специалистом оформляются договором (см. п. 1 и п. 2 постановления № 356).

В заключение хотелось бы отметить, что предприятия негосударственной формы собственности при проведении стажировки своих работников могут использовать в качестве образца процедуру, предусмотренную для государственных органов и предприятий, а могут и разработать свою.

Для вновь принятых работников стажировку желательно совмещать с установлением испытательного срока во избежание проблем с увольнением работников, прошедших стажировку с отрицательным результатом, но в любом случае, учитывая, что для предприятий негосударственной формы собственности процедура проведения стажировки жестко не регламентирована, у них остается в этом деле широкое поле для деятельности и творческой фантазии, конечно же, не нарушая при этом трудовые права работников, проходящих стажировку.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц