Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Школа правовых знаний. Предприятие и контроль за ценами

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2008/№ 20
В избранном В избранное
Печать
Статья

Предприятие и контроль за ценами

 

В последнее время в связи с ростом цен правительство обещает проконтролировать этот процесс и применять к предприятиям, необоснованно повышающим цены, жесткие меры. Каким же образом и кем в соответствии с действующим законодательством осуществляется государственный контроль за ценами, что можно считать необоснованным повышением цен и какие санкции предусмотрены за это для предприятий? Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья.

 

Георгий СФИНЦИЦКИ, юрист

 

Документы статьи

ХКУ

Хозяйственный кодекс Украины.

Закон № 507

Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII.

ГКУ

Гражданский кодекс Украины.

Постановление № 1548

постановление Кабинета Министров Украины (КМУ) от 25.12.96 г. № 1548 «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)».

Положение № 1819

Положение о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденное постановлением КМУ от 13.12.2000 г. № 1819.

Порядок № 803

Порядок проведения мониторинга цен и тарифов на потребительском рынке, утвержденный постановлением КМУ от 13.07.2002 г. № 803 «О мероприятиях по проведению мониторинга цен и тарифов на потребительском рынке».

Инструкция № 298

Инструкция о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами, утвержденная приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства финансов Украины от 03.12.2001 г. № 298/519

 

Политика ценообразования, порядок установления и применения цен, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по установлению и регулированию цен, а также контролю за ценами и ценообразованием определяются

Законом № 507 и другими законодательными актами (ст. 192 ХКУ).

Как видим,

Закон № 507 является основным законодательным актом, регулирующим указанные выше вопросы. До рассмотрения контроля за ценами остановимся на ценообразовании, так как эти вопросы тесно взаимосвязаны.

 

Правовые основы установления и регулирования цен

Субъектами хозяйствования в своей деятельности

применяются следующие виды цен и тарифов (ст. 6 Закона № 507): свободные, государственные фиксированные, государственные регулируемые.

Основное правило таково —

на все виды продукции, товаров и услуг устанавливаются свободные цены и тарифы, однако существуют и исключения из этого правила, так как в отношении некоторых видов продукции, товаров и услуг осуществляется государственное регулирование цен и тарифов (ст. 7 Закона № 507).

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления государственных фиксированных цен (тарифов) либо предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов, однако этот перечень не является исчерпывающим, так как КМУ может вводить и другие методы государственного регулирования цен и тарифов (

ст. 8 Закона № 507).

Таким образом,

если цены на продукцию, товары и услуги предприятия не подлежат государственному регулированию, то предприятие имеет полное право устанавливать свободные цены.

Это подтверждается и содержанием

ч. 1 ст. 632 ГКУ, в соответствии с которым цена в договоре устанавливается по договоренности сторон, за исключением установленных законом случаев, когда применяются цены (тарифы, ставки и т. п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления.

Итак, кто же от имени государства решает, на какие конкретные виды продукции, товаров и услуг

цены и тарифы подлежат государственному регулированию?

Ответ на этот вопрос нам дает

ст. 4 Закона № 507, в соответствии с которой КМУ:

обеспечивает осуществление государственной политики цен;

определяет перечень продукции, товаров и услуг, в отношении которых устанавливаются государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы, утверждаемые соответствующими органами государственного управления (кроме сферы телекоммуникаций);

определяет полномочия органов государственного управления по установлению и применению цен (тарифов).

КМУ

постановлением № 1548 одновременно установил как полномочия органов государственной власти и местного самоуправления по регулированию цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг
путем установления фиксированных и предельных уровней цен (тарифов), торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок, нормативов рентабельности, внедрения обязательного декларирования изменения, так и эти самые отдельные виды продукции, товаров и услуг.

 

Правовые основания осуществления контроля за ценами

Государственный контроль за ценами осуществляется при установлении и применении государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов

, при этом проверяется правомерность их применения и соблюдение требований законодательства о защите экономической конкуренции (ч. 1 ст. 13 Закона № 507).

Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен осуществляется органами, на которые эти функции возложены КМУ

(ч. 2 ст. 13 Закона № 507), в частности Государственной инспекцией по контролю за ценами — Госценинспекцией, основной задачей которой является организация и осуществление контрольно-наблюдательных функций за соблюдением центральными и местными органами исполнительной власти, а также предприятиями требований по формированию, установлению и применению цен и тарифов (п. 3 Положения № 1819).

Следует учесть, что

кроме Госценинспекции контроль за ценами осуществляет также и Антимонопольный комитет Украины (АМК), который в пределах своей компетенции контролирует соблюдение требований законодательства о защите экономической конкуренции в части установления цен приобретения или реализации товаров со стороны субъектов хозяйствования, являющихся участниками согласованных действий или занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке (см. п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» от 26.11.93 г. № 3659-XII).

В частности, АМК обращает внимание на такие признаки злоупотребления монопольным (доминирующим) положением на рынке, как применение разных цен при заключении равнозначных сделок с продавцами или покупателями без объективных на то причин либо установление таких цен (при приобретении или реализации товара), которые невозможно было бы установить в условиях существования значительной конкуренции на рынке, а также на антиконкурентные действия нескольких субъектов хозяйствования, если они направлены на установление цен приобретения или реализации товаров (см.

п. 1 ч. 2 ст. 6, пп. 1 и 2 ч. 2 ст. 13 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III).

Госценинспекция и АМК взаимно информируют друг друга о выявленных нарушениях

.

Так, Госценинспекция и ее территориальные органы сообщают органам АМК об обнаруженных при осуществлении своих полномочий признаках нарушений законодательства о защите экономической конкуренции в сфере ценообразования, а АМК и его территориальные отделения соответственно сообщают Госценинспекци (ее территориальным органам) об обнаруженных признаках нарушения государственной дисциплины цен (см. 

ч. 3 п. 2.1 и ч. 2 п. 2.2. приказа АМК и Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 02.02.2005 г. № 1/27 «Об организации взаимодействия между Антимонопольным комитетом и Министерством экономики и по вопросам европейской интеграции Украины в сфере контроля за ценами»).

 

Полномочия Госценинспекции в отношении предприятий

Госценинспекция

во исполнение возложенных на нее задач (см. п. 4 Положения № 1819):

проводит мониторинг цен и тарифов, устанавливаемых предприятиями на товары и услуги потребительского рынка;

осуществляет проверки соблюдения предприятиями порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также их экономического обоснования;

— оказывает предприятиям методическую помощь и дает рекомендации по вопросам соблюдения порядка формирования, установления и применения цен;

дает предприятиям по результатам их проверки обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений порядка формирования, установления и применения цен и тарифов;

принимает установленные законодательством меры реагирования к предприятиям, нарушающим порядок формирования, установления и применения цен и тарифов, а также не выполняющим требования органов государственного контроля за ценами;

организует работу по предоставлению выводов по расчетам экономически обоснованных планируемых расходов, связанных с производством, снабжением, транспортировкой тепловой энергии, предоставлением услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению, централизованному отоплению и снабжению горячей водой, вывозу бытовых отходов, техническому обслуживанию лифтов.

Госценинспекция имеет право

(см. п. 5 Положения № 1819):

проводить проверки бухгалтерских документов, книг, отчетов, калькуляций и других документов, связанных с формированием, установлением и применением цен и тарифов на предприятиях независимо от формы собственности;

получать от предприятий необходимые для выполнения возложенных на нее задач материалы и информацию;

обследовать на предприятиях в установленном порядке производственные, складские, торговые и другие помещения, используемые для организации и предоставления услуг, изготовления, хранения и реализации товаров и сырья;

требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых предприятий устранения обнаруженных нарушений порядка формирования, установления и применения цен и тарифов;

принимать решение об изъятии в соответствующий бюджет сумм необоснованно полученной предприятием выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен и штрафа в двукратном ее размере, а также обращаться с исками в суды о взыскании указанных сумм в случае невыполнения предприятиями решений Госценинспекции;

рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также невыполнением требований органов Госценинспекции;

привлекать специалистов предприятий (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, отнесенных к ее компетенции;

отменять решения своих территориальных органов, а также вынесенные ими постановления о наложении административных взысканий.

Кроме этого, следует учесть, что государственные органы, осуществляющие контроль за ценами, и их должностные лица имеют права, исполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренные

Законом Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII, за исключением полномочий, предусмотренных пп. 6 — 9 ст. 11 этого Закона (см. ч. 3 ст. 13 Закона № 507).

 

Мониторинг цен и тарифов на потребительском рынке

Мониторинг цен и тарифов

, хотя и не является проверкой соблюдения государственной дисциплины цен, однако затрагивает предприятия, так как проводится на основании информации и первичных документов предприятий с целью изучения уровня, структуры и динамики цен и тарифов на отдельные товары и услуги и внесения на основании полученных данных КМУ, центральным и местным органам исполнительной власти предложений относительно стабилизации ценовой ситуации на потребительском рынке (см. п. 2 Порядка № 803).

Госценинспекция осуществляет как организацию, так и непосредственное проведение мониторинга цен и тарифов

(см. п. 3 Порядка № 803).

Перечень социально значимых товаров и услуг, по которым будет проводиться постоянный мониторинг цен и тарифов на потребительском рынке регионов

, утвежден постановлением КМУ от 13.07.2002 г. № 803, в него включены некоторые продукты питания, отдельные виды нефтепродуктов и ряд товаров и услуг, реализуемых по регулируемым ценам и тарифам.

Мониторинг проводится по размерам розничных цен, в том числе по размерам торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок (

п. 6 Порядка № 803).

 

Ответственность предприятий и их должностных лиц за нарушения в области цен

Следует заметить, что за нарушение государственной дисциплины цен к предприятиям применяются довольно жесткие финансовые санкции (см.

ст. 14 Закона № 507).

Так,

вся необоснованно полученная предприятием в результате нарушения государственной дисциплины цен сумма выручки подлежит взысканию в доход соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности предприятия).

Такое же наказание предусмотрено и для предприятий, нарушающих действующий порядок определения стоимости строительства, но только в случаях, когда строительство осуществляется с привлечением бюджетных средств либо средств государственных предприятий.

Кроме этого, дополнительно взыскивается штраф в двукратном размере необоснованно полученной суммы выручки, который зачисляется во внебюджетные фонды местных советов.

Госценинспекция не вправе самостоятельно списывать указанные выше суммы со счетов предприятий

в банковских учреждениях, так как они могут быть взысканы только по решению суда.

При применении к предприятиям экономических и финансовых (штрафных) санкций Госценинспекция должна руководствоваться

Инструкцией № 298
, которая хотя и устарела (в нее не вносились никакие изменения с момента принятия в декабре 2001 года), но является действующим документом.

В частности,

в Инструкции № 298 указан примерный перечень нарушений порядка установления и применения цен, за допущение которых применяются экономические санкции (ч. 2 п. 1.4 раздела 1), порядок исчисления суммы выручки, полученной в результате нарушения действующего порядка установления и применения цен (раздел 2), с учетом конкретных нарушений, порядок взыскания сумм экономических и финансовых (штрафных) санкций (раздел 3), порядок обжалования решений о применении экономических и финансовых (штрафных) санкций и т. п.

Следует принимать во внимание, что хотя

Инструкция № 298 и предусматривает взыскание сумм экономических и финансовых (штрафных) санкций, а также обжалование решений о применении экономических и финансовых (штрафных) санкций через хозяйственные суды в порядке хозяйственного процессуального законодательства, однако эти положения устарели и в настоящее время эти дела должны рассматриваться в административных судах, а при их отсутствии — в хозяйственных судах, но по правилам административного судопроизводства (см., например, Рекомендации Президиума Высшего хозяйственного суда Украины от 27.06.2007 г. № 04-5/120 «О некоторых вопросах подведомственности и подсудности дел хозяйственным судам», ст. 17 Кодекса административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV).

Кроме привлечения к ответственности самого предприятия, его

должностные лица на основании ст. 1652 Кодекса Украины об административных правонарушениях за нарушение порядка формирования и применения цен и тарифов могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 85 до 170 грн.), а если должностное лицо на протяжении года уже привлекалось к административной ответственности за такое же нарушение — то в виде штрафа в размере от 10 до 15 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 255 грн.).
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно