Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Как обжаловать решение налогового органа в административном порядке

Редакция НиБУ
Налоги & бухучет Март, 2008/№ 21
В избранном В избранное
Печать
Статья

Как обжаловать решение налогового органа в административном порядке

 

Не секрет, что налогоплательщикам нередко приходится сталкиваться с доначислением контролирующими органами налоговых обязательств. Однако не всегда такие действия представителей налоговой службы объективны. Как же поступать в такой ситуации? К счастью, у налогоплательщиков есть возможность защитить свои права, обжаловав решение контролирующего органа в административном порядке. О том, как именно это сделать, вы узнаете из данной статьи.

 

Наталья БЕЛОВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В каких случаях можно обжаловать решение контролирующего органа

Право налогоплательщика на административное обжалование решений контролирующих органов узаконено

п. 5.2 Закона № 2181. Данным пунктом предусмотрено, что налогоплательщик, не согласившись с решением контролирующего органа, вправе обратиться в контролирующий орган с жалобой (заявлением) о пересмотре такого решения. Причем в соответствии с п.п. 5.2.2 Закона № 2181 налогоплательщик имеет право на административное обжалование, если считает, что контролирующий орган:

— неправильно определил сумму налогового обязательства (начисленного согласно

абзацам «а» — «в» п.п. 4.2.2 и п. 4.3 Закона № 2181);

— неправильно самостоятельно определил сумму налогового обязательства налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства (

абзац «г» п.п. 4.2.2 Закона № 2181);

— принял какое-либо иное решение, противоречащее законодательству по вопросам налогообложения или выходящее за рамки его компетенции, установленной законом.

Имейте в виду, что не подлежит обжалованию налоговое обязательство, самостоятельно определенное налогоплательщиком в налоговой декларации (расчете), поскольку оно в таком случае уже

самостоятельно согласовано налогоплательщиком. Если же налогоплательщик хочет откорректировать сумму такого налогового обязательства, ему следует воспользоваться процедурой исправления самостоятельно выявленных ошибок, установленной в п. 5.1 Закона № 2181.

 

Что можно обжаловать

Порядок обжалования налоговых уведомлений и решений органов государственной налоговой службы определен в

Положении № 29. В п. 2 этого Положения указано, что налогоплательщик в административном порядке может обжаловать:

1) налоговые уведомления, а также налоговые уведомления-решения об определении сумм налоговых обязательств, штрафных (финансовых) санкций и налоговые уведомления относительно налогового долга. Заметим, что в случае обжалования налогового долга сумма налоговых обязательств уже будет являться согласованной (со дня получения налогоплательщиком налогового уведомления). А потому с процедурой административного обжалования налогоплательщику лучше не затягивать и подать жалобу в соответствующие сроки непосредственно после получения налогового уведомления, не допуская, чтобы налоговые обязательства переросли в налоговый долг;

2) решения о:

— запрете осуществления операций с заложенными активами (предписание);

— распределении сумм налоговых обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, возникающими вследствие реорганизации;

— погашении налоговых обязательств, обеспеченных налоговым залогом, до проведения реорганизации;

— установлении солидарной ответственности за уплату налоговых обязательств реорганизующегося налогоплательщика;

— распространении права налогового залога на все активы налогоплательщика, созданного путем объединения других налогоплательщиков;

— продаже активов, находящихся в налоговом залоге;

— самостоятельном определении органами государственной налоговой службы состава активов, подлежащих продаже (акт описи);

— аресте активов;

— досрочном расторжении договоров о рассрочке, отсрочке налоговых обязательств по инициативе органа государственной налоговой службы;

— предоставлении налогоплательщиком новой налоговой декларации с исправленными показателями;

— применении штрафных (финансовых) санкций;

3) постановления по делам об административных правонарушениях.

Обращаем внимание, что

ряд решений налогоплательщик не вправе обжаловать (см. абзац второй п. 2 Положения № 29). Среди них решения относительно:

— акцизного сбора и НДС (с учетом случаев, когда законом обязанность по их взысканию или контролю возлагается на налоговые органы), ввозной и вывозной пошлины и других налогов, сборов (обязательных платежей), которые в соответствии с законами взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или вывозу (пересылке) товаров и предметов с нее;

— взносов в Пенсионный фонд Украины;

— взносов в Фонд социального страхования Украины.

Кроме того,

п. 3 Положения № 29 предусмотрено, что процедура административного обжалования не может быть применена налогоплательщиками, в отношении которых поданы иски в суд, а также относительно решений налоговой милиции.

 

Какие требования предъявляются к оформлению жалобы

Решив прибегнуть к процедуре обжалования, налогоплательщик направляет органу налоговой службы

жалобу (заявление) в письменной форме по почте с уведомлением о вручении или передает ее через своего представителя.

Требования к оформлению жалобы изложены в

п. 3 Положения № 29. Так, в жалобе (заявлении) в обязательном порядке должны быть указаны:

1) фамилия, имя, отчество, местожительство физического лица — налогоплательщика, а для юридического лица — налогоплательщика — его наименование, местонахождение, а также адрес, по которому необходимо направить решение (ответ) по жалобе (заявлению);

2) наименование органа государственной налоговой службы, которым выдано обжалуемое налоговое уведомление, решение или постановление по делу об административном правонарушении, его дата и номер; название налога, сбора (обязательного платежа) или штрафной (финансовой) санкции и сумма;

3) суть затронутого вопроса, просьбы или требования и обоснование несогласия плательщика налогов с суммой налогового обязательства, определенной органом государственной налоговой службы в налоговом уведомлении, или несогласие с другим решением органа государственной налоговой службы;

4) информация о подаче или неподаче искового заявления в суд о признании недействительным налогового уведомления или решения органа государственной налоговой службы, а также об уведомлении или неуведомлении соответствующего органа государственной налоговой службы о подаче повторной жалобы (заявления) вышестоящему органу государственной налоговой службы;

5) подпись физического лица — налогоплательщика, а для юридического лица — налогоплательщика — подпись руководителя или лица, исполняющего обязанности руководителя. Если жалоба (заявление) в интересах физического лица или юридического лица подается его представителем, то к ней прилагается копия доверенности, оформленной в соответствии с требованиями законодательства. Подпись представителя юридического лица на жалобе (заявлении) должна быть скреплена печатью юридического лица;

6) перечень документов и расчетов, прилагаемых к жалобе (заявлению). В случае направления жалобы (заявления) по почте к ней прилагаются опись вложения и уведомление о вручении.

К

первичной жалобе (заявлению) следует приложить такие документы, перечисленные в п. 5.2 Положения № 29 :

— налоговое уведомление об определении суммы налогового обязательства;

— акт проверки и другие документы (расчеты), на основании которых определено налоговое обязательство.

Что касается пакета документов, прилагаемых к

повторной жалобе, то кроме указанных выше документов, в него также входят:

— первичная жалоба налогоплательщика и документы, подтверждающие доказательства его несогласия с определенной суммой налогового обязательства и штрафных (финансовых) санкций или неправомерность принятого налоговой службой решения;

— надлежащего качества ксерокопии решения, принятого по результатам рассмотрения первичной жалобы, а в соответствующих случаях — повторной жалобы (заявления) налогоплательщика, и другие имеющиеся в наличии у налогоплательщика документы, подтверждающие обстоятельства дела.

Представители налоговой администрации не вправе отказывать налогоплательщику в приеме жалобы (см.

п. 3 Положения № 29 и п. 2 раздела II Методических рекомендаций № 10013). Однако если вышеуказанные требования по оформлению этого документа не соблюдены, вследствие чего нет возможности для рассмотрения его по сути, он возвращается налогоплательщику с соответствующими разъяснениями в течение 5 дней со дня получения. Вот почему важно все оформить правильно. Кстати, образец жалобы приведен в приложении к письму ГНАУ от 14.12.2004 г. № 24348/7/25-0017 (с. 30 этого номера).

 

В какие сроки подается жалоба

По общему правилу, установленному

п.п. 5.2.2 Закона № 2181, жалоба должна быть подана контролирующему органу в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления или другого обжалуемого решения. Обратите внимание: отсчет 10 дней ведется со дня, следующего за днем получения налогового уведомления (другого обжалуемого решения).

Пример.

Налогоплательщик, получивший налоговое уведомление 25 февраля 2008 года, не согласен с отраженной в нем суммой налоговых обязательств, начисленных налоговым органом, и хочет обжаловать такое решение. Для этого он должен подать налоговому органу жалобу в 10-дневный срок, т. е. в период не позднее 6 марта. Жалобу, поданную 7 марта 2008 года, налоговая служба рассматривать не будет.

Если последний день срока подачи жалобы приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается первый следующий рабочий день.

В соответствии с

Положением № 29 в 10-дневный срок с момента получения налогового уведомления или ответа (решения) налогового органа на жалобу (заявление), в частности, могут быть обжалованы:

1) налоговые требования и решения о:

— запрете осуществления операций с заложенными активами налогоплательщика;

— погашении налоговых обязательств, обеспеченных налоговым залогом, до проведения реорганизации;

— продаже активов, находящихся в налоговом залоге;

— самостоятельном определении органами государственной налоговой службы состава активов, подлежащих продаже (акт описи);

— аресте активов;

— досрочном расторжении договоров о рассрочке, отсрочке налоговых обязательств по инициативе налогового органа;

— суммы штрафных (финансовых) санкций за нарушение налогового законодательства и законодательства в сфере ВЭД, применение которых законодательством отнесено к компетенции налоговых органов.

Более продолжительный срок (не 10, а

30 календарных дней) установлен для обжалования налоговых обязательств, самостоятельно определенных контролирующим органом по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства.

Так, в

п. 4.4 Положения № 29 уточнено, что 30-дневный срок для обжалования распространяется на:

1) суммы налоговых обязательств по земельному налогу, начисленного гражданам — собственникам земельных участков и землепользователям;

2) суммы налоговых обязательств по подоходному налогу с граждан, начисленного физическим лицам — субъектам предпринимательской деятельности, гражданам, иностранным гражданам и лицам без гражданства на основании предоставления ими деклараций об ожидаемых или о фактически полученных доходах;

3) решения о:

— распределении суммы налоговых обязательств или налогового долга между налогоплательщиками, возникающих в результате реорганизации;

— установлении солидарной ответственности за уплату налоговых обязательств реорганизуемого налогоплательщика;

— распространении права налогового залога на все активы налогоплательщика, создаваемого путем объединения других налогоплательщиков.

В некоторых случаях сроки подачи жалобы о пересмотре решения контролирующего органа

могут быть продлены. Согласно Порядку № 113 они продлеваются для налогоплательщиков:

— юридических лиц — если никто из должностных лиц такого юридического лица не имел возможности в определенные

Законом № 2181 сроки выполнить налоговые обязательства и/или воспользоваться налоговыми правами плательщика налогов, а собственник такого юридического лица был лишен возможности назначить других должностных лиц (см. п. 2.1 Порядка № 113);

— физических лиц — если такой налогоплательщик был лишен возможности в определенный

Законом № 2181 срок выполнить налоговые обязательства и/или воспользоваться налоговыми правами (см. п. 2.2 Порядка № 113).

Указанные сроки продлеваются по письменному заявлению налогоплательщика, к которому обязательно должны быть приложены документы, подтверждающие соответствующие возникшие обстоятельства. Если налоговый орган по этому поводу принимает положительное решение, сроки подачи жалобы для административного обжалования налоговых обязательств продлеваются до 30 календарных дней со дня принятия такого решения о продлении сроков.

 

img 1

 

Важно помнить, что

днем подачи жалобы (заявления) являются:

день фактической подачи этого документа в соответствующий налоговый орган — в случае самостоятельной его передачи налогоплательщиком (через своего представителя) в налоговый орган (абзац девятый п. 3 Положения № 29);

дата отправления жалобы (заявления), указанная отделением почтовой связи в уведомлении о вручении почтового отправления и на конверте — в случае направления жалобы (заявления) по почте (абзац девятый п. 3 Положения № 29);

дата фактического поступления жалобы (заявления) в налоговый орган — в случае отсутствия уведомления о вручении и описи вложения почтового отправления и оттиска календарного штемпеля отделения почтовой связи на почтовом отправлении (конверте, бандероли), что делает невозможным выяснение фактической даты получения жалобы (заявления) отделением почтовой связи (абзац десятый п. 3 Положения № 29).

 

В каком порядке осуществляется первичное обжалование

Налогоплательщик, решив начать процедуру административного обжалования (первичного обжалования), обращается с жалобой (заявлением) в тот контролирующий орган, который направил ему налоговое уведомление (требование, решение). Например, если налоговое уведомление направлено районной налоговой инспекцией, то жалоба подается в эту же налоговую инспекцию.

Обращаться в контролирующий орган выcшего уровня (к примеру, в ГНА в области), минуя орган налоговой службы, приславший налоговое уведомление (требование, решение), нельзя, поскольку в таком случае будет нарушен установленный порядок административного обжалования.

Напоминаем: налогоплательщик может обжаловать только полученное решение (налоговое уведомление, требование) налогового органа, а не акт, составленный контролирующим органом по итогам проверки.

В любое время

до принятия решения контролирующим органом поданная жалоба может быть отозвана или аннулирована налогоплательщиком по его письменному заявлению (п.п. 9 п. 15 Положения № 29).

Если налогоплательщик не согласен с решением контролирующего органа по первичной жалобе, он имеет право на повторное обжалование такого решения.

 

В каком порядке осуществляется повторное обжалование

Повторное обжалование осуществляется в вышестоящих контролирующих органах. Причем процедура повторного обжалования может быть применена налогоплательщиком дважды.

Так, повторная жалоба может быть направлена налогоплательщиком в вышестоящий контролирующий орган, а при повторном полном или частичном неудовлетворении жалобы — в контролирующий орган высшего уровня (см.

п.п. 5.2.2 Закона № 2181).

Повторные жалобы налогоплательщику необходимо подавать самостоятельно (через своего представителя) или отсылать по почте с уведомлением о вручении непосредственно в вышестоящий орган налоговой службы (ГНИ в городе с районным делением или в региональную (областную) ГНА), а при обжаловании решений, принятых региональной ГНА, — в ГНАУ. Такая схема действий описана, в частности, в консультации, опубликованной в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2004, № 10, с. 57.

Иными словами, повторная жалоба направляется:

— на решение ГНИ в районе или городе, межрайонной или объединенной ГНИ — в ГНА в областях и АР Крым;

— на решение ГНИ в районе города с районным делением — в городскую ГНИ (в городах Киеве и Севастополе — в городскую ГНА);

— на решение ГНА в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе — в ГНАУ. Решение ГНАУ является окончательным, но может быть обжаловано в судебном порядке.

Если в повторной жалобе затрагиваются вопросы или прилагаются документы, которые

не были предметом обжалования и рассмотрения по первичной жалобе, то такие вопросы и документы не подлежат рассмотрению по существу, а налогоплательщик информируется о необходимости рассмотрения этих вопросов тем налоговым органом, решение которого обжалуется (п. 5.3 Положения № 29).

Для повторного обжалования установлены те же сроки, что и для подачи первичной жалобы. Это означает, что повторная жалоба должна быть подана налогоплательщиком

в течение 10 (30) календарных дней либо в течение продленных сроков (если сроки были продлены), следующих за днем получения им налогового уведомления или другого решения налогового органа.

Если налогоплательщик, получивший решение (ответ) контролирующего органа на первичную жалобу, не подал повторную жалобу в установленный срок, считается, что он согласился с решением контролирующего органа. При этом процедура административного обжалования считается завершенной в последний день срока, отведенного для подачи жалобы.

Таким образом, для отсчета сроков подачи повторной жалобы необходимо точно знать день получения налогоплательщиком решения (ответа) контролирующего органа по первичной жалобе. На то, что именно день получения решения (ответа) важен для отсчета сроков при повторном обжаловании (а не, к примеру, день получения налогоплательщиком нового налогового уведомления, направленного ему после принятия решения по жалобе), обращают внимание представители ГНАУ в консультации, опубликованной в журнале «Вестнике налоговой службы Украины», 2004, № 10, с. 57.

Иногда случается, что налогоплательщик отказывается от получения решения (ответа), принятого по рассмотрению жалобы, или не находится по адресу, указанному в жалобе для направления решения (ответа). В такой ситуации датой вручения ему решения следует считать дату, указанную работником почтовой связи на уведомлении о вручении почтового отправления, об отказе налогоплательщика от получения решения, или дату совершенной работником почтовой связи записи на уведомлении об отсутствии получателя решения по указанному в жалобе адресу (см.

п. 10 Положения № 29 ).

Определив таким образом день получения налогоплательщиком решения контролирующего органа, можно рассчитать и 10 (30)-дневный срок, отведенный для подачи повторной жалобы. И если налогоплательщик в течение этого срока не подаст повторную жалобу, то процедура административного обжалования будет считаться завершенной.

 

В какие сроки контролирующий орган должен принять решение по жалобе

Получив жалобу, контролирующий орган

в течение 20 календарных дней со дня ее получения обязан направить налогоплательщику мотивированное решение. Заметьте: этот же срок действует и в случае повторного обжалования решения контролирующего органа.

Решение (ответ) на жалобу направляется в адрес налогоплательщика

по почте с уведомлением о вручении или выдается ему под расписку. Такое решение оформляется на бланке органа налоговой службы, рассматривавшего жалобу.

В данном случае обращаем внимание на следующие два момента.

Во-первых

, поскольку отсчет 20 календарных дней ведется со дня получения жалобы налоговым органом (а такой день может и отличаться от дня направления жалобы, если, например, жалоба направлена налогоплательщиком по почте), то фактически для отсчета 20-дневного срока налогоплательщик должен знать, когда именно налоговый орган получил его жалобу.

При подаче жалобы налогоплательщиком самостоятельно (через своего представителя) в налоговый орган днем ее получения этим ведомством будет являться день подачи жалобы. При этом в соответствии с

абзацем третьим п. 3 Положения № 29 в день поступления жалоба регистрируется в налоговом органе.

В случае же отправления жалобы по почте с уведомлением о вручении дату получения жалобы контролирующим органом налогоплательщик может узнать из такого уведомления.

Во-вторых

, ответ на жалобу должен быть направлен контролирующим органом в течение 20 календарных дней. Какая же дата подразумевается под «днем направления ответа» применительно к контролирующему органу? За ответом на этот вопрос обратимся к п. 10 Положения № 29, в котором определен момент, когда решение считается направленным (врученным) налогоплательщику.

Так, решение считается направленным (врученным) юридическому лицу — плательщику налогов, если оно вручено руководителю или уполномоченному лицу такого юрлица

под расписку или направлено по почте с уведомлением о вручении по адресу, указанному этим лицом непосредственно в жалобе в качестве адреса, по которому необходимо направить решение (ответ) на жалобу.

В таком случае 20-дневный срок будет соблюден налоговым органом, если решение вручено налогоплательщику под расписку в течение такого срока. Когда решение (ответ) направляется налоговой службой по почте, то днем такого направления решения будет день его отправления по почте (а не день получения налогоплательщиком). То есть 20-дневный срок будет соблюден, если в течение этого срока контролирующий орган отправит решение по почте. Такого же мнения придерживается и Госкомпредпринимательства в

письме от 31.01.2003 г. № 3-222/572 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 14).

Бывает и так, что в некоторых случаях руководитель контролирующего органа (или его заместитель)

продлевает сроки рассмотрения жалобы налогоплательщика сверх установленных 20 календарных дней (но не более 60 календарных дней), о чем должен известить налогоплательщика письменно еще до окончания 20-дневного срока.

Согласно

п. 8 Положения № 29 основаниями для продления срока являются, в частности:

— отсутствие приложенных к жалобе документов (акта проверки, расчетов к нему, решения, принятого по рассмотрению акта проверки, решения, принятого по рассмотрению жалобы, других документов, необходимых для рассмотрения жалобы);

— необходимость дополнительной проверки предоставленных бухгалтерских документов или документов налогового учета;

— необходимость документов других организаций, входящих в их компетенцию, для выяснения обстоятельств дела и т. п.

К сведению: не может быть основанием для продления сроков рассмотрения жалобы неподача налогоплательщиком вместе с первичной жалобой ксерокопии акта проверки, расчетов и других приложений к нему, а также налогового уведомления. На это обратила внимание ГНАУ в

письме от 14.12.2004 г. № 24348/7/25-0017.

Соблюдение сроков ответа контролирующего органа на жалобу важно в первую очередь потому, что если мотивированное решение по жалобе не

направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока (или в течение продленного срока), то такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Также жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение контролирующего органа о продлении сроков не было направлено налогоплательщику до окончания 20-дневного срока. То есть в таких случаях процедура административного обжалования будет завершена, а значит, налогоплательщик вправе не выполнять обжалуемое решение контролирующего органа (уплачивать сумму налогового обязательства, налогового долга, пени, штрафных санкций). На это указывает п. 11 Положения № 29.

 

Какое решение по жалобе может принять контролирующий орган

Согласно

п. 9 Положения № 29 налоговый орган при рассмотрении жалобы (заявления) налогоплательщика проверяет законность и обоснованность обжалуемого решения (налогового уведомления, налогового требования) и принимает одно из таких решений:

1) оставляет обжалуемое решение (налоговое уведомление, налоговое требование) без изменений, а жалобу (заявление) — неудовлетворенной;

2) отменяет в определенной части обжалуемое решение и не удовлетворяет жалобу (заявление) налогоплательщика в определенной части;

3) отменяет обжалуемое решение и удовлетворяет жалобу (заявление) налогоплательщика;

4) принимает решение о налоговом компромиссе;

5) увеличивает сумму налогового обязательства (пени и штрафных санкций) или налогового долга;

6) оставляет в случаях, предусмотренных

ст. 8 Закона об обращениях граждан, жалобу (заявление) без рассмотрения и возвращает ее автору.

Примите к сведению: на процедуру административного обжалования распространяется правило конфликта интересов, предусмотренное

п. 4.4 Закона № 2181. Это означает, что когда в спорных ситуациях есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и налогового органа, решение принимается в пользу налогоплательщика.

Несомненно, наиболее желательным для налогоплательщика является вариант

с удовлетворением жалобы контролирующим органом в полном объеме. В этом случае ранее принятое решение налогового органа отменяется, а налоговые уведомления (налоговые требования) считаются отозванными со дня принятия решения о такой отмене.

Однако решения по жалобе могут иметь и не столь благоприятные последствия для налогоплательщика — от неудовлетворения жалобы до увеличения суммы налоговых обязательств (налогового долга). В таких случаях он может либо согласиться с решением контролирующего органа по жалобе, либо продолжить процедуру обжалования в вышестоящих налоговых органах или в суде, соблюдая соответствующие сроки подачи заявлений.

Заметим, что о праве налогоплательщика на обжалование решения контролирующего органа в административном или судебном порядке должно быть указано непосредственно в таком решении.

В случае

отмены в определенной части ранее принятого решения налогового органа о начислении суммы налогового обязательства (пени, штрафных санкций) или налогового долга ранее направленное налоговое уведомление (налоговое требование) считается отозванным со дня получения налогоплательщиком нового налогового уведомления (налогового требования), содержащего новую сумму налогового обязательства (налогового долга). Уменьшенная сумма налогового обязательства (налогового долга) должна быть уплачена налогоплательщиком или может быть обжалована им с соблюдением соответствующих сроков.

Рассматривая жалобу налогоплательщика, контролирующий орган может предложить ему

компромиссное решение спора (налоговый компромисс), заключающееся в удовлетворении части жалобы налогоплательщика под его обязательство согласиться с остатком налоговых обязательств. Как правило, такое решение по жалобе выносится в случаях, когда у контролирующего органа есть все основания считать, что предложенный налоговый компромисс приведет к более быстрому и/или более полному погашению налогового обязательства по сравнению с результатами, которые могут быть получены в результате передачи такого спора на решение суда. В случае согласия налогоплательщика на компромисс решение о налоговом компромиссе вступает в силу с момента получения письменного согласия руководителя вышестоящего органа государственной налоговой службы, а сумма налогового обязательства, определенная условиями налогового компромисса, считается согласованной.

Обращаем внимание, что

решение о налоговом компромиссе не может быть обжаловано в будущем. Порядок применения налогового компромисса органами государственной налоговой службы в рамках административной апелляционной процедуры утвержден приказом ГНАУ от 26.04.2001 г. № 182 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2001, № 46).

Возможен и такой вариант развития событий, когда решение, принятое по рассмотрению жалобы, окажется менее благоприятным для налогоплательщика, чем обжалуемое решение. В случае

увеличения налоговым органом суммы налогового обязательства (пени, штрафных санкций, налогового долга) ранее направленное налоговое уведомление (налоговое требование) не отзывается, а на сумму такого увеличения налоговый орган направляет отдельное налоговое уведомление. Увеличенная сумма налогового обязательства должна быть уплачена или может быть обжалована налогоплательщиком с соблюдением соответствующих сроков.

Итак, если процедура административного обжалования завершена и налогоплательщик не собирается продолжать дальнейшее обжалование в судебном порядке, то

день окончания такой процедуры является днем, когда налоговые обязательства становятся согласованными (см. абзац шестой п. 12 Положения № 29).

Сроки окончания процедуры административного обжалования приведем в таблице.

 

Варианты окончания процедуры административного обжалования

День окончания процедуры административного обжалования (день согласования налоговых обязательств)

1

2

Жалоба (заявление) о пересмотре решения контролирующего органа не подана налогоплательщиком в установленный срок

Последний день срока, предусмотренного для подачи жалобы (заявления) о пересмотре решения контролирующего органа (

п.п. 5.2.4 Закона № 2181, абзац второй п. 12 Положения № 29)

Полное удовлетворение жалобы налогоплательщика контролирующим органом

День получения налогоплательщиком решения контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы (

п.п. 5.2.4 Закона № 2181, абзац третий п. 12 Положения № 29)

Решение контролирующего органа (ГНАУ) не подлежит дальнейшему административному обжалованию

День получения налогоплательщиком решения контролирующего органа, не подлежащего дальнейшему административному обжалованию

(п.п. 5.2.4 Закона № 2181, абзац четвертый п. 12 Положения № 29)*

Решение о налоговом компромиссе

День вступления в силу решения о налоговом компромиссе (

п. 9 Положения № 29)

* В этот день налоговые обязательства считаются согласованными, если налогоплательщик не собирается продолжать обжалование в судебном порядке. Если обращение в суд с иском о признании недействительным решения контролирующего органа планируется, то на этом процедура административного обжалования заканчивается, однако налоговое обязательство продолжает оставаться несогласованным до рассмотрения судом дела по сути и принятия соответствующего решения. При обращении налогоплательщика в суд следует письменно уведомить налоговый орган о судебном обжаловании его решений (абзац второй п. 3 Положения № 29).

 

В течение 10 календарных дней, следующих за днем окончания процедуры административного обжалования (днем согласования), налогоплательщик обязан самостоятельно погасить согласованную сумму налоговых обязательств, а также пеню и штрафные санкции при их наличии (

п.п. 5.3.2 Закона № 2181). Налоговое обязательство, не уплаченное в такой срок, становится налоговым долгом со всеми вытекающими из этого последствиями.

 

Выводы

Подавая жалобу на решения налоговых органов, следует учесть все положительные и отрицательные стороны такой процедуры.

К «плюсам» процедуры административного обжалования можно отнести следующие:

1) своевременно поданная жалоба останавливает выполнение налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении, до дня окончания процедуры административного обжалования, а этот срок может составлять до 3 месяцев (в отдельных случаях — до полугода). Кроме того, после подачи соответствующего заявления вплоть до момента окончания процедуры апелляционного согласования ни пеня, ни иные санкции, вытекающие из обжалуемого решения, к предприятию не применяются;

2) в период обжалования решения представители налоговой службы не могут в качестве обеспечения требовать передачи в залог имущества налогоплательщика;

3) на любой стадии административного обжалования у налогоплательщика остается (с учетом срока давности) право прервать данную процедуру и обратиться с соответствующим иском в суд.

Что касается отрицательных сторон процедуры административного обжалования, то можно назвать такие:

1) судебная процедура обжалования пока еще дает налогоплательщику больше шансов на объективное рассмотрение его дела, нежели административная. Налоговики, разбирающие жалобу на решения своих коллег, все же настроены больше в пользу последних;

2) налоговый орган при неблагоприятном исходе рассмотрения жалобы налогоплательщика может увеличить сумму его налогового обязательства или налогового долга;

3) подача жалобы может служить основанием для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с

п. 4 ст. 11 Закона № 509.

Вот, пожалуй, и вся основная информация, которую следует знать, начиная процедуру административного обжалования решения налогового органа. Желаем вам терпения и только благоприятного исхода событий!

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете сайт Factor Войдите и читайте дальше бесплатно