Темы статей
Выбрать темы

Обжалование решений налоговых органов по неналоговым вопросам (РРО, оборот наличных средств, пеня в ВЭД)

Редакция НиБУ
Статья

Обжалование решений налоговых органов по неналоговым вопросам (РРО, оборот наличных средств, пеня в ВЭД)

 

Как известно, есть две процедуры, по которым можно обжаловать решение любого госоргана или его должностных лиц — административная, когда жалоба подается в вышестоящий орган, и судебная. Но простого наличия права — в данном случае права на обжалование решений госорганов — часто оказывается недостаточно. Нужно знать процедуру его реализации. Выясним, как обжаловать решения налоговых органов по неналоговым вопросам в административном порядке.

Елена Уварова, юрист

 

Документы статьи

КАСУ

— Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Закон № 509

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 481/95

— Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Положение № 29

— Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков государственными налоговыми администрациями, утвержденное приказом ГНАУ от 11.12.96 г. № 29.

Порядок № 253

— Порядок направления органами государственной налоговой службы Украины налоговых уведомлений налогоплательщикам и решений о применении штрафных (финансовых) санкций, утвержденный приказом ГНАУ от 21.06.2001 г. № 253.

Порядок № 790

— Порядок применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», утвержденный постановлением КМУ от 02.06.2003 г. № 790.

 

В

Законе № 509 закреплено право обжаловать решения, действия или бездействие органов государственной налоговой службы и их должностных лиц в установленном законом порядке (ст. 14). Наличие такой абстрактной отсылки вызывает вопрос, в каком именно законе искать указанный порядок и будет ли он одинаковым во всех случаях, когда обжалуется решение, действие (бездействие) налоговиков, или будет отличаться в зависимости, например, от того, обжалуется решение по налоговому или неналоговому вопросу.

 

Обжалование в вышестоящий орган: каким порядком руководствоваться

Преамбула

Закона № 2181, в которой указано, что данный закон является специальным в вопросах определения процедуры обжалования действий органов взыскания, наводит на мысль, что именно о Законе № 2181 и шла речь в ст. 14 Закона № 509. Посмотрим, так ли это.

Об обжаловании решений контролирующих органов говорится в

п.п. 5.2.2 Закона № 2181. В абзаце первом данного подпункта сказано: в случае, если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму налогового обязательства либо принял какое-либо другое решение, противоречащее законодательству по вопросам налогообложения или выходящее за пределы его компетенции, установленной законом, такой налогоплательщик имеет право обратиться к контролирующему органу с жалобой о пересмотре этого решения. Срок для подачи такой жалобы — 10 календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется. Ввиду достаточно общей формулировки эту норму можно было бы при большом желании распространить на все случаи, когда налогоплательщик обжалует решение налоговиков — независимо от того, обжалуется решение, принятое в рамках осуществления контроля за соблюдением налогового законодательства или неналогового. Долгое время налоговики именно на приведенный пункт Закона № 2181 и ссылались, когда речь заходила о сроках обжалования решений по так называемым неналоговым вопросам (см., например, письмо ГНАУ от 30.10.2002 г. № 214/2/25-0315).

Но налоговики иногда отклонялись от такой позиции, определяя сроки обжалования решений налоговых органов со ссылкой на

абзац пятый п.п. 5.2.2 Закона № 2181. В нем указано: если в соответствии с законом контролирующий орган самостоятельно определяет налоговое обязательство налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение 30 календарных дней со дня получения налогового уведомления. Эту норму можно понимать двояко. С одной стороны, можно говорить, что она применяется также и в тех случаях, когда налоговый орган принимает решение по причинам, связанным с нарушением налогоплательщиком законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговиков, но которое не отнесено к налоговому. С другой стороны, Закон № 2181 дает исчерпывающий перечень случаев, когда контролирующий орган может самостоятельно определить налоговое обязательство. Они названы в п.п. 4.2.2 Закона № 2181. И если среди них выделять обусловленные «причинами, не связанными с нарушением налогового законодательства», то к таковым следует отнести случай, когда в соответствии с законами по вопросам налогообложения лицом, ответственным за начисление отдельного налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий орган. При такой трактовке из сферы действия абзаца пятого п.п. 5.2.2 Закона № 2181 выпадают решения по неналоговым вопросам.

Все вопросы должно было снять внесение изменений в

Положение № 29. В конце 2005 г. оно было дополнено п. 16, устанавливающим сроки и процедуру обжалования в административном порядке решений о применении штрафных (финансовых) санкций органа государственной налоговой службы, кроме штрафных (финансовых) санкций за нарушение законодательства о налогообложении и за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности. В соответствии с внесенными изменениями такие решения могут быть обжалованы в государственной налоговой администрации (инспекции) высшего уровня в течение одного года с момента (дня) его принятия, но не позже одного месяца со дня направления (вручения) решения о применении штрафных (финансовых) санкций налогоплательщику, если другой порядок и сроки обжалования не указаны в законодательном акте, которым предусмотрены штрафные (финансовые) санкции и их применение органами государственной налоговой службы. Тот факт, что Положение № 29 не является законом (а именно в такой форме, если руководствоваться ст. 14 Закона № 509, должен устанавливаться порядок обжалования решений органов государственной налоговой службы), последовав примеру Минюста, который его зарегистрировал, нужно, видимо, оставить незамеченным.

Однако формулировка

п. 16 Положения № 29 оставляет открытыми несколько вопросов. Один из них напрямую связан с дискуссией о том, какие акты следует относить к законодательству о налогообложении. Этот спор между налоговиками, с одной стороны, и налогоплательщиками и судами, с другой, ведется давно. Но в том, что законодательство об РРО, обороте наличности, а также о производстве и обороте алкоголя и табака относится к числу сфер неналогового законодательства, налоговики согласились со своими оппонентами (см. письмо ГНАУ от 05.10.2006 г. № 18547/7/24-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 93; «Вестник налоговой службы Украины», 2006, № 3, с. 29), во многом благодаря судам, которые не раз указывали, что на обжалование решений о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушения именно в указанных сферах законодательства, распространяется действие п. 16 Положения № 29 (см., например, постановление Хозяйственного суда г. Киева от 19.06.2006 г. № 11/200-А, постановление Хозяйственного суда Волынской области от 04.08.2006 г. по делу № 03/44-2А).

Нужно также учитывать, что действие

п. 16 Положения № 29 не применяется и тогда, когда порядок и сроки обжалования штрафных санкций указаны в законодательном акте, которым они предусмотрены. Если говорить об обжаловании штрафных санкций за нарушение законодательства об РРО, обороте наличности, а также о производстве и обороте алкоголя и табака, то только в отношении последних отдельно оговорен срок обжалования (см. Порядок № 790). Он составляет один месяц (о правилах его исчисления см. на с. 35). В остальном процедура обжалования решений о применении штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных законодательством об обороте алкоголя и табака, будет аналогична процедуре обжалования решений, принятых за нарушения в других сферах неналогового законодательства.

Теперь о том, какой законодательный акт устанавливает порядок обжалования решений за нарушение законодательства

в сфере внешнеэкономической деятельности. Как мы уже говорили, в преамбуле Закона № 2181 говорится о том, что он является специальным законом, устанавливающим, в частности, порядок начисления и уплаты пени за нарушение в сфере внешнеэкономической деятельности и определяющим процедуру обжалования действий органов взыскания. Более того, налоговики даже внесли изменения в Инструкцию о порядке применения штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденную приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. № 110, которыми в понятие налогового обязательства была включена пеня за нарушение сроков расчетов в сфере внешнеэкономической деятельности. Но и это не спасло налоговиков: высшие судебные инстанции не признают пеню в ВЭД налоговым обязательством и отказываются распространять на порядок ее взыскания Закон № 2181 (определения ВАСУ от 06.11.2007 г., от 23.10.2007 г.). Можно предположить, что суды на том же основании сочтут невозможным распространить на решения о применении пени в сфере ВЭД и процедуру обжалования решений контролирующего органа, предусмотренную Законом № 2181.

В итоге получаем, что обжалование штрафов по РРО, наличным средствам и другим неналоговым обязательствам выведено за рамки

Закона № 2181.

 

Орган, в который подается жалоба

Следующий вопрос заключается в том, в какой именно налоговый орган подается жалоба. Дело в том, что

п. 16 Положения № 29 предусматривает, что жалоба на решение о применении штрафных санкций подается в вышестоящую государственную налоговую администрацию (инспекцию), в отличие от Закона № 2181, согласно которому жалоба на решение контролирующего органа подается в этот же контролирующий орган (п.п. 5.2.2 Закона № 2181). Это положение вводит в заблуждение многих налогоплательщиков, результатом чего становится подача ими жалоб неуполномоченным на их рассмотрение органам (см. постановления Хозяйственного суда Днепропетровской области от 22.06.2006 г. по делу № А17/152, от 18.10.2006 г. по делу № А17/167, постановление Хозяйственного суда г. Киева от 19.06.2006 г. № 11/200-А).

В

п. 16 Положения № 29 не только прямо указано, что решение о применении штрафных (финансовых) санкций обжалуется в вышестоящей государственной налоговой администрации (инспекции), но и детализировано, в какие именно налоговые инспекции нужно подавать жалобу в зависимости от того, какой налоговой принято решение о применении штрафных санкций. Так, решения государственной налоговой инспекции в районе, межрайонной, городской (городов с районными государственными налоговыми инспекциями), объединенной либо специализированной государственной налоговой инспекции обжалуются в государственной налоговой администрации в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе; решения налоговой инспекции в районе города с районным делением, кроме городов Киева и Севастополя, — в государственной налоговой инспекции в городе; решения региональных управлений Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНАУ — в Департаменте по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНАУ; решения государственной налоговой администрации в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе, Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНАУ — в ГНАУ.

Обращаем внимание на особенности обжалования решений о применении пени в сфере ВЭД: их, если руководствоваться

абзацем первым п.п. 5.2.2 Закона № 2181, нужно обжаловать в контролирующий орган, который принял оспариваемое решение.

 

Сроки административного обжалования

Теперь попробуем разобраться со

сроками подачи жалобы на решение о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушения неналогового законодательства. Напомним формулировку из п. 16 Положения № 29: жалоба может быть подана в течение года с момента (дня) принятия решения, которое обжалуется, но не позднее месяца со дня его направления (вручения).

Для начала определимся с тем, какие дни считаются днем принятия оспариваемого решения, а также днем его направления (вручения) налогоплательщику.

Дата принятия решения о применении штрафных (финансовых) санкций к субъекту хозяйствования указывается непосредственно в решении (см. форму «С» приложения 8 к

Порядку № 253).

Правила, с помощью которых можно определить день, когда решение считается врученным (направленным), закреплены в

абзацах десятом и одиннадцатом п. 10 Положения № 29. В соответствии с ними датой направления решения будет считаться дата, проставленная в уведомлении о вручении, если решение направляется почтой с уведомлением о вручении, либо дата непосредственного вручения руководителю или уполномоченному лицу юрлица под роспись. Дата вручения (отправления) решения о применении штрафных санкций проставляется в корешке решения.

Если же решение невозможно вручить из-за отсутствия налогоплательщика по своему местонахождению, то в день получения налоговым органом информации о невозможности вручения решения налогоплательщику оформляется соответствующий акт. В этот же день решение размещается на доске налоговых объявлений. День размещения такого решения, зафиксированный в акте о невозможности его вручения налогоплательщика, считается днем его вручения.

Нужно также вспомнить о правилах исчисления сроков: если срок определен годами, он истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока, если месяцами — в соответствующее число последнего месяца срока. Приведем пример. Если налоговое уведомление-решение было принято 01.02.2008 г. и вручено под роспись руководителю юрлица 05.02.2008 г., то последним днем, когда можно подать жалобу на такое решение, будет 06.03.2008 г.

Какое же значение имеет оговорка о том, что жалоба может быть подана в течение года со дня принятия решения? Представим ситуацию, когда налоговое уведомление-решение было принято 22.01.2007 г., а вручено 18.01.2008 г.: на его обжалование остается всего пять дней, поскольку последним днем, когда может быть подана жалоба, будет 23.01.2008 г.

Но шансов на то, что такая ситуация может возникнуть, практически нет. В соответствии с

Порядком № 253 после составления в тот же день решение о применении штрафных (финансовых) санкций передается структурному подразделению, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции, для направления (вручения) субъектам хозяйствования (п. 7.6). Это структурное подразделение в день получения решения от структурного подразделения, которое его составило, направляет (вручает) это решение налогоплательщику (п. 4.5, п. 7.7 Порядка № 253)*. Как видим, в идеале решение о применении штрафной санкции должно быть направлено субъекту хозяйствования сразу же в день его принятия. Видимо, оговорка о годичном сроке со дня принятия решения вводилась для случаев, обусловленных человеческим фактором, т.е. для тех, когда работник структурного подразделения, в функции которого входит регистрация входящей и исходящей корреспонденции, не выполнил своих служебных обязанностей.

* В отношении решения о применении финансовых санкций, предусмотренных законодательством об обороте алкоголя и табака, п. 9 Положения № 790 предусматривает, что такое решение направляется субъекту предпринимательской деятельности (или вручается под роспись его представителю) в течение 3 дней со дня его принятия.

Для налогоплательщика это означает: если решение о применении штрафных санкций получено налогоплательщиком по истечении года со дня его принятия, такое решение не подлежит выполнению. При другой трактовке мы получаем абсурдную ситуацию: налогоплательщик лишается возможности реализовать свое право на обжалование решений в вышестоящем органе по независящим от него причинам.

Отсутствие в

Положении № 29 ограничения сроков, в течение которых решение должно быть направлено налогоплательщику, не может означать, что в отношении неналоговых штрафных санкций нет сроков давности по их применению. Суды в этом вопросе последовательно отстаивают позицию, согласно которой все такие штрафные санкции (в том числе пеню за нарушение сроков расчетов в сфере ВЭД) следует считать административно-хозяйственными, а значит, применить их, как предусмотрено ст. 250 Хозяйственного кодекса Украины, можно только в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позже чем через один год со дня нарушения субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности (см., например, постановление ВСУ от 13.02.2007 г., определения ВАСУ от 31.01.2007 г., от 28.02.2007 г., от 03.03.2007 г., от 13.03.2007 г. № К-20980/06, от 06.11.2007 г.). Днем выявления нарушения считается день подписания акта проверки, в котором оно зафиксировано. Суды, как правило, исходят из того, что днем применения административно-хозяйственной санкции является день принятия решения о ее применении. Однако, уверены, если возникнет спор о том, может ли быть применена штрафная санкция, решение по которой было направлено субъекту хозяйствования более чем через шесть месяцев со дня выявления нарушения, суды займут сторону субъекта хозяйствования.

Мы рассмотрели общее правило о сроках подачи жалобы на решение о применении штрафных санкций, предусмотренных неналоговым законодательством, соблюдение которого контролируют налоговики. Из этого правила есть два исключения. Первое касается тех случаев, когда сроки обжалования указаны в законодательном акте, устанавливающем штрафные санкции. Такой срок предусмотрен в отношении решений о применении санкций за нарушения в сфере оборота алкоголя и табака

Порядком № 790, согласно п. 13 которого решение о применении финансовых санкций может быть обжаловано в месячный срок в установленном законодательством порядке. Как видим, в целом порядок обжалования решения будет таким же, разница только в сроке. Но и она небольшая. Разве что нет ограничения в отношении годичного срока со дня принятия решения. Месячный срок для обжалования решения о применении финсанкций за нарушение законодательства об обороте алкоголя и табака следует исчислять со дня получения решения субъектом хозяйствования. Этот вывод следует из п. 10 Порядка № 790, в соответствии с которым именно с момента получения решения начинает исчисляться 30-дневный срок, в течение которого решение должно быть выполнено*.

* То, что в п. 10 Порядка № 790 срок установлен в днях, а в п. 13 как месячный срок, не должно смущать. Думаем, эту несогласованность нужно расценивать как погрешность в работе по принятию нормативных актов.

Предусмотренный

п. 16 Положения № 29 срок для обжалования решений о применении штрафных санкций не применяется также для обжалования решений о начислении пени за нарушения законодательства в сфере ВЭД. В соответствии с п. 4.6 Положения № 29 суммы штрафных (финансовых) санкций за нарушения законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности, применение которых законодательством отнесено к компетенции органов государственной налоговой службы, могут быть обжалованы в течение 10 календарных дней, следующих за днем получения налогового уведомления либо ответа (решения) органа государственной налоговой службы на жалобу (заявление). Аналогичный срок предусмотрен абзацем первым п.п. 5.2.2 Закона № 2181.

 

Как составить жалобу

В жалобе, которую нужно изложить в письменной форме, необходимо указать:

1) фамилию, имя, отчество, место проживания физлица-налогоплательщика, а для юрлица-налогоплательщика — его наименование, местонахождение, а также адрес, на который необходимо направить решение (ответ) по жалобе;

2) наименование органа государственной налоговой службы, которым выдано обжалуемое решение, его дата и номер; название штрафной (финансовой) санкции и сумму;

3) суть требования налогоплательщика и обоснование несогласия с решением органа государственной налоговой службы;

4) подавался или не подавался иск в суд о признании недействительным решения органа государственной налоговой службы;

5) подпись физлица-налогоплательщика, а для юрлица-налогоплательщика — подпись руководителя или лица, выполняющего обязанности руководителя юридического лица. Если жалоба подается представителем, то к ней прилагается копия доверенности, а подпись представителя юрлица на жалобе должна быть скреплена печатью этого юрлица;

6) перечень документов и расчетов, которые прилагаются к жалобе; в случае направления жалобы почтой прилагается опись вложенного и уведомление о вручении.

К жалобе прилагаются ксерокопии таких документов:

1) акта проверки, по результатам которой принято решение;

2) решения о применении штрафных (финансовых) санкций;

3) замечаний и пояснений, если они были поданы налогоплательщиком во время проверки и рассмотрения материалов проверки, других документов, подтверждающих обстоятельства дела.

 

Рассмотрение жалобы

Как указано в

абзаце четвертом п. 16 Положения № 29, рассмотрение жалоб на решения о применении штрафных (финансовых) санкций и принятие решений происходят в 30-дневный срок* со дня поступления жалобы в органы государственной налоговой службы.

* Этот срок следует рассчитывать в календарных днях. Чтобы обосновать такой вывод, можно сослаться на решения КСУ от 07.07.98 г. № 11-рп/98, от 19.05.2004 г. № 11-рп/2004, в которых суд указал на то, что в законодательстве Украины общепринятым является порядок исчисления сроков, при котором термин «дни», если он употребляется без оговорок, означает календарные дни.

У органа, рассматривающего жалобу, есть возможность продлить этот срок, если в 30-дневный срок рассмотреть жалобу невозможно (в связи с отсутствием приложенных к жалобе документов; необходимостью дополнительной проверки предоставленных бухгалтерских документов либо документов налогового учета; необходимостью изучить документы других организаций для установления обстоятельств дела и др.). В этом случае руководитель (или его заместитель) такого органа устанавливает необходимый срок для рассмотрения жалобы, о чем сообщается налогоплательщику, подавшему жалобу. При этом общий срок рассмотрения жалобы

не может превышать 45 дней.

Как мы знаем, процедура обжалования налоговых уведомлений и налоговых уведомлений-решений предусматривает, что если налоговый орган не принимает решение по жалобе в установленные сроки, жалоба считается удовлетворенной. Обращаем внимание на то, что в отношении обжалования решений по применению штрафных санкций, предусмотренных неналоговым законодательством (кроме законодательства в сфере ВЭД), это правило не действует. Дело в том, что согласно

последнему абзацу п. 16 Положения № 29 на подачу и рассмотрение жалоб на указанные решения не распространяется действие ряда пунктов Положения № 29, в том числе и п. 11, который предусматривает, что жалоба считается удовлетворенной, если нарушены сроки ответа на нее. Это дает основания судам отказывать в удовлетворении требований налогоплательщиков, ссылающихся на то, что налоговым органом были нарушены сроки рассмотрения жалобы, а значит, она была удовлетворена (постановление Хозяйственного суда Николаевской области от 13.02.2007 г. по делу № 17/683/06). В связи с этим советуем субъектам хозяйствования, не получившим ответа на поданную жалобу в установленные сроки, подавать жалобу на действия (бездействие) налогового органа. Такая жалоба может быть подана либо в вышестоящий орган, либо в суд. В качестве требований можно просить признать действия налогового органа незаконными, обязать вынести решение по жалобе, возместить ущерб, причиненный нарушением процедуры рассмотрения жалобы. А вот если нарушены сроки ответа на жалобу в отношении решения о применении пени в сфере ВЭД, тут есть все основания настаивать на том, что ее следует считать удовлетворенной — ведь налоговики сами включили пеню в сфере ВЭД в понятие налогового обязательства, а в отношении налоговых уведомлений данное правило действует.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, также может быть обжаловано: если это решение государственной налоговой администрации — в налоговую более высокого уровня, если решение Департамента по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и оборотом подакцизных товаров ГНАУ — в ГНАУ. Сроки для обжалования такого решения аналогичны срокам обжалования решения о применении штрафных санкций, о которых шла речь выше.

Что касается сроков рассмотрения жалобы на решения о применении пени за нарушение сроков расчетов в сфере ВЭД, то, как мы уже говорили, в этом вопросе следует ориентироваться на

абзац первый п.п. 5.2.2 Закона № 2181. Им установлен 20-дневный срок для рассмотрения жалобы налогоплательщика (отсчитывается со дня получения жалобы), который может быть продлен руководителем контролирующего органа, но при этом общий срок рассмотрения жалобы не может превышать 60 дней.

Попробуем проиллюстрировать в виде схемы, как выглядит процедура административного обжалования решений налоговых органов о применении штрафных (финансовых) санкций, предусмотренных законодательными актами, не входящими в сферу налогового законодательства.

 

img 1

 

Приостанавливает ли подача жалобы течение сроков на выполнение решения?

По общему правилу, когда истекает срок на добровольное выполнение решения контролирующего органа по неналоговому вопросу, контролирующий орган обращается в суд для принудительного взыскания суммы штрафных санкций, определенных в решении. Вносит ли коррективы в эту процедуру подача налогоплательщиком в вышестоящий орган жалобы на решение о применении штрафных санкций?

Не исключено, что контролирующий орган повременит с обращением в суд до вынесения вышестоящим органом решения по жалобе налогоплательщика. Например, в отношении штрафных санкций, предусмотренных

Законом № 481/95, ГНАУ указала, что в суд для принудительного взыскания таких санкций в случае невыполнения субъектом хозяйствования решения об их применении в добровольном порядке контролирующий орган может обратиться, если данное решение не обжалуется таким субъектом хозяйствования (письмо ГНАУ от 14.04.2004 г. № 6506/7/21-0917). Из этого следует вывод, который можно распространить и на другие неналоговые обязательства: налоговики, скорее всего, не будут обращаться в суд за взысканием штрафных санкций до окончания процедуры административного обжалования.

Если все же иск о взыскании суммы штрафных санкций был подан налоговиками, у налогоплательщика есть три пути: либо подать в суд ходатайство о приостановлении производства по делу до вынесения решения вышестоящим органом государственной налоговой службы, в котором обжалуется решение о применении штрафных санкций (

п. 4 ч. 2 ст. 156 КАСУ), либо, узнав о поданном налоговиками иске, самому подать административный иск с требованием отменить решение о применении штрафных санкций (в этом случае суд, если он примет иск и откроет производство по делу, будет обязан приостановить рассмотрение иска налоговиков до того момента, пока не вступит в силу решение суда по иску налогоплательщика на основании п. 3 ч. 1 ст. 156 КАСУ), либо не предпринимать никаких активных действий, просто выступая ответчиком в деле, рассматриваемом по иску налогового органа о взыскании штрафных санкций.

Подытожим все изложенное в виде таблицы, для удобства сравнив в ней основные процедурные моменты в обжаловании решений по налоговым обязательствам и неналоговым.

 

Процедурные вопросы

Обжалование решений по налоговым обязательствам, а также о применении пени в сфере ВЭД

Обжалование решений по неналоговым обязательствам

1

2

3

Номативный акт, устанавливающий процедуру обжалования

п.п. 5.2.2 Закона № 2181, п.п. 1-15 Положения № 29

п. 16 Положения № 29, специальные нормативные акты, предусматривающие штрафные санкции за нарушение неналогового законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на налоговиков

Орган, в который подается жалоба

Первичная жалоба подается в контролирующий орган, принявший оспариваемое решение. На решение, принятое по результатам рассмотрения первичной жалобы, в вышестоящий орган ГНС может быть подана повторная жалоба. Последняя, в свою очередь, может быть обжалована в ГНАУ

Жалоба подается в вышестоящий орган по отношению к контролирующему органу, принявшему оспариваемое решение. Решение, принятое по результатам рассмотрения такой жалобы, может быть обжаловано в государственной налоговой администрации более высокого уровня

Сроки подачи жалобы

10 календарных дней, следующих за днем получения решения (налогового решения-уведомления); 30 календарных дней — для налоговых обязательств, самостоятельно определенных налоговым органом по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства

1 год с момента (дня) принятия обжалуемого решения, но не позже одного месяца со дня его направления (вручения) налогоплательщику, если другой порядок и сроки обжалования не указаны в законодательном акте, которым предусмотрены штрафные (финансовые) санкции и их применение органами государственной налоговой службы

Сроки рассмотрения жалобы

20 календарных дней (в случае продления — не более 60 календарных дней)

30 календарных дней (в случае продления — не более 45 календарных дней)

Последствия нарушения контролирующим органом сроков рассмотрения жалобы

Жалоба считается удовлетворенной

Жалоба не считается удовлетворенной. Нарушение сроков рассмотрения может быть обжаловано

 

Вот мы и выяснили, как выглядит процедура обжалования решений налоговиков по неналоговым вопросам в административном порядке. Если возникнет необходимость подать жалобу на такое решение в суд, с тем, как это сделать, можно ознакомиться в нашей газете (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2008, № 21).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше